Редактирование: Эффект альфы
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Вкратце | Автор в массовом сознании ассоциируется с одним-единственным своим произведением или какой-то чётко выделенной группой произведений, при этом всё остальное, что он создал, большинству почти или совершенно неизвестно.}} | {{Вкратце | Автор в массовом сознании ассоциируется с одним-единственным своим произведением или какой-то чётко выделенной группой произведений, при этом всё остальное, что он создал, большинству почти или совершенно неизвестно.}} | ||
В астрономии вот уже четыре столетия принято обозначать звёзды одного созвездия буквами греческого алфавита по принципу: самая яркая звезда созвездия носит название «альфа», вторая по | В астрономии вот уже четыре столетия принято обозначать звёзды одного созвездия буквами греческого алфавита по принципу: самая яркая звезда созвездия носит название «альфа», вторая по яркости — «бета», третья — «гамма» и т. д. И зачастую альфа настолько сильно выделяется среди своих соседок на небе, что при изучении созвездия как раз именно её замечаешь в первую очередь, а на остальные обращаешь внимание спустя некоторое время, когда напрягаешь глаза, а то и вовсе не обращаешь внимания. | ||
То же самое и в искусстве, особенно в литературе. В случае, когда одно-единственное произведение автора (как правило, opus magnum впридачу) пользуется особо мощной популярностью и любовью во всём мире, нередко случается так, что о других работах этого же творца знают лишь самые-самые преданные поклонники его творчества, а то и вовсе не знают, от слова вообще. Это и есть '''эффект альфы''' | То же самое и в искусстве, особенно в литературе. В случае, когда одно-единственное произведение автора (как правило, opus magnum впридачу) пользуется особо мощной популярностью и любовью во всём мире, нередко случается так, что о других работах этого же творца знают лишь самые-самые преданные поклонники его творчества, а то и вовсе не знают, от слова вообще. Это и есть '''эффект альфы''' — ситуация, когда автор известен всему миру лишь благодаря '''''одной работе''''', которая, подобно ярчайшей звезде созвездия (читай «творчества»), серьёзно и неумолимо затмевает собой остальных «родственников». | ||
Несмотря на печальные последствия в виде полного или частичного забвения остальных произведений от того же автора, троп этот вовсе не так уж плох, как может показаться на первый взгляд: оставить заметный след в истории и памяти людей хотя бы один | Несмотря на печальные последствия в виде полного или частичного забвения остальных произведений от того же автора, троп этот вовсе не так уж плох, как может показаться на первый взгляд: оставить заметный след в истории и памяти людей хотя бы один раз — это уже достижение, которое удается далеко не каждому. | ||
В случае манги эффект может значительно усиливаться, если у «альфы» имеется экранизация (как правило, [[аниме]]-сериал). | В случае манги эффект может значительно усиливаться, если у «альфы» имеется экранизация (как правило, [[аниме]]-сериал). | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Аналог в кинематографе носит название «[[актёр одной роли]]». А в университетах данный троп называют «писатель/автор одной книги» (лат. ''Homo unius libri''). В музыке подвергшиеся воздействию этого эффекта исполнители бывают перепутаны с понятием «[[Чудо одного трека|группы одного хита]]», но это не одно и то же: у групп одного хита обычно, кроме этого самого хита, дискографии-то и нет вообще. | Аналог в кинематографе носит название «[[актёр одной роли]]». А в университетах данный троп называют «писатель/автор одной книги» (лат. ''Homo unius libri''). В музыке подвергшиеся воздействию этого эффекта исполнители бывают перепутаны с понятием «[[Чудо одного трека|группы одного хита]]», но это не одно и то же: у групп одного хита обычно, кроме этого самого хита, дискографии-то и нет вообще. | ||
Частный случай тропа «[[знают именно за это]]». Схожий | Частный случай тропа «[[знают именно за это]]». Схожий троп — [[эффект Чуковского]], когда автор известен по своим произведениям для детей, а про «взрослые» мало кто помнит. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* | * Эсхил — «Прометей Прикованный». Советская власть решила, что именно такая трагедия нужна, чтобы воспитывать новые поколения в революционном духе. | ||
* | * Софокл — «Царь Эдип». Мало того, что история интересная, так ещё написана очень классическим древнегреческим языком. Её обязательно проходили в гимназиях на уроках классических языков, потому и запомнилась многим поколениям. | ||
* | * Аристофан — «Лисистрата». Собственно, древнегреческого «отца комедии» [[Никто не смотрит Шекспира|вообще мало кто читал]]. Но о сюжете «Лисистраты» хотя бы какой-то круг людей имеет представление. Почему именно о ней? [[Непристойно — значит, смешно|Да потому что пикантная тема!]] Впрочем, именно поэтому и спорно: в школьной программе по истории упоминаются совсем другие произведения. | ||
* Лопе де | * Лопе де Вега — «Собака на сене». Хотя «Овечий источник» может потягаться — даже на постсоветском пространстве, где эффект альфы «Собаке…» [[Затмить адаптацией|обеспечил Фрид, вернее Боярский с Тереховой и Джигарханяном]]. | ||
* Тикамацу | * Тикамацу Мондзаэмон — безусловно, классик японской драматургии, но гайдзины знают только его «Самоубийство влюблённых на Острове Небесных Сетей». | ||
* Пьер | * Пьер Корнель — «Сид». [[Никто не смотрит Шекспира|Хотя уж его-то точно никто не читал]]. | ||
* Эдмон | * Эдмон Ростан — «Сирано де Бержерак». | ||
* Денис | * Денис Фонвизин — «Недоросль». Потому что вошёл в школьную программу. | ||
** [[С прикрученным фитильком]]: его вторая пьеса, «Бригадир», в своё время была настолько известна и так хлёстко высмеивала заглавного героя, что в российской армии даже упразднили звание бригадира, потому что никто не хотел его принимать! Да и Гоголь вводит в «Ночь перед Рождеством» Фонвизина именно с «Бригадиром», а о «Недоросле» там ни слова. | ** [[С прикрученным фитильком]]: его вторая пьеса, «Бригадир», в своё время была настолько известна и так хлёстко высмеивала заглавного героя, что в российской армии даже упразднили звание бригадира, потому что никто не хотел его принимать! Да и Гоголь вводит в «Ночь перед Рождеством» Фонвизина именно с «Бригадиром», а о «Недоросле» там ни слова. | ||
* Александр | * Александр Грибоедов — «[[Горе от ума]]». Не сомневайтесь, он писал и другие произведения, хоть и работал дипломатом. Но писал всё-таки не очень много. | ||
* Михаил | * Михаил Лермонтов — «Маскарад». Кто-нибудь когда-нибудь видел на сцене его «Испанцев», «Странного человека», «Menschen und Leidenschaften»? А многие ли читали? Или хотя бы знают названия? | ||
* Николай | * Николай Гоголь — «[[Ревизор]]». Опять же благодаря школьной программе. «Женитьба» в голову не приходит гораздо реже, а другие пьесы Николай Васильевич и вовсе не дописал, кроме «Игроков». | ||
* Морис | * Морис Метерлинк — «Синяя птица». | ||
** «Пеллеас и Мелизанда» известна, [[Затмить адаптацией|но не как пьеса Метерлинка, а как опера Дебюсси]]. | ** «Пеллеас и Мелизанда» известна, [[Затмить адаптацией|но не как пьеса Метерлинка, а как опера Дебюсси]]. | ||
* Бернард | * Бернард Шоу — «Пигмалион». Главным образом благодаря мюзиклу «Моя прекрасная леди» и многочисленным экранизациям. | ||
** А англоязычный мир неплохо помнит ещё и «Ученика дьявола», «Цезаря и Клеопатру» и «Андрокла и льва», что уже ближе к следующему подразделу. | ** А англоязычный мир неплохо помнит ещё и «Ученика дьявола», «Цезаря и Клеопатру» и «Андрокла и льва», что уже ближе к следующему подразделу. | ||
* Теннесси | * Теннесси Уильямс — «Трамвай „Желание“». | ||
** В США не менее популярна «Кошка на раскалённой крыше», известная еще и по экранизациям, в которых Мэгги играли Лиз Тейлор, Натали Вуд и Джессика Лэнг. А любители театра и у нас, и у них хорошо знают и другие его пьесы. Кроме того, его произведения не менее 25 раз экранизировались («Стеклянный зверинец» 4 раза). | ** В США не менее популярна «Кошка на раскалённой крыше», известная еще и по экранизациям, в которых Мэгги играли Лиз Тейлор, Натали Вуд и Джессика Лэнг. А любители театра и у нас, и у них хорошо знают и другие его пьесы. Кроме того, его произведения не менее 25 раз экранизировались («Стеклянный зверинец» 4 раза). | ||
* Из пьес Агаты Кристи наиболее | * Из пьес Агаты Кристи наиболее известная — «Мышеловка». | ||
* Эжен | * Эжен Ионеско — «Лысая певица». Она не была лучшей, но она задала жанр. Не только жанр автора, вообще жанр театра абсурда. А на роль беты подходит пьеса «Носорог», которой автор знатно поиздевался над фашистами и послушным им обществом. | ||
* Сэмюэл | * Сэмюэл Беккет — «В ожидании Годо». Тот случай, когда имя автора (секретаря Джойса и лауреата Нобеля) значительно менее известно, чем название пьесы. | ||
* Юкио | * Юкио Мисима — «Мой друг Гитлер». Название слышали даже далёкие от театра люди. | ||
* Том | * Том Стоппард — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Аналогично Годо и Беккету. | ||
* Робер | * Робер Тома — «Восемь женщин». | ||
* Джон | * Джон Патрик — «Странная миссис Сэвидж». Ставят постоянно на всём постсоветском пространстве: это действительно очень смешно и никаких непристойных шуток, так что можно смотреть с детьми. | ||
* Людмила | * Людмила Разумовская — «Дорогая Елена Сергеевна». Правда, знают больше экранизацию. | ||
* Леонид | * Леонид Филатов — «[[Про Федота-стрельца, удалого молодца]]». Многие даже не знают, что это не единственное литературное произведение Филатова. | ||
* Николай | * Николай Эрдман — «Самоубийца». Но при жизни автора её так и не поставили, а самого автора помнили по первой пьесе «Мандат». | ||
* Артур | * Артур Миллер — «Смерть коммивояжёра». Хотя помнят больше за то, что был мужем Мерилин Монро. | ||
* Брэндон | * Брэндон Томас — <del>«Тётка Чарлея»</del> «Тётушка Чарли». | ||
==== Драматурги, избежавшие тропа ==== | ==== Драматурги, избежавшие тропа ==== | ||
* Вильям наш Шекспир. «[[Гамлет]]», «[[Отелло]]», «Макбет» и «Король Лир» так и рассматриваются вместе как «четыре великие трагедии Шекспира». А ведь есть ещё «[[Ромео и Джульетта]]» (пожалуй, даже более узнаваемая, чем четыре вышеупомянутых), а также комедии «Укрощение строптивой», «[[Венецианский купец]]» и «Сон в летнюю ночь» (последнюю никто не читал, но название почему-то знают). Исторические хроники менее известны, но уж «Ричарда III» помнят все (хотя и не все знают, что это лишь продолжение трилогии «Генрих VI»). | * Вильям наш Шекспир. «[[Гамлет]]», «[[Отелло]]», «Макбет» и «Король Лир» так и рассматриваются вместе как «четыре великие трагедии Шекспира». А ведь есть ещё «[[Ромео и Джульетта]]» (пожалуй, даже более узнаваемая, чем четыре вышеупомянутых), а также комедии «Укрощение строптивой», «[[Венецианский купец]]» и «Сон в летнюю ночь» (последнюю никто не читал, но название почему-то знают). Исторические хроники менее известны, но уж «Ричарда III» помнят все (хотя и не все знают, что это лишь продолжение трилогии «Генрих VI»). | ||
* Жан Батист Поклен де Мольер («Жеманницы», «Школа жён», «Тартюф», «Каменный пир», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной»). Хотя специалисты считают вершиной мольеровского творчества именно «Тартюфа». | * Жан Батист Поклен де Мольер («Жеманницы», «Школа жён», «Тартюф», «Каменный пир», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной»). Хотя специалисты считают вершиной мольеровского творчества именно «Тартюфа». | ||
* Александр Островский. Конечно, в школе на уроках литературы изучали «[[Гроза|Грозу]]», а на уроках музыки «Снегурочку». По экранизациям знаем «Женитьбу Бальзаминова» и «Бесприданницу». Но, если спросить театрала, что ему припоминается у Островского, тот, скорее всего, назовёт «Свои | * Александр Островский. Конечно, в школе на уроках литературы изучали «[[Гроза|Грозу]]», а на уроках музыки «Снегурочку». По экранизациям знаем «Женитьбу Бальзаминова» и «Бесприданницу». Но, если спросить театрала, что ему припоминается у Островского, тот, скорее всего, назовёт «Свои люди — сочтёмся», «Доходное место» и «На всякого мудреца довольно простоты». При жизни Александра Николаевича альфой считалась именно пьеса «Свои люди — сочтёмся» (тогда её больше знали по названию «Банкрот»), кстати, всего второй в карьере. | ||
* Антон Павлович Чехов («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»). | * Антон Павлович Чехов («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»). | ||
* Максим | * Максим Горький — «На дне», конечно, приходит в голову в первую очередь, ведь эту пьесу подробно изучали в школе. Но для любителей театра пьесы «Мещане», «Васса Железнова», «Егор Булычов и другие» — тоже вполне узнаваемы. | ||
* Бертольт Брехт («Трёхгрошовая опера», «Мамаша Кураж и её дети», «Добрый человек из Сычуани/Сезуана»). | * Бертольт Брехт («Трёхгрошовая опера», «Мамаша Кураж и её дети», «Добрый человек из Сычуани/Сезуана»). | ||
* Евгений Шварц («Обыкновенное чудо», «Дракон», «Тень», «Снежная королева»). | * Евгений Шварц («Обыкновенное чудо», «Дракон», «Тень», «Снежная королева»). | ||
* Тенесси Уильямс, если спросить любителей театра («Трамвай „Желание“», «Стеклянный зверинец», «Кошка на раскалённой крыше», «Орфей спускается в ад», «Сладкоголосая птица юности», «Татуированная роза», «Ночь игуаны», «Лето и дым»)<ref> В журнале ТЕАТР | * Тенесси Уильямс, если спросить любителей театра («Трамвай „Желание“», «Стеклянный зверинец», «Кошка на раскалённой крыше», «Орфей спускается в ад», «Сладкоголосая птица юности», «Татуированная роза», «Ночь игуаны», «Лето и дым»)<ref> В журнале ТЕАТР № 3, 2011 г. была статья о самых популярных драматургах Москвы и Питера: "Девятую строчку в Москве делят Шварц, Мольер и Уильямс — у каждого из них по 7 названий в афише. Лидируют «Тартюф» и «Стеклянный зверинец». А в Питере Тенесси Уильямс был на пятом месте.</ref>. | ||
* Лопе де Вега тоже оставил изрядное наследие из 426 пьес, так что у режиссёра всегда есть выбор. Утверждал, что всего написал около 2000, но остальные утрачены и мы не знаем, какой процент из них был редакциями одного сюжета, подправленными под труппу или даже под конкретного актёра. | * Лопе де Вега тоже оставил изрядное наследие из 426 пьес, так что у режиссёра всегда есть выбор. Утверждал, что всего написал около 2000, но остальные утрачены и мы не знаем, какой процент из них был редакциями одного сюжета, подправленными под труппу или даже под конкретного актёра. | ||
Строка 72: | Строка 65: | ||
** Гимн Российской империи «Молитва русских» («Боже, царя храни!») — это тоже Жуковский. | ** Гимн Российской империи «Молитва русских» («Боже, царя храни!») — это тоже Жуковский. | ||
* Антоний Погорельский — «Чёрная курица, или Подземные жители». | * Антоний Погорельский — «Чёрная курица, или Подземные жители». | ||
* Пётр Павлович Ершов — «[[Конёк-горбунок]]». А по версии некоторых литературоведов, и это произведение не его. | |||
* Николай Лесков — «Левша». Бета (с огромным отставанием) — повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Что, у него ещё семь романов и множество рассказов? Да быть того не может! | * Николай Лесков — «Левша». Бета (с огромным отставанием) — повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Что, у него ещё семь романов и множество рассказов? Да быть того не может! | ||
