Мистические нулевые: различия между версиями
м (Упустил :P) |
|||
(не показано 8 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Нулевые в Америке многие считают трудным десятилетием, примерно как в России — [[Бесславные девяностые|девяностые]]. Так как американцы по натуре своей [[ | Нулевые в [[Соединённые Штаты Америки|Америке]] многие считают трудным десятилетием, примерно как в России — [[Бесславные девяностые|девяностые]]. Не в последнюю очередь из-за: печально известного теракта 11 сентября, последовавшей напряжённой борьбы с терроризмом, афганской кампании, ипотечного кризиса 2008 г. переросшего в мировой финансовый… Так как американцы по натуре своей [[эскапист]]ы, не любящие загружать мозг проблемами, то во второй половине 1990-х и 2000-е, после череды множественных социальных, экономических и [[Война в Персидском заливе|политических]] потрясений, образовалась эстетика, близкая к [[Эстетика девяностых|эстетике девяностых]] в России. Разница в том, что '''мистические нулевые''' совсем не мрачные, а вполне даже весёлые и почти без [[чернуха|чернухи]]. | ||
Так как американская культура является доминирующей и влиятельнейшей, по крайней мере на момент 90х-00х — беспрекословно, то их массовая культура была практически тождественна массовой культуре мировой. А потому многие черты и тренды этой эпохи были применимы не только к американской культурной продукции, но и европейской, российской, азиатской (в частности Японской). | |||
Данная статья является подстатьёй для [[Новое тысячелетие|этой]]. | |||
== История == | == История == | ||
Корни у мистических нулевых растут прямиком из [[Конец истории|девяностых]], когда вновь начали набирать обороты паранормальные и конспирологические веяния, которые в свою очередь исходят из [[Контркультура шестидесятых|контркультуры шестидесятых]] и [[:w:Нью-эйдж|нью-эйджа]]… | |||
Не в последнюю очередь популяризация мистики обязана сильным конспирологическим мнениям в США, поддерживаемым выходом нашумевшей книги «Комитет 300. Тайны мирового правительства» и появлению первых версий Фотошопа, с помощью которого можно было делать качественные фото-подделки, например НЛО, которыми уже пользовалась жёлтая пресса в своих «ШОКИРУЮЩИХ статьях». И которым люди были склонны верить больше, чем сейчас. Ведь тот же Интернет был далеко не у всех, а Фотошоп лишь у тех немногих, кому он нужен был скорее по профессии, чем по прихоти. | |||
Популярность таинственных и мистических элементов в массовой культуре 90-х в первую очередь подогревали обозначенная выше книга «Комитет 300…», сериалы «[[Твин Пикс]]» и «[[Секретные материалы]]». Перед ними были произведения 80-х в которых было полно эклектичных элементов: когда фентези часто смешивали с фантастикой в фильмах, играх, и книгах. На этом фоне к 90-м сильно просела вера человечества в науку и технологии, особенно на постсоветском пространстве. А на их место встали противоположные им мистические и эзотерические концепции убеждавшие людей, что есть и другие грани реальности постичь которые можно только через трансцендентное, правительства всех стран мира скрывают шокирующе важную (не важно какую, главное что ШОКИРУЮЩУЮ) информацию и вообще во всём виноваты евреи! Тогда-то от эклектичного сплава фантастики и фентези постепенно оставалось одно «фентези», в которое в том числе входила мистика. Также на всём этом субстрате цвёл и пах постмодерн. | |||
Прибавьте сюда различные потрясения произошедшие на стыке тысячелетий: кризис доткомов, массовое появление компьютеров у простых обывателей, вместе с этим и распространение Интернета, актуализация вопросов произведений киберпанка и страх перед цифровым миром. Неудивительно, что в обществе нашёлся отклик на заявления о том, что «на самом деле мир куда более сложный и наука не в силах обуздать его весь». | |||
И вот, в 2000 г. вышел «[[Шрек]]», являвшийся удачной адаптацией не самой удачной пародийной сказки из 90-х. Он привнёс с собой уже витавшие в воздухе постмодернистские веяния и был полон различных отсылок к реальности и деконстукций сказочных тропов. Это и задало новую эстетику, которая в той или иной мере распространилась по миру, став частью культуры 2000-х. | |||
Через год начал выходить [[Гарри Поттер]], быстро став сначала книжной серией, а затем и кинофраншизой. Невероятный успех Поттерианы сначала побудил интерес к другим существующим работам ''(что за работы?)'', а потом породило плеяду подражателей. Но не одним Гарри Поттером живы мистические нулевые. Также в эпоху хорошо вписался «Король ужасов» [[Стивен Кинг]] с его работами вышедшими в это десятилетие. | |||
== Характерные черты == | == Характерные черты == | ||
{{video|-n8MLLHnHj8|примерно так}} | {{video|-n8MLLHnHj8|примерно так}} | ||
* [[Анахронизм]]. Сама эпоха была такой: технологии входили в жизнь постепенно. Это отразилось и в искусстве, поэтому маги пользуются палочками с функцией | * [[Анахронизм]]. Сама эпоха была такой: технологии входили в жизнь постепенно. Это отразилось и в искусстве, поэтому маги пользуются палочками с функцией MP3, а в волшебном королевстве смотрят телевизор. Троп больше пародийный, но в нулевых было столько [[пародия|пародий]] на фэнтези, что он стал серьёзным. | ||
* Популярность нечеловеческих персонажей, которые раньше, как правило, выступали противниками людей. Теперь они становятся совсем не страшными главными героями детских мультфильмов и других жанров. | * Популярность нечеловеческих персонажей, которые раньше, как правило, выступали противниками людей. Теперь они становятся совсем не страшными главными героями детских мультфильмов и других жанров. | ||
* [[Избранный|Избранные]]. Нередко со стёбом, наследие [[Гарри Поттер]]а в культуре. | * [[Избранный|Избранные]]. Нередко со стёбом, наследие [[Гарри Поттер]]а в культуре. | ||
Строка 21: | Строка 35: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * [[A Series of Unfortunate Events|33 несчастья]] — автор едко прошёлся по всем штампам наивно-идеалистичных детских книжек. Формально сюжет не мистический, но немало элементов на грани магического реализма. | ||
* [[The Da Vinci Code]] — книга Дэна Брауна в жанре конспирологической фантастики, строящая сюжет вокруг альтернативной религиозной теории о том, могли ли Иисус Христос и Мария Магдалина иметь общих детей. Книга стала бестселлером и одновременно всполошила христианские общины, подогрела интерес конспирологов и просто полюбилась фанатам шоу типа Секретных Материалов. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* | * [[Сумерки]] — кодификатор, как городское фэнтези. | ||
* | * [[w:Впусти меня. Сага|Впусти меня]] — история любви вампира и человека, которая появилась задолго до [[Сумерки|Сумерек]]. | ||
* [[UnderWorld]]. | * [[Enchanted]] — история [[Обратный попаданец|обратной попаданки]], [[деконструкция]] штампов Диснея. | ||
* | * [[UnderWorld]] — бесконечная война владык тьмы — вампиров и оборотней. Достаточно готичный по эстетике. | ||
* Франшиза | * [[Ван Хельсинг]] (2004). | ||
* | * Франшиза «[[Очень страшное кино]]» — лента задала моду на пародии на разные фильмы. Точнее, моду на новую волну кинопародий и их новый стиль — не такой, какой был в 1980-е и 1990-е у Дж. Абрахамса, Пэта Профта и братьев Цукеров («Аэроплан!», «Совершенно секретно!», «Голый пистолет!», «Горячие головы!», «Мафия!»), а ещё более отвязный и, что называется, хамский. В наихудшую сторону в этом «новом пародийном стиле нулевых» отличились Фридберг и Зельцер (наши «Самый лучший фильм» и «Гитлер капут» — подражания именно им), а в «условно наилучшую» — семейка Уэйансов. | ||
* [[Пираты Карибского моря]] — квинтэссенция тропа: у нас есть полумистическое-полупародийное кино с сильным женским персонажем, да ещё и яркий экшон. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * «[[Баффи — истребительница вампиров]]» (1997) — начал выходить чуть раньше, но эстетически — именно сабж. | ||
* «[[H2O: Just Add Water|H2O: Просто добавь воды]] | * «[[Зачарованные]]» (1998) — три сестры-ведьмы из Сан-Франциско сражаются с демонами и прочей нечистью, параллельно налаживая свою личную жизнь. | ||
* «[[The 10th Kingdom|Десятое королевство]]». | * «[[Сверхъестественное]]» (2005) — как же без сериала, название которого говорит само за себя. Второй кодификатор как городское фентези. | ||
* «[[H2O: Just Add Water|H2O: Просто добавь воды]]» — комедийно-мистический сериал про русалок из [[Кенгуру и каторжники|Австралии]]. | |||
* «[[Волшебники из Вэйверли Плэйс]]» — на волне популярности [[Гарри Поттер]]а появилась пародия на него. | |||
* «[[The 10th Kingdom|Десятое королевство]]» | |||
