Тёмная ночь души: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
'''Тёмная ночь души''' в некоторых религиях — неизбежный период перед решающим откровением, когда человек как никогда близок к полному отчаянию. Все былые деяния кажутся ему напрасными, всё вокруг перестаёт иметь значение, и мир кругом темнеет и сужается так, что становится трудно дышать. Человек отстраняется от всех прежних друзей и соратников, остаётся наедине с собой. Но именно в эти минуты безысходности он делает выбор, порывает со всеми сомнениями и возвращается в мир обновлённым — в худшую ли сторону или в лучшую, мир вскоре испытает на себе. | '''Тёмная ночь души''' в некоторых религиях — неизбежный период перед решающим откровением, когда человек как никогда близок к полному отчаянию. Все былые деяния кажутся ему напрасными, всё вокруг перестаёт иметь значение, и мир кругом темнеет и сужается так, что становится трудно дышать. Человек отстраняется от всех прежних друзей и соратников, остаётся наедине с собой. Но именно в эти минуты безысходности он делает выбор, порывает со всеми сомнениями и возвращается в мир обновлённым — в худшую ли сторону или в лучшую, мир вскоре испытает на себе. | ||
Необходимым условием [[ | Необходимым условием [[троп]]а в художественных произведениях является изоляция персонажа (в буквальном или метафорическом смысле) перед тем, как будет принято судьбоносное решение. Борьба не должна выходить за рамки одного персонажа, и произведение акцентирует внимание именно на этом. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* [[Кодификатор]] в западном | * [[Кодификатор]] в западном мире — '''Христос в пустыне'''. Согласно [[Библия|Новому Завету]], Иисус после крещения провёл сорок дней в пустыне в одиночестве. В это время Дьявол пытался Его искусить три раза, чтобы сбить с пути, но Иисус прошёл эти испытания и вернулся уже полностью уверенным в Своём предназначении. Сюжет популяризирован одноименной картиной И. Крамского (см. иллюстрацию). | ||
** Моление о Чаше в Гефсиманском саду | ** Моление о Чаше в Гефсиманском саду ещё лучше укладывается в троп. Поститься в пустыню Иисус изначально шёл с полной уверенностью в том, что Он делает и зачем (и [[посрами дьявола|вышел победителем]] настолько предсказуемо, что аж ваще), а вот в Гефсимании проняло даже Его: «если возможно, да минует Меня чаша сия». | ||
* '''[[Мономиф]]''', или универсальный миф, уделяет особое внимание этому периоду жизни героя: согласно ему, между началом пути героя и его завершением всегда имеется так называемая лиминальная стадия, когда герой выброшен из привычного ему мира и всего, что с ним связано, и предоставлен сам себе — и именно в это время он формирует свои окончательные ценности. | * '''[[Мономиф]]''', или универсальный миф, уделяет особое внимание этому периоду жизни героя: согласно ему, между началом пути героя и его завершением всегда имеется так называемая лиминальная стадия, когда герой выброшен из привычного ему мира и всего, что с ним связано, и предоставлен сам себе — и именно в это время он формирует свои окончательные ценности. | ||
* В. Гюго: | * В. Гюго: | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
*** Жан Вальжан после разговора с епископом Мириэлем, которому пообещал стать честным человеком, весь день разрывается между противоречивыми чувствами, на закате крадёт у ребенка сорок су и после этого осознаёт всю чудовищность прежней своей жизни и плачет первый раз за девятнадцать лет. | *** Жан Вальжан после разговора с епископом Мириэлем, которому пообещал стать честным человеком, весь день разрывается между противоречивыми чувствами, на закате крадёт у ребенка сорок су и после этого осознаёт всю чудовищность прежней своей жизни и плачет первый раз за девятнадцать лет. | ||
*** Жавер после того, как Вальжан, которого он преследовал долгое время, отпустил его на свободу. Не в силах вынести такой разрыв шаблона, [[самоубийство|покончил]] с собой. | *** Жавер после того, как Вальжан, которого он преследовал долгое время, отпустил его на свободу. Не в силах вынести такой разрыв шаблона, [[самоубийство|покончил]] с собой. | ||
** «Девяносто третий год» — Говэн очень, очень долго размышляет, расстрелять или отпустить Лантенака, который погубил очень много людей (и вообще враг), но спас троих детей, едва не погибших на пожаре. И наконец решается — меняется с ним местами в тюрьме. И его раздумья Гюго показывает