Редактирование: Эпоха советского ампира

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:1950.jpg|мини|Архитектурный символ эпохи — здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве]]
[[Файл:1950.jpg|мини|Архитектурный символ эпохи — здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве]]
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|Здесь всплывают из памяти батальные сцены
Здесь всплывают из памяти батальные сцены
В позолоченных рамах из подкорки мозгов
В позолоченных рамах из подкорки мозгов
И глядят из-под грязи осатанелой
И глядят из-под грязи осатанелой
Строка 15: Строка 14:


Точнее определить временные границы периода, конечно, затруднительно (одни черты предыдущего периода, например, послевоенное восстановление, тянулись долго, другие, как десталинизация, начались чуть ли не в середине периода), но примерно можно установить следующие границы:
Точнее определить временные границы периода, конечно, затруднительно (одни черты предыдущего периода, например, послевоенное восстановление, тянулись долго, другие, как десталинизация, начались чуть ли не в середине периода), но примерно можно установить следующие границы:
: Начало: 1946-1947 годы (уже отменены карточки, наркоматы стали министерствами, проведена денежная реформа, демобилизованы участники войны, началась Холодная война);
 
: Окончание: 1961 год (снова денежная реформа и установились привычные нам советские цены, Холодная война скоро достигнет пика и перейдет в разрядку, набирают обороты десталинизация и оттепель).
— начало: 1946-1947 годы (уже отменены карточки, наркоматы стали министерствами, проведена денежная реформа, демобилизованы участники войны, началась Холодная война);
 
— окончание: 1961 год (снова денежная реформа и установились привычные нам советские цены, Холодная война скоро достигнет пика и перейдет в разрядку, набирают обороты десталинизация и оттепель).


Если же не так строго, то эпоха советского ампира совпадает с 1950-ми. Правда, сталинские и хрущёвские 1950-е немного отличаются: для первых характерна большая «имперскость» и [[монументальная гигантомания]], активный возврат к старым ценностям (конкордат с РПЦ, насаждение русского патриотизма, и, как следствие политика борьбы с космополитизмом; повсеместное внедрение униформы и т. п.), а во вторых происходит некоторая либерализация во всех сферах жизни под лозунгом «возврата к ленинским заветам» — со всеми вытекающими, вроде усиления гонений на религию и т. д.
Если же не так строго, то эпоха советского ампира совпадает с 1950-ми. Правда, сталинские и хрущёвские 1950-е немного отличаются: для первых характерна большая «имперскость» и [[монументальная гигантомания]], активный возврат к старым ценностям (конкордат с РПЦ, насаждение русского патриотизма, и, как следствие политика борьбы с космополитизмом; повсеместное внедрение униформы и т. п.), а во вторых происходит некоторая либерализация во всех сферах жизни под лозунгом «возврата к ленинским заветам» — со всеми вытекающими, вроде усиления гонений на религию и т. д.
Строка 26: Строка 27:
== Характерные приметы эпохи ==
== Характерные приметы эпохи ==
{{Q|Если в сталинское время профессор получал где-то раз в 10-15 раз больше средней зарплаты по стране, и даже начинающий инженер получал в 2-2.5 раза больше средней зарплаты рабочего, то в конце 50-х-начале 60-х в результате преобразований, затеянных командой Хрущева, это соотношение изменилось. Начинающий инженер так и продолжил получать 1200 рублей (120 рублей после реформы 1961 года), но это стало внезапно меньше того, что получали в среднем рабочие. Причем аргументация довольно схожая была — литейщик в цехе вон как упахивается, а инженер… ну чего, сидит бумажки перекладывает.|про разницу в оплате при Сталине и Хрущёве https://habr.com/ru/post/483592/#comment_21123014}}
{{Q|Если в сталинское время профессор получал где-то раз в 10-15 раз больше средней зарплаты по стране, и даже начинающий инженер получал в 2-2.5 раза больше средней зарплаты рабочего, то в конце 50-х-начале 60-х в результате преобразований, затеянных командой Хрущева, это соотношение изменилось. Начинающий инженер так и продолжил получать 1200 рублей (120 рублей после реформы 1961 года), но это стало внезапно меньше того, что получали в среднем рабочие. Причем аргументация довольно схожая была — литейщик в цехе вон как упахивается, а инженер… ну чего, сидит бумажки перекладывает.|про разницу в оплате при Сталине и Хрущёве https://habr.com/ru/post/483592/#comment_21123014}}
* Атом — в 1949 году СССР взрывает первую атомную бомбу, в 1953 — водородную,<ref>Да, но нет. На долю синтеза в РДС-6 пришлось всего 15-20% энерговыделения, так что по современным представлениям, первая советская водородная бомба взорвалась [[w:РДС-37|только в 1955 году]].</ref> а в 1954 году в эксплуатацию введут и первую в мире атомную электростанцию в Обнинске.
* Атом — в 1949 году СССР взрывает первую атомную бомбу, в 1953 — первую в мире водородную, а в 1954 году в эксплуатацию введут и первую в мире атомную электростанцию в Обнинске.
* Стиляги. Первые фельетоны о них печатают уже в 1949 году — значит, явление уже нельзя игнорировать. Популярность только растёт со временем.
* Стиляги. Первые фельетоны о них печатают уже в 1949 году — значит, явление уже нельзя игнорировать. Популярность только растёт со временем.
* Конец эпохи репрессий и начало оттепели. Реперная точка очевидна — смерть Сталина 5 марта 1953 года.
* Конец эпохи репрессий и начало оттепели. Реперная точка очевидна — смерть Сталина 5 марта 1953 года.
Строка 43: Строка 44:
*** И конечно же, проект Дворца Советов, грандиозный даже для нашего времени, что уж говорить про 1930-ые годы. Из-за войны строительство пришлось свернуть, и послевоенный СССР не осилил строительство такой махины, поэтому в 1960 г. на месте фундамента ДС был открыт огромный открытый плавательный бассейн «Москва». В 1991 г. он прекратил свою работу, из-за чего пришёл в негодное состояние за три года, и в 1994 г. на место бассейна уже залили фундамент Храма Христа Спасителя, а в 1999 г. работа по восстановлению храма, снесённого в 1931 г., была завершена.
*** И конечно же, проект Дворца Советов, грандиозный даже для нашего времени, что уж говорить про 1930-ые годы. Из-за войны строительство пришлось свернуть, и послевоенный СССР не осилил строительство такой махины, поэтому в 1960 г. на месте фундамента ДС был открыт огромный открытый плавательный бассейн «Москва». В 1991 г. он прекратил свою работу, из-за чего пришёл в негодное состояние за три года, и в 1994 г. на место бассейна уже залили фундамент Храма Христа Спасителя, а в 1999 г. работа по восстановлению храма, снесённого в 1931 г., была завершена.
** Кроме семи московских высоток, возводится относительно большое количество жилых и общественных зданий объединяемых общим названием «сталинки». Сочетают в себе элементы стилей «неоклассицизм», «ампир», «ар-деко» и «ретроспективизм» в более или менее эклектичных сочетаниях. Строительство части начато в самом конце 1930х годов, впоследствии часть зданий перепроектировалась (от чисто конструктивистских проектов уходили к монументальному неоклассицизму).
** Кроме семи московских высоток, возводится относительно большое количество жилых и общественных зданий объединяемых общим названием «сталинки». Сочетают в себе элементы стилей «неоклассицизм», «ампир», «ар-деко» и «ретроспективизм» в более или менее эклектичных сочетаниях. Строительство части начато в самом конце 1930х годов, впоследствии часть зданий перепроектировалась (от чисто конструктивистских проектов уходили к монументальному неоклассицизму).
* «[[Злые партизаны|Лесные братья]]», то бишь, националистические антисоветские банды, оставшиеся недобитыми после войны. Характерно для балтийских республик, запада Украины и в меньшей степени Беларуси. В основном разгромлены к середине 50-х, дальше остались только одиночки.
* «[[Лесные братья]]», то бишь, националистические антисоветские банды, оставшиеся недобитыми после войны. Характерно для балтийских республик, запада Украины и в меньшей степени Беларуси. В основном разгромлены к середине 50-х, дальше остались только одиночки.
* Начало космической гонки:
* Начало космической гонки — в 1957 году запустили первый в мире искусственный спутник Земли.
** 1957 первый в мире искусственный спутник Земли.
** 1959 — первые «лунники»: частично<ref>Из-за ошибок в циклограмме полёта промахнулась мимо Луны.</ref> успешная «Луна-1» и успешные «Луна-2» и «Луна-3», сделавшая первые фотографии обратной стороны Луны.
* Шпиономания в обоих лагерях противников «холодной войны».
* Шпиономания в обоих лагерях противников «холодной войны».
** «Горячие» обострения «холодной» войны — [[Корейская война]] 1950-53 и антисоветские восстания в соцлагере — Берлин-53, Познань-56 и Будапешт-56. После них СССР несколько ослабляет контроль над своими сателлитами.
** «Горячие» обострения «холодной» войны — [[Корейская война]] 1950-53 и антисоветские восстания в соцлагере — Берлин-53, Познань-56 и Будапешт-56. После них СССР несколько ослабляет контроль над своими сателлитами.
Строка 54: Строка 53:


== Где встречается ==
== Где встречается ==
{{Примеры}}


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Анатолий Рыбаков, «Каникулы Кроша» — жизнь советских школьников эпохи. В обеих экранизациях [[Теперь в современности!|события перенесены]] в конец 1960-х и 1970-х соответственно.
* «Каникулы Кроша» Анатолия Рыбакова — жизнь советских школьников эпохи. В обеих экранизациях [[Теперь в современности!|события перенесены]] в конец 1960-х и 1970-х соответственно.
* Иван Лазутин, «Сержант милиции» — несмотря на название, дает срез всей эпохи: милиционеры, стиляги, спекулянты, воры, деревенские парни, «старорежимный» дедок в самом начале… Экранизация 1970-х годов также осовременена, при этом сохранение некоторых реалий вызывает недоумение (например, вопрос на вступительных экзаменах «что такое [[w:Бизония|бизония]]» — при том, что тогдашнему зрителю уже прямо с экрана пришлось объяснять, а что же это такое…)
* «Сержант милиции» — несмотря на название, дает срез всей эпохи: милиционеры, стиляги, спекулянты, воры, деревенские парни, «старорежимный» дедок в самом начале… Экранизация 1970-х годов также осовременена, при этом сохранение некоторых реалий вызывает недоумение (например, вопрос на вступительных экзаменах «что такое бизония» — при том, что тогдашнему зрителю уже прямо с экрана пришлось объяснять, а что же это такое…)
* Немалая часть творчества [[Владислав Крапивин|Владислава Крапивина]], детство которого пришлось на послевоенное десятилетие и послужило для автора неиссякаемым источником образов. Наиболее заметно — «Сказки Севки Глущенко», «[[Великий Кристалл|Белый шарик Матроса Вильсона]]», «Тополиная рубашка», цикл рассказов «Шестая Бастионная».
* Немалая часть творчества [[Владислав Крапивин|Владислава Крапивина]], детство которого пришлось на послевоенное десятилетие и послужило для автора неиссякаемым источником образов. Наиболее заметно — «Сказки Севки Глущенко», «[[Великий Кристалл|Белый шарик Матроса Вильсона]]», «Тополиная рубашка», цикл рассказов «Шестая Бастионная».
* [[Братья Стругацкие|Аркадий и Борис Стругацкие]] — повесть в трех рассказах «Извне». Отдельные эпизоды встречаются в «Подробности жизни Никиты Воронцова» (часть жизненного цикла заглавного героя проходит после войны) и «Дьявол среди людей» (детство главного героя и рассказчика).
* [[Братья Стругацкие|Аркадий и Борис Стругацкие]] — повесть в трех рассказах «Извне». Отдельные эпизоды встречаются в «Подробности жизни Никиты Воронцова» (часть жизненного цикла заглавного героя проходит после войны) и «Дьявол среди людей» (детство главного героя и рассказчика).
Строка 70: Строка 68:
=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Стиляги» — не совсем достоверное изображение одежды тех лет: все «совки», осуждающие поведение стиляг, одеваются в одноцветной серой гамме, в то время как стиляги ходят в яркой ([[Контркультура шестидесятых|если не вообще кислотной]]) одежде. Но это [[Искусство требует жертв|художественное допущение ради эффекта гиперболы]].
* «Стиляги» — не совсем достоверное изображение одежды тех лет: все «совки», осуждающие поведение стиляг, одеваются в одноцветной серой гамме, в то время как стиляги ходят в яркой ([[Контркультура шестидесятых|если не вообще кислотной]]) одежде. Но это [[Искусство требует жертв|художественное допущение ради эффекта гиперболы]].
* «Девчата» — хороший, годный, жизненный, феминизм здорового человека. Как бы показывающий почему все феминизмы «последней волны» с попытками их насадить в России — смотрятся странно там, где многие женщины со школьных лет впахивали на заводах. Оптимистическое настроение и ударные сибирские стройки прилагаются.  
* «Девчата» - хороший, годный, жизненный, феминизм здорового человека. Как бы показывающий почему все феминизмы "последней волны" с попытками их насадить в России - смотрятся странно там, где многие женщины со школьных лет впахивали на заводах. Оптимистическое настроение и ударные сибирские стройки прилагаются.  
* «Покровские ворота» — фильм-ностальгия о московских 50х годах. Не смотря на местами люто-театральное переигрывание (совсем не как что-то плохое) — Москва показана максимально достоверно. Тут тебе и тесные коммуналки в старом центре, и постепенно проникающие в общество элементы мировой культуры, ибо «гайки» потихоньку ослабляются. Опять же — настроение эпохи великого начала, и новое дурашливое молодое поколение, чьё детство пришлось на военные годы — но дальше будет только лучше.  
* «Покровские ворота» — фильм-ностальгия о московских 50х годах. Не смотря на местами люто-театральное переигрывание (совсем не как что-то плохое) - Москва показана максимально достоверно. Тут тебе и тесные коммуналки в старом центре, и постепенно проникающие в общество элементы мировой культуры, ибо "гайки" потихоньку ослабляются. Опять же - настроение эпохи великого начала, и новое дурашливое молодое поколение, чьё детство пришлось на военные годы - но дальше будет только лучше.  
* Первая серия фильма «Москва слезам не верит» демонстрирует яркие картины именно этой эпохи.
* Первая серия фильма «Москва слезам не верит» демонстрирует яркие картины именно этой эпохи.
* «Офицеры» — финал с «пожилыми» Юматовым и Покровской. Характерный стиль здания штаба округа как бы намекает. Демонстрирует совершенно нетипичное для раннего СССР, но ставшее нормой именно в эту эпоху, изображение советского офицерства, как этакой новой аристократии по праву. Так ещё и с преемственностью ещё к ''тем'', [[Российская Империя (исторический период)|дореволюционными]] офицерам.  
* «Офицеры» — финал с «пожилыми» Юматовым и Покровской. Характерный стиль здания штаба округа как бы намекает. Демонстрирует совершенно нетипичный для раннего СССР, но ставший нормой именно в эту эпоху - изображение советского офицерства, как этакой новой аристократии по праву. Так ещё и с преемственностью ещё к ''тем'' - имперский офицерам.  
* «Старик Хоттабыч».
* «Старик Хоттабыч».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* [[Крик совы]] — борьба с оставшейся после оккупации немецкой шпионской сетью и повязанными с ней бандитами и [[коллаборационист]]ами.
* [[Крик совы]]
* [[Сын отца народов]] — телесериал про Василия Сталина
* [[Сын отца народов]] — телесериал про Василия Сталина
* "Горький 53" - про то как на фоне смерти Сталина и подковёрной борьбы за верхушку власти, получившие амнистию уголовники наводнили регионы и начали там творить беспредел. А местные уже порядком расслабившееся органы, совсем уже мух не ловят. Доставляет дотошно показанными оперативными комбинациями гэбистов и отсутствие как нарочитой чернухи так и кисельных берегов.
=== [[Телевидение]] ===
=== [[Телевидение]] ===
* «Старые песни о главном-2» — отчасти про эту эпоху, отчасти про [[оттепель|следующую]].
* «Старые песни о главном-2» — отчасти про эту эпоху, отчасти про [[оттепель|следующую]].
Строка 86: Строка 82:
== См. также ==
== См. также ==
* [[Белый заборчик]] — сеттинг того времени в США.
* [[Белый заборчик]] — сеттинг того времени в США.
== Примечания ==
{{примечания}}


{{Nav/СССР и Россия}}
{{Nav/СССР и Россия}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!