Шаблон:Главная/СтатьяМесяца: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Шашки, партия.jpg|мини]]
{{q|pre=1|А всего иного пуще
'''Шашки''' ― одна из самых известных настольных игр, классическая игра наряду с шахматами, нардами и го. Пожалуй, одна из наиболее распространённых в мире абстрактных логических игр. Правила очень простые в освоении, но стратегия очень глубокая и требует серьёзно просчитывать ходы наперёд.
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.|из пролога}}
[[Файл:ВАСИЛИЙ ТЁРКИН.jpg|thumb|right|400px]]
'''«Василий Тёркин. Книга про бойца»''' — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на [[Вторая мировая война|Великой Отечественной войне]] глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне [[Точку ставит смерть|случается]]. Заслуженная и [[проверено временем|проверенная временем]] [[классика школьной программы]]: такую [[художественная правда|художественную правду]] мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.


== Самые общие правила для большинства вариаций ==
Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения, предположительно беспартийный. [[Неприметной незапоминающейся внешности]], характер — [[русский богатырь|русский]], [[хороший парень|сердечный]], [[вечный оптимист|неунывающий]]. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на [[:w:Карельский фронт|Карельском фронте]], впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на [[:w:Борки|список населённых пунктов под таким именем]] в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.
В самом начале на доске определённой размерности, например, 8 на 8, имеется начальная расстановка двух армий друг напротив друга. Ходят по очереди, в свой ход один юнит, именуемый шашкой, ходит на следующую соседнюю клетку. В большинстве вариаций шашка не имеет права хода назад.


Цель игры — срубить всю армию соперника. Если оставшиеся не имеют возможности ходить (заперты, запатованы), это тоже считается победой.
Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ [[маленький человек|среднего рядового красноармейца]], отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности [[политрук]]а, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет [[божественный музыкант|так сыграть]], [[свадьба в Малиновке|чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась]]. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время [[Справочник автора/Вторая мировая война/Зимняя война|Талвисоты]] в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый [[Самуил Маршак]] — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте [[поручик Киже|считали реальным человеком]] и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — [[реальность нереалистична|не верили]]).


=== Рубка ===
Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и [[детям это смотреть нельзя!|на пионерской линейке не процитируешь]]) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог [[музыкальный триппер|застревает в мозгах с первого прочтения]], как ничто другое способствуя [[растаскано на цитаты|растаскиванию на цитаты]].
[[Файл:Рубка шашки.jpg|мини|Прыжковое взятие, серийная рубка]]
При соседстве с вражеской шашкой появляется возможность её срубить. Самая распространённая в мире механика рубки — прыжок через шашку соперника на пустое поле за ней. С правом перепрыгнуть несколько раз подряд, если в новом положении под боем ещё одна шашка соперника, а за ней — ещё одна и т. д. Естественно, если поле за вражеской шашкой занято другой шашкой любого цвета, взятие невозможно. Такая механика интуитивно понятна и знакома практически всем.


Немаловажно, что почти во всех вариантах этой игры взятие обязательно. То есть при любой возможности рубить рубить обязательно. Это правило на самом деле очень важно, оно значительно балансирует игру. С обязательностью рубки цена ошибки гораздо выше, нужно лучше обдумывать ходы. Это же правило ограничивает число возможных вариантов хода: при подставленной под бой шашке противника остальные не атакующие ходы практически блокируются. Без обязательности рубки игрок мог бы не соглашаться на взятие, влекующее за собой невыгодную для него позицию.
== Основной цикл ==
Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, [[снайпер|сбивает]] немецкий самолёт из [[винтовки — это круто|трёхлинейной винтовки]] бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть [[посиделки со Смертью|и имела с ним довольно продолжительную дискуссию]]. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.


В связи с обязательностью рубки в старину было распространено «правило гнева», на современном сленге ― «запукс». Если игрок не срубил шашку при имевшейся возможности, соперник имеет право объявить о нарушении и забрать шашку, упустившую врага под ударом. Это правило изначально должно было быть штрафом за нарушение правила обязательности рубки, но на практике привело к ситуации, когда игрокам выгоднее штрафоваться на одну-две шашки, чем терять гораздо больше за съеденную наживку. В начале ХХ века его отменили, в спортивной игре не используется, но ещё может встречаться в любительской игре.
Характерная черта «Тёркина», [[переосмыслить с возрастом|которую при изучении его в школе не замечаешь]] — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «[[солдат]]», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным».


Хотите узнать о шашках больше? Тогда читайте '''[[Шашки|соответствующую статью]]'''. И конечно же, играйте в шашки.
 
Хотите узнать больше? Тогда читайте статью «[[Василий Тёркин]]» и книгу «Василий Тёркин», разумеется, тоже.

Текущая версия на 11:01, 11 июня 2025

«

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

»
— из пролога
ВАСИЛИЙ ТЁРКИН.jpg

«Василий Тёркин. Книга про бойца» — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на Великой Отечественной войне глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне случается. Заслуженная и проверенная временем классика школьной программы: такую художественную правду мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.

Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения, предположительно беспартийный. Неприметной незапоминающейся внешности, характер — русский, сердечный, неунывающий. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на Карельском фронте, впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на список населённых пунктов под таким именем в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.

Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ среднего рядового красноармейца, отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности политрука, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет так сыграть, чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время Талвисоты в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый Самуил Маршак — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте считали реальным человеком и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — не верили).

Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и на пионерской линейке не процитируешь) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог застревает в мозгах с первого прочтения, как ничто другое способствуя растаскиванию на цитаты.

Основной цикл

Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, сбивает немецкий самолёт из трёхлинейной винтовки бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть и имела с ним довольно продолжительную дискуссию. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.

Характерная черта «Тёркина», которую при изучении его в школе не замечаешь — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «солдат», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным».


Хотите узнать больше? Тогда читайте статью «Василий Тёркин» и книгу «Василий Тёркин», разумеется, тоже.