Редактирование: Чем старше, тем лучше

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 9: Строка 9:
Мечи, извлеченные из могильных курганов — этот троп встречается не только в сагах. На Востоке такие мечи имели специальное название «кубурийские» (от арабского «кубр» — могила). Бируни (весьма добросовестный и совершенно не склонный к выдумкам учёный) упоминает, что жители Бердаа (Азербайджан) ради таких мечей разрывали могилы русов, погибших в тех краях в 943-44 гг.
Мечи, извлеченные из могильных курганов — этот троп встречается не только в сагах. На Востоке такие мечи имели специальное название «кубурийские» (от арабского «кубр» — могила). Бируни (весьма добросовестный и совершенно не склонный к выдумкам учёный) упоминает, что жители Бердаа (Азербайджан) ради таких мечей разрывали могилы русов, погибших в тех краях в 943-44 гг.


Бронзовые изделия эпохи Инь (2 тыс. до н. э.) пользовались огромной популярностью в древнем и средневековом Китае. Особенно восхищали китайцев ритуальные бронзовые котлы-дин и сосуды для вина — гун. Это были богато орнаментированные огромные и тяжёлые предметы — понятно, что из них ели и пили настоящие исполины! Примерно то же самое произошло с такими артефактами Древнего Рима, как дороги и акведуки: варвары, пришедшие в Европу с востока во время [[Тёмные Века|Темных Веков]], поверить не могли, что такие прочные и удобные сооружения построены обычными людьми, и довольно долго их потомки даже не пытались воспроизвести ничего подобного. Чёрт возьми, да некоторые из древнеримских акведуков действуют ''до сих пор''! Оборонительные сооружения, построенные предками древних греков до наступления тёмных веков, сами греки называли циклопическими, так как верили, что такое могут построить только циклопы, а человеку поднять такие огромные камни просто не под силу.
Бронзовые изделия эпохи Инь (2 тыс. до н. э.) пользовались огромной популярностью в древнем и средневековом Китае. Особенно восхищали китайцев ритуальные бронзовые котлы-дин и сосуды для вина — гун. Это были богато орнаментированные огромные и тяжёлые предметы — понятно, что из них ели и пили настоящие исполины! Примерно то же самое произошло с такими артефактами Древнего Рима, как дороги и акведуки: варвары, пришедшие в Европу с востока во время [[Тёмные Века|Темных Веков]], поверить не могли, что такие прочные и удобные сооружения построены обычными людьми, и довольно долго их потомки даже не пытались воспроизвести ничего подобного. Чёрт возьми, да некоторые из древнеримских акведуков действуют ''до сих пор''! Оборонительные сооружения, построенные предками древних греков до наступления тёмных веков, сами греки называли циклопическими, так как верили, что такое могут построить только циклопы, а человеку поднять такие огромные камни просто не под силу.


Яркий пример — вселенная [[Warhammer 40k]]: корабли служат тысячелетия, как и многие из силовых доспехов, лучшими образцами считаются произведённые во времена, когда Император ещё не впал в кому, а за технологии, утерянные во время Долгой Ночи, любой техножрец продаст душу богам Хаоса.
Яркий пример — вселенная [[Warhammer 40k]]: корабли служат тысячелетия, как и многие из силовых доспехов, лучшими образцами считаются произведённые во времена, когда Император ещё не впал в кому, а за технологии, утерянные во время Долгой Ночи, любой техножрец продаст душу богам Хаоса.


Близкий троп — [[тени былого величия]]. Частичный антитроп — [[Я старше, мне всё можно]].
Близкий троп — [[тени былого величия]]. Частичный антитроп — [[Я старше, мне всё можно]].


== Простейшие обоснуи ==
== Простейший обоснуй ==
* 90 % того, что попадает под этот троп, можно объяснить [[ошибка выжившего|ошибкой выжившего]]: качество, на самом деле, со временем не меняется. Просто из старья проверку временем прошел небольшой процент наиболее качественного, а остальное отправилось на свалку или было забыто. Поэтому сейчас из старья мы видим только то, что сохранилось (наиболее качественное), а из новинок всё: и качественное, и хлам.


* Ещё один обоснуй для современности: осознанное снижение ресурса продукта с оглядкой на всё быстрее и быстрее несущуюся лошадь прогресса, и всё быстрее происходящее моральное устаревание ещё вчера современных технологий. Например, колесо крестьянской телеги, которой пользовался и дед, и отец, и сам крестьянин, и его сын, и даже внук, разумно сделать долговечным и вырабатывать его ресурс десятки лет. Но разумно ли тратить прочные и дорогостоящие материалы на прибор, который прослужит дольше, чем он будет востребован, то есть — пока его не заменят более совершенные аналоги? Серьёзно, много ли пользы было бы в наши дни от супер-прочных и рассчитанных на тысячу лет бесперебойной работы пейджера и дискеты?
90 % того, что попадает под этот троп, можно объяснить [[ошибка выжившего|ошибкой выжившего]]: качество, на самом деле, со временем не меняется. Просто из старья проверку временем прошел небольшой процент наиболее качественного, а остальное отправилось на свалку или было забыто. Поэтому сейчас из старья мы видим только то, что сохранилось (наиболее качественное), а из новинок всё: и качественное, и хлам.


