Редактирование: Убитый штамп

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|DiscreditedTrope|Discredited Trope|DeadHorseTrope|Dead Horse Trope}}
{{TVTropes|DiscreditedTrope|Discredited Trope|DeadHorseTrope|Dead Horse Trope}}
{{Вкратце|Заезженный штамп перестал работать от чрезмерного употребления.}}
{{Вкратце|Заезженный штамп перестал работать от чрезмерного употребления.}}
'''Убитый штамп''' — это штамп, который уже не работает как надо. Штамп может просто устареть, а может загнуться от слишком частого использования.
'''Убитый штамп''' это штамп, который уже не работает как надо. Штамп может просто устареть, а может загнуться от слишком частого использования.


Первая причина — изменился мир и культура, и реалии, на которых он базировался, отошли в прошлое. Иногда этот штамп можно оправдать какой-то особенной приверженностью героев традициям или умственной отсталостью. Но оправдания он потребует, это гарантированно, и оправдать его не всегда удаётся. Например, если вы в наши дни напишете в фантастическом рассказе, как два героя общаются по видеотелефону, это будет именно тропом. Видеотелефон был хорош в [[Датировка по электронике|середине XX в.]], в XXI в. упоминание его в рассказе будет требовать отдельного [[Обоснуй|обоснования]], почему у героев из будущего какие-то видеотелефоны, а не обычные смартфоны с ворохом приложений для видеосвязи<ref>Например — используют корпоративную систему видеоконференцсвязи.</ref>. Или придется весь сеттинг стилизовать под ретро-будущее, как минимум под фантастику 1980-х, если не раньше.
Первая причина — изменился мир и культура, и реалии, на которых он базировался, отошли в прошлое. Иногда этот штамп можно оправдать какой-то особенной приверженностью героев традициям или умственной отсталостью. Но оправдания он потребует, это гарантированно, и оправдать его не всегда удаётся. Например, если вы в наши дни напишете в фантастическом рассказе, как два героя общаются по видеотелефону, это будет именно тропом. Видеотелефон был хорош в [[Датировка по электронике|середине XX в.]], в XXI в. упоминание его в рассказе будет требовать отдельного [[Обоснуй|обоснования]], почему у героев из будущего какие-то видеотелефоны, а не обычные смартфоны с ворохом приложений для видеосвязи<ref>Например — используют корпоративную систему видеоконференцсвязи.</ref>. Или придется весь сеттинг стилизовать под ретро-будущее, как минимум под фантастику 1980-х, если не раньше.


Вторая причина — слишком частое использование штампа. Чем больше читательско-зрительский опыт, тем быстрее штампы становятся убитыми — для каждого конкретного читателя/зрителя. Ну не трогает [[прибытие кавалерии]] в самую последнюю наносекунду, если видел это пару тысяч раз. И [[жертвенный лев]], по совместительству [[Профессиональный риск ментора|ментор]] главного героя, падший от руки злодея — тоже. А молодая и юная аудитория будет размазывать сопли, потому что для них троп встречается впервые… Чем [[Слезогонка|слезогонней]] троп, тем с большей вероятностью он станет убитым. Впрочем, чем интереснее эти тропы показаны, тем дольше их срок жизни для конкретного фильма (например, сцена появления роханцев под Минас Тиритом в «Возвращении короля», хоть и является обыкновенным [[прибытие кавалерии|прибытием кавалерии]], но поставлена так, что будоражит и с двадцатого, и с тридцатого, и с сотого просмотра, плюсом для этого момента музыка [[высокая чистая медь|очень удачно подобрана]]).
Вторая причина — слишком частое использование штампа. Чем больше читательско-зрительский опыт, тем быстрее штампы становятся убитыми — для каждого конкретного читателя/зрителя. Ну не трогает [[прибытие кавалерии]] в самую последнюю наносекунду, если видел это пару тысяч раз. И [[жертвенный лев]], по совместительству [[Профессиональный риск ментора|ментор]] главного героя, падший от руки злодея — тоже. А молодая и юная аудитория будет размазывать сопли, потому что для них троп встречается впервые… Чем [[Слезогонка|слезогонней]] троп, тем с большей вероятностью он станет убитым. Впрочем, чем интереснее эти тропы показаны, тем дольше их срок жизни для конкретного фильма (например, сцена появления роханцев под Минас Тиритом в «Возвращении короля», хоть и является обыкновенным [[прибытие кавалерии|прибытием кавалерии]], но поставлена так, что будоражит и с двадцатого, и с тридцатого, и с сотого просмотра, плюсом для этого момента музыка [[высокая чистая медь|очень удачно подобрана]]).


См. также: [[Шо, опять они?!]]. Снова из-за вируса начинается зомби-апокалипсис, семья переезжает в квартиру со страшными призраками, на кладбище мраккультисты вызывают дьявола, в старинном замке живут аристократичные вампиры, Темный Властелин ведет в атаку армии орков и нежити… Да сколько уже можно?
