Эпоха советского ампира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Архитектурный символ эпохи — здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве
«

Здесь всплывают из памяти батальные сцены В позолоченных рамах из подкорки мозгов И глядят из-под грязи осатанелой Звёзды с фасадов столичных домов.

Смотрит гармонией противоречий Из старого мира на новый мир Извечных скитаний, перерождений Победоносный советский ампир.

»
— Гевал, «Третий Рим»

Эпоха советского ампира — период в истории СССР, начавшийся с окончанием Великой Отечественной войны и завершившийся «оттепелью». Характеризуется огромнейшим энтузиазмом и верой в то, что Советский Союз и его граждане могут абсолютно всё, вызванными победой в тяжелейшей войне (и сломанными как ветка об колено разоблачениями репрессий). «Если мы смогли победить фашистов, значит, для нас нет невозможного!». Отсюда и пафосные здания-высотки в стиле сталинского ампира и устремление в космос (напоминаю: речь идет о стране, которая только что окончила войну) и планы покорения природы… да проще найти, за что в СССР тогда не брались.

Точнее определить временные границы периода, конечно, затруднительно (одни черты предыдущего периода, например, послевоенное восстановление, тянулись долго, другие, как десталинизация, начались чуть ли не в середине периода), но примерно можно установить следующие границы:

Начало: 1946-1947 годы (уже отменены карточки, наркоматы стали министерствами, проведена денежная реформа, демобилизованы участники войны, началась Холодная война);
Окончание: 1961 год (снова денежная реформа и установились привычные нам советские цены, Холодная война скоро достигнет пика и перейдет в разрядку, набирают обороты десталинизация и оттепель).

Если же не так строго, то эпоха советского ампира совпадает с 1950-ми. Правда, сталинские и хрущёвские 1950-е немного отличаются: для первых характерна большая «имперскость» и монументальная гигантомания, активный возврат к старым ценностям (конкордат с РПЦ, насаждение русского патриотизма, и, как следствие политика борьбы с космополитизмом; повсеместное внедрение униформы и т. п.), а во вторых происходит некоторая либерализация во всех сферах жизни под лозунгом «возврата к ленинским заветам» — со всеми вытекающими, вроде усиления гонений на религию и т. д.

В бытовом плане эпоха отмечена следующими признаками: бедность (увы, но это так), низкий уровень преступности (послевоенный разгул банд и криминалитета был подавлен в рекордно короткие сроки).

Интересное наблюдение: если довоенный период СССР для современного человека уже далекая история, поэтому незнание каких-то реалий не вызывает удивления, то пятидесятые, подпадающие под понятие «послевоенный СССР», представляется похожим на шестидесятые-первую половину семидесятых и внезапное несоответствие рвет шаблон: какого цвета милицейская машина? Сине-красная. Какого цвета паспорт? Зелёный. Платное ли образование? Начальное и среднее — нет, а вот старшие классы и вузы — да, хотя сумма и невысока, в отличие от «ЗаГнИвАюЩеГо запада».

Характерные приметы эпохи[править]

« Если в сталинское время профессор получал где-то раз в 10-15 раз больше средней зарплаты по стране, и даже начинающий инженер получал в 2-2.5 раза больше средней зарплаты рабочего, то в конце 50-х-начале 60-х в результате преобразований, затеянных командой Хрущева, это соотношение изменилось. Начинающий инженер так и продолжил получать 1200 рублей (120 рублей после реформы 1961 года), но это стало внезапно меньше того, что получали в среднем рабочие. Причем аргументация довольно схожая была — литейщик в цехе вон как упахивается, а инженер… ну чего, сидит бумажки перекладывает. »
— про разницу в оплате при Сталине и Хрущёве https://habr.com/ru/post/483592/#comment_21123014
  • Атом — в 1949 году СССР взрывает первую атомную бомбу, в 1953 — водородную,[1] а в 1954 году в эксплуатацию введут и первую в мире атомную электростанцию в Обнинске.
  • Стиляги. Первые фельетоны о них печатают уже в 1949 году — значит, явление уже нельзя игнорировать. Популярность только растёт со временем.
  • Конец эпохи репрессий и начало оттепели. Реперная точка очевидна — смерть Сталина 5 марта 1953 года.
  • Медленное приподнятие «железного занавеса» после смерти Сталина. В 1956 в СССР приехал Ив Монтан, в 1957 году в Москве провели грандиозный международный фестиваль молодёжи и студентов, а в 1959 столицу почтил своим присутствием сам Кристиан Диор с его моделями в стиле «New Look».
  • Сталинские высотки. Строили долго и с трудом, заканчивали уже после Сталина. Собственно:
    • Из построенного:
      • Здание Московского государственного университета.
      • Здание Министерства иностранных дел.
      • Гостиница «Украина» Radisson Royal Hotel Moscow. Достраивалась уже при Хрущёве. Из-за того, что в 1955 г. был принят декрет «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в нижней части эта гостиница, по мнению знакомого автора правки, «похожа на большую хрущёвку».
      • Гостиница «Ленинградская». Также достраивалась при Хрущёве, а через год после завершения строительства, в 1955, двое архитекторов этого здания были лишены звания лауреатов Сталинской премии, а одного из них, вдобавок, сняли с должности архитектора. Ныне, по иронии судьбы, входит в гостиничную сеть американских капиталистов.
      • Жилой дом на Котельнической набережной.
      • Жилой дом на Кудринской площади.
      • Административно-жилое здание на станции метро «Красные Ворота».
    • Из непостроенного:
      • Административное здание в Зарядье. Не было достроено из-за смерти Сталина. Однако, был сделан стилобат, на базе которого была построена гостиница «Россия».
      • И конечно же, проект Дворца Советов, грандиозный даже для нашего времени, что уж говорить про 1930-ые годы. Из-за войны строительство пришлось свернуть, и послевоенный СССР не осилил строительство такой махины, поэтому в 1960 г. на месте фундамента ДС был открыт огромный открытый плавательный бассейн «Москва». В 1991 г. он прекратил свою работу, из-за чего пришёл в негодное состояние за три года, и в 1994 г. на место бассейна уже залили фундамент Храма Христа Спасителя, а в 1999 г. работа по восстановлению храма, снесённого в 1931 г., была завершена.
    • Кроме семи московских высоток, возводится относительно большое количество жилых и общественных зданий объединяемых общим названием «сталинки». Сочетают в себе элементы стилей «неоклассицизм», «ампир», «ар-деко» и «ретроспективизм» в более или менее эклектичных сочетаниях. Строительство части начато в самом конце 1930х годов, впоследствии часть зданий перепроектировалась (от чисто конструктивистских проектов уходили к монументальному неоклассицизму).
  • «Лесные братья», то бишь, националистические антисоветские банды, оставшиеся недобитыми после войны. Характерно для балтийских республик, запада Украины и в меньшей степени Беларуси. В основном разгромлены к середине 50-х, дальше остались только одиночки.
  • Начало космической гонки:
    • 1957 — первый в мире искусственный спутник Земли.
    • 1959 — первые «лунники»: частично[2] успешная «Луна-1» и успешные «Луна-2» и «Луна-3», сделавшая первые фотографии обратной стороны Луны.
  • Шпиономания в обоих лагерях противников «холодной войны».
    • «Горячие» обострения «холодной» войны — Корейская война 1950-53 и антисоветские восстания в соцлагере — Берлин-53, Познань-56 и Будапешт-56. После них СССР несколько ослабляет контроль над своими сателлитами.
  • Сучьи войны — натуральные бои в лагерях между блатными (категорическими противниками сотрудничества с властью) и суками (сторонниками более гибкого подхода, в частности, считавшими, что блатарь может воевать в рядах Красной Армии). Закончилась где-то к концу пятидесятых за явной победой сук.
  • Бараки. Жилищный кризис начали массово решать со второй половины 50-х, а до того жили в основном в них, и комната в коммуналке считалась отнюдь не плохим вариантом даже для относительно обеспеченного и статусного человека.
  • План 1949 года с пугающим нынче «анти-экологичным» названием «Великий план преобразования природы» на самом деле был пафосно названным планом масштабных лесопосадок. Был принят на основе анализа причин послевоенного голода 1946 года, когда из-за отсутствия лесозащитных полос сначала не хватило снега, который, могли бы задержать лесополосы, что привело к засухе, а затем поля, итак пострадавшие от засухи, ещё и занесло песчаными и пыльными бурями. Просто в те годы считалось, что «человек — хозяин природы» и потому экологичному плану в соответствии с духом эпохи дали такое «страшное» наименование.

Где встречается[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • Анатолий Рыбаков, «Каникулы Кроша» — жизнь советских школьников эпохи. В обеих экранизациях события перенесены в конец 1960-х и 1970-х соответственно.
  • Иван Лазутин, «Сержант милиции» — несмотря на название, дает срез всей эпохи: милиционеры, стиляги, спекулянты, воры, деревенские парни, «старорежимный» дедок в самом начале… Экранизация 1970-х годов также осовременена, при этом сохранение некоторых реалий вызывает недоумение (например, вопрос на вступительных экзаменах «что такое бизония» — при том, что тогдашнему зрителю уже прямо с экрана пришлось объяснять, а что же это такое…)
  • Немалая часть творчества Владислава Крапивина, детство которого пришлось на послевоенное десятилетие и послужило для автора неиссякаемым источником образов. Наиболее заметно — «Сказки Севки Глущенко», «Белый шарик Матроса Вильсона», «Тополиная рубашка», цикл рассказов «Шестая Бастионная».
  • Аркадий и Борис Стругацкие — повесть в трех рассказах «Извне». Отдельные эпизоды встречаются в «Подробности жизни Никиты Воронцова» (часть жизненного цикла заглавного героя проходит после войны) и «Дьявол среди людей» (детство главного героя и рассказчика).
  • Валентин Катаев — «Поездка на Юг»
  • Сергей Михалков — «Дядя Стёпа — милиционер»
  • Юрий Трифонов — «Дом на набережной», роман-воспоминание, действие происходит, в том числе, и во второй половине 1940-х годов, а героями выступают жильцы правительственного жилого дома по адресу: г. Москва, улица Серафимовича, 2 (ещё одного архитектурного символа эпохи).
  • Михаил Дёмин (Георгий Трифонов, двоюродный брат Юрия), почти всё творчество, но, в первую очередь, т. н. «Автобиографическая трилогия»: «Блатной», «Таежный бродяга» и «Рыжий дьявол» — тоже эпоха советского ампира (между 1945 и 1959 годами), но, в отличие от кузена, не в столице, а в глубокой глуши Сибири и Дальнего Востока (начало — так и вовсе в лагерях и тюрьмах, где автор отбывал срок с 1947 по 1953 годы). Бараки, «сучьи войны», «лесные братья», шпиономания, послевоенное закручивание гаек и послесталинская оттепель — налицо. И много точных и не озлобленных зарисовок провинциальной жизни 50х.
  • Василий Аксёнов — «Москва-ква-ква», постмодернистский роман, с отсылками к трифоновскому «Дому на набережной», городским легендам и личному юношескому опыту автора. Его же «Ожог» (на основе юношеских воспоминаний о второй половине 1940-х в Магадане), «Тюрьма и мир» (из цикла «Московская сага»). А в «Звёздном билете» происходит переход между поколениями — старший брат Денисов ещё дитя эпохи советского ампира, младший — шестидесятник.
  • С прикрученным фитильком — «Лаборатория Дубльвэ» Александра Беляева, которая была написана ещё аж в 1938 году, но её сеттинг таки очень напоминает советский ампир. Тут и статуи-фонтаны-украшения везде и всюду, и монументальные здания вполне в духе сабжа, и гениальный физик Михеев занимается именно теорией атомной энергии, и «для нас нет ничего невозможного», и никаких репрессий и железного занавеса от слова совсем — словом, всё, за что мы любим ту эпоху, но без её недостатков.

Кино[править]

  • «Стиляги» — не совсем достоверное изображение одежды тех лет: все «совки», осуждающие поведение стиляг, одеваются в одноцветной серой гамме, в то время как стиляги ходят в яркой (если не вообще кислотной) одежде. Но это художественное допущение ради эффекта гиперболы.
  • «Девчата» — хороший, годный, жизненный, феминизм здорового человека. Как бы показывающий почему все феминизмы «последней волны» с попытками их насадить в России — смотрятся странно там, где многие женщины со школьных лет впахивали на заводах. Оптимистическое настроение и ударные сибирские стройки прилагаются.
  • «Покровские ворота» — фильм-ностальгия о московских 50х годах. Не смотря на местами люто-театральное переигрывание (совсем не как что-то плохое) — Москва показана максимально достоверно. Тут тебе и тесные коммуналки в старом центре, и постепенно проникающие в общество элементы мировой культуры, ибо «гайки» потихоньку ослабляются. Опять же — настроение эпохи великого начала, и новое дурашливое молодое поколение, чьё детство пришлось на военные годы — но дальше будет только лучше.
  • Первая серия фильма «Москва слезам не верит» демонстрирует яркие картины именно этой эпохи.
  • «Офицеры» — финал с «пожилыми» Юматовым и Покровской. Характерный стиль здания штаба округа как бы намекает. Демонстрирует совершенно нетипичное для раннего СССР, но ставшее нормой именно в эту эпоху, изображение советского офицерства, как этакой новой аристократии по праву. Так ещё и с преемственностью ещё к тем, дореволюционными офицерам.
  • «Старик Хоттабыч».

Телесериалы[править]

Телевидение[править]

  • «Старые песни о главном-2» — отчасти про эту эпоху, отчасти про следующую.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Да, но нет. На долю синтеза в РДС-6 пришлось всего 15-20% энерговыделения, так что по современным представлениям, первая советская водородная бомба взорвалась только в 1955 году.
  2. Из-за ошибок в циклограмме полёта промахнулась мимо Луны.