Дорогой ценой: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{q|А теперь ты хочешь отдать мне то единственное, что я хочу, если я откажусь от того единственного, чем дорожу.|Дж. Голдмaн, «Лев зимой»}}
{{q|А теперь ты хочешь отдать мне то единственное что я хочу, если я откажусь от того единственного чем дорожу.|Дж. Голдмен, «Лев зимой»}}
{{q|За право быть богом расплата любовью — цена невысока!|Цена оказывается очень высокой}}


…Остап и Соломия бегут из крепостной неволи, чтобы быть вместе. В ходе перипетий борьбы за свою и Остапа свободу Соломия гибнет. В конечном счете он обретает свободу — но слишком '''дорогой ценой'''. Он не рад обретённому дару, потому что любимой с ним рядом нет.
…Остап и Соломия бегут из крепостной неволи, чтобы быть вместе. В ходе перипетий борьбы за свою и Остапа свободу Соломия гибнет. В конечном счете он обретает свободу — но слишком '''дорогой ценой'''. Он не рад обретенному дару, потому что любимой с ним рядом нет.


Название повести М. Коцюбинского и сама повесть наилучшим образом описывают [[сюжет]]ы, в ходе которых [[Герой|герои]] достигают целей — но при этом платят несоразмерно большую цену, которая начисто обнуляет само достижение. Итогом часто бывает [[плохой хороший конец]].
Название повести М. Коцюбинского и сама повесть наилучшим образом описывают [[сюжет]]ы, в ходе которых [[Герой|герои]] достигают целей — но при этом платят несоразмерно большую цену, которая начисто обнуляет само достижение.


В [[супергерой]]ских сюжетах такова нередко цена за супергеройство: после обретения дара и становления на путь борьбы за мировую справедливость, герой теряет возможность жить нормальной жизнью. Он фейлит работу и его отовсюду выгоняют; ему постоянно приходится врать любимым людям, а если он открывается им и они его принимают — их вскорости убивают, чтобы причинить ему боль; порой он не может рассчитать свои силы и больше крушит, чем налаживает. Нередко из-за перерасхода сил он теряет свои суперспособности. А то и гибнет.
В [[супергерой]]ских сюжетах такова нередко цена за супергеройство: после обретения дара и становления на путь борьбы за мировую справедливость, герой теряет возможность жить нормальной жизнью. Он фейлит работу и его отовсюду выгоняют; ему постоянно приходится врать любимым людям, а если он открывается им и они его принимают — их вскорости убивают, чтобы причинить ему боль; порой он не может рассчитать свои силы и больше крушит, чем налаживает. Нередко из-за перерасхода сил он теряет свои суперспособности. А то и гибнет.


Если речь идёт о презренной матчасти, да ещё и она вряд ли после победы пригодится — это бледное подобие, [[финал на все деньги]]. Даже на фитилёк не тянет.


== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Театр]]===
* Вынесенный в эпиграф «Лев Зимой» Голдмана. Генрих II предлагает своей заточённой жене, Элеаноре Аквитанской, свободу... если она отдаст (точнее, убедит старшего сына Ричарда отдать) свою любимую и богатейшую провинцию Аквитанию младшему сыну Иоанну. Не прокатило.
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Тэд Уильямс, «[[Tailchasers Song|Хвосттрубой, или Приключения молодого кота]]» — многие коты погибли в войне с Живоглотом.
* «[[Tailchasers Song|Хвосттрубой, или Приключения молодого кота]]» Тэд Уильямс — Многие коты погибли в войне с Живоглотом.
* Брайан Джейкс, «Рэдволл». Да, Мартин в «Мартине Воителе» формально добился своего: взял крепость Маршанк, убил Бадранга и отобрал у него меч своего отца… Однако Роза — его возлюбленная — [[плохой хороший конец|не пережила эту битву]].
* Брайан Джейкс, «Рэдволл». Да, Мартин в «Мартине Воителе» формально добился своего: взял крепость Маршанк, убил Бадранга и отобрал у него меч своего отца… Однако Роза — его возлюбленная — [[плохой хороший конец|не пережила эту битву]].
* «Хроники Томаса Кавинанта» — целиком и полностью об этом.
* «Хроники Томаса Кавинанта» — целиком и полностью об этом
* По мнению автора правки, под этот троп целиком и полностью подходит финал «[[Голодные игры|Голодных игр]]». Сноу мёртв, Панем если не повержен, то как минимум сильно ослаблен, все плохие, наподобие Койн, мертвы, Голодных игр больше не будет. Но умерла Прим, которую всю свою сознательную жизнь защищала Кэтнисс, погиб Финник и значительная часть положительных персонажей. Сама Кэтнисс на грани психоза и морально опустошена, Питу [[промывание мозгов|промыли мозги]], Дистрикт-12 разгромлен. И как-то не верится, что тридцатипятилетняя Кэтнисс удовлетворится домом и детьми.
* По мнению автора правки под этот троп целиком и полностью подходит финал «[[Голодные игры|Голодных игр]]». Сноу мёртв, Панем если не повержен, то как минимум сильно ослаблен, все плохие, наподобие Койн, мертвы, Голодных игр больше не будет. Но умерла Прим, которую всю свою сознательную жизнь защищала Кэтнисс, погиб Финник и значительная часть положительных персонажей. Сама Кэтнисс на грани психоза и морально опустошена, Питу [[промывание мозгов|промыли мозги]], Дистрикт-12 разгромлен. И как-то не верится, что тридцатипятилетняя Кэтнисс удовлетворится домом и детьми.
* В [[Arda|цикле сказаний о Средиземье]] Дж. Р. Р. Толкина встречается не раз:
* Битва за Морию из цикла сказаний о Средиземье Р. Р. Толкиена. Гномы отомстили оркам, убили Азога, но павших было столько, что некому было даже копать им могилы (и их пришлось сжечь на кострах). В Морию гномы так и не вошли.
** Война Гнева. Войско валар победило Моргота, но Белерианд был разрушен и затоплен морем, а Сильмарилы утрачены.
* «[[Танцующая с Ауте]]» А. Парфёновой — статус эль-э-ин обретается именно так. И проживается тоже.
** Битва за Морию. Гномы отомстили оркам, убили Азога, но павших было столько, что некому было даже копать им могилы (и их пришлось сжечь на кострах). В Морию гномы так и не вошли.
** Война Последнего союза людей и эльфов с Сауроном. Саурон был побеждён, но люди и эльфы понесли огромные потери, погибли Гил-Галад, Элендил и Анарион. Эльфы после этого так и не восстановились. Да и победа оказалась неполной — Исилдур не уничтожил Кольцо.
** Отнесший Кольцо Фродо оказался непоправимо травмирован произошедшим (нападение назгулов, укус Шелоб и воздействие самого Кольца) и так и не смог вернуться к нормальной жизни.
* «[[Танцующая с Ауте]]» А. Парфёновой — статус эль-э-ин обретается именно так. И проживается тоже.
* Бушков, «Охота на пиранью» — главный герой выбирается из всех передряг, однако ценой становятся сначала полностью испорченные отношения с женой (сначала из-за её [[Ультиматум Скарпиа|вынужденной измены]], а потом и [[Супружеская измена|измены]] обычной), а затем и вовсе её гибель. И даже жестокая месть не приносит ему полного удовлетворения.
* Вячеслав Рыбаков, «Доверие» — по причине «ну нельзя же народу сообщать плохие вести» Солнце чуть не превращено в новую звезду. В финале взрыв Солнца предотвращён, но половина Земли [[Мёртвые земли|непригодна для жизни (буквально)]], а планета, которую якобы колонизировали, а на деле эвакуировали на неё хотя бы несколько сотен тысяч человек, — тоже основательно загажена в попытке остановить взрыв Солнца. Неведомо, [[Открытая концовка|что будет дальше]], но жизнь будет определённо не сахар.
* Вселенная [[Хонор Харрингтон]] — роман так и называется: «[[Именно то, что написано на упаковке|Любой Ценой]]». Первая битва за Мантикору. Альянс победил ценой полного уничтожения всего своего линейного флота (в дальнейшем Альянс уже даже не мечтал победить Республику Хэвен и просто хотел договориться).
* «[[Досье Дрездена]]» — практически лейтмотив серии. Каждая следующая победа над злом обходится Гарри Дрездену и его соратникам всё дороже, и никаких способов переломить эту тенденцию у них нет. [[Педаль в пол]] давит судьба Сюзен Родригес.
* [[Стивен Кинг]], «[[Тёмная Башня]]» — путь Роланда к Башне с гибели возлюбленной только начинается. В первой книге он получает мрачное пророчество: «Ты убьёшь всех тех, кого любишь, и всё равно врата Башни не откроются перед тобой». И несмотря на всё это, Роланд продолжает идти.
* Маргарет Митчелл, «[[Унесённые ветром]]» — Скарлетт тяжёлым трудом добилась желаемого: она богата, может послать к чёрту любого и выбила себе место под солнцем в изменившемся мире. Цена: два ребёнка выросли совершенно затюканными, третья погибла, [[Упущенная любовь|любовь Ретта потеряна]], сама Скарлетт очерствела и пристрастилась к бутылке. Но об этом она подумает завтра.
* «Медный король» М. и С. Дяченко: весь сюжет построен на возможности воззвать к некой неопознанной силе (Медному королю) словами «Возьми, что мне дорого, подай, что мне нужно», то есть за любую удачу надо платить самым дорогим (на данный момент). Правда, {{spoiler|в финале герой переламывает эту практически наркотическую цепь жертв, уже в ходе ритуала изменив фразу на обратную ("Не бери, что мне дорого, не давай, что мне нужно")}}
 
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Девять неизвестных]]» — артефакт Великий Уравнитель может исполнить любое желание, связанное с исправлением какой-то трагедии в жизни человека (за исключением воскрешения мёртвых). Но затем, как и указывает название, он всё уравняет: заберёт что-то другое. В сюжете им пользуются три человека: один об этом пожалел, другой смирился, с третьим всё довольно туманно.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* SukaSuka — Ктолли обещала вернуться из боя и отведать торта, который для неё приготовил любимый ею человек. Да, у неё получилось, но ценой начавшегося разрушения личности и воспоминаний.
* SukaSuka — [[Не такие уж плохие фейри|фея]] Ктолли Нота Сеньорис обещала вернуться из боя, сказать "Я дома!", и отведать торта, который для неё приготовил любимый ею человек. Да, у неё получилось, но ценой начавшегося разрушения личности и утраты воспоминаний.
** Виллем, возлюбленный Ктолли, в далёком прошлом сошёлся в магическом поединке с богом Эбонкандлом, и одолел его, заплатив за это окаменением на 500 с лишним лет.
* [[Mirai Nikki]] — {{spoiler|Юкитеру-бог в третьем мире. Впрочем, в OVA Юно всё-таки добирается до него.}}
* [[Mirai Nikki]] — {{spoiler|Юкитеру-бог в третьем мире. Впрочем, в OVA Юно всё-таки добирается до него.}}
* [[Hajime No Ippo]] — Финальные эпизоды третьего сезона, где что бы победить заведомо-сильного бойца протагонист с другом навсегда закрывают для себя дорогу в бокс.
* [[Hajime No Ippo]] — Финальные эпизоды третьего сезона, где что бы победить заведомо-сильного бойца протагонист с другом навсегда закрывают для себя дорогу в бокс.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Warcraft 3]]: Reign of Chaos — ради того, чтобы отомстить Малганусу за заражение своих земель, Артас пробивается к Фростморну и раскалывает глыбу льда, в которой находится меч, при этом осколок льда убивает Мурадина — лучшего друга Артаса. Да и вся дальнейшая история Артаса крайне печальна.
* [[Warcraft 3]]: Reign of Chaos — ради того, чтобы отомстить Малганусу за заражение своих земель, Артас пробивается к Фростморну и раскалывает глыбу льда, в которой находится меч, при этом осколок льда убивает Мурадина — лучшего друга Артаса. Да и вся дальнейшая история Артаса крайне печальна.
** Там же: ночные эльфы, объединившись с Альянсом и Ордой, сумели остановить вторжение Легиона и спасти Азерот, но поплатились за это своим бессмертием.
** Там же: ночные эльфы, объединившись с Альянсом и Ордой, сумели остановить вторжение Легиона и спасти Азерот, но поплатились за это своим бессмертием.
* [[Mass Effect]] — в атаке на «Властелин» 5 флот Альянса теряет 8 кораблей. Учитывая то, что после Фариксенского соглашения Альянс ограничен в количестве кораблей — картина вырисовывается печальная, хотя ограничен-то он только в дредноутах, а не крейсерах, да и восстановить-то они могут, только вот так и не успеют до третьей части.
* [[Mass Effect]] в атаке на «Властелин» 5 флот Альянса теряет 8 кораблей. Учитывая то, что после Фариксенского соглашения Альянс ограничен в количестве кораблей — картина вырисовывается печальная, хотя ограничен-то он только в дредноутах, а не крейсерах, да и восстановить-то они могут, только вот так и не успеют до третьей части.
* [[Mass Effect 2]] — если не выполнять миссии на лояльность сопартийцев, то в ходе самоубийственной миссии они погибнут. Если выживут меньше двух — погибает и сам(а) Шепард.
* [[Mass Effect 2]] если не выполнять миссии на лояльность сопартийцев, то в ходе самоубийственной миссии они погибнут. Если выживут меньше двух — погибает и сам(а) Шепард.
* Life is Strange — любая концовка.
* [[Mass Effect 3]] — давит педаль в пол. Победа над Жнецами дается дорогой ценой для всех рас. Больше всего потерь несут люди, батариане и туриане.
** Есть возможность спасти отца Хлои — в конечном счете ценой жизни самой Хлои.
* Life is Strange — любая концовка.
* «Казаки 2» — аверсия. Здесь именно что лучше проиграть войну, чем потерять солдат, прошедших с тобой огонь и воду. Оригинальная пытка для людей, которых все стратегии, начиная с [[шахматы|шахмат]], учили мыслить наоборот.
** Есть возможность спасти отца Хлои — в конечном счете ценой жизни самой Хлои.
* Вышеупомянутая аверсия в каком-то смысле имеет место и в [[Stellaris]] — победа в войне ценой колоссальных потерь может оказаться бестолковой, если на вашу ослабленную империю тут же нападёт какая-то третья.
* Казаки 2 — аверсия. Здесь именно что лучше проиграть войну, чем потерять солдат, прошедших с тобой огонь и воду. Оригинальная пытка для людей, которых все стратегии, начиная с [[шахматы|шахмат]], учили мыслить наоборот.
** Для предотвращения этого лучше на опасных направлениях устанавливать в бутылочных горлышках крепость и максимально её обстроить. Даже если врага не остановит, то флот гарантированно подпортит.
* Вышеупомянутая аверсия в каком-то смысле имеет место и в [[Stellaris]] победа в войне ценой колоссальных потерь может оказаться бестолковой, если на вашу ослабленную империю тут же нападёт какая-то третья.
* [[Стратегии_Paradox_Interactive|Victoria 2]] — война это неприлично дорого. Профессиональные солдаты даже в мирное время будут огромной статьей бюджета и тренируются медленно, умирают быстро, мобилизация дает толпу необученных солдат ценой огромной нагрузки на экономику, а сражения наводят натуральную разруху в клозетах, причем даже успешные. В идеале воевать должна маленькая армия против дикарей по принципу «we have the Maxim gun and they have not». Нарушение этого принципа заканчивается всеми ужасами Первой Мировой.
* [[Starcraft]] у протоссов было трижды.  
* [[Starcraft]] — у протоссов было трижды.
** Первый раз: Зератул во главе своих тёмных тамплиеров [[смерть навсегда|убил навеки]] одного из зерговских церебралов, но в момент его убийства на момент соприкоснулся разумом со Сверхразумом, благодаря чему последний узнал, где находится Айур.
** Первый раз: Зератул во главе своих тёмных тамплиеров [[смерть навсегда|убил навеки]] одного из зерговских церебралов, но в момент его убийства на момент соприкоснулся разумом со Сверхразумом, благодаря чему последний узнал, где находится Айур.
** Второй раз: уже на Айуре протоссы сумели уничтожить Сверхразум, но понесли настолько сильные потери, что впоследствии были вынуждены бежать с наводнённой зергами родной планеты.
** Второй раз: уже на Айуре протоссы сумели уничтожить Сверхразум, но понесли настолько сильные потери, что впоследствии были вынуждены бежать с наводнённой зергами родной планеты.
** Третий раз: когда Амун захватил Кхалу и подчинил Артаниса, Зератул отсёк его нервные узы, дабы «отключить от Кхалы», но одновременно с этим получил несовместимое с жизнью ранение.
** Третий раз: когда Амун захватил Кхалу и подчинил Артаниса, Зератул отсёк его нервные узы, дабы "отключить от Кхалы", но одновременно с этим получил несовместимое с жизнью ранение.
* Аверсия в [[Total War]] — если угробить прокачанные отряды, такая победа может очень быстро аукнуться…
* Аверсия в [[Total War]] - если угробить прокачанные отряды, такая победа может очень быстро аукнуться...
* [[Dragon Age]] — и победа над Мором, и победа над Корифеем даются, мягко говоря, не бесплатно.
* [[Dragon Age]] - и победа над Мором, и победа над Корифеем даются, мягко говоря, не бесплатно.
* [[Sally Face]] — есть шанс предотвратить распространение Скверны и не выпустить демонов дальше проклятого дома, но для этого надо {{spoiler| убить [[Убей их всех|ВСЕХ его жильцов]], включая [[Убить того, кого любишь|собственных родителей и друзей]]. Да, они заражены тенями, которые скоро ими овладеют, и им уже ничем не поможешь, но от этого ни разу не легче, учитывая, что все ещё пока в сознании}}.
** Это притом, что Мор в игре какой-то не очень мористый - был задавлен менее, чем за год, не успев опустошить даже одну страну. Четыре предыдущих охватывали более-менее весь мир и длились от 12 лет Четвертого, до без малого двухсот Первого. Вот там была дорогая цена, особенно в Первый.
* [[Cyberpunk 2077]] — многие квесты могут предусматривать гибель значимых персонажей в ходе выполнения. {{spoiler|Простой пример — гибель Майко, бывшей девушки Джуди, в ходе противостояния Когтям.}}
** Убить Архидемона может только Серый страж и только ценой собственной жизни, иначе тот переродится (Страж, тоже будучи заражен Скверной, воспринимается сущностью Архидемона как ближайшее доступное Порождение Тьмы, переселяется в него, но гибнет, потому, что у того есть собственная душа). Впрочем, вроде как есть вариант, но он предполагает перетягивание души Архидемона в свежезачатого ребенка, при этом душа Архидемона очиститься от Скверны и ребенок обретет просто сущность Древнего Бога. А чем это кончится - ведает один Аллах.
 
{{Nav/Штампы}}
{{Nav/Штампы}}

Текущая версия на 10:11, 28 июня 2022

« А теперь ты хочешь отдать мне то единственное что я хочу, если я откажусь от того единственного чем дорожу. »
— Дж. Голдмен, «Лев зимой»

…Остап и Соломия бегут из крепостной неволи, чтобы быть вместе. В ходе перипетий борьбы за свою и Остапа свободу Соломия гибнет. В конечном счете он обретает свободу — но слишком дорогой ценой. Он не рад обретенному дару, потому что любимой с ним рядом нет.

Название повести М. Коцюбинского и сама повесть наилучшим образом описывают сюжеты, в ходе которых герои достигают целей — но при этом платят несоразмерно большую цену, которая начисто обнуляет само достижение.

В супергеройских сюжетах такова нередко цена за супергеройство: после обретения дара и становления на путь борьбы за мировую справедливость, герой теряет возможность жить нормальной жизнью. Он фейлит работу и его отовсюду выгоняют; ему постоянно приходится врать любимым людям, а если он открывается им и они его принимают — их вскорости убивают, чтобы причинить ему боль; порой он не может рассчитать свои силы и больше крушит, чем налаживает. Нередко из-за перерасхода сил он теряет свои суперспособности. А то и гибнет.

Если речь идёт о презренной матчасти, да ещё и она вряд ли после победы пригодится — это бледное подобие, финал на все деньги. Даже на фитилёк не тянет.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» Тэд Уильямс — Многие коты погибли в войне с Живоглотом.
  • Брайан Джейкс, «Рэдволл». Да, Мартин в «Мартине Воителе» формально добился своего: взял крепость Маршанк, убил Бадранга и отобрал у него меч своего отца… Однако Роза — его возлюбленная — не пережила эту битву.
  • «Хроники Томаса Кавинанта» — целиком и полностью об этом
  • По мнению автора правки под этот троп целиком и полностью подходит финал «Голодных игр». Сноу мёртв, Панем если не повержен, то как минимум сильно ослаблен, все плохие, наподобие Койн, мертвы, Голодных игр больше не будет. Но умерла Прим, которую всю свою сознательную жизнь защищала Кэтнисс, погиб Финник и значительная часть положительных персонажей. Сама Кэтнисс на грани психоза и морально опустошена, Питу промыли мозги, Дистрикт-12 разгромлен. И как-то не верится, что тридцатипятилетняя Кэтнисс удовлетворится домом и детьми.
  • Битва за Морию из цикла сказаний о Средиземье Р. Р. Толкиена. Гномы отомстили оркам, убили Азога, но павших было столько, что некому было даже копать им могилы (и их пришлось сжечь на кострах). В Морию гномы так и не вошли.
  • «Танцующая с Ауте» А. Парфёновой — статус эль-э-ин обретается именно так. И проживается тоже.

Аниме и манга[править]

  • SukaSuka — фея Ктолли Нота Сеньорис обещала вернуться из боя, сказать "Я дома!", и отведать торта, который для неё приготовил любимый ею человек. Да, у неё получилось, но ценой начавшегося разрушения личности и утраты воспоминаний.
    • Виллем, возлюбленный Ктолли, в далёком прошлом сошёлся в магическом поединке с богом Эбонкандлом, и одолел его, заплатив за это окаменением на 500 с лишним лет.
  • Mirai NikkiЮкитеру-бог в третьем мире. Впрочем, в OVA Юно всё-таки добирается до него.
  • Hajime No Ippo — Финальные эпизоды третьего сезона, где что бы победить заведомо-сильного бойца протагонист с другом навсегда закрывают для себя дорогу в бокс.

Видеоигры[править]

  • Warcraft 3: Reign of Chaos — ради того, чтобы отомстить Малганусу за заражение своих земель, Артас пробивается к Фростморну и раскалывает глыбу льда, в которой находится меч, при этом осколок льда убивает Мурадина — лучшего друга Артаса. Да и вся дальнейшая история Артаса крайне печальна.
    • Там же: ночные эльфы, объединившись с Альянсом и Ордой, сумели остановить вторжение Легиона и спасти Азерот, но поплатились за это своим бессмертием.
  • Mass Effect — в атаке на «Властелин» 5 флот Альянса теряет 8 кораблей. Учитывая то, что после Фариксенского соглашения Альянс ограничен в количестве кораблей — картина вырисовывается печальная, хотя ограничен-то он только в дредноутах, а не крейсерах, да и восстановить-то они могут, только вот так и не успеют до третьей части.
  • Mass Effect 2 — если не выполнять миссии на лояльность сопартийцев, то в ходе самоубийственной миссии они погибнут. Если выживут меньше двух — погибает и сам(а) Шепард.
  • Mass Effect 3 — давит педаль в пол. Победа над Жнецами дается дорогой ценой для всех рас. Больше всего потерь несут люди, батариане и туриане.
  • Life is Strange — любая концовка.
    • Есть возможность спасти отца Хлои — в конечном счете ценой жизни самой Хлои.
  • Казаки 2 — аверсия. Здесь именно что лучше проиграть войну, чем потерять солдат, прошедших с тобой огонь и воду. Оригинальная пытка для людей, которых все стратегии, начиная с шахмат, учили мыслить наоборот.
  • Вышеупомянутая аверсия в каком-то смысле имеет место и в Stellaris — победа в войне ценой колоссальных потерь может оказаться бестолковой, если на вашу ослабленную империю тут же нападёт какая-то третья.
  • Starcraft — у протоссов было трижды.
    • Первый раз: Зератул во главе своих тёмных тамплиеров убил навеки одного из зерговских церебралов, но в момент его убийства на момент соприкоснулся разумом со Сверхразумом, благодаря чему последний узнал, где находится Айур.
    • Второй раз: уже на Айуре протоссы сумели уничтожить Сверхразум, но понесли настолько сильные потери, что впоследствии были вынуждены бежать с наводнённой зергами родной планеты.
    • Третий раз: когда Амун захватил Кхалу и подчинил Артаниса, Зератул отсёк его нервные узы, дабы "отключить от Кхалы", но одновременно с этим получил несовместимое с жизнью ранение.
  • Аверсия в Total War - если угробить прокачанные отряды, такая победа может очень быстро аукнуться...
  • Dragon Age - и победа над Мором, и победа над Корифеем даются, мягко говоря, не бесплатно.
    • Это притом, что Мор в игре какой-то не очень мористый - был задавлен менее, чем за год, не успев опустошить даже одну страну. Четыре предыдущих охватывали более-менее весь мир и длились от 12 лет Четвертого, до без малого двухсот Первого. Вот там была дорогая цена, особенно в Первый.
    • Убить Архидемона может только Серый страж и только ценой собственной жизни, иначе тот переродится (Страж, тоже будучи заражен Скверной, воспринимается сущностью Архидемона как ближайшее доступное Порождение Тьмы, переселяется в него, но гибнет, потому, что у того есть собственная душа). Впрочем, вроде как есть вариант, но он предполагает перетягивание души Архидемона в свежезачатого ребенка, при этом душа Архидемона очиститься от Скверны и ребенок обретет просто сущность Древнего Бога. А чем это кончится - ведает один Аллах.