* Иван Тургенев — «Муму». Что, к слову, весьма обидно, поскольку это отнюдь не лучшее его произведение (в сравнении с теми же «Отцами и детьми»), но запоминается дистиллированной [[Слезогонка|слезогонкой]] и при этом [[Детям это смотреть нельзя!|преподаётся в младших классах]]. | * Иван Тургенев — «Муму». Что, к слову, весьма обидно, поскольку это отнюдь не лучшее его произведение (в сравнении с теми же «Отцами и детьми»), но запоминается дистиллированной [[Слезогонка|слезогонкой]] и при этом [[Детям это смотреть нельзя!|преподаётся в младших классах]]. | ||
Строка 227: | Строка 221: | ||
* Фрэнк Баум — цикл о [[страна Оз|стране Оз]], особенно первая книга. | * Фрэнк Баум — цикл о [[страна Оз|стране Оз]], особенно первая книга. | ||
* «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета включают в 100 лучших детективов всех времен. А остальные четыре романа, повести и сборники рассказов известны куда меньше. | * «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета включают в 100 лучших детективов всех времен. А остальные четыре романа, повести и сборники рассказов известны куда меньше. | ||
* Джон Р. Р. Толкин — всю средиземскую франшизу в составе «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]», «[[Arda/The Hobbit|Хоббита]]», «[[Сильмариллион]]а» и [[слово Божие|кучи черновиков, статей и писем, в них не вошедших]] можно рассматривать, как одну громадную альфу. О существовании внесредиземских произведений (хотя даже в «Сказки Волшебной страны» бочком-бочком затесался Том Бомбадил) знают только самые высоколобые научные толкинисты; тем более — о конкретных научных публикациях Толкина, хотя о том, что он был серьёзным лингвистом, знают, пожалуй, все. | |||
* Харпер Ли — «[[Убить пересмешника]]». Кто-то скажет: «Но ведь она же и написала всего одну книгу!» — и будет неправ. В 2015 был издан роман «Пойди, поставь сторожа», который прошёл почти незамеченным. | * Харпер Ли — «[[Убить пересмешника]]». Кто-то скажет: «Но ведь она же и написала всего одну книгу!» — и будет неправ. В 2015 был издан роман «Пойди, поставь сторожа», который прошёл почти незамеченным. | ||
* [[Astrid Lindgren|Астрид Линдгрен]]: для постсоветского пространства — «Карлсон», для остального мира — «Пеппи Длинныйчулок». | * [[Astrid Lindgren|Астрид Линдгрен]]: для постсоветского пространства — «Карлсон», для остального мира — «Пеппи Длинныйчулок». | ||
Строка 300: | Строка 295: | ||
*** «Рождественская песнь» anyone?! И в России-то известна, а уж в англоязычном мире и вовсе кодификатор и тропнеймер многих тропов. | *** «Рождественская песнь» anyone?! И в России-то известна, а уж в англоязычном мире и вовсе кодификатор и тропнеймер многих тропов. | ||
* Вальтер Скотт. Во всяком случае, англичане, как и в случае с Диккенсом, легко назовут полдюжины претендентов на альфу. Но и в других странах одинаково известны романы «[[Айвенго]]» и «Квентин Дорвард», не говоря уж про поэзию. | * Вальтер Скотт. Во всяком случае, англичане, как и в случае с Диккенсом, легко назовут полдюжины претендентов на альфу. Но и в других странах одинаково известны романы «[[Айвенго]]» и «Квентин Дорвард», не говоря уж про поэзию. | ||
* О. Генри. Та же история, что и с Зощенко. Правда, американский коллега отметился и романом «Короли и капуста», но помнят его всё-таки по рассказам. По очень разным рассказам. | * О. Генри. Та же история, что и с Зощенко. Правда, американский коллега отметился и романом «Короли и капуста», но помнят его всё-таки по рассказам. По очень разным рассказам. | ||
* Эриху Марии Ремарку повезло куда больше современников, так как большинство его произведений остаются на слуху и любимы читателями всех поколений. «[[Drei Kameraden|Три товарища]]», «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка» — ни один из романов не затмевает собой другие. | * Эриху Марии Ремарку повезло куда больше современников, так как большинство его произведений остаются на слуху и любимы читателями всех поколений. «[[Drei Kameraden|Три товарища]]», «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка» — ни один из романов не затмевает собой другие. | ||
Строка 314: | Строка 308: | ||
=== Нехудожественная литература === | === Нехудожественная литература === | ||
* [[Императоры и гладиаторы|Гай Юлий Цезарь]] | * [[Герои и философы|Евклид]] — «Начала». Первый учебник математики, который был напечатан — 1482 г., типограф Эрхард Ратдольт. | ||
* [[Императоры и гладиаторы|Гай Юлий Цезарь]] — «Записки о Галльской войне». Неоднозначный пример, поскольку в первую очередь Цезарь известен как политик и полководец, а интерес к его запискам — во многом следствие. Впрочем, есть и продолжения, вероятно поддельные. | |||
* Джорджо | * Джорджо Вазари — «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Этот его монументальный труд, ставший по сути первым искусствоведческим исследованием, затмил собой даже его собственные работы в других жанрах, а ведь Вазари и сам был неплохим художником и архитектором. | ||
* Исаак Ньютон известен только работой «Математические начала натуральной философии». Впрочем, физики знают, что есть и бета: «Оптика». Ещё был почти готов учебник по химии, но сгорел вместе с [[Великий Смог| | * Исаак Ньютон известен только работой «Математические начала натуральной философии». Впрочем, физики знают, что есть и бета: «Оптика». Ещё был почти готов учебник по химии, но сгорел вместе с [[Великий Смог|лондон]]ским домом. А ведь он ещё видный комментатор Библии, алхимик и хронолог древнего мира. | ||
* Томас | * Томас Гоббс — «Левиафан» (между прочим, Гоббс написал и продолжение под названием, разумеется, «Бегемот»). | ||
* Леонтий | * Леонтий Магницкий — «Арифметика». 700-страничный кирпич, содержит практически весь школьный курс. | ||
* Николай | * Николай Карамзин — «История государства Российского». Широко популярные в своё время «Письма русского путешественника» известны меньше. Про «Бедную Лизу» все слышали, никто не читал. | ||
** Раньше, может, и не читали, а сейчас ее изучают в школе, и автор правки знает учеников, которые ее прочитали. | ** Раньше, может, и не читали, а сейчас ее изучают в школе, и автор правки знает учеников, которые ее прочитали. | ||
* Карл | * Карл Маркс — «Капитал». Что, он ещё и в трёх томах??! | ||
** А что писал Энгельс? «[[Длинное имя|Происхождение семьи, частной собственности и государства]]». Впрочем, это уже знают далеко не все. | ** А что писал Энгельс? «[[Длинное имя|Происхождение семьи, частной собственности и государства]]». Впрочем, это уже знают далеко не все. | ||
*** Да и «Анти-Дюринг» мощная штука. А вот что там за идеи Дюринг продвигал, уже и не вспомнить. | *** Да и «Анти-Дюринг» мощная штука. А вот что там за идеи Дюринг продвигал, уже и не вспомнить. | ||
** Вообще-то, [[Зигзаг|Энгельс писал «Капитал» Маркса]]! Третий том принадлежит его перу чуть ли не целиком. | ** Вообще-то, [[Зигзаг|Энгельс писал «Капитал» Маркса]]! Третий том принадлежит его перу чуть ли не целиком. | ||
** Те, кто учился в советской школе, могут вспомнить ещё «Манифест коммунистической партии». | ** Те, кто учился в советской школе, могут вспомнить ещё «Манифест коммунистической партии». | ||
** «[[Аллитеративное имя|Критика критической критики]] | ** «[[Аллитеративное имя|Критика критической критики]]» — хорошее название… | ||
** Тезисы о Фейербахе. Из них помнят только 11-ый. | ** Тезисы о Фейербахе. Из них помнят только 11-ый. | ||
* Чарльз | * Чарльз Дарвин — «Происхождение видов». О том, что происхождение человека он рассматривал в ''другой'', более поздней одноимённой работе, знают далеко не все. | ||
