Редактирование: Чернобыль

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 47: Строка 47:


== [[Не в ладах с историей|Несоответствия]] реальности ==
== [[Не в ладах с историей|Несоответствия]] реальности ==
{{video|6HVM4n7Rc1U|''«Ты всегда будешь Дятловым! Затем поцеловать и заколоть кинжалом!»''}}
Поскольку сериал изначально не позиционировался как документальный, большинство неточностей простительны.
 
* Впервые эвакуацию населения предложил директор ЧАЭС Брюханов в 8 часов утра, а не Легасов, то есть примерно через 6,5 часов после взрыва, а не через 20, как в сериале.
* Впервые эвакуацию населения предложил директор ЧАЭС Брюханов в 8 часов утра, а не Легасов, то есть примерно через 6,5 часов после взрыва, а не через 20, как в сериале.
* Пережившие катастрофу сотрудники АЭС осуждают то, что в сериале инженеры станции представлены довольно-таки трусливыми. Хотя в тот день никто и не думал спасать свою жизнь, все помогали устранять пожар.
* Пережившие катастрофу сотрудники АЭС осуждают то, что в сериале инженеры станции представлены довольно-таки трусливыми. Хотя в тот день никто и не думал спасать свою жизнь, все помогали устранять пожар.
Строка 85: Строка 84:
* Один из самых клюквенных моментов сериала — советский министр угольной промышленности ведёт переговоры с шахтёрами в компании двух автоматчиков, снявших оружие с плеча. Ещё и подробности дела объяснять поначалу не хочет, мол, секретно и быдлу знать не положено. И вообще, почему министр такой молодой — создатели не слышали анекдот про власть, которая «передаётся от деда к деду»? В реальности же под дулом автомата никого не принуждали — были добровольцы, причём отбирали [https://myslo.ru/city/people/interview/tul-skij-shahter-o-seriale-chernobyl-my-ehali-v-chernobyl-dobrovol-no-a-ne-pod-dulami-avtomatov лучших проходчиков].
* Один из самых клюквенных моментов сериала — советский министр угольной промышленности ведёт переговоры с шахтёрами в компании двух автоматчиков, снявших оружие с плеча. Ещё и подробности дела объяснять поначалу не хочет, мол, секретно и быдлу знать не положено. И вообще, почему министр такой молодой — создатели не слышали анекдот про власть, которая «передаётся от деда к деду»? В реальности же под дулом автомата никого не принуждали — были добровольцы, причём отбирали [https://myslo.ru/city/people/interview/tul-skij-shahter-o-seriale-chernobyl-my-ehali-v-chernobyl-dobrovol-no-a-ne-pod-dulami-avtomatov лучших проходчиков].
** Ну и реальные шахтеры даже сейчас отзываются о министре угольной промышленности крайне положительно, так что естественно никто никого не пачкал.
** Ну и реальные шахтеры даже сейчас отзываются о министре угольной промышленности крайне положительно, так что естественно никто никого не пачкал.
* Образ КГБ вылеплен в лучших клюквенных традициях — власти и полномочий у него, похоже, чуть ли не больше, чем у генсека и всего Полибюро вместе взятых. [[Госбезопасность]] предстает как эдакое государство в государстве. Контролируют всех и вся<ref>[[Педаль в пол]] — и за самим зампредом КГБ Шарковым тоже следят! Правда, тут не совсем понятно: то ли Шарков просто так подшучивает над Легасовым, то ли это взаправду, то ли это и вовсе такой небольшой стёб от авторов сериала.</ref> и даже не особо это скрывают, не стесняются шпионить даже за Щербиной. Арест же Хомюк в больнице выглядит совершенно по-идиотски, особенно учитывая то, что она работает в правительственной комиссии и отчитывается перед самим Горбачёвым и тем же КГБ — то есть советская тайная полиция идёт на потенциальный конфликт с высшими чинами, препятствуя работе их протеже. Ещё более идиотски выглядит то, что для её освобождения достаточно переброситься парой фраз с зампредом комитета — и проблемка решена.
* Образ КГБ вылеплен в лучших клюквенных традициях — власти и полномочий у него, похоже, чуть ли не больше, чем у генсека и всех остальных министерств вместе взятых. [[Госбезопасность]] предстает как эдакое государство в государстве. Контролируют всех и вся<ref>[[Педаль в пол]] — и за самим зампредом КГБ Шарковым тоже следят! Правда, тут не совсем понятно: то ли Шарков просто так подшучивает над Легасовым, то ли это взаправду, то ли это и вовсе такой небольшой стёб от авторов сериала.</ref> и даже не особо это скрывают, не стесняются шпионить даже за Щербиной. Арест же Хомюк в больнице выглядит совершенно по-идиотски, особенно учитывая то, что она работает в правительственной комиссии и отчитывается перед самим Горбачёвым и тем же КГБ — то есть советская тайная полиция идёт на потенциальный конфликт с высшими чинами, препятствуя работе их протеже. Ещё более идиотски выглядит то, что для её освобождения достаточно переброситься парой фраз с зампредом комитета — и проблемка решена.
** А вот тут в сериале всё показано верно. КГБ и был государством в государстве с колоссальными полномочиями. И хотя попытки председателей КГБ посягнуть на власть Аппарата ЦК неизменно заканчивались фейлами (Берия, Семичастный), Аппарат тоже старался в их дела не лезть. Слежка за зампредом также вполне реальна — председатели КГБ никого так не опасались, как своих же замов.
** А вот тут в сериале всё показано верно. КГБ и был государством в государстве с колоссальными полномочиями. И хотя попытки председателей КГБ посягнуть на власть Аппарата ЦК неизменно заканчивались фейлами (Берия, Семичастный), Аппарат тоже старался в их дела не лезть. Слежка за зампредом также вполне реальна — председатели КГБ никого так не опасались, как своих же замов.
** В любом государстве спецслужба является силой с колоссальными полномочиями. Это не значит, что она не отчитывается перед правительством и там можно делать все, что вздумается. Партия еще с послесталинских времен контролировала КГБ целиком и полностью вплоть до того, что даже кандидатуры областных глав КГБ одобрялись обкомом, а председатель КГБ отчитывался перед ЦК, и главами КГБ практически всегда назначались бывшие партийцы со стороны, чтобы ведомство не замыкалось в самом себе. В таких условиях государством в государстве, подобном показанному в сериале, КГБ быть просто физически не мог. Достаточно сказать, что конфискованные после смерти Легасова магнитофонные пленки КГБ оперативно вернул по первому запросу редактора «Правды», побоявшись его жалобы в ЦК. А конкретно зампред КГБ в сериале срисован с председателя КГБ В. М. Чебрикова, который настолько был лоялен партии, что в 1988 г. после перевода с поста был секретарем ЦК. Следить за своим зампредом, простым выдвиженцем А. К. Шарковым (его фамилию получил персонаж сериала), который потом станет начальником разведки СБУ независимой Украины, ему вряд ли был смысл. Тем более, что Шарков входил в оперативно-следственную группу СССР по расследованию причин катастрофы и сам был заинтересован в выяснении вины персонала и масштабов последствий; разумеется, в том числе в целях сокрытия от мировой общественности наиболее острых моментов, но арест Хомюк со стороны КГБ в сюжете выглядит бессмысленным в любом случае. Справедливости ради, можно найти и свидетельства о противоположной роли КГБ в жизни СССР: например, рассказы о ее пронизывающем весь госаппарат характере, упоминания о слежке за крупными представителями власти, например, что КГБ якобы следил за Косыгиным. Но все это известно исключительно из воспоминаний представителей номенклатуры и КГБ, документов никто из таких разоблачителей почему-то не показывает.
** В любом государстве спецслужба является силой с колоссальными полномочиями. Это не значит, что она не отчитывается перед правительством и там можно делать все, что вздумается. Партия еще с послесталинских времен контролировала КГБ целиком и полностью вплоть до того, что даже кандидатуры областных глав КГБ одобрялись обкомом, а председатель КГБ отчитывался перед ЦК, и главами КГБ практически всегда назначались бывшие партийцы со стороны, чтобы ведомство не замыкалось в самом себе. В таких условиях государством в государстве, подобном показанному в сериале, КГБ быть просто физически не мог. Достаточно сказать, что конфискованные после смерти Легасова магнитофонные пленки КГБ оперативно вернул по первому запросу редактора «Правды», побоявшись его жалобы в ЦК. А конкретно зампред КГБ в сериале срисован с председателя КГБ В. М. Чебрикова, который настолько был лоялен партии, что в 1988 г. после перевода с поста был секретарем ЦК. Следить за своим зампредом, простым выдвиженцем А. К. Шарковым (его фамилию получил персонаж сериала), который потом станет начальником разведки СБУ независимой Украины, ему вряд ли был смысл. Тем более, что Шарков входил в оперативно-следственную группу СССР по расследованию причин катастрофы и сам был заинтересован в выяснении вины персонала и масштабов последствий; разумеется, в том числе в целях сокрытия от мировой общественности наиболее острых моментов, но арест Хомюк со стороны КГБ в сюжете выглядит бессмысленным в любом случае. Справедливости ради, можно найти и свидетельства о противоположной роли КГБ в жизни СССР: например, рассказы о ее пронизывающем весь госаппарат характере, упоминания о слежке за крупными представителями власти, например, что КГБ якобы следил за Косыгиным. Но все это известно исключительно из воспоминаний представителей номенклатуры и КГБ, документов никто из таких разоблачителей почему-то не показывает.
Строка 134: Строка 133:
** По мнению одних: [[большевики и коммунисты]] — собственно, во всём сериале СССР показан, словно по тропу [[нет мира под оливами]]: в равной степени и не карикатурно-злой, где расстреливают за каждую мелочь, и не [[Светлое советское прошлое|прянично-беззаботный]], где всё хорошо и [[Гражданская оборона|всё в кайф и не надо будет умирать]]. Автор правки смеет высказать мнение, что СССР показан в такой же степени нейтральным, в какой Голливуд показывает любое государство, пострадавшее от катастрофы такого масштаба со стороны страны. Ну и конечно, немного затронута тема [[Перестройка|Перестройки]], хотя 1986 год — это её самый начальный этап, когда почти всё оставалось по-прежнему.
** По мнению одних: [[большевики и коммунисты]] — собственно, во всём сериале СССР показан, словно по тропу [[нет мира под оливами]]: в равной степени и не карикатурно-злой, где расстреливают за каждую мелочь, и не [[Светлое советское прошлое|прянично-беззаботный]], где всё хорошо и [[Гражданская оборона|всё в кайф и не надо будет умирать]]. Автор правки смеет высказать мнение, что СССР показан в такой же степени нейтральным, в какой Голливуд показывает любое государство, пострадавшее от катастрофы такого масштаба со стороны страны. Ну и конечно, немного затронута тема [[Перестройка|Перестройки]], хотя 1986 год — это её самый начальный этап, когда почти всё оставалось по-прежнему.
** По мнению других: [[гулаги и рабы]]. СССР в сериале предстает даже чисто визуально [[Мордор]]ом, где картинка зелёного цвета, а быт нищий настолько, что красиво смотрится разве что Кремль. КГБ следит за всем и каждым подозрительным, включая замминистра, чуть ли не в каждой сцене по часовому с автоматом, на ликвидацию Чернобыля надо отправлять обманом и угрозами, к реактору постоянно посылают смертников, министр не стесняется угрожать академику расстрелом, аварию скрывают до последнего из трусости, все русские крупным планом пьют водку, обличаются гнусные и бездарные советские бюрократы… Апофеоз — финальная серия, где вопреки истории академик Легасов пафосно разоблачает советскую власть и после неприкрытых аллюзий на [[1984|Оруэлла]] вешается ради победы над КГБ.
** По мнению других: [[гулаги и рабы]]. СССР в сериале предстает даже чисто визуально [[Мордор]]ом, где картинка зелёного цвета, а быт нищий настолько, что красиво смотрится разве что Кремль. КГБ следит за всем и каждым подозрительным, включая замминистра, чуть ли не в каждой сцене по часовому с автоматом, на ликвидацию Чернобыля надо отправлять обманом и угрозами, к реактору постоянно посылают смертников, министр не стесняется угрожать академику расстрелом, аварию скрывают до последнего из трусости, все русские крупным планом пьют водку, обличаются гнусные и бездарные советские бюрократы… Апофеоз — финальная серия, где вопреки истории академик Легасов пафосно разоблачает советскую власть и после неприкрытых аллюзий на [[1984|Оруэлла]] вешается ради победы над КГБ.
** А по мнению третьих ― обычный поп-корновый сериальчик, который при заявленной детальной проработке истории и реальным поверхностным с ней знакомством, всего-навсего следует штампам большинства антиутопий о «маленьком человеке против большой бесчеловечной Системы». Тут вам и стандартное решение со светофильтром, частенько мелькающее в большинстве [[Антиутопера|антиутопер]], и хилый, но твёрдый в своих убеждениях ботаник, готовый бросить вызов альфачу-аппаратчику, и сам этот альфач, поначалу защищающий систему, но в итоге осознающий свои чудовищные ошибки. Попала сюда и [[Мэри Сью|сьюха]] с набором XX-хромосом, которая практически в одиночку переигрывает и уничтожает слабовольных «членомразей», коллективно неспособных справиться с катастрофой. Про передозировку клюквой, крайне слабый драматизм на уровне школьных фанфиков и  вовсе стоит умолчать. Да, сериал далёк от «правдыЪ», эксплуатирует знакомые и понятные западному и отечественному зрителю киноштампы, зачастую их не обыгрывая, и выезжает во многом за счёт эксплуатации советской эстетики и весьма непопулярного в массовой западной культуре, но близкой для неё темы ядерной катастрофы<ref>Даже не знающие о Чернобыле американцы наверняка знают, если не помнят об аварии в Гаррисберге, до 1986 года наиболее разрушительной.</ref>. В то же время, вопреки заявлениям любителя заправки генераторов, идеологическое оружие из него крайне посредственное, если не сказать «беспомощное» ― ведь даже если отложить однозначно антисоветскую атмосферу сериала, то ощущения у неподготовленного зрителя, которого таки можно тронуть «драматургией» сего произведения, будут [[Сарказм|немного другие]]. Вместо подразумеваемого заказчиками вывода, что «советская система понастроила готовых ядерных бомб по своей территории и относится к своим гражданам либо как к винтикам, либо к расходному материалу», мозг заполняет гнетущая радиофобия, где мирный атом представлен чем-то вроде однозначно смертельного вируса, последствия которого можно сравнить с зомби-апокалипсисом, и как раз толкает к требованиям «перевода электростанций на конную тягу». Так что если и Westinghouse Electric и была заинтересована в сериале, как в пляске на костях уже почившего конкурента и попытке опорочить его ныне существующего отпрыска в виде «Росатома», то это был натуральный выстрел себе в ногу.
* [[Реальность нереалистична]] — эпизод с водружением флага практически покадрово воспроизводит реальное водружение флага над трубой взорванного энергоблока.
* [[Реальность нереалистична]] — эпизод с водружением флага практически покадрово воспроизводит реальное водружение флага над трубой взорванного энергоблока.
** Эпизод с дачей взятки Людмилой персоналу больницы также выглядит довольно карикатурно и клюквенно, но он основан на истории с её же интервью.
** Эпизод с дачей взятки Людмилой персоналу больницы также выглядит довольно карикатурно и клюквенно, но он основан на истории с её же интервью.
Строка 161: Строка 159:


{{Nav/HBO}}
{{Nav/HBO}}
{{Nav/Исторические сериалы}}
{{Nav/TV series}}
[[Категория: Сериалы по алфавиту]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!