* А ещё современные вещи часто запрограммированы на уже запланированное устаревание, чтобы сломаться ровно в срок. [[Педаль в пол]]: современные принтеры, отсчитывающие отмеренное гарантией количество страниц. После достижения гарантийной цифры принтер «ломается» и перестаёт печатать (счётчик просто блокирует печать). А ещё Apple уличили в том, что после выхода новой модели их старые модели включают тормоза, чтобы казаться хуже и медленнее, чем они есть на самом деле.
А ещё современные вещи часто запрограммированы на запланированное устаревание, чтобы сломаться ровно в срок. [[Педаль в пол]]: современные принтеры, отсчитывающие отмеренное гарантией количество страниц. После достижения гарантийной цифры принтер «ломается» и перестаёт печатать (счётчик просто блокирует печать). А ещё Apple уличили в том, что после выхода новой модели их старые модели включают тормоза, чтобы казаться хуже и медленнее, чем они есть на самом деле.


* Запланированное устаревание имеет еще более простой [[обоснуй]]: незлонамеренное удешевление. Если сделать товар качественнее, что практически всегда означает дороже, то потребитель с большей вероятностью отдаст предпочтение более дешёвому товару конкурента (из-за недостатка информации), который забил на качество. Если же продавать его по той же цене, что и конкурент, упадет маржа (цена минус себестоимость), и конкурент всё равно будет в плюсе. К тому же, вопреки распространенному мнению, производитель старается увеличивать не цену, а наценку. И он может пойти по пути уменьшения себестоимости (использования некачественного сырья), что [[сарказм|очень положительно]] сказывается на качестве конечного товара. Впрочем, к этому не относятся случаи намеренного внедрения в конструкцию элементов, сокращающих срок службы. Например, использование в компьютерных блоках питания электролитических конденсаторов с высоким ESR, да еще и расположение их [https://www.eevblog.com/forum/chat/why-do-some-companies-love-putting-capacitors-close-to-heatsinks/ поближе к горяченьким радиаторам, чтобы быстрее высыхали и начинали пропускать помехи].
Запланированное устаревание имеет еще более простой [[обоснуй]]: незлонамеренное удешевление. Если сделать товар качественнее, что практически всегда означает дороже, то потребитель с большей вероятностью отдаст предпочтение более дешёвому товару конкурента (из-за недостатка информации), который забил на качество. Если же продавать его по той же цене, что и конкурент, упадет маржа (цена минус себестоимость), и конкурент всё равно будет в плюсе. К тому же, вопреки распространенному мнению, производитель старается увеличивать не цену, а наценку. И он может пойти по пути уменьшения себестоимости (использования некачественного сырья), что [[сарказм|очень положительно]] сказывается на качестве конечного товара. Впрочем, к этому не относятся случаи намеренного внедрения в конструкцию элементов, сокращающих срок службы. Например, использование в компьютерных блоках питания электролитических конденсаторов с высоким ESR, да еще и расположение их [https://www.eevblog.com/forum/chat/why-do-some-companies-love-putting-capacitors-close-to-heatsinks/ поближе к горяченьким радиаторам, чтобы быстрее высыхали и начинали пропускать помехи].


* Китайская любовь к силумину<ref>хрупкий сплав алюминия и кремния</ref> приводит к тому, что современные «железки» очень легко ломаются в ситуации, когда настоящее железо всего лишь погнулось бы.


* Обоснуй для античности и средних веков: в старину поля были не распаханы, в лесах дичь не перебита, поскольку людей просто было мало. К средневековью сюда прибавляется и то, что лес не был господским и крестьяне могли там свободно охотиться. Для типичного крестьянина то, что жизнь в старину была намного примитивнее в довесок к не распаханным полям и не вырубленным лесам, полным дичи, недостатком не казалось. Тем более, что обычный крестьянин этого и не понимал. Хотя понимание встречалось у образованной части населения, которые писали, что люди раньше жили в хижинах и носили грубую одежду, пользуясь грубыми предметами, но и для них это полностью перекрывалось полными дичи лесами.
Обоснуй для античности и средних веков: в старину поля были не распаханы, в лесах дичь не перебита, поскольку людей просто было мало. К средневековью сюда прибавляется и то, что лес не был господским и крестьяне могли там свободно охотиться. Для типичного крестьянина то, что жизнь в старину была намного примитивнее в довесок к не распаханным полям и не вырубленным лесам, полным дичи, недостатком не казалось. Тем более, что обычный крестьянин этого и не понимал. Хотя понимание встречалось у образованной части населения, которые писали, что люди раньше жили в хижинах и носили грубую одежду, пользуясь грубыми предметами, но и для них это полностью перекрывалось полными дичи лесами.


* Ещё один обоснуй: [[цикл империй]]. Для того, кто живёт в [[умирающая империя|умирающей Империи]], славное прошлое, когда [[Империя на подъёме|Империя была на подъёме]], выглядело очень завидным.
 
Ещё один обоснуй: [[цикл империй]]. Для того, кто живёт в [[умирающая империя|умирающей Империи]], славное прошлое, когда [[империя на-подъёме|Империя была на подъёме]], выглядело очень завидным.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[Фольклор|фольклор]] ===
* Древние римляне верили в миф о золотом веке, что-де людям жилось лучше, когда ими правил не Юпитер, а их создатель Сатурн. Серебряный, медный век, век полубогов и героев, а тем паче железный век, сменяя друг друга, делали жизнь только хуже.
* Древние римляне верили в миф о золотом веке, что-де людям жилось лучше, когда ими правил не Юпитер, а их создатель Сатурн. Серебряный, медный век, век полубогов и героев, а тем паче железный век, сменяя друг друга, делали жизнь только хуже.
** Индийцы тоже делили время существования мира на Крита-югу, золотой век, Трета-югу, Двапара-югу и, собственно, Кали-югу, в которой всё совсем плохо, и которая то ли вот-вот начнётся и настанет конец света, то ли вот-вот закончится с тем же результатом.
** Индийцы тоже делили время существования мира на Крита-югу, золотой век, Трета-югу, Двапара-югу и, собственно, Кали-югу, в которой всё совсем плохо, и которая то ли вот-вот начнётся и настанет конец света, то ли вот-вот закончится с тем же результатом.
* {{Q|Чтоб построить новый дом<br>
* {{Q|Чтоб построить новый дом<br />
Динамита грянул гром...<br>
Динамита грянул гром...<br />
Не взорвался старый дом -<br>
Не взорвался старый дом -<br />
Рухнул новый за углом!|Советская частушка-куплет Нечаева-Рудакова}}
Рухнул новый за углом!|Советская частушка-куплет Нечаева-Рудакова}}  


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 56: Строка 55:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Star Wars]] — Под это подходят многие творения Раката, например, станции Звёздная Кузница и Фабрика, Звёздные Карты и силовые мечи, которые были намного мощнее световых, но требовали при использовании всё время пользоваться Тёмной Стороной, что неплохо вдаривало по мозгам.
* [[Star Wars]] Под это подходят многие творения Раката, например, станции Звёздная Кузница и Фабрика, Звёздные Карты и силовые мечи, которые были намного мощнее световых, но требовали при использовании всё время пользоваться Тёмной Стороной, что неплохо вдаривало по мозгам.
** Станция «Балансир», самый древний известный галактике Звёздных Войн рукотворный объект, созданная небожителями для заточения Абелот и способная притягивать гравитационными лучами любой объект, в том числе и чёрные дыры.
** Станция "Балансир", самый древний известный галактике Звёздных Войн рукотворный объект, созданная небожителями для заточения Абелот и способная притягивать гравитационными лучами любой объект, в том числе и чёрные дыры.
** Так же фикрайтеры любят корабли времён Ревана и Империи Закуул, [[Не знает матчасти|наделяя их порой невероятными характеристиками]], впрочем, большинство всё же догадываются провести даунгрейд под реалии того времени.
** Так же фикрайтеры любят корабли времён Ревана и Империи Закуул, [[Не знает матчасти|наделяя их порой невероятными характеристиками]], впрочем, большинство всё же догадываются провести даунгрейд под реалии того времени.
* «Полночь в Париже» — главный герой весь фильм грезит о Париже 1920-х, когда там ошивалось множество известных писателей. Каким-то образом, ему удаётся туда попасть каждую ночь ровно в 12:00. Там он знакомится с девушкой, которая считает, что лучшее время жить — Прекрасная эпоха (конец XIX века). Однако культурные деятели того времени считают свою эпоху нудной и обыденной, а сами мечтают попасть в Ренессанс. Наконец, герой осознаёт, что так было и будет всегда. [[Там, где нас нет|Любая эпоха может запросто стать унылыми буднями для современников]].
* «Полночь в Париже» — главный герой весь фильм грезит о Париже 1920-х, когда там ошивалось множество известных писателей. Каким-то образом, ему удаётся туда попасть каждую ночь ровно в 12:00. Там он знакомится с девушкой, которая считает, что лучшее время жить — Прекрасная эпоха (конец XIX века). Однако культурные деятели того времени считают свою эпоху нудной и обыденной, а сами мечтают попасть в Ренессанс. Наконец, герой осознаёт, что так было и будет всегда. [[Там, где нас нет|Любая эпоха может запросто стать унылыми буднями для современников]].
Строка 66: Строка 65:
* Break Blade — Делфинг — чрезвычайно древний голем, созданный задолго до того, как люди научились управлять кварцем (из-за чего протагонист, собственно, может его пилотировать), случайно найденный в шахтах Крисны. При этом превосходит даже самых совершенных серийных големов любой из стран. Фактически, единственный его реально крупный недостаток — это невозможность нормально его ремонтировать (из-за конструкции, которую инженеры никак не могут понять) из-за чего его боеспособность постепенно снижается.
* Break Blade — Делфинг — чрезвычайно древний голем, созданный задолго до того, как люди научились управлять кварцем (из-за чего протагонист, собственно, может его пилотировать), случайно найденный в шахтах Крисны. При этом превосходит даже самых совершенных серийных големов любой из стран. Фактически, единственный его реально крупный недостаток — это невозможность нормально его ремонтировать (из-за конструкции, которую инженеры никак не могут понять) из-за чего его боеспособность постепенно снижается.
* [[Gunsmith Cats ]] — Ралли поясняет, почему предпочитает первую модель CZ-75
* [[Gunsmith Cats ]] — Ралли поясняет, почему предпочитает первую модель CZ-75
* [[Uchuu senkan Yamato]] — в римейке, когда бой идет в подпрострастве, где лучевые оружия не работают, земляне выносят флагман Десслера устаревшими разрывными снарядами. Тот успевает возмущенно назвать их варварами.
* [[Uchuu senkan Yamato]] в римейке, когда бой идет в подпрострастве, где лучевые оружия не работают, земляне выносят флагман Десслера устаревшими разрывными снарядами. Тот успевает возмущенно назвать их варварами.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* В большинстве фентезийных и во многих фантастических играх присутствуют т. н. «артефакты» — могущественные предметы, сделанные когда-то там давно какими-то там крутыми мастерами. В настоящее время (то есть в момент когда собственно происходит игра) такое повторить не под силу никому, поэтому предметами остаётся только пользоваться себе во благо, врагам во вред. Иногда артефакты можно делать и прямо сейчас, но, как правило, они значительно уступают старым образцам в крутизне либо не пересекаются с ними функционально (как например артефакты для существ Академии Волшебства в HoMM V).
* В большинстве фентезийных и во многих фантастических играх присутствуют т. н. «артефакты» — могущественные предметы, сделанные когда-то там давно какими-то там крутыми мастерами. В настоящее время (т. е. в момент когда собственно происходит игра) такое повторить не под силу никому, поэтому предметами остаётся только пользоваться себе во благо, врагам во вред. Иногда артефакты можно делать и прямо сейчас, но, как правило, они значительно уступают старым образцам в крутизне либо не пересекаются с ними функционально (как например артефакты для существ Академии Волшебства в HoMM V).
** Как вариант, артефакты могут быть не изготовлены, а являться частями тел сверхъестественных существ, могущественных магов, богов и т. п. (глаза, руки, черепа и т. д.). Либо быть обычными предметами, которые от использования необычным носителем приобрели необычные свойства. Либо быть обычным оружием, которое поразило необычную цель (например [[w:Копьё Лонгина]]) и через это стало необычным. Самое главное, что обычно это всё произошло в седой древности и на момент игры является практически мифом, но имеющим реальное физическое воплощение в виде необычного предмета.
** Как вариант, артефакты могут быть не изготовлены, а являться частями тел сверхъестественных существ, могущественных магов, богов и т. п. (глаза, руки, черепа и т. д.). Либо быть обычными предметами, которые от использования необычным носителем приобрели необычные свойства. Либо быть обычным оружием, которое поразило необычную цель (например [[w:Копьё Лонгина]]) и через это стало необычным. Самое главное, что обычно это всё произошло в седой древности и на момент игры является практически мифом, но имеющим реальное физическое воплощение в виде необычного предмета.
** Dungeon Crawl Stone Soup играется с этим тропом до состояния «педаль делает зигзаг под асфальтом». Артефакты — это целая категория предметов, среди которых есть и удивительно полезные, и примерно равноценные современным предметам, и слабые, и откровенно вредные (проклятая мантия с −5 ко всем характеристикам — каково?) Но у всех них есть общее свойство: с ними ничего нельзя сделать нынешними силами (кроме проклятия и его снятия) — именно из-за этого обычный, но хорошо зачарованный предмет из современности может обскакать древнее творение, которое так зачаровать не потрудились.
** Dungeon Crawl Stone Soup играется с этим тропом до состояния «педаль делает зигзаг под асфальтом». Артефакты — это целая категория предметов, среди которых есть и удивительно полезные, и примерно равноценные современным предметам, и слабые, и откровенно вредные (проклятая мантия с −5 ко всем характеристикам — каково?) Но у всех них есть общее свойство: с ними ничего нельзя сделать нынешними силами (кроме проклятия и его снятия) — именно из-за этого обычный, но хорошо зачарованный предмет из современности может обскакать древнее творение, которое так зачаровать не потрудились.
Строка 80: Строка 79:
* [[Warcraft]] — изобретения Титанов, поражающие своим функционалом. Да-да, ряд разумных рас Азерота — тоже ''изобретения Титанов''.
* [[Warcraft]] — изобретения Титанов, поражающие своим функционалом. Да-да, ряд разумных рас Азерота — тоже ''изобретения Титанов''.
** Впрочем, тут [[зигзаг]]: два самых технологичных народа, гномы и гоблины, дошли в развитии до уровня XX—XXI веков нашего мира. А титанов рейды выпиливают вдесятером, но это можно считать игровой условностью.
** Впрочем, тут [[зигзаг]]: два самых технологичных народа, гномы и гоблины, дошли в развитии до уровня XX—XXI веков нашего мира. А титанов рейды выпиливают вдесятером, но это можно считать игровой условностью.
*** Поправочка, в рейде убивали не полноценных титанов, а воскрешённые останки одного и… Выкидыш другого.
*** Поправочка, в рейде убивали не полноценных титанов, а воскрешённые останки одного и... Выкидыш другого.
** К слову про древние артефакты — один из самых крутых артефактов Азерота — Испепелитель был создан на веку нынешних героев — во время Третьей войны, менее 20 лет от настоящего момента.
** К слову про древние артефакты - один из самых крутых артефактов Азерота - Испепелитель был создан на веку нынешних героев - во время Третьей войны, менее 20 лет от настоящего момента.
* Серия [[Fallout]] — до войны изобретено множество вещей, о которых нынешнее поколение не может и мечтать, что хорошо демонстрируется в DLC к New Vegas. Большинство из них утеряны и забыты. [[Дикарь с пулеметом|Может оно и к лучшему]].
* Серия [[Fallout]] — до войны изобретено множество вещей, о которых нынешнее поколение не может и мечтать, что хорошо демонстрируется в DLC к New Vegas. Большинство из них утеряны и забыты. [[Дикарь с пулеметом|Может оно и к лучшему]].
* [[Fate/Stay Night]] — Гильгамеш объявлен самым древним и потому самым могущественным из героев. Другой влияющий фактор — известность, но Геракла — без сомнений самого известного героя — Гильгамеш не без труда, но победил. А герои, жившие после 17 века, и вовсе появляются только в неканоничных произведениях.
* [[Fate/Stay Night]] — Гильгамеш объявлен самым древним и потому самым могущественным из героев. Другой влияющий фактор — известность, но Геракла — без сомнений самого известного героя — Гильгамеш не без труда, но победил. А герои, жившие после 17 века, и вовсе появляются только в неканоничных произведениях.
Строка 90: Строка 89:


