Терминология настольных игр

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Тут будет небольшой словарик терминологии настольных игр.

Классификация игр по аудитории[править]

Абстрактная игра — игра без сеттинга (антуража) или с антуражем, отстранённым от игрового процесса (например, шахматы в оформлении Бородинской битвы). Типичные примеры — шахматы, домино.

Америтреш, игра американской школы — игра с глубоко проработанным миром, часто опирающаяся на конфликт между игроками и с большим влиянием случая.

Варгейм, военная игра — игра о войнах между армиями или государствами.

Детская игра — игра для дошкольников или младших школьников с простейшими правилами. Часто не интересны взрослым. Но добавь «мафию» — и здоровые дяди и тёти с увлечением режутся в «Черепашьи бега».

Еврогейм, игра европейской школы — размытый класс игр, который определяется такими признаками: 1) достаточно абстрактная игра, но с антуражем; этот антураж несложно заменить на другой; 2) недорогие игральные комплекты, обычно в виде плоских деревянных фишек; 3) интересная всей семье; 4) метод взаимодействия — конкуренция. «Монополия», к примеру.

Патигейм, салонная игра — весёлая игра с несложными правилами, рассчитанная на большое количество игроков, некоторые из которых под алкоголем или играют впервые.

Ролевая игра — игра, где вы управляете некоторым персонажем и делаете всё, что хотите. Что из этих действий выходит — решает ведущий (мастер).

Скирмиш — военная игра, в которой каждая фишка — отдельный воин (а не подразделение или соединение).

Филлер — игра с коротким сеансом, позволяющая «убить» несколько минут или дождаться, пока в клубе не освободится компания для более основательной игры.

Классификация игр по взаимодействию между игроками[править]

Одиночная (соло-) игра — игра одного против игры.

Кооперативная игра — совместная игра всех против игры.

Полукооперативная игра — игра одного (ведущего) против всех остальных.

Мафия — игра с неизвестными ролями. Роль открывается, когда персонажа «убивают», либо одна из сторон выполняет свою задачу. Помимо собственно «Мафии», к этому классу относятся Room 25 и «Анк-Морпорк».

Командная игра — игра, в которой игроки разбиваются на команды определённого состава.

Игра с коалициями — когда между игроками можно заключать коалиции. Иногда их можно заключать свободно, иногда по правилам.

Игра с предателем — помесь кооперативной игры и «мафии». Формально цели общие, но один — предатель, который играет на стороне игры.

Масштабируемость — безболезненная подгонка игры под разное количество игроков. Например, «Зомбицид» плохо масштабируется: чем больше игроков, тем проще задача. А вот в «Древнем ужасе» очень много параметров зависит от количества игроков.

Болван, костыль — особые правила, позволяющие играть меньшему количеству игроков, чем задумано.

Терминология, связанная с взаимодействием между игроками[править]

Соревнование — когда действия игроков никоим образом не влияют на других. Например, игра-ходилка.

Конкуренция — когда действия игроков опосредованно влияют на других (например, купив здание, вы лишаете других доступа к нему).

Конфликт — когда механика игры предписывает прямо вредить игрокам.

Альфа-игрок — бич командных и кооперативных игр. Наиболее умелый игрок принимает решения, а остальные только выполняют его команды.

Вынос лидера — ситуация, когда один из игроков близок к победе, и остальные ополчаются против него. Бич игры «Киклады» (без дополнения). Существуют игры, намеренно полагающиеся на вынос лидера: «Манчкин» или «Анк-Морпорк».

Кингмейкинг — ситуация, когда игрок, не имеющий шансов на победу, получает все рычаги для выбора, кто победит.

Мастер — ведущий.

Отыгрыш — разыгрывание роли, «побывать в шкуре» персонажа.

Манчкин — игрок, старающийся выиграть в играх на отыгрыш.

Положительная обратная связь, снежный ком — игрок, оказавшийся в лидерах, упрочивает своё лидерство.

