Справочник автора/Похороны: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
(Дестройплощадкафикация. Автор забил. Смело дополняйте) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Ты услышишь протяжное пенье, Дуня —<br />То меня да понесут хоронить.|Шуточная народная песня}} | |||
{{Q|Ты услышишь протяжное пенье, | |||
{{Q|Скоро и моего папу так понесут!|«От двух до пяти».<br />Маленький ребёнок не понимает, что тут нечему радоваться}} | {{Q|Скоро и моего папу так понесут!|«От двух до пяти».<br />Маленький ребёнок не понимает, что тут нечему радоваться}} | ||
Похороны — обобщенное название обрядов, сопровождающих прощание с умершим и утилизацию его тела. | |||
Могут сильно отличаться в разных культурах, и во многом отражают особенности коллективного бессознательного данной цивилизации. | Могут сильно отличаться в разных культурах, и во многом отражают особенности коллективного бессознательного данной цивилизации. | ||
Строка 8: | Строка 7: | ||
== Обряды по культурам == | == Обряды по культурам == | ||
=== Современная западная цивилизация === | === Современная западная (христианская) цивилизация === | ||
Наиболее распространенными формами похорон в современной нам культуре являются предание земле и кремация. Первое подразумевает размещение тела умершего, как правило, помещенное в гроб (преимущественно деревянный, реже сделанный из плотного картона контейнер, примерно соответствующий габаритам человеческого тела) в яму (могила), вырытую на специально отведенном полигоне — кладбище. Затем могила засыпается землей, извлечённой при выкапывании. Образующийся холмик (объем примерно равен гробу) по мере тления тела и разрушения гроба оседает. После полной просадки на могиле обычно размещается памятник. В христианской традиции это | Наиболее распространенными формами похорон в современной нам культуре являются предание земле и кремация. Первое подразумевает размещение тела умершего, как правило, помещенное в гроб (преимущественно деревянный, реже сделанный из плотного картона контейнер, примерно соответствующий габаритам человеческого тела) в яму (могила), вырытую на специально отведенном полигоне — кладбище. Затем могила засыпается землей, извлечённой при выкапывании. Образующийся холмик (объем примерно равен гробу) по мере тления тела и разрушения гроба оседает. После полной просадки на могиле обычно размещается памятник. В христианской традиции это деревянный, металлический или каменный крест (или изображение креста), в светской памятник может иметь иную форму и, как правило, содержит имя усопшего и даты жизни, а также эпитафию и (особенно распространено в экс-СССР, но встречается и в других странах) портрет<ref>В богатых странах в последнее время входит в моду вделывать в памятник простенькое звуковоспроизводящее устройство с голосовым сэмлом покойного, разумеется записанным предварительно, работающее от инфракрасного датчика. Подходите это вы к памятнику, а оттуда знакомый голос: «Привет, спасибо что заглянули!»</ref>. | ||
Кремация заключается в сожжении тела умершего в специализированной высокотемпературной печи с последующим сбором получившегося пепла. Пепел размещают в небольшой | Кремация заключается в сожжении тела умершего на погребальном костре (до XIX века, в Индии и Индонезии - и в наши дни) или в специализированной высокотемпературной печи с последующим сбором получившегося пепла<ref>На самом деле, после кремации всегда остаются кальцинированные кости, просто в большинстве стран их затем перемалывают в пепел специальными дробилками. Исключение - Япония, чьи погребальные традиции требуют после кремации складывать кости в урну особым образом для захоронения</ref>. Пепел размещают в небольшой контейнер — урну. Урна с прахом умершего, согласно воле умершего и пожеланиям его родных, либо закапывается в могиле на кладбище, либо размещается в колумбарии (хранилище подобных урн, размещаемом так же на кладбище), реже непосредственно дома у родных. Иногда покойный завещает развеять пепел. Такая форма погребения была характерна для языческих культур античности (Греция, Рим) и средневековья (балтов, германцев с викингами, [[Справочник автора/Славянская мифология|древних славян]]), и возродилась в христианской Европе и Америке в конце XIX-начале XX вв., чему причиной послужил резкий рост числа населения и его плотности в городах. В России кремация получила распространение при Советской власти (преимущественно в крупных городах-миллионерах) и набирает популярность в XXI веке в мегаполисах. Что касается христианства, то различные его течения относятся к кремации по-разному. Католики и большая часть протестантов, в целом, относятся спокойно. Русская православная церковь вяло выступает против, но по факту обычно закрывает на это глаза и соглашается отпевать кремируемых. В отличие, например, от Греции, в которой государственная церковь Эллады бескомпромиссно против и запрещает строить крематории, в результате чего в Греции их целая одна штука на всю страну, а на Кипре нет вовсе. | ||
Несколько более редкой формой | Несколько более редкой формой похорон можно назвать «крионическое хранение». В этом случае тело умершего в максимально короткий промежуток времени после констатации смерти мозга подвергают специальной термической обработке с заменой крови на крионический состав и с понижением температуры тканей до точки кипения азота. Считается, что это дает шанс на то, что в будущем, по мере развития медицинских технологий, может быть найден способ вернуть похороненного (вернее, зафиксированного) подобным способом человека к жизни. | ||
На волне распространения экоактивизма появились «зелёные», экологичные похороны. Самый доступный способ — захоронение в картонном или плетёном гробу, иногда покойника одевают в специальный костюм со спорами грибов, чтобы тело быстрее разложилось. Для богатеньких буратин есть множество других способов, суть которых заключается в том, что тело с помощью химических реакций (например, гидролиз или ресомация) растворяют до состояния порошка, который можно использовать как плодородную почву (точно также можно поступить и с пеплом, оставшимся после кремации и помещённым в урну из биоразлагающегося материалла), а можно хранить или развеять как пепел после кремации. Некоторые из этих способов (например, всё та же ресомация) уже узаконены в некоторых американских штатах. | |||
Если человек был верующим, то захоронение, как правило, сопровождается тем или иным религиозным обрядом, долженствующим облегчить душе путь в загробный мир, и снизить влияние грехов на ее последующую судьбу. | Если человек был верующим, то захоронение, как правило, сопровождается тем или иным религиозным обрядом, долженствующим облегчить душе путь в загробный мир, и снизить влияние грехов на ее последующую судьбу. | ||
По завершении утилизации тела, обычно проводятся поминки: обед, на который приглашают близких и знакомых умершего, и в ходе которого принято вспоминать каким хорошим человеком он был. | По завершении утилизации тела, обычно проводятся поминки: обед, на который приглашают близких и знакомых умершего, и в ходе которого принято вспоминать каким хорошим человеком он был. В православной традиции принято через девять и сорок дней после смерти проводить поминки для более узкого круга: считается, что на 9-й день душа покидает тело, а на 40-й окончательно покидает землю (у католиков и протестантов поминки проводят на 7-й и 30-й день). | ||
==== Ислам ==== | ==== Ислам ==== | ||
Строка 24: | Строка 25: | ||
* Кремация строго запрещена. Среди альтернативных похорон разрешены только морские. | * Кремация строго запрещена. Среди альтернативных похорон разрешены только морские. | ||
* Хоронят без гроба, завернув тело в саван. Обоснование: в пустынях Аравии, где зародился ислам, с деревьями напряжёнка. Гроб если и используют, то только в качестве носилок, и самый примитивный. | * Хоронят без гроба, завернув тело в саван. Обоснование: в пустынях Аравии, где зародился ислам, с деревьями напряжёнка. Гроб если и используют, то только в качестве носилок, и самый примитивный. | ||
** Ещё одно правило, связанное с климатом колыбели ислама: хоронить надо как можно скорее, самое лучшее | ** Ещё одно правило, связанное с климатом колыбели ислама: хоронить надо как можно скорее, самое лучшее — в день смерти, до захода солнца. | ||
** Особая традиция связана с погребением шахидов — мучеников за веру: саван не используется, человека помещают в могилу в той же одежде, в какой он принял смерть. | |||
* Могила тоже не простая, а со специальной выемкой сбоку. Покойника кладут в неё на бок таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Мекки, закрывают камнями и закапывают. | |||
* В ритуале похорон не участвуют женщины. | * В ритуале похорон не участвуют женщины. | ||
==== Иудаизм ==== | ==== Иудаизм ==== | ||
В иудаизме тело хоронят в саване, но без гроба. | В иудаизме тело хоронят в саване, но без гроба. Обоснование — тело не должно сохраняться. Оно именно что ''должно'' истлеть и превратиться в прах, уйти в землю и смешаться с ней. | ||
* Вообще, сейчас многие евреи хоронят своих покойников и в | * Вообще, сейчас многие евреи хоронят своих покойников и в гробах — иудаизм сам по себе этого не запрещает. Но есть обязательное условие: гроб должен быть деревянный, и непременно с щелью — чтобы тело соприкасалось с землёй, в соответствии с заповедью. | ||
* А вот что категорически | * А вот что категорически запрещено — так это кремация (как и в исламе). | ||
=== Древний Египет === | === Древний Египет === | ||
Обряд похорон был неразрывно связан с мистическими и религиозными представлениями о необходимости сохранения физического тела умершего | Обряд похорон был неразрывно связан с мистическими и религиозными представлениями о необходимости сохранения физического тела умершего после смерти на срок путешествия души в загробный мир, иначе та будет страдать, поэтому даже бедняков старались закапывать в пустыне, которая при удаче могла обеспечить естественную консервацию. А вот более-менее состоятельные могли оплатить работу жрецов-бальзамировщиков, проводивших консервацию тел умерших, позволявшую им существовать как минимум десятилетия (разумеется, речь не шла о полном сохранении прижизненного облика, но тело таки оставалось целым). Наиболее состоятельные люди, например, фараоны, возводили целые гробницы разной степени роскошности. Они же подвергались и наиболее сложным формам обработки тел. В итоге многие из них сохранились и до наших дней в виде так называемых мумий. | ||
=== Зороастризм === | === Зороастризм === | ||
Строка 42: | Строка 45: | ||
=== Индия === | === Индия === | ||
Труп сжигают, а если денег на достаточное количество дров не хватило, не до конца сгоревший труп отправляется плавать по Гангу. Аскеты, именуемые агхора, в качестве аскезы едят | Труп сжигают, а если денег на достаточное количество дров не хватило, не до конца сгоревший труп отправляется плавать по Гангу. Аскеты, именуемые агхора, в качестве аскезы едят нечистоты — включая как экскременты, так и не догоревшие человеческие трупы. А вообще индуистские похороны — это та еще жесть. Желающим — гуглить видео по запросу «Варанаси». | ||
=== [[Мачу-Пикчу и кипу|Андские культуры]] === | === [[Мачу-Пикчу и кипу|Андские культуры]] === | ||
* Чинчорро мумифицировали всех умерших, и даже выкидыши. Археологи ошибочно долгое время мумии младенцев и выкидышей принимали за куклы из глины. | * Чинчорро мумифицировали всех умерших, и даже выкидыши. Археологи ошибочно долгое время мумии младенцев и выкидышей принимали за куклы из глины. | ||
* Инки усаживали покойного императора на его золотой трон, где он постепенно усыхал, превращаясь в мумию, а весь его огромный дворец становился священным мавзолеем (конкистадоры все эти дворцы-мавзолеи разграбили) | * Инки усаживали покойного императора на его золотой трон, где он постепенно усыхал, превращаясь в мумию, а весь его огромный дворец становился священным мавзолеем (конкистадоры все эти дворцы-мавзолеи разграбили) | ||
** ''Это на каждого императора | ** ''Это на каждого императора — по целому монументальному дворцу? Или существовала некоторая цикличность, по которой самые старые — от «жильцов» освобождали?'' | ||
=== Чёрная Африка === | === Чёрная Африка === | ||
Строка 55: | Строка 58: | ||
=== Морские похороны === | === Морские похороны === | ||
Морячки всегда считали себя элитой, для которой не писаны обычные людские законы. И покойников они хоронили соответствующе - отправляя их на дно морское, привязав к телу какой-нибудь груз потяжелее. Обычай сохранился до сих пор, и оказался сильнее даже религиозных требований: так, морские похороны - один из немногих видов альтернативных похорон, разрешённых в исламе (хотя и с оговорками). Обоснуй: на корабле нет условий, чтобы хранить труп до подходящей гавани, где можно похоронить. И да, умерших пассажиров тоже могут отправить в вечное плавание. | Морячки всегда считали себя элитой, для которой не писаны обычные людские законы. И покойников они хоронили соответствующе - отправляя их на дно морское, привязав к телу какой-нибудь груз потяжелее. Обычай сохранился до сих пор, и оказался сильнее даже религиозных требований: так, морские похороны - один из немногих видов альтернативных похорон, разрешённых в исламе (хотя и с оговорками). Обоснуй: на корабле нет условий, чтобы хранить труп до подходящей гавани, где можно похоронить. И да, умерших пассажиров тоже могут отправить в вечное плавание. | ||
{{Nav/Справочник автора}} | {{Nav/Справочник автора}} | ||
[[Категория:Справочник автора]] | [[Категория:Справочник автора]] |
Версия 14:34, 19 сентября 2022
« | Ты услышишь протяжное пенье, Дуня — То меня да понесут хоронить. |
» |
— Шуточная народная песня |
« | Скоро и моего папу так понесут! | » |
— «От двух до пяти». Маленький ребёнок не понимает, что тут нечему радоваться |
Похороны — обобщенное название обрядов, сопровождающих прощание с умершим и утилизацию его тела.
Могут сильно отличаться в разных культурах, и во многом отражают особенности коллективного бессознательного данной цивилизации.
Обряды по культурам
Современная западная (христианская) цивилизация
Наиболее распространенными формами похорон в современной нам культуре являются предание земле и кремация. Первое подразумевает размещение тела умершего, как правило, помещенное в гроб (преимущественно деревянный, реже сделанный из плотного картона контейнер, примерно соответствующий габаритам человеческого тела) в яму (могила), вырытую на специально отведенном полигоне — кладбище. Затем могила засыпается землей, извлечённой при выкапывании. Образующийся холмик (объем примерно равен гробу) по мере тления тела и разрушения гроба оседает. После полной просадки на могиле обычно размещается памятник. В христианской традиции это деревянный, металлический или каменный крест (или изображение креста), в светской памятник может иметь иную форму и, как правило, содержит имя усопшего и даты жизни, а также эпитафию и (особенно распространено в экс-СССР, но встречается и в других странах) портрет[1].
Кремация заключается в сожжении тела умершего на погребальном костре (до XIX века, в Индии и Индонезии - и в наши дни) или в специализированной высокотемпературной печи с последующим сбором получившегося пепла[2]. Пепел размещают в небольшой контейнер — урну. Урна с прахом умершего, согласно воле умершего и пожеланиям его родных, либо закапывается в могиле на кладбище, либо размещается в колумбарии (хранилище подобных урн, размещаемом так же на кладбище), реже непосредственно дома у родных. Иногда покойный завещает развеять пепел. Такая форма погребения была характерна для языческих культур античности (Греция, Рим) и средневековья (балтов, германцев с викингами, древних славян), и возродилась в христианской Европе и Америке в конце XIX-начале XX вв., чему причиной послужил резкий рост числа населения и его плотности в городах. В России кремация получила распространение при Советской власти (преимущественно в крупных городах-миллионерах) и набирает популярность в XXI веке в мегаполисах. Что касается христианства, то различные его течения относятся к кремации по-разному. Католики и большая часть протестантов, в целом, относятся спокойно. Русская православная церковь вяло выступает против, но по факту обычно закрывает на это глаза и соглашается отпевать кремируемых. В отличие, например, от Греции, в которой государственная церковь Эллады бескомпромиссно против и запрещает строить крематории, в результате чего в Греции их целая одна штука на всю страну, а на Кипре нет вовсе.
Несколько более редкой формой похорон можно назвать «крионическое хранение». В этом случае тело умершего в максимально короткий промежуток времени после констатации смерти мозга подвергают специальной термической обработке с заменой крови на крионический состав и с понижением температуры тканей до точки кипения азота. Считается, что это дает шанс на то, что в будущем, по мере развития медицинских технологий, может быть найден способ вернуть похороненного (вернее, зафиксированного) подобным способом человека к жизни.
На волне распространения экоактивизма появились «зелёные», экологичные похороны. Самый доступный способ — захоронение в картонном или плетёном гробу, иногда покойника одевают в специальный костюм со спорами грибов, чтобы тело быстрее разложилось. Для богатеньких буратин есть множество других способов, суть которых заключается в том, что тело с помощью химических реакций (например, гидролиз или ресомация) растворяют до состояния порошка, который можно использовать как плодородную почву (точно также можно поступить и с пеплом, оставшимся после кремации и помещённым в урну из биоразлагающегося материалла), а можно хранить или развеять как пепел после кремации. Некоторые из этих способов (например, всё та же ресомация) уже узаконены в некоторых американских штатах.
Если человек был верующим, то захоронение, как правило, сопровождается тем или иным религиозным обрядом, долженствующим облегчить душе путь в загробный мир, и снизить влияние грехов на ее последующую судьбу.
По завершении утилизации тела, обычно проводятся поминки: обед, на который приглашают близких и знакомых умершего, и в ходе которого принято вспоминать каким хорошим человеком он был. В православной традиции принято через девять и сорок дней после смерти проводить поминки для более узкого круга: считается, что на 9-й день душа покидает тело, а на 40-й окончательно покидает землю (у католиков и протестантов поминки проводят на 7-й и 30-й день).
Ислам
Ритуал захоронения близок к христианскому/западному, но есть ряд отличий.
- Кремация строго запрещена. Среди альтернативных похорон разрешены только морские.
- Хоронят без гроба, завернув тело в саван. Обоснование: в пустынях Аравии, где зародился ислам, с деревьями напряжёнка. Гроб если и используют, то только в качестве носилок, и самый примитивный.
- Ещё одно правило, связанное с климатом колыбели ислама: хоронить надо как можно скорее, самое лучшее — в день смерти, до захода солнца.
- Особая традиция связана с погребением шахидов — мучеников за веру: саван не используется, человека помещают в могилу в той же одежде, в какой он принял смерть.
- Могила тоже не простая, а со специальной выемкой сбоку. Покойника кладут в неё на бок таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Мекки, закрывают камнями и закапывают.
- В ритуале похорон не участвуют женщины.
Иудаизм
В иудаизме тело хоронят в саване, но без гроба. Обоснование — тело не должно сохраняться. Оно именно что должно истлеть и превратиться в прах, уйти в землю и смешаться с ней.
- Вообще, сейчас многие евреи хоронят своих покойников и в гробах — иудаизм сам по себе этого не запрещает. Но есть обязательное условие: гроб должен быть деревянный, и непременно с щелью — чтобы тело соприкасалось с землёй, в соответствии с заповедью.
- А вот что категорически запрещено — так это кремация (как и в исламе).
Древний Египет
Обряд похорон был неразрывно связан с мистическими и религиозными представлениями о необходимости сохранения физического тела умершего после смерти на срок путешествия души в загробный мир, иначе та будет страдать, поэтому даже бедняков старались закапывать в пустыне, которая при удаче могла обеспечить естественную консервацию. А вот более-менее состоятельные могли оплатить работу жрецов-бальзамировщиков, проводивших консервацию тел умерших, позволявшую им существовать как минимум десятилетия (разумеется, речь не шла о полном сохранении прижизненного облика, но тело таки оставалось целым). Наиболее состоятельные люди, например, фараоны, возводили целые гробницы разной степени роскошности. Они же подвергались и наиболее сложным формам обработки тел. В итоге многие из них сохранились и до наших дней в виде так называемых мумий.
Зороастризм
Зороастризм считает землю, воздух, огонь и воду четырьмя чистыми стихиями, а тело умершего воспринимается как бренная и потому более не имеющая никакой ценности оболочка. Такой подход ставит крест на самых распространенных формах похорон (ведь предание земле, огню или воде осквернит чистые стихии непотребными останками) и вынуждает либо как-то изолировать их от внешней среды (например, замуровать в пещере или, в наши дни, в бетонном склепе) либо прибегнуть к помощи птиц-падальщиков. В ходе «небесных похорон» труп переносился первоначально в скалистые горы, а позднее в специальную круглую «башню молчания» без крыши, где фиксировался во избежание растаскивания костей. Через некоторое время птицы очищали скелет от бренной плоти, кости собирались в урну и уносились домой.
Полинезия
По причине того, что земли на островах мало, в качестве похорон используют скармливание акуле.
Индия
Труп сжигают, а если денег на достаточное количество дров не хватило, не до конца сгоревший труп отправляется плавать по Гангу. Аскеты, именуемые агхора, в качестве аскезы едят нечистоты — включая как экскременты, так и не догоревшие человеческие трупы. А вообще индуистские похороны — это та еще жесть. Желающим — гуглить видео по запросу «Варанаси».
Андские культуры
- Чинчорро мумифицировали всех умерших, и даже выкидыши. Археологи ошибочно долгое время мумии младенцев и выкидышей принимали за куклы из глины.
- Инки усаживали покойного императора на его золотой трон, где он постепенно усыхал, превращаясь в мумию, а весь его огромный дворец становился священным мавзолеем (конкистадоры все эти дворцы-мавзолеи разграбили)
- Это на каждого императора — по целому монументальному дворцу? Или существовала некоторая цикличность, по которой самые старые — от «жильцов» освобождали?
Чёрная Африка
В отличие от европейцев и арабов, банту придавали покойнику эмбриональную позу, чтобы он ушёл из этого мира так же, как пришёл.
Вне культур
Морские похороны
Морячки всегда считали себя элитой, для которой не писаны обычные людские законы. И покойников они хоронили соответствующе - отправляя их на дно морское, привязав к телу какой-нибудь груз потяжелее. Обычай сохранился до сих пор, и оказался сильнее даже религиозных требований: так, морские похороны - один из немногих видов альтернативных похорон, разрешённых в исламе (хотя и с оговорками). Обоснуй: на корабле нет условий, чтобы хранить труп до подходящей гавани, где можно похоронить. И да, умерших пассажиров тоже могут отправить в вечное плавание.
- ↑ В богатых странах в последнее время входит в моду вделывать в памятник простенькое звуковоспроизводящее устройство с голосовым сэмлом покойного, разумеется записанным предварительно, работающее от инфракрасного датчика. Подходите это вы к памятнику, а оттуда знакомый голос: «Привет, спасибо что заглянули!»
- ↑ На самом деле, после кремации всегда остаются кальцинированные кости, просто в большинстве стран их затем перемалывают в пепел специальными дробилками. Исключение - Япония, чьи погребальные традиции требуют после кремации складывать кости в урну особым образом для захоронения