Нормален лишь в сравнении: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показано 5 промежуточных версий 5 участников)
Строка 7: Строка 7:


== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Комплексные франшизы]] ===
* «[[Saga o wiedźminie|Сага о ведьмаке]]»:
** [[С прикрученным фитильком]]: Лео Бонарт на фоне [[Подлый трус|остальных]] [[Самоуверенный мерзавчик|приспешников]] [[Главный гад|Вильгефорца]]. Да, он [[Полное чудовище|бесчеловечный отморозок]] и не меньший садист, чем Риенс и Ширру, но в отличие от них, [[Отважный злодей|бесстрашен]], [[крутой дедуля|способен постоять за себя]] и точно не является идиотом. У него даже чувство юмора и какая-никакая жизненная мудрость есть, пусть и такие же садистичные, как весь он.
** Фольтест на фоне своих северных коллег. Да, все они жестоки и уверены, что [[цель оправдывает средства]] — без подобных качеств монархи, тем более в таком мире, как у Сапковского, долго не живут, а у Фольтеста при этом ещё и [[инцест|довольно интересные сексуальные аппетиты]]. Но владыка Темерии при этом не такой [[козёл|грубый]] [[жлоб]], как Хенсельт, не такой завистливый шовинист и лицемер, как Демавенд, не такой холодный макиавеллист, как Визимир и подавно не такой [[безумный король|упоротый]] [[маньяк]], как визимиров наследник Радовид. Честное слово, если бы все вышеперечисленные вместо этого тоже сестёр потрахивали — вреда было бы меньше.
*** Кстати, эти душевные качества сближают Фольтеста с… Эмгыром. Что, возможно, и объясняет, почему в третьей игре темерская герилья пошла на сепаратный мир с последним — родное, так сказать, почуяли.


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* Джон Патрик, «Эта странная миссис Сэвидж». Оба варианта. Заглавная героиня, эксцентричная вдова миллионера, тратит наследство на осуществление необычных желаний людей, за что родственники помещают ее в психбольницу. Она выглядит нормальной как на фоне остальных пациентов, с которыми она легко находит общий язык, так и на фоне беспринципных родственников, готовых на все ради денег.
* Джон Патрик, «Эта странная миссис Сэвидж». Оба варианта. Заглавная героиня, эксцентричная вдова миллионера, тратит наследство на осуществление необычных желаний людей, за что родственники помещают ее в психбольницу. Она выглядит нормальной как на фоне остальных пациентов, с которыми она легко находит общий язык, так и на фоне беспринципных родственников, готовых на все ради денег.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 15: Строка 21:
* «[[Приключения Пелагии|Пелагия и красный петух]]» — [[Эксцентричный мудрец|пророк Эммануил/Мануйла, мягко говоря, эксцентричен]], но учитывая, что львиную часть персонажей романа составляют религиозные и политические фанатики всех мастей ([[Злодей-консерватор|от обер-прокурора Победина, сдвинутого на идее православия-самодержавия-народности до не менее неприятных евреев-ортодоксов, готовых кидаться камнями в людей]]), а также просто очень странные люди (например, геи, заново отстроившие Содом на деньги американского мецената), Эммануил на их фоне выглядит чуть ли не самым здравомыслящим.
* «[[Приключения Пелагии|Пелагия и красный петух]]» — [[Эксцентричный мудрец|пророк Эммануил/Мануйла, мягко говоря, эксцентричен]], но учитывая, что львиную часть персонажей романа составляют религиозные и политические фанатики всех мастей ([[Злодей-консерватор|от обер-прокурора Победина, сдвинутого на идее православия-самодержавия-народности до не менее неприятных евреев-ортодоксов, готовых кидаться камнями в людей]]), а также просто очень странные люди (например, геи, заново отстроившие Содом на деньги американского мецената), Эммануил на их фоне выглядит чуть ли не самым здравомыслящим.
* «Нулевой номер» — журналистка Майя Фрезия. Часто невпопад высказывает свои мысли (порой необычные и смешные идеи), вообще имеет в себе что-то немного детское, плачет от музыки Бетховена, и в целом слегка напоминает Амели (типаж «социально адаптированного человека со странностями», у которого эти странности всё же иногда прорываются в мелочах). Однако при этом она умна, остроумна, идеалистична и обладает довольно-таки сильным характером, в то время как остальной коллектив редакции составляют мошенники, оппортунисты и безумный конспиролог Браггадоччо.
* «Нулевой номер» — журналистка Майя Фрезия. Часто невпопад высказывает свои мысли (порой необычные и смешные идеи), вообще имеет в себе что-то немного детское, плачет от музыки Бетховена, и в целом слегка напоминает Амели (типаж «социально адаптированного человека со странностями», у которого эти странности всё же иногда прорываются в мелочах). Однако при этом она умна, остроумна, идеалистична и обладает довольно-таки сильным характером, в то время как остальной коллектив редакции составляют мошенники, оппортунисты и безумный конспиролог Браггадоччо.
* «[[Star Wars|Странствующий рыцарь]]» Дж. Дж. Миллера — [[Злодей-прагматик|Аркадия]] [[Культурный мерзавец|Калимондра]] на [[Апокалиптический маньяк|фоне]] [[Житель Страны Тёмных Эльфов|прочих]] [[Жуткие детишки|лордов]] [[Гад-кукловод|ситхов]].
* «[[Star Wars|Странствующий рыцарь]]» Дж. Дж. Миллера — [[Злодей-прагматик|Аркадия]] [[Культурный мерзавец|Калимондра]] на [[Апокалиптический маньяк|фоне]] [[Житель Страны Тёмных Эльфов|прочих]] [[Жуткие детишки|лордов]] [[Гад-кукловод|ситхов]].
* «[[Saga o wiedźminie|Сага о ведьмаке]]» — [[с прикрученным фитильком]]: Лео Бонарт на фоне [[Подлый трус|остальных]] [[Самоуверенный мерзавчик|приспешников]] [[Главный гад|Вильгефорца]]. Да, он [[Полное чудовище|бесчеловечный отморозок]] и не меньший садист, чем Риенс и Ширру, но в отличие от них, [[Отважный злодей|бесстрашен]], способен постоять за себя и точно не является идиотом.
* [[Метавселенная Рудазова]]:
** «[[Архимаг (серия книг)]]» — Креол. [[Садист]]-[[ходячий крематорий|пироманьяк]], [[мастер пыток]], [[герой-шовинист|воинствующий гомо- и юдофоб]] ([[это личное]]) — но поверьте, умирать от его руки и вполовину не так мучительно, как от руки его архиврага Троя или от клыков и когтей демонов Лэнга, [[похититель душ|рвущих не только плоть]].
*** Асанте Шторм, Руорк Машинист и Мурок Вивисектор. Первый — фанатик-мореман, любящий в плохом настроении выбрасывать за борт провинившихся матросов и смотреть, как те тонут. Второй — Феррус Манус на максималках, брезгающий живой плотью настолько, что перегнал свою душу в машинное тело. У третьего [[жуткий доктор|прозвище говорит само за себя]]. Но верными [[мраккультист|ктулхуистами]], в отличие от почти всего остального Совета Двенадцати, они не были, за что их и {{spoiler|воскресили после Войны Колдунов}}.
** «[[Властелин (А. Рудазов)]]» — Бельзедор. Конечно, ему периодически приходится совершать реальные преступления, причём масштабные — чтобы его продолжали воспринимать всерьёз. Но всё-таки [[истинно нейтральный]] [[титан]], косплеящий клюквенного [[Тёмный Властелин|Тёмного Властелина]] — это гораздо лучше, нежели такой же Властелин, злодействующий на полном серьёзе. Более того, многих кандидатов в таковые сам Бельзедор первый и устраняет.
** «[[Паргоронские байки]]» — гохерримы как нация. Они всё ещё [[гордая и воинственная раса]] [[рыцарь крови|рыцарей крови]], развлекающаяся [[геноцид|гиацинтами]], [[охота на людей|охотой на разумных]] и просто любыми формами старого доброго ультранасилия — но у них есть писаный [[кодекс чести]] (в котором, в частности, прописаны условия, при которых жертва может от них спастись) и они не притворятся тем, кем не являются, как гхьетшедарии, ларитры и бушуки, исповедующие принцип «не наебёшь — не проживёшь».
 
==== Нон-фикшен ====
* Манфред Лютц, «Безумие: не тех лечим» — научно-популярная книжка о психиатрии, сильно опирающаяся на приведённый в шапке пример с Гитлером, Пол Потом и видящим ангелов психом-непротивленцем. Не раз и не два ставится вопрос: так кто из вышеперечисленных на самом деле псих? И кого на самом деле нужное изолировать и лечить?


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Once Upon a Time in Hollywood|Однажды в… Голливуде]]» — Линда Касабиан. В реальности она была единственной из четырёх сектантов, кто не совершала убийств в доме Полански. В фильме же Линда и вовсе сбежала, угнав машину своих дружков.
* «[[Once Upon a Time in Hollywood|Однажды в… Голливуде]]» — Линда Касабиан. В реальности она была единственной из четырёх сектантов, кто не совершала убийств в доме Полански. В фильме же Линда и вовсе [[ну нафиг!|сбежала]], угнав машину своих дружков.
* «Хороший мальчик» 2016г — на самом деле Коля Смирнов не такой уж хороший. Он ленив, труслив и сексуально озабочен. Но всё познаётся в сравнении. На фоне окружающих его безумцев и мерзавцев Коля действительно выглядит неплохим парнем. Просто потому, что почти все остальные персонажи гораздо хуже его.  
* «Хороший мальчик» (2016) — на самом деле Коля Смирнов не такой уж хороший. Он ленив, труслив и сексуально озабочен. Но всё познаётся в сравнении. На фоне окружающих его безумцев и мерзавцев Коля действительно выглядит неплохим парнем. Просто потому, что почти все остальные персонажи гораздо хуже его.
** Отец Коли эксцентричен до крайности, считает, что спать каждую ночь не нужно, достаточно — раз в двое суток. Сам не спит и семье не даёт.
** Отец Коли эксцентричен до крайности, считает, что спать каждую ночь не нужно, достаточно — раз в двое суток. Сам не спит и семье не даёт.
** Колина учительница английского языка приглашает его к себе домой, напивается допьяна и пытается совратить мальчика, но он убегает.
** Колина учительница английского языка приглашает его к себе домой, напивается допьяна и пытается совратить мальчика, но он убегает.
** Директор Колиной школы уже десять лет изменяет жене с этой развратной учительницей. К тому же он игроман, и Колю тоже «подсаживает» на азартные игры в подпольных игровых автоматах.
** Директор Колиной школы уже десять лет изменяет жене с этой развратной учительницей. К тому же он [[лудоман]], и Колю тоже «подсаживает» на азартные игры в подпольных игровых автоматах.
** А от хулигана Колю спасает маньяк, который мочится на окружающих. Он писает на хулигана, и тот, униженный, ретируется.
** А от хулигана Колю спасает маньяк, который мочится на окружающих. Он писает на хулигана, и тот, униженный, ретируется.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[ATLA]] в серии, где Зуко захотел стать учителем Аанга, Тоф одна вступилась за него, сказав, что по сравнению со [[гнусный клан|своей семейкой]] он ещё вырос нормальным.
* [[Аватар: Легенда об Аанге]] — в серии, где Зуко захотел стать учителем Аанга, Тоф одна вступилась за него, сказав, что по сравнению со [[гнусный клан|своей семейкой]] он ещё вырос нормальным.


=== [[Аниме]] и [[Манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[One Piece]] — Перона. По сравнении с остальными пиратами Мории, кажется единственной нормальной… Но это только по сравнении!
* [[One Piece]] — Перона. По сравнении с остальными пиратами Мории, кажется единственной нормальной… Но это только по сравнении!
** Пока к пиратам Мугивары [[с прикрученным фитильком|не примкнул «рыбопаладин» Джимбей]] (до отвращения правильный и трезвомыслящий), эту роль играла Нико Робин. В компании шумных чудиков она смотрелась практической нормальной… несмотря на чёрный юмор и необычные представления о милоте.
** Пока к пиратам Мугивары [[с прикрученным фитильком|не примкнул «рыбопаладин» Джимбей]] (до отвращения правильный и трезвомыслящий), эту роль играла Нико Робин. В компании шумных чудиков она смотрелась практической нормальной… несмотря на чёрный юмор и необычные представления о милоте.
* [[KonoSuba]] — [[протагонист]] Сато Кадзума. Хикки, задрот и малость извращенец, тупейшим образом погибший перед попаданием в «прекрасный мир», но на фоне своих [[гарем не в радость|сокомандниц]] и правда самый здравомыслящий.
* [[Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku o!]] — [[протагонист]] Сато Кадзума. Хикки, задрот и малость извращенец, тупейшим образом погибший перед попаданием в «прекрасный мир», но на фоне своих [[гарем не в радость|сокомандниц]] и правда самый здравомыслящий.
** Альтернативное мнение: под троп больше попадает Мегумин. Да она любит всё взрывать своей магией и специально сделала себя стеклянной пушкой. Но в остальном у неё нет заскоков. Мегумин будет спокойно пить чай или заниматься бытовыми делами, в то время как мазохистка Даркнесс будет с вожделением смотреть на муравьев, Аква няньчить своего цыплёнка, а Казума будет сраться с Аквой по любому поводу.
* [[Hellsing]] — Алукарду нравится убивать и чувствовать страх своих жертв, у него странные отношения с собственным гендером и периодически случаются галлюцинации. Но он у англичан такой один, а вот верхушки «Искариота» и «Миллениума», не говоря о «диких» вампирах, поехавшие практически пороговно, причём в большинстве своём — в [[хаотичный злой|хаотичном злом]] направлении.


{{Nav/Crazy}}
{{Nav/Crazy}}

Текущая версия на 13:25, 21 ноября 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Only Sane by Comparison. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Ситуация, когда эксцентричный или даже психически нездоровый персонаж оказывается в то же время единственным нормальным человеком и по факту выступает голосом разума.

Троп обычно отыгрывается двумя способами. В первом варианте эксцентричный, но адекватный персонаж попадает в окружение настоящих безумцев в клиническом смысле: например, чудак, любящий в шутку придумывать странные идеи и вслух разговаривать сам с собой, оказывается в психбольнице в компании людей, которые такие идеи продуцируют на полном серьёзе и точно так же на полном серьёзе беседуют со своими голосами в голове. Во втором варианте чудаковатый или даже имеющий психиатрический диагноз герой противопоставляется тем, кого принято считать здоровыми, но кто по факту таковыми не являются: беспринципным политикам, готовым для достижения своих целей положить кучу народу, военным социопатам, и др. Например, если поставить рядом Гитлера, Пол Пота, Аль Капоне и по-детски наивного пациента психбольницы, который беседует с ангелами и учит всех любить друг друга — то последний будет выглядеть самым адекватным.

Родственные тропы — Житель Страны Эльфов был прав и Я псих, но не идиот. Может пересекаться с тропом уволен из гестапо за доброту.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • «Сага о ведьмаке»:
    • С прикрученным фитильком: Лео Бонарт на фоне остальных приспешников Вильгефорца. Да, он бесчеловечный отморозок и не меньший садист, чем Риенс и Ширру, но в отличие от них, бесстрашен, способен постоять за себя и точно не является идиотом. У него даже чувство юмора и какая-никакая жизненная мудрость есть, пусть и такие же садистичные, как весь он.
    • Фольтест на фоне своих северных коллег. Да, все они жестоки и уверены, что цель оправдывает средства — без подобных качеств монархи, тем более в таком мире, как у Сапковского, долго не живут, а у Фольтеста при этом ещё и довольно интересные сексуальные аппетиты. Но владыка Темерии при этом не такой грубый жлоб, как Хенсельт, не такой завистливый шовинист и лицемер, как Демавенд, не такой холодный макиавеллист, как Визимир и подавно не такой упоротый маньяк, как визимиров наследник Радовид. Честное слово, если бы все вышеперечисленные вместо этого тоже сестёр потрахивали — вреда было бы меньше.
      • Кстати, эти душевные качества сближают Фольтеста с… Эмгыром. Что, возможно, и объясняет, почему в третьей игре темерская герилья пошла на сепаратный мир с последним — родное, так сказать, почуяли.

Театр[править]

  • Джон Патрик, «Эта странная миссис Сэвидж». Оба варианта. Заглавная героиня, эксцентричная вдова миллионера, тратит наследство на осуществление необычных желаний людей, за что родственники помещают ее в психбольницу. Она выглядит нормальной как на фоне остальных пациентов, с которыми она легко находит общий язык, так и на фоне беспринципных родственников, готовых на все ради денег.

Литература[править]

Нон-фикшен[править]

  • Манфред Лютц, «Безумие: не тех лечим» — научно-популярная книжка о психиатрии, сильно опирающаяся на приведённый в шапке пример с Гитлером, Пол Потом и видящим ангелов психом-непротивленцем. Не раз и не два ставится вопрос: так кто из вышеперечисленных на самом деле псих? И кого на самом деле нужное изолировать и лечить?

Кино[править]

  • «Однажды в… Голливуде» — Линда Касабиан. В реальности она была единственной из четырёх сектантов, кто не совершала убийств в доме Полански. В фильме же Линда и вовсе сбежала, угнав машину своих дружков.
  • «Хороший мальчик» (2016) — на самом деле Коля Смирнов не такой уж хороший. Он ленив, труслив и сексуально озабочен. Но всё познаётся в сравнении. На фоне окружающих его безумцев и мерзавцев Коля действительно выглядит неплохим парнем. Просто потому, что почти все остальные персонажи гораздо хуже его.
    • Отец Коли эксцентричен до крайности, считает, что спать каждую ночь не нужно, достаточно — раз в двое суток. Сам не спит и семье не даёт.
    • Колина учительница английского языка приглашает его к себе домой, напивается допьяна и пытается совратить мальчика, но он убегает.
    • Директор Колиной школы уже десять лет изменяет жене с этой развратной учительницей. К тому же он лудоман, и Колю тоже «подсаживает» на азартные игры в подпольных игровых автоматах.
    • А от хулигана Колю спасает маньяк, который мочится на окружающих. Он писает на хулигана, и тот, униженный, ретируется.

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • One Piece — Перона. По сравнении с остальными пиратами Мории, кажется единственной нормальной… Но это только по сравнении!
    • Пока к пиратам Мугивары не примкнул «рыбопаладин» Джимбей (до отвращения правильный и трезвомыслящий), эту роль играла Нико Робин. В компании шумных чудиков она смотрелась практической нормальной… несмотря на чёрный юмор и необычные представления о милоте.
  • KonoSuba — протагонист Сато Кадзума. Хикки, задрот и малость извращенец, тупейшим образом погибший перед попаданием в «прекрасный мир», но на фоне своих сокомандниц и правда самый здравомыслящий.
    • Альтернативное мнение: под троп больше попадает Мегумин. Да она любит всё взрывать своей магией и специально сделала себя стеклянной пушкой. Но в остальном у неё нет заскоков. Мегумин будет спокойно пить чай или заниматься бытовыми делами, в то время как мазохистка Даркнесс будет с вожделением смотреть на муравьев, Аква няньчить своего цыплёнка, а Казума будет сраться с Аквой по любому поводу.
  • Hellsing — Алукарду нравится убивать и чувствовать страх своих жертв, у него странные отношения с собственным гендером и периодически случаются галлюцинации. Но он у англичан такой один, а вот верхушки «Искариота» и «Миллениума», не говоря о «диких» вампирах, поехавшие практически пороговно, причём в большинстве своём — в хаотичном злом направлении.