Шаблон:Главная/СтатьяМесяца: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 9 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Piratesdeadmantell.jpg|мини|Постер фильма]]
{{q|pre=1|А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.|из пролога}}
[[Файл:ВАСИЛИЙ ТЁРКИН.jpg|thumb|right|400px]]
'''«Василий Тёркин. Книга про бойца»''' — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на [[Вторая мировая война|Великой Отечественной войне]] глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне [[Точку ставит смерть|случается]]. Заслуженная и [[проверено временем|проверенная временем]] [[классика школьной программы]]: такую [[художественная правда|художественную правду]] мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.


'''Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки''' — пятый фильм франшизы «Пираты Карибского моря», ''крайний'' на данный момент.
Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения, предположительно беспартийный. [[Неприметной незапоминающейся внешности]], характер — [[русский богатырь|русский]], [[хороший парень|сердечный]], [[вечный оптимист|неунывающий]]. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на [[:w:Карельский фронт|Карельском фронте]], впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на [[:w:Борки|список населённых пунктов под таким именем]] в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.
К глубокому сожалению, этот фильм представляет собой лишь былую тень всея франшизы, ставшей эталоном комедийного пиратского фэнтези. Вместо специалиста по мюзиклам Маршала в режиссёрское кресло была посажена подающая надежды восходящая звезда норвежского кинематографа Йоахим Рённинг, едва не отхвативший «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке своим байопиком «Кон-Тики», про странствования Тура Хейердала. Увы, экзранизация ЖЗЛ — не комедийное приключенческое фэнтези, так что с задачей снять цельную историю в своём жанре Рённинг не справился. Наконец, как будто этого мало, за исключением пары моментов фильм будто бы [[Разрыв канвы|полностью игнорит события прошлой части]], которая даже при всех своих косяках без дураков является шедевром в сравнении с описываемым фильмом, с чем согласны не только критики, давшие фильму лишь 29 % положительных отзывов, но и зрители: среди всех картин франшизы эта собрала в прокате меньше всех, причём на полмиллиарда долларов меньше [[Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины|первой части]] при сопоставимом бюджете (и это ещё с учётом инфляции). Более того — даже несмотря на все злоключения этого фильма, на его сюжетной основе было суждено [[Почкование трилогий|продолжить франшизу]] (когда именно — [[Производственный ад|большой вопрос]]), так что от его описания нам не отвертеться.


== Сюжет ==
Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ [[маленький человек|среднего рядового красноармейца]], отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности [[политрук]]а, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет [[божественный музыкант|так сыграть]], [[свадьба в Малиновке|чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась]]. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время [[Справочник автора/Вторая мировая война/Зимняя война|Талвисоты]] в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый [[Самуил Маршак]] — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте [[поручик Киже|считали реальным человеком]] и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — [[реальность нереалистична|не верили]]).
Ночь на ямайском побережье. [[Вечное полнолуние|Красивая полная луна, всё замечательно]]. Стена комнатки, еле освещённой пламенем одинокой масляной лампы, украшена сотнями, если не тысячами гравюр из разномастных трактатов, и все, как один, посвящены разнообразным морским проклятиям и всяческим сверхъестественным подводным созданием, а прямо над лампой гордо красуется «Весёлый Роджер». Чуть рядом — расчерченная доска с графиком, гордо озаглавленным «Курс отца», да не простым, а с вычеркнутыми годами, с шестого до девятого, а [[Сарказм|совершенно случайно]] совсем рядом — разлинованный чёрной тушью «общий вид» «Летучего Голландца», кривым наброском профиля покойного Дэйви Джонса уровня «Ктулху на унитазе» и, как будто этого мало, «фоторобот» некоего Джека Воробья чёрной тушью на бумаге и объявления о награде за его поимку <s>в пару лямов бели</s>. Между тем, таинственный обитатель каморки берёт с собой моток верёвки, план бухты Порт-Рояла с расчерченным квадратом, и отправляется в путь.


При свете маяка сей обитатель, бойкий мальчуган с явно непростым прошлым, усиленно гребёт в одинокой лодчонке куда-то в сторону моря, сверяясь со своим курсом по карте. Доплыв до нужной точки, он надевает себе на ногу самодельный якорь из валуна в сети и… [[Дойти до самоубийства|готовится топиться]]! И точно — нелёгкий камушек стремительно утягивает паренька на дно, навсегда унося вдаль от поверхности воды туда, где царит вечный холод, мрак, давление в пару сотен атмосфер… и весьма кстати выросший тёмным силуэтом за пацаном затонувший корабль, на палубу которого он [[Рояль в кустах|так кстати]] приземляется. Тут ещё живой парнишка чувствует, что оный парусник того, движется, и причём стремительно, дабы парой мгновений позже эффектно [[Еловая субмарина|вынырнуть]] из морской пучины аки какой-нибудь [[Справочник автора/Флот/Подводная лодка|унтервассербоот]]. И вот уже при свете луны зритель видит знакомые хищные очертания «зубастого» двойного бушприта и поросшее тиной название корабля. Да это ж тот самый «Летучий Голландец», который мальчишка, судя по домашним записям, и порывался найти! Ещё не столь запущенный, как при [[Pirates of the Caribbean/Davy Jones|Дэйви Джонсе]], но всё-таки потихоньку начинающий терять товарный вид.
Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и [[детям это смотреть нельзя!|на пионерской линейке не процитируешь]]) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог [[музыкальный триппер|застревает в мозгах с первого прочтения]], как ничто другое способствуя [[растаскано на цитаты|растаскиванию на цитаты]].


Паренёк, приземлившись на палубу, начинает звать отца. На зов мальчишки выходит явно недовольный его появлением… капитан [[Pirates of the Caribbean/Will Turner|Уильям Тёрнер]], за прошедшие годы успевший порасти кораллами и водорослями. А шкет, как оказывается, его сын Генри, которого мы успели увидеть в концовке [[Пираты Карибского моря: На краю света|третьего фильма]]. Отец, вопреки ожиданиям, сына видеть не рад, и, несмотря на непоколебимую решимость последнего остаться служить на «Голландце», всячески противится его [[Героическое самопожертвование|благородным]] устремлениям. Раз нельзя остаться, так значит, нужно освободить отца от проклятия вечной службы, и Генри способ этот знает — легендарный Трезубец Посейдона, вобравший в себя силу всей морской магии. Уилл, даже восхищённый отвагой сына до глубины души, всё же не верит в способ как-либо разрушить свою пожизненную связь с проклятым кораблём. Тем не менее, Генри твёрдо намерен идти до конца в поиске выхода из ситуации с проклятием, и выход этот — главный специалист по разнообразным морским [[макгаффин]]ам, некто капитан Джек <s>Водогрей</s> Воробей, чей фоторобот у паренька тоже висел на стене. Одно лишь упоминание Джека приводит Уилла в ужас, и он строго наказывает парня держаться подальше от Джека и моря вообще, опасаясь, что сын пойдёт по скользкой дорожке. Отчаявшийся, капитан «Летучего Голландца» срывает с себя знакомый нам с третьей части подвес, отдавая его Генри, и прощается с сыном навсегда, погружая корабль в пучину океана. Чудом вынырнувший рядом с лодкой Генри, несмотря на отеческое предостережение, твёрдо намерен найти его [[Заклятые друзья|заклятого товарища]] по морским приключениям…
== Основной цикл ==
Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, [[снайпер|сбивает]] немецкий самолёт из [[винтовки — это круто|трёхлинейной винтовки]] бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть [[посиделки со Смертью|и имела с ним довольно продолжительную дискуссию]]. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.


И ведь это только начало. Хотите узнать, что было дальше? Тогда читайте статью «[[Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки]]», и, конечно же, смотрите фильм.
Характерная черта «Тёркина», [[переосмыслить с возрастом|которую при изучении его в школе не замечаешь]] — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «[[солдат]]», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным».
 
 
Хотите узнать больше? Тогда читайте статью «[[Василий Тёркин]]» и книгу «Василий Тёркин», разумеется, тоже.

Текущая версия на 11:01, 11 июня 2025

«

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

»
— из пролога
ВАСИЛИЙ ТЁРКИН.jpg

«Василий Тёркин. Книга про бойца» — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на Великой Отечественной войне глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне случается. Заслуженная и проверенная временем классика школьной программы: такую художественную правду мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.

Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения, предположительно беспартийный. Неприметной незапоминающейся внешности, характер — русский, сердечный, неунывающий. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на Карельском фронте, впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на список населённых пунктов под таким именем в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.

Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ среднего рядового красноармейца, отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности политрука, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет так сыграть, чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время Талвисоты в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый Самуил Маршак — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте считали реальным человеком и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — не верили).

Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и на пионерской линейке не процитируешь) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог застревает в мозгах с первого прочтения, как ничто другое способствуя растаскиванию на цитаты.

Основной цикл

Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, сбивает немецкий самолёт из трёхлинейной винтовки бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть и имела с ним довольно продолжительную дискуссию. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.

Характерная черта «Тёркина», которую при изучении его в школе не замечаешь — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «солдат», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным».


Хотите узнать больше? Тогда читайте статью «Василий Тёркин» и книгу «Василий Тёркин», разумеется, тоже.