* «[[Power Rangers: Mystic Force]]» — очередной сезон Рейнджеров именно по данной теме, вышедший как раз в данный временной промежуток. Совпадение? Не думаю! | |||
=== [[Телевидение]] === | |||
* History Channel — кабельный телеканал специализирующийся на исторических передачах. Вторую половину нулевых прослыл как "американский РенТВ" с программами про НЛО, Код да Винчи и "надвигающийся апокалипсис". | |||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Шрек]]» — [[кодификатор]] эстетики. | * «[[Шрек]]» — [[кодификатор]] эстетики. | ||
* Ранние мультфильмы Pixar, особенно «[[Корпорация монстров]]» | * Ранние мультфильмы Pixar, особенно «[[Корпорация монстров]]» | ||
* [[Hoodwinked|Правдивая история Красной Шапки]] — комедийная пародия-переосмысление, стилизованное под тру-крайм, созданное на популярности Шрека. | |||
* [[Новые приключения Золушки]] — такая же пародия-переосмысление, но менее известная. | |||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* | * [[Kid vs. Kat]] — десятилетний мальчик ведёт борьбу с инопланетным котом своей младшей сестры, который подготавливает почву для… инопланетного кошачьего вторжения! | ||
* | * [[American Dragon: Jake Long]] — паренёк китайской наружности из Нью-Йорка, обладающий родовой силой превращаться в [[Дракон#Китайские|дракона]], надирает зад ордену охотников на всяких мистических существ и этих же существ защищает. По форме схоже с Черепашками-Ниндзя. | ||
* | * [[W.I.T.C.H.]] — пятеро школьниц-подростков при помощи сил стихий спасают человечество от покорителей из другого измерения. | ||
* | * [[Winx Club]] — вдогонку к предыдущему. Так же пятеро школьниц, так же с уникальными силами, так же борются со злом. От Чародеек отличается в первую очередь менее серьёзным сюжетом, бо́льшей популярностью у девичьей аудитории и меметичностью. | ||
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | |||
В Японии 2000-е такое же время, когда выходило достаточно мистических тайтлов. Это, конечно, не единственная эпоха, когда они выходили, но подходящих под рамки сабжа тайтлов в это десятилетие вполне достаточно. После доминации сай-фая/киберпанка, мехов, военщины и полиции в аниме в 80-х и 90-х, когда аниме пыталось быть один в один американскими тестостероновыми боевичками 80-х, в 00-е уже вектор поменялся и начали выходить тайтлы во главе угла которых городское фентези, вампиры, ОЯШИ с мистическими суперсилами и… магические школы. Без влияния Гарри Поттера и здесь не обошлось! | |||
* [[Death Note]] — один из самых ярких примеров. В представлении не нуждается. | |||
* [[Elfen Lied]] — история про экстрасенсорных [[Люди-плюс|людей-плюс]] — диклониусов, одна из которых сбежала из лаборатории, где над ней ставили различные опыты. | |||
* [[Hellsing]] (как 2001, так и 2006). | |||
* [[Toaru Majutsu no Index]] — городское фентези про противостояние [[Магия vs. наука|науки и магии]], с излишней долей конспирологичности. Первый сезон аниме-адаптации и вовсе выжимает [[педаль в пол]] в плане мистической атмосферы. | |||
* [[Shakugan no Shana]] — огневласая девица, названная главным героем Шаной, являющаяся «огненным туманом» борется против демонов «тамагара». А в спокойное время притворяется обычной школьницей. | |||
* [[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu]] — «Обычные люди меня не интересуют. Если здесь есть пришельцы, гости из будущего, люди из параллельных миров, экстрасенсы — милости прошу. Это все.» | |||
* [[Rozen Maiden]] — околопсихологическая история про школьника, борющегося со своими тараканам ив голове, в чём ему помогают живые куклы, одетые в стиле готической-лолиты. | |||
* Работы Хаяо Миядзаки, такие как [[Унесённые призраками]] и [[Ходячий замок]]. | |||
* [[Sekirei]] — эталонное аниме категории Б, но тем не менее это наш троп: на парня сваливается девушка, но не простая, а суперсильная, которая впутывает его в круговорот событий, начавшихся с соревнования устроенного загадочной корпорацией. | |||
* [[Mnemosyne: Mnemosyne no Musume-tachi]] — бессмертная красавица решила податься в детективы и теперь занимается самыми разными делами: от поиска пропавших котов, до каких-то совсем мистических и непонятных происшествий. | |||
=== [[Видеоигры]] === | |||