Формат распространения настольной игры[править]

Print & play — компоненты, скачанные из интернета и распечатанные на принтере.

Базовый комплект (база) — основной выпуск игры, без дополнений.

Бустер — в коллекционных играх карты (или другие элементы), расширяющие имеющиеся наборы.

Дополнение, доп, аддон — новые компоненты игры, бесполезные без базы.

Коллекционная игра — игра, в которой, чтобы воспользоваться игровым элементом, надо купить его за настоящие деньги. Часто эти элементы не продаются поодиночке, а только в случайных комплектах (бустерах). Такое устройство поощряет обмен игровыми элементами между игроками. Наиболее известна из них коллекционная карточная игра Magic: The Gathering, но картами дело не ограничивается: есть, например, серия военных игр с миниатюрами Axis & Allies.

Самостоятельное дополнение — дополнение, в которое можно играть без базового комплекта.

Стартер — в коллекционных играх готовый набор, которым можно играть.

Компоненты игр[править]

Гекс — шестиугольный тайл (фрагмент модульного поля).

Гроб — большая тяжёлая коробка.

Кость, кубик, дайс — правильный или полуправильный многогранник для определения исхода случайного события.

Миниатюра — фишка в виде статуэтки, детально повторяющая объект.

Мипл — плоская деревянная фишка в форме человечка (сокращение от my people).

Органайзер — вкладыш, удобно удерживающий в коробке компоненты игры.

Прокси — в коллекционной игре распечатка или другой элемент взамен отсутствующего. Используют по взаимной договорённости сторон, на турнире запрещены. В неколлекционных играх подобным тоже пользуются, но нет правила «оно твоё, если ты его купил».

Протектор — пластмассовый кармашек, защищающий карту от износа.

Ролевая система — правила, моделирующие исход того или иного действия в игровом мире.

Тайл — фрагмент модульного игрового поля.

Эссен — город в Германии на 0,5 млн человек. Но поскольку там проходит SPIEL, крупнейшая в мире выставка настольных игр, Эссен — постоянный гость в играх. Так, в европейской версии Ticket to Ride четыре немецких города: Берлин, Мюнхен, Франкфурт и Эссен.

Юнит — фишка или миниатюра, означающая боевую единицу (воина, машину, подразделение, соединение).

Особенности геймплея[править]

Баланс — «честность» игры, отсутствие слишком сильных и слишком слабых сторон и стратегий.

Боевая система, боёвка — правила моделирования боёв.

Даунтайм — ожидание своего хода.

Декбилдинг — механика, связанная с построением собственной колоды. Неотъемлемая часть коллекционных карточных игр, но есть и декбилдинговые игры с фиксированной колодой.

Золотой снитч — элемент, приносящий больше очков, чем всё остальное; в худшем случае игра сводится к погоне за этим элементом. Например, последний лайнер в «Гавре».

Игра с полной информацией — если игроки полностью знают игровую ситуацию (отсутствует тайная информация).

Кинь-двинь — бросить кубик, переместить фишку на столько делений, сколько выпало.

Мана — особые очки, расходуемые на магию (или какие-то другие спецспособности).

Механика — набор базовых действий. Броски кубиков, движения фишек, вытягивание карт… Новые игровые механики появляются крайне редко.

Очки жизни, хиты, hp — простейшая модель прочности чего-то. Есть n очков жизни, за пропущенные удары они снимаются. Как только hp доходят до нуля, объект уничтожен.

Пулбилдингдекбилдинг с чем угодно, только не с картами. Жетонами, кубиками…

Рандóм — случайность.

Решённая игра — существуют точная стратегия, как победить (свести к ничьей), и если ей следовать, помешать может только случайность.

Рука — карты, находящиеся в распоряжении игрока.

Сеттинг — антураж игры: если реальный мир — время и место; если вымышленный — то какой. Сеттинг может быть размытым («просто фэнтези») и конкретным (Курская битва, Звёздные войны).

Хоумрул — правило, не прописанное в инструкции и оговариваемое перед началом игры.