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer 40,000|Warhammer 40k]] — в первую очередь СШК и всё, что создано человечеством в Тёмную Эру Технологий, например, мобильная база Имперских Кулаков размером с Луну, которая тем не менее выходит из строя, так как все инструкции по эксплуатации и ремонту были потеряны многие тысячелетия назад.
* [[Warhammer 40,000|Warhammer 40k]] в первую очередь СШК и всё, что создано человечеством в Тёмную Эру Технологий, например, мобильная база Имперских Кулаков размером с Луну, которая тем не менее выходит из строя, так как все инструкции по эксплуатации и ремонту были потеряны многие тысячелетия назад.
** Далее идут технологии некронов. Самое главное из них это некродермис, «живой» самовосстанавливающийся металл, из которых состоят их тела. Кадианские Пилоны, сдерживавшие Око Ужаса от превращения в Великий Разлом. Фазовые клинки, которые могут пройти почти через что угодно, за исключением ценного меча фанатично верующий Сестры Битвы (смотрим ролик к 9 редакции). Их корабли, высасывающие энергию для путешествий в космосе из звёзд. Не обойдём стороной их а невероятно могущественные артефакты: Сфера Вечности способен восстановить любую технику, Саван Кошмаров даёт носителю почти полную неуязвимость, Перчатка Пламени, суть портал в звезду. И многое другое. Особенно выделяется Небесный Планетарий, способный потушить любую звезду.
** Далее идут технологии некронов. Самое главное из них это некродермис, "живой" самовосстанавливающийся металл, из которых состоят их тела. Кадианские Пилоны, сдерживавшие Око Ужаса от превращения в Великий Разлом. Фазовые клинки, которые могут пройти почти через что угодно, за исключением ценного меча фанатично верующий Сестры Битвы (смотрим ролик к 9 редакции). Их корабли, высасывающие энергию для путешествий в космосе из звёзд. Не обойдём стороной их а невероятно могущественные артефакты: Сфера Вечности способен восстановить любую технику, Саван Кошмаров даёт носителю почти полную неуязвимость, Перчатка Пламени, суть портал в звезду. И многое другое. Особенно выделяется Небесный Планетарий, способный потушить любую звезду.
** Перейдём к технологиям Древних. Самое главное их наследие это Паутина, промежуточное измерение между материальным миром и варпом, позволяющее оградиться от влияния Богов Хаоса и путешествовать между различными планетами. Впрочем, у Тысячи Сынов был свой недоработанный аналог Паутины «Лабиринт». Также стоит отметить Чернокаменные Крепости — гигантские космические станции, одну из которых Абаддон Безрукий скинул на Кадию.
** Перейдём к технологиям Древних. Самое главное их наследие это Паутина, промежуточное измерение между материальным миром и варпом, позволяющее оградиться от влияния Богов Хаоса и путешествовать между различными планетами. Впрочем, у Тысячи Сынов был свой недоработанный аналог Паутины "Лабиринт". Также стоит отметить Чернокаменные Крепости – гигантские космические станции, одну из которых Абаддон Безрукий скинул на Кадию.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
Строка 101: Строка 100:
** Физический износ оборудования: особенно штампов и литейных форм. О такой особенности отлично знают нумизматы. См. также [[Серийные образцы никуда не годятся]]
** Физический износ оборудования: особенно штампов и литейных форм. О такой особенности отлично знают нумизматы. См. также [[Серийные образцы никуда не годятся]]
** Конкуренция за неискушённого потребителя: в войне за снижение цены кто не смог пожертвовать теми качествами продукта, которые потребитель не оценит при покупке (долговечность, надёжность, ремонтопригодность), тот в лучшем случае оттесняется на периферию. К тому же, дешёвый и недолговечный продукт можно продать несколько раз.
** Конкуренция за неискушённого потребителя: в войне за снижение цены кто не смог пожертвовать теми качествами продукта, которые потребитель не оценит при покупке (долговечность, надёжность, ремонтопригодность), тот в лучшем случае оттесняется на периферию. К тому же, дешёвый и недолговечный продукт можно продать несколько раз.
*** В средние века случалось, что до большой войны меч ковали как штучный товар для аристократа из лучшей стали и с роскошными украшениями, чего хватало для мелких войн, но как случилась большая война — спрос на мечи вырос на столько, что мечи стали ковать побыстрее и попроще с минимальными украшениями, а то и вовсе без украшений. С доспехами зигзаг: в результате большой войны доспехи улучшались в плане защиты и практичности, но теряли свои украшения превращаясь в [[уныло, но практично]].
*** В средние века случалось, что до большой войны меч ковали как штучный товар для аристократа из лучшей стали и с роскошными украшениями, чего хватало для мелких войн, но как случилась большая война — спрос на мечи вырос на столько, что мечи стали ковать побыстрее и попроще с минимальными украшениями, а то и вовсе без украшений. С доспехами зигзаг: в результате большой войны доспехи улучшались в плане защиты и практичности, но теряли свои украшения превращаясь в [[уныло, но практично]].
** Близкий к предыдущему случай, когда две сопутствующие технологии развиваются с разной скоростью, причём более важная — значительно быстрее. Например, даже недорогой и массовый Ford T оснащался сидениями из натуральной кожи — сегодня это атрибут машины класса люкс. Или клавиатуры ранних IBM PC: в то время, как процессоры, память и мониторы росли по закону Мура, становясь при этом ещё и дешевле, устаревая не успевая заметно износиться, конструкции клавиатуры развиваться было некуда, оставаться на месте нельзя — чтобы не стать непропорционально дорогим устройством, зато дешеветь и деградировать — вполне. В результате современные поделки не доживают до роковой чашки кофе, а если и доживают, то без ножек и со стёртыми буквами, в то время как оригинальные IBM Model M (не говоря уже о Model F) спустя десятилетия [https://habr.com/ru/post/409651/ оглашают громким клацанием] комнаты и опенспейсы.
** Близкий к предыдущему случай, когда две сопутствующие технологии развиваются с разной скоростью, причём более важная — значительно быстрее. Например, даже недорогой и массовый Ford T оснащался сидениями из натуральной кожи — сегодня это атрибут машины класса люкс. Или клавиатуры ранних IBM PC: в то время, как процессоры, память и мониторы росли по закону Мура, становясь при этом ещё и дешевле, устаревая не успевая заметно износиться, конструкции клавиатуры развиваться было некуда, оставаться на месте нельзя — чтобы не стать непропорционально дорогим устройством, зато дешеветь и деградировать — вполне. В результате современные поделки не доживают до роковой чашки кофе, а если и доживают, то без ножек и со стёртыми буквами, в то время как оригинальные IBM Model M (не говоря уже о Model F) спустя десятилетия [https://habr.com/ru/post/409651/ оглашают громким клацанием] комнаты и опенспейсы.
** Банальное отсутствие сложных узлов, электроники и прочих приблуд, делающих старый прототип более простым в управлении и ремонтопригодным.
* Изнанка тропа — [[проверенное временем]]. Сама вещь может и сделана недавно, но по старинным чертежам, на старом оборудовании и по старым технологиям. Почему так может быть?
*** Частный случай: победа маркетинга над порядочностью. Новая модель пробила себе путь на рынок путем добавления нескольких фич, но ценой потери качества. Популярные в девяностых и нулевых «крутые» магнитофоны со стильным дизайном и CD-плеером, но звуком как из консервной банки.
* Изнанка тропа — [[проверенное временем]]. Сама вещь может и сделана недавно, но по старинным чертежам, на старом оборудовании и по старым технологиям. Почему так может быть?
** Невозможно сразу спроектировать сложный прибор без ошибок. Часть из них обнаруживается на этапе проектирования, тестовой эксплуатации, но многие приходится отлавливать уже на этапе серийного производства. Вплоть до того, что приходится отзывать уже находящиеся в эксплуатации экземпляры.
** Невозможно сразу спроектировать сложный прибор без ошибок. Часть из них обнаруживается на этапе проектирования, тестовой эксплуатации, но многие приходится отлавливать уже на этапе серийного производства. Вплоть до того, что приходится отзывать уже находящиеся в эксплуатации экземпляры.
** Или если новая техника требует к себе более бережного отношения, а старые чинились с помощью [[Ремонт пинком и такой-то матерью|кувалды и крепкого слова]]. Или новые требуют дорогих запчастей, специального оборудования для обслуживания и ремонта. Ну или просто не подходит для условий эксплуатации.
** Или если новая техника требует к себе более бережного отношения, а старые чинились с помощью [[Ремонт пинком и такой-то матерью|кувалды и крепкого слова]]. Или новые требуют дорогих запчастей, специального оборудования для обслуживания и ремонта. Ну или просто не подходит для условий эксплуатации.
** А бывает, что ничего лучше не придумали, остаётся только вносить мелкие конструктивные усовершенствования.
** А бывает, что ничего лучше не придумали, остаётся только вносить мелкие конструктивные усовершенствования.
* Со временем вещи приобретают культурную ценность. Даже продукты массового производства превращаются в редкости, да и просто напоминают о прошедшей эпохе. Заходим в антикварную лавку и смотрим. Есть от индивидуальных работ мастеров и до вещей, считавшихся ширпотребом (и продававшихся чуть ли не на каждом углу) несколько десятков лет назад. Или блошиный рынок — разброс цен и ассортимент гораздо интереснее.
* Со временем вещи приобретают культурную ценность. Даже продукты массового производства превращаются в редкости, да и просто напоминают о прошедшей эпохе. Заходим в антикварную лавку и смотрим. Есть от индивидуальных работ мастеров и до вещей, считавшихся ширпотребом (и продававшихся чуть ли не на каждом углу) несколько десятков лет назад. Или блошиный рынок - разброс цен и ассортимент гораздо интереснее.
* Любая новая техника по статистике ломается гораздо чаще, чем более старая, но не достигшая ещё критического износа. Тут виновата и [[Систематическая ошибка выжившего|ошибка выжившего]] — когда дефектные экземпляры отправляются на помойку, и лучшая приработка деталей друг к другу. А ещё, изношенные или некачественные из-за стремления производителя сбить цену детали заменяются новыми и более качественными, приводя к [[парадокс корабля Тесея|парадоксу корабля Тесея]], когда от старой вещи остался только общая концепция и шильдик.
* Любая новая техника по статистике ломается гораздо чаще, чем более старая, но не достигшая ещё критического износа. Тут виновата и [[Систематическая ошибка выжившего|ошибка выжившего]] — когда дефектные экземпляры отправляются на помойку, и лучшая приработка деталей друг к другу. А ещё, изношенные или некачественные из-за стремления производителя сбить цену детали заменяются новыми и более качественными, приводя к [[парадокс корабля Тесея|парадоксу корабля Тесея]], когда от старой вещи остался только общая концепция и шильдик.
* Вино. Чем дольше выдержано, тем крепче.
* Вино. Чем дольше выдержано, тем крепче.
** До определённых пределов. Десертные вина и впрямь могут лежать (а в случае хорошего токайского и улучшаться) десятилетиями. А так… пино нуар или малбек начинают ухудшаться после 5 лет. Да и хорошее бургундское дольше 20 держать не советуют. Выдерживаемое столетиями вино и вовсе представляет исключительно коллекционную ценность. А с бургундским вином прикол: когда Дюма писал «[[Три мушкетёра|Трёх мушкетёров]]», бургундское вино считалось дешёвым пойлом, а главные герои его пили, потому что с финансами у них было не очень; но после успеха книги бургундское вино обрело престиж как напиток настоящих мушкетёров.
** До определённых пределов. Десертные вина и впрямь могут лежать (а в случае хорошего токайского и улучшаться) десятилетиями. А так… пино нуар или малбек начинают ухудшаться после 5 лет. Да и хорошее бургундское дольше 20 держать не советуют. Выдерживаемое столетиями вино и вовсе представляет исключительно коллекционную ценность. А с бургундским вином прикол: когда Дюма писал «[[Три мушкетёра|Трёх мушкетёров]]», бургундское вино считалось дешёвым пойлом, а главные герои его пили, потому что с финансами у них было не очень; но после успеха книги бургундское вино обрело престиж как напиток настоящих мушкетёров.
*** Автору правки довелось попробовать советское шампанское 25-летней выдержки. К сожалению, этикетка была утеряна, так что точные исходные данные вина неизвестны. По итогу же — газ полностью улетучился, на дне было немного винного камня, а в остальном вино было невероятно вкусным.
*** Автору правки довелось попробовать советское шампанское 25-летней выдержки. К сожалению, этикетка была утеряна, так что точные исходные данные вина неизвестны. По итогу же - газ полностью улетучился, на дне было немного винного камня, а в остальном вино было невероятно вкусным.
** Бургундское вино не считалось дешевым пойлом ни во времена Дюма, ни во времена мушкетеров. Его восхвалял еще Григорий Турский в 591 году. Дюма в «Большом кулинарном словаре» совершенно справедливо отмечал, что бургундское вино прославилось раньше бордо и шампанского.
** Бургундское вино не считалось дешевым пойлом ни во времена Дюма, ни во времена мушкетеров. Его восхвалял еще Григорий Турский в 591 году. Дюма в «Большом кулинарном словаре» совершенно справедливо отмечал, что бургундское вино прославилось раньше бордо и шампанского.
* Также вряд ли гурманов прельстит «свежая ветчина» (что вообще оксюморон — «ветшина» была антонимом к «свежине») и «свежий ром» ([[шутки ради]] отыграно в мультфильме 1988 г. «[[Остров сокровищ/Адаптации|Остров сокровищ]]» в сцене с массовым падением в море).
* Также вряд ли гурманов прельстит «свежая ветчина» (что вообще оксюморон — «ветшина» была антонимом к «свежине») и «свежий ром» ([[шутки ради]] отыграно в мультфильме 1988 г. «[[Остров сокровищ/Адаптации|Остров сокровищ]]» в сцене с массовым падением в море).
* И музыкальные инструменты, за которыми ухаживают и на которых регулярно играют — тоже. С годами звук заметно улучшается.
* И музыкальные инструменты, за которыми ухаживают и на которых регулярно играют — тоже. С годами звук заметно улучшается.
* Если у фирмы долгая история, то ее продукция и услуги как бы считаются лучше, чем у конкурентов помоложе. Сколько лет на рынке и не закрылись. Хотя в любой момент может случиться «уже не торт». В некоторых случаях этого могут не заметить или заметить не сразу.
* Если у фирмы долгая история, то ее продукция и услуги как бы считаются лучше, чем у конкурентов помоложе. Сколько лет на рынке и не закрылись. Хотя в любой момент может случиться "уже не торт". В некоторых случаях этого могут не заметить или заметить не сразу.
* Металлические заготовки, полученные литьём или деформацией — чем дольше лежат, тем меньше становятся внутренние напряжения, стремящиеся придать заготовке прежнюю форму, и, соответственно, тем меньше уйдут размеры готовых изделий, сделанных из этих заготовок. Процесс так и называется — старение (правда, сейчас для экономии времени чаще всего используют искусственное старение, при котором заготовки выдерживают не при комнатной, а при повышенной температуре).
* Металлические заготовки, полученные литьём или деформацией — чем дольше лежат, тем меньше становятся внутренние напряжения, стремящиеся придать заготовке прежнюю форму, и, соответственно, тем меньше уйдут размеры готовых изделий, сделанных из этих заготовок. Процесс так и называется — старение (правда, сейчас для экономии времени чаще всего используют искусственное старение, при котором заготовки выдерживают не при комнатной, а при повышенной температуре).
* Старые лампочки накаливания служат намного больше и надежнее современных. В частности в деревенском доме бабушки автора правки до сих пор горит лампочка, произведенная в 20-е годы прошлого столетия. Хотя бабушки, ровесницы лампы, уже почти 10 лет нет в живых.
* Старые лампочки накаливания служат намного больше и надежнее современных. В частности в деревенском доме бабушки автора правки до сих пор горит лампочка, произведенная в 20-е годы прошлого столетия. Хотя бабушки, ровесницы лампы, уже почти 10 лет нет в живых.


==== Отдельные случаи ====
==== Отдельные случаи ====
* Садовые плодоносные деревья из года в год растут, набираются сил и приносят всё больше и больше того, ради чего, собственно, и были высажены. Плюс устойчивость к болезням и вредителям, которая тоже далеко не ухудшается.
* Когда понадобилось изготовить спутники для измерения космической радиации, выяснилось, что вся сталь, отлитая после 1945 года, слишком сильно фонит (в первую очередь из-за того, что в производстве стали используется атмосферный воздух). В результате подняли со дна бухты Скапа-Флоу фрагменты [[Истребление флота|затопленного там]] [[Первая Мировая война|в 1919 году]] германского [[дредноут]]а «Кронпринц Вильгельм» и со всей осторожностью изготовили корпуса и механизмы из них.
* Когда понадобилось изготовить спутники для измерения космической радиации, выяснилось, что вся сталь, отлитая после 1945 года, слишком сильно фонит (в первую очередь из-за того, что в производстве стали используется атмосферный воздух). В результате подняли со дна бухты Скапа-Флоу фрагменты [[Истребление флота|затопленного там]] [[Первая Мировая война|в 1919 году]] германского [[дредноут]]а «Кронпринц Вильгельм» и со всей осторожностью изготовили корпуса и механизмы из них.
* Для точной стрельбы обычной пулей лучше подходят СВД, выпущенные до 1970 года, так как из-за невозможности стрелять бронебойными пулями было решено пожертвовать точностью. В результате она упала более чем вдвое, и СВД, ранее превосходившая по точности большинство западных винтовок<ref>Подобное верно только в сравнении со старыми полуавтоматическими винтовками, но никак не с «болтовыми» или с современными «марксманскими». По точности сравниться с СВД мог только «Вальтер ВА2000», коих было 176 штук всего и PSG-1 от «Хеклер и Кох»</ref>, стала им заметно уступать.
* Для точной стрельбы обычной пулей лучше подходят СВД, выпущенные до 1970 года, так как из-за невозможности стрелять бронебойными пулями было решено пожертвовать точностью. В результате она упала более чем вдвое, и СВД, ранее превосходившая по точности большинство западных винтовок<ref>Подобное верно только в сравнении со старыми полуавтоматическими винтовками, но никак не с «болтовыми» или с современными «марксманскими». По точности сравниться с СВД мог только «Вальтер ВА2000», коих было 176 штук всего и PSG-1 от «Хеклер и Кох»</ref>, стала им заметно уступать.
Строка 129: Строка 125:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references/>


{{Nav/Предметы}}
{{Nav/Предметы}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!