Редактирование: Утренняя Звезда
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
А если подумать? Может быть, если бы бог был настолько всемогущ, ему не надо было бы ни с чем бороться и ничего искоренять, так как он просто с самого начала сделал всё так, как ему надо? Да нет, у бога был равный (или хотя бы сравнимый по силам) Противник. Высший из ангелов, поднявший мятеж. '''Утренняя Звезда'''. Люцифер. | А если подумать? Может быть, если бы бог был настолько всемогущ, ему не надо было бы ни с чем бороться и ничего искоренять, так как он просто с самого начала сделал всё так, как ему надо? Да нет, у бога был равный (или хотя бы сравнимый по силам) Противник. Высший из ангелов, поднявший мятеж. '''Утренняя Звезда'''. Люцифер. | ||
Сей троп — перевод более древнего архетипа — [[Прометей|Прометея]] — на язык христианской символики. Бог — автор запретов и ограничений, а Сатана, как его враг — тот, кто стремится эти запреты сломать. Образ благого Люцифера опирается на некоторые изначально присущие Люциферу библейскому черты: свободолюбие, бунтарство, познание. Во времена феодализма и абсолютных монархий они, по понятным причинам, были не очень-то в почёте, так что и обладать ими был достоин разве только [[Гад за Гадом|самый главный гадский гад]] (а вот его прихлебатели и гады помельче — уже нет, эгоистичный Сатана свободой не поделится). В Возрождение эти моральные стандарты всё чаще стали подвергаться пересмотру (уже Люцифер из «Потерянного рая» Мильтона во многом близок к образу Утренней Звезды, хотя он всё ещё злой), а в Новое Время вообще восторжествовала атеистическая этика гуманизма, согласно которой бунтарство — не всегда хорошо, но и не есть нечто плохое априори. Если власть злая, восставать против неё можно. Если бог тоже злой, то Люцифер может быть добрым | Сей троп — перевод более древнего архетипа — [[Прометей|Прометея]] — на язык христианской символики. Бог — автор запретов и ограничений, а Сатана, как его враг — тот, кто стремится эти запреты сломать. Образ благого Люцифера опирается на некоторые изначально присущие Люциферу библейскому черты: свободолюбие, бунтарство, познание. Во времена феодализма и абсолютных монархий они, по понятным причинам, были не очень-то в почёте, так что и обладать ими был достоин разве только [[Гад за Гадом|самый главный гадский гад]] (а вот его прихлебатели и гады помельче — уже нет, эгоистичный Сатана свободой не поделится). В Возрождение эти моральные стандарты всё чаще стали подвергаться пересмотру (уже Люцифер из «Потерянного рая» Мильтона во многом близок к образу Утренней Звезды, хотя он всё ещё злой), а в Новое Время вообще восторжествовала атеистическая этика гуманизма, согласно которой бунтарство — не всегда хорошо, но и не есть нечто плохое априори. Если власть злая, восставать против неё можно. Если бог тоже злой, то Люцифер может быть добрым. | ||
В то время, как [[Прометей|Прометею]] приписывается создание технологий (огонь — только то, что окончательно достало Зевса), со светлым Люцифером всё радикальнее: ему может приписываться создание самого человеческого разума. Да, библейская история о грехопадении, если вдуматься, о том, что Адам и Ева сильно изменили себя — настолько, скажем, что стали стыдиться наготы, хотя раньше не делали этого, и, конечно, это было не единственным следствием. | В то время, как [[Прометей|Прометею]] приписывается создание технологий (огонь — только то, что окончательно достало Зевса), со светлым Люцифером всё радикальнее: ему может приписываться создание самого человеческого разума. Да, библейская история о грехопадении, если вдуматься, о том, что Адам и Ева сильно изменили себя — настолько, скажем, что стали стыдиться наготы, хотя раньше не делали этого, и, конечно, это было не единственным следствием. | ||
Соответственно, это [[троп]] «[[Мелькор был хорошим]]» в применении к Библии и вообще христианской мифологии. От простой [[Инверсия|инверсии]] отличается тем, что Люцифер не пишет своих заповедей, он только подсказывает, как нарушить чужие. Утренняя Звезда — не справедливый небесный царь (как Единый Бог в незлом варианте), а бунтарь и [[тираноборец]]. | Соответственно, это [[троп]] «[[Мелькор был хорошим]]» в применении к Библии и вообще христианской мифологии. От простой [[Инверсия|инверсии]] отличается тем, что Люцифер не пишет своих заповедей, он только подсказывает, как нарушить чужие. Утренняя Звезда — не справедливый небесный царь (как Единый Бог в незлом варианте), а бунтарь и [[тираноборец]]. | ||
Строка 17: | Строка 15: | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
* В представлениях некоторых современных сатанистов Люцифер изображён как раз Утренней Звездой. | * В представлениях некоторых современных сатанистов Люцифер изображён как раз Утренней Звездой. | ||
* А ещё так называется [[w:Моргенштерн|оружие]]. И в его честь взял себе псевдоним один печально известный | * А ещё так называется [[w:Моргенштерн|оружие]]. И в его честь взял себе псевдоним один печально известный музыкант... | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Байрон, мистерия «Каин» — Люцифер. При этом он, простите за каламбур, далеко не «ангел»: «Пади и поклонись мне как владыке!». | * Байрон, мистерия «Каин» — Люцифер. При этом он, простите за каламбур, далеко не «ангел»: «Пади и поклонись мне как владыке!». | ||
Строка 35: | Строка 32: | ||
Как, смертная, достойна будешь ты?»|Перевод К. Бальмонта}} | Как, смертная, достойна будешь ты?»|Перевод К. Бальмонта}} | ||
Чтобы читателю было ясно, к чему отсылка: эта девушка в битве между Орлом и Змеей на стороне Змеи, очень удивляя этим рассказчика. | Чтобы читателю было ясно, к чему отсылка: эта девушка в битве между Орлом и Змеей на стороне Змеи, очень удивляя этим рассказчика. | ||
* Анатоль Франс, «Восстание ангелов». | * Анатоль Франс, «Восстание ангелов». 1914 год, между прочим. | ||
* Роберт Хайнлайн, «Иов, или осмеяние справедливости»: Яхве — злобный склочный самодур; его брат Люцифер — мужчина в самом расцвете сил, [[Трикстер|большой любитель шуток]] (подчас весьма болезненных) и воздающий по делам (а не по тому, насколько дела соответствуют священным писаниям). Своеобразный «[[Мастер и Маргарита]]» made in USA. | * Роберт Хайнлайн, «Иов, или осмеяние справедливости»: Яхве — злобный склочный самодур; его брат Люцифер — мужчина в самом расцвете сил, [[Трикстер|большой любитель шуток]] (подчас весьма болезненных) и воздающий по делам (а не по тому, насколько дела соответствуют священным писаниям). Своеобразный «[[Мастер и Маргарита]]» made in USA. | ||
* Пулман, «[[Темные начала]]» — [[с прикрученным фитильком]]: Дьявола как такового в книгах не имеется, вместо него объединение множества рас под предводительством человека лорда Азриэля. Впрочем, сюжет об падших ангелах появляется, да и Ксафанию — предводительницу мятежных ангелов — при желании можно так обозвать. | * Пулман, «[[Темные начала]]» — [[с прикрученным фитильком]]: Дьявола как такового в книгах не имеется, вместо него объединение множества рас под предводительством человека лорда Азриэля. Впрочем, сюжет об падших ангелах появляется, да и Ксафанию — предводительницу мятежных ангелов — при желании можно так обозвать. | ||
Строка 49: | Строка 46: | ||
* «[[Отблески Этерны]]» — уникальный случай, когда и [[сатанинский архетип|Леворукий]] {{spoiler|(невинно оболганный принц древности, а ныне страж межмировой цитадели)}} на самом деле хороший, и [[совет ангелов|Четверо]] во главе с [[Единый Бог|Создателем]] — тоже без дураков благие. | * «[[Отблески Этерны]]» — уникальный случай, когда и [[сатанинский архетип|Леворукий]] {{spoiler|(невинно оболганный принц древности, а ныне страж межмировой цитадели)}} на самом деле хороший, и [[совет ангелов|Четверо]] во главе с [[Единый Бог|Создателем]] — тоже без дураков благие. | ||
=== [[Фанфик]]и === | |||
* «[[Чёрная книга Арды]]», [[антифанфик]] на вселенную Толкина. [[Мелькор был хорошим|Мелькор был, был хорошим!]] | * «[[Чёрная книга Арды]]», [[антифанфик]] на вселенную Толкина. [[Мелькор был хорошим|Мелькор был, был хорошим!]] | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[DC Comics]] (а заодно и Vertigo) — Люцифер Морнингстар. Фактически, так и остаётся после своего восстания правой рукой Господа в качестве администратора Ада. Отлично играет на пианино. | * [[DC Comics]] (а заодно и Vertigo) — Люцифер Морнингстар. Фактически, так и остаётся после своего восстания правой рукой Господа в качестве администратора Ада. Отлично играет на пианино. | ||
** Он же в одноимённом телесериале в исполнении Тома Эллиса. | |||
* «[[Бесобой]]» — Сатана здесь воплощает именно этот архетип. | * «[[Бесобой]]» — Сатана здесь воплощает именно этот архетип. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Shoujo Kakumei Utena]] (манга) | * [[Shoujo Kakumei Utena]] (манга) — имя Акио само по себе означает «утренняя звезда», кроме того, в оригинальной манге Тихо Сайто он был «злой половиной» принца Диоса, восставшей против слишком сердобольного альтер-эго. Душа Диоса переселилась в Утэну, а Акио стал своего рода тёмным Прометеем академии Оотори, манипулируя учениками в своих целях и открывая им глаза на неприглядные стороны этого мира. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
Строка 66: | Строка 61: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* Настольный сеттинг «Демон: Павший» из старого [[Мир Тьмы|Мира Тьмы]] обыгрывает тему [[ | * Настольный сеттинг «Демон: Павший» из старого [[Мир Тьмы|Мира Тьмы]] обыгрывает тему [[Зигзаг|зигзагом]]: Люцифер честно хотел как лучше для людей. Он даже бунтовщиком становиться не собирался, у него и других мятежных ангелов просто просто взорвался мозг от взаимоисключающих приказов бога (который, в свою очередь, вёл себя именно как Злой Яхве и в том, чтобы ни за что не дать людям возможности подняться на уровень разумного существа, и в том, чтобы покарать тех, кто всё-таки поднялся). Но во время войны между ангелами мятежными и верными хозяину, значительная часть первых сначала решила, что может решать, как людям лучше, за самих людей, потом — что частью из них можно и пожертвовать… Привело всё это только к тому, что армия повстанцев разложилась и распалась, потерпела поражение и была низвергнута в Ад, где павшие ангелы от сознания того, что их прокляли и бросили, а также от перенесённых мучений так-таки мутировали в классических чертей с рогами, которым в радость кого-нибудь зверски мучить и пытать. | ||
** Но именно что Люцифер играет троп | ** Но именно что Люцифер играет троп на прямую! Без всяких зигзагов, как его маломощные подручные. В никакое чудовище он не превращался, да и в Бездну-то не попал (врата захлопнулись прямо перед ним, не дав разделить участь с другими ангелами). Конечно, многие его действия вызывают вопросы, но... Он именно что классический образец тропа без всяких зигзагов. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* В синкретической религии езидов местный | * В синкретической религии езидов местный Люцифер — Тавуси-Малак — хороший, почти как Мелькор в ЧКА, с поправкой лишь на то, что и Бог тоже вовсе не плох. Одна из езидских священных книг так и называется — Чёрная книга («Масхафе Раш»). Согласно представлениям езидов, Тавуси-Малак был ввергнут в ад за то, что отказался поклониться Адаму, но за семь тысяч лет затопил его слезами, оплакивая судьбу грешников, и был прощён и восстановлен во главе ангелов (на которых езидская религия сосредоточена куда сильнее, чем на Боге). | ||
** Сходную религию исповедуют соседи езидов, шабаки, со своей священной книгой «Буйрук». | ** Сходную религию исповедуют соседи езидов, шабаки, со своей священной книгой «Буйрук». | ||
** Как нетрудно догадаться, езидам в окружении мусульман приходится весьма | ** Как нетрудно догадаться, езидам в окружении мусульман приходится весьма непросто — их принимают за сатанистов. | ||
=== [[Нет, не тот]] === | === [[Нет, не тот]] === | ||
[[Файл:Akashagarbha.jpg|100px|thumb|right|Вот такой.]] | [[Файл:Akashagarbha.jpg|100px|thumb|right|Вот такой.]] | ||
Если словосочетание «Утренняя звезда» услышит махаянский буддист, он подумает о бодхисаттве Акашагарбхи, а | Если словосочетание «Утренняя звезда» услышит махаянский буддист, он подумает о бодхисаттве Акашагарбхи, а точнее — о его «мантре утренней звезды» и соответствующей «практике утренней звезды» в ветке японского буддизма Сингон, которая начинается за 50 или 100 дней до солнечного или лунного затмения, и в ходе которой эта далеко не короткая мантра должна быть начитана миллион раз. Хоть в махаяне есть разные бодхисаттвы, включая гневных защитников, конкретно Акашагарбха не выглядит похожим на чёрта, вопреки такому интересному совпадению в названиях. | ||
== См. также == | == См. также == |