Christopher Nolan: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Alert. Dublia reporting)
Метка: новое перенаправление
 
Строка 1: Строка 1:
{{DISPLAYTITLE:Кристофер Нолан}}
#перенаправление [[Кристофер Нолан]]
'''Кристофер Джонатан Джеймс Нолан''' ({{lang-en|Christopher Jonathan James Nolan}}) — [[Файв-о-клок в тумане|британский]] и американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, наиболее известный такими фильмами, как «[[Inception|Начало]]» (которое на самом деле «Внедрение»), «[[Interstellar|Интерстеллар]]» и трилогией-перезапуском франшизы о [[Batman|Бэтмене]].
 
== Режиссёрский стиль ==
{{Video|dgQDBvt3lNE|Если коротко. {{spoiler|В конце вас ждёт ещё и аццкий [[СПГС]].}}}}
Перед тем, как мы начнём непосредственно о фильмах, снятых Ноланом, расскажем о некоторых [[Авторский набор штампов|характерных чертах]] его фильмов, некоторые из которых на этой вики даже [[Тропнеймер|дали название]] [[Нолановщина|явлению]].
* Сами фильмы требуют от зрителей [[Зрители — гении|как минимум, внимательности]], чтобы понять все сюжетные ходы.
** [[Нелинейное повествование]]. Одна из самых известных «фишек», можно сказать, его «визитная карточка». Очень сильно помогает предыдущему пункту.
* Главные персонажи его фильмов предпочитают одеваться в [[Крутой в деловом костюме|деловые костюмы]].
* Большинство фильмов снято [[Нуар|в серых тонах и имеют мрачную атмосферу]].
* Стремление к реалистичности во всём: Нолан пытается всему придумать [[обоснование]], причём, желательно, научное; для создания спецэффектов практически не использует компьютерную графику (только там, где уж без неё обойтись нет ну совсем никакой возможности).
* Техническая особенность: Нолан до сих пор отказывается от цифры, снимая всё на плёнку.
 
== Фильмография ==
{{Прошу помощи зала}}
[[Файл:Nolan Stories.jpg|thumb|Нолановские сюжеты]]
По состоянию на 2018 год Нолан снял 10 полнометражных фильмов и несколько короткометражек. Все снятые им полнометражные фильмы оказались финансово успешными в прокате, и, хотя некоторые и получили [[Проблема противоположных оценок|противоречивые оценки от зрителей и критиков]], средний рейтинг на различных сайтах-аггрегаторах обзоров ни разу не опустился ниже 7/10.
 
Собственно, сами эти фильмы:
* '''«Преследование»''' ({{lang-en|Following}}, 1998) — малобюджетный фильм, в котором Нолану пришлось практически всё делать самому: он и сценарий написал, и снимал, и монтировал. Фильм Кристофер снял на чёрно-белую плёнку, на главную роль пригласил своего друга. Несмотря на малый бюджет, фильм заметили, а на самого́ Нолана обратили внимание ребята из Голливуда.
* '''«Помни»''' (оригинальное название — латинское слово ''Memento'', 2000) — фильм уже с мало-мальски приличным бюджетом о человеке, пытающемся [[Изнасилование и месть|найти и убить людей, которые изнасиловали и убили его жену]]. Усложняет жизнь одна маленькая деталь: в результате черепно-мозговой травмы у главного героя развилась [[w:Антероградная амнезия|антероградная амнезия]] — каждые 10-15 минут он забывает всё, что произошло за эти минуты, и каждый раз он будто оказывается в незнакомом месте с вопросами «где я и что я здесь делаю».
: В этом фильме педаль нелинейности повествования [[Педаль в пол|пробивает Землю насквозь]] и покидает нашу Солнечную систему: фильм разбит на множество достаточно коротких фрагментов, половина которых ([[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое|цветная]]) в обратном порядке показывают события конца истории, а другая (чёрно-белая) — в прямом порядке события начала, причём они чередуются. На десерт во всём этом есть ещё и порция [[флэшбэк]]ов, которые тоже чёрно-белые. При первом просмотре (особенно, если не знать, чего ожидать) можно получить [[вывих мозга]]. Но всё это было очень высоко оценено критиками, а Нолан получил по-настоящему широкую известность.
* '''«Бессонница»''' ({{lang-en|Insomnia}}, 2002) — [[ремейк]] одноимённого норвежского триллера 1997 года о двух детективах, которые приезжают за Полярный круг (в нашем случае — на Аляску) расследовать дело об убийстве молодой девушки. Главный герой (его сыграл Аль Пачино, а в оригинальном фильме — Стеллан Скарсгорд) по фамилии Дормер (букв. «спящий») никак не может заснуть из-за того, что на улице полярный день и всё время светло, — но, как выясняется по ходу дела, не только из-за этого, а ещё и из-за скелетов в своём шкафу, которые неминуемо проявят себя. Ситуация стократно осложняется, когда во время погони за преступником Дормер случайно в тумане убивает своего напарника.
: Возможно, самый «не-нолановский» из всех фильмов Нолана — из-за того, что режиссёр был приглашён уже в практически готовый проект (первоначально ставить картину должен был Джонатан Демми). Однако он всё равно сильно подкорректировал сценарий и подбавил атмосферности (что высоко оценил норвежский режиссёр оригинала). Кассовый успех ленты, однако, позволил Нолану без помех заняться уже собственными проектами.
* '''[[The Dark Knight Trilogy|Трилогия о Тёмном рыцаре]]''':
** '''«Бэтмен: Начало»''' ({{lang-en|Batman Begins}}, 2005) — первая часть, вдохнувшая новую жизнь в франшизу, практически похороненную кошмарным фильмом «Бэтмен и Робин». В этом фильме показана юность Брюса Уэйна и то, [[Реконструкция|как он становился]] Бэтменом.
:: Нолан внёс в франшизу [[Нолановщина|своё видение]]: сохранил [[Нуар-Сити|нуарность]] Готэм-сити, но убрал из него всю готичность, оставив лишь строгие прямые линии. Под всю историю становления Бэтмена (как он пришёл к идее стать таким защитником Готэма, почему в качестве символа была выбрана именно летучая мышь) Нолан попытался подвести [[обоснование]], показав ключевые моменты его прошлого. Все бэт-приспособленияя (в том числе и сам костюм, а также бэтмобиль) стали реалистичными армейскими разработками, которые не были приняты на вооружение. Да и противники теперь не падали в ёмкости с кислотой/жидким азотом, а по их венам течёт обычная кровь, а не какая-то непонятная хрень.
:: Фильм не лишён недостатков ([[Идиотский сюжет#Бэтмен: Начало|здесь]] можно ознакомиться с некоторыми претензиями к сюжету), но критики оценили его высоко, а Нолан фактически получил карт-бланш на дальнейшие съёмки.
:* '''«[[The Dark Knight|Тёмный рыцарь]]»''' ({{lang-en|The Dark Knight}}, 2008) — по мнению очень многих, [[Сиквел хуже, триквел лучше#Где НЕ встречается|лучший фильм трилогии]]. Весь фильм посвящён противостоянию Бэтмена и [[Batman/Joker|Джокера]].
:: Сам Джокер, сыгранный Хитом Леджером<ref>Для него эта роль стала последней, которую он сыграл до конца…</ref> заслуживает отдельного описания, поскольку получился настолько [[Великолепный мерзавец|харизматичным]], что [[Украсть шоу|затмил]] всех остальных персонажей, а некоторые его реплики стали настоящими мемами. Леджер сознательно пошёл по пути, отличному от Джека Николсона, и превратил Джокера в настоящего психопата, который практически утопил в хаосе весь Готэм-сити и довёл до грани самого́ Бэтмена (а Харви Дента так и вовсе утащил за грань).
:: Ну и минутка реализма в стиле Нолана: белое лицо Джокера — обычный грим; его знаменитая улыбка — [[w:Улыбка Глазго|шрамы]] (объясняя их происхождение, Джокер рассказывает две разные истории, и не факт, что он [[Ненадёжный рассказчик|хоть раз сказал правду]]). А ещё Нолан по-настоящему перевернул грузовик и устроил настоящий взрыв здания.
:* '''«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»''' ({{lang-en|The Dark Knight Rises}}, 2012) — заключительный фильм трилогии, после которого Нолан попрощался с этой франшизой.
* '''«[[The Prestige (film)|Престиж]]»''' ({{lang-en|The Prestige}}, 2006) — фильм о двух [[Великий Смог|лондонских]] фокусниках [[Империя, над которой не заходит солнце|на рубеже XIX—XX веков]]: Профессоре (Кристиан Бэйл) и Великом Дантоне (Хью Джекман). Они были партнёрами, но {{spoiler|после гибели жены Дантона во время представления из-за [[Самоубийственная самоуверенность|переоценки своих возможностей]]}} стали смертельными врагами. Они начали срывать выступления друг друга, взаимно портя репутацию и провоцируя физические увечья<ref>Один из них [[Только не по пальцам!|лишился пальцев]], другой — стал [[Хромота|хромым]].</ref>. Вершиной этой [[Война интеллектов|заочной дуэли]] стали попытки превзойти друг друга в трюке «Мгновенное перемещение человека».
: В этом фильме особо можно выделить неожиданные [[Вот это поворот!|сюжетные повороты]], которые несколько раз за фильм переворачивают всё с ног на голову. ({{spoiler|В начале мы видим, что Профессор подстроил смерть Великого Дантона, потом оказалось, что он пытался спасти его, а в самом конце оказалось, что и вовсе Великий Дантон подставил Профессора. А у самого Профессора неожиданно оказался брат-близнец, с которым он [[Близнецы меняются местами|жил одну жизнь на двоих]]. Хотя намёков на последнее в фильме сделано достаточно.}}) Фирменные скачки сюжета во времени этому помогают. Ну и вдобавок к этому важную роль в сюжете играет [[Никола Тесла]] ([[David Bowie|Дэвид Боуи]]), который [[Круто, но не так, как рассчитывалось|ненароком]] изобрёл {{spoiler|[[Магическая лженаука|создающую точную копию объекта в другом месте]]}} [[Хорошее электричество, плохое электричество|электрическую]] машину ([[Что-то пошло не так|хотя изобретал]] «всего лишь» [[телепорт]]).
* '''«[[Inception|Внедрение]]»''' ({{lang-en|Inception}}<ref>В российском прокате название фильма из-за отсутствия информации о сюжете [[Йопт In Translation|перевели как ''«Начало»'']], однако в официальном дубляже самого́ фильма термин переведён именно как ''«внедрение»''.</ref>, 2010) — фильм о промышленных шпионах и ворах, которые создают [[w:Осознанные сновидения|осознанные сновидения]], лазают по чужим [[Мир снов|снам]] и воруют оттуда секреты (или наоборот, ''внедряют'' туда какую-то идею). Идея фильма родилась в голове Кристофера ещё в начале 2000-х, тогда же он набросал сценарий, но на тот момент не было ни опыта съёмок таких фильмов, ни возможности получить нужный бюджет. Всё это появилось только после успеха «Тёмного рыцаря». Является пиком карьеры, после чего [[Уже не торт|началось]]…
: В этом фильме Кристофер продолжил загадывать зрителям загадки: мало того, что стартовая сцена фильма — фактически, [[Флэшфорвард|его концовка]], мало постоянных переключений между уровнями сна ([[Сон во сне|а их в фильме четыре]]), которые ещё и протекают с разной скоростью, так ещё и финальная сцена со вращающимся волчком сознательно [[Открытый финал|прекращается на середине]]. За кадром остаются также и долгосрочные последствия проведённой операции.
* '''«[[Interstellar|Интерстеллар]]»''' ({{lang-en|Interstellar}}, букв. — межзвёздный, 2014) — [[Идиотский сюжет/Кинематограф#«Интерстеллар»|глупый]] фильм о надвигающемся [[Конец света, как мы его знаем|конце света]], поисках способов его предотвратить и космических путешествиях, совмещённых с путешествиями во времени. Собрал просто горы [[Проблема противоположных оценок|самых разнообразных отзывов]]<ref>Положительные, видимо, писались «по привычке», ибо Нолана ругать почему-то не принято.</ref>, и едва ли критики пришли к согласию хоть по одному из многочисленных пунктов. Кажется, единственное, что не критикуют, — это музыка.
:* Некоторые оценивают музыку фразой «Циммер уснул на органе».
* '''«[[Dunkirk|Дюнкерк]]»''' ({{lang-en|Dunkirk}}, 2017) — на этот раз военная драма, снятая по собственному сценарию. В основу фильма положена [[w:Дюнкеркская операция|операция]] по эвакуации британских, французских и бельгийских войск на Британские острова [[Вторая мировая война#Французская кампания|в 1940 году]]. Идея этого фильма появилась у Кристофера даже раньше, чем «Внедрения» — в середине 1990-х, когда он со своей будущей женой плыл на яхте в Дюнкерк.
: В этом фильме Нолан принципиально не стал раскрывать предысторию персонажей (у некоторых даже [[Безымянный герой|неизвестны имена]]), а сосредоточился на передаче [[Война — это кошмар|жуткой атмосферы войны]]. При этом в фильме нет [[Бескровная резня|ни рек крови]], ни крупных сражений с немцами (они в кадре вообще [[Неизвестность пугает больше|практически отсутствуют]]). Да и самими солдатами движет [[Вам хорошо осуждать|понятное зрителю]] желание выжить любой ценой.
: В мире фильм был оценён очень высоко (а кто-то сомневался?); многие критики назвали «Дюнкерк» лучшим фильмом Нолана {{spoiler|нет}}. На постсоветском пространстве фильм был тоже оценён высоко, хотя и не так восторженно. Однако некоторые критики считают этот фильм плевком в душу тех самых солдат, потому что, пытаясь показать жуткую атмосферу войны, Нолан нагло переврал эту самую атмосферу.
* '''«[[Tenet|Довод]]»'''  ({{lang-en|Tenet}}, 2020). Признан лучшим фантастическим фильмом 2020 (впрочем, выбирать было особо [[Ковидная эпоха|не из чего]]).
Помимо этого, Нолан выступил продюсером ещё нескольких фильмов, но в режиссёрское кресло при этом не садился.
* '''«Человек из стали»''' ({{lang-en|Man of Steel}}, 2013).
* '''«Превосходство»''' ({{lang-en|Transcendence}}, 2014).
* '''«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»''' ({{lang-en|Batman v Superman: Dawn of Justice}}, 2016).
 
== Некоторые люди, с которыми регулярно работает ==
''Критерий включения актёров в этот список — минимум три разные роли в фильмах. Трилогия о Бэтмене засчитывается за одну.''
 
С годами у Нолана, как и у многих других режиссёров, сложилась команда проверенных людей, с которыми он снимает фильмы. Расскажем поподробнее и о них.
* Из [[Режиссёрский любимчик|актёров]] можно отметить следующих:
** '''Сэр Майкл Кейн''' — участвовал во всех без исключения фильмах, начиная с «Бэтмен: Начало» (в «Дюнкерке», правда, можно услышать лишь его голос), причём, [http://www.nj.com/entertainment/index.ssf/2017/07/chris_nolan_on_dunkirk_and_leaving_the_dark_knight.html по словам Нолана], он будет так или иначе присутствовать и во всех дальнейших фильмах.
** '''Киллиан Мёрфи''' — помимо всей трилогии о Тёмном рыцаре, снялся во «Внедрении» и «Дюнкерке».
** '''Том Харди''' — снялся во «Внедрении», третьем фильме о Тёмном рыцаре и «Дюнкерке», причём в двух последних фильмах у него ещё и [[Контрастные роли|противоположные амплуа]].
* Другие члены команды.
** '''Эмма Томас''' — продюсер практически всех его фильмов (за исключением «Помни» и «Бессонницы»).
** '''Джонатан Нолан'''  — участвовал в создании сценариев фильмов «Помни»<ref>Написал рассказ, адаптированный уже самим Кристофером.</ref>, «Престиж»<ref>Вдвоём перерабатывали оригинальную книгу.</ref>, «Тёмного рыцаря» и «Возрождения легенды», а также «Интерстеллара». Не меньше известен как продюсер и сценарист сериала «[[Westworld|Мир Дикого Запада]]»
** Композитор '''Ханс Циммер''', мастер [[Оркестровая бомбёжка|оркестровой бомбёжки]], у Нолана, однако, рождающий неожиданные для себя электронные саундтреки («Внедрение», «Интерстеллар»). Сотрудничество началось с «Бэтмена: Начало», с тех пор так и продолжилось — остальные два фильма трилогии<ref>В первых двух частях совместно с [[w:Ховард, Джеймс Ньютон|Джеймсом Ньютоном Ховардом]].</ref>, «Внедрение», «Интерстеллар» и «Дюнкерк».
*** До Ханса Циммера музыку к фильмам неизменно писал '''[[w:Джулиан, Дэвид|Дэвид Джулиан]]'''. Музыку к «Престижу» тоже написал он.
 
== Примечания ==
<references/>
 
{{stub|
* Краткое резюме о третьей части «Тёмного рыцаря» и о фильмах, где выступил продюсером.
* Иллюстрации.}}
{{Nav/Фильмы Кристофера Нолана}}
{{Nav/Персоналии}}

Текущая версия на 12:43, 25 июня 2025

Перенаправление на: