2012: различия между версиями
Commorite (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 13: | Строка 13: | ||
{{q|Сегодня — последний день в истории Соединённых Штатов Америки! А завтра — и всего человечества! Если смотреть с Млечного Пути, мы все превратимся в крошечное облачко дыма! Прямо у меня на глазах начинает крошиться земля! Гигантское облако пепла этого супервулкана сначала накроет Лас-Вегас, потом Сент-Луис, потом Чикаго, а потом, друзья, и в Вашингтоне наконец-то навсегда погаснут огни!|Чарли Фрост выражает суть происходящего}} | {{q|Сегодня — последний день в истории Соединённых Штатов Америки! А завтра — и всего человечества! Если смотреть с Млечного Пути, мы все превратимся в крошечное облачко дыма! Прямо у меня на глазах начинает крошиться земля! Гигантское облако пепла этого супервулкана сначала накроет Лас-Вегас, потом Сент-Луис, потом Чикаго, а потом, друзья, и в Вашингтоне наконец-то навсегда погаснут огни!|Чарли Фрост выражает суть происходящего}} | ||
'''«2012»''' | '''«2012»''' — американо-канадский художественный [[фильм-катастрофа]] режиссёра Роланда Эммериха 2009 года, эксплуатирующий распространённое в масс-культуре [[Сытые нулевые|середины 2000-х]] ожидание [[Судный день|конца света]], связанное с окончанием летосчисления по календарю майя в 2012 году. При этом сюжет опирается на гипотезу Чарльза Хапгуда, представленную в 1958 году, о смещении земной оси или массивном сдвиге континентальных плит с соответствующими последствиями, такими как землетрясения, извержения вулканов и цунами, которые должны привести к почти полному уничтожению человеческой цивилизации. | ||
Фильм примечателен тем, что для его продвижения использовались провокативные методы в стиле [[Орсон Уэллс|Орсона Уэллса]]. В интернете появился сайт «Института продолжения человеческого рода» (Institute for Human Continuity), якобы созданного в 1978 году для предотвращения гибели человечества в ожидаемой катастрофе-2012. Там же предлагалось принять участие в лотерее для получения места в «ковчеге». Самой прикольной, на наш взгляд, частью мистификации был запуск видеоблога Чарли Фроста (!!!), где Вуди Харрельсон в образе чудака-конспиролога вещал про «End Is Near» и выкладывал вирусные ролики. Да, в фильме он показывает Джексону реальные публикации из своего блога! | Фильм примечателен тем, что для его продвижения использовались провокативные методы в стиле [[Орсон Уэллс|Орсона Уэллса]]. В интернете появился сайт «Института продолжения человеческого рода» (Institute for Human Continuity), якобы созданного в 1978 году для предотвращения гибели человечества в ожидаемой катастрофе-2012. Там же предлагалось принять участие в лотерее для получения места в «ковчеге». Самой прикольной, на наш взгляд, частью мистификации был запуск видеоблога Чарли Фроста (!!!), где Вуди Харрельсон в образе чудака-конспиролога вещал про «End Is Near» и выкладывал вирусные ролики. Да, в фильме он показывает Джексону реальные публикации из своего блога! | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
# учёный-геолог Эдриан Хелмсли (''Чиветел Эджиофор'') получает неопровержимые свидетельства близящегося конца света и добивается у правительства США санкции на программу строительства «ковчегов» для спасения хотя бы части человечества, а затем участвует в её подготовке и реализации; | # учёный-геолог Эдриан Хелмсли (''Чиветел Эджиофор'') получает неопровержимые свидетельства близящегося конца света и добивается у правительства США санкции на программу строительства «ковчегов» для спасения хотя бы части человечества, а затем участвует в её подготовке и реализации; | ||
# писатель Джексон Кёртис (''Джон Кьюсак'') случайно оказывается предупреждён о близящемся армагеддеце, и весь фильм пытается спасти себя и свою семью. | # писатель Джексон Кёртис (''Джон Кьюсак'') случайно оказывается предупреждён о близящемся армагеддеце, и весь фильм пытается спасти себя и свою семью. | ||
Таким образом происходящая глобальная катастрофа оказывается масштабно освещена с двух сторон: мы становимся свидетелями решений, принимаемых на уровне правительств и международных структур, а также участвуем в судьбе [[Маленький человек|маленького человека]], озабоченного прежде всего | Таким образом происходящая глобальная катастрофа оказывается масштабно освещена с двух сторон: мы становимся свидетелями решений, принимаемых на уровне правительств и международных структур, а также участвуем в судьбе [[Маленький человек|маленького человека]], озабоченного прежде всего выживанием — своим и своих близких. | ||
Помимо главных арок, сюжет отслеживает несколько второстепенных: президента США Уилсона (''Дэнни Гловер'') и его дочери, двух пожилых друзей-джазменов, эксцентричного конспиролога Чарли Фроста (''Вуди Харрельсон''), русского миллиардера Юрия Карпова, скромного индийского учёного Сатнама Цурутани и др. | Помимо главных арок, сюжет отслеживает несколько второстепенных: президента США Уилсона (''Дэнни Гловер'') и его дочери, двух пожилых друзей-джазменов, эксцентричного конспиролога Чарли Фроста (''Вуди Харрельсон''), русского миллиардера Юрия Карпова, скромного индийского учёного Сатнама Цурутани и др. | ||
== Тропы и штампы == | == Тропы и штампы == | ||
* [[Безумный провидец]] — [[субверсия]]: Чарли не столько мистик-визионер, сколько [[Эксцентричный гений|эксцентричный]] [[конспиролог]]-интуитивист, сумевший самым верным образом интерпретировать [[Спрятано на виду|разрозненные факты]]. | |||
* [[Безумный провидец]] | * [[Иммунитет протагониста]] — Джексон Кёртис и его семья. У него же — [[сюжетная броня]]. | ||
* [[Индийские песни и пляски]] — завязкой фильма служит открытие нештатного поведения нейтрино, сделанное в индийской астрофизической лаборатории. Её работа и сотрудники показаны невыносимо клюквенным образом, разве что тех самых песен с плясками не хватает. | |||
* [[Козёл]] — Карл Анхойзер и Юрий. | |||
* [[Комическое непонимание сути]] - Кёртис спасает семью на лимузине, когда земля уже почти ушла у них из-под ног. Выруливая в безопасную сторону, он случайно врезается в автомобиль Гордона и сталкивает его в трещину. Выражение лица Гордона в этот момент красноречивее некуда. | |||
* [[Иммунитет протагониста]] | ** «Главное — не разбей яйца!» | ||
* [[Индийские песни и пляски]] | * [[Конец света, как мы его знаем]] — во всей красе и смысл фильма. | ||
* [[Козёл]] | * [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] — «ковчеги» строятся на территории Китая, и местные власти до последнего обеспечивают организацию их подготовки и старта. | ||
* [[Комическое непонимание сути]] | * [[Коронная смерть]] — эпичная {{спойлер|гибель Чарли}} при взрыве Йеллоустоуна. | ||
** | * [[Крутые нации Земли]] — [[Россия — часть Запада|русские]], к которым примыкает Джексон со своей семьёй. Олигарх Юрий и пилот Саша, каждый по-своему, демонстрируют стереотипную русскую крутость. | ||
* [[Конец света, как мы его знаем]] | * [[Лженаука]] — через пару лет после выхода фильма NASA объявила его «самой антинаучной кинолентой за последние годы», с самым большим количеством натяжек и откровенной лажи. | ||
* [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] | |||
* [[Коронная смерть]] | |||
* [[Крутые нации Земли]] | |||
* [[Лженаука]] | |||
* [[Навык Чехова]]: | * [[Навык Чехова]]: | ||
** Умение Гордона пилотировать самолёт, когда оказалось, что прежний пилот мёртв. | ** Умение Гордона пилотировать самолёт, когда оказалось, что прежний пилот мёртв. | ||
** Боксёрское прошлое Юрия, когда ему потребовалось нокаутировать охранника на пути к ковчегу. | ** Боксёрское прошлое Юрия, когда ему потребовалось нокаутировать охранника на пути к ковчегу. | ||
* [[Неожиданно жестокая смерть]] — {{спойлер|Гордон}}. И ещё множество людей по всему миру. | |||
* [[Неожиданно жестокая смерть]] | * [[Параноик был прав]] — Чарли. | ||
* [[Параноик был прав]] | * [[Плохой хороший конец]] — «ковчеги» с выжившими добираются до спасительных берегов Африки, чтобы начать цивилизацию заново. Но бо́льшую часть человечества уже не вернуть… | ||
* [[Плохой хороший конец]] | * [[Правда Кассандры]] — Джексон, когда познакомился с Чарли, услышал слова сыновей Юрия об эвакуации и попытался убедить бывшую жену, не верившую ему, пока не началось землетрясение. | ||
* [[Правда Кассандры]] | * [[Правительственный заговор]] — правительства всего мира объединяют усилия, чтобы построить огромные «ковчеги» для спасения избранных, но до последнего скрывают от своих народов правду о предстоящем. | ||
* [[Правительственный заговор]] | * [[Ружьё Чехова]] — автомобили в «Антонове». | ||
* [[Ружьё Чехова]] | * [[Русским всегда достаётся]] — из всех русских персонажей доживают до финала только [[Подросток-козёл|козлистые]] близнецы, сыновья Юрия. | ||
* [[Русским всегда достаётся]] | |||
** Вообще-то ещё президент России со своим переводчиком. | ** Вообще-то ещё президент России со своим переводчиком. | ||
* [[Смерть равносильна искуплению]] | * [[Смерть равносильна искуплению]] — алчный и эгоистичный Юрий в прыжке забросил своего сына в «ковчег», но при этом сам упал и разбился. | ||
* [[Табу, тату и укулеле]] | * [[Табу, тату и укулеле]] — на Гавайях герои намеревались сделать остановку и дозаправить самолёт, но вместо райских островов им предстало море лавы и рушащиеся остатки высоток. | ||
* [[Украсть шоу]] | * [[Украсть шоу]] — Чарли Фрост и даже Юрий Карпов гораздо ярче и харизматичнее, чем персонаж Джона Кьюсака. Да и главный козёл фильма Карл Анхойзер (''Оливер Платт''), хоть и не тянет на [[Великолепный мерзавец|великолепного мерзавца]], легко затмевает в кадре «правильного» доктора Хелмсли. | ||
* [[Умереть может каждый]] — в этом фильме персонажи гибнут в одиночку, парами и целыми городами и континентами, едва появившись на экране и даже добравшись до спасительного «ковчега». | |||
* [[Умереть может каждый]] | * [[Через недельку нашей эры]] — время действия. Фильм показывает события, которые должны произойти {{спойлер|(на самом деле нет :-))}} спустя три года после его выхода на экраны. | ||
* [[Через недельку нашей эры]] | |||
{{Nav/Научно-фантастические фильмы}} | {{Nav/Научно-фантастические фильмы}} | ||
[[Категория:Фильмы по алфавиту]] | [[Категория:Фильмы по алфавиту]] |
Текущая версия на 22:12, 15 января 2023
2012 (фильм) | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | Фантастика, приключения, драма, фильм-катастрофа |
Страна производства |
|
Киностудия |
|
Режиссёр | Роланд Эммерих |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 2009 |
Продолжительность | 158 минут |
« | Сегодня — последний день в истории Соединённых Штатов Америки! А завтра — и всего человечества! Если смотреть с Млечного Пути, мы все превратимся в крошечное облачко дыма! Прямо у меня на глазах начинает крошиться земля! Гигантское облако пепла этого супервулкана сначала накроет Лас-Вегас, потом Сент-Луис, потом Чикаго, а потом, друзья, и в Вашингтоне наконец-то навсегда погаснут огни! | » |
— Чарли Фрост выражает суть происходящего |
«2012» — американо-канадский художественный фильм-катастрофа режиссёра Роланда Эммериха 2009 года, эксплуатирующий распространённое в масс-культуре середины 2000-х ожидание конца света, связанное с окончанием летосчисления по календарю майя в 2012 году. При этом сюжет опирается на гипотезу Чарльза Хапгуда, представленную в 1958 году, о смещении земной оси или массивном сдвиге континентальных плит с соответствующими последствиями, такими как землетрясения, извержения вулканов и цунами, которые должны привести к почти полному уничтожению человеческой цивилизации.
Фильм примечателен тем, что для его продвижения использовались провокативные методы в стиле Орсона Уэллса. В интернете появился сайт «Института продолжения человеческого рода» (Institute for Human Continuity), якобы созданного в 1978 году для предотвращения гибели человечества в ожидаемой катастрофе-2012. Там же предлагалось принять участие в лотерее для получения места в «ковчеге». Самой прикольной, на наш взгляд, частью мистификации был запуск видеоблога Чарли Фроста (!!!), где Вуди Харрельсон в образе чудака-конспиролога вещал про «End Is Near» и выкладывал вирусные ролики. Да, в фильме он показывает Джексону реальные публикации из своего блога!
Шум в соцсетях поднялся такой, что учёным NASA пришлось делать специальное заявление для предотвращения начинающейся паники и успокоения публики.
Сюжет[править]
В основе фабулы фильма лежат две сюжетные арки:
- учёный-геолог Эдриан Хелмсли (Чиветел Эджиофор) получает неопровержимые свидетельства близящегося конца света и добивается у правительства США санкции на программу строительства «ковчегов» для спасения хотя бы части человечества, а затем участвует в её подготовке и реализации;
- писатель Джексон Кёртис (Джон Кьюсак) случайно оказывается предупреждён о близящемся армагеддеце, и весь фильм пытается спасти себя и свою семью.
Таким образом происходящая глобальная катастрофа оказывается масштабно освещена с двух сторон: мы становимся свидетелями решений, принимаемых на уровне правительств и международных структур, а также участвуем в судьбе маленького человека, озабоченного прежде всего выживанием — своим и своих близких.
Помимо главных арок, сюжет отслеживает несколько второстепенных: президента США Уилсона (Дэнни Гловер) и его дочери, двух пожилых друзей-джазменов, эксцентричного конспиролога Чарли Фроста (Вуди Харрельсон), русского миллиардера Юрия Карпова, скромного индийского учёного Сатнама Цурутани и др.
Тропы и штампы[править]
- Безумный провидец — субверсия: Чарли не столько мистик-визионер, сколько эксцентричный конспиролог-интуитивист, сумевший самым верным образом интерпретировать разрозненные факты.
- Иммунитет протагониста — Джексон Кёртис и его семья. У него же — сюжетная броня.
- Индийские песни и пляски — завязкой фильма служит открытие нештатного поведения нейтрино, сделанное в индийской астрофизической лаборатории. Её работа и сотрудники показаны невыносимо клюквенным образом, разве что тех самых песен с плясками не хватает.
- Козёл — Карл Анхойзер и Юрий.
- Комическое непонимание сути - Кёртис спасает семью на лимузине, когда земля уже почти ушла у них из-под ног. Выруливая в безопасную сторону, он случайно врезается в автомобиль Гордона и сталкивает его в трещину. Выражение лица Гордона в этот момент красноречивее некуда.
- «Главное — не разбей яйца!»
- Конец света, как мы его знаем — во всей красе и смысл фильма.
- Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты — «ковчеги» строятся на территории Китая, и местные власти до последнего обеспечивают организацию их подготовки и старта.
- Коронная смерть — эпичная гибель Чарли при взрыве Йеллоустоуна.
- Крутые нации Земли — русские, к которым примыкает Джексон со своей семьёй. Олигарх Юрий и пилот Саша, каждый по-своему, демонстрируют стереотипную русскую крутость.
- Лженаука — через пару лет после выхода фильма NASA объявила его «самой антинаучной кинолентой за последние годы», с самым большим количеством натяжек и откровенной лажи.
- Навык Чехова:
- Умение Гордона пилотировать самолёт, когда оказалось, что прежний пилот мёртв.
- Боксёрское прошлое Юрия, когда ему потребовалось нокаутировать охранника на пути к ковчегу.
- Неожиданно жестокая смерть — Гордон. И ещё множество людей по всему миру.
- Параноик был прав — Чарли.
- Плохой хороший конец — «ковчеги» с выжившими добираются до спасительных берегов Африки, чтобы начать цивилизацию заново. Но бо́льшую часть человечества уже не вернуть…
- Правда Кассандры — Джексон, когда познакомился с Чарли, услышал слова сыновей Юрия об эвакуации и попытался убедить бывшую жену, не верившую ему, пока не началось землетрясение.
- Правительственный заговор — правительства всего мира объединяют усилия, чтобы построить огромные «ковчеги» для спасения избранных, но до последнего скрывают от своих народов правду о предстоящем.
- Ружьё Чехова — автомобили в «Антонове».
- Русским всегда достаётся — из всех русских персонажей доживают до финала только козлистые близнецы, сыновья Юрия.
- Вообще-то ещё президент России со своим переводчиком.
- Смерть равносильна искуплению — алчный и эгоистичный Юрий в прыжке забросил своего сына в «ковчег», но при этом сам упал и разбился.
- Табу, тату и укулеле — на Гавайях герои намеревались сделать остановку и дозаправить самолёт, но вместо райских островов им предстало море лавы и рушащиеся остатки высоток.
- Украсть шоу — Чарли Фрост и даже Юрий Карпов гораздо ярче и харизматичнее, чем персонаж Джона Кьюсака. Да и главный козёл фильма Карл Анхойзер (Оливер Платт), хоть и не тянет на великолепного мерзавца, легко затмевает в кадре «правильного» доктора Хелмсли.
- Умереть может каждый — в этом фильме персонажи гибнут в одиночку, парами и целыми городами и континентами, едва появившись на экране и даже добравшись до спасительного «ковчега».
- Через недельку нашей эры — время действия. Фильм показывает события, которые должны произойти (на самом деле нет :-)) спустя три года после его выхода на экраны.