Волки — враги собак: различия между версиями
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
{{q|Всех больше на свете<br />Мы, волки, собак ненавидим.|Владимир Солоухин}} | {{q|Всех больше на свете<br />Мы, волки, собак ненавидим.|Владимир Солоухин}} | ||
С биологической точки зрения волки и собаки относятся к одному виду, однако различий между ними едва ли не больше, чем сходства. Например, Лаяние у волков встречается только в младенчестве/детстве. Но одно из самых заметных и важных различий состоит в том, что [[Собака — друг человека| | С биологической точки зрения волки и собаки относятся к одному виду, однако различий между ними едва ли не больше, чем сходства. Например, Лаяние у волков встречается только в младенчестве/детстве. Но одно из самых заметных и важных различий состоит в том, что [[Собака — друг человека|собака — Друг Человека]], его спутник и помощник с давних времён, а волк — [[Злой и страшный серый волк|дикий и опасный хищник]]. | ||
Поэтому если в произведении фигурируют одновременно собаки и волки (независимо от наличия в [[сеттинг]]е людей) | Поэтому если в произведении фигурируют одновременно собаки и волки (независимо от наличия в [[сеттинг]]е людей) — они с большой вероятностью будут изображены как непримиримые враги. В более старых произведениях, скорее всего, собаки будут [[Герой|героями]], а волки [[Злодей|злодеями]]. Но как минимум в XX в. начали появляться произведения с противоположной расстановкой сторон, в которых автор явно симпатизирует волкам, [[Гордая независимая раса|диким, но свободным]], а собаки презираемы как «прислужники» людей (или в крайнем случае как обыватели-мещане). | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* И. | * И. А. Крылов, «Волк на псарне». | ||
* Р. [[Киплинг]], «[[Книга джунглей]]»: рыжие собаки здесь не слуги людей, да и собаки-то лишь по названию (это совсем другой | * Р. [[Киплинг]], «[[Книга джунглей]]»: рыжие собаки здесь не слуги людей, да и собаки-то лишь по названию (это совсем другой вид — красные волки); однако для волков они — враги [[хаотичный голодный|пострашнее]] Шер-Хана (с тем хотя бы поговорить можно). | ||
*: У него же в «Балладе о Востоке и | *: У него же в «Балладе о Востоке и Западе» — довольно обидное метафорическое противопоставление: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
«Что ж, если тебе нипочём цена, а братьям на жратву спрос — | «Что ж, если тебе нипочём цена, а братьям на жратву спрос — | ||
Шакал и собака отродье одно, | Шакал и собака отродье одно, — зови же шакалов, пёс». | ||
<…> | <…> | ||
Камал вцепился в него рукой и посмотрел в упор. | Камал вцепился в него рукой и посмотрел в упор. | ||
«Ни слова о псах, | «Ни слова о псах, — промолвил он, — здесь волка с волком спор».|Собаки — плохо, волки — хорошо}} | ||
* Э. Сетон- | * Э. Сетон-Томпсон — сразу в нескольких рассказах. Позиция автора чёткая и очевидная — один на один у любой собаки независимо от её роста, силы и веса против матёрого волка нет ни единого шанса. И дай бог, чтобы она вообще приняла бой. Волк с лёгкостью справляется с двумя здоровыми датскими догами (один из предков современного немецкого дога), мгновенно расправляется со злющим американским бульдогом (эта псина весит куда больше чем английский — до 60 кг) и убивает отважного бультерьера. Причём пока последний не бросился в бой, вся свора — чуть ли не дюжина огромных и свирепых псов, до того бесстрашно загнавшая волка, не решалась атаковать зловещего хищника. Сетон-Томпсон при этом относится к волкам и собакам с одинаковой симпатией, у него есть рассказы как про [[Благородный волк|героических волков]], так и про [[Собака — друг человека|героических собак]]. | ||
* ДжРРТ, «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]», в особенности история Берена и Лютиэн: | * ДжРРТ, «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]», в особенности история Берена и Лютиэн: волки — слуги Моргота, а на стороне героев — валинорский пёс Хуан. | ||
* С. Михалков, басня «Полкан и Шавка». Две собаки натолкнулись на стаю волков, которые здесь символизировали гитлеровских захватчиков («Адольф» переводится как «благородный волк», и Гитлер вообще фанател от серых хищников). Отважный Полкан ринулся в бой и убил-таки одного волка, но остальные прикончили его на месте. Шавка же униженно просила серых о пощаде, обещая взамен привести их к целому стаду коров. Не обманула, привела. Правда, она почему-то не сказала, что стадо очень серьёзно охранялось (не знала? забыла? умолчала нарочно, заманивая хищников в ловушку?). Однако прежде чем напасть на стадо, [[Награда, достойная предателя|волки растерзали эту «тоже собаку»]]: вдруг одумается и наведёт людей? Да и вообще лишняя эта Шавка, с точки зрения волков. Но это убийство им не помогло: пастухи с ружьями истребили всю стаю. [[Неудачная басня|Так что на выходе получилось]], что от героической гибели Полкана [[Поступай неправильно|было меньше пользы, чем от трусости Шавки]]. | * С. Михалков, басня «Полкан и Шавка». Две собаки натолкнулись на стаю волков, которые здесь символизировали гитлеровских захватчиков («Адольф» переводится как «благородный волк», и Гитлер вообще фанател от серых хищников). Отважный Полкан ринулся в бой и убил-таки одного волка, но остальные прикончили его на месте. Шавка же униженно просила серых о пощаде, обещая взамен привести их к целому стаду коров. Не обманула, привела. Правда, она почему-то не сказала, что стадо очень серьёзно охранялось (не знала? забыла? умолчала нарочно, заманивая хищников в ловушку?). Однако прежде чем напасть на стадо, [[Награда, достойная предателя|волки растерзали эту «тоже собаку»]]: вдруг одумается и наведёт людей? Да и вообще лишняя эта Шавка, с точки зрения волков. Но это убийство им не помогло: пастухи с ружьями истребили всю стаю. [[Неудачная басня|Так что на выходе получилось]], что от героической гибели Полкана [[Поступай неправильно|было меньше пользы, чем от трусости Шавки]]. | ||
** Похоже, потом Михалков всё же понял, что у его сказочки появилось двойное дно. В снятой под его мудрым руководством мультэкранизации баг пофиксили, сократив стаю до всего-то двух волков (от которых у Шавки уже были шансы если не отбиться, то бежать), а | ** Похоже, потом Михалков всё же понял, что у его сказочки появилось двойное дно. В снятой под его мудрым руководством мультэкранизации баг пофиксили, сократив стаю до всего-то двух волков (от которых у Шавки уже были шансы если не отбиться, то бежать), а охрану — до одного пастушка. | ||
* Владимир Солоухин, стихотворение «Волки»: волки ненавидят прикормленных собак-подхалимов, рабов людей. | * Владимир Солоухин, стихотворение «Волки»: волки ненавидят прикормленных собак-подхалимов, рабов людей. | ||
* «[[Песнь Льда и Огня]]»: пример моральной инверсии. | * «[[Песнь Льда и Огня]]»: пример моральной инверсии. Лютоволки — питомцы положительных Старков, собаки-людоеды — отрицательных Болтонов. | ||
** А ещё собаки на гербе у рыцарей Клиганов, служащих Ланнистерам. Сандор Клиган впервые знакомится с Арьей Старк как убийца и головорез, и Арья его ненавидит… но впоследствии, будучи вынужденными путешествовать вместе, они как-то притёрлись друг к другу. Сам Сандор обосновывает это приблизительно так: «Я теперь дикая собака, а это тот же волк». Ну, а про старшего братца Грегора и речи нет. | ** А ещё собаки на гербе у рыцарей Клиганов, служащих Ланнистерам. Сандор Клиган впервые знакомится с Арьей Старк как убийца и головорез, и Арья его ненавидит… но впоследствии, будучи вынужденными путешествовать вместе, они как-то притёрлись друг к другу. Сам Сандор обосновывает это приблизительно так: «Я теперь дикая собака, а это тот же волк». Ну, а про старшего братца Грегора и речи нет. | ||
** Впрочем, в обоих предыдущих примерах играется с хитрым | ** Впрочем, в обоих предыдущих примерах играется с хитрым подвывертом — лютоволки, оставшись без хозяина, быстро дичают, Сандор же приводит историю своего герба, когда, чтобы спасти человека, несколько собак пожертвовали жизнью, и говорит что «никакое более живое существо не способно на такую верность, как пёс». | ||
* Владимир Васильев, дилогия «Волчья натура» и «Зверь в каждом из нас»: [[субверсия]]. Альтернативный мир, где разумным видом стали не обезьяны, а собаки. Сюжет развивается вокруг поиска «волчьего гена», который делает своих носителей агрессивными и враждебными обычным собакам. {{spoiler|В итоге выясняется, что «волчий ген» — фикция, а (потенциальная) склонность к агрессии есть у всех собак без исключения.}} | * Владимир Васильев, дилогия «Волчья натура» и «Зверь в каждом из нас»: [[субверсия]]. Альтернативный мир, где разумным видом стали не обезьяны, а собаки. Сюжет развивается вокруг поиска «волчьего гена», который делает своих носителей агрессивными и враждебными обычным собакам. {{spoiler|В итоге выясняется, что «волчий ген» — фикция, а (потенциальная) склонность к агрессии есть у всех собак без исключения.}} | ||
* «[[Волкодав]]» Марии Семёновой: очень сильно [[С прикрученным фитильком|прикрученный фитилёк]], но всё же без этого тропа явно не обошлось. Род Волков отнюдь не враждует с родом Серых Псов; но один конкретный Волк для одного конкретного Пса стал-таки смертельным врагом. | * «[[Волкодав]]» Марии Семёновой: очень сильно [[С прикрученным фитильком|прикрученный фитилёк]], но всё же без этого тропа явно не обошлось. Род Волков отнюдь не враждует с родом Серых Псов; но один конкретный Волк для одного конкретного Пса стал-таки смертельным врагом. | ||
** В мыслях протагониста и авторском тексте троп встречается часто и безо всякого | ** В мыслях протагониста и авторском тексте троп встречается часто и безо всякого фитилька — в качестве метафоры. Также нередко употребляется во вставленных в текст стихах, в виде сюжетного элемента или опять же метафоры. | ||
* Илона Волынская, Кирилл Кащеев, «[[Ирка Хортица]] | * Илона Волынская, Кирилл Кащеев, «[[Ирка Хортица]]» — [[зигзаг]]ом. С одной стороны, [[Оборотень в погонах|Ментовский Вовкулака]] и его стая явно не в ладах с собаками. В начале цикла он даже помогает одной ведьме против других потому, что те хотели заставить его отдать пленницу [[Псоглавцы|псоглавцам]]. «Чтобы волк ''собакам'' косточки подносил?». С другой стороны, все оборотни когда-то получили свою силу от Крылатого Пса — бога Симаргла, и до сих пор питают к нему нешуточное почтение. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Бэнджи потерялся» — заглавному герою пришлось противостоять одинокой волчице и защищать от нее осиротевших котят пумы. | * «Бэнджи потерялся» — заглавному герою пришлось противостоять одинокой волчице и защищать от нее осиротевших котят пумы. | ||
* «Уж кто бы говорил 3» — игра с тропом: волк пришедший к застрявшей посреди леса машине, на которой главная героиня с детьми пыталась добраться до мужа, не проявляет особой враждебности к бросившемуся защищать женщину псу Роксу и только презрительно советует ему уйти с дороги, мол тебя это не касается, горожанин. Рокс же считает, что его долг — защитить людей, и бесстрашно бросается на серого разбойника. И прогоняет, задав хорошую трепку. | |||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Жил-был пёс]] | * «[[Жил-был пёс]]» — [[зигзаг]]. С одной стороны, главные герои становятся как минимум добрыми приятелями; с другой — раньше-то они враждовали, а «на публику» и теперь изображают вражду. | ||
* Шуточный вариант в мультике Т. Эйвери «The Three Little Pups» («Три щенка», | * Шуточный вариант в мультике Т. Эйвери «The Three Little Pups» («Три щенка», 1953 г.). Сказка про трех поросят, только поросят заменили щенками («размноженный на три копии» Друпи), а Волк не собирается их есть, поскольку работает в службе по отлову собак. | ||
** А также другие мультики о противостоянии/соперничестве волка (обычно МакВульфа) и Друпи. | ** А также другие мультики о противостоянии/соперничестве волка (обычно МакВульфа) и Друпи. | ||
* «[[Looney Tunes и Merrie Melodies|Луни Тюнз]] | * «[[Looney Tunes и Merrie Melodies|Луни Тюнз]]» — в короткометражках с участием волка Ральфа и пастушьей овчарки Сэма. Сэм всячески предотвращает любую попытку Ральфа поймать овцу. Как только рабочая смена заканчивается, то уже происходит [[аверсия]] тропа. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* «[[Волчий дождь]]»: то ли [[С прикрученным фитильком|фитилёк]], то ли вовсе [[зигзаг]]. Назвать волка | * «[[Волчий дождь]]»: то ли [[С прикрученным фитильком|фитилёк]], то ли вовсе [[зигзаг]]. Назвать волка собакой — тяжёлое оскорбление; однако с настоящими собаками они общаются вполне дружелюбно. А Блю и вовсе полукровка. | ||
** С другой стороны, дружелюбно они общаются с охотничьими собаками индейцев. А мелкие комнатные шавки при одном взгляде на проходящего мимо волка скулят, поджав хвост. | ** С другой стороны, дружелюбно они общаются с охотничьими собаками индейцев. А мелкие комнатные шавки при одном взгляде на проходящего мимо волка скулят, поджав хвост. | ||
* [[Волчица и пряности]]: [[субверсия]] — Холо и пастушья собака с недоверием относились друг к другу, поскольку пёс знал о природе Холо. Тем не менее, ни в какой конфликт это не вылилось. | * [[Волчица и пряности]]: [[субверсия]] — Холо и пастушья собака с недоверием относились друг к другу, поскольку пёс знал о природе Холо. Тем не менее, ни в какой конфликт это не вылилось. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* Древнеегипетская игра «Собаки и | * Древнеегипетская игра «Собаки и Шакалы» — [[с прикрученным фитильком]], так как шакалы всё-таки не волки. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 66: | Строка 66: | ||
* Александр Розенбаум, «Воля». Здесь пес только мечтает убежать к волкам, но противопоставление волчьего и собачьего образа жизни налицо. | * Александр Розенбаум, «Воля». Здесь пес только мечтает убежать к волкам, но противопоставление волчьего и собачьего образа жизни налицо. | ||
* Иван Кучин, «Человек в телогрейке». Беглый зек сравнивает себя со встреченным в лесу волком, собаки конвоиров им враждебны. | * Иван Кучин, «Человек в телогрейке». Беглый зек сравнивает себя со встреченным в лесу волком, собаки конвоиров им враждебны. | ||
* 25/17, «Волчонок». Про мальчика из неблагополучной семьи, ставшего солдатом в Чеченской войне. ''«Волчонок вырастет волком и будет рвать псов»'' (к слову, у самих чеченцев «тотемный» | * 25/17, «Волчонок». Про мальчика из неблагополучной семьи, ставшего солдатом в Чеченской войне. ''«Волчонок вырастет волком и будет рвать псов»'' (к слову, у самих чеченцев «тотемный» зверь — как раз волк). | ||
* «Волки» чеченского же рокера Бекхана на стихи Владимира Солоухина: «Так бойтесь же, суки, когда на охоту мы выйдем. Есть сильные руки, мы вас, жалких псов, ненавидим». Сам автор говорил, что изначально он услышал её в качестве дворовой песни в родном Грозном. | * «Волки» чеченского же рокера Бекхана на стихи Владимира Солоухина: «Так бойтесь же, суки, когда на охоту мы выйдем. Есть сильные руки, мы вас, жалких псов, ненавидим». Сам автор говорил, что изначально он услышал её в качестве дворовой песни в родном Грозном. | ||
* Дэн Назгул, «Волчий рок»: «Но прошу учесть один факт: я не пёс, я волк!». | * Дэн Назгул, «Волчий рок»: «Но прошу учесть один факт: я не пёс, я волк!». | ||
Строка 76: | Строка 76: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Волки собак выедают. Вплоть до того, что в Сибири волки как-то съели всех собак в деревне, не тронув скотину. Причина в том, что собака воспринимается как пищевой конкурент, и при этом средняя собака слабее волка. | * Волки собак выедают. Вплоть до того, что в Сибири волки как-то съели всех собак в деревне, не тронув скотину. Причина в том, что собака воспринимается как пищевой конкурент, и при этом средняя собака слабее волка. | ||
** Но если стая волков малочисленна или потрёпана | ** Но если стая волков малочисленна или потрёпана охотниками — то есть кормовая база не проблема, а собственной численности не хватает, — они перестают нападать на собак, могут принимать одичавших собак в стаи и скрещиваться с ними. В результате получаются стаи диких волкособов — зверей, намного более опасных, чем волки, потому что не боятся людей. А волк человека боится уже на уровне генов: всех, кто не боялся и ласкался, поприручали, а кто не боялся и нападал — перебили. Волкособ же (особенно в первом поколении) от своего собачьего предка наследует отсутствие страха перед людьми (а заодно перед такими «человеческими» атрибутами, как запахи стали или пороха, а также огнём), а от волчьего — хорошие боевые способности: волки стаей в пять-шесть голов валят лося. Одиночный, даже вооружённый, человек для такого гибрида даже один на один не оппонент (если человек не хороший охотник), против стаи без скорострельного (полуавтоматические карабины/дробовики) оружия в руках сплоченной группы людей делать нечего в принципе. Вдобавок волкособы генофонд загаживают, за что лесничества их ненавидят пуще ста чертей. | ||
** Бывают, однако, и домашние волкособы. Домашние волкособы, выведенные лесником дядей Васей, плохо слушаются и могут нападать на хозяев, пытаясь занять место вожака вместо человека. Выведенные профессиональными | ** Бывают, однако, и домашние волкособы. Домашние волкособы, выведенные лесником дядей Васей, плохо слушаются и могут нападать на хозяев, пытаясь занять место вожака вместо человека. Выведенные профессиональными кинологами (например, [[w:Волчья собака Сарлоса|волчья собака Сарлоса]] или [[w:Чехословацкая волчья собака|чехословацкий влчак]]) отличаются вполне мирным характером и превосходными служебными характеристиками, а ещё они крупнее диких — бывают и размером с телёнка. Кто сказал «[[ПЛиО|лютоволк]]»? | ||
* | * Алабаи — огромные псы, которые в своё время были спутниками пастухов в средней Азии. Когда они были щенками, их кормили из мисок, отделанных шкурой волка. Таким образом они с детства ассоциировали запах и вкус волка с едой… | ||
* Волкодавов так назвали не за красивые глаза, а за огромный размер и невероятную | * Волкодавов так назвали не за красивые глаза, а за огромный размер и невероятную лохматость — этот шерстяной диван хрен прокусишь. | ||
* Европейцы, особенно | * Европейцы, особенно немцы — очень интересные люди. Сначала с помощью ружей полностью перебили всех волков на своей территории, а потом уже вывели тучу пород на представителей которых без страха и не взглянешь: немецкий дог, английский мастиф, неаполитанский мастиф, бордосский дог, ротвейлер, американский бульдог, питбультерьер, доберман и прочие. Представители этих грозных пород живого волка в глаза не видали, и ни один вменяемый собаковод никогда не выставит своего питомца против матёрого дикого волка. Впрочем, опытные охотники и овчары в подавляющем большинстве солидарны с Сетоном-Томпсоном — против матёрого волчары у собаки шансов нет. | ||
** Так крупных сторожевых псов выводили и не против волков, а против людей главным образом: охранять их имущество. А некоторых, как предков бульдогов, использовали для травли быков, для собачьих боёв. А для волка-то, конечно, они не соперники шерсть короткая, так что кровь им пустить ничего не стоит, подвижности не хватает, да и должных | ** Так крупных сторожевых псов выводили и не против волков, а против людей главным образом: охранять их имущество. А некоторых, как предков бульдогов, использовали для травли быков, для собачьих боёв. А для волка-то, конечно, они не соперники шерсть короткая, так что кровь им пустить ничего не стоит, подвижности не хватает, да и должных навыков — тоже. Против волков скорее уж годились разные виды овчарок, как правило, не такие гигантские, как догообразные собаки. | ||
*** Стоит учесть, что более крупные породы собак в принципе практически всегда способны один на один победить волка просто за счет значительно более крупных размеров, сравнимых или превосходящих даже самых матерых зверей. Помимо того, большинство этих пород предназначалось в том числе и для охоты на волков – не всегда исключительно, но даже неспециализированные породы как правило достаточно успешны в этом – особенно учитывая то, что обычно эти породы самые крупные и превосходят волков раза так вдвое по массе. | |||
{{Nav/Животные}} | {{Nav/Животные}} |
Текущая версия на 08:29, 17 октября 2024
« | Волки мы — хороша наша волчая жизнь! Вы собаки — и смерть вам собачья! |
» |
— Владимир Высоцкий |
« | Всех больше на свете Мы, волки, собак ненавидим. |
» |
— Владимир Солоухин |
С биологической точки зрения волки и собаки относятся к одному виду, однако различий между ними едва ли не больше, чем сходства. Например, Лаяние у волков встречается только в младенчестве/детстве. Но одно из самых заметных и важных различий состоит в том, что собака — Друг Человека, его спутник и помощник с давних времён, а волк — дикий и опасный хищник.
Поэтому если в произведении фигурируют одновременно собаки и волки (независимо от наличия в сеттинге людей) — они с большой вероятностью будут изображены как непримиримые враги. В более старых произведениях, скорее всего, собаки будут героями, а волки злодеями. Но как минимум в XX в. начали появляться произведения с противоположной расстановкой сторон, в которых автор явно симпатизирует волкам, диким, но свободным, а собаки презираемы как «прислужники» людей (или в крайнем случае как обыватели-мещане).
Примеры[править]
Религия, мифология, фольклор[править]
- Зороастрийский гимн собаке из приложений к «Авесте»:
« | Её голос пробуждает, |
» |
Литература[править]
- И. А. Крылов, «Волк на псарне».
- Р. Киплинг, «Книга джунглей»: рыжие собаки здесь не слуги людей, да и собаки-то лишь по названию (это совсем другой вид — красные волки); однако для волков они — враги пострашнее Шер-Хана (с тем хотя бы поговорить можно).
- У него же в «Балладе о Востоке и Западе» — довольно обидное метафорическое противопоставление:
« | «Что ж, если тебе нипочём цена, а братьям на жратву спрос — |
» |
— Собаки — плохо, волки — хорошо |
- Э. Сетон-Томпсон — сразу в нескольких рассказах. Позиция автора чёткая и очевидная — один на один у любой собаки независимо от её роста, силы и веса против матёрого волка нет ни единого шанса. И дай бог, чтобы она вообще приняла бой. Волк с лёгкостью справляется с двумя здоровыми датскими догами (один из предков современного немецкого дога), мгновенно расправляется со злющим американским бульдогом (эта псина весит куда больше чем английский — до 60 кг) и убивает отважного бультерьера. Причём пока последний не бросился в бой, вся свора — чуть ли не дюжина огромных и свирепых псов, до того бесстрашно загнавшая волка, не решалась атаковать зловещего хищника. Сетон-Томпсон при этом относится к волкам и собакам с одинаковой симпатией, у него есть рассказы как про героических волков, так и про героических собак.
- ДжРРТ, «Сильмариллион», в особенности история Берена и Лютиэн: волки — слуги Моргота, а на стороне героев — валинорский пёс Хуан.
- С. Михалков, басня «Полкан и Шавка». Две собаки натолкнулись на стаю волков, которые здесь символизировали гитлеровских захватчиков («Адольф» переводится как «благородный волк», и Гитлер вообще фанател от серых хищников). Отважный Полкан ринулся в бой и убил-таки одного волка, но остальные прикончили его на месте. Шавка же униженно просила серых о пощаде, обещая взамен привести их к целому стаду коров. Не обманула, привела. Правда, она почему-то не сказала, что стадо очень серьёзно охранялось (не знала? забыла? умолчала нарочно, заманивая хищников в ловушку?). Однако прежде чем напасть на стадо, волки растерзали эту «тоже собаку»: вдруг одумается и наведёт людей? Да и вообще лишняя эта Шавка, с точки зрения волков. Но это убийство им не помогло: пастухи с ружьями истребили всю стаю. Так что на выходе получилось, что от героической гибели Полкана было меньше пользы, чем от трусости Шавки.
- Похоже, потом Михалков всё же понял, что у его сказочки появилось двойное дно. В снятой под его мудрым руководством мультэкранизации баг пофиксили, сократив стаю до всего-то двух волков (от которых у Шавки уже были шансы если не отбиться, то бежать), а охрану — до одного пастушка.
- Владимир Солоухин, стихотворение «Волки»: волки ненавидят прикормленных собак-подхалимов, рабов людей.
- «Песнь Льда и Огня»: пример моральной инверсии. Лютоволки — питомцы положительных Старков, собаки-людоеды — отрицательных Болтонов.
- А ещё собаки на гербе у рыцарей Клиганов, служащих Ланнистерам. Сандор Клиган впервые знакомится с Арьей Старк как убийца и головорез, и Арья его ненавидит… но впоследствии, будучи вынужденными путешествовать вместе, они как-то притёрлись друг к другу. Сам Сандор обосновывает это приблизительно так: «Я теперь дикая собака, а это тот же волк». Ну, а про старшего братца Грегора и речи нет.
- Впрочем, в обоих предыдущих примерах играется с хитрым подвывертом — лютоволки, оставшись без хозяина, быстро дичают, Сандор же приводит историю своего герба, когда, чтобы спасти человека, несколько собак пожертвовали жизнью, и говорит что «никакое более живое существо не способно на такую верность, как пёс».
- Владимир Васильев, дилогия «Волчья натура» и «Зверь в каждом из нас»: субверсия. Альтернативный мир, где разумным видом стали не обезьяны, а собаки. Сюжет развивается вокруг поиска «волчьего гена», который делает своих носителей агрессивными и враждебными обычным собакам. В итоге выясняется, что «волчий ген» — фикция, а (потенциальная) склонность к агрессии есть у всех собак без исключения.
- «Волкодав» Марии Семёновой: очень сильно прикрученный фитилёк, но всё же без этого тропа явно не обошлось. Род Волков отнюдь не враждует с родом Серых Псов; но один конкретный Волк для одного конкретного Пса стал-таки смертельным врагом.
- В мыслях протагониста и авторском тексте троп встречается часто и безо всякого фитилька — в качестве метафоры. Также нередко употребляется во вставленных в текст стихах, в виде сюжетного элемента или опять же метафоры.
- Илона Волынская, Кирилл Кащеев, «Ирка Хортица» — зигзагом. С одной стороны, Ментовский Вовкулака и его стая явно не в ладах с собаками. В начале цикла он даже помогает одной ведьме против других потому, что те хотели заставить его отдать пленницу псоглавцам. «Чтобы волк собакам косточки подносил?». С другой стороны, все оборотни когда-то получили свою силу от Крылатого Пса — бога Симаргла, и до сих пор питают к нему нешуточное почтение.
Кино[править]
- «Бэнджи потерялся» — заглавному герою пришлось противостоять одинокой волчице и защищать от нее осиротевших котят пумы.
- «Уж кто бы говорил 3» — игра с тропом: волк пришедший к застрявшей посреди леса машине, на которой главная героиня с детьми пыталась добраться до мужа, не проявляет особой враждебности к бросившемуся защищать женщину псу Роксу и только презрительно советует ему уйти с дороги, мол тебя это не касается, горожанин. Рокс же считает, что его долг — защитить людей, и бесстрашно бросается на серого разбойника. И прогоняет, задав хорошую трепку.
Мультфильмы[править]
- «Жил-был пёс» — зигзаг. С одной стороны, главные герои становятся как минимум добрыми приятелями; с другой — раньше-то они враждовали, а «на публику» и теперь изображают вражду.
- Шуточный вариант в мультике Т. Эйвери «The Three Little Pups» («Три щенка», 1953 г.). Сказка про трех поросят, только поросят заменили щенками («размноженный на три копии» Друпи), а Волк не собирается их есть, поскольку работает в службе по отлову собак.
- А также другие мультики о противостоянии/соперничестве волка (обычно МакВульфа) и Друпи.
- «Луни Тюнз» — в короткометражках с участием волка Ральфа и пастушьей овчарки Сэма. Сэм всячески предотвращает любую попытку Ральфа поймать овцу. Как только рабочая смена заканчивается, то уже происходит аверсия тропа.
Аниме и манга[править]
- «Волчий дождь»: то ли фитилёк, то ли вовсе зигзаг. Назвать волка собакой — тяжёлое оскорбление; однако с настоящими собаками они общаются вполне дружелюбно. А Блю и вовсе полукровка.
- С другой стороны, дружелюбно они общаются с охотничьими собаками индейцев. А мелкие комнатные шавки при одном взгляде на проходящего мимо волка скулят, поджав хвост.
- Волчица и пряности: субверсия — Холо и пастушья собака с недоверием относились друг к другу, поскольку пёс знал о природе Холо. Тем не менее, ни в какой конфликт это не вылилось.
Настольные игры[править]
- Древнеегипетская игра «Собаки и Шакалы» — с прикрученным фитильком, так как шакалы всё-таки не волки.
Музыка[править]
В современном песенном творчестве преимущественно встречается вариант с симпатией автора на стороне волков:
- Владимир Высоцкий, «Охота с вертолётов» aka «Конец охоты на волков»: см. эпиграф.
- Диана Арбенина «Охота на волчат»
- Максим Леонидов, «Волки»: здесь лирический герой хотя и пёс, но перешедший на сторону волков и «объявляющий войну» прежним родичам:
« | Я когда-то был псом, и на волка похож не слишком, Но нарушил собачий закон, и теперь мне крышка. Мутный свет облаков, злое солнце над лесом встало, И теперь я среди волков, я один из стаи. |
» |
- Александр Розенбаум, «Воля». Здесь пес только мечтает убежать к волкам, но противопоставление волчьего и собачьего образа жизни налицо.
- Иван Кучин, «Человек в телогрейке». Беглый зек сравнивает себя со встреченным в лесу волком, собаки конвоиров им враждебны.
- 25/17, «Волчонок». Про мальчика из неблагополучной семьи, ставшего солдатом в Чеченской войне. «Волчонок вырастет волком и будет рвать псов» (к слову, у самих чеченцев «тотемный» зверь — как раз волк).
- «Волки» чеченского же рокера Бекхана на стихи Владимира Солоухина: «Так бойтесь же, суки, когда на охоту мы выйдем. Есть сильные руки, мы вас, жалких псов, ненавидим». Сам автор говорил, что изначально он услышал её в качестве дворовой песни в родном Грозном.
- Дэн Назгул, «Волчий рок»: «Но прошу учесть один факт: я не пёс, я волк!».
- Никола Емелин «Серая песня»: «Лучше вольным волком быть и на Луну взвывать,/Чем сидеть, ползти, лежать да хозяину лизать…»
- Виталий Аксенов, «Волчье солнце». Презрительное отношение волков к «родственничкам» налицо.
- Слава Бобков, «Браслеты».
- Олег Медведев, «Вальс-гемоглобин»: «А серый волк зажат в кольце собак, он рвётся, клочья шкуры оставляя на снегу…»
Реальная жизнь[править]
- Волки собак выедают. Вплоть до того, что в Сибири волки как-то съели всех собак в деревне, не тронув скотину. Причина в том, что собака воспринимается как пищевой конкурент, и при этом средняя собака слабее волка.
- Но если стая волков малочисленна или потрёпана охотниками — то есть кормовая база не проблема, а собственной численности не хватает, — они перестают нападать на собак, могут принимать одичавших собак в стаи и скрещиваться с ними. В результате получаются стаи диких волкособов — зверей, намного более опасных, чем волки, потому что не боятся людей. А волк человека боится уже на уровне генов: всех, кто не боялся и ласкался, поприручали, а кто не боялся и нападал — перебили. Волкособ же (особенно в первом поколении) от своего собачьего предка наследует отсутствие страха перед людьми (а заодно перед такими «человеческими» атрибутами, как запахи стали или пороха, а также огнём), а от волчьего — хорошие боевые способности: волки стаей в пять-шесть голов валят лося. Одиночный, даже вооружённый, человек для такого гибрида даже один на один не оппонент (если человек не хороший охотник), против стаи без скорострельного (полуавтоматические карабины/дробовики) оружия в руках сплоченной группы людей делать нечего в принципе. Вдобавок волкособы генофонд загаживают, за что лесничества их ненавидят пуще ста чертей.
- Бывают, однако, и домашние волкособы. Домашние волкособы, выведенные лесником дядей Васей, плохо слушаются и могут нападать на хозяев, пытаясь занять место вожака вместо человека. Выведенные профессиональными кинологами (например, волчья собака Сарлоса или чехословацкий влчак) отличаются вполне мирным характером и превосходными служебными характеристиками, а ещё они крупнее диких — бывают и размером с телёнка. Кто сказал «лютоволк»?
- Алабаи — огромные псы, которые в своё время были спутниками пастухов в средней Азии. Когда они были щенками, их кормили из мисок, отделанных шкурой волка. Таким образом они с детства ассоциировали запах и вкус волка с едой…
- Волкодавов так назвали не за красивые глаза, а за огромный размер и невероятную лохматость — этот шерстяной диван хрен прокусишь.
- Европейцы, особенно немцы — очень интересные люди. Сначала с помощью ружей полностью перебили всех волков на своей территории, а потом уже вывели тучу пород на представителей которых без страха и не взглянешь: немецкий дог, английский мастиф, неаполитанский мастиф, бордосский дог, ротвейлер, американский бульдог, питбультерьер, доберман и прочие. Представители этих грозных пород живого волка в глаза не видали, и ни один вменяемый собаковод никогда не выставит своего питомца против матёрого дикого волка. Впрочем, опытные охотники и овчары в подавляющем большинстве солидарны с Сетоном-Томпсоном — против матёрого волчары у собаки шансов нет.
- Так крупных сторожевых псов выводили и не против волков, а против людей главным образом: охранять их имущество. А некоторых, как предков бульдогов, использовали для травли быков, для собачьих боёв. А для волка-то, конечно, они не соперники шерсть короткая, так что кровь им пустить ничего не стоит, подвижности не хватает, да и должных навыков — тоже. Против волков скорее уж годились разные виды овчарок, как правило, не такие гигантские, как догообразные собаки.
- Стоит учесть, что более крупные породы собак в принципе практически всегда способны один на один победить волка просто за счет значительно более крупных размеров, сравнимых или превосходящих даже самых матерых зверей. Помимо того, большинство этих пород предназначалось в том числе и для охоты на волков – не всегда исключительно, но даже неспециализированные породы как правило достаточно успешны в этом – особенно учитывая то, что обычно эти породы самые крупные и превосходят волков раза так вдвое по массе.
- Так крупных сторожевых псов выводили и не против волков, а против людей главным образом: охранять их имущество. А некоторых, как предков бульдогов, использовали для травли быков, для собачьих боёв. А для волка-то, конечно, они не соперники шерсть короткая, так что кровь им пустить ничего не стоит, подвижности не хватает, да и должных навыков — тоже. Против волков скорее уж годились разные виды овчарок, как правило, не такие гигантские, как догообразные собаки.