Утренняя Звезда
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Satan Is Good. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Если бы бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его. | » |
— Михаил Бакунин |
Итак, у нас есть Единый Бог, Всеотец, создатель и единоличный властелин мира. Он всемогущ, и нет никакой равной ему силы. Всё, что он желает, воплотится. С ним бессмысленно бороться, ведь все смертные и не очень смертные — жалкие черви перед его надмирной вневременной мощью. Все, кто не подчиняются ему, понесут заслуженное, справедливое наказание. Так называемая «свободная воля», или, попросту, склонность грешить, будет искоренена на Земле — силами добрых пастырей, строящих идеальное праведное общество, и на Небе — волей Самого. Во всяком случае, так написано в Библии и так говорят священники. А если подумать? Может быть, если бы бог был настолько всемогущ, ему не надо было бы ни с чем бороться и ничего искоренять, так как он просто с самого начала сделал всё так, как ему надо? Да нет, у бога был равный (или хотя бы сравнимый по силам) Противник. Высший из ангелов, поднявший мятеж. Утренняя Звезда. Люцифер.
Сей троп — перевод более древнего архетипа — Прометея — на язык христианской символики. Бог — автор запретов и ограничений, а Сатана, как его враг — тот, кто стремится эти запреты сломать. Образ благого Люцифера опирается на некоторые изначально присущие Люциферу библейскому черты: свободолюбие, бунтарство, познание. Во времена феодализма и абсолютных монархий они, по понятным причинам, были не очень-то в почёте, так что и обладать ими был достоин разве только самый главный гадский гад (а вот его прихлебатели и гады помельче — уже нет, эгоистичный Сатана свободой не поделится). В Возрождение эти моральные стандарты всё чаще стали подвергаться пересмотру (уже Люцифер из «Потерянного рая» Мильтона во многом близок к образу Утренней Звезды, хотя он всё ещё злой), а в Новое Время вообще восторжествовала атеистическая этика гуманизма, согласно которой бунтарство — не всегда хорошо, но и не есть нечто плохое априори. Если власть злая, восставать против неё можно. Если бог тоже злой, то Люцифер может быть добрым (но может и не быть).
В то время, как Прометею приписывается создание технологий (огонь — только то, что окончательно достало Зевса), со светлым Люцифером всё радикальнее: ему может приписываться создание самого человеческого разума. Да, библейская история о грехопадении, если вдуматься, о том, что Адам и Ева сильно изменили себя — настолько, скажем, что стали стыдиться наготы, хотя раньше не делали этого, и, конечно, это было не единственным следствием.
- Однако на язык христианской символики античный троп переводится не идеально. Потому что боги, против которых бунтует Прометей, ни сами не позиционируют себя ни как всеблагих (как просто благих — могут), ни как всемогущих (случалось им и умирать, и по морде получать), ни как всеведущих (а иначе зачем бы им помощь прорицателей — включая, кстати, и самого Прометея!), ни фактически не являются таковыми. Чтобы сюжет об Утренней Звезде вообще был возможен, образ его антагониста неизбежно должен быть низведён до того же уровня. Ибо если Он всемогущ и всеведущ, но не всеблаг — то у него нет мотивации терпеть бунт соратников, которая есть в всеблагого Единого, он задавит самую его возможность, стоит только УЗ о ней задуматься. Если же он и хотел бы так поступить, но не может (то есть, или не всеведущ, или не всемогущ, или ни то, ни другое) — значит, он не есть Единый Бог и должен описываться в другой статье.
Соответственно, это троп «Мелькор был хорошим» в применении к Библии и вообще христианской мифологии. От простой инверсии отличается тем, что Люцифер не пишет своих заповедей, он только подсказывает, как нарушить чужие. Утренняя Звезда — не справедливый небесный царь (как Единый Бог в незлом варианте), а бунтарь и тираноборец.
Возможная субверсия — классический злобный Сатана, которому прикольно, когда люди мучаются, но который ради своих политических интересов среди смертных поддерживает хорошую репутацию и часто прибегает к имиджу Утренней Звезды.
Где встречается[править]
- В представлениях некоторых современных сатанистов Люцифер изображён как раз Утренней Звездой.
- А ещё так называется оружие. И в его честь взял себе псевдоним один печально известный музыкант…
Литература[править]
- Байрон, мистерия «Каин» — Люцифер. При этом он, простите за каламбур, далеко не «ангел»: «Пади и поклонись мне как владыке!».
- И «Лучафэрул» Эминеску.
- М. Ю. Лермонтов, «Демон».
- Шелли, «Возмущение ислама»:
« | Он был как свет, что дышит в вышине, |
» |
— Перевод К. Бальмонта |
Чтобы читателю было ясно, к чему отсылка: эта девушка в битве между Орлом и Змеей на стороне Змеи, очень удивляя этим рассказчика.
- Анатоль Франс, «Восстание ангелов». 1914 год, между прочим.
- Роберт Хайнлайн, «Иов, или осмеяние справедливости»: Яхве — злобный склочный самодур; его брат Люцифер — мужчина в самом расцвете сил, большой любитель шуток (подчас весьма болезненных) и воздающий по делам (а не по тому, насколько дела соответствуют священным писаниям). Своеобразный «Мастер и Маргарита» made in USA.
- Пулман, «Темные начала» — с прикрученным фитильком: Дьявола как такового в книгах не имеется, вместо него объединение множества рас под предводительством человека лорда Азриэля. Впрочем, сюжет об падших ангелах появляется, да и Ксафанию — предводительницу мятежных ангелов — при желании можно так обозвать.
- Кажется упоминалось, что Люцифер когда-то существовал, но погиб в ходе своего восстания.
- Вадим Арчер, «Выбравший бездну».
- Алан Кэмпбелл, Scar Night — Церковь служит Богу живущему прямо под ней в Бездне, который был низвергнут в неё после того как вместе с армией ангелов поднял восстание против бога на небесах.
- Роджер Желязны:
- «Снова и снова» — Люцифер-Прометей-Локи в лице неименуемого протагониста.
- «Джек из Тени». Его там так и зовут — Утренняя Звезда, но тут он падший, лишённый могущества и заточённый другими богами прямо на границе дня и ночи.
- Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — субверсия. Верховный страж Мрака Кводнон, аллюзия на Люцифера, пытается выглядеть перед своими приспешниками как благородный бунтарь и взломщик системы, однако на деле уже переродился в старого доброго Сатану.
- О. Волховский, «Люди огня» — инверсия. Дьявол, уставший быть палачом Всевышнего, пытается причинять людям добро и наносить пользу. При этом стремится к своей цели как раз через установление радикальных запретов: согласно его программе, необходимо отобрать у людей свободу выбора и «приказать» им стать добрыми и счастливыми.
- Мария Корелли, «Скорбь Сатаны» — Люцифер выступает трагической фигурой, вынужден находиться на Земле из-за грешности человечества, но при этом больше всех хочет найти людей, не подвластных его соблазнам.
- «Отблески Этерны» — уникальный случай, когда и Леворукий (невинно оболганный принц древности, а ныне страж межмировой цитадели) на самом деле хороший, и Четверо во главе с Создателем — тоже без дураков благие.
Фанфики[править]
- «Чёрная книга Арды», антифанфик на вселенную Толкина. Мелькор был, был хорошим!
Телесериалы[править]
- Собственно сериал «Люцифер» по отдалённым мотивам комиксов — падший ангел Люцифер, уставший от бытия начальником ада, взял отпуск и отправился на землю, где влюбился мерисьюшную детективицу и прибился к ней в качестве частного консультанта.
Комиксы[править]
- DC Comics (а заодно и Vertigo) — Люцифер Морнингстар. Фактически, так и остаётся после своего восстания правой рукой Господа в качестве администратора Ада. Отлично играет на пианино.
- «Бесобой» — Сатана здесь воплощает именно этот архетип.
Аниме и манга[править]
- Shoujo Kakumei Utena (манга) — имя Акио само по себе означает «утренняя звезда», кроме того, в оригинальной манге Тихо Сайто он был «злой половиной» принца Диоса, восставшей против слишком сердобольного альтер-эго. Душа Диоса переселилась в Утэну, а Акио стал своего рода тёмным Прометеем академии Оотори, манипулируя учениками в своих целях и открывая им глаза на неприглядные стороны этого мира.
Визуальные романы[править]
- Monster Girl Quest — Люцифина, мать протагониста, была первым падшим ангелом, восставшим против не очень хорошей Илиас. Собственно, Утренняя звезда — это её прозвище, а также название её любимого приёма. Хотя роль Прометея здесь отыгрывает не она, а другой, менее однозначный персонаж.
Настольные игры[править]
- Настольный сеттинг «Демон: Павший» из старого Мира Тьмы обыгрывает тему зигзагом: Люцифер честно хотел как лучше для людей. Он даже бунтовщиком становиться не собирался, у него и других мятежных ангелов просто просто взорвался мозг от взаимоисключающих приказов бога (который, в свою очередь, вёл себя именно как Злой Яхве и в том, чтобы ни за что не дать людям возможности подняться на уровень разумного существа, и в том, чтобы покарать тех, кто всё-таки поднялся). Но во время войны между ангелами мятежными и верными хозяину, значительная часть первых сначала решила, что может решать, как людям лучше, за самих людей, потом — что частью из них можно и пожертвовать… Привело всё это только к тому, что армия повстанцев разложилась и распалась, потерпела поражение и была низвергнута в Ад, где павшие ангелы от сознания того, что их прокляли и бросили, а также от перенесённых мучений так-таки мутировали в классических чертей с рогами, которым в радость кого-нибудь зверски мучить и пытать.
- Но именно что Люцифер играет троп напрямую! Без всяких зигзагов, как его маломощные подручные. Ни в какое чудовище он не превращался, да и в Бездну-то не попал (врата захлопнулись прямо перед ним, не дав разделить участь с другими ангелами). Конечно, многие его действия вызывают вопросы, но… он именно что классический образец тропа без всяких зигзагов.
Реальная жизнь[править]
- В синкретической религии езидов местный Люцифер — Тавуси-Малак — хороший, почти как Мелькор в ЧКА, с поправкой лишь на то, что и Бог тоже вовсе не плох. Одна из езидских священных книг так и называется — Чёрная книга («Масхафе Раш»). Согласно представлениям езидов, Тавуси-Малак был ввергнут в ад за то, что отказался поклониться Адаму, но за семь тысяч лет затопил его слезами, оплакивая судьбу грешников, и был прощён и восстановлен во главе ангелов (на которых езидская религия сосредоточена куда сильнее, чем на Боге).
- Сходную религию исповедуют соседи езидов, шабаки, со своей священной книгой «Буйрук».
- Как нетрудно догадаться, езидам в окружении мусульман приходится весьма непросто — их принимают за сатанистов.
- В теософии Блаватской-Рёрихов светлое люциферическое начало (даже не всегда персонализированное) противопоставляется тёмному ариманическому. Правда, как раз-таки Единого Бога в этих верованиях нет, все ангелы, демоны и
кальмарыкосмические иерархи — создания строго материальные, пусть и «тонкие».
Нет, не тот[править]
Если словосочетание «Утренняя звезда» услышит махаянский буддист, он подумает о бодхисаттве Акашагарбхи, а точнее — о его «мантре утренней звезды» и соответствующей «практике утренней звезды» в ветке японского буддизма Сингон, которая начинается за 50 или 100 дней до солнечного или лунного затмения, и в ходе которой эта далеко не короткая мантра должна быть начитана миллион раз. Хоть в махаяне есть разные бодхисаттвы, включая гневных защитников, конкретно Акашагарбха не выглядит похожим на чёрта, вопреки такому интересному совпадению в названиях.