См. также: [[Шо, опять они?!]]. Снова из-за вируса начинается зомби-апокалипсис, семья переезжает в квартиру со страшными призраками, на кладбище мраккультисты вызывают дьявола, в старинном замке живут аристократичные вампиры, Темный Властелин ведет в атаку армии орков и нежити… Да сколько уже можно?
Строка 13: Строка 13:
Если же троп фактически никогда не игрался прямо, а известен аудитории исключительно за счёт пародий и деконструкций, это [[Вымышленный штамп]].
Если же троп фактически никогда не игрался прямо, а известен аудитории исключительно за счёт пародий и деконструкций, это [[Вымышленный штамп]].


Инверсия — [[Неубиваемый троп]], когда «штамп» неизменно цепляет снова и снова, сколько бы (тысяч) раз он не был повторен ранее.
Инверсия — [[Неубиваемый троп]], когда «штамп» неизменно цепляет снова и снова, сколько бы (тысяч) раз он не был повторен ранее.


== Примеры ==
== Примеры ==
* '''Плоская Земля на трёх слонах''', а точнее якобы верящие в неё [[средневековые дебилы]]. Спасибо Терри Пратчетту, теперь этот образ ассоциируется именно с его миром, а не с неуклюжей сатирой эпохи Просвещения.
* '''[[Нацистский оккультизм]]''' — даже среди самих нацистов временами встречались идеи о том, что он плохо совместим с [[Нацистская сверхнаука|нацистской сверхнаукой]], впрочем авторы комиксов и игроделы одно с другим склеивают, правда по итогу в лучшем случае выходит очередная стилизация под стереотипную лабораторию [[Франкенштейн|Виктора Франкенштейна]].
* '''[[Нацистский оккультизм]]''' — даже среди самих нацистов временами встречались идеи о том, что он плохо совместим с [[Нацистская сверхнаука|нацистской сверхнаукой]], впрочем авторы комиксов и игроделы одно с другим склеивают, правда по итогу в лучшем случае выходит очередная стилизация под стереотипную лабораторию [[Франкенштейн|Виктора Франкенштейна]].
* '''Гипноз как суперсильное колдунство''', особенно вращающиеся гипнотические спирали в глазах и тому подобное. Вопреки распространённому мнению, превратить человека в послушного зомби таким образом не получится: во-первых, загипнотизировать можно только того, кто сам внутренне готов к этому, а во-вторых, даже уже загипнотизированного нельзя принудить сделать то, что противоречит его моральным убеждениям (скажем, убить кого-то, если в обычном состоянии человек не способен на это).
* '''Гипноз как суперсильное колдунство''', особенно вращающиеся гипнотические спирали в глазах и тому подобное. Вопреки распространённому мнению, превратить человека в послушного зомби таким образом не получится: во-первых, загипнотизировать можно только того, кто сам внутренне готов к этому, а во-вторых, даже уже загипнотизированного нельзя принудить сделать то, что противоречит его моральным убеждениям (скажем, убить кого-то, если в обычном состоянии человек не способен на это).
** Если точнее, осталось, но теперь подаётся как чистая магия/чудеса науки, а «гипнозом» это называют зрители по-привычке.
** '''Зомби в изначальном значении''' — человека с промытыми мозгами — тоже почти не употребляется. Хотя первый фильм на тему, «Белый зомби», был именно про это: колдун вуду превращал в своих зомби-рабов вполне себе живых людей. Теперь зомби — это гнилой ходячий мертвец, которого никто специально не заколдовывал и который никому не подчиняется (то есть с точки зрения вуду — не зомби).
** '''Зомби в изначальном значении''' — человека с промытыми мозгами — тоже почти не употребляется. Хотя первый фильм на тему, «Белый зомби», был именно про это: колдун вуду превращал в своих зомби-рабов вполне себе живых людей. Теперь зомби — это гнилой ходячий мертвец, которого никто специально не заколдовывал и который никому не подчиняется (то есть с точки зрения вуду — не зомби).
** Сейчас, напротив, специфика «[[Промывание мозгов|промытых мозгов]]» достаточно быстро потерялась и сильно забылась, не успев стать очень уж известной, а убито-«приевшимся» штампом стали уже наиболее популярные «вяло-гнилые» зомби как [[нежить|не́жить]].
* '''[[Элвис|Элвис Пресли жив]]''' ― троп постепенно умирает по мере того, как стареет сам гипотетически выживший Элвис. Даже если вообразить, что Пресли жив до сих пор, то сейчас это почти девяностолетний старик ― а ещё через десять-пятнадцать лет вопрос вообще утратит актуальность вследствие законов биологии.
** А Пол Маккартни мёртв, и его уже полвека заменяет двойник, который, получается, уже написал в разы больше хитов, чем «настоящий» Пол. Впрочем, и изначально вряд ли многие всерьёз верили в эту конспирологию.
