Редактирование: Disco Elysium
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|1=<poem>Демоны ярости живут в зеркалах. Они здесь как дома. | |||
{{Q|Демоны ярости живут в зеркалах. Они здесь как дома. | Даже в самой прозрачной воде можно утонуть, если она глубока.</poem>|2=цитирующийся в начале игры переведённый<sup id="cite_ref-1" class="reference">[[#cite_note-1|[1]]]</sup> отрывок из стихотворения «Reflections» британского поэта Р. С. Томаса | ||
Даже в самой прозрачной воде можно утонуть, если она глубока.|цитирующийся в начале игры переведённый< | |||
}} | }} | ||
'''Disco Elysium''' | '''Disco Elysium''' — изометрическая RPG, ставшая неожиданным событием 2019 года и собравшая массу наград, обогнав при этом многих именитых конкурентов. Причиной тому стало сочетание сразу ряда факторов: колоритный и незаезженный сеттинг (больше напоминающий середину двадцатого века, чем традиционные фэнтези или НФ), жанр полицейской драмы с элементами нуара, визуальная часть, стилизованная под русский авангард, душевный саундтрек от группы British Sea Power (в котором, что интересно, [[Морская свинка|нет ни капли музыки диско]]) и главное — основной упор на сильный и качественный нарратив с полным отказом от привычных для CRPG тактических сражений (будь то пошаговые или real-time битвы). | ||
== Предыстория == | == Предыстория == | ||
Дебютный проект-долгострой, исходно носивший название « | Дебютный проект-долгострой, исходно носивший название «<span class="translation-dotted" title="Нет перемирия с фуриями (цитата из стихотворения Р. С. Томаса)">No Truce With The Furies</span>», от переехавшей в Британию студии эстонского происхождения ZA/UM<sup id="cite_ref-2" class="reference">[[#cite_note-2|[2]]]</sup>, возглавляемой журналистом [https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Kurvitz Робертом Курвицем], любителем русской культуры и коммунистом. Подробнее о разработке можно прочесть, например, [https://gamewelcome.ru/news/111777/ здесь], это отдельная увлекательная история. | ||
В январе | В январе 2020 г. разработчики объявили о намерении выпустить локализацию на ряд языков, включая русский (который и вышел в январе 2021 г.); вдобавок в марте 2021 г. вышло расширенное издание [https://www.youtube.com/watch?v=YV2lp6p_gXw Disco Elysium: Final Cut] на всех возможных платформах, с полной озвучкой всех диалогов (включая [[Голоса в голове|голоса в голове]]), а также дополнительными локациями, квестами и сценами. | ||
== Завязка == | == Завязка == | ||
[[Файл:Disco-Elysium-thoughts-1212x682.png|thumb|right|240px]] | |||
[[Файл:Cop-O-types.png|thumb|right|240px]] | |||
Окромя действительно забавно реализованных (авторы утверждают, что при их создании вдохновлялись лентой Твиттера), но по сути, тривиальных, разговоров с кучей НПС, вся игра построена на скиллчеках-диалогах ГГ с его аспектами личности, которые фактически являются одновременно как характеристиками персонажа, так и полноценными персонажами и в некотором роде даже напарниками детектива. Всего этих аспектов аж 24 штуки, и в каждый из них можно вкладывать очки прокачки, которые даются при повышении уровня детектива. | |||
Все наши 24 характеристики поделены на четыре группы — так называемые атрибуты: | |||
<table class="wikitable"> | |||
<caption> Навыки главного героя | |||
</caption> | |||
<tr> | |||
<td style="background:#eaecf0;"> '''Интеллект''' (в оригинале: ''Intellect'') — показатель ума и образованности.</td> | |||
<td> | |||
* '''Логика''' (в оригинале: ''Logic'') — способность складывать факты воедино и делать из них выводы. | |||
* '''Энциклопедия''' (в оригинале: ''Encyclopedia'') — общая осведомлённость об окружающем мире. | |||
* '''Риторика''' (в оригинале: ''Rhetorics'') — способность спорить, убеждать и дебатировать. | |||
* '''Драма''' (в оригинале: ''Drama'') — способность как лгать самому, так и распознавать ложь других людей. | |||
* '''Концептуализация''' (в оригинале: ''Conceptualization'') — мера креативности и творческих способностей персонажа. | |||
* '''Визуальный анализ''' (в оригинале: ''Visual Calculus'') — способность просчитывать мир с помощью законов физики и математики. | |||
= | </td></tr> | ||
<tr> | |||
<td style="background:#eaecf0;"> '''Психика''' (в оригинале: ''Psyche'') — показатель чувствительности и эмоциональности. </td> | |||
<td> | |||
* | * '''Сила воли''' (в оригинале: ''Volition'') — способность персонажа держать себя в руках. Влияет на количество морали детектива. | ||
* '''Внутренняя империя''' (в оригинале: ''Inland Empire'') — мера интуиции, а также воображения и широты души главного героя. | |||
* '''Эмпатия''' (в оригинале: ''Empathy'') — способность сочувствовать окружающим людям. | |||
* '''Авторитет''' (в оригинале: ''Authority'') — способность самоутверждаться и доминировать над другими людьми. | |||
* '''Полицейская волна''' (в оригинале: '' | |||
* '''Внушение''' (в оригинале: ''Suggestion'') — способность флиртовать и очаровывать, а также манипулировать людьми. | |||
</td></tr> | |||
<tr> | |||
<td style="background:#eaecf0;"> '''Физиология''' (в оригинале: ''Physique'') — показатель силы и физической подготовки. </td> | |||
<td> | |||
* '''Стойкость''' (в оригинале: ''Endurance'') — мера выносливости и живучести персонажа. Влияет на количество здоровья детектива. | |||
* ''' | * '''Болевой порог''' (в оригинале: ''Pain Threshold'') — способность принимать удар и переносить боль. | ||
* | * '''Грубая сила''' (в оригинале: ''Physical Instrument'') — мера маскулинности и накачанности персонажа. | ||
* ''' | * '''Электрохимия''' (в оригинале: ''Electrochemistry'') — любовь к тусовкам, попойкам и долбёжке наркотиков. | ||
* ''' | * '''Трепет''' (в оригинале: ''Shivers'') — способность синхронизироваться с городом. | ||
* '''Сумрак''' (в оригинале: ''Half-Light'') — паранойя, способность чувствовать надвигающуюся опасность. | |||
= | </td></tr> | ||
<tr> | |||
<td style="background:#eaecf0;"> '''Моторика''' (в оригинале: ''Motorics'') — показатель ловкости. </td> | |||
<td> | |||
* '''Координация''' (в оригинале: ''Hand-Eye Coordination'') — ловкость рук и способность умело обращаться с огнестрелом. | |||
* '''Восприятие''' (в оригинале: ''Perception'') — способность подмечать мелкие детали. | |||
* '''Скорость реакции''' (в оригинале: ''Reaction Speed'') — способность как физическая, так и [[Бронебойный ответ|диалоговая]]. | |||
* '''Эквилибристика''' (в оригинале: ''Savoir Faire'') — способность оставаться незамеченным и ловко обчищать чужие карманы. | |||
* '''Техника''' (в оригинале: ''Interfacing'') — мастерство вскрывать замки и умелая работа с механизмами. | |||
* '''Самообладание''' (в оригинале: ''Composure'') — мера хладнокровия и выдержки персонажа. | |||
* '''Координация''' (в оригинале: ''Hand-Eye Coordination'') | |||
* '''Восприятие''' (в оригинале: ''Perception'') | |||
* '''Скорость реакции''' (в оригинале: ''Reaction Speed'') | |||
* '''Эквилибристика''' (в оригинале: ''Savoir Faire'') | |||
* '''Техника''' (в оригинале: ''Interfacing'') | |||
* '''Самообладание''' (в оригинале: ''Composure'') | |||
Из степени прокачанности характеристик, прибавляемых к ним разнообразных бонусов от экипировки и расходников, а также бросков кубиков '''2D6''' для прохождения [[ | </td></tr></table> | ||
Из степени прокачанности характеристик, прибавляемых к ним разнообразных бонусов от экипировки и расходников, а также бросков кубиков '''2D6''' для прохождения [[Скиллчек|скиллчеков]] как раз и складываются наши непростые взаимодействия с окружающим миром. Какие-то вещи могут также подсказать запахи, ощущения и визуализации в виде компаса. | |||
Помимо всего этого, во время путешествия по миру детективу будут приходить в голову разнообразные мысли, в числе которых могут быть как полезные умозаключения, так и фобии вроде расизма в отношении напарника. Все эти мысли собраны в одном | Помимо всего этого, во время путешествия по миру детективу будут приходить в голову разнообразные мысли, в числе которых могут быть как полезные умозаключения, так и фобии вроде расизма в отношении напарника. Все эти мысли собраны в одном месте — «'''Шкафчике мыслей'''» — где игрок может их экипировать, после чего начнётся их обдумывание в течение определённого периода времени. Мысли дают бонусы к характеристикам или к определённым действиям, причём бонусы от одной и той же мысли могут отличаться в зависимости от того, обдумывается мысль в данный момент или нет. | ||
== Что тут есть == | == Что тут есть == | ||
* [[А у меня дедушка — командир корабля!]] | |||
* [[Безумная клёвость]] | * [[А у меня дедушка — командир корабля!|А у меня дедушка — командир корабля!]] — Куно хвастается перед главным героем, что его отец — самый суровый человек на районе и что он легко надерёт главному герою задницу. {{spoiler|1=Вот только, когда Гарри приходит в квартиру Куно, всё, что он видит — это вусмерть пьяного алкаша, который едва осознаёт, что происходит вокруг него}}. | ||
* [[Безумная тролльская логика]] | * [[Безумная клёвость|Безумная клёвость]] — главный герой состоит из этого — от одетого на одну ногу ботинка до желания | ||
* [[Билингвальный бонус]] | * [[Безумная тролльская логика|Безумная тролльская логика]] — ноу-хау главного героя. Способен раскрутить кого угодно на какие угодно показания методом трёх братьев из анекдота про Ваську Косого (см. главную статью о тропе). {{spoiler|1=Если запороть абсолютно все варианты, ведущие к раскрытию дела по-человечески, к финалу тоже придёт по такой схеме.}} | ||
* [[Билингвальный бонус|Билингвальный бонус]] — помимо очевидного французского, в игре местами встречаются и слова из других языков: | |||
** Бонус для русскоговорящих: вырвиглазный галстук детектива часто называет того bratan или bratushka. В организованной преступности есть группировка с названием bessmertnye, а еще одно этническое сообщество называется zemlyaki. | ** Бонус для русскоговорящих: вырвиглазный галстук детектива часто называет того bratan или bratushka. В организованной преступности есть группировка с названием bessmertnye, а еще одно этническое сообщество называется zemlyaki. | ||
** Что касается | ** Что касается испанского — внушающего ужас закадрового мафиозного главаря знают под прозвищем La Puta Madre. | ||
** Куна иногда вворачивает в свою речь слова из финского языка, а её фамилия Vittulainen, под стать её характеру, имеет в своей основе финское матерное слово | ** Куна иногда вворачивает в свою речь слова из финского языка, а её фамилия Vittulainen, под стать её характеру, имеет в своей основе финское матерное слово | ||
** Повара в кафетерии зовут Gorący Kubek, что переводится с польского как «Горячая чашка». И разговаривает он тоже на польском. | ** Повара в кафетерии зовут Gorący Kubek, что переводится с польского как «Горячая чашка». И разговаривает он тоже на польском. | ||
** Старая прачка в рыбацкой деревне иногда напевает индонезийские народные песни. | ** Старая прачка в рыбацкой деревне иногда напевает индонезийские народные песни. | ||
** Сумрак изредка бросается словами на греческом языке, особенно когда детектив изображает из себя Копа Апокалипсиса. | ** Сумрак изредка бросается словами на греческом языке, особенно когда детектив изображает из себя Копа Апокалипсиса. | ||
** Нашлось место и для латыни: имя местного аналога Жанны д’Арк по имени Долорес Деи (Dolores Dei) переводится как «печали Бога». | ** Нашлось место и для латыни: имя местного аналога Жанны д’Арк по имени Долорес Деи (Dolores Dei) переводится как «печали Бога». | ||
* [[Бог во плоти]] пополам с [[Бог-император|богом-императором]] | * [[Бог во плоти|Бог во плоти]] пополам с [[Бог-император|богом-императором]] - та самая Долорес Деи в частности и все Светочи в целом: невероятной крутизны политические деятели, которые почитаются как живые воплощения истории и прямые посланцы Духа мира (очевидно, ближайшего местного аналога единого Бога). Вполне себе смертны и совсем уж невозможных чудес вроде не совершают, но некие сверхспособности (вроде способности светиться на ровном месте) им всё же приписывают и никто в этом особо не сомневается. При этом в их решениях тоже сомневаться не принято, и практически во всех государствах мира законодательство устроено таким образом, чтобы в случае появления Светоча передать правление ему, так что прошедший все проверки на истинность Светоч получает надо ВСЕМ МИРОМ едва ли абсолютную власть. | ||
* [[Бонус для гениев]] | * [[Бонус для гениев|Бонус для гениев]] — город Ревашоль назван в честь реальной исторической личности, французского анархиста [https://ru.wikipedia.org/wiki/Равашоль Равашоля]. | ||
** Светящийся нимб на внутриигровом портрете Кима заметить легко. Но не все заметят, что на портрете Жана Викмара вообще-то тоже есть нимб, чёрный и прямоугольный (да-да, нимбы бывают не только круглой формы). | ** Светящийся нимб на внутриигровом портрете Кима заметить легко. Но не все заметят, что на портрете Жана Викмара вообще-то тоже есть нимб, чёрный и прямоугольный (да-да, нимбы бывают не только круглой формы). | ||
** Старый солдат-монархист Рене Арну назван в честь реального [https://ru.wikipedia.org/wiki/Арну,_Рене французского автогонщика «Формулы-1»], а имя его [[ | ** Старый солдат-монархист Рене Арну назван в честь реального [https://ru.wikipedia.org/wiki/Арну,_Рене французского автогонщика «Формулы-1»], а имя его [[Заклятые друзья|заклятого друга]] Гастона Мартена — явная отсылка на известную марку | ||
** «Рептильный мозг» и «Лимбическая | ** «Рептильный мозг» и «Лимбическая система» — это реальные биологические термины из работ Пола Маклина о [https://ru.wikipedia.org/wiki/Рептильный_мозг модели «триединого мозга»] | ||
* | * [[Бонус для пересматривающих|Бонус для пересматривающих]] — начиная с главного меню, в котором на фоне открывается вид на Мартинез {{spoiler|1=из снайперского гнезда убийцы}}. | ||
** Непонятные фразы, которые во время сна говорят детективу Древний Рептильный Мозг и Лимбическая система, обретают новый смысл, когда игрок уже знает, {{spoiler|1=что они всего лишь [[Антизлодей|пытаются защитить главного героя]] от горькой правды об ушедшей возлюбленной}}. | |||
** В папке документов, найденной в мусорном баке, игрок может почитать об уже раскрытых детективом делах, в которых упоминаются некие ''ЖВ'', ''ЖМ'' и ''ТХ'', а сами дела помечены грифом ГДБ. {{spoiler|1=ГДБ – имя детектива, Гаррье Дюбуа. А в финале игры (или немного раньше) окажется, что остальные аббревиатуры – сокращённые имена его подчинённых: '''Жан Викмар''', '''Жюдит Мино''' и '''Трэнт Хейдельстам'''}}. | |||
** Детектив демонстрирует необычную привязанность к [[Его хотят даже парни|курящему мужчине на балконе]], которого видит впервые в жизни: в частности, в ответ на попытки курильщика уйти детектив может чуть ли не умолять его остаться. {{spoiler|1=Позже игра намекает, что это из-за того, что этот стройный светловолосый мужчина напоминает своей внешностью детективу его бывшую любовь Дору.}} | |||
** Непонятные фразы, которые во время сна говорят детективу Древний Рептильный Мозг и Лимбическая система, обретают новый смысл, когда игрок уже знает, {{spoiler|что они всего лишь [[Антизлодей|пытаются защитить главного героя]] от горькой правды об ушедшей возлюбленной}}. | ** Если приглядеться к камышам неподалёку {{spoiler|1=от лагеря дезертира на острове}}, то можно заметить {{spoiler|1=[https://imgur.com/Iqsp2h7 замаскировавшегося островалийского фазмида] ещё до того, как он сам раскроет себя перед игроком}}. | ||
** В папке документов, найденной в мусорном баке, игрок может почитать об уже раскрытых детективом делах, в которых упоминаются некие ''ЖВ'', ''ЖМ'' и ''ТХ'', а сами дела помечены грифом ГДБ. {{spoiler|ГДБ – имя детектива, Гаррье Дюбуа. А в финале игры (или немного раньше) окажется, что остальные аббревиатуры – сокращённые имена его подчинённых: '''Жан Викмар''', '''Жюдит Мино''' и '''Трэнт Хейдельстам'''}}. | * [[Вниз по наклонной|Вниз по наклонной]] — главный герой: в прошлом профи-детектив, а ныне беспробудный пьяница со страшной гримасой, застывшей на лице. Причем на момент игры вы еще не достигли дна: есть куда спускаться. | ||
** Детектив демонстрирует необычную привязанность к [[Его хотят даже парни|курящему мужчине на балконе]], которого видит впервые в жизни: в частности, в ответ на попытки курильщика уйти детектив может чуть ли не умолять его остаться. {{spoiler|Позже игра намекает, что это из-за того, что этот стройный светловолосый мужчина напоминает своей внешностью детективу его бывшую любовь Дору.}} | * [[Вселенная за кадром|Вселенная за кадром]] — местный сеттинг как во времени, так и в пространстве '''гораздо''' шире показанного непосредственно в игре камерного фрагмента | ||
** Если приглядеться к камышам неподалёку {{spoiler|от лагеря дезертира на острове}}, то можно заметить {{spoiler|[https://imgur.com/Iqsp2h7 замаскировавшегося островалийского фазмида] ещё до того, как он сам раскроет себя перед игроком | * [[Героическое самопожертвование|Героическое самопожертвование]] — уникальный случай, когда его может совершить [https://www.youtube.com/watch?v=f4ZIwHIvqNQ {{spoiler|1=ваш галстук}}]. | ||
* [[Глумливые ачивки|Глумливые ачивки]] — если вы будете очень серьёзно подходить к расследованию дела, игнорируя весёлые варианты ответов в диалогах и выбирая вместо них сухие деловые реплики, то игра наградит вас званием «нее**ческого зануды» (с соответствующей ачивкой). | |||
* [[Вниз по наклонной]] | |||
* [[Вселенная за кадром]] | |||
* [[Героическое самопожертвование]] | |||
* [[Глумливые ачивки]] | |||
** А если игрок будет в политических дискуссиях занимать максимально нейтральную позицию, игра заклеймит его «самым уморительным на свете центристом». | ** А если игрок будет в политических дискуссиях занимать максимально нейтральную позицию, игра заклеймит его «самым уморительным на свете центристом». | ||
** Будете часто | ** Будете часто извиняться — станете «самым жалким на свете копом». | ||
* | * [[Голоса в голове|Голоса в голове]] — у главного героя это практически на уровне суперспособности. Работает а ля мультфильм «[[Головоломка|Головоломка]]», только потенциальных умений-субличностей аж двадцать четыре (а в придачу к ним — базовые функции организма вроде Рептильного Мозга и Лимбической Системы), каждый со своим характером, и активность они проявляют не только при активных проверках (когда необходимо нечто совершить с их помощью), но и при пассивных ([[Головной симпозиум|чтобы просто вклиниться в беседу с главным героем и друг с другом]]). Это приводит к великолепным моментам, когда, например, трое или четверо из голосов наперебой восторженно вопят про [[Роковая женщина|подозреваемую красавицу]] «Она прекрасна! Доверяй ей! Помоги ей! Защити её!», а Сила Воли пресекает это и говорит: «Так, эти ребята временно не в себе и ненадёжны. Дружище, а вот теперь слушай меня и только меня» | ||
* [[Деконструкция|Деконструкция]] — игра будто бы специально умудрилась обыграть, а местами и вовсе нарушить все «Десять заповедей детективного романа» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Нокс,_Рональд Рональда Нокса]: | |||
<ol><li><!! «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить» — {{spoiler|1=детектив не встретится с настоящим убийцей аж до финального акта. Да и мысли преступника для нас не станут тайной: ведь он их все нам в разговоре сразу и выложит, в комплекте с полной историей своей жизни}}.></li> | |||
<li><!! «Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил» — {{spoiler|1=важную роль в деле сыграло фантастическое существо — островалийский фазмид, которого все (кроме упёртых криптозоологов) считали выдумкой. Да и остальной потусторонщины тоже хватает — одна только серость чего стоит}}.></li> | |||
<li><!! «Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода» — {{spoiler|1=как насчёт сразу пяти: пинбольная мастерская в кафетерии, логово Руби, хижина Куно, Проклятая Торговая Зона и обиталище торговки игральными костями внутри неё. [[С прикрученным фитильком|С прикрученным фитильком]] можно сюда включить и неотпираемый бункер на побережье, хоть и попасть в него никак нельзя}}.></li> | |||
<li><!! «Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги» — поскольку сеттинг у нас фантастический, такие устройства попадаются на каждом шагу (см. ниже [[Шизотех|Шизотех]]). {{spoiler|1=А под неизвестные доселе яды подходят феромоны островалийского фазмида}}.></li> | |||
<li><!! «В произведении не должен фигурировать китаец><sup id="cite_ref-20" class="reference">[[#cite_note-20|[20]]]</sup>» — Ким не просто фигурирует в произведении, а играет в нём одну из главных ролей.</li> | |||
<li><!! «Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией» — все прохождения скиллчеков детектива являются буквальным подбрасыванием костей (причём даже провал скиллчека тоже порой может принести пользу), а невероятная интуиция детектива проявляется через некоторые из его умений.></li> | |||
<li><!! «Детектив не должен сам оказаться преступником» — {{spoiler|1=хоть детектив и непричастен к расследуемому убийству, но}} абсолютно законопослушным гражданином он не является: в отдельные моменты игра позволяет воровать, принимать наркотики, вымогать деньги, бить детей и многое-многое другое. В одном случае авторы опираются на троп: в личной беседе с Кимом детектив может {{spoiler|1=то ли в шутку, то ли всерьёз попытаться убедить напарника в том, что он и есть убийца. Тот не поверит}}.></li> | |||
<li><!! «Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю» — {{spoiler|1=технически так и есть, вот только игроку от этого ни холодно ни жарко: в игре '''очень''' много [[Красная сельдь|красных селёдок]]. Намёки на реальное положение дел, разумеется, тоже есть, но подаются по большей части в виде расплывчатых предзнаменований}}.></li> | |||
<li><!! «Глуповатый друг детектива, Ватсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю» — Ким не уступает детективу, а то и превосходит того в плане умственных способностей, а его мысли в основном скрыты от игрока (лишь иногда доступны с помощью некоторых умений главного героя). {{spoiler|1=То же самое относится и к Куно, который при некоторых обстоятельствах может заменить Кима}}.></li> | |||
<li><!! «Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому» — таких сразу две пары: братья Клэры и дети рыбачки Лильенн. [[С прикрученным фитильком|С прикрученным фитильком]] ещё и Куно с его приёмной сестрой Куной, уж очень они похожи друг на друга.></li></ol> | |||
«Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить» — {{spoiler|1=детектив не встретится с настоящим убийцей аж до финального акта. Да и мысли преступника для нас не станут тайной: ведь он их все нам в разговоре сразу и выложит, в комплекте с полной историей своей жизни}}. | |||
«Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил» — {{spoiler|1=важную роль в деле сыграло фантастическое существо — островалийский фазмид, которого все (кроме упёртых криптозоологов) считали выдумкой. Да и остальной потусторонщины тоже хватает — одна только серость чего стоит}}. | |||
«Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода» — {{spoiler|1=как насчёт сразу пяти: пинбольная мастерская в кафетерии, логово Руби, хижина Куно, Проклятая Торговая Зона и обиталище торговки игральными костями внутри неё. [[С прикрученным фитильком|С прикрученным фитильком]] можно сюда включить и неотпираемый бункер на побережье, хоть и попасть в него никак нельзя}}. | |||
«Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги» — поскольку сеттинг у нас фантастический, такие устройства попадаются на каждом шагу (см. ниже [[Шизотех|Шизотех]]). {{spoiler|1=А под неизвестные доселе яды подходят феромоны островалийского фазмида}}. | |||
«В произведении не должен фигурировать китаец | |||
«Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией» — все прохождения скиллчеков детектива являются буквальным подбрасыванием костей (причём даже провал скиллчека тоже порой может принести пользу), а невероятная интуиция детектива проявляется через некоторые из его умений. | |||
«Детектив не должен сам оказаться преступником» — {{spoiler|1=хоть детектив и непричастен к расследуемому убийству, но}} абсолютно законопослушным гражданином он не является: в отдельные моменты игра позволяет воровать, принимать наркотики, вымогать деньги, бить детей и многое-многое другое. В одном случае авторы опираются на троп: в личной беседе с Кимом детектив может {{spoiler|1=то ли в шутку, то ли всерьёз попытаться убедить напарника в том, что он и есть убийца. Тот не поверит}}. | |||
«Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю» — {{spoiler|1=технически так и есть, вот только игроку от этого ни холодно ни жарко: в игре '''очень''' много [[Красная сельдь|красных селёдок]]. Намёки на реальное положение дел, разумеется, тоже есть, но подаются по большей части в виде расплывчатых предзнаменований}}. | |||
«Глуповатый друг детектива, Ватсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю» — Ким не уступает детективу, а то и превосходит того в плане умственных способностей, а его мысли в основном скрыты от игрока (лишь иногда доступны с помощью некоторых умений главного героя). {{spoiler|1=То же самое относится и к Куно, который при некоторых обстоятельствах может заменить Кима}}. | |||
«Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому» — таких сразу две пары: братья Клэры и дети рыбачки Лильенн. [[С прикрученным фитильком|С прикрученным фитильком]] ещё и Куно с его приёмной сестрой Куной, уж очень они похожи друг на друга. | |||
* [[Душегрейка|Душегрейка]] — в наличии во многих местах, как и [[Слезогонка|обратный приём]]. {{spoiler|1=Ким в одиночку аплодирует детективу при провале песни-караоке не из жалости или сострадания, а потому, что это исполнение ему действительно понравилось. А товарищи детектива по полицейскому участку пригоняют к нему в середине и финале не только по служебной необходимости, но и потому, что при всех его многочисленных выходках им '''не всё равно''', как обстоят его дела и не успел ли он угробиться}}. | |||
* [[Жертва моды|Жертва моды]] — мало того, что стандартный костюм главного героя по крикливости расцветок позволит потягаться с любым стилягой, так ещё и в процессе никто не мешает произвольно сочетать любые найденные элементы гардероба (напротив, это даже поощряется, так как каждый предмет одежды дает определенные бонусы к разным навыкам). Cине-алый домашний халат с золотым драконом, майка-сеточка, спортивные штаны, жёлтые садовые перчатки, механические латные башмаки | |||
* [[Житель Страны Эльфов был прав|Житель Страны Эльфов был прав]] — {{spoiler|1=При всей неправдоподобности многих историй о криптидах, которые рассказывает Лена, хотя бы в одном она оказывается права: островалийский фазмид действительно существует.}} | |||
** Навык «Внутренняя империя» главного героя отвечает именно за это. | ** Навык «Внутренняя империя» главного героя отвечает именно за это. | ||
* [[Заклятые друзья]] | * [[Заклятые друзья|Заклятые друзья]] — Рене Арнуа и Гастон Мартин. Собачатся всю жизнь, соревнуются по любому поводу, даже женщину друг у друга уводили одну на двоих. {{spoiler|1=Тем не менее, после смерти Рене Гастон не знает, куда себя деть, и признаётся, что всегда любил старого солдафона.}} | ||
* [[ | * [[Кнопка берсерка|Кнопка берсерка]] — Ким по большей части относится ко всему происходящему стоически, но он не станет терпеть оскорбления по расовому признаку в свой адрес (да и в целом расизм как идеологию). [[Сломать стоика|Особенно сильно он оскорбится]], если во время танца в церкви вы провалите скиллчек на Авторитет и из-за этого случайно назовёте его очень обидным расистским словом. | ||
** Также Ким всеми фибрами души ненавидит пинбол из-за того, что ему пришлось профессионально учиться игре в него для внедрения в пинбольный клуб, и из-за этого коллеги дали ему [[Неловкое прозвище|обидное прозвище]] «Кимбол». | ** Также Ким всеми фибрами души ненавидит пинбол из-за того, что ему пришлось профессионально учиться игре в него для внедрения в пинбольный клуб, и из-за этого коллеги дали ему [[Неловкое прозвище|обидное прозвище]] «Кимбол». | ||
** В личной беседе с главным героем Куно прямолинейно заявляет, что никому не позволит обижать Куну. | ** В личной беседе с главным героем Куно прямолинейно заявляет, что никому не позволит обижать Куну. | ||
** Клаасье создаёт впечатление отстранённой от всего женщины, но если детектив в разговоре с ней отметит, что той комфортно находиться в тени, она на пару секунд выйдет из этого образа, одарив главного героя угрожающим взглядом. {{spoiler|Ей, как шпионке в розыске, которая к тому же спланировала весь маскарад с повешением, совершенно не нужно лишнее внимание полиции к своей персоне}} | ** Клаасье создаёт впечатление отстранённой от всего женщины, но если детектив в разговоре с ней отметит, что той комфортно находиться в тени, она на пару секунд выйдет из этого образа, одарив главного героя угрожающим взглядом. {{spoiler|1=Ей, как шпионке в розыске, которая к тому же спланировала весь маскарад с повешением, совершенно не нужно лишнее внимание полиции к своей персоне}}. | ||
* [[Козел с золотым сердцем|Козел с золотым сердцем]] — Тит Харди и большинство его парней, владелец «Танцев в тряпье» Гарт, беспризорники Куно и Синди, программистка Соона. | |||
* [[Козел с золотым сердцем]] | ** Жан Викмар, {{spoiler|1=глубоко обиженный свинским поведением Гарри до начала игры}}, по ходу сюжета очень резок, язвителен и груб. Даже при наилучшем раскладе в финале обрушивает на главного героя потоки злого сарказма и [[Почему ты отстой|не особо завуалированных оскорблений]] — и {{spoiler|1=заботливо подставляет плечо, чтобы помочь раненому Гарри дохромать до машины}}. | ||
** Жан Викмар, {{spoiler|глубоко обиженный свинским поведением Гарри до начала игры}}, по ходу сюжета очень резок, язвителен и груб. Даже при наилучшем раскладе в финале обрушивает на главного героя потоки злого сарказма и [[Почему ты отстой|не особо завуалированных оскорблений]] | * [[Крутой гей|Крутой гей]] — внезапно, Ким Кицураги. Детектив может узнать об этом, если после разговора с курильщиком на балконе о «гомосексуальном андерграунде» обдумает соответствующую мысль и спросит своего напарника о его ориентации. Да и спойлерный персонаж {{spoiler|1=Руби мало того, что встречает детектива во всеоружии и гарантированно убивает излучателем копа, сунувшегося к ней без поддержки — так ещё и при неудачной попытке договориться [[Дойти до самоубийства|не сдаётся живой и уходит на собственных условиях]].}} | ||
* [[Крутой гей]] | |||
** Насчёт ориентации Кима автор этой справки поспорил бы. То что он заявляет о своей причастности к гомосексуальному подполью можно объяснить желанием наконец утихомирить непутёвого напарника, который делает всё что угодно лишь бы не расследовать дело. | ** Насчёт ориентации Кима автор этой справки поспорил бы. То что он заявляет о своей причастности к гомосексуальному подполью можно объяснить желанием наконец утихомирить непутёвого напарника, который делает всё что угодно лишь бы не расследовать дело. | ||
* [[Крутой полицейский|Крутой полицейский]] — Как минимум оба главных героя. Детектив {{spoiler|1= Гарри Дюбуа действительно полыхал звездой, пока его не бросила возлюбленная, да и после разрыва с ней пахал как проклятый и пытался заглушить боль не только алкоголем, но и уходом в работу с головой, что подтверждено качеством его послужного списка: огромное количество честно раскрытых дел при крайне низком числе убитых (всего трое, сущая мелочь по меркам ревашольских блюстителей порядка). Даже на момент начала игры он всё еще знаменитость, при личной встрече вызывающая у наслышанного Кима смешанные эмоции: и эта развалина — тот самый легендарный чудо-детектив? Однако Гарри снова может себя проявить крутым в сцене трибунала, защищая парней Харди от пьяных наёмников.}} Сам же Ким, в свою очередь, просто {{spoiler|1=всю дорогу будет оставаться честным, собранным и компетентным профессионалом на фоне общей разрухи и коррумпированности. И по мере сил наставлять на этот путь Гарри. Да и со своей близорукостью умудрится ювелирно влепить пулю наемнику в прорезь шлема}}. | |||
* [[Крутой полицейский]] | * [[Купи долбаный гайд!|Купи долбаный гайд!]] — вся суть Шкафчика мыслей. Открытие той или иной мысли будет зависеть от того, с каким персонажем поговорит детектив и какие реплики при этом выберет, какие у него прокачаны характеристики, каких политических убеждений он придерживается и пройдёт ли он определённые скиллчеки. А для некоторых мыслей скиллчек даже придётся намеренно провалить. | ||
* [[Купи долбаный гайд!]] | ** Точно такая же ситуация и со многими дополнительными квестами. Например, вы не сможете помочь учёной в церкви обнаружить {{spoiler|1=двухмиллиметровую дыру в реальности}}, если откажетесь помогать подросткам-рейверам в создании танцевального клуба с анодной музыкой {{spoiler|1=и арестуете их за наркоторговлю}}. | ||
** Точно такая же ситуация и со многими дополнительными квестами. Например, вы не сможете помочь учёной в церкви обнаружить {{spoiler|двухмиллиметровую дыру в реальности}}, если откажетесь помогать подросткам-рейверам в создании танцевального клуба с анодной музыкой {{spoiler|и арестуете их за наркоторговлю}}. | ** {{spoiler|1=Если Ким останется невредимым после боя с наёмниками, то вы потеряете возможность принять вместо него в напарники Куно}}. {{spoiler|1=Если же после стычки с наёмниками Кима госпитализируют, то нельзя будет сделать снимок островалийского фазмида в финале игры, потому что у вашего нового напарника Куно нет при себе камеры.}} | ||
** {{spoiler|Если Ким останется невредимым после боя с наёмниками, то вы потеряете возможность принять вместо него в напарники Куно}}. {{spoiler|Если же после стычки с наёмниками Кима госпитализируют, то нельзя будет сделать снимок островалийского фазмида в финале игры, потому что у вашего нового напарника Куно нет при себе камеры.}} | ** В игре возможно облегчить прохождение некоторых скиллчеков, если игрок выполнил определённые действия, которые по логике сюжета будут повышать вероятность на успех | ||
** В игре возможно облегчить прохождение некоторых скиллчеков, если игрок выполнил определённые действия, которые по логике сюжета будут повышать вероятность на успех | |||
** Сами скиллчеки в игре делятся на два вида: белые (которые при провале можно позже попытаться пройти заново) и красные (которые, соответственно, нельзя). Таким образом, провал красного скиллчека в игре тоже является полноценным вариантом прохождения, из-за чего местами может сложиться двоякая ситуация: если игрок успешно пройдёт проверку навыка, то он может пропустить забавный диалог или интересную игровую ситуацию, а если, наоборот, провалит, то это может привести к не самым приятным последствиям, с которыми придётся мириться (или прибегнуть к [[Save scumming|сейв-скаммингу]]). | ** Сами скиллчеки в игре делятся на два вида: белые (которые при провале можно позже попытаться пройти заново) и красные (которые, соответственно, нельзя). Таким образом, провал красного скиллчека в игре тоже является полноценным вариантом прохождения, из-за чего местами может сложиться двоякая ситуация: если игрок успешно пройдёт проверку навыка, то он может пропустить забавный диалог или интересную игровую ситуацию, а если, наоборот, провалит, то это может привести к не самым приятным последствиям, с которыми придётся мириться (или прибегнуть к [[Save scumming|сейв-скаммингу]]). | ||
* [[ | * [[Может, магия, а может, реальность|Может, магия, а может, реальность]] — всё, что касается главного героя. Кто же всё-таки он такой: просто шизофреник со множественным расстройством личности, который при этом невероятно хорош в расследовании преступлений, или уникальная личность, обладающая реальной «сверхъестественной» способностью анализировать происходящие вокруг него события на метауровне | ||
** Также в игре не уточняется, что именно послужило причиной амнезии главного героя: дело в беспрерывной трёхдневной пьянке, или же в том, что детектив подвергся воздействию {{spoiler|1=двухмиллиметровой дыры в реальности, находящейся в районе местной заброшенной церкви (и если подвергся, то случайно или намеренно)}}? | |||
** Также в игре не уточняется, что именно послужило причиной амнезии главного героя: дело в беспрерывной трёхдневной пьянке, или же в том, что детектив подвергся воздействию {{spoiler|двухмиллиметровой дыры в реальности, находящейся в районе местной заброшенной церкви (и если подвергся, то случайно или намеренно)}}? | ** Так называемая «Проклятая Торговая Зона», которой очень сильно боится хозяйка книжного магазина. Действительно ли в этом месте плохая энергетика, разрушающая все расположенные в Зоне бизнесы (если учесть фантастические особенности сеттинга, это вполне возможно), или все эти торговцы и бизнесмены [[Получилась реальность|разорились исключительно по своей вине]]? В пользу последнего говорит то, что работающая внутри производительница игральных костей никаких проблем не испытывает. В пользу первого — то, что мастерская игральных костей ''формально'' расположена внутри дымовой трубы за пределами обреченных на вечные неудачи корпусов. | ||
** Так называемая «Проклятая Торговая Зона», которой очень сильно боится хозяйка книжного магазина. Действительно ли в этом месте плохая энергетика, разрушающая все расположенные в Зоне бизнесы (если учесть фантастические особенности сеттинга, это вполне возможно), или все эти торговцы и бизнесмены [[Получилась реальность|разорились исключительно по своей вине]]? В пользу последнего говорит то, что работающая внутри производительница игральных костей никаких проблем не испытывает. В пользу | ** Очень много [[Непонятки|непоняток]] в истории живущего в заброшенной церкви «человека-краба» Тьяго — то ли он просто очень ловкий и акробатичный наркоман, то ли он подвергся воздействию {{spoiler|1=пространственной аномалии в церкви}}, и это повлияло на его организм {{spoiler|1=(подобное произошло с Джойс и старухой-дальнобойщицей)}}. Или же он не врёт, и божество, которому он поклоняется, вполне реально, и это оно изменило его тело и разум | ||
** В рассказе Куно про его сестру Куну всплывает подозрительный факт, что она просто в один день внезапно появилась на пороге его дома. Прибавим сюда почти абсолютное отсутствие информации о её прошлой жизни, визуальную схожесть с Куно (рыжая, веснушчатая, мальчиковой внешности), рассказы Лены про паранормальных существ {{spoiler|1=(в частности, про жеромского гнома, который был обнаружен в регионе, откуда, если верить скиллу «Энциклопедия», родом Куна)}}, а также желание Куны держаться в тени Куно и её явное паразитическое влияние на него — и возникает [[Необузданные догадки|странное подозрение]]: а не [[Криптид|криптид]] ли она случаем? Или всё-таки просто психованная девочка с тяжёлым детством и суицидальными наклонностями? | |||
** Очень много [[Непонятки|непоняток]] в истории живущего в заброшенной церкви «человека-краба» | ** {{spoiler|1=Миллионер Рустам Диодор, человек-[[Пасхалка|пасхалка]] в запертом контейнере в порту, не просто так в самой игре называется «сверхбогатым светоискривляющим типом» – он настолько богат, что свет вокруг него буквально искажается, как около чёрной дыры. Однако этот эффект видит только главный герой: ни Ким, ни сам Диодор ничего не замечают.}} | ||
** В рассказе Куно про его сестру Куну всплывает подозрительный факт, что она просто в один день внезапно появилась на пороге его дома. Прибавим сюда почти абсолютное отсутствие информации о её прошлой жизни, визуальную схожесть с Куно (рыжая, веснушчатая, мальчиковой внешности), рассказы Лены про паранормальных существ {{spoiler|(в частности, про жеромского гнома, который был обнаружен в регионе, откуда, если верить скиллу «Энциклопедия», родом Куна)}}, а также желание Куны держаться в тени Куно и её явное паразитическое влияние на | * [[Нажми Старт, чтобы умереть|Нажми Старт, чтобы умереть]] — игрок с низким показателем Стойкости может окочуриться уже на старте игры, если не пройдёт скиллчек на снятие галстука с вентилятора. Учитывая состояние его организма на тот момент, это вполне реалистично. | ||
** {{spoiler|Миллионер Рустам Диодор, человек-[[пасхалка]] в запертом контейнере в порту, не просто так в самой игре называется «сверхбогатым светоискривляющим типом» – он настолько богат, что свет вокруг него буквально искажается, как около чёрной дыры. Однако этот эффект видит только главный герой: ни Ким, ни сам Диодор ничего не замечают.}} | * [[Напарник|Напарник]] — игра передает все, что стоит за этим словом. Если в начале Ким Кицураги исполняет роль [[Сиделка чудака|сиделки чудака]], то по ходу игры при условии хороших отношений он начинает доверять детективу. А если добиться абсолютного доверия Кима (вы это поймете), то он и Гарри станут как два патрона в одной обойме. | ||
* [[Нажми Старт, чтобы умереть]] | |||
* [[Напарник]] | |||
** В финале игры после самого подробного и объективного перечисления всех косяков главного героя Ким резюмирует, что он один из лучших, по его мнению, детективов. [[Капитан Очевидность|Конечно, если вы проявите себя таким]]. | ** В финале игры после самого подробного и объективного перечисления всех косяков главного героя Ким резюмирует, что он один из лучших, по его мнению, детективов. [[Капитан Очевидность|Конечно, если вы проявите себя таким]]. | ||
* [[Нестандартный геймовер]] | * [[Нестандартный геймовер|Нестандартный геймовер]] — каждый экран геймовера в игре сопровождается газетной вырезкой, в которой вкратце указывается причина смерти или нервного срыва протагониста вкупе с комментариями местных жителей или коллег-полицейских главного героя. Помимо того, что у игрока кончатся очки здоровья или морали, можно проиграть следующими способами: | ||
** Если каким-то образом остаться без денег на оплату жилья и при этом не найти бесплатную лачугу (доступ к которой открывается на третий день расследования), то в газетах напишут о том, что детектив наутро был найден спящим в мусорном баке. Статья при этом будет сопровождаться [[Опора на четвёртую стену|насмешливым сообщением от разработчиков игры]]. | ** Если каким-то образом остаться без денег на оплату жилья и при этом не найти бесплатную лачугу (доступ к которой открывается на третий день расследования), то в газетах напишут о том, что детектив наутро был найден спящим в мусорном баке. Статья при этом будет сопровождаться [[Опора на четвёртую стену|насмешливым сообщением от разработчиков игры]]. | ||
** Попытаетесь арестовать «Парней Харди» (один или с Кимом) за | ** Попытаетесь арестовать «Парней Харди» (один или с Кимом) за убийство — вас убьют и сбросят ваши тела в водный канал. | ||
** Если слишком часто думать и говорить о [[Самоубийство|самоубийстве]], у вас появится мысль под названием «[[Именно то, что написано на упаковке|Палец на кнопке катапульты]]». После обдумывания по вечерам (и при наличии у вас пистолета) вам будет предлагаться возможность совершить суицид, которой можно воспользоваться. | ** Если слишком часто думать и говорить о [[Самоубийство|самоубийстве]], у вас появится мысль под названием «[[Именно то, что написано на упаковке|Палец на кнопке катапульты]]». После обдумывания по вечерам (и при наличии у вас пистолета) вам будет предлагаться возможность совершить суицид, которой можно воспользоваться. | ||
** Ещё один оригинальный газетный заголовок можно получить, если во время снятия трупа с дерева [[Не щадить детей|застрелить из пистолета Куну]]. | ** Ещё один оригинальный газетный заголовок можно получить, если во время снятия трупа с дерева [[Не щадить детей|застрелить из пистолета Куну]]. | ||
** Детектив может вручную попытаться починить сломанный шлюз, ведущий на другую часть | ** Детектив может вручную попытаться починить сломанный шлюз, ведущий на другую часть карты — после чего погибнет от высокого напряжения. | ||
** В попытке установить авторитет перед Титом Харди можно приставить к своей голове пистолет и угрожать выстрелить. Если в диалоге не отступать и идти до самого конца, наступит [[Самоубийство|закономерный результат]]. | ** В попытке установить авторитет перед Титом Харди можно приставить к своей голове пистолет и угрожать выстрелить. Если в диалоге не отступать и идти до самого конца, наступит [[Самоубийство|закономерный результат]]. | ||
** Уникальный экран смерти можно получить, если [[Что за фигня, герой?|выпить сделанный вручную и предварительно подожжённый коктейль Молотова]]. | ** Уникальный экран смерти можно получить, если [[Что за фигня, герой?|выпить сделанный вручную и предварительно подожжённый коктейль Молотова]]. | ||
** Если главный герой пойдёт в {{spoiler|логово Руби}} без Кима, то там он и погибнет. Коллеги полицейского при этом предположат, что детектив решил в одиночку поиграть в героя. | ** Если главный герой пойдёт в {{spoiler|1=логово Руби}} без Кима, то там он и погибнет. Коллеги полицейского при этом предположат, что детектив решил в одиночку поиграть в героя. | ||
** Если позволить {{spoiler|Руби}} застрелиться, то детектив получит возможность добровольно уволиться с работы полицейского. | ** Если позволить {{spoiler|1=Руби}} застрелиться, то детектив получит возможность добровольно уволиться с работы полицейского. | ||
** Даже если просто потерять всё здоровье или мораль, можно получить уникальные газетные вырезки, если это произошло посреди важного сюжетного момента. Например, если израсходовать всю мораль во время финального допроса убийцы, то в газетах напишут, {{spoiler|что детектив [[OOC — это серьёзно|сам добровольно стал изгнанником на острове]], где прятался этот самый убийца}}. | ** Даже если просто потерять всё здоровье или мораль, можно получить уникальные газетные вырезки, если это произошло посреди важного сюжетного момента. Например, если израсходовать всю мораль во время финального допроса убийцы, то в газетах напишут, {{spoiler|1=что детектив [[OOC — это серьёзно|сам добровольно стал изгнанником на острове]], где прятался этот самый убийца}}. | ||
* [[Неудобных точек зрения нет]] | * [[Неудобных точек зрения нет|Неудобных точек зрения нет]] — [[Аверсия|аверсия]]: разработчики даже хвалились тем, что им удалось уважительно показать все присутствующие в игре идеологии. | ||
** С фашизмом | ** С фашизмом зигзаг — по понятным причинам, он показан всё же скорее в негативном ключе. С одной стороны, все встречающиеся в игре фашисты — либо [[Так грубо, что уже смешно|комические фанатики]] (Головомер), либо [[Самоуверенный мерзавчик|откровенные козлы и трусы]] (дальнобойщик-расист, криптофашист Гэри) | ||
* [[Обнять и плакать]] | * [[Обнять и плакать|Обнять и плакать]] — таких тут полно: | ||
** Сам детектив. Стресс {{spoiler|от расставания с любимой женщиной, усугублённый тяжёлой работой в полицейском участке,}} привёл к разладу между ним и его коллегами и затяжному пьянству, а также дал дорогу чрезвычайно саморазрушительному поведению, что в итоге и привело к абсолютной потере памяти. [[Педаль в пол]], если отыгрывать «жалкого копа», [[Слишком часто извиняется|постоянно просящего за всё прощения]]. | ** Сам детектив. Стресс {{spoiler|1=от расставания с любимой женщиной, усугублённый тяжёлой работой в полицейском участке,}} привёл к разладу между ним и его коллегами и затяжному пьянству, а также дал дорогу чрезвычайно саморазрушительному поведению, что в итоге и привело к абсолютной потере памяти. [[Педаль в пол|Педаль в пол]], если отыгрывать «жалкого копа», [[Слишком часто извиняется|постоянно просящего за всё прощения]]. | ||
** | ** Куно — ребёнок из [[Нахрена родня такая, лучше буду сиротой|бедной неблагополучной семьи]] без какого-либо надзора, его отец — {{spoiler|1=вусмерть упившийся и обдолбавшийся [[Адский папаша|кухонный боксёр]]}}, его приёмная сестра — абсолютно поехавшая [[Жуткие детишки|социопатка]] {{spoiler|1=и возможно убийца}}, чьё влияние подавляет любые положительные черты брата и всё больше и больше превращает его в агрессивного нелюдима (привязанность к наркотикам в таком-то возрасте тоже своё дело делает). Что вырастет из пацана, {{spoiler|1=если детектив в конце игры не возьмёт его под своё крыло}}? | ||
** Жена криптозоолога | ** Жена криптозоолога Лена — милая пожилая женщина-инвалид, которая вместе со своим мужем занимается поисками мифического островалийского фазмида, {{spoiler|1=которого она впервые увидела, когда была ещё ребёнком}}. {{spoiler|1=Вот только поиски существа продолжаются уже много лет и не приносят никаких результатов, из-за чего бедная старушка начала терять веру в существование фазмида и сомневаться в своём рассудке — вдруг это было всего лишь воображение? Эта боязнь переросла в страх за сохранность своего брака: [[Семейная лодка разбилась о быт|что, если муж разочаруется в жене и бросит её, если она решит поделиться с ним своими сомнениями]]?}} | ||
** [[С прикрученным фитильком]] убитый наёмник. {{spoiler|В детстве был выброшен [[Нахрена родня такая, лучше буду сиротой|родителями]] в компактор для листьев, чудом выжил и попал в приёмную семью, где подвергался избиению со стороны приёмного отца. Да, [[Получился мерзавец|он все ещё садист, насильник и убийца]], но ему сочувствуешь чуть больше, чем его [[Рыцарь крови|абсолютно отбитому приёмному брату]] и другим отморозкам-наёмникам.}} | ** [[С прикрученным фитильком|С прикрученным фитильком]] убитый наёмник. {{spoiler|1=В детстве был выброшен [[Нахрена родня такая, лучше буду сиротой|родителями]] в компактор для листьев, чудом выжил и попал в приёмную семью, где подвергался избиению со стороны приёмного отца. Да, [[Получился мерзавец|он все ещё садист, насильник и убийца]], но ему сочувствуешь чуть больше, чем его [[Рыцарь крови|абсолютно отбитому приёмному брату]] и другим отморозкам-наёмникам.}} | ||
** Не менее печальная история у Жана Викмара из 41-го участка РГМ. {{spoiler|Из-за действий своего непосредственного напарника ему пришлось в одиночку управлять всем отделом по особо тяжким преступлениям, постоянно выгораживать Гарри перед начальством и удерживать разочаровавшихся в начальнике людей от ухода из отдела, при этом постоянно выслушивая жалобы и оскорбления от пьяного детектива (который вообще-то был его близким другом). Добавьте к этому почти невозможное продвижение вверх по службе (опять же из-за Гарри) и усугубившуюся на почве этого депрессию, которую Жан стал прятать за маской сарказма — и вы поймёте, [[Вам хорошо осуждать|почему офицер с такой злобой разговаривает с главным героем в финале игры]].}} | ** Не менее печальная история у Жана Викмара из 41-го участка РГМ. {{spoiler|1=Из-за действий своего непосредственного напарника ему пришлось в одиночку управлять всем отделом по особо тяжким преступлениям, постоянно выгораживать Гарри перед начальством и удерживать разочаровавшихся в начальнике людей от ухода из отдела, при этом постоянно выслушивая жалобы и оскорбления от пьяного детектива (который вообще-то был его близким другом). Добавьте к этому почти невозможное продвижение вверх по службе (опять же из-за Гарри) и усугубившуюся на почве этого депрессию, которую Жан стал прятать за маской сарказма — и вы поймёте, [[Вам хорошо осуждать|почему офицер с такой злобой разговаривает с главным героем в финале игры]].}} | ||
* [[Предзнаменование]] | * [[Предзнаменование|Предзнаменование]] — в коробке настольной игры в жанре [[Фэнтези|фэнтези]] «Wirrâl» оказывается случайно положенная в неё деревянная фигурка солдата-коммуниста, [[Предзнаменование|не соответствующая сеттингу настолки]]. {{spoiler|1=В финале игры детектив узнаёт, что настоящий убийца – это старый солдат-коммунист, вынужденный жить в мире, в котором для него нет места.}} | ||
** Немало подсказок находится в описаниях скиллов детектива: | ** Немало подсказок находится в описаниях скиллов детектива: | ||
*** Энциклопедия: строчка: «Кто знает, может история табачной промышленности однажды поможет вам вычислить убийцу, а экспертные знания о дореволюционном | *** Энциклопедия: строчка: «Кто знает, может история табачной промышленности однажды поможет вам вычислить убийцу, а экспертные знания о дореволюционном оружии — спасти чью-то жизнь?». {{spoiler|1=И ведь правда поможет: истинный убийца курил сигареты опредёленной редкой марки и стрелял из дореволюционной снайперской винтовки}}. | ||
*** Риторика: строчка «От чего вас пыталась отвлечь танцовщица?». {{spoiler|Клаасье — это и есть «танцовщица», и отвлечь детектива от дела она пытается буквально при каждом разговоре}}. | *** Риторика: строчка «От чего вас пыталась отвлечь танцовщица?». {{spoiler|1=Клаасье — это и есть «танцовщица», и отвлечь детектива от дела она пытается буквально при каждом разговоре}}. | ||
*** Сумрак: описание говорит, что влив много очков в этот скилл, детектив будет «вздрагивать… от звука чужого имени или постороннего запаха». {{spoiler|Точнее говоря, имени и запаха духов своей бывшей.}} | *** Сумрак: описание говорит, что влив много очков в этот скилл, детектив будет «вздрагивать… от звука чужого имени или постороннего запаха». {{spoiler|1=Точнее говоря, имени и запаха духов своей бывшей.}} | ||
*** Координация: описание предупреждает, что рано или поздно «начнётся стрельба». {{spoiler|Тонкий намёк на то, что мирным путём стычку «Парней Харди» с наёмниками не решить}}. | *** Координация: описание предупреждает, что рано или поздно «начнётся стрельба». {{spoiler|1=Тонкий намёк на то, что мирным путём стычку «Парней Харди» с наёмниками не решить}}. | ||
** Скилл «[[Житель Страны Эльфов|Внутренняя Империя]]» постоянно обращает внимание на вещи, которые оказываются [[Житель Страны Эльфов был прав|важными по ходу расследования]]. Например, во время обследования трупа наёмника именно этот скилл чрезвычайно заинтересован пенисом жертвы, утверждая, что убитый был счастлив, когда его убивали {{spoiler|(как окажется позже, его убили посреди секса)}}. Также из общения с трупом окажется, что его [[Джедайская правда|сгубила любовь и убил коммунизм]]: {{spoiler|(убийца был солдатом на стороне коммунистов во время Революции и застрелил наёмника | ** Скилл «[[Житель Страны Эльфов|Внутренняя Империя]]» постоянно обращает внимание на вещи, которые оказываются [[Житель Страны Эльфов был прав|важными по ходу расследования]]. Например, во время обследования трупа наёмника именно этот скилл чрезвычайно заинтересован пенисом жертвы, утверждая, что убитый был счастлив, когда его убивали {{spoiler|1=(как окажется позже, его убили посреди секса)}}. Также из общения с трупом окажется, что его [[Джедайская правда|сгубила любовь и убил коммунизм]]: {{spoiler|1=(убийца был солдатом на стороне коммунистов во время Революции и застрелил наёмника из-за ревности к Клаасье)}}. | ||
* | * [[Предпрописанное поражение|Предпрописанное поражение]] — как бы высоко у вас ни были прокачаны характеристики, вы не сможете {{spoiler|1=во время своего последнего сна убедить Долорес Деи (которая символизирует вашу ушедшую возлюбленную) остаться с Вами. Вы даже не сможете выйти из диалога с ней, о чём вам стыдливо сообщит ваша Сила Воли}}. {{spoiler|1=И даже если попробуете задобрить её купленной в магазине статуэткой (так как реальная Долорес Деи любила их собирать), ничего не выйдет – игра лишь поглумится над вами, наградив соответствующей ачивкой с издевательским описанием}}. | ||
** Аналогично, {{spoiler|1=во время противостояния с пьяной троицей наёмников от последней пули, выпущенной в вас умирающим Кортенаром, не уклониться никак. Да и совсем избежать жертв среди союзников не выйдет ни в одном из раскладов}}. | |||
** Из более мелких примеров — {{spoiler|1=бункерную дверь на побережье не открыть. Никак. Зато попытка это сделать даст мысль о неизбежности: смирись, детектив, даже при всей твоей [[Героическое упорство|безумной настырности]] некоторые двери останутся закрытыми}}. | |||
** | * [[Реклама наркотиков|Реклама наркотиков]] / [[Антиреклама наркотиков|Антиреклама наркотиков]] / [[Реклама алкоголя|Реклама алкоголя]] / [[Антиреклама спиртного|Антиреклама спиртного]] — вы решаете сами. Во всяком случае, тут это весело. Смертельно. | ||
* | * [[Роковая женщина|Роковая женщина]]: | ||
** Клаасье — образцовая. | |||
* [[ | ** {{spoiler|1=Руби}} — труба пониже, дым пожиже, но тоже старается. | ||
* | * [[Ружьё не для стрельбы|Ружьё не для стрельбы]] — в местном магазине игрок может купить отпиленную лампу уличного фонаря за [[Смехотворно высокая цена|700 реалов (местной валюты)]], что очень много по меркам игры. Вот только этот фонарь нельзя даже вынести из магазина (он довольно тяжёлый), да и по сюжету он никогда не понадобится. | ||
* [[ | ** В разговоре с местными бомжами детектив может узнать про Кокаиновый Череп — сокровище, запрятанное где-то под Мартинезом. Диалог выстраивается так, будто сейчас игроку выдадут квест найти этот череп… вот только отправиться на поиски так и не позволят. | ||
* [[Самоирония|Самоирония]] — детектив может отыскать заброшенные помещения студии Fortress Accident, авторы которой видели в себе художников-визионеров и разрабатывали для местных простеньких вычислительных систем Лучшую Ролевую Игру в Истории. С их проектом можно детально ознакомиться и узнать, что амбиции, как обычно, превзошли все возможные бюджеты, в результате чего компания разорилась и закрылась, а сотрудники пошли по миру. Кстати, угадайте, | |||
* [[Самоубийственная самоуверенность|Самоубийственная самоуверенность]] — проявляется {{spoiler|1=Клаасье}} сразу после убийства. {{spoiler|1=В первые минуты её накрывает приступ паники, и она истерически сооружает запутанную, избыточно сложную схему по фальсификации места преступления, чтобы никто не догадался, что она хоть как-то связана с потерпевшим... Зато потом совершенно расслабляется, и не пытается скрыться из города даже когда полиция уже начинает наступать на пятки. Если Гарри не проявит сочувствия, самоуверенность окажется самоубийственной в прямом смысле.}} | |||
* [[Сарказм|Сарказм]] — коллега главного героя Жан Викмар постоянно говорит с сарказмом. {{spoiler|1=Отчасти поэтому детектив никак не мог узнать его в образе Человека в тёмных очках.}} | |||
* | * [[Серо-серая мораль|Серо-серая мораль]] — вся игра о том. | ||
** Забастовка в порту. С одной стороны — честная, благородная Джойс, которая {{spoiler|1=отстаивает интересы международной корпорации, напрямую заинтересованной в том, чтобы Ревашоль не производил ничего, кроме нищеты}}. С другой — беспринципный мафиози Эврар (и его еще более беспринципный братец Эдгар), который {{spoiler|1=будет вынужден заботиться об экономическом подъеме порта — других активов у него нет. Вишенка на тортике — по его же словам, экономику он планирует поднимать путём превращения гавани в канал транзита оптовых партий наркотиков}}. | |||
** Неудавшийся брак главного героя. Точка зрения протагониста (хоть бы и подсознательная) на него даётся с самого начала. Ближе к концу, разузнав подробности его биографии, становится нетрудно представить и точку зрения жены: {{spoiler|1=в молодости она встретила невыносимо крутого диско-героя, который зарабатывал копейки, но всегда дарил ей любовь, радость и счастье. Чтобы впечатлить её ещё больше, он перешёл на серьёзную, ответственную работу полицейского в «убойном отделе»... Которая поглотила его внутренние силы целиком, а денег не прибавила — диско-мальчик, поддерживающий жену в любой ситуации, превратился в депрессивного мужика, постоянно ищущего у жены поддержки. Если раньше Дора могла обеспечивать семью в обмен на моральную поддержку со стороны мужа, то тащить их обоих '''и''' финансово, '''и''' психологически она не осилила — и можно ли её в этом упрекнуть?}}. Немудрено, что игра (голосами всех без исключения персонажей, включая внутренние голоса протагониста) настойчиво твердит, что {{spoiler|1=решения у этого конфликта нет: лучшее, что может сделать Гарри — признать свои отношения несостоявшимися и выкинуть их из головы, чтобы прекратить мучить обе стороны}}. | |||
* [[ | * [[Скиллчек|Скиллчек]] — вся игра наполнена ими доверху, каждая реплика предварена комментарием. | ||
* | * [[Слишком часто извиняется|Слишком часто извиняется]] — будете слишком часто извинятся, ваше подсознание мигом запишет в жалкие копы. | ||
* [[Смерть в диалоге|Смерть в диалоге]] — может подстерегать игрока за любой репликой в разговоре, поэтому необходимо постоянно следить за показателями здоровья и морали. Забавный пример: если детектив придёт к Эврару Клэру с одним очком здоровья, то он умрёт, просто сев в кресло у него в кабинете — видимо, оно ''настолько'' неудобное. | |||
* [[Ужас у холодильника|Ужас у холодильника]] — то, что детектив находит свой галстук перекинутым через лопасть висящего на потолке вентилятора, невольно заставляет задуматься — неужели детектив непосредственно перед отключкой решил на нём повеситься? Уж не поэтому ли Внутренняя Империя так боится галстука и предлагает его выбросить? И по совпадению ли в своём первом сне детектив на месте повешенного наёмника видит себя? | |||
** А еще именно так умер его кумир молодости... | |||
* [[Шизотех|Шизотех]] — [[Дирижабли — это футуристично|дирижабли]] {{spoiler|1=с радиосистемами форсированного схлопывания антиреальной дряни между континентами и временного её превращения в нормальное пространство, чтобы разум и тело не сожрало в полёте}}, полицейские с дульнозарядными пистолетами и верхом на моторизованных дилижансах, компьютеры на радиоволнах и с кристаллическими носителями (впрочем, иногда и с ленточными), болевые радиоизлучатели… {{spoiler|1=И отряд наёмников с автоматическими ружьями и в механизированных полных керамических латах баллистической защиты}}. | |||
* [[Шоу внутри шоу|Шоу внутри шоу]] — [[Бульварная литература|книжные серии]] «Дик Маллен» (аналог крутых сыщиков вроде Майка Хаммера и Дика Трейси) и «Человек из Хельмдалля» (пародия на [[Конан|Сагу о Конане]] в частности и [[Героическое фэнтези|героическое фэнтези]] как таковое в целом). Особенно актуально с учетом отхода игры от канонов того и другого сразу. | |||
* [[ | ** Также есть «Шестнадцать дней в самом холодном апреле» — увесистый [[Кирпич|кирпич]], при прочтении которого отнимается и здоровье, и мораль. | ||
* [[Эмоциональные качели|Эмоциональные качели]] — повсеместно. Вот наш горе-коп донимает случайно встреченную на улице тётку-пролетарку. (У вас такой озабоченный вид, наверное, кто-то из ваших близких пропал? А знаете, я ведь полицейский, давайте я вам его найду? Полицейские всегда находят людей! Наверное, у вас улетел любимый какаду? Погодите, как понимать — «сам ты болтливый какаду»? К слову, а вы знаете, ведь какаду — моё тотемное животное!) А вот он же приходит к ней, чтобы{{spoiler|1=, с трудом подыскивая нужные слова, известить её о смерти мужа под давящую тишину и мерное тиканье настенных часов}}. | |||
** | ** Другой пример: развлекающийся телефонными пранками детектив, доверившись мышечной памяти, набирает новый номер… и случайно дозванивается {{spoiler|1=своей ушедшей возлюбленной}} — и игроку становится уже совсем не смешно. | ||
* [[Эта гадкая ачивка|Эта гадкая ачивка]] — секретное достижение «Palerunner» печально известно тем, что единственный способ получить его — это буквально сломать игру. | |||
* [[ | |||
** | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{ | <div class="mw-references-wrap mw-references-columns"><ol class="references"> | ||
<li id="cite_note-1"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-1|[1]]]</span> <span class="reference-text"> | |||
{{Q|1=<poem>The furies are at home in the mirror; it is their address. | |||
Even the clearest water, if deep enough can drown.</poem>|2=оригинал | |||
}}</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-2"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-2|[2]]]</span> <span class="reference-text">Да, это прямая отсылка к [[Заумь|зауми]].</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-3"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-3|[3]]]</span> <span class="reference-text">С ударением на последний слог, как «майонез». Ревашольские топонимы вообще довольно сильно отдают французским языком.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-4"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-4|[4]]]</span> <span class="reference-text">В местных реалиях ефрейтора к званию добавляют тем, кому предложили повышение по службе — и получили отказ. Таким образом, нашему детективу такое выпадало дважды. В итоге получается, что и ГГ, и Ким — лейтенанты, но ГГ чу-у-уть выше по рангу. Это обстоятельство сможет сыграть свою роль: «Ким, сейчас случится единственный раз, когда я воспользуюсь своим служебным положением».</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-5"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-5|[5]]]</span> <span class="reference-text">В переводе на русский потерялся аспект [[Символическое имя|символического имени]]: Harrier — это и [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5 отличающаяся острым глазом хищная птица], и [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80 славящаяся острым нюхом охотничья собака].</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-6"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-6|[6]]]</span> <span class="reference-text">Кстати, и в имени это видно: сочетание личного имени на корейский манер и фамилии на японский.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-7"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-7|[7]]]</span> <span class="reference-text">Руби, правда, в ответ на обвинение в убийстве из ревности изумляется от чистого сердца: мол, подожди, детектив, ты считаешь, у меня была нехватка девчонок?!</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-8"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-8|[8]]]</span> <span class="reference-text">По-английски «pigs» — это слово в адрес полицейского более-менее аналогично русскоязычному «мусор».</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-9"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-9|[9]]]</span> <span class="reference-text">На пару со своим якобы более умным братом-близнецом, Эдгаром, с которым они (по официальной версии) время от времени [[Близнецы меняются местами|сменяют друг друга на посту начальника]].</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-10"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-10|[10]]]</span> <span class="reference-text">Похоже, что это враньё, как и многие другие его слова: в офисе на подходах к складу контейнеров есть кресло с качественно продавленным отпечатком Огромной Задницы.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-11"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-11|[11]]]</span> <span class="reference-text">Это скорее Ангус занимается радио-слежкой</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-12"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-12|[12]]]</span> <span class="reference-text">Впрочем, на эту линейку заданий можно забить и пушку себе не возвращать. А можно согласиться, но радостно саботировать каждое из поручений — возвратить пистолет это всё равно поможет.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-13"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-13|[13]]]</span> <span class="reference-text">Ещё одно [[Говорящее имя|говорящее имя]]: в английской версии он Egghead (от Eyck-head — внутримирового названия фанатов Арно ван Эйка). В переводе для сохранения этой детали фанатов ван Эйка стали называть Эйкоманами — отсюда и получился Эй-Камон.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-14"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-14|[14]]]</span> <span class="reference-text">В местных реалиях приставку «сателлит-(звание)» дают напарникам, чьи партнеры летят вверх по службе, аки ракеты, и за повышения основного в паре повышают и сателлита. Это помогает понять злость Викмара ещё лучше: во-первых, он с самого начала был и остался вторым при детективе, а во-вторых, несколько лет назад с Гарри произошел... Гарри, и о повышениях стало можно забыть.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-15"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-15|[15]]]</span> <span class="reference-text">Хотя тут есть нюанс: общаемся мы в этом случае с помощью умения «Внутренняя Империя», которое отвечает за сюрреалистичные беседы с чем попало, например, за допрос трупа и задушевные разговоры с собственным галстуком.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-16"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-16|[16]]]</span> <span class="reference-text">В настоящее время эта теория признана научным сообществом несостоятельной, но сами термины используются и по сей день в неврологии и психологии.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-17"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-17|[17]]]</span> <span class="reference-text">Немудрено: у сеттинга история в полтора десятка лет настольно-ролевых похождений.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-18"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-18|[18]]]</span> <span class="reference-text">Надо отметить, что и Сила Воли в этот момент тоже ошибается.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-19"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-19|[19]]]</span> <span class="reference-text">Умение, отвечающее (в числе прочего) за агрессивную паранойю и просчёт любой ситуации как потенциально или реально насильственной. Если некто в реальной жизни, входя в лифт с посторонними людьми, непроизвольно начинает представлять, с каких сторон и в каком порядке они будут нападать и под какими углами удобнее будет контратаковать — это явная работа Сумрака.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-20"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-20|[20]]]</span> <span class="reference-text">Дело тут не в [[Расизм|расизме]]: просто во времена Рональда Нокса образ китайца в произведениях был своеобразным [[Убитый штамп|литературным стереотипом]] [[Зловещий иностранец|„экзотического“ злодея]].</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-21"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-21|[21]]]</span> <span class="reference-text">«Спасибо, Ким, я помню, что правильнее их называть сабатонами!»</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-22"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-22|[22]]]</span> <span class="reference-text">Например, если разузнать подробности о личности убитого человека, {{spoiler|1=то во время стычки с наёмниками можно будет развести Рауля Кортенара на [[Заболтать до смерти|разговор о его брате, который добавит дополнительные очки для успешного прохождения скиллчека на убийство наёмника]]}}.</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-23"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-23|[23]]]</span> <span class="reference-text">На это, например, указывает последний сон главного героя, в котором бывшая возлюбленная детектива говорит, [[Опора на четвёртую стену|что он воспринимал их разговоры как диалоговые списки]]. Впрочем, не факт, что [[Ненадёжный рассказчик|ей можно верить]], всё-таки разговор происходит в разуме самого Гарри…</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-24"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-24|[24]]]</span> <span class="reference-text">А может, не божество это никакое, а, например, какой-нибудь криптид (как в случае с {{spoiler|1=Йозефом Дросом}})</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-25"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-25|[25]]]</span> <span class="reference-text">Правда есть еще старый солдат Рене, который просто козёл, но не трус. </span> | |||
</li> | |||
</ol> | |||
[[Категория:CRPG]] |