максимально подробно. А вот как Симурдэн приходит к решению отправить на гильотину Говэна, которого любил как сына, Гюго утаивает. Но если учесть, что в момент казни Говэна Симурдэн [[самоубийство| застрелился сам]], «тёмная ночь души» была и у него. | ** «Девяносто третий год» — Говэн очень, очень долго размышляет, расстрелять или отпустить Лантенака, который погубил очень много людей (и вообще враг), но спас троих детей, едва не погибших на пожаре. И наконец решается — меняется с ним местами в тюрьме. И его раздумья Гюго показывает максимально подробно. А вот как Симурдэн приходит к решению отправить на гильотину Говэна, которого любил как сына, Гюго утаивает. Но если учесть, что в момент казни Говэна Симурдэн [[самоубийство|застрелился сам]], «тёмная ночь души» была и у него. | ||
* А. Дюма, «[[Граф Монте-Кристо]] | * А. Дюма, «[[Граф Монте-Кристо]]» — четырнадцать лет в замке Иф были весьма долгой ночью души… | ||
* «Тигр! Тигр!» [[Alfred Bester|Альфреда Бестера]] | * «Тигр! Тигр!» [[Alfred Bester|Альфреда Бестера]] — Гулливер Фойл был самым обычным человеком. Но однажды из-за кораблекрушения он сто семьдесят дней дрейфовал в космосе, каждый день отчаянно борясь за жизнь — так ещё и корабль «Ворга» прошел мимо места кораблекрушения, не подобрав Фойла. Спасшись, Фойл изменился настолько, что в конце концов стал Врагом Номер Один. | ||
* «[[Игра престолов]]»: Дейенерис Таргариен. Начало 5-й серии 8-го сезона сериала явственно показывает, что Дейенерис находится именно в этой стадии. | * «[[Игра престолов]]»: Дейенерис Таргариен. Начало 5-й серии 8-го сезона сериала явственно показывает, что Дейенерис находится именно в этой стадии. | ||
** Когда-то такую тёмную ночь устроил себе Верховный Септон, когда он сидел ещё в Староместе и у стен стоял Эйгон Завоеватель. Он молился семь дней и ночей в уединении, прежде чем решил признать Эйгона законным королём. | ** Когда-то такую тёмную ночь устроил себе Верховный Септон, когда он сидел ещё в Староместе и у стен стоял Эйгон Завоеватель. Он молился семь дней и ночей в уединении, прежде чем решил признать Эйгона законным королём. | ||
* «[[Worm]]»: Рой в самом начале 27 арки, когда оказалось, что все её попытки, включая переход морального горизонта событий, оказались тщетными и Конец Света таки наступил. | * «[[Worm]]»: Рой в самом начале 27 арки, когда оказалось, что все её попытки, включая переход морального горизонта событий, оказались тщетными и Конец Света таки наступил. | ||
* [[24]]- {{Spoiler|Для Джека}} между побегом из КТО (до этого он надеялся на то, что правительство поможет) и убийством Даны Уолш (отказом щадить врагов). Хотя окончательно закончилась во время покушения на президента РФ. | * [[24]]- {{Spoiler|Для Джека}} между побегом из КТО (до этого он надеялся на то, что правительство поможет) и убийством Даны Уолш (отказом щадить врагов). Хотя окончательно закончилась во время покушения на президента РФ. | ||
* «Одному лишь Богу ведомый | * «Одному лишь Богу ведомый мир» — Кейма Кацураги в теле Юи и без того чувствует себя дурно, играет в отомэ для девушек, а когда к нему прикасается Юи в его теле, его сердце бьется быстрее, он в гневе требует не трогать его, замирает от ужаса, что повел себя как цундере, и убегает. Наедине с собой он безучастно бродит по улицам, приходя ко все более безутешным мыслям: он стал помешанной на романтике девочкой, реальность победила его отрешенное гениальное эго, и надо просто признать, что Бог дейт-симов умер. К счастью, встреча с оставившей гордыню и устроившейся продавщицей Мио Аоямой помогает ему пережить слабость и разработать план по возвращению себе тела. | ||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} |
Версия 21:11, 28 января 2024
Короче, Склихосовский! Единоличный решающий моральный выбор, предшествующий активным действиям персонажа |
Как мы знаем, люди способны менять свои моральные ориентиры и совершать повороты как налево, так и направо. Об этом мы узнаём, как правило, по их конкретным действиям и их последствиям. Но сам сокровенный момент трудного выбора и перелома в мировосприятии отдельного человека зачастую проходит без свидетелей и вообще без каких-то внешних проявлений — если и неистовствует буря в это роковое мгновение, то только в разуме одного-единственного человека. Что же на самом деле происходило в эти мучительные минуты в глубинах его души, никто, кроме него самого, никогда не узнает.
