Редактирование: Терминология настольных игр

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 3: Строка 3:
== Классификация игр по аудитории ==
== Классификация игр по аудитории ==


'''[[Абстрактная игра]]''' игра без [[сеттинг]]а (антуража) или с антуражем, отстранённым от игрового процесса (например, шахматы в оформлении [[Наполеоновские войны|Бородинской битвы]]). Типичные примеры — шахматы, домино.
'''[[Абстрактная игра]]''' — игра без [[сеттинг]]а (антуража) или с антуражем, отстранённым от игрового процесса (например, шахматы в оформлении [[Наполеоновские войны|Бородинской битвы]]). Типичные примеры — шахматы, домино.


'''[[Америтреш]], игра американской школы''' игра с глубоко проработанным миром, часто опирающаяся на конфликт между игроками и с большим влиянием [[рандом|случая]].
'''[[Америтреш]], игра американской школы''' — игра с глубоко проработанным миром, часто опирающаяся на конфликт между игроками и с большим влиянием [[рандом|случая]].


'''[[Варгейм]], военная игра''' игра о войнах между армиями или государствами.
'''[[Варгейм]], военная игра''' — игра о войнах между армиями или государствами.


'''Детская игра''' игра для дошкольников или младших школьников с простейшими правилами. Часто не интересны взрослым. Но добавь «[[мафия (класс игр)|мафию]]» — и здоровые дяди и тёти с увлечением режутся в «Черепашьи бега».
'''Детская игра''' — игра для дошкольников или младших школьников с простейшими правилами. Часто не интересны взрослым. Но добавь «[[мафия (класс игр)|мафию]]» — и здоровые дяди и тёти с увлечением режутся в «Черепашьи бега».


'''[[Еврогейм]], игра европейской школы''' размытый класс игр, который определяется такими признаками: 1) достаточно абстрактная игра, но с антуражем; этот антураж несложно заменить на другой; 2) недорогие игральные комплекты, обычно в виде плоских деревянных фишек; 3) интересная всей семье; 4) метод взаимодействия — конкуренция. «Монополия», к примеру.
'''[[Еврогейм]], игра европейской школы''' — размытый класс игр, который определяется такими признаками: 1) достаточно абстрактная игра, но с антуражем; этот антураж несложно заменить на другой; 2) недорогие игральные комплекты, обычно в виде плоских деревянных фишек; 3) интересная всей семье; 4) метод взаимодействия — конкуренция. «Монополия», к примеру.


'''[[Патигейм]], салонная игра''' весёлая игра с несложными правилами, рассчитанная на большое количество игроков, некоторые из которых под алкоголем или играют впервые.
'''[[Патигейм]], салонная игра''' — весёлая игра с несложными правилами, рассчитанная на большое количество игроков, некоторые из которых под алкоголем или играют впервые.


'''[[Настольная ролевая игра|Ролевая игра]]''' игра, где вы управляете некоторым персонажем и делаете всё, что хотите. Что из этих действий выходит — решает ведущий (''мастер'').
'''[[Настольная ролевая игра|Ролевая игра]]''' — игра, где вы управляете некоторым персонажем и делаете всё, что хотите. Что из этих действий выходит — решает ведущий (''мастер'').


'''[[Скирмиш]]''' военная игра, в которой каждая фишка — отдельный воин (а не подразделение или соединение).
'''[[Скирмиш]]''' — военная игра, в которой каждая фишка — отдельный воин (а не подразделение или соединение).


'''[[Филлер (игра)|Филлер]]''' игра с коротким сеансом, позволяющая «убить» несколько минут или дождаться, пока в клубе не освободится компания для более основательной игры.
'''[[Филлер (игра)|Филлер]]''' — игра с коротким сеансом, позволяющая «убить» несколько минут или дождаться, пока в клубе не освободится компания для более основательной игры.


== Классификация игр по взаимодействию между игроками ==
== Классификация игр по взаимодействию между игроками ==


'''Одиночная (соло-) игра''' игра одного против игры.
'''Одиночная (соло-) игра''' — игра одного против игры.


'''[[Кооперативная игра]]''' совместная игра всех против игры.
'''[[Кооперативная игра]]''' — совместная игра всех против игры.


'''Полукооперативная игра''' игра одного (ведущего) против всех остальных.
'''Полукооперативная игра''' — игра одного (ведущего) против всех остальных.


'''[[Мафия (класс игр)|Мафия]]''' игра с неизвестными ролями. Роль открывается, когда персонажа «убивают», либо одна из сторон выполняет свою задачу. Помимо собственно «[[Мафия (игра)|Мафии]]», к этому классу относятся [[Room 25]] и «[[Ankh-Morpork (настольная игра)|Анк-Морпорк]]».
'''[[Мафия (класс игр)|Мафия]]''' — игра с неизвестными ролями. Роль открывается, когда персонажа «убивают», либо одна из сторон выполняет свою задачу. Помимо собственно «[[Мафия (игра)|Мафии]]», к этому классу относятся [[Room 25]] и «[[Ankh-Morpork (настольная игра)|Анк-Морпорк]]».


'''Командная игра''' игра, в которой игроки разбиваются на команды определённого состава.
'''Командная игра''' — игра, в которой игроки разбиваются на команды определённого состава.


'''Игра с коалициями''' когда между игроками можно заключать коалиции. Иногда их можно заключать свободно, иногда по правилам.
'''Игра с коалициями''' — когда между игроками можно заключать коалиции. Иногда их можно заключать свободно, иногда по правилам.


'''Игра с предателем''' помесь кооперативной игры и «мафии». Формально цели общие, но один — предатель, который играет на стороне игры.
'''Игра с предателем''' — помесь кооперативной игры и «мафии». Формально цели общие, но один — предатель, который играет на стороне игры.


'''Масштабируемость''' — безболезненная подгонка игры под разное количество игроков. Например, «[[Zombicide|Зомбицид]]» плохо масштабируется: чем больше игроков, тем проще задача. А вот в «[[Eldritch Horror|Древнем ужасе]]» очень много параметров зависит от количества игроков.
'''Масштабируемость''' — безболезненная подгонка игры под разное количество игроков. Например, «[[Zombicide|Зомбицид]]» плохо масштабируется: чем больше игроков, тем проще задача. А вот в «[[Eldritch Horror|Древнем ужасе]]» очень много параметров зависит от количества игроков.
Строка 43: Строка 43:
=== Терминология, связанная с взаимодействием между игроками ===
=== Терминология, связанная с взаимодействием между игроками ===


'''Соревнование''' когда действия игроков никоим образом не влияют на других. Например, '''[[кинь-двинь|игра-ходилка]]'''.
'''Соревнование''' — когда действия игроков никоим образом не влияют на других. Например, '''[[кинь-двинь|игра-ходилка]]'''.


'''Конкуренция''' когда действия игроков опосредованно влияют на других (например, купив здание, вы лишаете других доступа к нему).
'''Конкуренция''' — когда действия игроков опосредованно влияют на других (например, купив здание, вы лишаете других доступа к нему).


'''Конфликт''' когда механика игры предписывает прямо вредить игрокам.
'''Конфликт''' — когда механика игры предписывает прямо вредить игрокам.


'''Альфа-игрок''' бич командных и кооперативных игр. Наиболее умелый игрок принимает решения, а остальные только выполняют его команды.
'''Альфа-игрок''' — бич командных и кооперативных игр. Наиболее умелый игрок принимает решения, а остальные только выполняют его команды.


'''Вынос лидера''' ситуация, когда один из игроков близок к победе, и остальные ополчаются против него. Бич игры «[[Cyclades|Киклады]]» (без дополнения). Существуют игры, намеренно полагающиеся на вынос лидера: «[[Munchkin|Манчкин]]» или «[[Discworld: Ankh-Morpork|Анк-Морпорк]]».
'''Вынос лидера''' — ситуация, когда один из игроков близок к победе, и остальные ополчаются против него. Бич игры «[[Cyclades|Киклады]]» (без дополнения). Существуют игры, намеренно полагающиеся на вынос лидера: «[[Munchkin|Манчкин]]» или «[[Discworld: Ankh-Morpork|Анк-Морпорк]]».


'''Кингмейкинг''' ситуация, когда игрок, не имеющий шансов на победу, получает все рычаги для выбора, кто победит.
'''Кингмейкинг''' — ситуация, когда игрок, не имеющий шансов на победу, получает все рычаги для выбора, кто победит.


'''Мастер''' ведущий.
'''Мастер''' — ведущий.


'''[[Отыгрыш]]''' разыгрывание роли, «побывать в шкуре» персонажа.
'''[[Отыгрыш]]''' — разыгрывание роли, «побывать в шкуре» персонажа.


'''[[Манчкин]]''' игрок, старающийся выиграть в играх на отыгрыш.
'''[[Манчкин]]''' — игрок, старающийся выиграть в играх на отыгрыш.


'''Положительная обратная связь''', '''снежный ком''' игрок, оказавшийся в лидерах, упрочивает своё лидерство.
'''Положительная обратная связь''', '''снежный ком''' — игрок, оказавшийся в лидерах, упрочивает своё лидерство.


== Формат распространения настольной игры ==
== Формат распространения настольной игры ==


'''[[Print & play]]''' компоненты, скачанные из интернета и распечатанные на принтере.
'''[[Print & play]]''' — компоненты, скачанные из интернета и распечатанные на принтере.


