Неприметной незапоминающейся внешности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Ridiculously Average Guy, The Nondescript. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Был Федот не красавец, не урод, не румян, не бледен, не богат, не беден, не в парше, не в парче, а так — вообче. »
— Л. Филатов, «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца»
« У Мойста был талант. Кроме того, он приобрел множество полезных навыков, которые стали практически его второй натурой. Он научился быть обаятельным, но что-то в его генетике делало его незаметным. Его талант позволял ему оставаться практически невидимкой даже перед лицом целой толпы. Люди всегда затруднялись описать его внешность. Он был… он был «примерно». Ему было примерно двадцать лет, или примерно тридцать. В рапортах Стражи по всему континенту он был описан, о! как человек ростом примерно шесть футов два дюйма или пять футов девять дюймов, с волосами всех оттенков от шатена до блондина, а все его лицо представляло собой полное отсутствие особых примет. Он был примерно… средний. Что люди запоминали — так это всякие декоративные штучки, вроде очков или усов, у него всегда был с собой изрядный запас и того, и другого. Кроме того, они запоминали имена и манеры. Их у него были сотни. »
—  Терри Пратчетт, «Опочтарение»
« Сколько Китти ни пыталась вспомнить, как выглядит мистер Хопкинс, она каждый раз обнаруживала, что это на удивление трудно. Не то чтобы в нем было что то необычное — на самом деле, как раз напротив. Нетрудно было вспомнить, что волосы у него прямые, мышиного цвета, что лицо у него гладкое и чисто выбритое. Но молод он или стар — сказать было не так то просто. Мистер Хопкинс не имел никаких особых примет, странных привычек или особенностей выговора. В целом, можно сказать, в этом человеке было нечто настолько забываемое, что, даже находясь в его обществе, когда он о чем то говорил, Китти ловила себя на том, что не обращает на него внимания: слова слышит, а о том, кто их говорит, совершенно не думает. Весьма любопытная особенность. »
— Джонатан Страуд, «Трилогия Бартимеуса»

Внешность этого персонажа не обладает абсолютно никакими особенными характеристиками, выделяющими его из толпы. У него самый распространенный среди его народа тип лица, цвет волос и глаз. Если он разведчик, подпольщик, полицейский или преступник — он вовсю использует эту свою особенность. Если же персонаж простой человек (особенно если персонаж — женщина), то заурядная внешность может служить источником разочарований и тайной ненависти к себе. Особенно если окружающие отпускают комментарии в духе «серая мышь» или «бледная моль».

Нередко заурядная внешность маркирует столь же заурядную натуру. Подтропы — Невзрачный злодей и Невзрачный герой.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Именно такая внешность у главного героя пьесы «Слишком женатый таксист». Да и зовут его Джон Смит. Что и помогает ему до поры вести двойную жизнь…

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин. «Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей. От роду 23 года, роста середнего, лицом чист[1], бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
    • Мощная подсветка: эти приметы зачитывают за столом, где как раз сидит и Дубровский, маскирующийся под гувернёра-француза. И Кирила Петрович Троекуров, главгад произведения, говорит полицеймейстеру, что тот не узнал бы Дубровского, даже проговорив с ним три часа кряду.
  • Н. В. Гоголь, «Мёртвые души». Чичиков — классический пример: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
  • Ю. Семёнов — Штирлиц. Причём в «Семнадцати мгновениях весны» случайный попутчик это незаметно для себя подсвечивает. Тихонов, конечно, великолепен, но его внешность неприметной не назовёшь.
  • Н. Леонов, «Ловушка» (из цикла о сыщике Гурове). У Качалина именно такая внешность.
  • «Трудно быть богом» — дон Рэба.
  • «В час, когда луна взойдёт» — именно такая внешность у Энея. Правда, его выдаёт своеобразная мимика (вернее, почти полное отсутствие таковой): после двух пластических операций и травмы большая часть лицевых нервов оказалась необратимо разрушена, мимические мышцы работают с нарушениями.
  • Анастасия Каменская, героиня детективов Александры Марининой. Вовсю использует эту свою особенность в оперативной работе.
    • А если нужно — с помощью макияжа, париков и некоторых усилий по отработке пластики и мимики может отыграть совершенно непохожую на себя женщину.
  • Вселенная Дозоров — Семён, оперативник Ночного Дозора Москвы. Внешность дяди Васи, за которой скрывается опытнейший боевой маг, уступающий Шефу только в левеле.
  • «Человек, который присутствовал» Дмитрия Биленкина — Федяшкин, человек, обладающий способностью стимулировать вдохновение творческих людей. Тут скорее субверсия, ибо бухгалтер Пётр Федяшкин помогает работать творческим людям совершенно бескорыстно, сам далеко не глуп и умирает также «на посту»: «— Я иду к тем, кто сейчас думает, не задерживайте, я должен успеть!» — последние слова Петра Федяшкина.
  • «Искатели искр и ветра»: если Тиф очень красивая самоуверенная сука, то Корь за её внешность зовут «серой мышкой», а прозвище Корь она получила за то же, за что получила говорящее прозвище Убийца Детей (совершила в Долине Магов то же, что и Энакин Скайуокер в Храме Джедаев).
  • Кирилл Бенедиктов — «Асимметричный ответ». Глава королевской разведки именно так и описан. А еще у него незапоминающееся имя, так что иначе как Неприметным его не зовут.
  • Вадим Арчер, «Алтари Келады» — абсолютно невзрачной, незапоминающейся внешностью обладает профессиональный шпион Кеменер, что, естественно, ему очень помогает в его деятельности.
  • Б. Акунин, «Особые поручения» — обаятельный мошенник Момус без грима выглядит совершенно неприметно.
  • Г. Л. Олди, «Мессия очищает диск» — профессиональный лазутчик Змеёныш Цай. Акцент не на «неприметной», а на «незапоминающейся»: «Ты удивительный человек. (…) Я совершенно не могу запомнить твоего лица. Вот когда смотрю — все ясно: высокие скулы, чуть припухшие веки, нос с горбинкой, ямочка на подбородке… А отвернусь, и мгновенно забываю! То есть, конечно, помню: ямочка, высокие скулы… но эти слова перестают складываться в лицо». У его отца, лазутчика Ушастого Цая — та же особенность.
  • Метавселенная Рудазова — агент Конрад Тидингз.
  • Алмазный меч, деревянный меч — Фесс. Именно будучи воином мельинской Серой лиги, он полностью соответствует тропу.
  • А. Константинов, «Тульский-Токарев» — Фантом, он же Невидимка, антагонист.
  • Лев Прозоров, «Евпатий Коловрат». Византийский шпион Анапосопос (по-гречески «тот, кто без лица») выжимает педаль в монгольские ковыли и пепел русских городов. Видевшие не могут вспомнить ни возраста, ни племени (в диапазоне от армянина до монгола).
  • Андрей Уланов, «Раз герой, два герой…» — главный герой описывает себя именно таким образом: «Раньше-то я ведь из семерых своих братьев и сестер был самый ни рыба ни мясо. Не старший, не младший, не красавец, не урод, а так… серединка на половинку».
  • Леонид Каганов, рассказ «Магия» — неприметная внешность и широко распространенные имя-фамилия являются ключевым преимуществом главного героя.

На других языках[править]

  • Агата Кристи, «Таинственный противник» — именно так описывают загадочного лидера подполья мистера Брауна, которому противостоят Томми и Таппенс. Что любопытно, того персонажа, который скрывался под этим псевдонимом, заурядным и незапоминающимся никак не назовешь. Видимо, помогли актерские навыки: Таппенс на минуточку сталкивалась с ним в обоих обличьях и не смогла понять, что перед ней — один и тот же человек.
  • «Звёздные войны» — Дарт Реван. Обычная, непримечательная внешность, тёмные волосы, тёмные глаза, бледная кожа, среднее телосложение. И при этом один из могущественнейших форс-юзеров своего поколения, умелый лидер, превосходный стратег и тактик, вообще, последствия его жизни проявлялись несколько тысячелетий.
    • Зигзаг и взаимоисключающие параграфы: все, кому действительно надо знать Ревана, узнают его с первого взгляда, а кое-кто — даже с первого слова.
  • «Двойная звезда» Хайнлайна — Лоренс не только отличный актер, но и умеет гримироваться. Когда нужно незаметно уйти, он создает себе незапоминающуюся внешность.
  • «Прощай, полицейский!» Рафа Валле — бывший взломщик по кличке «Певец», выполнявший у мафиозо Альже функции сотрудника внутренней безопасности благодаря поразительному искусству оставаться незамеченным.
  • «Источник» Айн Рэнд. «Человек, для которого мы пишем эту газету», которого Гейл Винанд привел в редакцию своей газеты. Обычный человек с улицы вообще без каких-либо особых примет во внешности или характере. Газета гипертрофировано плебейская и потакает самым вульгарным вкусам самой широкой публики.
  • «ПЛИО»:
    • Щекотун, мастер пыток из отряда Григора Клигана.
    • Давос Сиворт, худощавый человек среднего роста с простецким лицом, русыми волосами и в обычной поношенной одежде.
    • В сериале-экранизации у Давоса несколько более колоритная внешность (так, что уже не троп): одежда тоже самая простая, но при этом запоминающиеся черты, типаж «сурового добряка», глубокий взгляд, приметный нос и седая борода. К тому же он там старше, чем книжный персонаж, что уже само по себе примета.
  • «Тринадцатая сказка» — гувернантка Эстер.
  • Навеки твоя Эмбер — Эмили, жена Элмсбери.
  • «Князь Пустоты»: Друз Ахкеймион — маг школы Завета, а значит шпион, воин и учитель сразу. Не сказать, что неприметная внешность сильно помогает, так как маги в этой вселенной видны другим магам, но можно рассчитывать, что первый же стражник не заподозрит, что этот бирюк может снести пару кварталов своими Напевами.
  • «Спиральный рукав» Майкла Флинна — тайный агент Грейстрок. В одном эпизоде герои замечают, что сидят с Грейстроком за одним столом, только когда он вступает с ними в разговор.
  • Тушель Карл-Хайнц, «Неприметный мистер Макхайн» — собственно Макхайн, который оказался андроидом.
  • «Опочтарение» Пратчетта — Мойст фон Липвиг, см. эпиграф.
  • «Досье Дрездена» — главарь чикагской мафии Джонни Марконе. «Это был мужчина чуть выше среднего роста, среднего же телосложения. Черты лица — достаточно приятные, но вряд ли запоминающиеся. В общем, он идеально подошёл бы на роль этакого ничем не примечательного соседа».
    • Про Мартина Дрезден прямым текстом говорит, что «его внешность никакая».
  • Дилогия «Сарантийская мозаика» Г. Кея — Пертенний Евбульский, секретарь стратига Леонта. Эта особенность помогла ему стать прекрасным шпионом, отличным историком и неплохим убийцей императоров.
  • «Мемнох-дьявол» Энн Райс — одноимённый персонаж на самом деле является ангелом (правда, падшим), однако Господь запретил ему являться перед людьми в истинном обличье. Единственные обличья, доступные ему — стереотипный демон и совершенно неприметный человек в сером костюме. Естественно, что он обычно предпочитает последнее.
  • «Сага о Рейневане» А. Сапковского — дьякон Лукаш Божичко. Совершенно неприметной внешности человек, чем и пользуется: кто заподозрит в таком доверенного агента инквизитора Гейнче и архиепископа Польши, да ещё талантливого мага? Впрочем, Биркарт Грелленорт всё-таки заподозрил — и кончилось это для дьякона весьма плачевно.
  • «Колесо Времени» — такую внешность получают Серые Люди, продавшие свою душу Тёмному ещё при жизни, вместе с мощнейшей аурой незаметности. Используются силами Тени в качестве идеальных шпионов и убийц.
  • «Сумерки» — Белла Свон, товарищи! Тёмные волосы, карие глаза, рост — примерно средний женский по миру 1.63 — и всё. По словам автора, сделано абсолютно намеренно, чтобы юные читательницы могли проще слиться с её образом (а повествование и так ведётся от первого лица) Позднее на своём сайте Стефани Майер опубликовала более подробное описание внешности Беллы, однако не стала на нём настаивать, утверждая, что каждый может представлять Беллу по-своему. Возможно, неслучайно, что ряд приведённых Майер черт (лицо сердечком, высокий лоб, большие широко расставленные глаза) совпадают c внешностью актрисы Кристен Стюарт.
  • Джонатан Страуд, «Трилогия Бартимеуса» — ученый Клем Хопкинс. До ужаса неприметный субьект, так что даже умная и наблюдательная Китти никак не может запомнить его внешность или даже сосредоточиться на ней.
  • Хонор Харрингтон — Виктор Каша. В молодости был безлико симпатичен, к зрелому возрасту слегка огрубел лицом и превратился в совершенно незапоминающегося внешне человека. Очень помогает в работе.
    • Дамьен Харахап прямо описывается как человек совершенно смазанной внешности, вплоть до невозможности определить расу. Подсвечивается многонациональным франко-малайским именем.

Кино[править]

  • «Идиократия» — протагонист был отобран для эксперимента как раз за то, что он во всём самый средний.

Телесериалы[править]

  • Agents of S.H.I.E.L.D. — агент Коулсон. Несмотря на то, что он звезда этого шоу.
  • «Тульский-Токарев» — описывая Шахматиста журналистам, офицер милиции подчёркивает, что преступник невзрачный и внешность у него неприметная.

Аниме и манга[править]

  • Обыкновенный японский школьник — вариант, регулярно встречающийся в аниме из-за удобства заготовки. О нём ничего не нужно особо объяснять, и все его действия хотя бы поначалу диктуются обычным здравым смыслом, а не какими-то сложными расчётами и идеями. Практически всегда в комплекте идут волосы и глаза типичных для азиатов цветов, такие же как и у безликой массовки, тогда как иных главных персонажей несложно вычислить по вырвиглазным оттенкам.
  • Osomatsu-san — игра с тропом. Вообще-то, все шестерняшки Мацуно на одно лицо, но даже среди них Осомацу считается самым неприметным и не запоминающимся на фоне своих братьев — диаметриально противоположных характеров.
  • Kuroko no Basuke — таков сам Куроко. Но, что интересно, в данном случае его неприметность — фича, благодаря которой он становится так называемым «теневым игроком», передающим пасы незаметно для других глаз.
  • Giant Killing — Тонояма. Этакий Куроко в режиме педали в пол, поскольку его не замечают даже собственные сокомандники (помимо прочего в его биографии есть эпизод, когда после выездного матча его тупо забыли в другом городе).
  • Oyasumi, Punpun — герои манги видят Пунпуна как обычного человека и по повествованию разбросано немало намёков, что внешность у него самая среднестатистическая, без каких-либо особых черт и признаков. Но самый сок не в этом, а в том, КАК видят его зрители — для них он выглядит, как примитивно нарисованная птичка! Его родители и дядя тоже. Иногда фигурка меняется: одни из трансформаций символичны (например, бычьи рожки), а другие не несут никакого смысла. Инио Асано объяснил, что специально нарисовал Пунпуна именно так, чтобы читатели не отвлекались на внешность и могли представить себя на его месте.
  • Shoujo Kakumei Utena — в то время как у основных персонажей анимешная внешность, у массовки — тёмные волосы и глаза. Однако пара таких девушек, Вакаба и Кэйко, в итоге пару раз оказываются в центре внимания и прекрасно осведомлены о своей заурядности. Вакаба на дуэли даже кричит Утэне в лицо: «Я знаю, вы, особенные, смотрите на нас свысока!»
  • Mōryō no Hako — Норитада Амэмия. Многие пребывают в полном недоумении, как красавица-актриса могла бросить сцену ради настолько заурядного типа. И они правильно удивляются, поскольку в реальности ничего не было.
  • Gunnm — субверсия. Внешность у Зекса как раз более чем запоминающаяся — фактически, мужской вариант Галли/Алиты в габаритах шкафа с антресолями.[2] Просто он сам считает себя посредственностью, так как был аккурат серединой партии клонов, и потому всячески пытается выпендриться — сменил пол, прибавил в росте, да и по характеру отыгрывает не то Лироя Дженкинса, не то Луффи.
  • Kubo-san wa Mob wo Yurusanai — главный герой, Шираиши Дзюнта, настолько неприметный, что его могут не заметить, даже если он стоит прямо перед человеком. Спокойно находить его могут только члены семьи Кубо.

Видеоигры[править]

  • Detroit: Become Human — Коннор. Его внешность специально создавалась усредненной, для легкой интеграции в коллектив. Коллектив, впрочем, не оценил.
  • Квест «Назад в будущее» от Telltale — именно этими словами Док характеризует внешность Марти, которому необходимо проникнуть в подпольный бар и изменить историю так, чтобы мафиозо Кида Таннена арестовали (во время предыдущего прыжка он изменил историю так, что Кид, наоборот, остался гулять на свободе и терроризировать Хилл-Вэлли).

Настольные игры[править]

  • ККИ «Берсерк: Вселенная магических битв» — Сэмуэль описан именно так, но внезапно именно поэтому Кайна Наварро обратила на него внимание.

Игра с тропом[править]

  • «Ведьмак» — инверсия. Сигизмунд Дийкстра описывается как самый запоминающийся шпион. Он высокий, могучий, тучный, лысый, короче: один раз увидишь — не забудешь.
  • A Song of Iсe and Fire — аверсия: Тихо Несторис, агент Железного Банка в Вестеросе — высокий, худощавый мужчина, с длинной узкой бородой, с вплетенными в неё кольцами, в яркой пурпурной одежде, отороченной горностаем, и необычайно высокой шляпе выглядит очень приметно (особенно на фоне заснеженного Севера).
    • Впрочем, в сериале, в исполнении Марка Гэтисса, он выглядит куда менее примечательно, к тому же носит обычную одежду, бороду стрижёт коротко и под троп подошёл на 100 %.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — зигзаг: в начале истории Нил как раз пример тропа: специально подкрашивает волосы в тёмный цвет, носит карие линзы и очень просто одевается, именно чтобы его внешность была неприметной. В конце уже инверсия: мало того, что он перестаёт скрывать каштановые волосы и голубые глаза, так ещё и появившиеся по ходу истории на его лице шрамы и ожоги, делают его внешность очень даже запоминающейся.

Примечания[править]

  1. В те времена отсутствие оспин на лице само по себе было приметой. Причём приметой, характерной для дворян, так как прочие сословия от оспы обычно не прививались.
  2. Зекс — один из самых здоровенных персонажей «стандартного» габарита и ростом уступает только Зекке и Тринидаду.