* [[F.E.A.R.]] — хоррор-шутер про спецназовца противостоящего мятежному отряду клонированных суперсолдат. | |||
* [[Devil May Cry]] — [[крутой]] полудемон и, по совместительству, частный детектив Данте при помощи своих демонических сил изрешечивает других, злых демонов. | |||
=== [[Визуальные романы]] === | |||
* [[Насуверс|Fate/Stay Night]] — баттл-рояль между магами под названием «Война Святого Грааля» проводимый среди магов и их слуг за шанс исполнения своих желаний. Атмосфера загадочности в достатке. | |||
== Мистические нулевые в России == | == Мистические нулевые в России == | ||
[[Файл:2000s Postmodern.jpg|мини|Вот так выглядела {{spoiler|(псевдо?)}}интеллектуальная проза нулевых]] | [[Файл:2000s Postmodern.jpg|мини|Вот так выглядела {{spoiler|(псевдо?)}}интеллектуальная проза нулевых]] | ||
В России | В России данная эстетика прижилась как родная, став прямым продолжением [[Эстетика девяностых|эстетики девяностых]]. Сюжеты были более реалистичны, в произведения не боялись добавлять [[Чернуха|чернуху]]. '''Русские мистические нулевые''' можно назвать субэстетикой с рядом особенностей, хотя она распространена меньше. | ||
'''Особенности:''' | '''Особенности:''' | ||
Строка 57: | Строка 103: | ||
* Очень [[серо-серая мораль|серая мораль]]. | * Очень [[серо-серая мораль|серая мораль]]. | ||
* Немного [[клюква|клюквенная]] интеграция с постсоветской эстетикой. | * Немного [[клюква|клюквенная]] интеграция с постсоветской эстетикой. | ||
* Ещё одна характерная черта нулевых — появление целой плеяды авторов-постмодернистов, претендовавших одновременно на интеллектуальность и занимательность, и вставлявших в произведения отсылки как на классиков, так и на современную поп-культуру. Такими авторами массово зачитывалась молодёжь 18-30 лет ([[:lm:Небыдло|особенно столичная, претендовавшая на элитарность]]), а люди из более старшего поколения (или просто с более консервативными взглядами) их презирали, считая «интеллектуальным фастфудом». Законодателем этого жанра ещё в девяностые стал [[Виктор Пелевин]], в нулевые подтянулись и другие авторы вроде Макса Фрая и Бориса Акунина. В отличие от книжных обложек девяностых, обычно имевших аляповатый вид и кислотные цвета, постмодернисты нулевых легко узнавались по стильным обложкам «от кутюр», часто одноцветным или двухцветным и придававших книге вид «серьёзного чтива» — но посреди этой серьёзной обложки красовалась какая-нибудь мультяшная картинка или персонаж типа [[Pokemon|Пикачу]], [[Spider-Man|Спайдермена]] или [[ | * Ещё одна характерная черта нулевых — появление целой плеяды авторов-постмодернистов, претендовавших одновременно на интеллектуальность и занимательность, и вставлявших в произведения отсылки как на классиков, так и на современную поп-культуру. Такими авторами массово зачитывалась молодёжь 18-30 лет ([[:lm:Небыдло|особенно столичная, претендовавшая на элитарность]]), а люди из более старшего поколения (или просто с более консервативными взглядами) их презирали, считая «интеллектуальным фастфудом». Законодателем этого жанра ещё в девяностые стал [[Виктор Пелевин]], в нулевые подтянулись и другие авторы вроде Макса Фрая и Бориса Акунина. В отличие от книжных обложек девяностых, обычно имевших аляповатый вид и кислотные цвета, постмодернисты нулевых легко узнавались по стильным обложкам «от кутюр», часто одноцветным или двухцветным и придававших книге вид «серьёзного чтива» — но посреди этой серьёзной обложки красовалась какая-нибудь мультяшная картинка или персонаж типа [[Pokemon|Пикачу]], [[Spider-Man|Спайдермена]] или [[Looney Tunes/Merrie Melodies|Багза Банни]]<ref>С копирайтом тогда всё было не так строго, как сейчас, и авторы часто позволяли себе подобное.</ref>. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * Конечно же [[Дозоры]]. | ||
* «[[Таня Гроттер]]» и «[[Мефодий Буслаев]]» — поначалу с явными элементами закоса под [[Гарри Поттер]]а (особенно Таня), но постепенно выросли в самобытные произведения. | * «[[Таня Гроттер]]» и «[[Мефодий Буслаев]]» — поначалу с явными элементами закоса под [[Гарри Поттер]]а (особенно Таня), но постепенно выросли в самобытные произведения. | ||