'''Базовый комплект''' ('''база''') основной выпуск игры, без дополнений.
'''Базовый комплект''' ('''база''') — основной выпуск игры, без дополнений.


'''Бустер''' в коллекционных играх карты (или другие элементы), расширяющие имеющиеся наборы.
'''Бустер''' — в коллекционных играх карты (или другие элементы), расширяющие имеющиеся наборы.


'''Дополнение''', '''доп''', '''аддон''' новые компоненты игры, бесполезные без ''базы''.
'''Дополнение''', '''доп''', '''аддон''' — новые компоненты игры, бесполезные без ''базы''.


'''[[Коллекционная игра]]''' игра, в которой, чтобы воспользоваться игровым элементом, надо купить его за настоящие деньги. Часто эти элементы не продаются поодиночке, а только в случайных комплектах (бустерах). Такое устройство поощряет обмен игровыми элементами между игроками. Наиболее известна из них коллекционная карточная игра [[Magic: The Gathering]], но картами дело не ограничивается: есть, например, серия военных игр с миниатюрами [[Axis & Allies]].
'''[[Коллекционная игра]]''' — игра, в которой, чтобы воспользоваться игровым элементом, надо купить его за настоящие деньги. Часто эти элементы не продаются поодиночке, а только в случайных комплектах (бустерах). Такое устройство поощряет обмен игровыми элементами между игроками. Наиболее известна из них коллекционная карточная игра [[Magic: The Gathering]], но картами дело не ограничивается: есть, например, серия военных игр с миниатюрами [[Axis & Allies]].


'''Самостоятельное дополнение''' дополнение, в которое можно играть без базового комплекта.
'''Самостоятельное дополнение''' — дополнение, в которое можно играть без базового комплекта.


'''Стартер''' в коллекционных играх готовый набор, которым можно играть.
'''Стартер''' — в коллекционных играх готовый набор, которым можно играть.


== Компоненты игр ==
== Компоненты игр ==


'''Гекс''' шестиугольный тайл (фрагмент модульного поля).
'''Гекс''' — шестиугольный тайл (фрагмент модульного поля).


'''[[Гроб (настольные игры)|Гроб]]''' большая тяжёлая коробка.
'''[[Гроб (настольные игры)|Гроб]]''' — большая тяжёлая коробка.


'''[[Нестандартные кости|Кость]], кубик, дайс''' правильный или полуправильный многогранник для определения исхода случайного события.
'''[[Нестандартные кости|Кость]], кубик, дайс''' — правильный или полуправильный многогранник для определения исхода случайного события.


'''Миниатюра''' фишка в виде статуэтки, детально повторяющая объект.
'''Миниатюра''' — фишка в виде статуэтки, детально повторяющая объект.


'''[[Мипл]]''' плоская деревянная фишка в форме человечка (сокращение от ''my people'').
'''[[Мипл]]''' — плоская деревянная фишка в форме человечка (сокращение от ''my people'').


'''Органайзер''' вкладыш, удобно удерживающий в коробке компоненты игры.
'''Органайзер''' — вкладыш, удобно удерживающий в коробке компоненты игры.


'''Прокси''' в коллекционной игре распечатка или другой элемент взамен отсутствующего. Используют по взаимной договорённости сторон, на турнире запрещены. В неколлекционных играх подобным тоже пользуются, но нет правила «оно твоё, если ты его купил».
'''Прокси''' — в коллекционной игре распечатка или другой элемент взамен отсутствующего. Используют по взаимной договорённости сторон, на турнире запрещены. В неколлекционных играх подобным тоже пользуются, но нет правила «оно твоё, если ты его купил».


'''Протектор''' пластмассовый кармашек, защищающий карту от износа.
'''Протектор''' — пластмассовый кармашек, защищающий карту от износа.


'''[[Ролевая система]]''' правила, моделирующие исход того или иного действия в игровом мире.
'''[[Ролевая система]]''' — правила, моделирующие исход того или иного действия в игровом мире.


'''Тайл''' фрагмент модульного игрового поля.
'''Тайл''' — фрагмент модульного игрового поля.


'''Эссен''' город в Германии на 0,5 млн человек. Но поскольку там проходит SPIEL, крупнейшая в мире выставка настольных игр, Эссен — постоянный гость в играх. Так, в европейской версии [[Ticket to Ride]] четыре немецких города: Берлин, Мюнхен, Франкфурт и Эссен.
'''Эссен''' — город в Германии на 0,5 млн человек. Но поскольку там проходит SPIEL, крупнейшая в мире выставка настольных игр, Эссен — постоянный гость в играх. Так, в европейской версии [[Ticket to Ride]] четыре немецких города: Берлин, Мюнхен, Франкфурт и Эссен.


'''[[Юнит]]''' фишка или миниатюра, означающая боевую единицу (воина, машину, подразделение, соединение).
'''[[Юнит]]''' — фишка или миниатюра, означающая боевую единицу (воина, машину, подразделение, соединение).


== Особенности геймплея ==
== Особенности геймплея ==


'''[[Игровой баланс|Баланс]]''' «честность» игры, отсутствие слишком сильных и слишком слабых сторон и стратегий.
'''[[Игровой баланс|Баланс]]''' — «честность» игры, отсутствие слишком сильных и слишком слабых сторон и стратегий.


'''[[Боёвка|Боевая система]], боёвка''' правила моделирования боёв.
'''[[Боёвка|Боевая система]], боёвка''' — правила моделирования боёв.


'''[[Даунтайм]]''' ожидание своего хода.
'''[[Даунтайм]]''' — ожидание своего хода.


'''[[Декбилдинг]]''' механика, связанная с построением собственной колоды. Неотъемлемая часть коллекционных карточных игр, но есть и декбилдинговые игры с фиксированной колодой.
'''[[Декбилдинг]]''' — механика, связанная с построением собственной колоды. Неотъемлемая часть коллекционных карточных игр, но есть и декбилдинговые игры с фиксированной колодой.


'''[[Золотой снитч]]''' элемент, приносящий больше очков, чем всё остальное; в худшем случае игра сводится к погоне за этим элементом. Например, последний лайнер в «[[Le Havre|Гавре]]».
'''[[Золотой снитч]]''' — элемент, приносящий больше очков, чем всё остальное; в худшем случае игра сводится к погоне за этим элементом. Например, последний лайнер в «[[Le Havre|Гавре]]».


'''Игра с полной информацией''' если игроки полностью знают игровую ситуацию (отсутствует тайная информация).
'''Игра с полной информацией''' — если игроки полностью знают игровую ситуацию (отсутствует тайная информация).


'''[[Кинь-двинь]]''' бросить кубик, переместить фишку на столько делений, сколько выпало.
'''[[Кинь-двинь]]''' — бросить кубик, переместить фишку на столько делений, сколько выпало.


'''[[Мана]]''' особые очки, расходуемые на магию (или какие-то другие спецспособности).
'''[[Мана]]''' — особые очки, расходуемые на магию (или какие-то другие спецспособности).


'''[[Игровая механика|Механика]]''' набор базовых действий. Броски кубиков, движения фишек, вытягивание карт… Новые игровые механики появляются ''крайне'' редко.
'''[[Игровая механика|Механика]]''' — набор базовых действий. Броски кубиков, движения фишек, вытягивание карт… Новые игровые механики появляются ''крайне'' редко.


'''[[Очки жизни]], хиты, hp''' простейшая модель прочности чего-то. Есть ''n'' очков жизни, за пропущенные удары они снимаются. Как только hp доходят до нуля, объект уничтожен.
'''[[Очки жизни]], хиты, hp''' — простейшая модель прочности чего-то. Есть ''n'' очков жизни, за пропущенные удары они снимаются. Как только hp доходят до нуля, объект уничтожен.


'''Пулбилдинг''' [[декбилдинг]] с чем угодно, только не с картами. Жетонами, кубиками…
'''Пулбилдинг''' — [[декбилдинг]] с чем угодно, только не с картами. Жетонами, кубиками…


'''[[Рандом|Рандóм]]''' случайность.
'''[[Рандом|Рандóм]]''' — случайность.


'''Решённая игра''' существуют точная стратегия, как победить (свести к ничьей), и если ей следовать, помешать может только [[рандом|случайность]].
'''Решённая игра''' — существуют точная стратегия, как победить (свести к ничьей), и если ей следовать, помешать может только [[рандом|случайность]].


'''Рука''' карты, находящиеся в распоряжении игрока.
'''Рука''' — карты, находящиеся в распоряжении игрока.


'''[[Сеттинг]]''' антураж игры: если реальный мир — время и место; если вымышленный — то какой. Сеттинг может быть размытым («просто [[фэнтези]]») и конкретным ([[Великая Отечественная война|Курская битва]], [[Звёздные войны]]).
'''[[Сеттинг]]''' — антураж игры: если реальный мир — время и место; если вымышленный — то какой. Сеттинг может быть размытым («просто [[фэнтези]]») и конкретным ([[Великая Отечественная война|Курская битва]], [[Звёздные войны]]).


'''[[Хоумрул]]''' правило, не прописанное в инструкции и оговариваемое перед началом игры.
'''[[Хоумрул]]''' — правило, не прописанное в инструкции и оговариваемое перед началом игры.


{{Nav/Настольные игры}}
{{Nav/Настольные игры}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: