Anathem: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Перенаправление на Анафем)
Метка: новое перенаправление
Строка 1: Строка 1:
{{Q|pre=1|— Нам угрожает инопланетный корабль, начинённый атомными бомбами. У нас есть транспортир.|Пожалуй, шансы равны.}}
#перенаправление [[Анафем]]
{{Info/Book
|book_name =  Anathem
|image = [[Файл:Anathem cover.jpg|мини]]
|name =  Анафем
|original name = Anathem
|author = Нил Стивенсон
|illustrator =
|director = HarperCollins
|unit of the publishing house = William Morrow and Company
|language = английский
|year = 2008
|type = роман
|genre = [[фантастика]]
|volumes = 1
|Age limit = 16+
}}
 
'''«Анафем»''' (англ. ''Anathem'') — роман Нила Стивенсона 2008 года. Если жанр предыдущих романов Стивенсона (типа [[Криптономикон]]а или Барочного цикла) определить было сложно, то в случае с «Анафемом» всё ещё сложнее. Определения «[[научная фантастика]]» и «[[постапокалипсис]]» в некоторой степени верны, но совершенно ничего не определяют; больше всего здесь, пожалуй, подошло бы «роман о науке и познании вообще».
 
== Сеттинг ==
Действие происходит на планете Арб, во многих отношениях сходной с Землёй. Наука в этом мире заняла место религии и развивается исключительно в научных монастырях ('''концентах''')<ref>Точнее, так видит мир главгерой-инак. Ближе к финалу ему довелось посетить и настоящий религиозный монастырь, так что говорить о том, кто чьё место занял, не стоит.</ref>. В концентах аскетично живут монахи-учёные ('''инаки'''), всю жизнь посвятившие занятиям наукой и обеспечением хозяйства для собственного пропитания (как и в земных монастырях, только замените все молитвы на науку). Полового разделения нет, мужчины ('''фраа''') и женщины ('''сууры''') живут в одних и тех же монастырях, обета безбрачия давать не требуется, но об отношениях следует заявить. Инакам под страхом изгнания нельзя выходить за пределы концента, кроме как в специальные дни открытых дверей, называемые '''аперт''' (аналогично и любые миряне могут заходить на территорию концента). Периодичность аперта не одинакова для всех: все инаки делятся на однолетников (унариев), десятилетников (деценариев), столетников (центенариев) и тысячелетников (милленариев)<ref>Ходят байки и о десятитысячелетниках, но это точно байки: институт иначества существует около 3700 лет.</ref>, инаки из разных групп живут в разных '''матиках''' внутри концента и им строго запрещено общаться друг с другом, потому что столетники и тысячелетники работают с более длинными циклами накопления знаний<ref>Строго говоря, запрет односторонний: обитатель матика не должен получать информацию о том, что произошло с последнего аперта. В принципе, десятилетник мог бы получать информацию от столетника — но как это сделать так, чтобы столетник ничего не узнал от десятилетника? Потому запрет считается обоюдным. О строгости отбора: если главгерой пошёл в десятилетники в восьмилетнем возрасте, то в тысячелетники берут младенцев не старше двух недель от роду — иначе считается, что они овладели уже слишком большим знанием о мире и могут привнести лишнюю информацию в тысячелетний матик.</ref>. Большинство инаков — либо унарии, либо деценарии, среди них часто встречаются те, кто пришёл просто получить образование (никаких других вузов, кроме концентов, на Арбе нет) и не собирается оставаться в конценте на всю жизнь.
 
Раз в тысячу лет проводятся съезды инаков из всех концентов, так называемые '''конвоксы'''. Бывают и внеплановые конвоксы — либо после очередного разорения (затронувшего все конценты), либо в случае каких-то совсем уж экстраординарных событий, затрагивающих всю планету. На момент начала книги было три тысячелетних конвокса, три конвокса после трёх разорений и один чрезвычайный конвокс.
 
