Просвещенный деспот: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Типаж правителя, инверсия Короля-Солнца. Если последний активно занимается окультуриванием вверенного ему народа, покровительствует поэтам, музыкантам, художникам и скульпторам, то герой нашей статьи строго придерживается идеи о т...»)
Строка 5: Строка 5:
Страдают при просвещённом деспоте представители гуманитарной интеллигенции. Начать с того, что искусство в целом такой персонаж готов признавать только в контексте государственной пользы, которую оно приносит, так что всё нетрадиционное, авангардное и элитарное творчество, как и вообще всё, что не проходит цензуру, автоматом попадает под запрет. Признанную классику наоборот, тиражируют сверх меры, но при этом нередко прикрепляют к ней тошнотворную нравоучительную трактовку, даже если автор ничего такого не имел в виду (особенно если он ничего такого не имел в виду!)<ref>Справедливости ради, таким образом эту классику могут спасать от полного забвения.</ref>. От произведений современников, даже вполне традиционных по форме, ещё и норовит оттяпать кусок вездесущая [[цензура]], а на особо взбалмошных ведёт охоту подвизающаяся у трона [[тайная полиция]]. Дабы знали своё место, не мутили воду и не мешали просвещенному деспоту вершить великие дела. Он лучше знает, как надо. А посему завсегда позаботится о том, чтобы инакомыслящий был голоден, презираем, ободран и признан психически нездоровым. В [[Педаль в пол|особо тяжёлых]] случаях от искусства остаётся только нечто очевидно-дидактичное, с [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]] в крайней форме и [[розовые сопли|приторным приукрашиванием реальности]], оно, конечно, будет бездарным, потому как при такой политике все талантливые творцы либо уйдут в подполье, либо вообще сбегут из владений героя статьи. [[Педаль в асфальт|В крайних случаях]] искусства не будет вообще, а любой, кто посмеет напевать под нос песенку на рабочем месте, будет там же и расстрелян.
Страдают при просвещённом деспоте представители гуманитарной интеллигенции. Начать с того, что искусство в целом такой персонаж готов признавать только в контексте государственной пользы, которую оно приносит, так что всё нетрадиционное, авангардное и элитарное творчество, как и вообще всё, что не проходит цензуру, автоматом попадает под запрет. Признанную классику наоборот, тиражируют сверх меры, но при этом нередко прикрепляют к ней тошнотворную нравоучительную трактовку, даже если автор ничего такого не имел в виду (особенно если он ничего такого не имел в виду!)<ref>Справедливости ради, таким образом эту классику могут спасать от полного забвения.</ref>. От произведений современников, даже вполне традиционных по форме, ещё и норовит оттяпать кусок вездесущая [[цензура]], а на особо взбалмошных ведёт охоту подвизающаяся у трона [[тайная полиция]]. Дабы знали своё место, не мутили воду и не мешали просвещенному деспоту вершить великие дела. Он лучше знает, как надо. А посему завсегда позаботится о том, чтобы инакомыслящий был голоден, презираем, ободран и признан психически нездоровым. В [[Педаль в пол|особо тяжёлых]] случаях от искусства остаётся только нечто очевидно-дидактичное, с [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]] в крайней форме и [[розовые сопли|приторным приукрашиванием реальности]], оно, конечно, будет бездарным, потому как при такой политике все талантливые творцы либо уйдут в подполье, либо вообще сбегут из владений героя статьи. [[Педаль в асфальт|В крайних случаях]] искусства не будет вообще, а любой, кто посмеет напевать под нос песенку на рабочем месте, будет там же и расстрелян.


Кроме них попадает так же и всяким сторонникам красивой жизни, золотой молодёжи, неформалам и прочим [[бездельник]]ам. Потому что тратить ценные ресурсы на роскошь — не надо, и самовыражаться тоже не надо (нашлись тут особенные!), а вот работать — надо, зря вас, что ли, кормим?
Кроме них попадает так же и всяким сторонникам красивой жизни, золотой молодёжи, неформалам и прочим [[бездельник]]ам. Потому что тратить ценные ресурсы на роскошь — не надо, и самовыражаться тоже не надо (нашлись тут особенные!), а вот работать — надо, зря вас, что ли, кормим?


С точки зрения [[Романтизм против просвещения|конфликта романтизма и просвещения]] этот персонаж, конечно, на стороне [[технократия|просветителей]]. На романтической стороне похоже ведут себя сторонники [[теократия|теократии]].
С точки зрения [[Романтизм против просвещения|конфликта романтизма и просвещения]] этот персонаж, конечно, на стороне [[технократия|просветителей]]. На романтической стороне похоже ведут себя сторонники [[теократия|теократии]].
Строка 13: Строка 13:
На [[Тёмный властелин|Тёмного Властелина]] и основного антагониста произведения сабж обычно не тянет. Обитает в основном в произведениях на вечную тему «Поэт и власть», но возможны и вариации.
На [[Тёмный властелин|Тёмного Властелина]] и основного антагониста произведения сабж обычно не тянет. Обитает в основном в произведениях на вечную тему «Поэт и власть», но возможны и вариации.


Но давайте ка разберёмся. Во-первых, при таких государях народ бунтует крайне редко, или не бунтует вообще (особенно если из заграницы не помогают). И не потому что всех бунтарей давно заловили люди в чёрном, а потому что когда люди сыты, они бунтовать не любят, и правитель это прекрасно понимает. Во-вторых, правитель провозглашает вполне ясную и понятную массам цель — доступное образование, море возможностей для самореализации в общественно-полезном ключе, кучу рабочих мест, причем не батраков на плантациях, а ученых, инженеров, химиков и так далее, для чего потребно образование, а так как кадров нужно много — образование стремится быть доступным. Обилие образованных людей поднимает культурный уровень в целом — потому что кроме матана хочется ещё и чего-нибудь для души, а если у души запросы выше уровнем чем «хлеб и зрелища», читай порно и боевики, то возникает спрос на ту самую классику и закосы под неё, а когда и они заканчиваются, начинается поиск, в ходе которого обнаруживаются новые жанры. Пышным цветом цветут сатира и деконструкция, рождаются производственные романы и научная фантастика в объемах, недостижимых для конкурентов. А цензурой недовольны в основном те, кто пытается протащить под радарами деструктивные идеи, цензор же, играющий также роль редактора вполне способен сделать сносное произведение — хорошим, а плохое — сжечь к чертям ещё до премьеры, чему воспитанная публика будет только рада (вспомним сколько раз мы выходили из кинотеатра матерясь, и сколько макулатуры приходится отсеять в книжном, чтобы выбрать более-менее сносное чтиво, и как раздражают книги, запечатанные в пластик). Ну и — «золотая молодёжь» никого не раздражает ввиду её отсутствия, равно как и порицаемых обществом понторезов и бездельников, а общество, поднакопив силёнок, вполне может взяться за осуществление какого-нибудь мегапроекта, на который фанаты обскурантизма и высокой культуры избранных скорее всего не возьмется. Иными словами, просвященный деспот, который работает в данном ключе — это скорее автократ<ref>Автократия — переходная ступень от демократии к тоталитарному режиму и наоборот, например президентская республика, или однопартийная республика</ref>, нежели чем тиран. В описанном же выше случае, речь идет скорее об антиутопической деконструкции, нежели чем о чём-то реальном. Оба случая встречаются в искусстве так же, как и хорошее королевство, управляемое искуссным государем, который заботится о подданных, и плохое королевство с королём-солнцем, которое на нужды подданных кладет болт и выжимает их до нитки, ради того, чтобы только у правящей элиты были театры, музыка, и прочее.
Но давайте ка разберёмся. Во-первых, при таких государях народ бунтует крайне редко, или не бунтует вообще (особенно если из заграницы не помогают). И не потому что всех бунтарей давно заловили люди в чёрном, а потому что когда люди сыты, они бунтовать не любят, и правитель это прекрасно понимает. Во-вторых, правитель провозглашает вполне ясную и понятную массам цель — доступное образование, море возможностей для самореализации в общественно-полезном ключе, кучу рабочих мест, причем не батраков на плантациях, а ученых, инженеров, химиков и так далее, для чего потребно образование, а так как кадров нужно много — образование стремится быть доступным. Обилие образованных людей поднимает культурный уровень в целом — потому что кроме матана хочется ещё и чего-нибудь для души, а если у души запросы выше уровнем чем «хлеб и зрелища», читай порно и боевики, то возникает спрос на ту самую классику и закосы под неё, а когда и они заканчиваются, начинается поиск, в ходе которого обнаруживаются новые жанры. Пышным цветом цветут сатира и деконструкция, рождаются производственные романы и научная фантастика в объемах, недостижимых для конкурентов. А цензурой недовольны в основном те, кто пытается протащить под радарами деструктивные идеи, цензор же, играющий также роль редактора вполне способен сделать сносное произведение — хорошим, а плохое — сжечь к чертям ещё до премьеры, чему воспитанная публика будет только рада (вспомним сколько раз мы выходили из кинотеатра матерясь, и сколько макулатуры приходится отсеять в книжном, чтобы выбрать более-менее сносное чтиво, и как раздражают книги, запечатанные в пластик). Ну и — «золотая молодёжь» никого не раздражает ввиду её отсутствия, равно как и порицаемых обществом понторезов и бездельников, а общество, поднакопив силёнок, вполне может взяться за осуществление какого-нибудь мегапроекта, на который фанаты обскурантизма и высокой культуры избранных скорее всего не возьмется. Иными словами, просвященный деспот, который работает в данном ключе — это скорее автократ<ref>Автократия — переходная ступень от демократии к тоталитарному режиму и наоборот, например президентская республика, или однопартийная республика</ref>, нежели чем тиран. В описанном же выше случае, речь идет скорее об антиутопической деконструкции, нежели чем о чём-то реальном. Оба случая встречаются в искусстве так же, как и хорошее королевство, управляемое искуссным государем, который заботится о подданных, и плохое королевство с королём-солнцем, которое на нужды подданных кладет болт и выжимает их до нитки, ради того, чтобы только у правящей элиты были театры, музыка, и прочее.


== Разновидности сабжа ==
== Разновидности сабжа ==


* [[Искусный государь]]: он проводит подобную линию рационально, адекватно и мудро, что оборачивается для государства политической стабильностью, движением к гегемонии и материальным профитом, а для его народа — ростом благосостояния, безопасностью и возможностями для самореализации.
* [[Искусный государь]]: он проводит подобную линию рационально, адекватно и мудро, что оборачивается для государства политической стабильностью, движением к гегемонии и материальным профитом, а для его народа — ростом благосостояния, безопасностью и возможностями для самореализации.
* [[Технократия|Технократ]]: представитель непосредственных интересов технических специалистов и учёных, проводящий радикально наукоёмкую экономическую политику. В зависимости от сеттинга может быть как оторванным от реальности утопистом, чей режим падёт за полгода, так и умным успешным сторонником технологического прогресса.
* [[Технократия|Технократ]]: представитель непосредственных интересов технических специалистов и учёных, проводящий радикально наукоёмкую экономическую политику. В зависимости от сеттинга может быть как оторванным от реальности утопистом, чей режим падёт за полгода, так и умным успешным сторонником технологического прогресса.
* Фельдфебель: дисциплина — галочка, минимум творческих свобод — галочка, преференции техническим специалистам — галочка. С фундаментальной наукой, распространением образования и материальным благосостоянием не задалось.
* Фельдфебель: дисциплина — галочка, минимум творческих свобод — галочка, преференции техническим специалистам — галочка. С фундаментальной наукой, распространением образования и материальным благосостоянием не задалось.
* [[Безумный король|Психопат]]: Уличные музыканты? В расход! Заезжий художник устроил выставку? В концлагерь! Бабушка рассказала внуку сказку на ночь? На кол! Хотел бы править государством из одних роботов, но вот незадача, ему достались людишки. Ничего, им же хуже.
* [[Безумный король|Психопат]]: Уличные музыканты? В расход! Заезжий художник устроил выставку? В концлагерь! Бабушка рассказала внуку сказку на ночь? На кол! Хотел бы править государством из одних роботов, но вот незадача, ему достались людишки. Ничего, им же хуже.


С фитильком — если персонаж проводит такую политическую линию, но верховной диктаторской власти не имеет.
С фитильком — если персонаж проводит такую политическую линию, но верховной диктаторской власти не имеет.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Цао Сюэцинь, «[[Сон в красном тереме]]» — Цзя Чжэн, хотя и не обладает императорской властью, а носит титул всего-навсего гуна (на наши деньги герцога), ведёт себя именно так.
* Цао Сюэцинь, «[[Сон в красном тереме]]» — Цзя Чжэн, хотя и не обладает императорской властью, а носит титул всего-навсего гуна (на наши деньги герцога), ведёт себя именно так.
* Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» — князь Пафнутий. Пародия на троп.
* Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» — князь Пафнутий. Пародия на троп.
* С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — штат помощников Льва. А сам Лев [[Король-Солнце|любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел]].
* С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — штат помощников Льва. А сам Лев [[Король-Солнце|любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел]].
* Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучелище отчаянно пытается закосить под сабж.
* Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучелище отчаянно пытается закосить под сабж.
* «[[Сварог]]», разумеется. Ставший королём ГГ преследует художника-авангардиста, более изящно по форме, чем Хрущёв, но так же по сути. Автором это ещё и подаётся как хихоньки-хахоньки: в качестве наказания неудачливому живописцу положено изгнание из земель под властью короля Сварога, а земель этих всё больше, и из [[Постоянная шутка|каждого нового королевства]] ему положено валить. При этом тот же Сварог пытается умеренно прогрессорствовать, подняв инженеров из Медных Гильдий аж в новоучереждённое Высокое Сословие (на Таларе среди городских ремесленников есть серьёзное иерархическое расслоение по роду занятий, Медные Гильдии — самый низший слой, достаточно сказать, что неклассифицированные Градские Обыватели — это уже Бронзовая Гильдия, а в Медных обретаются проститутки, нищие, уличные актёры и т. д., Высокие Сословия же — это косящие под патрициев торговых республик корпорации, объединяющие разных учёных и деловых людей, по факту — тоже гильдии, но называются иначе и по статусу выше даже Золотых Гильдий, к которым относятся ювелиры и оружейники, в Сословия входят в частности врачи, книжники, юристы и купцы).
* «[[Сварог]]», разумеется. Ставший королём ГГ преследует художника-авангардиста, более изящно по форме, чем Хрущёв, но так же по сути. Автором это ещё и подаётся как хихоньки-хахоньки: в качестве наказания неудачливому живописцу положено изгнание из земель под властью короля Сварога, а земель этих всё больше, и из [[Постоянная шутка|каждого нового королевства]] ему положено валить. При этом тот же Сварог пытается умеренно прогрессорствовать, подняв инженеров из Медных Гильдий аж в новоучереждённое Высокое Сословие (на Таларе среди городских ремесленников есть серьёзное иерархическое расслоение по роду занятий, Медные Гильдии — самый низший слой, достаточно сказать, что неклассифицированные Градские Обыватели — это уже Бронзовая Гильдия, а в Медных обретаются проститутки, нищие, уличные актёры и т. д., Высокие Сословия же — это косящие под патрициев торговых республик корпорации, объединяющие разных учёных и деловых людей, по факту — тоже гильдии, но называются иначе и по статусу выше даже Золотых Гильдий, к которым относятся ювелиры и оружейники, в Сословия входят в частности врачи, книжники, юристы и купцы).
** На самом деле у Бушкова тонкая отсылка к Дали, который своих потенциальных учеников заставлял рисовать лошадь в классической манере, ибо «сперва нужно научиться соблюдать правила, прежде чем их нарушать». Сварогова «жертва» не смогла нарисовать ничего, кроме пятен.
** На самом деле у Бушкова тонкая отсылка к Дали, который своих потенциальных учеников заставлял рисовать лошадь в классической манере, ибо «сперва нужно научиться соблюдать правила, прежде чем их нарушать». Сварогова «жертва» не смогла нарисовать ничего, кроме пятен.
** Кроме того, началась упомянутая история с художником с того, что тот просил денег из казны на открытие Академии искусств, и Сварог собирался эти деньги выделить, пока не узрел «шедевры» просителя. Так что пострадал тот не за творчество, а за попытку присосаться к госбюджету.
** Кроме того, началась упомянутая история с художником с того, что тот просил денег из казны на открытие Академии искусств, и Сварог собирался эти деньги выделить, пока не узрел «шедевры» просителя. Так что пострадал тот не за творчество, а за попытку присосаться к госбюджету.
* [[Плоский Мир]] — патриций Витинари, [[с прикрученным фитильком]]. Все-таки за время его правления чуть не случилось аж две катастрофы на почве искусства, да и к технологии он тоже относится настороженно (у него в темнице заточен один [[невезучий изобретатель]], для всеобщей безопасности). Тем не менее, у него патологическое отвращение к мимам — любой мим, появившийся в черте города, оказывался в яме со скорпионами и табличкой «Учи слова». Горожане это горячо одобряют.
* [[Плоский Мир]] патриций Витинари, [[с прикрученным фитильком]]. Все-таки за время его правления чуть не случилось аж две катастрофы на почве искусства, да и к технологии он тоже относится настороженно (у него в темнице заточен один [[невезучий изобретатель]], для всеобщей безопасности). Тем не менее, у него патологическое отвращение к мимам — любой мим, появившийся в черте города, оказывался в яме со скорпионами и табличкой «Учи слова». Горожане это горячо одобряют.
* Палтус, «Величайший диктатор» — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. В нашей истории — великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье, здесь — диктатор проигравшей мировую войну Франции, занимающий историческую нишу Гитлера. Утопист и технократ в режиме «педаль в пол». При этом, несмотря на беспощадный прагматизм в действиях (цель войны — победа), все же радеет за безопасную, комфортную, интересную и научно организованную жизнь для людей, поэтому создал методику неагрессивного, но тотального контроля над обществом («Теория морального эфира»). Немцам или сомалийским пиратам от того не легче. А вот его последователи, особенно президент-[[квислинг]] России Губарев, скорее, фанатики с топорными методами насаждения прогрессивных идей социал-авангардизма.
* Палтус, «Величайший диктатор» — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. В нашей истории — великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье, здесь — диктатор проигравшей мировую войну Франции, занимающий историческую нишу Гитлера. Утопист и технократ в режиме «педаль в пол». При этом, несмотря на беспощадный прагматизм в действиях (цель войны — победа), все же радеет за безопасную, комфортную, интересную и научно организованную жизнь для людей, поэтому создал методику неагрессивного, но тотального контроля над обществом («Теория морального эфира»). Немцам или сомалийским пиратам от того не легче. А вот его последователи, особенно президент-[[квислинг]] России Губарев, скорее, фанатики с топорными методами насаждения прогрессивных идей социал-авангардизма.
* Велимир Долоев, «Цветы прорастают сквозь кости» — товарищ Тэ, вождь и учитель большей части тропической Африки, объединённой им в государство [[Булунги|Азания]]. С одной стороны, установил личную диктатуру с милитаристскими замашками, афрорасистской идеологией и чистками непокорных племён. С другой — именно его режим покончил с основными бичами Чёрного Континента: голодом, СПИДом, гражданскими войнами, развивает в Азании собственные производства. И даже противники-политэмигранты относятся к Тэ с огромным и искренним уважением.
* Велимир Долоев, «Цветы прорастают сквозь кости» — товарищ Тэ, вождь и учитель большей части тропической Африки, объединённой им в государство [[Булунги|Азания]]. С одной стороны, установил личную диктатуру с милитаристскими замашками, афрорасистской идеологией и чистками непокорных племён. С другой — именно его режим покончил с основными бичами Чёрного Континента: голодом, СПИДом, гражданскими войнами, развивает в Азании собственные производства. И даже противники-политэмигранты относятся к Тэ с огромным и искренним уважением.
* Альфина и Корнел, «Чума в Бедрограде» — субверсия. Строй там именно такой, но самого деспота и нет — есть Бюро патентов. А в нём {{spoiler|сидят, вероятно, четыре человека — наследники (моральные — как минимум Ройш в Бюро не входит) «кружка отличников» из приквела}}.
* Альфина и Корнел, «Чума в Бедрограде» — субверсия. Строй там именно такой, но самого деспота и нет — есть Бюро патентов. А в нём {{spoiler|сидят, вероятно, четыре человека — наследники (моральные — как минимум Ройш в Бюро не входит) «кружка отличников» из приквела}}.


=== Другое ===
=== Другое ===
* ''(Фильм 1927?)'' «Поэт и царь» — таким изображен Николай I. По сути дела, недалеко от исторической истины.
* ''(Фильм 1927?)'' «Поэт и царь» — таким изображен Николай I.
* «[[Не покидай...]]» — канцлер Давиль.
* «[[Не покидай...]]» — канцлер Давиль.
* Фильм «Малефисента» — если понимать мир Болот как метафору мира творчества, воображения и свободы мысли, то Стефан сознательно отрекся от него ради власти. И этим предал не только Малефисенту, но и себя. Начинал как просвещенный деспот, закончил [[Безумный король|безумным королём]].
* Фильм «Малефисента» — если понимать мир Болот как метафору мира творчества, воображения и свободы мысли, то Стефан сознательно отрекся от него ради власти. И этим предал не только Малефисенту, но и себя. Начинал как просвещенный деспот, закончил [[Безумный король|безумным королём]].
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] — высмеивает сходный американский троп «czar», который подразумевает члена исполнительной ветви власти, профессионала с неограниченными полномочиями в узкой сфере. Здесь Мисс Харшвини надзирает за организацией игр дружбы и постоянно заставляет делать по-своему, ссылаясь на то, что она-то профессионал и знает, как лучше.
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] высмеивает сходный американский троп «czar», который подразумевает члена исполнительной ветви власти, профессионала с неограниченными полномочиями в узкой сфере. Здесь Мисс Харшвини надзирает за организацией игр дружбы и постоянно заставляет делать по-своему, ссылаясь на то, что она-то профессионал и знает, как лучше.
* Комикс [[Girl Genius]] — барон Вульфенбах. Какие там у него отношения с искусством — неизвестно (вернее, известно, что ему не нравятся пьесы о Гетеродинах, в которых он сам обычно присутствует в роли [[Разрядка смехом|разрядки смехом]], но эти пьесы он не запрещал), но однозначно просвещённый: у других правителей-Искр в лучшем случае инженеры и исследователи-не-Искры на подхвате, а этот на своей передвижной базе устроил целый НИИ с участием множества Искр. И деспот тот ещё, конечно.
* Комикс [[Girl Genius]] барон Вульфенбах. Какие там у него отношения с искусством — неизвестно (вернее, известно, что ему не нравятся пьесы о Гетеродинах, в которых он сам обычно присутствует в роли [[Разрядка смехом|разрядки смехом]], но эти пьесы он не запрещал), но однозначно просвещённый: у других правителей-Искр в лучшем случае инженеры и исследователи-не-Искры на подхвате, а этот на своей передвижной базе устроил целый НИИ с участием множества Искр. И деспот тот ещё, конечно.
* Аниме [[Ginga Eiyuu Densetsu]] — Райнхард Лоэнграмм, он же фон Мюзель, сначала теоретизировал о пользе переворотов и деспотии, потом применил теорию на практике.
* Аниме [[Ginga Eiyuu Densetsu]] Райнхард Лоэнграмм, он же фон Мюзель, сначала теоретизировал о пользе переворотов и деспотии, потом применил теорию на практике.
* [[Stellaris]] — имперская форма правления у материалистов с технократией называется «Просвещенной автократией» и подразумевает именно это. Диктаторская ака «Технократическая диктатура», в общем-то, тоже.
* [[Stellaris]] имперская форма правления у материалистов с технократией называется «Просвещенной автократией» и подразумевает именно это. Диктаторская ака «Технократическая диктатура», в общем-то, тоже.
** А вот у обычных материалистов без технократии аналогичные формы правления будут называться деспотической гегемонией и тоталитарным режимом соответственно. Это уже что-то вроде общества а-ля замятинское «[[Мы]]».
** А вот у обычных материалистов без технократии аналогичные формы правления будут называться деспотической гегемонией и тоталитарным режимом соответственно. Это уже что-то вроде общества а-ля замятинское «[[Мы]]».
* Электронная опера/техноопера «2032: легенда о несбывшемся грядущем» — генсек Милиневский. Сценарий намекает на то, что его беда в том, что он был ''недостаточно'' просвещённым: если бы он послушал [[искусственный интеллект]] АСГУ и просто позволил ей продолжать свой курс на автоматизацию, сокращение рабочего дня и общее благосостояние, то ничего ужасного бы не случилось, но романтический идеал советского человека-труженика, несовместимый с предлагаемым машиной бездуховным обществом, заставил его принять ряд неразумных решений, последнее из которых оказалось [[Большая ошибка|фатальным]].
* Электронная опера/техноопера «2032: легенда о несбывшемся грядущем» — генсек Милиневский. Сценарий намекает на то, что его беда в том, что он был ''недостаточно'' просвещённым: если бы он послушал [[искусственный интеллект]] АСГУ и просто позволил ей продолжать свой курс на автоматизацию, сокращение рабочего дня и общее благосостояние, то ничего ужасного бы не случилось, но романтический идеал советского человека-труженика, несовместимый с предлагаемым машиной бездуховным обществом, заставил его принять ряд неразумных решений, последнее из которых оказалось [[Большая ошибка|фатальным]].
* Таким описан [[Killzone|Сколар Визари]] в фанфике-кроссовере «Mass Killzone». Действительно искусный государь, экстремист, который прав и потенциально неплохой ученый, зарубивший свою карьеру работой политика. В остальном — напоминает лидеров Северной Кореи, с поправкой на то, что Хеллган действительно желали раскатать по камушку и выбор был «или диктатура или рабство». Тем более, что Визари отлично понимает все недостатки диктатуры и старается уравновесить её «банкой пауков» Верховного Совета и корпоркратами во главе со Шталем.
* Таким описан [[Killzone|Сколар Визари]] в фанфике-кроссовере «Mass Killzone». Действительно искусный государь, экстремист, который прав и потенциально неплохой ученый, зарубивший свою карьеру работой политика. В остальном — напоминает лидеров Северной Кореи, с поправкой на то, что Хеллган действительно желали раскатать по камушку и выбор был «или диктатура или рабство». Тем более, что Визари отлично понимает все недостатки диктатуры и старается уравновесить её «банкой пауков» Верховного Совета и корпоркратами во главе со Шталем.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
{{Nav/Аристократы и дегенераты}}
{{Nav/Аристократы и дегенераты}}

Версия 16:47, 31 марта 2022

Типаж правителя, инверсия Короля-Солнца. Если последний активно занимается окультуриванием вверенного ему народа, покровительствует поэтам, музыкантам, художникам и скульпторам, то герой нашей статьи строго придерживается идеи о том, что хороший химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Своего рода феодальный технократ.

По распространенному мнению, среднестатистическому филистеру для счастья вполне достаточно тарелки супа и гордости за родину, дающую миру самые забористые в мире заборы. Все это при просвещенном деспоте наличествует, и оттого его правление нередко входит в историю как золотой век, какие бы там гадости государь-батюшка ни вытворял. Горлохваты рады укомплектованным и хорошо оснащённым силовым структурам с широкими полномочиями. А, собственно, разные технари будут довольны тем, что им предоставлено максимальное количество возможностей самореализоваться: доступное техническое образование, много мест в НИИ с большими бюджетами, потребность общества в преподавателях соответствующих специальностей, наконец, обычные инженеры, врачи и прочие специалисты под властью сабжа статьи имеют высокий статус и материальное довольство.

Страдают при просвещённом деспоте представители гуманитарной интеллигенции. Начать с того, что искусство в целом такой персонаж готов признавать только в контексте государственной пользы, которую оно приносит, так что всё нетрадиционное, авангардное и элитарное творчество, как и вообще всё, что не проходит цензуру, автоматом попадает под запрет. Признанную классику наоборот, тиражируют сверх меры, но при этом нередко прикрепляют к ней тошнотворную нравоучительную трактовку, даже если автор ничего такого не имел в виду (особенно если он ничего такого не имел в виду!)[1]. От произведений современников, даже вполне традиционных по форме, ещё и норовит оттяпать кусок вездесущая цензура, а на особо взбалмошных ведёт охоту подвизающаяся у трона тайная полиция. Дабы знали своё место, не мутили воду и не мешали просвещенному деспоту вершить великие дела. Он лучше знает, как надо. А посему завсегда позаботится о том, чтобы инакомыслящий был голоден, презираем, ободран и признан психически нездоровым. В особо тяжёлых случаях от искусства остаётся только нечто очевидно-дидактичное, с чёрно-белой моралью в крайней форме и приторным приукрашиванием реальности, оно, конечно, будет бездарным, потому как при такой политике все талантливые творцы либо уйдут в подполье, либо вообще сбегут из владений героя статьи. В крайних случаях искусства не будет вообще, а любой, кто посмеет напевать под нос песенку на рабочем месте, будет там же и расстрелян.

Кроме них попадает так же и всяким сторонникам красивой жизни, золотой молодёжи, неформалам и прочим бездельникам. Потому что тратить ценные ресурсы на роскошь — не надо, и самовыражаться тоже не надо (нашлись тут особенные!), а вот работать — надо, зря вас, что ли, кормим?

С точки зрения конфликта романтизма и просвещения этот персонаж, конечно, на стороне просветителей. На романтической стороне похоже ведут себя сторонники теократии.

Иногда в мотивацию к такому персонажу прикручивают личную обиду на людей искусства. Впрочем, чаще он слишком безэмоциональный, чтобы всерьёз смешать личное и государственное.

На Тёмного Властелина и основного антагониста произведения сабж обычно не тянет. Обитает в основном в произведениях на вечную тему «Поэт и власть», но возможны и вариации.

Но давайте ка разберёмся. Во-первых, при таких государях народ бунтует крайне редко, или не бунтует вообще (особенно если из заграницы не помогают). И не потому что всех бунтарей давно заловили люди в чёрном, а потому что когда люди сыты, они бунтовать не любят, и правитель это прекрасно понимает. Во-вторых, правитель провозглашает вполне ясную и понятную массам цель — доступное образование, море возможностей для самореализации в общественно-полезном ключе, кучу рабочих мест, причем не батраков на плантациях, а ученых, инженеров, химиков и так далее, для чего потребно образование, а так как кадров нужно много — образование стремится быть доступным. Обилие образованных людей поднимает культурный уровень в целом — потому что кроме матана хочется ещё и чего-нибудь для души, а если у души запросы выше уровнем чем «хлеб и зрелища», читай порно и боевики, то возникает спрос на ту самую классику и закосы под неё, а когда и они заканчиваются, начинается поиск, в ходе которого обнаруживаются новые жанры. Пышным цветом цветут сатира и деконструкция, рождаются производственные романы и научная фантастика в объемах, недостижимых для конкурентов. А цензурой недовольны в основном те, кто пытается протащить под радарами деструктивные идеи, цензор же, играющий также роль редактора вполне способен сделать сносное произведение — хорошим, а плохое — сжечь к чертям ещё до премьеры, чему воспитанная публика будет только рада (вспомним сколько раз мы выходили из кинотеатра матерясь, и сколько макулатуры приходится отсеять в книжном, чтобы выбрать более-менее сносное чтиво, и как раздражают книги, запечатанные в пластик). Ну и — «золотая молодёжь» никого не раздражает ввиду её отсутствия, равно как и порицаемых обществом понторезов и бездельников, а общество, поднакопив силёнок, вполне может взяться за осуществление какого-нибудь мегапроекта, на который фанаты обскурантизма и высокой культуры избранных скорее всего не возьмется. Иными словами, просвященный деспот, который работает в данном ключе — это скорее автократ[2], нежели чем тиран. В описанном же выше случае, речь идет скорее об антиутопической деконструкции, нежели чем о чём-то реальном. Оба случая встречаются в искусстве так же, как и хорошее королевство, управляемое искуссным государем, который заботится о подданных, и плохое королевство с королём-солнцем, которое на нужды подданных кладет болт и выжимает их до нитки, ради того, чтобы только у правящей элиты были театры, музыка, и прочее.

Разновидности сабжа

  • Искусный государь: он проводит подобную линию рационально, адекватно и мудро, что оборачивается для государства политической стабильностью, движением к гегемонии и материальным профитом, а для его народа — ростом благосостояния, безопасностью и возможностями для самореализации.
  • Технократ: представитель непосредственных интересов технических специалистов и учёных, проводящий радикально наукоёмкую экономическую политику. В зависимости от сеттинга может быть как оторванным от реальности утопистом, чей режим падёт за полгода, так и умным успешным сторонником технологического прогресса.
  • Фельдфебель: дисциплина — галочка, минимум творческих свобод — галочка, преференции техническим специалистам — галочка. С фундаментальной наукой, распространением образования и материальным благосостоянием не задалось.
  • Психопат: Уличные музыканты? В расход! Заезжий художник устроил выставку? В концлагерь! Бабушка рассказала внуку сказку на ночь? На кол! Хотел бы править государством из одних роботов, но вот незадача, ему достались людишки. Ничего, им же хуже.

С фитильком — если персонаж проводит такую политическую линию, но верховной диктаторской власти не имеет.

Примеры

Литература

  • Цао Сюэцинь, «Сон в красном тереме» — Цзя Чжэн, хотя и не обладает императорской властью, а носит титул всего-навсего гуна (на наши деньги герцога), ведёт себя именно так.
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» — князь Пафнутий. Пародия на троп.
  • С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — штат помощников Льва. А сам Лев любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел.
  • Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучелище отчаянно пытается закосить под сабж.
  • «Сварог», разумеется. Ставший королём ГГ преследует художника-авангардиста, более изящно по форме, чем Хрущёв, но так же по сути. Автором это ещё и подаётся как хихоньки-хахоньки: в качестве наказания неудачливому живописцу положено изгнание из земель под властью короля Сварога, а земель этих всё больше, и из каждого нового королевства ему положено валить. При этом тот же Сварог пытается умеренно прогрессорствовать, подняв инженеров из Медных Гильдий аж в новоучереждённое Высокое Сословие (на Таларе среди городских ремесленников есть серьёзное иерархическое расслоение по роду занятий, Медные Гильдии — самый низший слой, достаточно сказать, что неклассифицированные Градские Обыватели — это уже Бронзовая Гильдия, а в Медных обретаются проститутки, нищие, уличные актёры и т. д., Высокие Сословия же — это косящие под патрициев торговых республик корпорации, объединяющие разных учёных и деловых людей, по факту — тоже гильдии, но называются иначе и по статусу выше даже Золотых Гильдий, к которым относятся ювелиры и оружейники, в Сословия входят в частности врачи, книжники, юристы и купцы).
    • На самом деле у Бушкова тонкая отсылка к Дали, который своих потенциальных учеников заставлял рисовать лошадь в классической манере, ибо «сперва нужно научиться соблюдать правила, прежде чем их нарушать». Сварогова «жертва» не смогла нарисовать ничего, кроме пятен.
    • Кроме того, началась упомянутая история с художником с того, что тот просил денег из казны на открытие Академии искусств, и Сварог собирался эти деньги выделить, пока не узрел «шедевры» просителя. Так что пострадал тот не за творчество, а за попытку присосаться к госбюджету.
  • Плоский Мир — патриций Витинари, с прикрученным фитильком. Все-таки за время его правления чуть не случилось аж две катастрофы на почве искусства, да и к технологии он тоже относится настороженно (у него в темнице заточен один невезучий изобретатель, для всеобщей безопасности). Тем не менее, у него патологическое отвращение к мимам — любой мим, появившийся в черте города, оказывался в яме со скорпионами и табличкой «Учи слова». Горожане это горячо одобряют.
  • Палтус, «Величайший диктатор» — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. В нашей истории — великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье, здесь — диктатор проигравшей мировую войну Франции, занимающий историческую нишу Гитлера. Утопист и технократ в режиме «педаль в пол». При этом, несмотря на беспощадный прагматизм в действиях (цель войны — победа), все же радеет за безопасную, комфортную, интересную и научно организованную жизнь для людей, поэтому создал методику неагрессивного, но тотального контроля над обществом («Теория морального эфира»). Немцам или сомалийским пиратам от того не легче. А вот его последователи, особенно президент-квислинг России Губарев, скорее, фанатики с топорными методами насаждения прогрессивных идей социал-авангардизма.
  • Велимир Долоев, «Цветы прорастают сквозь кости» — товарищ Тэ, вождь и учитель большей части тропической Африки, объединённой им в государство Азания. С одной стороны, установил личную диктатуру с милитаристскими замашками, афрорасистской идеологией и чистками непокорных племён. С другой — именно его режим покончил с основными бичами Чёрного Континента: голодом, СПИДом, гражданскими войнами, развивает в Азании собственные производства. И даже противники-политэмигранты относятся к Тэ с огромным и искренним уважением.
  • Альфина и Корнел, «Чума в Бедрограде» — субверсия. Строй там именно такой, но самого деспота и нет — есть Бюро патентов. А в нём сидят, вероятно, четыре человека — наследники (моральные — как минимум Ройш в Бюро не входит) «кружка отличников» из приквела.

Другое

  • (Фильм 1927?) «Поэт и царь» — таким изображен Николай I.
  • «Не покидай...» — канцлер Давиль.
  • Фильм «Малефисента» — если понимать мир Болот как метафору мира творчества, воображения и свободы мысли, то Стефан сознательно отрекся от него ради власти. И этим предал не только Малефисенту, но и себя. Начинал как просвещенный деспот, закончил безумным королём.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — высмеивает сходный американский троп «czar», который подразумевает члена исполнительной ветви власти, профессионала с неограниченными полномочиями в узкой сфере. Здесь Мисс Харшвини надзирает за организацией игр дружбы и постоянно заставляет делать по-своему, ссылаясь на то, что она-то профессионал и знает, как лучше.
  • Комикс Girl Genius — барон Вульфенбах. Какие там у него отношения с искусством — неизвестно (вернее, известно, что ему не нравятся пьесы о Гетеродинах, в которых он сам обычно присутствует в роли разрядки смехом, но эти пьесы он не запрещал), но однозначно просвещённый: у других правителей-Искр в лучшем случае инженеры и исследователи-не-Искры на подхвате, а этот на своей передвижной базе устроил целый НИИ с участием множества Искр. И деспот тот ещё, конечно.
  • Аниме Легенда о героях Галактики — Райнхард Лоэнграмм, он же фон Мюзель, сначала теоретизировал о пользе переворотов и деспотии, потом применил теорию на практике.
  • Stellaris — имперская форма правления у материалистов с технократией называется «Просвещенной автократией» и подразумевает именно это. Диктаторская ака «Технократическая диктатура», в общем-то, тоже.
    • А вот у обычных материалистов без технократии аналогичные формы правления будут называться деспотической гегемонией и тоталитарным режимом соответственно. Это уже что-то вроде общества а-ля замятинское «Мы».
  • Электронная опера/техноопера «2032: легенда о несбывшемся грядущем» — генсек Милиневский. Сценарий намекает на то, что его беда в том, что он был недостаточно просвещённым: если бы он послушал искусственный интеллект АСГУ и просто позволил ей продолжать свой курс на автоматизацию, сокращение рабочего дня и общее благосостояние, то ничего ужасного бы не случилось, но романтический идеал советского человека-труженика, несовместимый с предлагаемым машиной бездуховным обществом, заставил его принять ряд неразумных решений, последнее из которых оказалось фатальным.
  • Таким описан Сколар Визари в фанфике-кроссовере «Mass Killzone». Действительно искусный государь, экстремист, который прав и потенциально неплохой ученый, зарубивший свою карьеру работой политика. В остальном — напоминает лидеров Северной Кореи, с поправкой на то, что Хеллган действительно желали раскатать по камушку и выбор был «или диктатура или рабство». Тем более, что Визари отлично понимает все недостатки диктатуры и старается уравновесить её «банкой пауков» Верховного Совета и корпоркратами во главе со Шталем.

Примечания

  1. Справедливости ради, таким образом эту классику могут спасать от полного забвения.
  2. Автократия — переходная ступень от демократии к тоталитарному режиму и наоборот, например президентская республика, или однопартийная республика