Чернобыль |
|
Общая информация |
Жанр | |
Страна производства | США, Великобритания, Литва |
Канал премьерного показа | HBO |
Когда выходил | 6 мая — 3 июня 2019 г. |
Сезоны | 1 |
Всего серий | 5 серий |
Длина серии | 60—72 минуты |
В главных ролях: |
Джаред Харрис | академик Валерий Легасов |
Стеллан Скарсгард | зампред Совмина СССР Борис Щербина |
Эмили Уотсон | Ульяна Хомюк |
Пол Риттер | Анатолий Дятлов |
Джесси Бакли | Людмила Игнатенко |
Адам Нагайтис | Василий Игнатенко |
Давид Денсик | Михаил Горбачёв |
Джаред Харрис в роли академика Легасова
Не путать с российским сериалом Чернобыль: Зона отчуждения!!!
Чернобыль — американо-британский мини-сериал (фактически — пятисерийный художественный фильм). Посвящён событиям 1986—88 годов в СССР — катастрофе на Чернобыльской АЭС и ликвидации её последствий. Показ сериала прошёл в конце весны — начале лета 2019 года на канале HBO и стал самым рейтинговым сериалом в истории канала и самым рейтинговым сериалом в истории вообще (9,7 баллов на IMDB!). В России рейтинги сериала несколько пониже, но тоже довольно высокие (9,1 на Кинопоиске).
Заявленный жанр фильма — историческая драма, но по факту просмотра можно сказать, что в произведении имеются элементы политического триллера и фильма ужасов — атмосферностью, мрачностью и нагнетанием саспенса сериал вовсе не обделён, а очень даже наоборот. Игра актёров, постановка сцен и сама по себе режиссура сериала — на очень высоком уровне. С исторической частью и достоверностью всё куда сложнее (см. разделы ниже) — в России есть много людей, которые к таким заявлениям относятся очень серьёзно[1], особенно если их делает главный сценарист. Отношение же к сериалу самих участников чернобыльских событий неоднозначное — где-то и за что-то хвалят, где-то критикуют.
Также сериал примечателен довольно серьёзным отношением к воссозданию той эпохи — в частности, снимали сериал на Игналинской АЭС, которая очень похожа на Чернобыльскую. Тем не менее, без ляпов и художественных преувеличений не обошлось. Но обо всём по порядку.
История начинается в момент взрыва реактора и продолжается до судебного процесса над Дятловым, Брюхановым и Фоминым, которые были признаны главными виновниками случившейся катастрофы. Изображена работа пожарных, чиновников, шахтеров и учёных, а также эвакуация города Припять.
Реальные и отчасти вымышленные герои[править]
- Валерий Алексеевич Легасов — заместитель директора Курчатовского института, член правительственной комиссии по ликвидации последствий катастрофы (а фактически — едва ли не её самое важное лицо). В сериале показан как крупнейший в стране эксперт в ядерной энергетике, чьи решения спасли миллионы людей. Однако катастрофа имела также политические причины и следствия, которые неопытный в таких делах Легасов осознаёт лишь ближе к концу сериала.
- Борис Евдокимович Щербина — заместитель председателя Совета Министров СССР (заместитель премьер-министра, если выразиться в современных терминах), официальный руководитель той же комиссии. Внезапно, до какой-то степени является собирательным образом реального Бориса Щербины и второго руководителя комиссии — Ивана Силаева. Сериальный Щербина ничего не понимает в ядерной энергетике, зато, в отличие от Легасова, обладает обширными связями и развитыми лидерскими качествами, а в кризисной ситуации куда лучше сохраняет самообладание.
- Ульяна Хомюк — физик-ядерщик из БССР. Вымышленный персонаж, который в сериале отдувается за большинство реальных физиков-членов комиссии.
- Анатолий Степанович Дятлов — заместитель главного инженера Чернобыльской АЭС, выведенный в фильме (и на суде) одним из главных виновников катастрофы.
- Пожарный Василий Иванович Игнатенко и его жена Людмила — жители города Припяти, одни из первых пострадавших при катастрофе.
- Первый отличился, как в сериале, так и в реальной жизни, отвагой, будучи одним из первых ликвидаторов на ЧАЭС и получившим там смертельную дозу радиации. За это посмертно награждён орденом Красного Знамени, а позднее, в 2006 году, удостоен звания Героя Украины.
(link)
«Ты всегда будешь Дятловым! Затем поцеловать и заколоть кинжалом!»
- Впервые эвакуацию населения предложил директор ЧАЭС Брюханов в 8 часов утра, а не Легасов, то есть примерно через 6,5 часов после взрыва, а не через 20, как в сериале.