Тёмная ночь души в некоторых религиях — неизбежный период перед решающим откровением, когда человек как никогда близок к полному отчаянию. Все былые деяния кажутся ему напрасными, всё вокруг перестаёт иметь значение, и мир кругом темнеет и сужается так, что становится трудно дышать. Человек отстраняется от всех прежних друзей и соратников, остаётся наедине с собой. Но именно в эти минуты безысходности он делает выбор, порывает со всеми сомнениями и возвращается в мир обновлённым — в худшую ли сторону или в лучшую, мир вскоре испытает на себе.
Необходимым условием тропа в художественных произведениях является изоляция персонажа (в буквальном или метафорическом смысле) перед тем, как будет принято судьбоносное решение. Борьба не должна выходить за рамки одного персонажа, и произведение акцентирует внимание именно на этом.
Примеры
- Кодификатор в западном мире — Христос в пустыне. Согласно Новому Завету, Иисус после крещения провёл сорок дней в пустыне в одиночестве. В это время Дьявол пытался Его искусить три раза, чтобы сбить с пути, но Иисус прошёл эти испытания и вернулся уже полностью уверенным в Своём предназначении. Сюжет популяризирован одноименной картиной И. Крамского (см. иллюстрацию).
- Моление о Чаше в Гефсиманском саду ещё лучше укладывается в троп. Поститься в пустыню Иисус изначально шёл с полной уверенностью в том, что Он делает и зачем (и вышел победителем настолько предсказуемо, что аж ваще), а вот в Гефсимании проняло даже Его: «если возможно, да минует Меня чаша сия».
- Мономиф, или универсальный миф, уделяет особое внимание этому периоду жизни героя: согласно ему, между началом пути героя и его завершением всегда имеется так называемая лиминальная стадия, когда герой выброшен из привычного ему мира и всего, что с ним связано, и предоставлен сам себе — и именно в это время он формирует свои окончательные ценности.
- В. Гюго:
- «Отверженные»:
- Жан Вальжан после разговора с епископом Мириэлем, которому пообещал стать честным человеком, весь день разрывается между противоречивыми чувствами, на закате крадёт у ребенка сорок су и после этого осознаёт всю чудовищность прежней своей жизни и плачет первый раз за девятнадцать лет.
- Жавер после того, как Вальжан, которого он преследовал долгое время, отпустил его на свободу. Не в силах вынести такой разрыв шаблона, покончил с собой.
- «Девяносто третий год» — Говэн очень, очень долго размышляет, расстрелять или отпустить Лантенака, который погубил очень много людей (и вообще враг), но спас троих детей, едва не погибших на пожаре. И наконец решается — меняется с ним местами в тюрьме. И его раздумья Гюго показывает максимально подробно. А вот как Симурдэн приходит к решению отправить на гильотину Говэна, которого любил как сына, Гюго утаивает. Но если учесть, что в момент казни Говэна Симурдэн застрелился сам, «тёмная ночь души» была и у него.
- «Отверженные»:
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — четырнадцать лет в замке Иф были весьма долгой ночью души…
- «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера — Гулливер Фойл был самым обычным человеком. Но однажды из-за кораблекрушения он сто семьдесят дней дрейфовал в космосе, каждый день отчаянно борясь за жизнь — так ещё и корабль «Ворга» прошел мимо места кораблекрушения, не подобрав Фойла. Спасшись, Фойл изменился настолько, что в конце концов стал Врагом Номер Один.
- «Игра престолов»: Дейенерис Таргариен. Начало 5-й серии 8-го сезона сериала явственно показывает, что Дейенерис находится именно в этой стадии.
- Когда-то такую тёмную ночь устроил себе Верховный Септон, когда он сидел ещё в Староместе и у стен стоял Эйгон Завоеватель. Он молился семь дней и ночей в уединении, прежде чем решил признать Эйгона законным королём.
- «Worm»: Рой в самом начале 27 арки, когда оказалось, что все её попытки, включая переход морального горизонта событий, оказались тщетными и Конец Света таки наступил.
- 24 часа- Для Джека между побегом из КТО (до этого он надеялся на то, что правительство поможет) и убийством Даны Уолш (отказом щадить врагов). Хотя окончательно закончилась во время покушения на президента РФ.
- «Одному лишь Богу ведомый мир» — Кейма Кацураги в теле Юи и без того чувствует себя дурно, играет в отомэ для девушек, а когда к нему прикасается Юи в его теле, его сердце бьется быстрее, он в гневе требует не трогать его, замирает от ужаса, что повел себя как цундере, и убегает. Наедине с собой он безучастно бродит по улицам, приходя ко все более безутешным мыслям: он стал помешанной на романтике девочкой, реальность победила его отрешенное гениальное эго, и надо просто признать, что Бог дейт-симов умер. К счастью, встреча с оставившей гордыню и устроившейся продавщицей Мио Аоямой помогает ему пережить слабость и разработать план по возвращению себе тела.