Безразличие природы: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Строка 14: | Строка 14: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[The Jungle Book|Маугли]] | * «[[The Jungle Book|Маугли]]» — есть жестокие персонажи, но они прежде всего животные и выживают так, как могут (даже тигр-людоед потому и [[людоед]], что он [[[hjvjnf|хромой]] и ему, кроме человека, никого не поймать). | ||
* [[Jack London|Джек Лондон]]: | * [[Jack London|Джек Лондон]]: | ||
** «Белое безмолвие» — мучительный путь людей и собак почти без еды, по лютому морозу через снега Аляски. Но никто не виноват — просто таковы суровые северные условия. | ** «Белое безмолвие» — мучительный путь людей и собак почти без еды, по лютому морозу через снега Аляски. Но никто не виноват — просто таковы суровые северные условия. | ||
** «Белый Клык»: «Ешь, или съедят тебя». | ** «Белый Клык»: «Ешь, или съедят тебя». | ||
** «Тропой ложных солнц». | ** «Тропой ложных солнц». | ||
* Эрнест Сетон-Томпсон, «Рассказы о животных» — возможно [[кодификатор]]. По словам самого автора, «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». | * Эрнест Сетон-Томпсон, «Рассказы о животных» — возможно? [[кодификатор]]. По словам самого автора, «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». | ||
* Джин М. Ауэл, «[[Earth’s Children|Дети Земли]] | * Джин М. Ауэл, «[[Earth’s Children|Дети Земли]]» — природа нередко сурова к людям позднего плейстоцена. | ||
* Г. Адамов, «Тайна двух океанов». Диалог мальчика-стажёра (впервые в жизни увидевшего охотящуюся актинию) и учёного-натуралиста. «Какая красивая | * Г. Адамов, «Тайна двух океанов». Диалог мальчика-стажёра (впервые в жизни увидевшего охотящуюся актинию) и учёного-натуралиста. «Какая красивая злючка…» — «Не злая, мальчик, и не добрая. Просто следует своему инстинкту». | ||
* Крайтон, «[[Jurassic Park|Парк юрского периода]] | * Крайтон, «[[Jurassic Park|Парк юрского периода]]» — герои сполна познали это на собственных шкурах. | ||
* Тэд Уильямс, «[[Tailchasers Song|Хвосттрубой, или Приключения молодого кота]] | * Тэд Уильямс, «[[Tailchasers Song|Хвосттрубой, или Приключения молодого кота]]» — Птицы и белки помогают котам и не испытают негативных чувств потому что те на них охотятся — такими сотворила их природа. Фритти заключил временное перемирие с белками и думает о том, что ему стоит заключить перемирие с птицами и мышами, чтобы умереть с голоду. | ||
* Ялмар Тесен: | * Ялмар Тесен: | ||
** «[[The Way Back|Возвращение]]» — кот главной героини Анны по имени Пятница убил много животных во время своего путешествия по Африке. Но он хищник, мясо — это его пища. | ** «[[The Way Back|Возвращение]]» — кот главной героини Анны по имени Пятница убил много животных во время своего путешествия по Африке. Но он хищник, мясо — это его пища. | ||
** «[[A Dangerous Presence|Опасное соседство]]»: чёрный леопард-людоед охотится на людей не оттого, что он злодей — просто он выживает так, как может. | ** «[[A Dangerous Presence|Опасное соседство]]»: чёрный леопард-людоед охотится на людей не оттого, что он злодей — просто он выживает так, как может. | ||
* Том Годвин, «Неумолимое | * Том Годвин, «Неумолимое уравнение» — используется для [[Деконструкция|деконструкции]] тогдашнего НФ-мэйнстрима (всемогутная наука, в два счёта решающая любую проблему). Вот вам проблема и вот вам решение, в высшей степени научное: выкинуть [[Заяц в чемодане|девушку]] в шлюз, избавившись тем самым от перегруза. А мораль с этикой в уравнения небесной механики и баллистики космических аппаратов не входят. | ||
** Практика показала, что [[неудачная басня|не в высшей степени]]: даже сам Годвин видел [[ложная дихотомия выбора|несколько (!) способов таки спасти девушку]], а на каноничной концовке настоял издатель. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Чёрный плавник» — Тиликум и другие косатки убивали людей от отчаяния и разочарования. Для них сидеть в дельфинариуме всё равно что человеку провести 25 лет в ванной. | * «Чёрный плавник» — Тиликум и другие косатки убивали людей от отчаяния и разочарования. Для них сидеть в дельфинариуме всё равно что человеку провести 25 лет в ванной. | ||
* Полнометражка «[[Sherlock Holmes|Собака Баскервилей]]» с Дж. Бреттом: в полном соответствии с каноном Стэплтон (Дж. Фолкнер) тонет в болоте, один, без надежды до кого-нибудь докричаться. Просто шагнул не туда в непроглядном тумане. Просто Гримпенская трясина и вправду гиблое место. | * Полнометражка «[[Sherlock Holmes|Собака Баскервилей]]» с Дж. Бреттом: в полном соответствии с каноном Стэплтон (Дж. Фолкнер) тонет в болоте, один, без надежды до кого-нибудь докричаться. Просто шагнул не туда в непроглядном тумане. Просто Гримпенская трясина и вправду [[зловещее болото|гиблое место]]. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* Хаяо Миядзаки любит этот троп. | * Хаяо Миядзаки любит этот троп. | ||
** | ** «[[Навсикая из долины Ветров]]» — гигантские жуки Омы, олицетворяющие силу природы и они не злодеи. Это в аниме, в манге {{spoiler|Омы, да и вообще все живые существа сеттинга (включая людей) созданы древней цивилизацией и следуют программе очищения планеты от грязи}}. | ||
** «[[Mononoke Hime|Принцесса Мононокэ]]»: Сан, её семья волков и все другие звери и | ** «[[Mononoke Hime|Принцесса Мононокэ]]»: Сан, её семья волков и все другие звери и духи — не злодеи. Даже [[Гордая и воинственная раса|кабаны]]. | ||
** «[[Унесённые призраками]]» — духи и, в частности, дух реки. | ** «[[Унесённые призраками]]» — духи и, в частности, дух реки. | ||
Строка 42: | Строка 43: | ||
* [[Baldur's Gate 2]]: Следующие персонажи неоднозначные и могут быть беспощадными: друид и любовный интерес игрока Джахейра. Также Сернд и следопыт Валигар. | * [[Baldur's Gate 2]]: Следующие персонажи неоднозначные и могут быть беспощадными: друид и любовный интерес игрока Джахейра. Также Сернд и следопыт Валигар. | ||
* [[Firewatch]] — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу, и эта тема затрагивается много раз. | * [[Firewatch]] — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу, и эта тема затрагивается много раз. | ||
* E.V.O.: Search for | * E.V.O.: Search for Eden — подсвечено медузой в самом начале игры. [[Ничего личного]], просто в живой природе или жрёшь ты или жрут тебя. | ||
* [[The Witcher 3]] — таким пытается оправдываться дух под Шепчущим холмом, если найти там трупы женщин и детей и уличить его. [[Фиговое оправдание]], учитывая, что сам дух разумен {{spoiler|и вообще в прошлом человек, если внутриигровая книга о Той-Что-Знает не врёт. Хотя для поехавшей [[друид]]ки, которой дух, согласно этой книге, был при жизни, рассуждение вполне характерное}}. | |||
=== Интернет-проекты === | === Интернет-проекты === |
Версия 15:21, 14 февраля 2023
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Nature Is Not Nice. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Жук ел траву, жука клевала птица, |
» |
— Николай Заболоцкий |
Разновидность Все оттенки серого и Зелёная басня. Дикие животные опасны, они едят друг друга или убивают по другим причинам (бывает, и собственных детей), да и сама природа бывает весьма жестока — естественный отбор, катаклизмы и так далее. Называть природу плохой, тем не менее, неправильно — она живёт по своим законам и даёт жить другим, а дикие животные просто следуют своему инстинкту выживания, при этом не причиняя никому вреда специально. Частая тема писателей-натуралистов.
Где встречается
Литература
- «Маугли» — есть жестокие персонажи, но они прежде всего животные и выживают так, как могут (даже тигр-людоед потому и людоед, что он [[[hjvjnf|хромой]] и ему, кроме человека, никого не поймать).
- Джек Лондон:
- «Белое безмолвие» — мучительный путь людей и собак почти без еды, по лютому морозу через снега Аляски. Но никто не виноват — просто таковы суровые северные условия.
- «Белый Клык»: «Ешь, или съедят тебя».
- «Тропой ложных солнц».
- Эрнест Сетон-Томпсон, «Рассказы о животных» — возможно? кодификатор. По словам самого автора, «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей».
- Джин М. Ауэл, «Дети Земли» — природа нередко сурова к людям позднего плейстоцена.
- Г. Адамов, «Тайна двух океанов». Диалог мальчика-стажёра (впервые в жизни увидевшего охотящуюся актинию) и учёного-натуралиста. «Какая красивая злючка…» — «Не злая, мальчик, и не добрая. Просто следует своему инстинкту».
- Крайтон, «Парк юрского периода» — герои сполна познали это на собственных шкурах.
- Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — Птицы и белки помогают котам и не испытают негативных чувств потому что те на них охотятся — такими сотворила их природа. Фритти заключил временное перемирие с белками и думает о том, что ему стоит заключить перемирие с птицами и мышами, чтобы умереть с голоду.
- Ялмар Тесен:
- «Возвращение» — кот главной героини Анны по имени Пятница убил много животных во время своего путешествия по Африке. Но он хищник, мясо — это его пища.
- «Опасное соседство»: чёрный леопард-людоед охотится на людей не оттого, что он злодей — просто он выживает так, как может.
- Том Годвин, «Неумолимое уравнение» — используется для деконструкции тогдашнего НФ-мэйнстрима (всемогутная наука, в два счёта решающая любую проблему). Вот вам проблема и вот вам решение, в высшей степени научное: выкинуть девушку в шлюз, избавившись тем самым от перегруза. А мораль с этикой в уравнения небесной механики и баллистики космических аппаратов не входят.
- Практика показала, что не в высшей степени: даже сам Годвин видел несколько (!) способов таки спасти девушку, а на каноничной концовке настоял издатель.
Кино
- «Чёрный плавник» — Тиликум и другие косатки убивали людей от отчаяния и разочарования. Для них сидеть в дельфинариуме всё равно что человеку провести 25 лет в ванной.
- Полнометражка «Собака Баскервилей» с Дж. Бреттом: в полном соответствии с каноном Стэплтон (Дж. Фолкнер) тонет в болоте, один, без надежды до кого-нибудь докричаться. Просто шагнул не туда в непроглядном тумане. Просто Гримпенская трясина и вправду гиблое место.
Аниме и манга
- Хаяо Миядзаки любит этот троп.
- «Навсикая из долины Ветров» — гигантские жуки Омы, олицетворяющие силу природы и они не злодеи. Это в аниме, в манге Омы, да и вообще все живые существа сеттинга (включая людей) созданы древней цивилизацией и следуют программе очищения планеты от грязи.
- «Принцесса Мононокэ»: Сан, её семья волков и все другие звери и духи — не злодеи. Даже кабаны.
- «Унесённые призраками» — духи и, в частности, дух реки.
Видеоигры
- Baldur's Gate 2: Следующие персонажи неоднозначные и могут быть беспощадными: друид и любовный интерес игрока Джахейра. Также Сернд и следопыт Валигар.
- Firewatch — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу, и эта тема затрагивается много раз.
- E.V.O.: Search for Eden — подсвечено медузой в самом начале игры. Ничего личного, просто в живой природе или жрёшь ты или жрут тебя.
- Ведьмак 3: Дикая Охота — таким пытается оправдываться дух под Шепчущим холмом, если найти там трупы женщин и детей и уличить его. Фиговое оправдание, учитывая, что сам дух разумен и вообще в прошлом человек, если внутриигровая книга о Той-Что-Знает не врёт. Хотя для поехавшей друидки, которой дух, согласно этой книге, был при жизни, рассуждение вполне характерное.
Интернет-проекты
- Путешествие в неоцен описывает гипотетическую биосферу через 25 миллионов лет после нашей эры (и исчезновения человека как биологического вида), так что этот троп демонстрируется в полный рост. А в главе «Закат династии» даётся подсветка: «Ареал этих хищников в скором времени оказался разделённым на изолированные популяции, а процветающий в новых условиях вид миссопехо теснил их, буквально удушая популяции атшехаске одну за другой и обрекая разрозненные кланы вида на деградацию и неизбежное вымирание. При этом численность дичи всё равно остаётся примерно одинаковой, просто меняется верховный хищник экосистемы».