* Артур | * Артур Шопенгауэр — «Мир как воля и представление» знаменит, но его мало кто читал (про куда более обширный дополнительный второй том обычно вообще не знают, хотя именно там в качестве 46-ой главы опубликовано легендарное «О ничтожестве и горестях жизни»). Куда более читаемы его «Афоризмы житейской мудрости» (изначально изданная как эссе в двухтомнике его поздних работ) | ||
* Фрэнк | * Фрэнк Найт — «Риск, неопределенность и прибыль», легендарная работа, положившая начало теории рисков в экономике. Она же была первой книгой Фрэнка, и только профессиональные историки экономики знают о его последующих книгах. | ||
* Освальд | * Освальд Шпенглер - «Закат Европы» | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
{{CollapsedSection|h4|Отечественное| | {{Шаблон:CollapsedSection|h4|Отечественное| | ||
* Сергей Эйзенштейн — «Броненосец „Потёмкин“». Трилогия про Ивана Грозного была очень значима для своего времени и для своей страны, а мир запомнил Эйзенштейна по «Броненосцу». | * Сергей Эйзенштейн — «Броненосец „Потёмкин“». Трилогия про Ивана Грозного была очень значима для своего времени и для своей страны, а мир запомнил Эйзенштейна по «Броненосцу». | ||
* Михаил Калатозов — «Летят журавли». Бета — «Красная палатка» с Финчем, Коннери и Кардинале в главных ролях! | * Михаил Калатозов — «Летят журавли». Бета — «Красная палатка» с Финчем, Коннери и Кардинале в главных ролях! | ||
Строка 363: | Строка 357: | ||
* Светлана Баскова — «[[Зелёный слоник|Зелёный слоник]]». Бетой можно считать «Пять бутылок водки». | * Светлана Баскова — «[[Зелёный слоник|Зелёный слоник]]». Бетой можно считать «Пять бутылок водки». | ||
}} | }} | ||
{{CollapsedSection|h4|Зарубежное| | {{Шаблон:CollapsedSection|h4|Зарубежное| | ||
* Дарио Ардженто — «Суспирия» стал основой для специфического итальянского жанра ужасов джалло. | * Дарио Ардженто — «Суспирия» стал основой для специфического итальянского жанра ужасов джалло. | ||
* Майкл Кёртис — больше сотни фильмов человек отснял, а помнят-то все «Касабланку». | * Майкл Кёртис — больше сотни фильмов человек отснял, а помнят-то все «Касабланку». | ||
Строка 432: | Строка 426: | ||
* Курт Уиммер — «[[Эквилибриум]]». | * Курт Уиммер — «[[Эквилибриум]]». | ||
}} | }} | ||
{{CollapsedSection|h4|Кинорежиссёры, избежавшие тропа| | {{Шаблон:CollapsedSection|h4|Кинорежиссёры, избежавшие тропа| | ||
* Иван Пырьев («Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки»). И это ещё не считая его экранизаций классики! | * Иван Пырьев («Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки»). И это ещё не считая его экранизаций классики! | ||
* Григорий Александров («Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»). | * Григорий Александров («Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»). | ||
Строка 491: | Строка 485: | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* Аарон Спеллинг создал сериал «[[Charmed|Зачарованные]]». Хм… Вот нет. «Аарон Спеллинг представляет…» Беверли-Хиллз 90210, конечно же | * Аарон Спеллинг создал сериал «[[Charmed|Зачарованные]]». Хм… Вот нет. «Аарон Спеллинг представляет…» Беверли-Хиллз 90210, конечно же | ||
* Дж. Майкл | * Дж. Майкл Стражински — «[[Babylon 5|Вавилон 5]]». | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Режиссёр Лев Атаманов: «Снежная королева» вдохновила самого Миядзаки. | * Режиссёр Лев Атаманов: «Снежная королева» вдохновила самого Миядзаки. | ||
** Несколько менее известны, но популярны и другие его работы: «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и «Котёнок по имени Гав»? Хотя с последним вообще клинический случай: его ''режиссуру'' приписывают… Григорию Остеру (который всего лишь автор сценария). | ** Несколько менее известны, но популярны и другие его работы: «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и «Котёнок по имени Гав»? Хотя с последним вообще клинический случай: его ''режиссуру'' приписывают… Григорию Остеру (который всего лишь автор сценария). | ||
* Режиссёр Роман | * Режиссёр Роман Давыдов — «[[The Jungle Book|Маугли]]». Меньше народу помнят, что он снял ещё ряд мультфильмов про древнюю Русь: «Василиса Микулишна», «Лебеди Непрядвы», «Детство Ратибора». Это режиссура. Как художник-мультипликатор, он приложил руку к «Золотой антилопе», «Ночи перед Рождеством», «Каштанке», «Золотым колосьям», «Сестрице Аленушке и братцу Иванушке»… | ||
==== Мультипликаторы, избежавшие тропа ==== | ==== Мультипликаторы, избежавшие тропа ==== | ||
* Студия «Союзмультфильм»: многие мультфильмы от этой студии стали культовыми. Правда, это было только во времена СССР. | * Студия «Союзмультфильм»: многие мультфильмы от этой студии стали культовыми. Правда, это было только во времена СССР. | ||
* Студия «[[Disney|Дисней]]»: вся | * Студия «[[Disney|Дисней]]»: вся анимация — это диснеевская. Что тут ещё скажешь про крупнейшую мультипликационную студию? | ||
* Студия Pixar: практически каждый проект получает свою долю внимания. | * Студия Pixar: практически каждый проект получает свою долю внимания. | ||
* Мультфильмы Давида Черкасского (студия «Киевнаучфильм»). Хорошо известны «[[Приключения капитана Врунгеля]]», «Доктор Айболит» и «Остров сокровищ». | * Мультфильмы Давида Черкасского (студия «Киевнаучфильм»). Хорошо известны «[[Приключения капитана Врунгеля]]», «Доктор Айболит» и «Остров сокровищ». | ||
Строка 507: | Строка 501: | ||
* Канал Nickelodeon выпустил «[[Avatar: The Last Airbender|Аватар: Легенду об Аанге]]» и всё остальное. | * Канал Nickelodeon выпустил «[[Avatar: The Last Airbender|Аватар: Легенду об Аанге]]» и всё остальное. | ||
** Кто-то, правда, не согласится: [[SpongeBob SquarePants|Губку Боба]] малоизвестным персонажем тоже не назвать. | ** Кто-то, правда, не согласится: [[SpongeBob SquarePants|Губку Боба]] малоизвестным персонажем тоже не назвать. | ||
*** И Губка Боб в списке даже не один. И напротив: многие не знают, что Аватара делали тоже они, а не помесь из китайских и американских | *** И Губка Боб в списке даже не один. И напротив: многие не знают, что Аватара делали тоже они, а не помесь из китайских и американских "кого-то там", подходящих под этот троп. | ||
* Алекс | * Алекс Хирш — «[[Gravity Falls]]» | ||
=== [[Комикс]]ы === | === [[Комикс]]ы === | ||
* У Алана Мура нет выраженной | * У Алана Мура нет выраженной «альфы» — во всяком случае, за это звание могут потягаться «[[Watchmen]]» и «[[V for Vendetta]]». А вот для художников, с которыми он сотрудничал (кстати, Алан Мур твёрдо настаивает на том, что все они — не просто иллюстраторы, а полноценные соавторы), «альфой», как правило, становятся произведения, созданные совместно с Муром: | ||
** Дэйв | ** Дэйв Гиббонс — «Хранители». | ||
** Кевин | ** Кевин О’Нил — «Лига выдающихся джентльменов». | ||
** Брайан | ** Брайан Болланд — «Убийственная шутка». | ||
** Дэвид | ** Дэвид Ллойд — «В значит Вендетта». | ||
* Майк | * Майк Миньола — «[[Hellboy]]». | ||
* Фрэнк | * Фрэнк Миллер — «Возвращение Тёмного рыцаря». А бета — «[[Sin City]]». | ||
* Брайан Ли | * Брайан Ли О’Мэлли — «Скотт Пилигрим». | ||
* Билл | * Билл Уиллингхэм — «[[Fables]]». | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
В аниме и манге чаще всего этот эффект вызван тем, что мангаки или авторы лайт-новелл всю свою жизнь работают над одним крупным произведением, поэтому насколько их сюда вообще корректно вносить? | В аниме и манге чаще всего этот эффект вызван тем, что мангаки или авторы лайт-новелл всю свою жизнь работают над одним крупным произведением, поэтому насколько их сюда вообще корректно вносить? | ||
* Кацухиро | * Кацухиро Отомо — «[[Akira|Акира]]». | ||
* Кэнтаро | * Кэнтаро Миура — «[[Berserk|Берсерк]]». | ||