Инакам не разрешено иметь личного имущества, кроме казённых вещей из '''новоматерии''': стлы, хорды и сферы. ''Стла'' — монашеская роба, ''хорда'' — пояс, ''сфера'' — предмет для всяких нужд, растягивая или увеличивая сферу, её можно использовать как мебель, корзину или щит. В качестве послабления инакам концента Эдхара разрешена ещё и обувь. Впрочем, во второй половине книги оказывается, что не все конценты настолько аскетичны, как эдхарианский.
 
В концентах не разрешены музыкальные инструменты, вместо этого введено обязательное для всех акапелльное пение. Особо важные события отмечаются специальными гимнами: так, для изгнания инака из концента используется гимн '''Анафем''', вынесенный в заглавие книги (соединение земных слов «анафема» и «Anthem» (гимн)).
 
== Сюжет ==
Главный герой книги — фраа Эразмас, молодой 18-летний инак-деценарий, только что закончивший десятилетний курс обучения. В начале книги он предстаёт человеком без собственной цели в жизни (как-то раз даже подумывает о [[самоубийство|самоубийстве]]), но во время десятилетнего аперта вновь обретает и цель, и вкус к жизни. Его учитель — фраа Ороло — первым опознаёт новую, невиданную ранее… нет, пока не угрозу, а скорее переменную, которая может изменить жизнь всей планеты. За действия Ороло его изгоняют анафемом из концента, Эразмас с друзьями продолжает исследования Ороло, и вскоре проблема становится настолько явной, что ей уже интересуются и мирские власти, и запрашивают помощи у инаков.
 
== Персонажи ==
Их тут [[дофига персонажей|дофига]]. Остановимся на главных.
* Фраа Эразмас (для друзей — Раз) — главный герой, от лица которого написан роман. Инак в конценте, который хочет стать фундаментальным учёным (среди инаков есть и профессиональное разделение: одни занимаются наукой, а другие — руководством), но постоянно не уверен в собственных силах (не раз подчёркивает, что Джезри как математик сильнее его). Благодаря поддержке друзей получает-таки распределение в научный эдхарианский орден, но основной сюжет подкидывает ему проблему, не связанную с сидением в конценте до старости. Разу придётся стать дикарём-изгнанником, пройти половину планеты, стать жертвой агрессивной толпы с булыжниками, посетить ещё пару концентов, и наконец, поучаствовать в спасении планеты.
* Фраа Ороло — учитель Эразмаса, научивший его всему. Философ, сильный в абстрактной логике. Человек, для которого наука важнее всех организаций, в том числе научных. Подвергается анафему, потом объявляется светителем.
* Фраа Лио — человек, для которого физподготовка важнее науки, но так как он всё-таки живёт в матике, то тупым силачом стать не смог. Регулярно ставит практические эксперименты, до которых никто, кроме него, не додумался — и результат не всегда оказывается общественно полезным. Мечтает попасть в матик Звонкой Долины, инаки которого специализируются на боевых искусствах.
* Фраа Джезри — самый умный среди квартета Эразмаса, и самый тяжёлый в общении человек. «С ним вообще нелегко, и я раньше месяцами его избегал, пока не понял, что ради дружбы с Джезри можно многое стерпеть».
* Фраа Арсибальт — четвёртый из квартета. Грузный человек, собирающийся отрастить бороду. Сын местного священника, с которым у него случился конфликт мировоззрений. Иногда пытается клеиться к девушкам, но неудачно.
* Суура Тулия — романтический интерес Эразмаса в начале книги. Он собирался предложить ей отношения, когда она достигнет совершеннолетия, но события сюжета закрутили их обоих и поменяли все планы. В раннем детстве Тулия сама перешла через лабиринт Собора из унарского матика в деценарский. Оказалась довольно сложной личностью.
* Суура Ала — строгая и авторитарная девушка с явным талантом к управлению большими массами людей. Эразмас долго соперничал с Алой в решении задач, пока между ними не вспыхнула любовь, да такая, что Раз без дрожи её описать не мог.
* Барб — сын флукца, представлен в первой главе как любознательный и гиперактивный мальчик. Во время аперта поступает в матик деценариев и часто утомляет Эразмаса расспросами на научные темы. Эразмас вместе с Барбом вторично изучает матанализ и с удивлением замечает, что для него эти занятия оказываются не менее познавательными, чем для Барба.
* Фраа Джад — инак-милленарий. Один сплошной спойлер. Обладатель роскошного баса (а всем инакам приходится петь!) и походя-решатель-сверхзадачки (не имеющей практического применения и вовсе не первый решивший её). Вопреки ожиданиям протагониста, миллениарий оказался вовсе не высшим существом, а вполне живым во всех смыслах дедулей (протагонист считает своё изучение Книги до пятой главы подвигом — фраа Джад изучил ''девять'' глав). {{spoiler|Является инкантером и может управлять своим старением - ему несколько веков как минимум. Именно инкантерские умения Джада приводят к разрешению кризиса Геометров, а Эразмас ему был нужен только как ходячая видеокамера.}}
* Самманн — ита (это такая каста инженеров — [[Бонус для современников|айтишники, если по-нашему]]). Инаки не любят ита, так как ита — из флукцев, но могут ходить по конценту и не во время аперта, то есть от них инаки могут узнать ненужную информацию. Но с Самманном Эразмас неожиданно сдружается, и тот остаётся его верным компаньоном почти всю книгу.
* Корд — родная сестра Эразмаса, и единственный член его семьи, с кем Эразмас смог восстановить контакт после десяти лет в конценте. Дальше Корд и Раз становятся лучшими друзьями, и Корд отправляется с Разом в его одиссею (тем более, что с работы её уволили по вине Раза, который привёл к ней на работу толпу инаков).
* Ганелиал Крейд и Юлассетар Крейд — два брата-флукца, вызвавшиеся помочь инакам с транспортом. Гнель — сектант и в середине книги покидает группу, чтобы вступить в полуконцент Орифены, Юл присоединяется к группе уже после начала путешествия, но остаётся до конца и даже женится на Корд.
* Фраа Лодогир — инак лет семидесяти из концента Тредегара, арбский [[w:Ларри Кинг|Ларри Кинг]]. При первой встрече интервьюирует Эразмаса, пытаясь спровоцировать на что-нибудь неудобное, но Эразмас почти одерживает над ним верх. Сразу после интервью Лодогир радует Раза новостью, что Раз назначен прислуживать Лодогиру за столом. {{spoiler|Является ритором. В конце книги как [[Мистер Экспозиция]] разъясняет, сколько людей и кто именно должны остаться мёртвыми, чтобы кризис Геометров был разрешён.}}
* Ж’вэрн — член фанатичной религиозной секты матарритов, всегда ходит в балахоне, скрывающем лицо. {{spoiler|На самом деле - иномирный шпион Жюль Верн Дюран с Земли. К арбцам настроен дружелюбно и начинает сотрудничать сразу, как только его избавляют от надзора другого шпиона из более агрессивного мира.}}
 
== Что здесь есть ==
* [[Аллюзия]] — сплошь и рядом. Гилеин теорический мир — это мир идей Платона, весы Гардана — бритва Оккама, и т. д. [[Бонус для гениев]] — отыскать все отсылки к земной культуре.
* [[Анакосмизм]]. Действие происходит в параллельной вселенной, поэтому многие вещи и явления похожи, но выведены под другими именами, хотя некоторые всё же переведены в лоб. Как сам автор поясняет в предисловии, на Арбе нет земного растения «морковь», а есть своё растение, которое отличается вкусом/видом/названием, но в общем занимает ту же пищевую нишу, так что проще назвать его морковкой, чем объяснять все различия. Однако ложка дёгтя: к концу книги автор сдувается и начинает допускать откровенные ляпы, вроде земного слова «видеофайл» вместо арбского «спиль».
** В принципе, в оригинале video впервые упоминается на 45 % романа, что едва ли можно считать «к концу». И, по мнению автора правки, только первое упоминание можно считать ляпом (да и то — по настроению). В последнем случае обсуждались типы файлов (текстовые сообщения, звуковые, видео — в переводе «аудиофайлы и видеофайлы» не совсем корректны семантически), а не развлечение «спиль». Во всех прочих случаях video идёт со словом game, а видеоигры — это всё-таки отдельная сущность, не разновидность спиля.
* [[Безопасная пытка]]/[[Чтобы ты задолбался]] — так называемая Книга, бессмысленный и беспощадный способ наказания инаков, когда обычных хозработ недостаточно.
{{Q|pre=1|
В Книге смысла не было, что превращало её в самую ненавистную из епитимий. Она содержала двенадцать глав. Как в шкале землетрясений, их убойная сила росла экспоненциально, то есть шестая глава была в десять раз хуже пятой, и так далее. Первая глава была так, ознакомлением, для проштрафившихся детишек. С нею обычно справлялись за час. Вторая, как правило, означала по меньшей мере одну ночёвку в штрафной келье, хотя любой уважающий себя правонарушитель мог осилить её за день. На пятую уходило несколько недель. Приговор к шестой главе можно было обжаловать примасу и далее в инквизицию. Двенадцатая глава равнялась пожизненному осуждению на каторжные работы в одиночном заключении: за три тысячи шестьсот девяносто лет её превозмогли только трое инаков, и все они были не в себе.
Примерно за шестой главой епитимья растягивалась на годы. Многие предпочитали уйти из концента. Те, кто оставался, выходили изменившимися: присмиревшими и как будто пониже ростом. Это может показаться странным, поскольку требовалось вроде бы всего ничего: переписать указанные главы, выучить и ответить на вопросы по ним комиссии иерархов. Однако содержание Книги на протяжении столетий оттачивалось до полного, идиотического, вынимающего душу безумия: вопиюще очевидного в начале, затем, с каждой главой, всё более тонкого. Это был лабиринт без выхода, уравнение, которое после недель труда сводилось к 2 &#x3d; 3. Первая глава состояла из страницы бессмысленных детских стишков с нарочито неточными рифмами. Четвёртая представляла собой несколько страниц знаков числа пи. Дальше, впрочем, в кодексе не было ничего случайного, поскольку чисто рандомные вещи запомнить не так сложно: достаточно освоить несколько приёмов, а все, одолевшие четвёртую главу, эти приёмы знали. Куда труднее зубрить и отвечать материал почти, но не совсем осмысленный; материал, в котором есть внутренняя логика, но только до некоего предела. Такие вещи время от времени возникают в матическом мире естественным путём: в конце концов, не каждому дано стать светителем. После того как авторов унизили и отбросили, их сочинения передавали инквизиции; если она находила текст достаточно чудовищным, то его, дополнительно ухудшив, включали в следующие, ещё более гадостные издания кодекса. Чтобы выйти на свободу, надо было освоить материал так, как, скажем, теорию групп для изучения квантовой механики. Ужас заключался в сознании, что ты прикладываешь столько усилий, чтобы отравить свой мозг интеллектуальным ядом. Вы и представить себе не можете, насколько это унизительно. Промучившись над пятой главой недели две, я вполне понимал, почему осилившие, например, девятую, остаются искалеченными на всю жизнь.|Эразмасу за дерзость руководству концента (на самом деле за другое) назначили пятую главу}}
* [[Биохимических барьеров не существует]] — [[аверсия]]. {{spoiler|Именно благодаря биохимическому барьеру Эразмас вычислил засланцев из другой вселенной: приготовленная специально для засланца пища вышла из Эразмаса непереваренной.}}
* [[Бой-баба]] — суура Ала. [[С прикрученным фитильком]], потому что не дерётся, но по активности даст фору кому угодно. Сюда же — Корд, сестра Эразмаса.
* [[Ботанская пара]] — Эразмас и Ала. Джезри и Ала — пожалуй, тоже.
* [[Вундервафля]] — корабль Геометров, летающий на тяге ядерных взрывов.
* [[Вундеркинд]] — Барб, он же фраа Тавенер (получил новое имя после вступления в деценарский матик).
[[Файл:Anathem map.jpg|240px|thumb|right|Примерная схема собора и прилегающей территории]]
* [[Готический собор]] — собор в центре концента святого Эдхара. В нём каждое утро на ежедневный актал собирается весь концент. В нём находятся мега-часы, которые каждый день заводил Эразмас с тремя мускулистыми друзьями (завод часов осуществлялся при помощи огромного ворота, занятие не для слабых).
* [[Дали только пистолет]] — если бы пистолет. А школьный транспортир не хотите? (см. эпиграф)
** А милленарии умудряются над бочками с радиоактивными отходами соорудить навес из соломы… который держится уже четыреста лет и разваливаться не собирается.
* [[Забытые звёзды]] — при том что на Арбе обычное дело добыча металлолома из вполне индустриальных городов, разрушенных так давно что их сначала накрыло ледником от глобального похолодания а потом освободило наружу, космическая программа не ушла особо дальше искусственных спутников.
* [[Изменение реальности]] — чем заняться, если у тебя и окружающих есть по балахону, по поясу и по мячу — и вы отгорожены от прочего мира на 1000 лет? В основном теоретическими изысканиями. Так вот, риторы научились менять прошлое, а инкантеры — менять будущее.
* [[Инженю]] — [[субверсия]] с суурой Тулией. Если узнать Тулию получше, то становится понятно, что она далеко не кисейная барышня, а личность едва ли не сложнее Алы.
* [[Как брат и сестра]] — Эразмас и Корд. Собственно, они и есть брат с сестрой, но так как не видели друг друга много лет, то это и не считается. Эразмас первоначально даже вспыхнувшее тёплое чувство принимает за влечение.
* [[Квартет]] — Эразмас, Джезри, Лио и Арсибальт. Иногда в их компании оказываются ещё Ала, Тулия и Барб.
* [[Кирпич]] — книга в целом. Не каждый читатель сможет её осилить, продираясь через научную заумь и новояз. Но для ценителей оно того стоит.
* [[Ковбой Бибоп за своим компьютером]]: «Мир, в котором что-то случилось — и Земля, которую теперь называют Арбом, вернулась к средневековью. Теперь ученые, однажды уже принесшие человечеству ужасное зло, становятся монахами, а сама наука полностью отделяется от повседневной жизни. […] Но раз в десять лет наступает аперт — день, когда монахам-ученым разрешается выйти за ворота обители, а любопытствующим мирянам — войти внутрь. И однажды в день аперт приходит беда. Беда, ставящая мир на грань катастрофы. Беда, которую возможно будет предотвратить лишь совместными усилиями инаков и экстов…»
** О том, что Арб — это не Земля, сказано на первой же странице книги, в авторском предисловии. К средневековью вернулась не вся планета, а только «конценты», и то чисто внешне (технологий изучено будь здоров, но весь праксис пошёл на пользу мирянам). Аперт — не день, а десять дней (и не для всех он наступает именно раз в десять лет), беда приходит не в день аперта, а сильно постепенно (её приход растягивается примерно на год), и предотвращение беды — почти целиком заслуга инаков. Что же до «уже принёсшие человечеству ужасное зло» — так это и вовсе спойлер.
* [[Крутой ботан]] — все первостепенные герои.
* [[Ловелас-недотёпа]] — фраа Арсибальт.
* [[Любовный треугольник]] — Эразмас, Ала и Джезри. Формально заявлен (потому что Ала [[не дождалась]]), но влияния на сюжет почти не оказывает и ближе к концу благополучно распадается.
* [[Любовь-наркотик]] — после сууры Алы Эразмас на других девушек даже смотреть не мог.
* [[Люди-плюс]] — риторы и инкантеры. И те, и другие считаются мифом.
* [[Мне на самом деле семьсот лет]] — {{spoiler|фраа Джад. Другие милленарии, судя по всему, тоже живут по тысяче лет, как и написано.}}
* [[Мортидо]] — {{spoiler|фраа Ороло перед извержением вулкана, разбуженного орбитальной бомбардировкой.}}
* [[Назван в честь знаменитости]] — во-первых, большая часть персонажей-инаков названы в честь выдающихся теоров (учёных) прошлого Арба. Во-вторых, {{spoiler|латерранин (землянин) [[Жюль Верн]] Дюран назван в честь понятно кого.}}
* [[Нарушитель теории вероятностей]] — инкантеры, которые могут управлять вероятностями. Каждая вероятностная развилка создаёт две вселенные, и инкантеры усилием воли оказываются в той, что нужна им. {{spoiler|Так как процесс старения - тоже вероятностный процесс, то это позволяет им жить по тысяче лет — милленарии и есть инкантеры.}}
 
* [[Наука — это круто]] — вся книга об этом.
* [[Не в ладах с бездной времени]]. История со времён Реконструкции (установившей текущий общественный порядок) насчитывает больше трёх с половиной тысяч лет, где-то близко к началу этого срока была создана «новоматерия» (особо крутой [[флеботинум]], нарушающий некоторые физические принципы), которой и сейчас вовсю пользуются и инаки, и эксы, во время действия романа у «эксов» (т. е. за стенами монастырей-концентов) технический уровень довольно близок к современности (есть мобилки для позвонить, есть устройства для посмотреть кинцо). Почему же прогресс за три с лишним тысячелетия шагнул так мало? Может, три великих Разорения вызваны тремя [[конец света, как мы его знаем|коллапсами цивилизации]]? Да нет, по ходу книги выясняется, что все три Разорения вызваны {{spoiler|недовольством мирских властей тем, что [[Наука — это плохо|эти умники в своих концентах слишком много на себя берут]] - то новоматерию изобретут, то управление вероятностями}}, а снаружи никаких апокалипсисов вроде бы не случалось.
* [[Невыносимый гений]] — фраа Джезри, с которым не всегда легко найти общий язык, но, по мнению Эразмаса, результат того стоит.
* [[Нерешительный мальчик, решительная девочка]] — Эразмас и Ала.
* [[Неэтичный учёный]] — фраа Ороло украл мёд из концента, чтобы купить пару технических примочек, за что в конце концов поплатился. Впрочем, если знать, что стояло на кону…
* [[От неприязни до любви]] — Эразмас рассматривал Алу исключительно как вредину, насмешек которой опасался больше всего… Пока она не призналась в любви первая.
* [[Параллельные миры]] — {{spoiler|главный спойлер романа. Как-то пара инаков пришла к выводу, что тезис «есть наш мир и есть теорический мир Гилеи» ничем не обоснован и в этом графе может быть существенно больше двух вершин. Собственно, пришельцы из четырёх параллельных миров и прилетели на корабле геометров, и один из этих миров - наша Земля.}}
** [[w:Дерево (теория графов)|Параллельно-последовательные]]! Путешествие между мирами возможно только «из более агрессивного в более цивилизованный», но никак не наоборот. А на главный спойлер тянет {{spoiler|[[Изменение реальности]]}}.
* [[Первая любовь]] — суура Тулия для Эразмаса.
* [[Правительственный заговор]] — мирские власти постоянно что-то скрывают. Так-то не очень-то и хотелось, инаки вообще живут в своём параллельном мире физики и геометрии, их не интересует, кто конкретно у власти, и вообще одно в мире правительство или несколько государств. Но вот когда войска всего мира зачем-то начинают стягивать к полюсам…
** [[Педаль в пол]] — {{spoiler|в финале всем арбским участникам мирной конференции были розданы «большие таблетки» для проглатывания - якобы с датчиками мед.диагностики, на самом деле со взрывчаткой, на случай, если что-то пойдёт не так. Но всё обошлось.}}
* [[Постапокалипсис]] — [[субверсия]]: кажется, что мир уже несколько раз переживал апокалипсис и тёмные века, но во второй половине книги оказывается, что ничего подобного: {{spoiler|все три Разорения касались только концентов, были сознательно устроены мирскими властями, а у этих самых властей, похоже, всё было в порядке.}}
* [[Профессиональный риск ментора]] — да, светитель Ороло был обречён, хоть и дотянул до второй половины книги.
* [[Секта]] — описана мирная секта «келкской скинии», в которую вступает Корд.
* [[Силач]] — фраа Лио. [[Буйный силач]], и стремится к тропу [[гениальный силач]] — регулярно ставит эксперименты типа «защитят ли стла и сфера от огнестрельного оружия».
* [[Технорелигия]] — [[инверсия]]: на Арбе не религия вытеснила из науки всё научное, а наоборот, наука заменила религию, при этом оставшись наукой.
** Религия на Арбе есть отдельно. По легенде, у Кноуса (мифологического персонажа) были две дочери, одна из которых увидела в его видении божественный свет, а другая — свет познания. Первую чтят богопоклонники, вторую — ученые-члены монашеского ордена.
* [[Туториальная недостаточность]] — фраа Джад в целях поиска Ороло отправляет Эразмаса идти на север. Ах, не понимаешь? Тогда иди на север до тех пор, пока не поймёшь! Идти, как оказалось, нужно [[педаль в асфальт|через северный полюс до экватора]]. Впрочем, Эразмас и его друзья этот ребус решают относительно быстро (а Джад, в свою очередь, понимал, что задачу не тупому флуку поручает).
* [[Философский диалог]] — его практикуют все инаки, но больше всего в этом преуспел концент Тредегара: в нём обязательной частью обеда является диалог с соседями по столу, а списки людей по столам составляют заранее.
* [[Флеботинум]] — новоматерия, особо крутой материал, по документации нарушающий некоторые физические принципы. Изобретение новоматерии привело к первому и второму Разорениям, после чего инакам разрешили использовать новоматерию только в стлах, хордах и сферах.
* [[Холодное утро империи]] — {{spoiler|финал книги. Вторая Реконструкция: теперь инаки перестанут ютиться в матиках и получат столько же власти, сколько и мирские бонзы.}}
* [[Экзотический лексикон]], [[новояз]] — Стивенсон неплохо вложился в свой новояз для создания впечатления, что это действительно другая планета, на которой язык, наука и культура развивались своим путём. Многие слова поясняются [[Приложение|внутрикнижным словарём]] (только оттуда вы узнаете, как слово «просветитель» превратилось в «светитель», аналог религиозного святого), вот только этот словарь раскидан по эпиграфам на протяжении всей книги, поэтому в самом начале вы не будете понимать почти ничего (хотя вообще-то между основным текстом и приложениями есть и полный словарь). Читатели «Анафема» делятся на тех, кто в восторге, и тех, кто бросил, не дочитав первый многостраничный диалог про «почему нельзя [[макаку чешет|прошпилить на фарспарке]]» (что вообще свойственно творчеству Нила Стивенсона).
** [[Читай грёбаную инструкцию]] — тут настолько детальная проработка…
 
== Примечания ==
<references />
 
{{Nav/Книги}}

Версия 19:15, 1 апреля 2022

Перенаправление на: