Чем старше, тем лучше

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Older Is Better. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
если вкратце

Чем старше, тем лучше — троп, высказанный ещё Конфуцием, видевшим вокруг себя лишь бесконечную гражданскую войну, длящуюся уже свыше сотни лет, и потому вздыхавшим о безвозвратно ушедшем Золотом веке. Этот троп также был популярен в различные Тёмные Века, например, в Европе после падения Римской Империи, и вообще в те эпохи, когда из-за нескончаемой войны всех против всех происходил некоторый явный упадок (а то, что стало лучше, вздыхавшие о славном прошлом старались не замечать).

Данный концепт невероятно популярен в фэнтези: чем древней артефакт, тем он мощней и круче. Даже обычное оружие, если оно изготовлено эльфами, гномами или какими-нибудь предтечами, обязательно лучше современного.

Впрочем, такое нередко встречалось и в реальной жизни. Так, например, во время гражданской войны Сэнгоку, длившейся в Японии свыше ста лет, заметно упало качество мечей. Так как мечей требовалось много и сразу, тщательная ковка одного меча уже не могла удовлетворить спрос. Поэтому старинные мечи не просто ценились выше новых, но и реально были лучше. С другой стороны, несмотря на все вздохи о «золотой старине», доспехи, наоборот, стали заметно лучше старинных. Потому что традиционные благородные схватки всадников один на один с оглашением родословных окончательно уступили место массовой резне.

Мечи, извлеченные из могильных курганов — этот троп встречается не только в сагах. На Востоке такие мечи имели специальное название «кубурийские» (от арабского «кубр» — могила). Бируни (весьма добросовестный и совершенно не склонный к выдумкам учёный) упоминает, что жители Бердаа (Азербайджан) ради таких мечей разрывали могилы русов, погибших в тех краях в 943-44 гг.

Бронзовые изделия эпохи Инь (2 тыс. до н. э.) пользовались огромной популярностью в древнем и средневековом Китае. Особенно восхищали китайцев ритуальные бронзовые котлы-дин и сосуды для вина — гун. Это были богато орнаментированные огромные и тяжёлые предметы — понятно, что из них ели и пили настоящие исполины! Примерно то же самое произошло с такими артефактами Древнего Рима, как дороги и акведуки: варвары, пришедшие в Европу с востока во время Темных Веков, поверить не могли, что такие прочные и удобные сооружения построены обычными людьми, и довольно долго их потомки даже не пытались воспроизвести ничего подобного. Чёрт возьми, да некоторые из древнеримских акведуков действуют до сих пор! Оборонительные сооружения, построенные предками древних греков до наступления тёмных веков, сами греки называли циклопическими, так как верили, что такое могут построить только циклопы, а человеку поднять такие огромные камни просто не под силу.

Яркий пример — вселенная Warhammer 40k: корабли служат тысячелетия, как и многие из силовых доспехов, лучшими образцами считаются произведённые во времена, когда Император ещё не впал в кому, а за технологии, утерянные во время Долгой Ночи, любой техножрец продаст душу богам Хаоса.

Близкий троп — тени былого величия. Частичный антитроп — Я старше, мне всё можно.

Простейшие обоснуи[править]

  • 90 % того, что попадает под этот троп, можно объяснить ошибкой выжившего: качество, на самом деле, со временем не меняется. Просто из старья проверку временем прошел небольшой процент наиболее качественного, а остальное отправилось на свалку или было забыто. Поэтому сейчас из старья мы видим только то, что сохранилось (наиболее качественное), а из новинок всё: и качественное, и хлам.
  • Ещё один обоснуй для современности: осознанное снижение ресурса продукта с оглядкой на всё быстрее и быстрее несущуюся лошадь прогресса, и всё быстрее происходящее моральное устаревание ещё вчера современных технологий. Например, колесо крестьянской телеги, которой пользовался и дед, и отец, и сам крестьянин, и его сын, и даже внук, разумно сделать долговечным и вырабатывать его ресурс десятки лет. Но разумно ли тратить прочные и дорогостоящие материалы на прибор, который прослужит дольше, чем он будет востребован, то есть — пока его не заменят более совершенные аналоги? Серьёзно, много ли пользы было бы в наши дни от супер-прочных и рассчитанных на тысячу лет бесперебойной работы пейджера и дискеты?
  • А ещё современные вещи часто запрограммированы на уже запланированное устаревание, чтобы сломаться ровно в срок. Педаль в пол: современные принтеры, отсчитывающие отмеренное гарантией количество страниц. После достижения гарантийной цифры принтер «ломается» и перестаёт печатать (счётчик просто блокирует печать). А ещё Apple уличили в том, что после выхода новой модели их старые модели включают тормоза, чтобы казаться хуже и медленнее, чем они есть на самом деле.
  • Запланированное устаревание имеет еще более простой обоснуй: незлонамеренное удешевление. Если сделать товар качественнее, что практически всегда означает дороже, то потребитель с большей вероятностью отдаст предпочтение более дешёвому товару конкурента (из-за недостатка информации), который забил на качество. Если же продавать его по той же цене, что и конкурент, упадет маржа (цена минус себестоимость), и конкурент всё равно будет в плюсе. К тому же, вопреки распространенному мнению, производитель старается увеличивать не цену, а наценку. И он может пойти по пути уменьшения себестоимости (использования некачественного сырья), что очень положительно сказывается на качестве конечного товара. Впрочем, к этому не относятся случаи намеренного внедрения в конструкцию элементов, сокращающих срок службы. Например, использование в компьютерных блоках питания электролитических конденсаторов с высоким ESR, да еще и расположение их поближе к горяченьким радиаторам, чтобы быстрее высыхали и начинали пропускать помехи.
  • Китайская любовь к силумину[1] приводит к тому, что современные «железки» очень легко ломаются в ситуации, когда настоящее железо всего лишь погнулось бы.
  • Обоснуй для античности и средних веков: в старину поля были не распаханы, в лесах дичь не перебита, поскольку людей просто было мало. К средневековью сюда прибавляется и то, что лес не был господским и крестьяне могли там свободно охотиться. Для типичного крестьянина то, что жизнь в старину была намного примитивнее в довесок к не распаханным полям и не вырубленным лесам, полным дичи, недостатком не казалось. Тем более, что обычный крестьянин этого и не понимал. Хотя понимание встречалось у образованной части населения, которые писали, что люди раньше жили в хижинах и носили грубую одежду, пользуясь грубыми предметами, но и для них это полностью перекрывалось полными дичи лесами.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Древние римляне верили в миф о золотом веке, что-де людям жилось лучше, когда ими правил не Юпитер, а их создатель Сатурн. Серебряный, медный век, век полубогов и героев, а тем паче железный век, сменяя друг друга, делали жизнь только хуже.
    • Индийцы тоже делили время существования мира на Крита-югу, золотой век, Трета-югу, Двапара-югу и, собственно, Кали-югу, в которой всё совсем плохо, и которая то ли вот-вот начнётся и настанет конец света, то ли вот-вот закончится с тем же результатом.
« Чтоб построить новый дом

Динамита грянул гром...
Не взорвался старый дом -
Рухнул новый за углом!

»
— Советская частушка-куплет Нечаева-Рудакова

Литература[править]

  • «Беовульф» — множество мечей, шлемов, доспехов, кубков, штандартов передаётся из поколения в поколение. Предполагается, что они были созданы великанами.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — диван-транслятор. «— Ручной труд. Безотказен. Конструкции Льва Бен Бецалеля. Бен Бецалель собирал и отлаживал его триста лет…»
    • Впрочем, в первой книге его также характеризовали и как всё ещё пригодный к работе антиквариат.
  • «Песнь Льда и Огня». Древняя раса валирийцев, жившая преимущественно в Эссосе. Обладала разными технологиями и приручала драконов в промышленных масштабах. Совмещение того и другого позволило делать что-то вроде асфальтовых дорог. Ну, и валирийская сталь, эталон металла для оружия, вроде нашего булата.
    • На Вестеросе всё посложнее. Когда-то тут жили Дети Леса, проявившиеся не так давно в сериале. Существа высокоразвитые, но не по-человечески. Однако создать Иных как своих миньонов — немалого стоит. Посмотрим, во что это выльется уже не в прошлом, а в настоящем и будущем.
  • «Тёмная Башня» — ключевой мир некогда был высокотехнологичным. Собственно, и Башня с Лучами, скрепляющие реальность, — техногенное изобретение. Но от былого величия остались только мёртвые города, мутанты, свихнувшаяся техника[2] и т. п., а люди живут при порядках уровня феодализм и ниже[3].
  • «Потерянный флот» — когда Джон Гири ложился в анабиоз, корабли космофлота Альянса строились на века (ну, на 100—150 лет). Его пробуждают через сто лет, и он узнаёт, что до сих пор продолжается война между Альянсом и Синдикатом. Хотя военные технологии несколько улучшились, и даже появилась сеть гиперврат (правда это людям подсунули инопланетяне, так как их можно взорвать с силой сверхновой), качество строительства заметно упало. Под конец первоначального цикла, корабли ломаются один за другим, хотя им всего три года. У всё потому, что военно-промышленный комплекс не видит нужным добротно строить корабли, которые Лирои Дженкинсы флота (а там почти все уже такие) угробят за пару месяцев. Под командованием Гири, большая часть флота выживает, но оказывается запчастей на всех не хватает. Лучше всего это символизируют новейшие линейные крейсеры типа «Ловкий». Втрое меньше размерами, чем предыдущий тип, эти «ловкачи» даже не обладают полноценным сканерным комплектом и требуют присутствия других кораблей, чтобы видеть дальше собственного носа. Да и поставляют их во флот Гири ещё недоделанными. В общем, почти все из них гибнут в первой же операции.
  • «Барабаны Зомби» — останки животных при некромантии значительно слабее человеческих, поэтому некромантами в расчете просто не рассматриваются. Но чем старше останки, тем лучше… Поэтому, когда Гарри решил завести скелет Тиранозавра, возраст компенсировал то, что это останки животного.
  • «Космический пират Крокс» Дмитрия Емца — педаль в пол. Мало того, что старые (и «старые» — это не двадцать-тридцать лет, а около шестисот) роботы во всем превосходят новых, так тут еще и за старой (той же давности) сталью охотятся! Если первое еще можно хоть как-то обосновать (бытовые роботы, построенные во время войны, были рассчитаны на участие в военных действиях, так что запас прочности у них многократный), то второе уже совсем странно: зачем космической державе вообще возиться с ломом чёрного металла, да еще и наделённым личностью и сопротивляющимся переплавке?
  • «Дорога» Александра Больных: Ториль даже не пытается пробиться сквозь каменную преграду на Келатрионазверне при помощи магии. И так понятно: эти подземелья гораздо древнее всей её цивилизации, так что ей ничего не светит.
  • «Хранитель Мечей» Перумова: аверсия с подсветкой. Раньше трава была зеленее? Враки! Наоборот: современные маги Радуги способны на такие чудеса, которые древним только снились!
  • Сварог: зигзаг. Древнему Радужному Демону не страшно серебро, но и его магия безвредна для отряда Сварога. А что вы хотите: ему даже не тысячи, а миллионы лет!
  • «Колесо Времени» — Эпоха Легенд, предшествовавшая освобождению Тёмного, время мира процветания и торжества магической науки.

Кино[править]

  • Звёздные войны — Под это подходят многие творения Раката, например, станции Звёздная Кузница и Фабрика, Звёздные Карты и силовые мечи, которые были намного мощнее световых, но требовали при использовании всё время пользоваться Тёмной Стороной, что неплохо вдаривало по мозгам.
    • Станция «Балансир», самый древний известный галактике Звёздных Войн рукотворный объект, созданная небожителями для заточения Абелот и способная притягивать гравитационными лучами любой объект, в том числе и чёрные дыры.
    • Так же фикрайтеры любят корабли времён Ревана и Империи Закуул, наделяя их порой невероятными характеристиками, впрочем, большинство всё же догадываются провести даунгрейд под реалии того времени.
  • «Полночь в Париже» — главный герой весь фильм грезит о Париже 1920-х, когда там ошивалось множество известных писателей. Каким-то образом, ему удаётся туда попасть каждую ночь ровно в 12:00. Там он знакомится с девушкой, которая считает, что лучшее время жить — Прекрасная эпоха (конец XIX века). Однако культурные деятели того времени считают свою эпоху нудной и обыденной, а сами мечтают попасть в Ренессанс. Наконец, герой осознаёт, что так было и будет всегда. Любая эпоха может запросто стать унылыми буднями для современников.

Аниме и манга[править]

  • «Звуки Небес» — Такемиказучи. По характеристикам превосходит все серийные образцы.
    • Впрочем объяснение этому есть - после ядерной войны технологический уровень сильно упал.
  • Break Blade — Делфинг — чрезвычайно древний голем, созданный задолго до того, как люди научились управлять кварцем (из-за чего протагонист, собственно, может его пилотировать), случайно найденный в шахтах Крисны. При этом превосходит даже самых совершенных серийных големов любой из стран. Фактически, единственный его реально крупный недостаток — это невозможность нормально его ремонтировать (из-за конструкции, которую инженеры никак не могут понять) из-за чего его боеспособность постепенно снижается.
  • Gunsmith Cats  — Ралли поясняет, почему предпочитает первую модель CZ-75
  • Uchuu senkan Yamato — в римейке, когда бой идет в подпрострастве, где лучевые оружия не работают, земляне выносят флагман Десслера устаревшими разрывными снарядами. Тот успевает возмущенно назвать их варварами.

Видеоигры[править]

  • В большинстве фентезийных и во многих фантастических играх присутствуют т. н. «артефакты» — могущественные предметы, сделанные когда-то там давно какими-то там крутыми мастерами. В настоящее время (то есть в момент когда собственно происходит игра) такое повторить не под силу никому, поэтому предметами остаётся только пользоваться себе во благо, врагам во вред. Иногда артефакты можно делать и прямо сейчас, но, как правило, они значительно уступают старым образцам в крутизне либо не пересекаются с ними функционально (как например артефакты для существ Академии Волшебства в HoMM V).
    • Как вариант, артефакты могут быть не изготовлены, а являться частями тел сверхъестественных существ, могущественных магов, богов и т. п. (глаза, руки, черепа и т. д.). Либо быть обычными предметами, которые от использования необычным носителем приобрели необычные свойства. Либо быть обычным оружием, которое поразило необычную цель (например w:Копьё Лонгина) и через это стало необычным. Самое главное, что обычно это всё произошло в седой древности и на момент игры является практически мифом, но имеющим реальное физическое воплощение в виде необычного предмета.
    • Dungeon Crawl Stone Soup играется с этим тропом до состояния «педаль делает зигзаг под асфальтом». Артефакты — это целая категория предметов, среди которых есть и удивительно полезные, и примерно равноценные современным предметам, и слабые, и откровенно вредные (проклятая мантия с −5 ко всем характеристикам — каково?) Но у всех них есть общее свойство: с ними ничего нельзя сделать нынешними силами (кроме проклятия и его снятия) — именно из-за этого обычный, но хорошо зачарованный предмет из современности может обскакать древнее творение, которое так зачаровать не потрудились.
  • TES — двемеры тысячу лет как исчезли, но их доспехи и оружие одни из лучших тяжелых доспехов в игре. Более показательно, что они могли создавать анимункулов (стимпанковских роботов), о чем современным народам остается только мечтать (модмейкеры обожают исправлять эту несправедливость).
    • При становлении советником Телванни один из квестов для постройки башни — найти книгу, в которой описана технология создания сферических центурионов. После чего оных центурионов изготавливают как охрану для этой башни.
  • Dragon Age — все артефакты древних эльфов (еще бы, эльфы современные в производстве так и не преуспели), империи гномов (когда от громадного государства осталось два жалких анклава, немудрено потерять знания о сложной системе вентиляции, строительстве и даже магии), древнего Тевинтера (эх, золотые времена, когда в вундервафлю можно было влить силу тысячи-другой рабов!). Еще и каждый Мор вполне натурально притормаживает развитие цивилизаций на материке.
  • Might & Magic — там древнее оружие это натуральные бластеры, более крутые чем любой новый меч.
    • Впрочем, префикс «Древний» перед предметами снаряжения добавляет им только товарной ценности, а не реальных качеств.
  • Аллоды — до великого Катаклизма мир был явно лучше. Отдельно стоит упомянуть две расы: Джуны (вымерли, а те что не вымерли — стали Червелицыми, местным аналогом иллитидов) и Зэм (стали кибер-нежитью).
  • Warcraft — изобретения Титанов, поражающие своим функционалом. Да-да, ряд разумных рас Азерота — тоже изобретения Титанов.
    • Впрочем, тут зигзаг: два самых технологичных народа, гномы и гоблины, дошли в развитии до уровня XX—XXI веков нашего мира. А титанов рейды выпиливают вдесятером, но это можно считать игровой условностью.
      • Поправочка, в рейде убивали не полноценных титанов, а воскрешённые останки одного и… Выкидыш другого.
    • К слову про древние артефакты — один из самых крутых артефактов Азерота — Испепелитель был создан на веку нынешних героев — во время Третьей войны, менее 20 лет от настоящего момента.
  • Серия Fallout — до войны изобретено множество вещей, о которых нынешнее поколение не может и мечтать, что хорошо демонстрируется в DLC к New Vegas. Большинство из них утеряны и забыты. Может оно и к лучшему.
  • Fate/Stay Night — Гильгамеш объявлен самым древним и потому самым могущественным из героев. Другой влияющий фактор — известность, но Геракла — без сомнений самого известного героя — Гильгамеш не без труда, но победил. А герои, жившие после 17 века, и вовсе появляются только в неканоничных произведениях.
    • А Арчер, простите?
      • Он не Героический Дух, добившийся места в Троне Героев за деяния и славу, а Страж Противодействия, подписавший контракт с Алайей
  • League of Legends — стрелок Люциан, с двумя пистолетами. Древними.
  • Серия Langrisser — собственно сам Лангриссер и Алхазард, которым уже много веков, если не тысячелетий, продолжают оставаться самыми могучими мечами в мире. Ну, а артефакты древних вроде воздушных кораблей или титанов и вовсе поражают воображение.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40k — в первую очередь СШК и всё, что создано человечеством в Тёмную Эру Технологий, например, мобильная база Имперских Кулаков размером с Луну, которая тем не менее выходит из строя, так как все инструкции по эксплуатации и ремонту были потеряны многие тысячелетия назад.
    • Далее идут технологии некронов. Самое главное из них это некродермис, «живой» самовосстанавливающийся металл, из которых состоят их тела. Кадианские Пилоны, сдерживавшие Око Ужаса от превращения в Великий Разлом. Фазовые клинки, которые могут пройти почти через что угодно, за исключением ценного меча фанатично верующий Сестры Битвы (смотрим ролик к 9 редакции). Их корабли, высасывающие энергию для путешествий в космосе из звёзд. Не обойдём стороной их а невероятно могущественные артефакты: Сфера Вечности способен восстановить любую технику, Саван Кошмаров даёт носителю почти полную неуязвимость, Перчатка Пламени, суть портал в звезду. И многое другое. Особенно выделяется Небесный Планетарий, способный потушить любую звезду.
    • Перейдём к технологиям Древних. Самое главное их наследие это Паутина, промежуточное измерение между материальным миром и варпом, позволяющее оградиться от влияния Богов Хаоса и путешествовать между различными планетами. Впрочем, у Тысячи Сынов был свой недоработанный аналог Паутины «Лабиринт». Также стоит отметить Чернокаменные Крепости — гигантские космические станции, одну из которых Абаддон Безрукий скинул на Кадию.

Реальная жизнь[править]

«

ххх: Интересно, через сколько лет после перехода на электромобили начнут рассказывать как легенду, что когда-то давно электродвигатели работали десятилетиями без ремонта и обслуживания, и менять в них было нужно только подшипники? ууу: Примерно года через 3 после того, как специалисты по запланированному устареванию внедрят в производство саморазрушающуюся за 2 года межвитковую изоляцию.

»
— С Баша
  • Этот принцип очень характерен для продуктов массового производства. И причин может быть три:
    • Физический износ оборудования: особенно штампов и литейных форм. О такой особенности отлично знают нумизматы. См. также Серийные образцы никуда не годятся
    • Конкуренция за неискушённого потребителя: в войне за снижение цены кто не смог пожертвовать теми качествами продукта, которые потребитель не оценит при покупке (долговечность, надёжность, ремонтопригодность), тот в лучшем случае оттесняется на периферию. К тому же, дешёвый и недолговечный продукт можно продать несколько раз.
      • В средние века случалось, что до большой войны меч ковали как штучный товар для аристократа из лучшей стали и с роскошными украшениями, чего хватало для мелких войн, но как случилась большая война — спрос на мечи вырос на столько, что мечи стали ковать побыстрее и попроще с минимальными украшениями, а то и вовсе без украшений. С доспехами зигзаг: в результате большой войны доспехи улучшались в плане защиты и практичности, но теряли свои украшения превращаясь в уныло, но практично.
    • Близкий к предыдущему случай, когда две сопутствующие технологии развиваются с разной скоростью, причём более важная — значительно быстрее. Например, даже недорогой и массовый Ford T оснащался сидениями из натуральной кожи — сегодня это атрибут машины класса люкс. Или клавиатуры ранних IBM PC: в то время, как процессоры, память и мониторы росли по закону Мура, становясь при этом ещё и дешевле, устаревая не успевая заметно износиться, конструкции клавиатуры развиваться было некуда, оставаться на месте нельзя — чтобы не стать непропорционально дорогим устройством, зато дешеветь и деградировать — вполне. В результате современные поделки не доживают до роковой чашки кофе, а если и доживают, то без ножек и со стёртыми буквами, в то время как оригинальные IBM Model M (не говоря уже о Model F) спустя десятилетия оглашают громким клацанием комнаты и опенспейсы.
    • Банальное отсутствие сложных узлов, электроники и прочих приблуд, делающих старый прототип более простым в управлении и ремонтопригодным.
      • Частный случай: победа маркетинга над порядочностью. Новая модель пробила себе путь на рынок путем добавления нескольких фич, но ценой потери качества. Популярные в девяностых и нулевых «крутые» магнитофоны со стильным дизайном и CD-плеером, но звуком как из консервной банки.
  • Изнанка тропа — проверенное временем. Сама вещь может и сделана недавно, но по старинным чертежам, на старом оборудовании и по старым технологиям. Почему так может быть?
    • Невозможно сразу спроектировать сложный прибор без ошибок. Часть из них обнаруживается на этапе проектирования, тестовой эксплуатации, но многие приходится отлавливать уже на этапе серийного производства. Вплоть до того, что приходится отзывать уже находящиеся в эксплуатации экземпляры.
    • Или если новая техника требует к себе более бережного отношения, а старые чинились с помощью кувалды и крепкого слова. Или новые требуют дорогих запчастей, специального оборудования для обслуживания и ремонта. Ну или просто не подходит для условий эксплуатации.
    • А бывает, что ничего лучше не придумали, остаётся только вносить мелкие конструктивные усовершенствования.
  • Со временем вещи приобретают культурную ценность. Даже продукты массового производства превращаются в редкости, да и просто напоминают о прошедшей эпохе. Заходим в антикварную лавку и смотрим. Есть от индивидуальных работ мастеров и до вещей, считавшихся ширпотребом (и продававшихся чуть ли не на каждом углу) несколько десятков лет назад. Или блошиный рынок — разброс цен и ассортимент гораздо интереснее.
  • Любая новая техника по статистике ломается гораздо чаще, чем более старая, но не достигшая ещё критического износа. Тут виновата и ошибка выжившего — когда дефектные экземпляры отправляются на помойку, и лучшая приработка деталей друг к другу. А ещё, изношенные или некачественные из-за стремления производителя сбить цену детали заменяются новыми и более качественными, приводя к парадоксу корабля Тесея, когда от старой вещи остался только общая концепция и шильдик.
  • Вино. Чем дольше выдержано, тем крепче.
    • До определённых пределов. Десертные вина и впрямь могут лежать (а в случае хорошего токайского и улучшаться) десятилетиями. А так… пино нуар или малбек начинают ухудшаться после 5 лет. Да и хорошее бургундское дольше 20 держать не советуют. Выдерживаемое столетиями вино и вовсе представляет исключительно коллекционную ценность. А с бургундским вином прикол: когда Дюма писал «Трёх мушкетёров», бургундское вино считалось дешёвым пойлом, а главные герои его пили, потому что с финансами у них было не очень; но после успеха книги бургундское вино обрело престиж как напиток настоящих мушкетёров.
      • Автору правки довелось попробовать советское шампанское 25-летней выдержки. К сожалению, этикетка была утеряна, так что точные исходные данные вина неизвестны. По итогу же — газ полностью улетучился, на дне было немного винного камня, а в остальном вино было невероятно вкусным.
    • Бургундское вино не считалось дешевым пойлом ни во времена Дюма, ни во времена мушкетеров. Его восхвалял еще Григорий Турский в 591 году. Дюма в «Большом кулинарном словаре» совершенно справедливо отмечал, что бургундское вино прославилось раньше бордо и шампанского.
  • Также вряд ли гурманов прельстит «свежая ветчина» (что вообще оксюморон — «ветшина» была антонимом к «свежине») и «свежий ром» (шутки ради отыграно в мультфильме 1988 г. «Остров сокровищ» в сцене с массовым падением в море).
  • И музыкальные инструменты, за которыми ухаживают и на которых регулярно играют — тоже. С годами звук заметно улучшается.
  • Если у фирмы долгая история, то ее продукция и услуги как бы считаются лучше, чем у конкурентов помоложе. Сколько лет на рынке и не закрылись. Хотя в любой момент может случиться «уже не торт». В некоторых случаях этого могут не заметить или заметить не сразу.
  • Металлические заготовки, полученные литьём или деформацией — чем дольше лежат, тем меньше становятся внутренние напряжения, стремящиеся придать заготовке прежнюю форму, и, соответственно, тем меньше уйдут размеры готовых изделий, сделанных из этих заготовок. Процесс так и называется — старение (правда, сейчас для экономии времени чаще всего используют искусственное старение, при котором заготовки выдерживают не при комнатной, а при повышенной температуре).
  • Старые лампочки накаливания служат намного больше и надежнее современных. В частности в деревенском доме бабушки автора правки до сих пор горит лампочка, произведенная в 20-е годы прошлого столетия. Хотя бабушки, ровесницы лампы, уже почти 10 лет нет в живых.

Отдельные случаи[править]

  • Садовые плодоносные деревья из года в год растут, набираются сил и приносят всё больше и больше того, ради чего, собственно, и были высажены. Плюс устойчивость к болезням и вредителям, которая тоже далеко не ухудшается.
  • Когда понадобилось изготовить спутники для измерения космической радиации, выяснилось, что вся сталь, отлитая после 1945 года, слишком сильно фонит (в первую очередь из-за того, что в производстве стали используется атмосферный воздух). В результате подняли со дна бухты Скапа-Флоу фрагменты затопленного там в 1919 году германского дредноута «Кронпринц Вильгельм» и со всей осторожностью изготовили корпуса и механизмы из них.
  • Для точной стрельбы обычной пулей лучше подходят СВД, выпущенные до 1970 года, так как из-за невозможности стрелять бронебойными пулями было решено пожертвовать точностью. В результате она упала более чем вдвое, и СВД, ранее превосходившая по точности большинство западных винтовок[4], стала им заметно уступать.
  • «Небесный тихоход» По-2. Как ни странно, именно в силу своей устарелой конструкции стал легендой Великой Отечественной. С одной стороны, он был прост в производстве и обслуживании. С другой — из-за своей медлительности и неприхотливости к ВПП он фактически занял «экологическую нишу» вертолёта, которые тогда массово не производились, но потребность в таком классе техники была, и была неожиданной, не покрытой текущим производством.
    • К тому же и в управлении он был прост. И даже самому неумелому пилоту не грозило на нем свалиться в штопор.

Примечания[править]

  1. хрупкий сплав алюминия и кремния
  2. В смысле, со свихнувшимся ИИ — Древние сумели сделать его практически человеческим.
  3. Раскапыванием старой техники — от ржавого танка до базы по подготовке боевых экстрасенсов, занялся Алый Король, благодаря чему чуть не прикончил вообще всех добряков в мире.
  4. Подобное верно только в сравнении со старыми полуавтоматическими винтовками, но никак не с «болтовыми» или с современными «марксманскими». По точности сравниться с СВД мог только «Вальтер ВА2000», коих было 176 штук всего и PSG-1 от «Хеклер и Кох»