- Пережившие катастрофу сотрудники АЭС осуждают то, что в сериале инженеры станции представлены довольно-таки трусливыми. Хотя в тот день никто и не думал спасать свою жизнь, все помогали устранять пожар.
- Трёх «водолазов-смертников» отправили на задание в рамках рабочего дня, который выпал на их смену. Более того, они не были смертниками: два из них были живы на момент выхода сериала, да и третий умер только много лет спустя. Как не были и водолазами — использовались прорезиненные защитные костюмы Л-2. Пройти по щиколотку в воде, а не по пояс, например, им удалось потому, что другие работники ранее спустились в технические тоннели пролегавшие под всей станцией и установили погружные насосы типа «Гном»(вода вызывала замыкания что угрожало трём оставшимся реакторам).
- Шахтеры и связанное с ними:
- Сами шахтёры отнюдь не все работали нагими, это изобразили на основании слов лишь некоторых ликвидаторов.
- Ну и, конечно же, им выдали пневмоинструмент. Но копают ход они в сериале, внимание, совковыми лопатами. Это же Совок, потому и лопаты – совковые, неужели не понятно? (С) Константин Сёмин.
- В реальности министр угольной промышленности не приезжал за ними лично (Щадов приезжал непосредственно в Чернобыль, но не на шахты). А если бы и приехал, они бы не открыто перечили и руки об него вытирали, а пикнуть бы побоялись.
- Судя по отзывам доживших до наших дней шахтеров, министра ещё и чрезвычайно уважали и уважают — в реальности он был гораздо старше (59 лет) и прошёл в шахтерском ремесле полный путь от 15-летнего принесиподая до собственно министра, и реально заботился о людях.
- Мелкий, но бросающийся в глаза ляп: по аналогии с Belorussian SSR и Ukranian SSR аналогично названа и Russian SSR в 3 серии, хотя правильно должно быть RSFSR или Russian SFSR.
- Практически вся пятая серия является выдуманной. Ни Легасов, ни Щербина, ни уж тем более Хомюк в суде не выступали, и уж совсем тем более не на суде города Чернобыль. Неправдоподобность видна даже по их речам, которые больше похожи на речи прокуроров, чем на ответы приглашённых специалистов. Сделано это было, видимо, чтобы, во-первых, объяснить зрителю, что же всё-таки произошло, а, во-вторых, одновременно завершить развитие двух главных героев. Покадровое воспроизведение реального суда над Дятловым эти задачи бы не решило.
- В сериал не стали добавлять семью Легасова, дабы избежать перегруженности… по крайней мере так заявили создатели сериала, но скорее они сделали из преуспевающего крупного научного чиновника жившего в особняке неподалёку от центра Москвы, ездившего на прикреплённой «Волге» и имевшего серьёзный «вес» в правительственных кругах живущего в облезлой квартирке одинокого «ботаника» решившего «противостоять системе» по совершенно другой причине.
- Поскольку съёмка велась, безусловно, не в Зоне Отчуждения, а на территории Литвы, то не обошлось без анахронических киноляпов, в частности, в окнах домов второй половины восьмидесятых видны стеклопакеты. Но куда их уберёшь? Разве что замазать на постпродакшне, но, видимо, это обошлось бы слишком дорого.
- В начале пятой серии перед встречей Легасова и Шаркова идут титры «Москва, март 1987 года». Но это не Москва, а центр Киева, улица Богдана Хмельницкого (на тот момент, соответственно, улица Ленина) рядом со станцией метро «Театральная». Тогда почему анахронизм? Потому что эта станция, под первоначальным названием «Ленинская», была открыта только в ноябре того же года, к 70-летию революции — хотя в кадре она видна.
- В сцене эвакуации видны дубинки советской милиции (введены только в 1989 г. и сначала для ОМОНа) и… крупным планом статист в сильно изжеванной униформе украинского милиционера 1990-х, что кагбэ намекает нам на место съемок.
- Братской могилы со странно выполненными цинковыми гробами (трупы сперва положили в ящики с фанерой, а затем уже в цинковые, странной формы — вероятно, чтобы нести было неудобно) не было, ликвидаторы похоронены на Митинском кладбище, в индивидуальных могилах (если быть точнее, на месте нынешней Аллеи Славы, где ликвидаторам был воздвигнут памятник).
- Практически во всех сценах, где показывали умирающих от лучевой болезни, сгущены краски: их кожа не превращалась в нечто среднее между шашлыком и докторской колбасой.
- Немецкий робот действительно сдох на крыше ЧАЭС, но немцам не сообщали ложных данных об уровне радиации. Роботов, способных выдерживать гамма-излучение в 20000 рентген, в те годы ещё физически не существовало и времени на их разработку не было. Взяли самого «выносливого» из существовавших: этот робот был разработан в 70-х как раз для ликвидации аварий на АЭС, позже его переделали в полицейский.
- Спорный вопрос. В фильме «Чернобыль 3828» дозиметрист Валерий Стародумов говорит, что именно что занизили.
- Говорить может кто угодно и что хочет, но физически в 1986 году не было готовых роботов способных работать в тех условиях.
- Хронологическая неточность с вертолетом, несшим смесь для засыпки горящего реактора: крушение произошло 2 октября, через несколько месяцев после аварии, а не на следующий день.
- В первой же серии на экстренном совещании после аварии выступает старик с клюкой без официальной должности и статуса — то есть ему тут вообще не положено находиться. Причём задвигает он про веру в социализм, которая будет вознаграждена. На этом основании директор ЧАЭС и все присутствующие, аплодируя, соглашаются с ним, что город нужно изолировать и перерезать телефонные кабеля для того, чтобы предотвратить возникновение паники. Бонусные очки клюквенности данный момент получает за показ во второй серии эвакуации старика как обычного гражданского. Кто это был такой вообще?
- Ответ очень простой — номенклатурщик. Скорее всего очень заслуженный, очень почётный и с большими связями в Политбюро. Его речь также следует понимать иносказательно: на деле он не про триумф социализма задвигает, а намекает всем присутствующим на возможную ответственность в том случае, если информация просочится раньше времени и без санкции Политбюро. А вот почему его эвакуируют с обычными гражданскими — уже вопрос. Может, он номенклатурщик, но отставной, председатель местного совета ветеранов?
- Щербина угрожает выкинуть Легасова из вертолёта, затем, в том же вертолёте, чуть позже угрожает расстрелять пилота. Весьма карикатурная сцена, прямо показывающая всю суть шаблонных западных представлений о «жестоких коммуняках», которые чуть что начинают грозить расстрелами и посадкой в GULAG. На секундочку, так он совершил два преступления, предусмотренных сотой статьёй действовавшего тогда украинского УК.
- Ситуация действительно гротескная, поскольку к тому времени таких отмороженных номенклатурщиков уже не осталось. Брежневская номенклатура как раз была предельно вежливой и казённо следовала всем протоколам. Возможно, Щербина попросту перенервничал и наружу вырвался отморозок, но трудно представить, чтобы партиец с таким низким уровнем самоконтроля пробился до министерского поста.
- Легасов в сериале иногда напоминает мальчика для битья — чиновники к его мнению не прислушиваются, относятся с неуважением. В реальности подобного быть просто не могло: Валерий Алексеевич — второе лицо в одном из крупнейших научных институтов Советского Союза — был уважаемым человеком, вхожим в высшие партийные и государственные круги, и никто бы не осмелился обращаться с ним подобным образом. То же самое, кстати, касается и таких мелочей, как жилищные условия и образ жизни — академики, научная элита страны, имели по тем временам прекрасные квартиры, дачи, машины и даже обслуживающий персонал, но уж никак не тот ужас, который нам показали.
- На самом деле, академические круги считались хотя и частью номенклатуры, но с ограничениями. Их принимали, но не доверяли и слово обычного инструктора ЦК стояло выше слова председателя АН СССР даже по сугубо научным вопросам. Если только этот председатель сам раньше не был в ЦК… А вот по жилищным условиям всё верно, Легасов живёт как обычный советский инженер, хотя не должен.
- Судя по опубликованным ныне рассказам Легасова на тех самых пленках, государственный комитет по ликвидации последствий катастрофы слушал ученых очень внимательно и большинство рекомендаций послушно и быстро выполнял. Оно и понятно, кого еще слушать в разгар катастрофы как не экспертов.
- Самый известный штамп о русских: ну конечно же, VODKA! Ибо какие русские без беленькой? Разумеется, никаких других спиртных напитков в СССР просто не существует. Впервые бутылка в кадре появляется уже к середине первой серии, где наливает мужу жена (!). Причём в кадре пьётся столько горилки, что герои поумирали бы в первую очередь от неё, а не от радиации[2]. И если к алкоголю по ходу сериала ещё можно прикрутить сомнительный обоснуй — мол, от радиации народ так пытается защититься (хотя, по шахтёрским воспоминаниям, в качестве радиопротектора личному составу выдавалось красное вино — «В нашем городе наступила „каберне“тическая эра!») или банально заливает страх, то в сцене на мосту даже обоснуя нет. Шахтёр, которому показали сериал, на сцене с бухающими горилку на рабочем месте тульскими шахтёрами просто рассмеялся — их реальные прототипы не пили на рабочем месте[3].
- Весна 1986 года? Антиалкогольная кампания? Нет, не слышали. А как бы смотрелись в кадре разбавленный одеколон, сэм или бутыль бражки с перчаткой «привет Горбачёву».
- С другой стороны, у того же Григория Медведева в написанной практически по горячим следам «Чернобыльской тетради» все постоянно глушат горилку «для дезактивации».
- Перегибание палки с обращением «Товарищ». Может, для СССР первой половины XX века это было допустимо, но во время Перестройки это обращение было архаичным даже для вооружённых сил. Уже в брежневские времена в ходу было обращение по имени-обществу, а обращение через «товарищ» иной раз звучало в тех же ситуациях, в которых сердитый отец обращается к нашкодившему сыну по полному имени.
- Этому есть объяснение: западной публике обращение «comrade» яснее (и привычней) на слух, чем имя-отчество. С этим же связано упрощённое по сравнению с реальностью использование имён: всё-таки для западного зрителя пять разных вариантов имени для одного и того же персонажа — это перебор. А в своём подкасте режиссёр (или сценарист? Требуется уточнение — прим. ред.) объясняет, что не смог правдоподобно вставить в разговор объяснение обращения «имя-отчество», при этом консультанты сказали, что просто по фамилии называть невежливо. Почему не использовали просто уважительное обращение по полному имени, непонятно (возможно, потмоу, что для американцев это будет звучать довольно фамильярно, а разделения на ты/вы в английском вообще особо нет).
- Один из самых клюквенных моментов сериала — советский министр угольной промышленности ведёт переговоры с шахтёрами в компании двух автоматчиков, снявших оружие с плеча. Ещё и подробности дела объяснять поначалу не хочет, мол, секретно и быдлу знать не положено. И вообще, почему министр такой молодой — создатели не слышали анекдот про власть, которая «передаётся от деда к деду»? В реальности же под дулом автомата никого не принуждали — были добровольцы, причём отбирали лучших проходчиков.
- Ну и реальные шахтеры даже сейчас отзываются о министре угольной промышленности крайне положительно, так что естественно никто никого не пачкал.
- Образ КГБ вылеплен в лучших клюквенных традициях — власти и полномочий у него, похоже, чуть ли не больше, чем у генсека и всего Полибюро вместе взятых. Госбезопасность предстает как эдакое государство в государстве. Контролируют всех и вся[4] и даже не особо это скрывают, не стесняются шпионить даже за Щербиной. Арест же Хомюк в больнице выглядит совершенно по-идиотски, особенно учитывая то, что она работает в правительственной комиссии и отчитывается перед самим Горбачёвым и тем же КГБ — то есть советская тайная полиция идёт на потенциальный конфликт с высшими чинами, препятствуя работе их протеже. Ещё более идиотски выглядит то, что для её освобождения достаточно переброситься парой фраз с зампредом комитета — и проблемка решена.
- А вот тут в сериале всё показано верно. КГБ и был государством в государстве с колоссальными полномочиями. И хотя попытки председателей КГБ посягнуть на власть Аппарата ЦК неизменно заканчивались фейлами (Берия, Семичастный), Аппарат тоже старался в их дела не лезть. Слежка за зампредом также вполне реальна — председатели КГБ никого так не опасались, как своих же замов.
- В любом государстве спецслужба является силой с колоссальными полномочиями. Это не значит, что она не отчитывается перед правительством и там можно делать все, что вздумается. Партия еще с послесталинских времен контролировала КГБ целиком и полностью вплоть до того, что даже кандидатуры областных глав КГБ одобрялись обкомом, а председатель КГБ отчитывался перед ЦК, и главами КГБ практически всегда назначались бывшие партийцы со стороны, чтобы ведомство не замыкалось в самом себе. В таких условиях государством в государстве, подобном показанному в сериале, КГБ быть просто физически не мог. Достаточно сказать, что конфискованные после смерти Легасова магнитофонные пленки КГБ оперативно вернул по первому запросу редактора «Правды», побоявшись его жалобы в ЦК. А конкретно зампред КГБ в сериале срисован с председателя КГБ В. М. Чебрикова, который настолько был лоялен партии, что в 1988 г. после перевода с поста был секретарем ЦК. Следить за своим зампредом, простым выдвиженцем А. К. Шарковым (его фамилию получил персонаж сериала), который потом станет начальником разведки СБУ независимой Украины, ему вряд ли был смысл. Тем более, что Шарков входил в оперативно-следственную группу СССР по расследованию причин катастрофы и сам был заинтересован в выяснении вины персонала и масштабов последствий; разумеется, в том числе в целях сокрытия от мировой общественности наиболее острых моментов, но арест Хомюк со стороны КГБ в сюжете выглядит бессмысленным в любом случае. Справедливости ради, можно найти и свидетельства о противоположной роли КГБ в жизни СССР: например, рассказы о ее пронизывающем весь госаппарат характере, упоминания о слежке за крупными представителями власти, например, что КГБ якобы следил за Косыгиным. Но все это известно исключительно из воспоминаний представителей номенклатуры и КГБ, документов никто из таких разоблачителей почему-то не показывает.
- Сам Легасов на тех самых пленках о работниках КГБ высказывается как об образцовых работниках и едва ли не самой подготовленной и эффективной силе, с которой столкнулся в Припяти.
- Отметим ещё окое-что: если бы дело происходило в андроповские времена, можно было бы как-то понять. КГБ в разгар перестройки больше собирал информацию, чем чем-то рулил.
Спорные и неоднозначные моменты[править]
- Степень вины Анатолия Дятлова в произошедшем и по сей день остаётся предметом дискуссии. В сериале он представлен агрессивным некомпетентным карьеристом, в то время как по воспоминаниям сослуживцев хотя и был человеком скверного характера — вспыльчивым, самоуверенным, любителем обложить подчинённых «специфическими военно-морскими терминами», но всё же профессионалом. [5].
- Об аварии на Ленинградской АЭС вызванной нестабильностью реакторов типа РБМК на малой мощности и «концевым эффектом» произошедшей в 1975 году Дятлов знал — там стажировались операторы ЧАЭС, один из них присутствовал на БЩУ во время аварии, а потом «варился» в расследовании причин, вернувшись же обо всём Дятлову рассказал вместе с собственными выводами и выводами комиссии. Этот же оператор, кстати, впоследствии трижды вёл испытания на выбег ротора генератора 4-го энергоблока ЧАЭС, должен был вести их и 25 апреля 1986 года, но испытания отложили. Собственно «концевой эффект» в реакторах типа РБМК неоднократно обсуждался на конференциях по ядерной безопасности среди работников АЭС, по его поводу разработчикам предъявлялись претензии, но те предпочитали в ответ что-то невнятное мычать и отделываться полумерами. Одной из таких полумер стал ввод по АЗ-5 не только стержней сверху имевших вызывавшие «концевой эффект» графитовые вытеснители, но и снизу, без вытеснителей. Данная доработка была произведена на всех реакторах типа РБМК кроме самого нового — реактора 4-го энергоблока ЧАЭС… произвести её должны были после вывода на плановый ремонт 25 апреля 1986 года.
- Манеры, поведение и облик персонажей. Очень характерен пример в лице зампреда КГБ Шаркова — он выглядит и выражается как типичный киношный ЦРУшник. Да и остальные чиновники (тот же Щербина) не похожи на советских людей от слова вообще. Достаточно пару раз посмотреть старые советские документалки или даже записи с тем же Легасовым в кадре — и это станет очевидно. С другой стороны, это сериал, снятый американцами для американцев с и без того очень нетипичным сеттингом и со множеством непонятных для них деталей, неизвестных людей (что уж там — Горбачёва-то не все узнали, пока его не назвали по фамилии) и окружения, так что тут взятки гладки.
- В одних источниках говорится, что отстрелом животных занимались в основном охотники, а в других — военные, как в сериале.
- Антигерой — Легасов. Хотя в сериале его открыто героизировали, нашлось место и его собственному конформизму, и компромиссам с совестью, которых он в итоге всё-таки не пережил.
- Также — Щербина. Более мрачная версия антигероя, уже на грани с антизлодеем, хотя постепенно он раскрывается с лучшей стороны: показанный изначально плотью от плоти советской системы, которая выведена очень несимпатичной, он оказывается способен и на самоотверженность, и на здравые решения, и на вполне героическую силу воли во время руководства комиссией.
- Атака голым фронтом — именно так шахтёры решили справится с ужасными условиями работы возле реактора.
- Бей своих, чтоб чужие боялись. Аверсия. В сцене с упрямой бабушкой, не желающей эвакуироваться, солдат, стоящий позади неё, пока она доит корову, в напряженной обстановке достаёт пистолет и кажется, что он вот-вот выстрелит ей в затылок… но вместо этого стреляет в корову.
- Билингвальный бонус/Круто и непонятно — звучащая в 4 серии народная предсмертная песня «Чёрный ворон». Для американского уха — безусловно зловещая и непонятная, но для отечественного зрителя символизм более чем понятен.
- Она же Музыкальный символ.
- Сгустить краски в адаптации. В оригинальном исполнении — это песня о сопротивлении смерти и борьбе с ней («Чёрный ворон, я не твой»). В сериале — мрачная погребальная песнь для мёртвых животных.
- Э-э-э, вообще-то, в песне герой умирает: «Чёрный ворон, весь я твой».
- Война в Афганистане — Бачо, один из ликвидаторов, её прошёл. Опыт войны, видимо, помогает ему не ехать в зоне отчуждения крышей.
- Власти скрывают — как ни печально, но они и в реальности многое скрывали.
- Героическое самопожертвование — этого тут очень много, как много было и в реальной жизни. Но водолазы, конечно, особенно сильно выведены. К счастью, все трое (и в фильме об этом сказано) этот самоубийственный поход пережили надолго, и двое из трёх были живы на момент выхода сериала.
- Город-призрак — с сильным фитильком: Припять. Да, всё население было эвакуировано, дома остались пусты, но электричество ещё присутствует, а в сам город прибывают ликвидаторы.
- Городская легенда — сцена, где зеваки смотрят на горящий реактор с моста, во многом основана на легенде о т. н. Мосте смерти, где облучились и погибли десятки людей.
- Исходная городская легенда гласила о влюблённой парочке которая гуляя ночью любовалась горящим реактором(никакой «ночной жизни» в Припяти не имелось, так что абсолютное большинство населения к часу ночи спало, массово выходить на мост было некому). В реальности известно только о велосипедисте, который въехав на мост утром получил серьёзную дозу облучения.
- Госбезопасность, больше заинтересованная в сохранении внешнего спокойствия, выведена самыми чёрными цветами.
- Давящий бурдон — замешанный на реальных звуках счетчика Гейгера и разных звуках, издаваемых реактором.
- Дофига персонажей — 102 персонажа со словами.
- Дружба, закалённая в огне — Щербина и Легасов.
- Закадровое гуро — в процессе отстрела заражённых животных новичок Павел находит целую собачью «семью» с только появившимися щенками. Но парень так и не решился с ними расправиться, и дело завершать пришлось Бачо.
- В больнице не показывается верхняя половина тела Акимова, у которого, по словам Хомюк, «нет лица».
- Козёл отпущения — в сериале таковым почти открыто выведен Дятлов. По версии авторов, он всё-таки виновен в катастрофе ровно на ту половину, на которую невиновны конструктивные пороки реактора.
- Козёл с золотым сердцем — Щербина.
- Коронная фраза — их тут хватает. Особенно зрителям полюбились фразы Дятлова, в частности самая-самая: «Not great, not terrible», брошенная насчет уровня радиации в 3,6 рентген. Перевести на русский так же эффектно тяжело, но будет что-то вроде: «не сахар, но и не полный п…», по смыслу же — «вполне терпимо». Учитывая контекст катастрофы, прозвучало это как мантра для самоуспокоения, чем и запомнилось, превратившись в локальный мем сериала.
- Кошмарные медицинские состояния — болезненные красные лица, кровавые пятна, облезающая кожа и прочие последствия радиационного поражения.
- Часть из этого Не в ладах с биологией, если точнее — не в ладах с радиологией. Ну, а что вы хотели — это всё-таки не документальный фильм, а художественное произведение. Идёт пополам с очередным несоответствием: аппликационные радиационные ожоги проявляются через 1—3 дня после поражения, а не через десять минут, как в сериале. Конкретно пожарные действительно получили ожоги, вот только не радиационные, а тепловые — от расплавленного гудрона с крыши, налипшего на кирзовые сапоги. От этого они тоже начинали плавиться и обжигали пожарникам ноги. Тошнота как симптом изображена верно, но и она возникает из-за измененного под воздействием радиации состава крови — для лечения делают переливание крови, и человек обычно после этого выздоравливает. Лучевая же болезнь развивается в самых тяжёлых случаях, когда клетки человеческого тела повреждены настолько сильно, что уже не могут полноценно восстановиться.
- К этому привыкаешь — Павел таки научился отстреливать животных.
- Несовместимая с жизнью тупость — Людмила Игнатенко. Если тебе говорят не быть с облученным мужем дольше получаса — то, конечно же, надо провести с ним несколько суток, да еще и дать потрогать беременный живот. Нет, сама Людмила выжила — ребенок умер…
- Эта линия основывается на книге Алексиевич, которая, в свою очередь, основывается на воспоминаниях Людмилы. Если верить этим воспоминаниям — муж для неё был просто-напросто важнее ребёнка.
- Партизаны-бульбоводы — вымышленная Хомюк и её альма-матер, Институт ядерной энергетики АН Белорусской ССР.
- Проблема противоположных оценок. С одной стороны, технически авторы крайне аккуратно подошли к деталям и воссозданию антуража той эпохи — для западного кино в отношении СССР уровень проработки крайне высокий. С другой, само содержание сериала неоднозначно, и его оценка зависит от того, на что в первую очередь обращает внимание зритель. Стоит отметить, что эта проблема существует исключительно в СНГ.