* «Мефодий Буслаев» также дал начало целому поджанру нулевых под названием «Хулиганское фэнтези», сочетающего фэнтези с элементами тинейджерской субкультуры. В первую очередь в этом жанре отметился сам Емец («Великое Нечто» и «Вселенский неудачник»), но также и Павел Марушкин с трилогией «[[Каюкер и Ухайдакер]]». | * «Мефодий Буслаев» также дал начало целому поджанру нулевых под названием «Хулиганское фэнтези», сочетающего фэнтези с элементами тинейджерской субкультуры. В первую очередь в этом жанре отметился сам Емец («Великое Нечто» и «Вселенский неудачник»), но также и Павел Марушкин с трилогией «[[Каюкер и Ухайдакер]]». | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Экранизации | * Экранизации [[Дозоры|Дозоров]] дополнительно выжимают педаль в пол. Если у Лукьяненко магические герои пользуются стандартными артефактами типа камней и жезлов, то в экранизациях в роли артефактов выступают [[Мистический Сникерс|повседневные предметы]], знакомые всем, кто жил в России нулевых: Завулон играет на приставке в файтинг, чтобы просчитать будущее сражение с Антоном, Егор пьёт жизненную силу с помощью пакетика сока «Злой» и разрушает город игрушечным шариком на резинке «Раскидай»… | ||
=== [[Телевидение]] === | |||
* [[Необъяснимо, но факт]] — псевдодокументальное шоу с [[ТНТ]] о сверхъестественном, неопознанном и всём таком. С его [[Такой серьёзный, что уже смешно|меметичным]] ведущим Сергеем Дружко. | |||
* [[Битва Экстрасенсов]] — пресловутое шоу с того же ТНТ об «экстрасенсах» и их «борьбе», которое никак не может закрыться. | |||
* [[Фантастические Истории]] — документальные фильмы [[РенТВ]] о том, что «непонятно, необъяснимо и пока не изучено: НЛО, сверхъестественные способности, аномальные зоны, вещие сны…» | |||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Франшиза «[[Три богатыря (Мельница)|Три богатыря]]» — явное подражание Шреку, но с [[богатыри и чудища лесные|древнерусским колоритом]]. | * Франшиза «[[Три богатыря (Мельница)|Три богатыря]]» — явное подражание Шреку, но с [[богатыри и чудища лесные|древнерусским колоритом]]. | ||
== | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[S.T.A.L.K.E.R.]]<ref>В очередной раз: да, Сталкер не российская игра, но и в «зарубежные» примеры его не закинешь. Культурно он слишком «свой», так что пусть будет здесь.</ref> — а вот тут как раз [[субверсия]], к удивлению многих. Все аномалии и все остальные «чудеса» Зоны мистические только в фанатских модификациях. В ванильной игре про мистику ни слова. | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/США}} | {{Nav/США}} |
Текущая версия на 22:41, 18 ноября 2024
Нулевые в Америке многие считают трудным десятилетием, примерно как в России — девяностые. Не в последнюю очередь из-за: печально известного теракта 11 сентября, последовавшей напряжённой борьбы с терроризмом, афганской кампании, ипотечного кризиса 2008 г. переросшего в мировой финансовый… Так как американцы по натуре своей эскаписты, не любящие загружать мозг проблемами, то во второй половине 1990-х и 2000-е, после череды множественных социальных, экономических и политических потрясений, образовалась эстетика, близкая к эстетике девяностых в России. Разница в том, что мистические нулевые совсем не мрачные, а вполне даже весёлые и почти без чернухи.
Так как американская культура является доминирующей и влиятельнейшей, по крайней мере на момент 90х-00х — беспрекословно, то их массовая культура была практически тождественна массовой культуре мировой. А потому многие черты и тренды этой эпохи были применимы не только к американской культурной продукции, но и европейской, российской, азиатской (в частности Японской).
Данная статья является подстатьёй для этой.
История[править]
Корни у мистических нулевых растут прямиком из девяностых, когда вновь начали набирать обороты паранормальные и конспирологические веяния, которые в свою очередь исходят из контркультуры шестидесятых и нью-эйджа…
Не в последнюю очередь популяризация мистики обязана сильным конспирологическим мнениям в США, поддерживаемым выходом нашумевшей книги «Комитет 300. Тайны мирового правительства» и появлению первых версий Фотошопа, с помощью которого можно было делать качественные фото-подделки, например НЛО, которыми уже пользовалась жёлтая пресса в своих «ШОКИРУЮЩИХ статьях». И которым люди были склонны верить больше, чем сейчас. Ведь тот же Интернет был далеко не у всех, а Фотошоп лишь у тех немногих, кому он нужен был скорее по профессии, чем по прихоти.