* Тайто | * Тайто Кубо — [[Bleach]]. | ||
* Дайсукэ | * Дайсукэ Морияма — «[[Chrono Crusade|Крестовый поход Хроно]]». | ||
* Норихиро | * Норихиро Яги — [[Claymore]]. [[С прикрученным фитильком]]. Потому что его предыдущая работа [[Angel Densetsu]] тоже весьма известна. | ||
* Горо | * Горо Танигути — [[Code Geass]]. | ||
* Цугуми Оба и Такэси | * Цугуми Оба и Такэси Обата — «[[Death Note|Тетрадь смерти]]». | ||
* Акира | * Акира Торияма — [[Dragon Ball]]. | ||
* Линн | * Линн Окамото — «[[Elfen Lied|Эльфийская песнь]]». | ||
** И «[[Gokukoku no Brynhildr|Брунгильда во тьме]]», вообще-то. | ** И «[[Gokukoku no Brynhildr|Брунгильда во тьме]]», вообще-то. | ||
** Также отметим крайне нестандартное сёдзё «Моя развратная королева», которое переплюнет даже почитаемую в некоторых кругах Nana to Kaoru по концентрации действия. | ** Также отметим крайне нестандартное сёдзё «Моя развратная королева», которое переплюнет даже почитаемую в некоторых кругах Nana to Kaoru по концентрации действия. | ||
* Нацуки | * Нацуки Такая — «[[Fruits Basket|Корзинка фруктов]]». | ||
* Хирому | * Хирому Аракава — [[Fullmetal Alchemist]]. | ||
* Юу | * Юу Ватасэ — «[[Fushigi Yuugi|Таинственная игра]]». [[С прикрученным фитильком]]: есть также и «бета» — «[[Ayashi no Ceres|Подозрительная Церера]]». | ||
* Мангака Масамунэ Сиро и рёжиссёр Мамору Осии имеют на двоих одну | * Мангака Масамунэ Сиро и рёжиссёр Мамору Осии имеют на двоих одну «альфу» — «[[Ghost in the Shell|Призрак в доспехах]]». | ||
* Тору | * Тору Фудзисава — «[[Great Teacher Onizuka|Крутой учитель Онидзука]]». | ||
* Кота | * Кота Хирано — «[[Hellsing|Хеллсинг]]». Правда, остальные его творения, с «Хеллсингом» не связанные, — в большинстве своём трэшовый хентай. Сейчас понемногу выползает из тропа со своими [[Drifters]]. | ||
** Трэшевый хентай как раз более-менее известен именно за то, что опосредственно с «Хеллсингом» связан, | ** Трэшевый хентай как раз более-менее известен именно за то, что опосредственно с «Хеллсингом» связан, — там многие персонажи послужили прототипами для персонажей из «Хеллсинга». А вот про его работы в жанре «из жизни отаку» (не менее трэшевые, кстати, но не хентайные) знают только совсем уж поклонники творчества. | ||
* Хирохико | * Хирохико Араки — «[[JoJo's Bizarre Adventure|Невероятные приключения ДжоДжо]]». | ||
* Сакаэ | * Сакаэ Эсуно — «[[Mirai Nikki|Дневник будущего]]». | ||
* Масаси | * Масаси Кисимото — «[[Naruto|Наруто]]». | ||
* Хидэаки Анно и Ёсиюки | * Хидэаки Анно и Ёсиюки Садамото — [[Neon Genesis Evangelion]]. | ||
** Садамото все-таки смог освободиться от манги, завершив её в | ** Садамото все-таки смог освободиться от манги, завершив её в 2013 г. Анно же не может оторваться до сих пор. | ||
* Эйитиро | * Эйитиро Ода — [[One Piece]]. | ||
* Сибуко Эбара и Банри | * Сибуко Эбара и Банри Сэндо — [[Rozen Maiden]]. | ||
* Нобухиро | * Нобухиро Вацуки — «[[Rurouni Kenshin|Бродяга Кэнсин]]». | ||
* Наоко | * Наоко Такэути — «[[Bishoujo Senshi Sailor Moon|Сейлор Мун]]». | ||
* Хироюки | * Хироюки Такэи — [[Shaman King]]. | ||
* Тихо | * Тихо Сайто — [[Shoujo Kakumei Utena]]. | ||
* Мацури | * Мацури Хино — «[[Vampire Knight|Рыцарь-вампир]]». | ||
* Госэки Кодзима и Кацуо | * Госэки Кодзима и Кацуо Коикэ — «Одинокий волк и волчонок». А вообще сценарист Кацуо Коикэ много что ещё написал, например, «Госпожу Кровавый Снег» и «Плачущего убийцу». | ||
* Исао | * Исао Такахата — Могила светлячков | ||
* Кодзи | * Кодзи Кумэта — [[Sayonara Zetsubou Sensei|Прощай, унылый учитель]] | ||
* Юки | * Юки Мидорикава — «[[Natsume Yuujinchou]]». Есть ещё «В лес, где мерцают светлячки», но это произведение настолько короткое и так похоже на Тетрадь дружбы, что его можно считать спин-оффом, несмотря на то, что оно вышло раньше. | ||
* Кёхару | * Кёхару Готогэ — [[Kimetsu no Yaiba]]. | ||
* Хадзимэ | * Хадзимэ Камасида — [[Sakurasou no Pet na Kanojo]]. | ||
** Впрочем, на пятки наступает [[Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai]]. | ** Впрочем, на пятки наступает [[Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai]]. | ||
* Ёсикадзу | * Ёсикадзу Хамада — Tsugumomo | ||
* Хитоси | * Хитоси Асинано — Yokohama Kaidashi Kikou | ||
* Юки | * Юки Урусибара - Mushishi | ||
* Ака | * Ака Акасака — [[Kaguya-sama: Love is War]] | ||
* Целый сонм авторов, чьи другие работы, э-э, не то что бы принято забывать, но принято [[Хентай|не упоминать в | * Целый сонм авторов, чьи другие работы, э-э, не то что бы принято забывать, но принято [[Хентай|не упоминать в "приличном обществе" независимо от их качества]]: | ||
** | ** 774 — Ijiranaide, Nagatoro-san | ||
** Тадатака | ** Тадатака Кавасаки — Chio-chan no Tsuugakuro (хотя оригинальная манга была эксцентричной комедией) | ||
==== Избежавшие тропа ==== | ==== Избежавшие тропа ==== | ||
* Осаму | * Осаму Тэдзука — [[Astro Boy|Могучий Атом]], [[Black Jack]], [[Jungle Emperor|Император джунглей]], [[Dororo]], [[Ribbon no Kishi|Принцесса-рыцарь]], [[Hi no Tori|Жар-Птица]], [[Yuniko|Юнико]], [[Adolf Ni Tsugu]], [[Metropolis]]… И это лишь самые-самые известные — вообще, «отец аниме и манги» за свою жизнь нарисовал около пятиста работ! | ||
* Хаяо Миядзаки, самый известный создатель аниме, даже за пределами аниме-фандома известен целым рядом работ: «[[Унесённые призраками|Унесенных призраками]]», «[[Mononoke Hime|Принцесса мононоке]]», «Тоторо», «[[Hauru no Ugoku Shiro|Ходячий замок Хаула]]». | * Хаяо Миядзаки, самый известный создатель аниме, даже за пределами аниме-фандома известен целым рядом работ: «[[Унесённые призраками|Унесенных призраками]]», «[[Mononoke Hime|Принцесса мононоке]]», «Тоторо», «[[Hauru no Ugoku Shiro|Ходячий замок Хаула]]». | ||
* Го | * Го Нагай — [[Mazinger Z]], [[Devilman]], [[Cutey Honey]]. А иногда доходит до инверсии: авторство [[Getter Robo]] тоже приписывают ему. | ||
* Хироюки | * Хироюки Имаиси — [[Tengen Toppa Gurren Lagann]] и [[Kill la Kill]]. Особо ярые фанаты вспоминают даже пародийный трэш про [[Panty and Stocking with Garterbelt|Труську с Чулкой]]. И да, ему тоже приписывают авторство [[Darling in the FranXX]] (снято его студией, но без его прямого участия). | ||
* [[Дзюндзи Ито]] | * [[Дзюндзи Ито]] — у него много работ примерно равной известности. | ||
* Лэйдзи | * Лэйдзи Мацумото — «Космический линкор „Ямато“», «Галактический экспресс 999», «Космический пират капитан Харлок». | ||
* Мамору Хосода, аналогично. | * Мамору Хосода, аналогично. | ||
* Сатоси | * Сатоси Кон — [[Perfect Blue]], [[Millenium Actress]], [[Paranoia Agent]] и, конечно же, [[Paprika]]. В чуть меньшей степени: [[Tokyo Godfathers]], а также практически вся манга авторства Кона (в частности, переведённые на русский язык «Возвращение в море» и «Опус»). | ||
* Кунихико | * Кунихико Икухара — [[Shoujo Kakumei Utena|Юная революционерка Утэна]], [[Mawaru Penguindrum]], нарочито юрийная Yuri Kuma Arashi, нарочито яойный Sarazanmai. | ||
* Нисио | * Нисио Исин — помимо ранобэ Monogatari Series, он еще и выпустил 22-томную мангу Medaka Box, также получившую аниме-адаптацию и некоторую популярность. | ||
* Мари | * Мари Окада - мастерица-сценаристка [[Слезогонка|пробивающих на слезу]] и исследующих проблемы человеческих взаимоотношений произведений, как сериалов (True Tears, Ano Hi Mita Hana no Namae wo Bokutachi wa Mada Shiranai, Nagi no Asukara, Hanasaku Iroha, Kiznaiver), так и фильмов ([[Укрась прощальное утро цветами обещания]], Nakitai Watashi wa Neko wo Kaburu) | ||
* Доман | * Доман Сейман - все его работы примерно равно известны и обладают единым стилем и любовью к вывихам мозга. | ||
* Уробути | * Уробути Ген — [[Mahou Shoujo Madoka Magica]], [[Psycho-Pass]] и [[Насуверс|Fate:Zero]]. Есть у [[Фанская кличка|дяди Гены]] и другие работы, но они не столь на слуху. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 595: | Строка 589: | ||
* New World Computing — была культовая [[RPG]] [[Might and Magic]], но не менее культовые [[Heroes of Might and Magic|Герои Меча и Магии]] ([[TBS]]) сперва подарили ей ещё больше популярности, [[Затмить адаптацией|а затем её]] [[Не играл в первую часть|и вовсе забыли]]. | * New World Computing — была культовая [[RPG]] [[Might and Magic]], но не менее культовые [[Heroes of Might and Magic|Герои Меча и Магии]] ([[TBS]]) сперва подарили ей ещё больше популярности, [[Затмить адаптацией|а затем её]] [[Не играл в первую часть|и вовсе забыли]]. | ||
* [[Pac-man]] — все знают эту видеоигру, но никто не в курсе, что про Пэкмена уже успели сварганить кучу игр разных жанров. | * [[Pac-man]] — все знают эту видеоигру, но никто не в курсе, что про Пэкмена уже успели сварганить кучу игр разных жанров. | ||
* Mojang и лично М. Перссон — Minecraft. Ни одна из других игр даже на стотысячную долю не приблизилась к популярности кубической песочницы. | |||
* Фил Фиш — Fez | * Фил Фиш — Fez | ||
* Ice-Pick Lodge — Мор. Утопия 2005 г. и ее частичный римейк Мор 2019 | * Ice-Pick Lodge — Мор. Утопия 2005 г. и ее частичный римейк Мор 2019 | ||
Строка 615: | Строка 610: | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* | * 0verflow — [[School Days]], так как приквелы восставали откуда слышится. | ||
* [[Key]] | * [[Key]] — [[Clannad]]. | ||
** [[Angel Beats!]] может смело побороться с вышеупомянутым по популярности. Да и [[Little Busters!]] тоже. | ** [[Angel Beats!]] может смело побороться с вышеупомянутым по популярности. Да и [[Little Busters!]] тоже. | ||
* | * Nitroplus — [[Saya no Uta]]. | ||
** Очень спорно, на самом деле. Фишкой Nitroplus все-таки является метасерия более сложных многовариантных VN Science Adventures, в которой самой известной и | ** Очень спорно, на самом деле. Фишкой Nitroplus все-таки является метасерия более сложных многовариантных VN Science Adventures, в которой самой известной и "визитной карточкой" выступает [[Steins;Gate]], после уже [[Chaos;Head]] и прочие. | ||
* Кадзутака Кодака и Киси Сэйдзи, а еще лично студия Spike | * Кадзутака Кодака и Киси Сэйдзи, а еще лично студия Spike Chunsoft — [[Danganronpa]]. | ||
* [[Innocent Grey]] | * [[Innocent Grey]] — серия [[Kara no Shoujo]]. Что? Какие ещё [[Flowers]] и [[PP -Pianissimo- Ayatsuri Ningyou no Rinbu|Pianissimo]]? | ||
* | * Ryukishi07 - два титана из серии "дай бог каждому такую альфу и бету": [[Higurashi no Naku Koro ni]] и [[Umineko no Naku Koro ni]]. Что, он еще и мангу писал? | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
''Важно: сюда не стоит добавлять «[[Чудо одного трека]]», только исполнителей, обладающих обширной | ''Важно: сюда не стоит добавлять «[[Чудо одного трека]]», только исполнителей, обладающих обширной дискографией — и при этом очень небольшим количеством известных народу песен.'' | ||
==== Классическая ==== | ==== Классическая ==== | ||
С академической музыкой наличествует зигзаг того же рода, что и с живописью: поскольку ею интересуется, признаем, [[Никто не смотрит Шекспира|довольно незначительная часть населения]], всё, чему не довелось попасть в разряд «[[Узнаваемая классическая музыка|популярной классики]]», обречено на неузнавание за пределами этого круга слушателей. Но если вы принадлежите к этой когорте, то в большинстве случаев сможете вспомнить и другие вещи тех же авторов. | С академической музыкой наличествует зигзаг того же рода, что и с живописью: поскольку ею интересуется, признаем, [[Никто не смотрит Шекспира|довольно незначительная часть населения]], всё, чему не довелось попасть в разряд «[[Узнаваемая классическая музыка|популярной классики]]», обречено на неузнавание за пределами этого круга слушателей. Но если вы принадлежите к этой когорте, то в большинстве случаев сможете вспомнить и другие вещи тех же авторов. | ||
* Антонио | * Антонио Вивальди — цикл «Времена года». | ||
* Феликс Мендельсон написал самый популярный [в России] свадебный марш. Нет, не так. Мендельсон написал сюиту к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», в которую входит и упомянутый марш (под | * Феликс Мендельсон написал самый популярный [в России] свадебный марш. Нет, не так. Мендельсон написал сюиту к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», в которую входит и упомянутый марш (под № 7). | ||
* Песня «Улетай на крыльях ветра» раскручена настолько, что в ушах широкого слушателя затмевает собой всю остальную оперу «Князь | * Песня «Улетай на крыльях ветра» раскручена настолько, что в ушах широкого слушателя затмевает собой всю остальную оперу «Князь Игорь» — да, пожалуй, и всё прочее творчество Александра Бородина. | ||
* Говорим «Эдвард | * Говорим «Эдвард Григ» — в голове играет «В пещере горного короля». А попробуйте вспомнить с ходу другие его композиции… нет, даже не так, попробуйте вспомнить другие композиции хотя бы из «Пера Гюнта». | ||
** На самом деле, все, кто хоть немного интересовался «Пером Гюнтом», неминуемо знают как минимум ещё один номер: «Всю ночь играйте мне „Песню Сольвейг“!» (Евгений Евтушенко). А ещё есть «Утро», «Танец Анитры» и «Шествие гномов» (правда, последнее как раз и не из «Пера Гюнта»). Но вот дальше… чтобы помнить что-то ещё, нужно быть уже профессионалом. | ** На самом деле, все, кто хоть немного интересовался «Пером Гюнтом», неминуемо знают как минимум ещё один номер: «Всю ночь играйте мне „Песню Сольвейг“!» (Евгений Евтушенко). А ещё есть «Утро», «Танец Анитры» и «Шествие гномов» (правда, последнее как раз и не из «Пера Гюнта»). Но вот дальше… чтобы помнить что-то ещё, нужно быть уже профессионалом. | ||
* Камиль Сен- | * Камиль Сен-Санс — сюита «Карнавал животных», и особенно «Умирающий лебедь». Нет-нет, что вы, пьеса Сен-Санса называется просто «Лебедь», а умирающим его сделал хореограф Михаил Фокин специально для балерины Анны Павловой. Некоторые вспоминают и «Пляску смерти». В России, скорее, именно её. «Карлсон», сцена на крыше… | ||
** С Сен-Сансом еще и сработал [[эффект Большой Крокодилы]]: большинство из произведений | ** С Сен-Сансом еще и сработал [[эффект Большой Крокодилы]]: большинство из произведений цикла — то эксперименты, то стилевые пародии, то отсылки на сочинения других авторов, а то и самопародии. Причем автор настолько хотел, чтобы его запомнили по серьёзным произведениям, что запрещал издавать свой «Карнавал» при жизни. Не помогло: как только издали, так именно за «Карнавал» Сен-Санс в веках и остался. | ||
* С Жоржем Бизе ситуация интересная. Вряд ли найдётся хоть один человек, не знающий о существовании «Кармен», но вот о том, что существует ещё и ничуть не менее прекрасная опера «[[рыбалка|Искатели]] [[драгоценности|жемчуга]]», знает уже гораздо меньше народу. А о том, что Бизе написал ещё пять опер, в | * С Жоржем Бизе ситуация интересная. Вряд ли найдётся хоть один человек, не знающий о существовании «Кармен», но вот о том, что существует ещё и ничуть не менее прекрасная опера «[[рыбалка|Искатели]] [[драгоценности|жемчуга]]», знает уже гораздо меньше народу. А о том, что Бизе написал ещё пять опер, в т. ч. «Джамиле», «Пертскую красавицу» и «Ивана IV» — да-да, про нашего Иоанна Васильича (а автор сих строк, большой поклонник творчества Бизе, в своё время изрядно попотел, разыскивая хоть какую-нибудь запись этой оперы), — а также ещё штук пять неоконченных, сюиту «Арлезианка», 13 оперетт и прочего по мелочи, известно уже только специалистам. | ||