* '''Вампиры как чудовища из ужасов'''. Бояться этих готов уже просто невозможно: им или завидуешь, если они более-менее круты (да ещё и могут вечной жизнью наделить! Укуси меня, Эдвард!), или жалеешь, если это инвалиды с аллергией на солнце, чеснок и серебро, не способные входить без приглашения. Теперь про вампиров пишут и снимают или городское фэнтези, где кровососы декадентствуют, или пародии-деконструкции, где высмеиваются все замшелые штампы о вампирах, вроде сна в гробах.
* '''Вампиры как чудовища из ужасов'''. Бояться этих готов уже просто невозможно: им или завидуешь, если они более-менее круты (да ещё и могут вечной жизнью наделить! Укуси меня, Эдвард!), или жалеешь, если это инвалиды с аллергией на солнце, чеснок и серебро, не способные входить без приглашения. Теперь про вампиров пишут и снимают или городское фэнтези, где кровососы декадентствуют, или пародии-деконструкции, где высмеиваются все замшелые штампы о вампирах, вроде сна в гробах.
** '''Оборотни'''. Что уж о них говорить! Вампиры хоть в виде красавчиков остались, а классического вервольфа сейчас можно встретить только в «сборной солянке» из других штампов старых ужастиков, рядом с мумиями и т. п., и он не монстр, а бедняжка, похожий на наркомана с ломкой. Да и вообще вампиры-оборотни-демоны иже с ними превратились в такие же «расы» как эльфы-гномы-орки.
** '''Оборотни'''. Что уж о них говорить! Вампиры хоть в виде красавчиков остались, а классического вервольфа сейчас можно встретить только в «сборной солянке» из других штампов старых ужастиков, рядом с мумиями и т. п., и он не монстр, а бедняжка, похожий на наркомана с ломкой. Да и вообще вампиры-оборотни-демоны иже с ними превратились в такие же «расы» как эльфы-гномы-орки.
*** Спорно: Достаточно заглянуть в наши шкалы [[Шкала опасности вампиров|вампиров]] и [[Шкала опасности оборотней|оборотней]], чтобы убедиться, что ужастики и триллеры с их участием вполне себе выходят и по сей день, пусть и не так часто как раньше. А демоны с экзорцизмами сейчас и вовсе в каждом втором астрале-шмострале.
* '''Пародии на «[[Harry Potter|Гарри Поттера]]» и «[[Lord of the Rings|Властелина Колец]]»''' — в начале нулевых это ещё прокатывало за оригинальность. Начало нулевых было двадцать лет назад. Более того, даже пародии в таком же духе на «[[Game of Thrones|Игру Престолов]]» и «[[Ведьмак]]а» будут смотреться уныло.
* '''Пародии на «[[Harry Potter|Гарри Поттера]]» и «[[Lord of the Rings|Властелина Колец]]»''' — в начале нулевых это ещё прокатывало за оригинальность. Начало нулевых было двадцать лет назад. Более того, даже пародии в таком же духе на «[[Game of Thrones|Игру Престолов]]» и «[[Ведьмак]]а» будут смотреться уныло.
** Пародии на трюки из «[[Matrix|Матрицы]]» — это не просто убитый штамп, это штамп, за который убивать хочется.
** Пародии на трюки из «[[Matrix|Матрицы]]» — это не просто убитый штамп, это штамп, за который убивать хочется.
Строка 35: Строка 29:
* '''Злодей или [[козёл]], говорящий [[о себе в третьем лице]] по причине самовлюблённости''': для пародии на голливудские штампы сойдёт, а вот в произведениях, претендующих на глубину, выглядит дёшево. К тому же, по психологическим исследованиям, [[нарцисс]]ы как раз скорее склонны «якать», а привычка говорить о себе в третьем лице связана, напротив, с желанием отстраниться от своего «Я». Поэтому лучше сделайте персонажа с такой особенностью речи, наоборот, [[Язвительный насмешник|очень ироничным человеком]], [[Самоирония|не относящимся к себе серьёзно]]. Или [[Житель Страны Эльфов|чудаком «не от мира сего»]]. Или последователем какого-нибудь восточного религиозного учения, продвигающего идею «слияния с Абсолютом и отрешения от Эго» (IRL такое практикуется в буддизме и индуизме).
* '''Злодей или [[козёл]], говорящий [[о себе в третьем лице]] по причине самовлюблённости''': для пародии на голливудские штампы сойдёт, а вот в произведениях, претендующих на глубину, выглядит дёшево. К тому же, по психологическим исследованиям, [[нарцисс]]ы как раз скорее склонны «якать», а привычка говорить о себе в третьем лице связана, напротив, с желанием отстраниться от своего «Я». Поэтому лучше сделайте персонажа с такой особенностью речи, наоборот, [[Язвительный насмешник|очень ироничным человеком]], [[Самоирония|не относящимся к себе серьёзно]]. Или [[Житель Страны Эльфов|чудаком «не от мира сего»]]. Или последователем какого-нибудь восточного религиозного учения, продвигающего идею «слияния с Абсолютом и отрешения от Эго» (IRL такое практикуется в буддизме и индуизме).
* '''[[Романтизация насилия|Романтизация изнасилования]]''' (именно изнасилования, а не экстремальных сексуальных игр по взаимному согласию) — в США за такое вообще можно лишиться писательской или режиссёрской карьеры. В России, скорее всего, не лишишься, но прослывёшь автором с дурным вкусом.