Популярность таинственных и мистических элементов в массовой культуре 90-х в первую очередь подогревали обозначенная выше книга «Комитет 300…», сериалы «Твин Пикс» и «Секретные материалы». Перед ними были произведения 80-х в которых было полно эклектичных элементов: когда фентези часто смешивали с фантастикой в фильмах, играх, и книгах. На этом фоне к 90-м сильно просела вера человечества в науку и технологии, особенно на постсоветском пространстве. А на их место встали противоположные им мистические и эзотерические концепции убеждавшие людей, что есть и другие грани реальности постичь которые можно только через трансцендентное, правительства всех стран мира скрывают шокирующе важную (не важно какую, главное что ШОКИРУЮЩУЮ) информацию и вообще во всём виноваты евреи! Тогда-то от эклектичного сплава фантастики и фентези постепенно оставалось одно «фентези», в которое в том числе входила мистика. Также на всём этом субстрате цвёл и пах постмодерн.
Прибавьте сюда различные потрясения произошедшие на стыке тысячелетий: кризис доткомов, массовое появление компьютеров у простых обывателей, вместе с этим и распространение Интернета, актуализация вопросов произведений киберпанка и страх перед цифровым миром. Неудивительно, что в обществе нашёлся отклик на заявления о том, что «на самом деле мир куда более сложный и наука не в силах обуздать его весь».
И вот, в 2000 г. вышел «Шрек», являвшийся удачной адаптацией не самой удачной пародийной сказки из 90-х. Он привнёс с собой уже витавшие в воздухе постмодернистские веяния и был полон различных отсылок к реальности и деконстукций сказочных тропов. Это и задало новую эстетику, которая в той или иной мере распространилась по миру, став частью культуры 2000-х.
Через год начал выходить Гарри Поттер, быстро став сначала книжной серией, а затем и кинофраншизой. Невероятный успех Поттерианы сначала побудил интерес к другим существующим работам (что за работы?), а потом породило плеяду подражателей. Но не одним Гарри Поттером живы мистические нулевые. Также в эпоху хорошо вписался «Король ужасов» Стивен Кинг с его работами вышедшими в это десятилетие.
Характерные черты[править]
(link)
примерно так- Анахронизм. Сама эпоха была такой: технологии входили в жизнь постепенно. Это отразилось и в искусстве, поэтому маги пользуются палочками с функцией MP3, а в волшебном королевстве смотрят телевизор. Троп больше пародийный, но в нулевых было столько пародий на фэнтези, что он стал серьёзным.
- Популярность нечеловеческих персонажей, которые раньше, как правило, выступали противниками людей. Теперь они становятся совсем не страшными главными героями детских мультфильмов и других жанров.
- Избранные. Нередко со стёбом, наследие Гарри Поттера в культуре.
- Мода на городское фэнтези — вампиры, оборотни, ведьмы живут рядом с людьми.
- Дружелюбные монстры. Вытекает из второго пункта.
- Лёгкий налёт киберпанка.
- Сильный женский персонаж — не обязательно на главных ролях, годится и второстепенная. Этим нулевые отличаются от следующей эпохи.
- Как и мода того времени, эстетика яркая.
- Хулиганский юмор, нередко ниже пояса.
- Влияние видеоигр — всё должно быть зрелищно.
- На волне популярности деконструкций — расцвет комедийных ужасов и пародий.
Исторические примеры[править]
Литература[править]
- 33 несчастья — автор едко прошёлся по всем штампам наивно-идеалистичных детских книжек. Формально сюжет не мистический, но немало элементов на грани магического реализма.
- The Da Vinci Code — книга Дэна Брауна в жанре конспирологической фантастики, строящая сюжет вокруг альтернативной религиозной теории о том, могли ли Иисус Христос и Мария Магдалина иметь общих детей. Книга стала бестселлером и одновременно всполошила христианские общины, подогрела интерес конспирологов и просто полюбилась фанатам шоу типа Секретных Материалов.
Кино[править]
- Сумерки — кодификатор, как городское фэнтези.
- Впусти меня — история любви вампира и человека, которая появилась задолго до Сумерек.
- Enchanted — история обратной попаданки, деконструкция штампов Диснея.
- UnderWorld — бесконечная война владык тьмы — вампиров и оборотней. Достаточно готичный по эстетике.
- Ван Хельсинг (2004).
- Франшиза «Очень страшное кино» — лента задала моду на пародии на разные фильмы. Точнее, моду на новую волну кинопародий и их новый стиль — не такой, какой был в 1980-е и 1990-е у Дж. Абрахамса, Пэта Профта и братьев Цукеров («Аэроплан!», «Совершенно секретно!», «Голый пистолет!», «Горячие головы!», «Мафия!»), а ещё более отвязный и, что называется, хамский. В наихудшую сторону в этом «новом пародийном стиле нулевых» отличились Фридберг и Зельцер (наши «Самый лучший фильм» и «Гитлер капут» — подражания именно им), а в «условно наилучшую» — семейка Уэйансов.
- Пираты Карибского моря — квинтэссенция тропа: у нас есть полумистическое-полупародийное кино с сильным женским персонажем, да ещё и яркий экшон.
Телесериалы[править]
- «Баффи — истребительница вампиров» (1997) — начал выходить чуть раньше, но эстетически — именно сабж.
- «Зачарованные» (1998) — три сестры-ведьмы из Сан-Франциско сражаются с демонами и прочей нечистью, параллельно налаживая свою личную жизнь.
- «Сверхъестественное» (2005) — как же без сериала, название которого говорит само за себя. Второй кодификатор как городское фентези.
- «H2O: Просто добавь воды» — комедийно-мистический сериал про русалок из Австралии.
- «Волшебники из Вэйверли Плэйс» — на волне популярности Гарри Поттера появилась пародия на него.
- «Десятое королевство»
- «Power Rangers: Mystic Force» — очередной сезон Рейнджеров именно по данной теме, вышедший как раз в данный временной промежуток. Совпадение? Не думаю!
Телевидение[править]
- History Channel — кабельный телеканал специализирующийся на исторических передачах. Вторую половину нулевых прослыл как "американский РенТВ" с программами про НЛО, Код да Винчи и "надвигающийся апокалипсис".
Мультфильмы[править]
- «Шрек» — кодификатор эстетики.
- Ранние мультфильмы Pixar, особенно «Корпорация монстров»
- Правдивая история Красной Шапки — комедийная пародия-переосмысление, стилизованное под тру-крайм, созданное на популярности Шрека.
- Новые приключения Золушки — такая же пародия-переосмысление, но менее известная.
Мультсериалы[править]
- Kid vs. Kat — десятилетний мальчик ведёт борьбу с инопланетным котом своей младшей сестры, который подготавливает почву для… инопланетного кошачьего вторжения!
- American Dragon: Jake Long — паренёк китайской наружности из Нью-Йорка, обладающий родовой силой превращаться в дракона, надирает зад ордену охотников на всяких мистических существ и этих же существ защищает. По форме схоже с Черепашками-Ниндзя.
- W.I.T.C.H. — пятеро школьниц-подростков при помощи сил стихий спасают человечество от покорителей из другого измерения.
- Winx Club — вдогонку к предыдущему. Так же пятеро школьниц, так же с уникальными силами, так же борются со злом. От Чародеек отличается в первую очередь менее серьёзным сюжетом, бо́льшей популярностью у девичьей аудитории и меметичностью.
Аниме, манга, ранобэ[править]
В Японии 2000-е такое же время, когда выходило достаточно мистических тайтлов. Это, конечно, не единственная эпоха, когда они выходили, но подходящих под рамки сабжа тайтлов в это десятилетие вполне достаточно. После доминации сай-фая/киберпанка, мехов, военщины и полиции в аниме в 80-х и 90-х, когда аниме пыталось быть один в один американскими тестостероновыми боевичками 80-х, в 00-е уже вектор поменялся и начали выходить тайтлы во главе угла которых городское фентези, вампиры, ОЯШИ с мистическими суперсилами и… магические школы. Без влияния Гарри Поттера и здесь не обошлось!
- Death Note — один из самых ярких примеров. В представлении не нуждается.
- Elfen Lied — история про экстрасенсорных людей-плюс — диклониусов, одна из которых сбежала из лаборатории, где над ней ставили различные опыты.
- Hellsing (как 2001, так и 2006).
- Toaru Majutsu no Index — городское фентези про противостояние науки и магии, с излишней долей конспирологичности. Первый сезон аниме-адаптации и вовсе выжимает педаль в пол в плане мистической атмосферы.
- Shakugan no Shana — огневласая девица, названная главным героем Шаной, являющаяся «огненным туманом» борется против демонов «тамагара». А в спокойное время притворяется обычной школьницей.
- Suzumiya Haruhi no Yuuutsu — «Обычные люди меня не интересуют. Если здесь есть пришельцы, гости из будущего, люди из параллельных миров, экстрасенсы — милости прошу. Это все.»
- Rozen Maiden — околопсихологическая история про школьника, борющегося со своими тараканам ив голове, в чём ему помогают живые куклы, одетые в стиле готической-лолиты.
- Работы Хаяо Миядзаки, такие как Унесённые призраками и Ходячий замок.
- Sekirei — эталонное аниме категории Б, но тем не менее это наш троп: на парня сваливается девушка, но не простая, а суперсильная, которая впутывает его в круговорот событий, начавшихся с соревнования устроенного загадочной корпорацией.
- Mnemosyne: Mnemosyne no Musume-tachi — бессмертная красавица решила податься в детективы и теперь занимается самыми разными делами: от поиска пропавших котов, до каких-то совсем мистических и непонятных происшествий.
Видеоигры[править]
- F.E.A.R. — хоррор-шутер про спецназовца противостоящего мятежному отряду клонированных суперсолдат.
- Devil May Cry — крутой полудемон и, по совместительству, частный детектив Данте при помощи своих демонических сил изрешечивает других, злых демонов.
Визуальные романы[править]
- Fate/Stay Night — баттл-рояль между магами под названием «Война Святого Грааля» проводимый среди магов и их слуг за шанс исполнения своих желаний. Атмосфера загадочности в достатке.
Мистические нулевые в России[править]
В России данная эстетика прижилась как родная, став прямым продолжением эстетики девяностых. Сюжеты были более реалистичны, в произведения не боялись добавлять чернуху. Русские мистические нулевые можно назвать субэстетикой с рядом особенностей, хотя она распространена меньше.
Особенности:
- Криминал — объект шуток, особенно к концу 2000-х. Даже Алексей Балабанов это не обошёл.
- Эстетизация. Даже самые мрачные сюжеты стали близки к классическому нуару.
- Стёб над русскими реалиям в криминальном кино (и не только), но теперь без дикого смешения западного и российского быта.
- Проблеск надежды в чернухе.
- Очень серая мораль.
- Немного клюквенная интеграция с постсоветской эстетикой.
- Ещё одна характерная черта нулевых — появление целой плеяды авторов-постмодернистов, претендовавших одновременно на интеллектуальность и занимательность, и вставлявших в произведения отсылки как на классиков, так и на современную поп-культуру. Такими авторами массово зачитывалась молодёжь 18-30 лет (особенно столичная, претендовавшая на элитарность), а люди из более старшего поколения (или просто с более консервативными взглядами) их презирали, считая «интеллектуальным фастфудом». Законодателем этого жанра ещё в девяностые стал Виктор Пелевин, в нулевые подтянулись и другие авторы вроде Макса Фрая и Бориса Акунина. В отличие от книжных обложек девяностых, обычно имевших аляповатый вид и кислотные цвета, постмодернисты нулевых легко узнавались по стильным обложкам «от кутюр», часто одноцветным или двухцветным и придававших книге вид «серьёзного чтива» — но посреди этой серьёзной обложки красовалась какая-нибудь мультяшная картинка или персонаж типа Пикачу, Спайдермена или Багза Банни[1].
Литература[править]
- Конечно же Дозоры.
- «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев» — поначалу с явными элементами закоса под Гарри Поттера (особенно Таня), но постепенно выросли в самобытные произведения.
- «Мефодий Буслаев» также дал начало целому поджанру нулевых под названием «Хулиганское фэнтези», сочетающего фэнтези с элементами тинейджерской субкультуры. В первую очередь в этом жанре отметился сам Емец («Великое Нечто» и «Вселенский неудачник»), но также и Павел Марушкин с трилогией «Каюкер и Ухайдакер».
Кино[править]
- Экранизации Дозоров дополнительно выжимают педаль в пол. Если у Лукьяненко магические герои пользуются стандартными артефактами типа камней и жезлов, то в экранизациях в роли артефактов выступают повседневные предметы, знакомые всем, кто жил в России нулевых: Завулон играет на приставке в файтинг, чтобы просчитать будущее сражение с Антоном, Егор пьёт жизненную силу с помощью пакетика сока «Злой» и разрушает город игрушечным шариком на резинке «Раскидай»…
Телевидение[править]
- Необъяснимо, но факт — псевдодокументальное шоу с ТНТ о сверхъестественном, неопознанном и всём таком. С его меметичным ведущим Сергеем Дружко.
- Битва Экстрасенсов — пресловутое шоу с того же ТНТ об «экстрасенсах» и их «борьбе», которое никак не может закрыться.
- Фантастические Истории — документальные фильмы РенТВ о том, что «непонятно, необъяснимо и пока не изучено: НЛО, сверхъестественные способности, аномальные зоны, вещие сны…»
Мультфильмы[править]
- Франшиза «Три богатыря» — явное подражание Шреку, но с древнерусским колоритом.
Видеоигры[править]
- S.T.A.L.K.E.R.[2] — а вот тут как раз субверсия, к удивлению многих. Все аномалии и все остальные «чудеса» Зоны мистические только в фанатских модификациях. В ванильной игре про мистику ни слова.