- По мнению одних: большевики и коммунисты — собственно, во всём сериале СССР показан, словно по тропу нет мира под оливами: в равной степени и не карикатурно-злой, где расстреливают за каждую мелочь, и не прянично-беззаботный, где всё хорошо и всё в кайф и не надо будет умирать. Автор правки смеет высказать мнение, что СССР показан в такой же степени нейтральным, в какой Голливуд показывает любое государство, пострадавшее от катастрофы такого масштаба со стороны страны. Ну и конечно, немного затронута тема Перестройки, хотя 1986 год — это её самый начальный этап, когда почти всё оставалось по-прежнему.
- По мнению других: гулаги и рабы. СССР в сериале предстает даже чисто визуально Мордором, где картинка зелёного цвета, а быт нищий настолько, что красиво смотрится разве что Кремль. КГБ следит за всем и каждым подозрительным, включая замминистра, чуть ли не в каждой сцене по часовому с автоматом, на ликвидацию Чернобыля надо отправлять обманом и угрозами, к реактору постоянно посылают смертников, министр не стесняется угрожать академику расстрелом, аварию скрывают до последнего из трусости, все русские крупным планом пьют водку, обличаются гнусные и бездарные советские бюрократы… Апофеоз — финальная серия, где вопреки истории академик Легасов пафосно разоблачает советскую власть и после неприкрытых аллюзий на Оруэлла вешается ради победы над КГБ.
- А по мнению третьих ― обычный поп-корновый сериальчик, который при заявленной детальной проработке истории и реальным поверхностным с ней знакомством, всего-навсего следует штампам большинства антиутопий о «маленьком человеке против большой бесчеловечной Системы». Тут вам и стандартное решение со светофильтром, частенько мелькающее в большинстве антиутопер, и хилый, но твёрдый в своих убеждениях ботаник, готовый бросить вызов альфачу-аппаратчику, и сам этот альфач, поначалу защищающий систему, но в итоге осознающий свои чудовищные ошибки. Попала сюда и сьюха с набором XX-хромосом, которая практически в одиночку переигрывает и уничтожает слабовольных «членомразей», коллективно неспособных справиться с катастрофой. Про передозировку клюквой, крайне слабый драматизм на уровне школьных фанфиков и вовсе стоит умолчать. Да, сериал далёк от «правдыЪ», эксплуатирует знакомые и понятные западному и отечественному зрителю киноштампы, зачастую их не обыгрывая, и выезжает во многом за счёт эксплуатации советской эстетики и весьма непопулярного в массовой западной культуре, но близкой для неё темы ядерной катастрофы[6]. В то же время, вопреки заявлениям любителя заправки генераторов, идеологическое оружие из него крайне посредственное, если не сказать «беспомощное» ― ведь даже если отложить однозначно антисоветскую атмосферу сериала, то ощущения у неподготовленного зрителя, которого таки можно тронуть «драматургией» сего произведения, будут немного другие. Вместо подразумеваемого заказчиками вывода, что «советская система понастроила готовых ядерных бомб по своей территории и относится к своим гражданам либо как к винтикам, либо к расходному материалу», мозг заполняет гнетущая радиофобия, где мирный атом представлен чем-то вроде однозначно смертельного вируса, последствия которого можно сравнить с зомби-апокалипсисом, и как раз толкает к требованиям «перевода электростанций на конную тягу». Так что если и Westinghouse Electric и была заинтересована в сериале, как в пляске на костях уже почившего конкурента и попытке опорочить его ныне существующего отпрыска в виде «Росатома», то это был натуральный выстрел себе в ногу.
- Реальность нереалистична — эпизод с водружением флага практически покадрово воспроизводит реальное водружение флага над трубой взорванного энергоблока.
- Эпизод с дачей взятки Людмилой персоналу больницы также выглядит довольно карикатурно и клюквенно, но он основан на истории с её же интервью.
- Генерал РХБЗ, узнав, что радиация слишком сильна для замеров военнослужащих и может их убить, лично садится в «шишигу» и объезжает четвёртый энергоблок в «химзе». Пафос? Нет, Владимир Карпович Пикалов, главнокомандующий РХБЗ за этот выезд схватил 130+ бэр.
- Окрутеть в адаптации — тульские шахтёры, которые способны заткнуть чиновников высшего разряда и пренебречь техникой безопасности ради работы для спасения тысяч потенциальных жертв. А их начальник смены и вовсе говорит на равных с генералом, министром и учёным соответственно и вообще ведёт себя весьма независимо.
- Ослабеть в адаптации — описанный в ошибках министр угольной промышленности Щадов. В сравнении в реальным прототипом, который, на минуту, один из признанных специалистов в угольной сфере и на момент аварии живущий уже шестой десяток, сериальный персонаж кажется жалким щенком, об которого можно лишь вытирать грязные от сажи руки.
- Плеваться кровью — Щербина.
- Сало и горилка — пусть события происходят в ещё целом СССР, украинский колорит пару раз проскакивал в виде редкого, да меткого обращения «хлопцы».
- Так было надо — опять же, этого много, и многое, увы, вполне объяснимо страшной логикой борьбы с радиацией. И отстрел собак (тем более, что среди них уже и людоеды завелись), и даже убийство коровы у старухи…
- Тело так и не нашли — Валерий Ходемчук, оператор главного циркулярного насоса, так и остаётся навечно погребённым под взорвавшимся реактором.
- Топливо ночного кошмара — лучевая болезнь. Честное слово, это по ужасу сравнимо со сценами геноцида в «Иди и смотри» — создатели сериала прямо признаются во влиянии этого фильма.
- А ещё неслабый ужас ловишь от сцены утренней Припяти наутро после взрыва. Люди спешат на работу, в школу, в магазины, а в ногах у них уже загибается от радиации в страшных муках скворец…
- Сцены с взрывом реактора напоминает какой-нибудь лавкрафтианский ужас, особенно кадр с покорёженными каналами за мгновение до взрыва, в котором чудится какое-нибудь чу-чу со щупальцами.
- Туча фзнамзнон — а вот тут жёсткая, но требующая упоминания аверсия. Абсолютное большинство вывесок, текстов и прочей письменной информации предельно достоверны и далеки от клюквы.
- Ты уже мёртв — Легасов объясняет Щербине, что при наилучшем ракладе им обоим жить пять лет.
- Улыбка сквозь слёзы — встреча умирающего Васи Игнатенко со своей женой в московской больнице, где тот иронично замечает, что всё-таки смог ей показать Москву и Красную площадь.
- Участь хуже смерти — когда Щербина требует у пилота пролететь над реактором, угрожая расстрелом, Легасов говорит: «Если ты пролетишь над реактором, ты завтра будешь УМОЛЯТЬ о расстреле». Подействовало.
- Ходячий мем — Анатолий «Not great, not terrible» Дятлов.
- Хроника посреди фильма — для дополнительной атмосферы и погружения в сериале присутствуют как реальные переговоры пожарной бригады, тушившей пожар у реактора, так и выпуск программы «Время» о чернобыльской катастрофе.
- Чёрная Волга — куда ж без неё! КГБ только на таких и может шпионить за советскими гражданами. Неприметная машина? Не, не слышали.
- Частичный обоснуй: КГБ хочет, чтобы Легасов знал, что за ним наблюдают. Устрашения ради.
- Я умираю, мне всё можно — Щербина и Легасов, понимая, что неизлечимо больны, раскрывают правду о конструктивном недочёте в реакторах РБМК, который привел к взрыву, а не к остановке ЧАЭС при нажатии «красной кнопки».
- ↑ Причём вне зависимости от того, иностранный автор или отечественный — можно вспомнить разгромную критику «Утомлённых солнцем» Михалкова, к примеру.
- ↑ Авторам можно порекомендовать выпить стакан тёплой водки на голодный желудок без закуски в середине рабочего дня и посмотреть, что будет.
- ↑ Это может быть неочевидным для тех, кто не связан с промышленностью, но на всех более-менее серьёзных предприятиях (а шахта безусловно является таковым — вдобавок к тяжёлой работе там ещё и опасно) в рабочее время не пьют спиртное. А кто пьёт — того очень быстро погонят вон, потому что он подставляет под угрозу смерти или увечий не только себя, но и других. В крайнем случае отдельные забулдыги могут принять на грудь уже после окончания рабочей смены.
- ↑ Педаль в пол — и за самим зампредом КГБ Шарковым тоже следят! Правда, тут не совсем понятно: то ли Шарков просто так подшучивает над Легасовым, то ли это взаправду, то ли это и вовсе такой небольшой стёб от авторов сериала.
- ↑ То, как впоследствии Дятлов «ушёл в глухое отрицалово» показывает его с мягко говоря не лучшей стороны — порядочный человек даже будучи невиновным, ощущал бы ответственность за случившееся, а у Дятлова сплошь «это не я, это реактор плохой, без меня его решили из йодной ямы тянуть, самовольно кнопку „АЗ-5“ нажали»
- ↑ Даже не знающие о Чернобыле американцы наверняка знают, если не помнят об аварии в Гаррисберге, до 1986 года наиболее разрушительной.