* '''[[Романтизация насилия|Романтизация изнасилования]]''' (именно изнасилования, а не экстремальных сексуальных игр по взаимному согласию) — в США за такое вообще можно лишиться писательской или режиссёрской карьеры. В России, скорее всего, не лишишься, но прослывёшь автором с дурным вкусом.
** Вообще-то, сейчас это [https://litnet.com/ru/tag/властный%20герой-t2797 самый тренд]. Среди нынешней дамской литературы мало что может сравниться с «властными героями» по рейтингам и сборам. Про хентай и всяческие фанфики уж пожалуй умолчим.
** Вообще-то, сейчас это [https://litnet.com/ru/tag/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9-t2797 самый тренд]. Среди нынешней дамской литературы мало что может сравниться с «властными героями» по рейтингам и сборам. Про хентай и всяческие фанфики уж пожалуй умолчим.
*** Одно другому не мешает.
*** Одно другому не мешает.
* '''[[Все женщины — распутницы]]''' — считавшийся мейнстримом в Античности и Средневековье, ныне этот троп никто из серьёзных авторов в своих произведениях старается не использовать <s>(потому что феминистки с секаторами не дремлют)</s>. Сейчас общепринятой стала инверсия: [[Все мужчины — озабоченные|мужики всегда готовы и согласны на секс]], а [[Женщинам секс не интересен|женщины лишь «дают» им такую возможность]]. Зато в хентае и прочей продукции с приставкой «эро» это цветёт и пахнет пышным цветом.
* '''[[Все женщины — распутницы]]''' — считавшийся мейнстримом в Античности и Средневековье, ныне этот троп никто из серьёзных авторов в своих произведениях старается не использовать <s>(потому что феминистки с секаторами не дремлют)</s>. Сейчас общепринятой стала инверсия: [[Все мужчины — озабоченные|мужики всегда готовы и согласны на секс]], а [[Женщинам секс не интересен|женщины лишь «дают» им такую возможность]]. Зато в хентае и прочей продукции с приставкой «эро» это цветёт и пахнет пышным цветом.
Строка 42: Строка 36:
* '''[[Женщины боятся мышей]]'''. Объективно это не более чем стереотип, поскольку нет никаких причин, по которым женщины должны страдать этой фобией намного чаще мужчин: фобии гендера не имеют.
* '''[[Женщины боятся мышей]]'''. Объективно это не более чем стереотип, поскольку нет никаких причин, по которым женщины должны страдать этой фобией намного чаще мужчин: фобии гендера не имеют.
** В реальности ''поведение'' достаточно часто будет соответствовать этому стереотипу. Не из-за реальной фобии, а из-за того, что оно нередко считается практически нормативным поведением для женщин. Проще говоря, если девочке в детстве долго объяснять, что ей положено бояться мышей — она таки будет потом их бояться (точнее, бурно реагировать). А парни/мужчины, которым внушали с детства, что надо быть храбрым и стойким защитником, внутренне содрогнутся, поскольку тоже испугаются, но скорее постараются не выразить страх.
** В реальности ''поведение'' достаточно часто будет соответствовать этому стереотипу. Не из-за реальной фобии, а из-за того, что оно нередко считается практически нормативным поведением для женщин. Проще говоря, если девочке в детстве долго объяснять, что ей положено бояться мышей — она таки будет потом их бояться (точнее, бурно реагировать). А парни/мужчины, которым внушали с детства, что надо быть храбрым и стойким защитником, внутренне содрогнутся, поскольку тоже испугаются, но скорее постараются не выразить страх.
*** В ''реальной'' реальности так воспитывали разве что тургеневских барышень XIX века. Простые девочки (и мальчики) реагируют на мышь примерно так же как на кролика или иную зверушку: с любопытством.
*** В ''реальной'' реальности так воспитывали разве что тургеневских барышень XIX века. Простые девочки (и мальчики) реагируют на мышь примерно так же как на кролика или иную зверушку: с любопытством.
* '''[[Убийца — дворецкий]]'''. Колеблется между убитым и вымышленным штампом, но ближе всё-таки к убитому, потому что примеров в литературе и кинематографе, когда троп играется прямо, не один и не два.
* '''[[Убийца — дворецкий]]'''. Колеблется между убитым и вымышленным штампом, но ближе всё-таки к убитому, потому что примеров в литературе и кинематографе, когда троп играется прямо, не один и не два.
* '''Физиогномика в описаниях''' — характерные для литературы XIX — первой половины XX веков клише про «волевой рот» и «решительный нос», которыми должен был обладать всякий герой приключенческих книг, высокие/низкие лбы (отмечающие умных/дураков) и тому подобная френология. Современный человек, как правило, навидался столько высоколобых идиотов или свирепых бойцов со слабыми подбородками, что определять характеры по форме черепа не стремится.
* '''Физиогномика в описаниях''' — характерные для литературы XIX — первой половины XX веков клише про «волевой рот» и «решительный нос», которыми должен был обладать всякий герой приключенческих книг, высокие/низкие лбы (отмечающие умных/дураков) и тому подобная френология. Современный человек, как правило, навидался столько высоколобых идиотов или свирепых бойцов со слабыми подбородками, что определять характеры по форме черепа не стремится.
* '''[[Кругом одни красавцы|Все значимые]] [[Некрасивых девушек не бывает|персонажи красивы]]''' — в кино этот штамп вполне живой по организационно-техническим причинам, но в литературе уже издох. Современному человеку при чтении, например, «Всадника без головы» уже тяжело продираться через бесконечные и многоэтажные описания того, как нечеловечески прекрасна Луиза Пойндекстер, как хорош собой и наряден Морис Джеральд, как экзотически красива Исидора, как впечатляющ Мигель Диас… Неслучайно в советской экранизации 1973 тот же Диас [[Подурнеть в адаптации|сделался пожилым и толстым]] — времена изменились.
* '''[[Кругом одни красавцы|Все значимые]] [[Некрасивых девушек не бывает|персонажи красивы]]''' — в кино этот штамп вполне живой по организационно-техническим причинам, но в литературе уже издох. Современному человеку при чтении, например, «Всадника без головы» уже тяжело продираться через бесконечные и многоэтажные описания того, как нечеловечески прекрасна Луиза Пойндекстер, как хорош собой и наряден Морис Джеральд, как экзотически красива Исидора, как впечатляющ Мигель Диас… Неслучайно в советской экранизации 1973 тот же Диас [[Подурнеть в адаптации|сделался пожилым и толстым]] — времена изменились.
** Уже в новом десятилетии против данного штампа (в первую очередь по отношению к женщинам) начали протестовать «прогрессивные», и AAA-корпорации решили прислушаться к ним. А их оппоненты, внезапно, начали топить за штамп и критиковать западные игры за отказ от него. Ну и конечно, в аниме и азиатских играх штамп сохраняется.
** Уже в новом десятилетии против данного штампа (в первую очередь по отношению к женщинам) начали протестовать "прогрессивные", и AAA-корпорации решили прислушаться к ним. А их оппоненты, внезапно, начали топить за штамп и критиковать западные игры за отказ от него. Ну и конечно, в аниме и азиатских играх штамп сохраняется.
* '''[[Судьбоносный грузовик]]''' и другие ситуации, когда для того, чтобы попасть в другой мир, попаданцу необходимо предварительно погибнуть в своём от какой-нибудь нелепой случайности.
* '''[[Судьбоносный грузовик]]''' и другие ситуации, когда для того, чтобы попасть в другой мир, попаданцу необходимо предварительно погибнуть в своём от какой-нибудь нелепой случайности.
* '''Азиаты в роли носителей тайных знаний''' — некогда популярный детективный штамп протух аж в начале XX века, что и заметил Нокс в своих заповедях. Для других же жанров такой троп вполне себе употребляется. В частности 1980-х и 1990-х встречались в произведениях различной «трэшовости» и «годности» мастера единоборств, владеющие чем-то тайным.
* '''Азиаты в роли носителей тайных знаний''' — некогда популярный детективный штамп протух аж в начале XX века, что и заметил Нокс в своих заповедях. Для других же жанров такой троп вполне себе употребляется. В частности 1980-х и 1990-х встречались в произведениях различной «трэшовости» и «годности» мастера единоборств, владеющие чем-то тайным.
* Целый ряд некогда характерных '''[[Вестерн|штампов вестернов]]''' — куртки с бахромой, белые/черные шляпы (а в тяжелых случаях вообще весь гардероб), бритые герои и усатые злодеи, обязательная для протагониста гитара/банджо/дудочка…
* Целый ряд некогда характерных '''[[Вестерн|штампов вестернов]]''' — куртки с бахромой, белые/черные шляпы (а в тяжелых случаях вообще весь гардероб), бритые герои и усатые злодеи, обязательная для протагониста гитара/банджо/дудочка…
** Штамп про шляпы это терминальный случай — он был убит еще в довоенных Штатах и без черно-белого кино в прямом виде уже не нужен.
* '''[[Сильный женский персонаж]]''', который по идее должен вдохновлять феминисток, а на деле ничего, кроме зевоты, не вызывает, потому что кроме первичных половых признаков и зашкаливающей ([[унылая непобедимость|вызывающей зевоту]]) крутости о нём и сказать-то нечего.
* '''[[Сильный женский персонаж]]''', который по идее должен вдохновлять феминисток, а на деле ничего, кроме зевоты, не вызывает, потому что кроме первичных половых признаков и зашкаливающей ([[унылая непобедимость|вызывающей зевоту]]) крутости о нём и сказать-то нечего.
** К сожалению, этот дохлый штамп стал [[Неубиваемый троп|штампом-зомби]]. Для привлечения внимания создают сильных женских персонажей, а чтобы как-то отличить их женственность… делают героинь плаксивыми дурами, которые не могут никак реализовать свою крутизну, пока рядом не будет подходящего членоносца, способного усмирить их зуд в одном месте.
** К сожалению, этот дохлый штамп стал [[Неубиваемый троп|штампом-зомби]]. Для привлечения внимания создают сильных женских персонажей, а чтобы как-то отличить их женственность… делают героинь плаксивыми дурами, которые не могут никак реализовать свою крутизну, пока рядом не будет подходящего членоносца, способного усмирить их зуд в одном месте.
*** Устарело. Теперь феминистки настолько радикализировались (и проникли во все компании), что сильные женские персонажи на Западе — по характеру те же мужчины, которые всегда грубят, не показывают слабостей и т. д. Только в теле женщины.
*** Устарело. Теперь феминистки настолько радикализировались (и проникли во все компании), что сильные женские персонажи на Западе - по характеру те же мужики, как сейчас говорят, "сигмы", которые всегда грубят, не показывают слабостей и т.д. Только в теле женщины.
* '''[[Туалетный юмор]]'''. Впрочем, тут [[Неубиваемый троп|спорно]].
* '''[[Туалетный юмор]]'''. Впрочем, тут [[Неубиваемый троп|спорно]].
* '''[[Спам]] про медикаментозные средства увеличения мужского полового органа'''. Развитие интернет-торговли и соцсетей вывели в топ мошенничество с кредитными картами и угон аккаунтов, даже «письма счастья» приходят гораздо реже, чем раньше. Тем не менее, в видеоиграх (например, [[Cyberpunk 2077]]) среди спама попадаются и давно исчезнувшие из папки «Спам» в реальности penis enlargement pills.
* '''[[Спам]] про медикаментозные средства увеличения мужского полового органа'''. Развитие интернет-торговли и соцсетей вывели в топ мошенничество с кредитными картами и угон аккаунтов, даже «письма счастья» приходят гораздо реже, чем раньше. Тем не менее, в видеоиграх (например, [[Cyberpunk 2077]]) среди спама попадаются и давно исчезнувшие из папки «Спам» в реальности penis enlargement pills.
** Контекстная реклама на эту ''животрепещущую'' тему никуда не делась (пресловутое «Мой муж долбит меня 24 часа в день» и «Нужен всего лишь простой советский…»). Штамп скорее мутировал, нежели исчез (вряд ли такое в принципе может исчезнуть, пока жив хомо сапиенс).
* '''Нигерийские письма''' — туда же. Были распространенным методом мошенничества в девяностые-нулевые, когда людей в интернете было не так уж и много, причем значительная их часть были как минимум крепким средним классом по деньгам. В десятые стали неактуальными: долго, муторно, нужно тщательно продумывать легенду, жертва может в любой момент «соскочить», у нее может не быть денег (компьютер или смартфон с доступом в интернет давно уже перестали быть признаками не то что достатка, а даже простого финансового благополучия — они есть даже у нищих студентов и старых бабушек, живущих на одну пенсию). Сегодня лицо онлайн-мошенничества — это мошеннические колл-центры. «Это служба безопасности Сбербанка, ваша карта заблокирована из-за подозрительных транзакций, предоставьте нам ее данные, чтобы мы могли разобраться…»
* '''Нигерийские письма''' — туда же. Были распространенным методом мошенничества в девяностые-нулевые, когда людей в интернете было не так уж и много, причем значительная их часть были как минимум крепким средним классом по деньгам. В десятые стали неактуальными: долго, муторно, нужно тщательно продумывать легенду, жертва может в любой момент «соскочить», у нее может не быть денег (компьютер или смартфон с доступом в интернет давно уже перестали быть признаками не то что достатка, а даже простого финансового благополучия — они есть даже у нищих студентов и старых бабушек, живущих на одну пенсию). Сегодня лицо онлайн-мошенничества — это мошеннические колл-центры. «Это служба безопасности Сбербанка, ваша карта заблокирована из-за подозрительных транзакций, предоставьте нам ее данные, чтобы мы могли разобраться…»
* Когда '''[[Компьютерные вирусы]]''' просто уничтожают данные, сопровождая это спецэффектами вроде бегающих по экрану человечков. Сегодня более популярно либо скрытое malware, которое будет майнить кому-нибудь биткоины или превратит ваш компьютер в часть ботнета (а вы и знать не будете), либо что-нибудь, выводящее назойливую рекламу, либо винлоки вроде нашумевшего WannaCry — словом, что-то, на чем злоумышленник может зарабатывать, и именно с целью заработка их обычно и создают. Хаотично-злые программисты-одиночки, [[Что бы такого сделать плохого|которые писали вирусы исключительно для того, чтобы испортить данные как можно большему количеству людей]], остались в девяностых-нулевых.<ref>На самом деле не остались — в смысле сохранились, настоящие реликты ушедшей эпохи, живые ископаемые: автор этой правки лично лицезрел пример такого взлома в 2021-ом — чуть слезу от умиления не проронил: это же люди ''«ради искусства»'' стараются. Впрочем это скорее проходит по пункту примера исключения из правила, подтверждающего существование самого правила.</ref> Но даже тогда вирусное заражение не сопровождалось никакими бегающими человечками.<ref>Ну как сказать… Чтобы именно <del>слоники</del> человечки бегали, такого автор правки не припомнит, но вот о заражении [[w:Cascade (компьютерный вирус)|Cascade]] жертва узнавала, когда с экрана начинали [[yt:jx0h9lCy7nA|сыпаться буквы]].</ref>
* Когда '''[[Компьютерные вирусы]]''' просто уничтожают данные, сопровождая это спецэффектами вроде бегающих по экрану человечков. Сегодня более популярно либо скрытое malware, которое будет майнить кому-нибудь биткоины или превратит ваш компьютер в часть ботнета (а вы и знать не будете), либо что-нибудь, выводящее назойливую рекламу, либо винлоки вроде нашумевшего WannaCry — словом, что-то, на чем злоумышленник может зарабатывать, и именно с целью заработка их обычно и создают. Хаотично-злые программисты-одиночки, [[Что бы такого сделать плохого|которые писали вирусы исключительно для того, чтобы испортить данные как можно большему количеству людей]], остались в девяностых-нулевых.<ref>На самом деле не остались — в смысле сохранились, настоящие реликты ушедшей эпохи, живые ископаемые: автор этой правки лично лицезрел пример такого взлома в 2021-ом — чуть слезу от умиления не проронил: это же люди ''«ради искусства»'' стараются. Впрочем это скорее проходит по пункту примера исключения из правила, подтверждающего существование самого правила.</ref> Но даже тогда вирусное заражение не сопровождалось никакими бегающими человечками.
* '''Файлы смерти''', '''игровая крипота''', '''ужасные веб-сайты''' и прочие кошмары, связанные с компьютерами и [[Кошмар из Интернета|Интернетом]]. Считались самым презренным и мертворожденным жанром крипипаст уже в начале десятых. На короткое время получили второе дыхание в связи с популярностью [[Doki Doki Literature Club!]] и ее эпигонов. Дыхание оказалось недолгим и быстро сдулось обратно. В прочем, могло встретиться в относительно годном исполнении, когда молодой хакер решил проникнуть в аккаунт некого САЙТА (взломать аккаунт, или показано скупо в духе «вот как я умею»), а на том сервере бандиты/террористы/шпионы обменивались информацией. После чего хакер и его близкие попадают под удар.
* '''Файлы смерти''', '''игровая крипота''', '''ужасные веб-сайты''' и прочие кошмары, связанные с компьютерами и [[Кошмар из Интернета|Интернетом]]. Считались самым презренным и мертворожденным жанром крипипаст уже в начале десятых. На короткое время получили второе дыхание в связи с популярностью [[Doki Doki Literature Club!]] и ее эпигонов. Дыхание оказалось недолгим и быстро сдулось обратно. В прочем, могло встретиться в относительно годном исполнении, когда молодой хакер решил проникнуть в аккаунт некого САЙТА (взломать аккаунт, или показано скупо в духе «вот как я умею»), а на том сервере бандиты/террористы/шпионы обменивались информацией. После чего хакер и его близкие попадают под удар.
* '''[[Скример]]ы''' и прочие резко выпрыгивающие «пугалки» (jump scare). Базируются лишь на эффекте внезапности и поначалу действительно способны напугать до одури, однако если зритель встречает их с завидной регулярностью, со временем вместо страха появляются скука и раздражение (особенно, если очередной [[Фильм ужасов|ужастик]], кроме кучи «Бу!» из-за угла, больше ничем похвастаться не может).
* '''[[Скример]]ы''' и прочие резко выпрыгивающие «пугалки» (jump scare). Базируются лишь на эффекте внезапности и поначалу действительно способны напугать до одури, однако если зритель встречает их с завидной регулярностью, со временем вместо страха появляются скука и раздражение (особенно, если очередной [[Фильм ужасов|ужастик]], кроме кучи «Бу!» из-за угла, больше ничем похвастаться не может).
Строка 70: Строка 62:
* '''[[Считать овец перед сном]]'''. Абсолютно неэффективно при реальных проблемах с засыпанием, более того, скорее вредит. Все это, вроде бы, выучили, и теперь используют троп только в пародийном ключе.
* '''[[Считать овец перед сном]]'''. Абсолютно неэффективно при реальных проблемах с засыпанием, более того, скорее вредит. Все это, вроде бы, выучили, и теперь используют троп только в пародийном ключе.
* '''Рогатые [[викинги]]'''. Встречались в играх и фильмах<ref>И даже в школьных учебниках писали чушь про «викинги носили рогатые шлемы, чтобы вражеское оружие соскальзывало со шлема при ударе».</ref> до нулевых, потом все, вроде бы, худо-бедно выучили, что рогатых шлемов никто не носил. Вернее, носили, но не викинги, а жившие тысячелетием-двумя ранее древние германцы и кельты, и не в бою, а во время религиозных обрядов. Сегодня рогатых викингов могут использовать только в совсем непретенциозных или откровенно пародийных и стёбных произведениях. Впрочем, СФК викингов носят их невозбранно, потому что никто не придерётся.
* '''Рогатые [[викинги]]'''. Встречались в играх и фильмах<ref>И даже в школьных учебниках писали чушь про «викинги носили рогатые шлемы, чтобы вражеское оружие соскальзывало со шлема при ударе».</ref> до нулевых, потом все, вроде бы, худо-бедно выучили, что рогатых шлемов никто не носил. Вернее, носили, но не викинги, а жившие тысячелетием-двумя ранее древние германцы и кельты, и не в бою, а во время религиозных обрядов. Сегодня рогатых викингов могут использовать только в совсем непретенциозных или откровенно пародийных и стёбных произведениях. Впрочем, СФК викингов носят их невозбранно, потому что никто не придерётся.
* Постепенно усилиями реконструкторов и популяризаторов исторической науки отмирают и другие исторические штампы, растиражированные в XIX—XX веках. Например, '''буквальные [[навозные века]]''', когда никто не мылся, '''[[право первой ночи]]''' и '''невероятно тяжелые рыцарские доспехи''', в которых якобы даже встать нельзя.
* Постепенно усилиями реконструкторов и популяризаторов исторической науки отмирают и другие исторические штампы, растиражированные в XIX—XX веках. Например, '''буквальные [[навозные века]]''', когда никто не мылся, '''[[право первой ночи]]''' и '''невероятно тяжелые рыцарские доспехи''', в которых якобы даже встать нельзя.
* '''Бог [[Дедушка на облаке|в виде старика на облачке]]'''. Сегодня даже самые упоротые фундаменталисты в это уже не верят.
* '''Бог [[Дедушка на облаке|в виде старика на облачке]]'''. Сегодня даже самые упоротые фундаменталисты в это уже не верят.
* '''Кавказец в кэпке''' — «аэродромы» вышли из моды в 90-ые с массовым переходом на вязаные шапки и бейсболки (с надписью FBI).
* '''Стереотипный образ «нового русского»''' из девяностых (малиновый пиджак, золотая цепь, шестисотый «Мерседес», распальцовка, зэковские повадки, специфический лексикон). В реальности такие типажи почти отмерли уже к концу десятилетия: самые умные и удачливые пообтесались и начали косить уже под респектабельных западных бизнесменов, остальные сели или погибли на разборках. А атрибуты в роде малинового пиджака устарели где-то в середине десятилетия (если не раньше), но их заменили другие аналоги, не такие яркие, но не менее дорогие. В массовой культуре после нулевых уже даже пародировать этот образ в современных декорациях считается моветоном. Да и отыгрывать истории из 1990-х с участием "новых русских" тоже не всегда получается удачно. Единственный, кому это прощается — Стас Барецкий, и то только по причине [[так плохо, что уже хорошо|соседнего тропа]].
* '''Стереотипный образ «нового русского»''' из девяностых (малиновый пиджак, золотая цепь, шестисотый «Мерседес», распальцовка, зэковские повадки, специфический лексикон). В реальности такие типажи почти отмерли уже к концу десятилетия: самые умные и удачливые пообтесались и начали косить уже под респектабельных западных бизнесменов, остальные сели или погибли на разборках. А атрибуты в роде малинового пиджака устарели где-то в середине десятилетия (если не раньше), но их заменили другие аналоги, не такие яркие, но не менее дорогие. В массовой культуре после нулевых уже даже пародировать этот образ в современных декорациях считается моветоном. Да и отыгрывать истории из 1990-х с участием «новых русских» тоже не всегда получается удачно. Единственный, кому это прощается — Стас Барецкий, и то только по причине [[так плохо, что уже хорошо|соседнего тропа]].
* '''Глобальное похолодание'''. В течение всей середины ХХ века считалось реальной угрозой. С восьмидесятых люди поняли, что нам грозит ровно противоположное — глобальное потепление. Сами по себе потепления и похолодания происходили уже тысячи и миллионы раз за всю историю планеты, но сейчас на процессы потепления активно влияет деятельность человека, эффект от которой в прошлом веке преуменьшался.
** Как и '''озоновые дыры'''. Благо, Монреальский протокол сработал, и конкретно эта проблема исчезла с экологической повестки дня.
*** Это была даже не какая-то реальная угроза экологии, а надувательство, проплаченное компанией DuPont с самого начала, чтобы по истечении патента на фреоны никто не смог бы нормально пользоваться этой технологией.
** [[Зигзаг]]: [[постапокалипсис]] и [[научная фантастика]] всё ещё эксплуатируют троп на полную катушку («Послезавтра», «Сквозь снег» и т. д.). Одна из причин этому — гипотеза о цепочке: потепление > таяние ледников > охлаждение океана и исчезновение Гольфстрима > масштабное похолодание.
* '''[[Привидение]] в простыне''' (<s>дикое, но симпатичное</s>) — современному зрителю просто невдомёк, почему такое привидение может кого-либо испугать. И что это не простыня, а саван, и всё это должно изображать вообще-то восставшего из могилы покойника.


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!