Справочник автора/Зороастризм: различия между версиями
common>Maya (→Пророк) |
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{WIP}} {{q|В храме иранского города Йезда священный огонь горит уже более полутора тысячи лет.|Факт}} Файл:Faravahar.jpg|thumb|right|Фаравахар — центральный символ современной (да и древней тоже) Маздаяснийской Веры. Изображённая сущность назы...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{WIP}} | {{WIP}} | ||
{{q|В храме [[Аятоллы, икра и ковры|иранского]] города Йезда священный огонь горит уже более полутора тысячи лет.|Факт}} | {{q|В храме [[Аятоллы, икра и ковры|иранского]] города Йезда священный огонь горит уже более полутора тысячи лет.|Факт}} | ||
[[Файл:Faravahar.jpg|thumb|right| | [[Файл:Faravahar.jpg|thumb|right|Фаравахар — центральный символ современной (да и древней тоже) Маздаяснийской Веры. Изображённая сущность называется Фраваши, о ней мы поговорим отдельно.]] | ||
== Вступление == | == Вступление == | ||
Давным-давно, в далёкой-далёкой Галактике… | Давным-давно, в далёкой-далёкой Галактике… | ||
Нет, не так. | Нет, не так. | ||
Давным-давно, на бескрайних просторах [[Шахи, бессмертные и огнепоклонники|Иранского нагорья]] жили-были индоевропейские племена. Быт у них был примерно такой же, как у остальных собратьев по бронзовому | Давным-давно, на бескрайних просторах [[Шахи, бессмертные и огнепоклонники|Иранского нагорья]] жили-были индоевропейские племена. Быт у них был примерно такой же, как у остальных собратьев по бронзовому веку — суровый, бедный, мало похожий на жизнь цивилизаций Плодородного Полумесяца. По меркам вавилонян, ассирийцев и египтян, народов весьма продвинутых в науках и искусствах, это были обычные дикари, одетые в шкуры и поклоняющиеся многочисленным богам с труднопроизносимыми именами. Индре, например. Но что-то такое было в этих чудесных людях, что они взяли, назвали себя арийцами, затем (в попытках выяснить, какой же ариец — истинный) раскололись на несколько непохожих друг на друга ветвей, основали кучу религий и завоевали неслабые пространства, от тернистых джунглей Юго-Восточной Азии до богатого Вавилона. Наша статья сфокусирована на той ветви индоарийцев, которая в мире известна под обобщающим названием персы, а вернее на их религии, которую с лёгкой руки греческих переводчиков принято называть зороастризм. Данная статья — справочно-просвещающая. Здесь автор может почерпнуть все необходимые сведения о зороастризме. Начнём? | ||
== Сны-Близнецы, борьба братьев, или «откуда есть пошла вера маздаяснийская» == | == Сны-Близнецы, борьба братьев, или «откуда есть пошла вера маздаяснийская» == | ||
{{q|Как он говорит в Авесте, Авеста — это объяснение обоих: одного того, который постоянен и безграничен во времени,— ибо Ормазд, место, вера и время Ормазда были, есть и всегда будут, — и Ахримана, который во тьме, невежестве, страсти разрушения и бездне был, есть, но не будет.|Бундахишн}} | {{q|Как он говорит в Авесте, Авеста — это объяснение обоих: одного того, который постоянен и безграничен во времени,— ибо Ормазд, место, вера и время Ормазда были, есть и всегда будут, — и Ахримана, который во тьме, невежестве, страсти разрушения и бездне был, есть, но не будет.|Бундахишн}} | ||
Человеческие общества склонны отражать в своих культурах и религиях противоположности. Вода против огня, свет против тьмы, земля против неба и так далее. Почему люди так делают? Это риторический вопрос, так что перейдём к предмету нашей статьи. В какой-то момент упомянутые выше дикари-индоевропейцы, расселившиеся на территории Иранского нагорья и занятые, в основном, оседлым скотоводством (в отличии от кочевых и-иранцев, например скифов) начали осознавать себя как единую общность, союз племён, с единым | Человеческие общества склонны отражать в своих культурах и религиях противоположности. Вода против огня, свет против тьмы, земля против неба и так далее. Почему люди так делают? Это риторический вопрос, так что перейдём к предмету нашей статьи. В какой-то момент упомянутые выше дикари-индоевропейцы, расселившиеся на территории Иранского нагорья и занятые, в основном, оседлым скотоводством (в отличии от кочевых и-иранцев, например скифов) начали осознавать себя как единую общность, союз племён, с единым самоназванием — airya, арии тобишь. Да-да, те самые арийцы, имя которых через тысячу лет присвоят [[Нацист|вот эти ребята]] (исключительно в пропагандистских целях), да ещё и придумают им такую внешность, какой оригинальные древние арии обладали ой навряд ли. Не та погода. | ||
[[Файл:Iran-priroda.jpg|thumb|right|Большая часть колыбели индо-арийской культуры выглядит именно так. Есть там и поросшие лесами берега Каспия, и унылые пустоши вокруг горы Демавенд, но общая черта | [[Файл:Iran-priroda.jpg|thumb|right|Большая часть колыбели индо-арийской культуры выглядит именно так. Есть там и поросшие лесами берега Каспия, и унылые пустоши вокруг горы Демавенд, но общая черта нагорья — аридный климат]] | ||
[[Поднял уровень крутизны|Заметно прокачавшись]], монолитная община раскололось. Часть ариев откочевала в Индию, где завоевала то немногое, что осталось от умершей цивилизации Мохенджо-Даро. Другая ушла к своим кочевым собратьям, включившись в общий хоровод индо-иранских кочевых | [[Поднял уровень крутизны|Заметно прокачавшись]], монолитная община раскололось. Часть ариев откочевала в Индию, где завоевала то немногое, что осталось от умершей цивилизации Мохенджо-Даро. Другая ушла к своим кочевым собратьям, включившись в общий хоровод индо-иранских кочевых племён — скифов, роксоланов, сарматов, массагетов. А третья вообще никуда не уходила. Она осталась сидеть там, где сидела, и начала готовить плацдарм к завоеванию обширных территорий Месопотамии. Именно этот переломный период зародил такую бурю в умах ариев, что они ненароком стали создателями нескольких мировых религий. | ||
[[Викинг|Прямо как асы и ваны]], боги ариев делились на несколько | [[Викинг|Прямо как асы и ваны]], боги ариев делились на несколько ступеней — асуров (слово примерно переводится как «здоровый, обладающих живительной силой») и дэвов (сияющих, светлых). В бесписьменный (увы!) период своей истории арии, скорее всего, вообще не делали особой разницы между ними, да и не до того было родоплеменной общине. Но на стадии формирования классового государства ребром встал один вопрос — кто круче? [[Бла бла бла|Привёл ли вопрос к расколу, был ли он его частью… ]]. Короче! Для одних асуры стали [[Ктулху с побитой мордой]], и мы знаем этих милых людей как современных последователей индуизма (буддизма тоже, ага) а для других — дэвы. Это первая ось дуализма, её важность прослеживается в очень далёких религиях и сектах, связанных с индуизмом-зороастризмом. [[Гад за Гадом|Но за ней последовала другая]]. Мироздание в умах ариев раскололось на два враждующих лагеря — страну Ариев (для персов это Иран), где молятся асурам/дэвам, и земли, где живут anairya, которые в зороастризме называют просто — Туран. Для последователей индуизма анариями были (в годы завоевания) местные дравидийские племена, для зороастрийцев — народы «туров», которые почти всегда описываются как кочевые скотоводы (те же скифы, ага). Такая вот кровно-родственная вражда. И это у народов, которые почитали аж двух богов, связанных с общинным единством, коллективизмом, <s>коммунизмом</s>. | ||
Ключевая священная книга зороастризма называется Авеста. В ней, а также во множестве других священных текстов, излагается основная религиозная мысль Благой Веры (Дине Бехи) | Ключевая священная книга зороастризма называется Авеста. В ней, а также во множестве других священных текстов, излагается основная религиозная мысль Благой Веры (Дине Бехи) — о существовании Снов-Близнецов, двух братьев, которые ещё до начала времён разошлись во мнениях. Один стал Творцом, Богом, вдохновителем жизни, красоты и порядка — его бехдины-зороастрийцы и почитают под именем Ахура Мазды, Здравого (Благого) Мудрого. Второй Сон стал бедственной сущностью, лишённой творческой фертильности, способной только портить и искажать творения своего Брата. Его имя Ангро-Майнью, «злой дух» тобишь. Сразу ликбез — нет, это не два равных бога, эта мысль зародилась [[w:https://ru.wikipedia.org/wiki/Протестантизм|вообще в другой религиозной системе.]] Для бехдинов Ахриман — это чёрное пятно на белой одежде, это школьный сосед Вася, который стал олигархом, пришёл с наёмниками в вашу квартиру, загадил обои, перебил посуду и изнасиловал всех домашних животных. Станет ли кто считать Васю богом? Обязательно станет, и эта религиозная система будет ещё одной частью дуализма. Бехдины называют её «даэва-ясна», почитание дэвов. Минуточку. А кто такие бехдины? | ||
== Пророк, Книга, Община == | == Пророк, Книга, Община == | ||
Бехдины (буквально с персидского «благоверные») это и есть последователи Благой Веры (Дине Бехи), известной западному читателю под грекоподобным названием | Бехдины (буквально с персидского «благоверные») это и есть последователи Благой Веры (Дине Бехи), известной западному читателю под грекоподобным названием «зороастризм» — от эллинской передачи имени пророка — Зороастр. Второе распространённое среди верующих самоназвание — маздаяснийцы (от авестийского «vahvi daena mazdayasna» — «благая вера почитания Мудрого»). Теперь, когда эти термины получили своё разъяснение, они будут преобладать в следующей части статьи. | ||
{{Note|Кстати!|width=200|В итоге подобная транскрипция имени Зартошта сыграла с эллинистическим миром злую шутку. В какой-то момент всем открылась страшная | {{Note|Кстати!|width=200|В итоге подобная транскрипция имени Зартошта сыграла с эллинистическим миром злую шутку. В какой-то момент всем открылась страшная истина — в имени «Зороастр» скрыто слово «звезда» (astro на латыни, и αστερ на греческом). После этого за «огнепоклонниками» закрепилась слава [[астролог]]ов, гадателей и волхвов — это при том, что оригинальные священные тексты строго-настрого запрещают любую магию, особенно желчно проходясь по астрологической традиции… но об этом позже.}} | ||
=== Пророк === | === Пророк === | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
Когда на самом деле родился праведный Заратуштра? Мнения серьёзно расходятся. Кто-то говорит «за два века до [[w:Александр Македонский|Сашки]]», но мы предпочтём старое-доброе [[Давным-давно]], чтобы не смущать ум весьма туманными датами. | Когда на самом деле родился праведный Заратуштра? Мнения серьёзно расходятся. Кто-то говорит «за два века до [[w:Александр Македонский|Сашки]]», но мы предпочтём старое-доброе [[Давным-давно]], чтобы не смущать ум весьма туманными датами. | ||
Так получилось, что творение ждало рождения Зартошта с самого начала времён. Когда Ангра-Майнью сумел повредить творение Ахура-Мазды, в том числе убил двух священных | Так получилось, что творение ждало рождения Зартошта с самого начала времён. Когда Ангра-Майнью сумел повредить творение Ахура-Мазды, в том числе убил двух священных созданий — первочеловека и первобыка, душа последнего вышла из тела и начала очень громко вопить о несправедливости происходящего. [[Эй, вы, там, наверху!|«Где тот праведник, которого ты обещал поставить заботится о творении? Что за зло произошло?»]]. Ормазд объяснил, что смерть — это та болезнь, что принёс с собой Злой Дух, и что создать праведного спасителя вот так, сразу, попросту невозможно. В ответ Душа Быка начала путешествовать по Вселенной, неистово голося. Когда в своём желании пожаловаться Душа Быка обошла всю солнечную систему, Ахура Мазда явил ей фраваши (термин поясню позже) невероятной силы и чистоты, сотворённую им задолго до всего произошедшего и сказал «Эта фраваши принадлежит Заратуштре Спитаме. В свой час он родится в мире, чтобы проповедовать чистоту и заботится обо всём творении». Только после этого Душа Быка успокоилась и пообещала вскормить творение, так сказать присмотреть за происходящим, и ждать появления Зартошта. | ||
Что ж… она присмотрела. | Что ж… она присмотрела. | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
== Духовенство и не только == | == Духовенство и не только == | ||
== Ереси и влияние. Почему | == Ереси и влияние. Почему Ницше — про другое? == | ||
[[Категория:Справочник автора]] | [[Категория:Справочник автора]] | ||
{{Nav/Справочник автора}} | {{Nav/Справочник автора}} | ||
{{Nav/Ближний Восток}} | {{Nav/Ближний Восток}} |
Версия 14:55, 27 апреля 2022
« | В храме иранского города Йезда священный огонь горит уже более полутора тысячи лет. | » |
— Факт |
Вступление
Давным-давно, в далёкой-далёкой Галактике… Нет, не так. Давным-давно, на бескрайних просторах Иранского нагорья жили-были индоевропейские племена. Быт у них был примерно такой же, как у остальных собратьев по бронзовому веку — суровый, бедный, мало похожий на жизнь цивилизаций Плодородного Полумесяца. По меркам вавилонян, ассирийцев и египтян, народов весьма продвинутых в науках и искусствах, это были обычные дикари, одетые в шкуры и поклоняющиеся многочисленным богам с труднопроизносимыми именами. Индре, например. Но что-то такое было в этих чудесных людях, что они взяли, назвали себя арийцами, затем (в попытках выяснить, какой же ариец — истинный) раскололись на несколько непохожих друг на друга ветвей, основали кучу религий и завоевали неслабые пространства, от тернистых джунглей Юго-Восточной Азии до богатого Вавилона. Наша статья сфокусирована на той ветви индоарийцев, которая в мире известна под обобщающим названием персы, а вернее на их религии, которую с лёгкой руки греческих переводчиков принято называть зороастризм. Данная статья — справочно-просвещающая. Здесь автор может почерпнуть все необходимые сведения о зороастризме. Начнём?
Сны-Близнецы, борьба братьев, или «откуда есть пошла вера маздаяснийская»
« | Как он говорит в Авесте, Авеста — это объяснение обоих: одного того, который постоянен и безграничен во времени,— ибо Ормазд, место, вера и время Ормазда были, есть и всегда будут, — и Ахримана, который во тьме, невежестве, страсти разрушения и бездне был, есть, но не будет. | » |
— Бундахишн |
Человеческие общества склонны отражать в своих культурах и религиях противоположности. Вода против огня, свет против тьмы, земля против неба и так далее. Почему люди так делают? Это риторический вопрос, так что перейдём к предмету нашей статьи. В какой-то момент упомянутые выше дикари-индоевропейцы, расселившиеся на территории Иранского нагорья и занятые, в основном, оседлым скотоводством (в отличии от кочевых и-иранцев, например скифов) начали осознавать себя как единую общность, союз племён, с единым самоназванием — airya, арии тобишь. Да-да, те самые арийцы, имя которых через тысячу лет присвоят вот эти ребята (исключительно в пропагандистских целях), да ещё и придумают им такую внешность, какой оригинальные древние арии обладали ой навряд ли. Не та погода.
Заметно прокачавшись, монолитная община раскололось. Часть ариев откочевала в Индию, где завоевала то немногое, что осталось от умершей цивилизации Мохенджо-Даро. Другая ушла к своим кочевым собратьям, включившись в общий хоровод индо-иранских кочевых племён — скифов, роксоланов, сарматов, массагетов. А третья вообще никуда не уходила. Она осталась сидеть там, где сидела, и начала готовить плацдарм к завоеванию обширных территорий Месопотамии. Именно этот переломный период зародил такую бурю в умах ариев, что они ненароком стали создателями нескольких мировых религий.
Прямо как асы и ваны, боги ариев делились на несколько ступеней — асуров (слово примерно переводится как «здоровый, обладающих живительной силой») и дэвов (сияющих, светлых). В бесписьменный (увы!) период своей истории арии, скорее всего, вообще не делали особой разницы между ними, да и не до того было родоплеменной общине. Но на стадии формирования классового государства ребром встал один вопрос — кто круче? Привёл ли вопрос к расколу, был ли он его частью… . Короче! Для одних асуры стали Ктулху с побитой мордой, и мы знаем этих милых людей как современных последователей индуизма (буддизма тоже, ага) а для других — дэвы. Это первая ось дуализма, её важность прослеживается в очень далёких религиях и сектах, связанных с индуизмом-зороастризмом. Но за ней последовала другая. Мироздание в умах ариев раскололось на два враждующих лагеря — страну Ариев (для персов это Иран), где молятся асурам/дэвам, и земли, где живут anairya, которые в зороастризме называют просто — Туран. Для последователей индуизма анариями были (в годы завоевания) местные дравидийские племена, для зороастрийцев — народы «туров», которые почти всегда описываются как кочевые скотоводы (те же скифы, ага). Такая вот кровно-родственная вражда. И это у народов, которые почитали аж двух богов, связанных с общинным единством, коллективизмом, коммунизмом.
Ключевая священная книга зороастризма называется Авеста. В ней, а также во множестве других священных текстов, излагается основная религиозная мысль Благой Веры (Дине Бехи) — о существовании Снов-Близнецов, двух братьев, которые ещё до начала времён разошлись во мнениях. Один стал Творцом, Богом, вдохновителем жизни, красоты и порядка — его бехдины-зороастрийцы и почитают под именем Ахура Мазды, Здравого (Благого) Мудрого. Второй Сон стал бедственной сущностью, лишённой творческой фертильности, способной только портить и искажать творения своего Брата. Его имя Ангро-Майнью, «злой дух» тобишь. Сразу ликбез — нет, это не два равных бога, эта мысль зародилась вообще в другой религиозной системе. Для бехдинов Ахриман — это чёрное пятно на белой одежде, это школьный сосед Вася, который стал олигархом, пришёл с наёмниками в вашу квартиру, загадил обои, перебил посуду и изнасиловал всех домашних животных. Станет ли кто считать Васю богом? Обязательно станет, и эта религиозная система будет ещё одной частью дуализма. Бехдины называют её «даэва-ясна», почитание дэвов. Минуточку. А кто такие бехдины?
Пророк, Книга, Община
Бехдины (буквально с персидского «благоверные») это и есть последователи Благой Веры (Дине Бехи), известной западному читателю под грекоподобным названием «зороастризм» — от эллинской передачи имени пророка — Зороастр. Второе распространённое среди верующих самоназвание — маздаяснийцы (от авестийского «vahvi daena mazdayasna» — «благая вера почитания Мудрого»). Теперь, когда эти термины получили своё разъяснение, они будут преобладать в следующей части статьи.
Кстати!
|
---|
В итоге подобная транскрипция имени Зартошта сыграла с эллинистическим миром злую шутку. В какой-то момент всем открылась страшная истина — в имени «Зороастр» скрыто слово «звезда» (astro на латыни, и αστερ на греческом). После этого за «огнепоклонниками» закрепилась слава астрологов, гадателей и волхвов — это при том, что оригинальные священные тексты строго-настрого запрещают любую магию, особенно желчно проходясь по астрологической традиции… но об этом позже. |
Пророк
« | Тот найден мной здесь, единственный, кто слушает наши наставления –
Заратуштра Спитама. Он нам, о Мазда, и Аше желает Воспевать гимны, чтобы я обрел сладость его речи. |
» |
— Авеста |
Когда на самом деле родился праведный Заратуштра? Мнения серьёзно расходятся. Кто-то говорит «за два века до Сашки», но мы предпочтём старое-доброе Давным-давно, чтобы не смущать ум весьма туманными датами. Так получилось, что творение ждало рождения Зартошта с самого начала времён. Когда Ангра-Майнью сумел повредить творение Ахура-Мазды, в том числе убил двух священных созданий — первочеловека и первобыка, душа последнего вышла из тела и начала очень громко вопить о несправедливости происходящего. «Где тот праведник, которого ты обещал поставить заботится о творении? Что за зло произошло?». Ормазд объяснил, что смерть — это та болезнь, что принёс с собой Злой Дух, и что создать праведного спасителя вот так, сразу, попросту невозможно. В ответ Душа Быка начала путешествовать по Вселенной, неистово голося. Когда в своём желании пожаловаться Душа Быка обошла всю солнечную систему, Ахура Мазда явил ей фраваши (термин поясню позже) невероятной силы и чистоты, сотворённую им задолго до всего произошедшего и сказал «Эта фраваши принадлежит Заратуштре Спитаме. В свой час он родится в мире, чтобы проповедовать чистоту и заботится обо всём творении». Только после этого Душа Быка успокоилась и пообещала вскормить творение, так сказать присмотреть за происходящим, и ждать появления Зартошта.
Что ж… она присмотрела.