* Рихард | * Рихард Штраус — симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». Более того, не вся поэма, а только вступительная часть «Восход». Слышали заставку передачи «Что? Где? Когда?»? Вот это оно и есть. | ||
* Морис Равель известен своим | * Морис Равель известен своим «Болеро» — и больше практически ничем. | ||
* Михал Клеофас Огинский, человек и полонез. Что, полонезов у него было больше одного? Какие-такие мазурки, марши, какая опера? Конечно, | * Михал Клеофас Огинский, человек и полонез. Что, полонезов у него было больше одного? Какие-такие мазурки, марши, какая опера? Конечно, Огинский — композитор третьего ряда, если не четвёртого, но в области классической музыки тянет на кодификатор тропа. Кстати, вопрос «Кто написал полонез Огинского?» довольно часто используют [http://ktelegraf.com.ru/2013/06/18/kto-avtor-poloneza-oginskogo-ili-my-vse-uchilis-ponemnogu.html в качестве вопроса с подвохом], а то и для лёгкого глумления над не слишком быстро соображающим собеседником. | ||
* Наверняка очень многие слышали композицию «O Fortuna» Карла Орфа. Значительно меньшее количество людей знает имя композитора и то, что это номер из его кантаты «Carmina Burana». И уж совсем незначительная часть в курсе, что кантата входит в триптих «Триумфы», где есть ещё два столь же монументальных творения. А про какие-либо другие его произведения известно буквально единицам. | * Наверняка очень многие слышали композицию «O Fortuna» Карла Орфа. Значительно меньшее количество людей знает имя композитора и то, что это номер из его кантаты «Carmina Burana». И уж совсем незначительная часть в курсе, что кантата входит в триптих «Триумфы», где есть ещё два столь же монументальных творения. А про какие-либо другие его произведения известно буквально единицам. | ||
* Георгий Свиридов. Альфа, «Время, вперёд!» (вернее, «Румба» из сюиты «Время, вперёд!» про строителей Магнитки), каждый день играет в заставке программы «Время», а вообще это бешеное | * Георгий Свиридов. Альфа, «Время, вперёд!» (вернее, «Румба» из сюиты «Время, вперёд!» про строителей Магнитки), каждый день играет в заставке программы «Время», а вообще это бешеное произведение — идеальный саундтрек для всего XX столетия. Бета — сюита «Метель», из которой наиболее узнаваемы «Тройка», «Вальс» и «Романс». Остальное его творчество, весьма обширное, практически неизвестно массам. | ||
* Дмитрий Шостакович. Вечная | * Дмитрий Шостакович. Вечная альфа — седьмая «Ленинградская» симфония. Беты — малые произведения: «Вальс № 2» и «Душа». Еще помнят «Антиформалистический раек», исключительно за название, и оперу «Катерина Измайлова» аkа «Сумбур вместо музыки». | ||
* Евгений Птичкин. Кто вообще знает его творчество? Но увертюра из фильма «Два капитана» въедается намертво. | * Евгений Птичкин. Кто вообще знает его творчество? Но увертюра из фильма «Два капитана» въедается намертво. | ||
** На самом деле все знают, но далеко не все знают, кто это написал. «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Эхо любви» (Покроется небо пылинками | ** На самом деле все знают, но далеко не все знают, кто это написал. «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Эхо любви» (Покроется небо пылинками звёзд...), «Сладка ягода» и многие другие песни, не считая инструментальной музыки к фильмам и мультфильмам. | ||
* Хачатурян подсвечивал, что если бы знал, как его «Танец с саблями» затмит все остальное творчество, он бы его не писал. | * Хачатурян подсвечивал, что если бы знал, как его «Танец с саблями» затмит все остальное творчество, он бы его не писал. | ||
;Оперы | ;Оперы | ||
* Генри | * Генри Пёрселл — «Дидона и Эней». | ||
* Эрнст Теодор Амадей | * Эрнст Теодор Амадей Гофман — «Ундина». Да-да, тот самый писатель творил ещё и в музыкальном жанре, и немало. | ||
* Джоаккино | * Джоаккино Россини — комбинация «Севильский цирюльник» плюс «Вильгельм Телль». Не то чтобы были известны только эти (так-то опер у него 39), но вот остальные надо как-то специально вспоминать… | ||
** Хотя на слух, например, увертюру к «Сороке-воровке» вспомнит даже человек, которому на ухо медведь наступил, и ее оригинальное исполнение, и ремиксы до сих пор звучат из каждого утюга. Только мало кто знает, что это тоже Россини. | ** Хотя на слух, например, увертюру к «Сороке-воровке» вспомнит даже человек, которому на ухо медведь наступил, и ее оригинальное исполнение, и ремиксы до сих пор звучат из каждого утюга. Только мало кто знает, что это тоже Россини. | ||
* Руджеро | * Руджеро Леонкавалло — «Паяцы». | ||
* Энгельберт | * Энгельберт Хумпердинк — «Гензель и Гретель». Между прочим, эта рождественская сказка до начала Первой мировой войны была очень популярна и в России. | ||
* Умберто | * Умберто Джордано — «Андре Шенье». | ||
* Франческо | * Франческо Чилеа — «Адриана Лекуврёр». | ||
* Виктор | * Виктор Долидзе — «Кето и Котэ» (хотя по сути это оперетта, но значится как «комическая опера»). | ||
;Оперетты | ;Оперетты | ||
* Флоримон | * Флоримон Эрве — «Мадемуазель Нитуш». | ||
* У Жака Оффенбаха «Орфей в аду», конечно, | * У Жака Оффенбаха «Орфей в аду», конечно, — самая известная, но всё же не настолько, чтобы затмевать остальные (а всего их 89). Но вот «Канкан» из неё вполне способен побыть альфой в глазах неискушённого слушателя. | ||
* Эдмон | * Эдмон Одран — «Маскотта». | ||
* Иоанн | * Иоанн Штраус — «Летучая мышь». | ||
** А «Цыганский барон»? | ** А «Цыганский барон»? | ||
*** Это бета. | *** Это бета. | ||
* Карл | * Карл Целлер — «Продавец птиц». | ||
* Карл Михаэль | * Карл Михаэль Цирер — «Бродяга». | ||
* Пауль | * Пауль Линке — «Фрау Луна»; марш «Berliner Luft» из этой оперетты стал гимном Берлина. | ||
* Сидни | * Сидни Джонс — «Гейша». | ||
* Эдвард | * Эдвард Джёрман — «Весёлая Англия». | ||
* Франц | * Франц Легар — «Весёлая вдова». | ||
** Немного не тот случай. Это действительно самая известная оперетта Легара, однако общеизвестных в мире шедевров он написал как минимум несколько. «Весёлая | ** Немного не тот случай. Это действительно самая известная оперетта Легара, однако общеизвестных в мире шедевров он написал как минимум несколько. «Весёлая вдова» — скорее конкурент за звание самой известной оперетты в мире вообще. | ||
* Виктор | * Виктор Якоби — «Ярмарка невест». | ||
* Оскар | * Оскар Недбал — «славянская оперетта» «Польская кровь» на сюжет «Барышни-крестьянки» А. С. Пушкина. | ||
* Фред | * Фред Раймонд — «Голубая маска». | ||
* Иго | * Иго Хофштеттер — «Рулетка сердца». | ||
* Узеир | * Узеир Гаджибеков — «Аршин мал алан». | ||
* Николай | * Николай Стрельников — «Холопка» (сейчас больше известна экранизация — «Крепостная актриса»). | ||
* Борис | * Борис Александров — среди произведений вообще немало известных, но именно в жанре оперетты из нескольких резко выделяется «Свадьба в Малиновке». | ||
;Балеты | ;Балеты | ||
* Адольф | * Адольф Адан — «Жизель». Бета — «Корсар». | ||
* Лео | * Лео Делиб — «Коппелия». | ||
{{CollapsedSection|h4|Отечественная| | {{Шаблон:CollapsedSection|h4|Отечественная| | ||
* Александр Градский проявил себя как автор и исполнитель в самых разных жанрах: рок, блюз, опера, авторская песня… и всё равно все помнят эстрадный хит «Как молоды мы были» авторства Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. | * Александр Градский проявил себя как автор и исполнитель в самых разных жанрах: рок, блюз, опера, авторская песня… и всё равно все помнят эстрадный хит «Как молоды мы были» авторства Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. | ||
* У многих представителей авторской песни и русского рока существуют своего рода «визитные карточки», которые вспоминаются в первую очередь — хотя народу известны многие песни. Примеры: | * У многих представителей авторской песни и русского рока существуют своего рода «визитные карточки», которые вспоминаются в первую очередь — хотя народу известны многие песни. Примеры: | ||
Строка 743: | Строка 737: | ||
}} | }} | ||
{{CollapsedSection|h4|Зарубежная| | {{Шаблон:CollapsedSection|h4|Зарубежная| | ||
* Эталонным примером можно считать группу Fools Garden. Кто сказал «Lemon Tree»? Двадцать пять лет выступлений, десяток альбомов, два десятка синглов, а люди всё равно знают только «Lemon Tree». Музыкантов это настолько раздражает, что они стараются не исполнять эту песню на концертах. | * Эталонным примером можно считать группу Fools Garden. Кто сказал «Lemon Tree»? Двадцать пять лет выступлений, десяток альбомов, два десятка синглов, а люди всё равно знают только «Lemon Tree». Музыкантов это настолько раздражает, что они стараются не исполнять эту песню на концертах. | ||
Строка 816: | Строка 810: | ||
* [https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Music/SoundHorizon Sound Horizon], эх-х-х. Гениальный автор, продуманный мир, сочетание уймы жанров и стилей, породивший несколько манга- и новеллизаций и продающийся немалыми тиражами за огромные деньги. Но для всех анимешников он навсегда "орущий мужик из опенинга [[Shingeki no Kyojin|титосов]]". Отдельные экземпляры и вовсе считают его ''только исполнителем'', но не автором. Эх-х-х дважды. | * [https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Music/SoundHorizon Sound Horizon], эх-х-х. Гениальный автор, продуманный мир, сочетание уймы жанров и стилей, породивший несколько манга- и новеллизаций и продающийся немалыми тиражами за огромные деньги. Но для всех анимешников он навсегда "орущий мужик из опенинга [[Shingeki no Kyojin|титосов]]". Отдельные экземпляры и вовсе считают его ''только исполнителем'', но не автором. Эх-х-х дважды. | ||
}} | }} | ||
* Билли | * Билли Айдол — «Rebel Yell». В отличие от других исполнителей, которые обычно ненавидят "альфа-песни", Билли обожает эту песню и исполняет её на каждом концерте. | ||
=== Другие виды искусства === | === Другие виды искусства === | ||
В изобразительном искусстве наш троп выписывает занятный зигзаг. Есть когорта мастеров, имена которых на слуху у всех, и даже те, кто в искусстве ни бум-бум, видели или хотя бы слышали названия пары-тройки их работ. (Этот уровень нас не интересует.) Но стоит заняться изучением живописи или скульптуры хоть чуточку поглубже, и вы не только сможете назвать другие работы этих же авторов, но и будете знать многих других, и опять же, по нескольку их произведений. А вот на следующем витке обнаруживаются ещё менее известные художники/скульпторы/графики, которые и в самом деле знакомы любителям искусства только по одной самой известной работе, и чтобы знать из их творений что-либо ещё, нужно уже быть профессионалом. Вот эти «авторы одной картины» и будут предметом рассмотрения в первую очередь. | В изобразительном искусстве наш троп выписывает занятный зигзаг. Есть когорта мастеров, имена которых на слуху у всех, и даже те, кто в искусстве ни бум-бум, видели или хотя бы слышали названия пары-тройки их работ. (Этот уровень нас не интересует.) Но стоит заняться изучением живописи или скульптуры хоть чуточку поглубже, и вы не только сможете назвать другие работы этих же авторов, но и будете знать многих других, и опять же, по нескольку их произведений. А вот на следующем витке обнаруживаются ещё менее известные художники/скульпторы/графики, которые и в самом деле знакомы любителям искусства только по одной самой известной работе, и чтобы знать из их творений что-либо ещё, нужно уже быть профессионалом. Вот эти «авторы одной картины» и будут предметом рассмотрения в первую очередь. | ||
: ''Пожалуйста, как и в разделах выше, не нужно здесь приводить _просто_ самые известные картины художников. «Эффект альфы» возникает тогда, когда вы не можете вспомнить каких-либо других их работ''. | : ''Пожалуйста, как и в разделах выше, не нужно здесь приводить _просто_ самые известные картины художников. «Эффект альфы» возникает тогда, когда вы не можете вспомнить каких-либо других их работ''. | ||
Хотя, первым делом имеет смысл упомянуть абсолютную альфу нашего времени — «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это без сомнения, ''самая'' популярная картина в мире, и надо очень постараться, чтобы найти человека, который бы ни разу её не видел хотя бы в каком-нибудь исполнении (в рамках европейско-американской цивилизации, конечно). Нередко именно она олицетворяет собой искусство в целом. Такой славе послужило, в первую очередь, её громкое похищение в начале | Хотя, первым делом имеет смысл упомянуть абсолютную альфу нашего времени — «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это без сомнения, ''самая'' популярная картина в мире, и надо очень постараться, чтобы найти человека, который бы ни разу её не видел хотя бы в каком-нибудь исполнении (в рамках европейско-американской цивилизации, конечно). Нередко именно она олицетворяет собой искусство в целом. Такой славе послужило, в первую очередь, её громкое похищение в начале XX века и не менее громкое возвращение обратно в Лувр. До этого (в XIX веке и раньше) на роль наиболее известной картины претендовала «Сикстинская мадонна» Рафаэля. | ||
* Микеланджело Буонарроти — «Давид». Тот самый, о котором сказано, что скульптору достаточно было взять кусок мрамора и отсечь от него всё лишнее. Хотя у него и живописных работ не меньше, чем статуй. | * Микеланджело Буонарроти — «Давид». Тот самый, о котором сказано, что скульптору достаточно было взять кусок мрамора и отсечь от него всё лишнее. Хотя у него и живописных работ не меньше, чем статуй. | ||
** А вот если говорить сугубо о живописи, то это, безусловно, фреска «Сотворение Адама» с потолка Сикстинской капеллы (хотя, конечно, вся потолочная роспись являет собой единое целое). | ** А вот если говорить сугубо о живописи, то это, безусловно, фреска «Сотворение Адама» с потолка Сикстинской капеллы (хотя, конечно, вся потолочная роспись являет собой единое целое). | ||
Строка 867: | Строка 861: | ||
* Для Энди Уорхола с течением времени таковым всё больше становится его диптих «Мэрилин», где изображение известной актрисы многократно повторено в различных кислотно-ярких тонах. | * Для Энди Уорхола с течением времени таковым всё больше становится его диптих «Мэрилин», где изображение известной актрисы многократно повторено в различных кислотно-ярких тонах. | ||
* Евгений Лупшин — «Сумерки в городе». Которую часто принимают за удачную фотографию. | * Евгений Лупшин — «Сумерки в городе». Которую часто принимают за удачную фотографию. | ||
== Пересечение с [[Эффект Чуковского|эффектом Чуковского]] == | == Пересечение с [[Эффект Чуковского|эффектом Чуковского]] == | ||
* Лазарь | * Лазарь Лагин — «Старик Хоттабыч». | ||
* Александр | * Александр Волков — «[[Волшебник Изумрудного города]]» и его продолжения. | ||
* Андрей | * Андрей Некрасов — «[[Приключения капитана Врунгеля]]». | ||
* Рувим | * Рувим Фраерман — «Дикая собака динго». | ||
* Сельма | * Сельма Лагерлёф — «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | ||
* Туве | * Туве Янссон — цикл о [[Муми-тролли|Муми-троллях]]. | ||
* Алан Александр | * Алан Александр Милн — «[[Winnie-the-Pooh|Винни-Пух]] и все-все-все». | ||
* Антуан де Сент- | * Антуан де Сент-Экзюпери — «[[Маленький принц]]». | ||
* Клайв Стейплз | * Клайв Стейплз Льюис — «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]». | ||
* Роальд | * Роальд Даль — «[[Чарли и шоколадная фабрика]]». | ||
* Ян | * Ян Бжехва — «Академия пана Кляксы». | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |