Толпа с вилами: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|TorchesandPitchforks|Torches and Pitchforks}}
{{TVTropes|TorchesandPitchforks|Torches and Pitchforks}}
[[Файл:Mob.png|240px|thumb|right]]
{{MorphFile
[[Файл:Толпа с вилами (Рубаки).png|240px|thumb|right]]
|Mob.png|В лицах.
[[Файл: Вилы не вилки.jpg|мини|справа|«Ну, вы же знаете легенды, оборотню можно навредить только серебро…»
|Толпа с вилами (Рубаки).png|И еще
|Вилы не вилки.jpg|«Ну, вы же знаете легенды, оборотню можно навредить только серебро…»


«Мы знаем легенды! Тварей вроде тебя в них подымают на вилы!»
«Мы знаем легенды! Тварей вроде тебя в них подымают на вилы!»


«Упс…»]]
«Упс…»
{{Q|We don't like what we don't understand in fact it scares us.<br />And this monster is mysterious at least<br />Bring your guns bring your knives<br />Save your children and your wives<br />We'll save our village and our lives<br />We'll kill the Beast|Песня толпы, «Красавица и Чудовище»}}
}}
{{q|pre=1|С вилами вскоре подошли мужики,
[[Чёрт с рогами|Рогатый]] бросился от них наутек.
Гнались за ним они до самой реки,
А там под землю он с концами убег, убег…|[[КняZz]], «Пикник у бани»}}
'''Толпа с вилами''' — очень злые [[Крестьянин|крестьяне]] или бедные горожане, которые решили, что хватит уже над ними измываться. Кто бы ни достал их до печёнок — [[убервальд]]ский аристократ, заезжая [[Slayers|колдунья с фаерболами]], понаехавшая диаспора [[Эльф|нелюдей]], [[Злой президент|злой правитель]] или кто-то ещё более непонятный деревенскому уму — они больше не будут с этим мириться. Они хватают кто до чего дотянется — вилы, факелы, косы, дреколье, [[обрез]]ы — собираются в толпу и идут разбираться по-взрослому.
'''Толпа с вилами''' — очень злые [[Крестьянин|крестьяне]] или бедные горожане, которые решили, что хватит уже над ними измываться. Кто бы ни достал их до печёнок — [[убервальд]]ский аристократ, заезжая [[Slayers|колдунья с фаерболами]], понаехавшая диаспора [[Эльф|нелюдей]], [[Злой президент|злой правитель]] или кто-то ещё более непонятный деревенскому уму — они больше не будут с этим мириться. Они хватают кто до чего дотянется — вилы, факелы, косы, дреколье, [[обрез]]ы — собираются в толпу и идут разбираться по-взрослому.


Строка 20: Строка 25:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Русскоязычная ====
==== Отечественная ====
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» (и фильм, и оба мультфильма, и все прочее) на сторону толпы с вилами перешла, предав Трех Толстяков, почти вся их собственная гвардия. [[Революция по-детски|И после этого шило не поменялось на мыло!]]
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» (и фильм, и оба мультфильма, и все прочее) — на сторону толпы с вилами перешла, предав Трех Толстяков, почти вся их собственная гвардия. [[Революция по-детски|И после этого шило не поменялось на мыло!]]
* [[Михаил Булгаков]], «Роковые яйца» — обезумевшая толпа москвичей убила Персикова, посчитав его виновников всех проблем. Под их горячую руку попали ещё экономка профессора Марья Степановна и сторож института Панкрат, которые даже не были причастны к опытам.
* [[Михаил Булгаков]], «Роковые яйца» — обезумевшая толпа москвичей убила Персикова, посчитав его виновников всех проблем. Под их горячую руку попали ещё экономка профессора Марья Степановна и сторож института Панкрат, которые даже не были причастны к опытам.
* Л. Соловьёв, «[[Повесть о Ходже Насреддине]]» — [[аверсия]]. «Казалось — еще минута, и они все поднимутся, возьмут вилы, топоры, мотыги, пойдут приступом на Агабеково логово, разнесут и размечут его! Но так не случилось. В жилах у каждого чоракца нашлась трусливо-рассудительная капля, и она взяла верх».
* Л. Соловьёв, «[[Повесть о Ходже Насреддине]]» — [[аверсия]]. «Казалось — еще минута, и они все поднимутся, возьмут вилы, топоры, мотыги, пойдут приступом на Агабеково логово, разнесут и размечут его! Но так не случилось. В жилах у каждого чоракца нашлась трусливо-рассудительная капля, и она взяла верх».
* Евгений Пермяк, «Фока — на все руки дока». Толпа с вилами торжествует — после смерти царя от злости никто уже не смеет узурпировать власть.
* Евгений Пермяк, «Фока — на все руки дока». Толпа с вилами торжествует — после смерти царя от злости никто уже не смеет узурпировать власть.
* «Королевство кривых зеркал» (книга, не фильм) — толпа с вилами точно так же свергает короля, но только после того, как советская пионерка-попаданка ликвидирует особо страшного министра.
* «Королевство кривых зеркал» (книга, не фильм) — толпа с вилами точно так же свергает короля, но только после того, как советская пионерка-попаданка ликвидирует особо страшного министра.
* А. Говоров, «Последние Каролинги» — узнав, что [[самоуверенный мерзавчик|гнусный дворянчик]] Тьерри держит трёх «свободных» крестьянок в своём замке на положении рабынь, толпа выкурила его из замка и [[Суд Линча|растерзала]]. А после лёгкой победы каждый ринулся в свои земли избивать господ, и, разумеется, ничем хорошим это не кончилось…
* А. Говоров, «Последние Каролинги» — узнав, что [[самоуверенный мерзавчик|гнусный дворянчик]] Тьерри держит трёх «свободных» крестьянок в своём замке на положении рабынь, толпа выкурила его из замка и [[Суд Линча|растерзала]]. А после лёгкой победы каждый ринулся в свои земли избивать господ, и, разумеется, ничем хорошим это не кончилось…
* Андрей Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха|Летучий корабль]]» — толпа, недовольная арестом сыскного воеводы и произволом боярских прихвостней из «альтернативной» следственной комиссии, идёт ко дворцу Гороха разбираться. Но царь [[Искусный государь|зело эффективно уговаривает]] её разойтись.
* Андрей Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха|Летучий корабль]]» — толпа, недовольная арестом сыскного воеводы и произволом боярских прихвостней из «альтернативной» следственной комиссии, идёт ко дворцу Гороха разбираться. Но царь [[Искусный государь|зело эффективно уговаривает]] её разойтись.
* «[[Меганезия]]» — агрессивно настроенная мусульманская демонстрация. [[Серобуромалиновая мораль|Умные и добрые нези]] шутку оценили и выслали штурмовики с пулемётами. А потом сбросили трупы в море. Бульдозерами.
* «[[Меганезия]]» — агрессивно настроенная мусульманская демонстрация. [[Серобуромалиновая мораль|Умные и добрые нези]] шутку оценили и выслали штурмовики с пулемётами. А потом сбросили трупы в море. Бульдозерами.
Строка 36: Строка 41:
** Известнейшая героиня Громыко, Вольха Редная, периодически (особенно под нехватку денег, так как там всегда находится и нечисть для платного усмирения) развлекается троллением такой толпы, вооружённой преимущественно рогатинами и возглавляемой местным дайном (священником), в селении Верхние Россохи.
** Известнейшая героиня Громыко, Вольха Редная, периодически (особенно под нехватку денег, так как там всегда находится и нечисть для платного усмирения) развлекается троллением такой толпы, вооружённой преимущественно рогатинами и возглавляемой местным дайном (священником), в селении Верхние Россохи.


==== На других языках ====
==== Зарубежная ====
* В. Скотт, «[[Айвенго]]» — крестьяне с вилами приходят на помощь разбойникам [[Робин Гуд]]а при осаде замка Торкилстон, в котором засели похитители их господина Седрика Ротервудского — норманнские рыцари де Буагильбер, де Браси и Фрон де Беф. Крайняя малочисленность защитников (почти всех своих лучших людей Фрон де Беф очень некстати отослал в Йорк для поддержки принца Джона) плюс поджог замка Ульрикой позволила толпе с вилами отпраздновать успех.
* В. Скотт, «[[Айвенго]]» — крестьяне с вилами приходят на помощь разбойникам [[Робин Гуд]]а при осаде замка Торкилстон, в котором засели похитители их господина Седрика Ротервудского — норманнские рыцари де Буагильбер, де Браси и Фрон де Беф. Крайняя малочисленность защитников (почти всех своих лучших людей Фрон де Беф очень некстати отослал в Йорк для поддержки принца Джона) плюс поджог замка Ульрикой позволила толпе с вилами отпраздновать успех.
** Тут не очень толпа с вилами - профессиональные разбойники все же вполне боеспособны, к тому же они были усилены одним рыцарем, крестьяне там скорее служили массовкой. Хотя у защитников замка рыцарей было три, все остальные бойцы были примерно равны осаждающим по уровню.
** Тут не очень толпа с вилами — профессиональные разбойники все же вполне боеспособны, к тому же они были усилены одним рыцарем, крестьяне там скорее служили массовкой. Хотя у защитников замка рыцарей было три, все остальные бойцы были примерно равны осаждающим по уровню.
* [[Марк Твен]] описывает такую толпу, пришедшую арестовать полковника («Приключения Гекльберри Финна»). Ну, правда, у них ничего не получилось.
* [[Марк Твен]] описывает такую толпу, пришедшую арестовать полковника («Приключения Гекльберри Финна»). Ну, правда, у них ничего не получилось.
* [[Герберт Уэллс]], «[[The Invisible Man|Человек-невидимка]]» — потерявшего окончательно берега Гриффина усмиряют (посредством лопаты по голове) простые местные рабочие, доведенные до отчаянья.
* [[Герберт Уэллс]], «[[The Invisible Man|Человек-невидимка]]» — потерявшего окончательно берега Гриффина усмиряют (посредством лопаты по голове) простые местные рабочие, доведенные до отчаянья.
Строка 47: Строка 52:
** «[[Одиссея капитана Блада|Удачи капитана Блада]]», глава «Самозванец». Губернатор по глупости вооружил всех жителей Пуэрто-Рико, способных носить оружие. Они не только понесли потери в схватке с пиратами, но и помешали стрелять по головорезам лже-Блада.
** «[[Одиссея капитана Блада|Удачи капитана Блада]]», глава «Самозванец». Губернатор по глупости вооружил всех жителей Пуэрто-Рико, способных носить оружие. Они не только понесли потери в схватке с пиратами, но и помешали стрелять по головорезам лже-Блада.
* А. Сапковский, «[[Сага о ведьмаке]]»:
* А. Сапковский, «[[Сага о ведьмаке]]»:
** Решительно мотивированная толпа с вилами вынесла легендарный оплот ведьмаков Школы Волка Каэр-Морхен. Из взрослых защитников крепости выжил один лишь Весемир. Ну и ещё немножко ребятишек. Хотя, конечно, тут возникает резонный вопрос — что это за толпа такая, которая перебила защищающий первоклассную крепость отряд элитных бойцов-убийц. Не исключено, что в толпу с вилами затесались и кто-то немного круче.
** Решительно мотивированная толпа с вилами вынесла легендарный оплот ведьмаков Школы Волка Каэр-Морхен. Из взрослых защитников крепости выжил один лишь Весемир. Ну и ещё немножко ребятишек. Хотя, конечно, тут возникает резонный вопрос — что это за толпа такая, которая перебила защищающий первоклассную крепость отряд элитных бойцов-убийц. Не исключено, что в толпу с вилами затесались и кто-то немного круче.
** «Года два назад дракон повадился пожирать овец у крестьян в каком-то захолустье под Махакамом — крестьяне пошли на него толпой, прикончили дубинами, и никто из них не подумал этим хвалиться».
** «Года два назад дракон повадился пожирать овец у крестьян в каком-то захолустье под Махакамом — крестьяне пошли на него толпой, прикончили дубинами, и никто из них не подумал этим хвалиться».
** Армия попросту боялась связываться с буйной толпой, громящей квартал [[Гном|краснолюдов]], и для прекращения резни потребовался асимметричный ответ в виде AoEшной магии.
** Армия попросту боялась связываться с буйной толпой, громящей квартал [[Гном|краснолюдов]], и для прекращения резни потребовался асимметричный ответ в виде AoEшной магии.
Строка 58: Строка 63:
==== Отечественные фильмы ====
==== Отечественные фильмы ====
* «Пока бьют часы» (фильм, не книга) — толпа с вилами свергает короля. В общем-то, для этого им не хватало только советской пионерки-[[попаданец|попаданки]]: охрана у короля настолько мизерная, что его власть и без того держалась на соплях.
* «Пока бьют часы» (фильм, не книга) — толпа с вилами свергает короля. В общем-то, для этого им не хватало только советской пионерки-[[попаданец|попаданки]]: охрана у короля настолько мизерная, что его власть и без того держалась на соплях.
* «Притяжение» — толпа разгневанных горожан с битами, арматурой и коктейлем Молотова пытается подраться с дистанционно-управляемыми экзокостюмами, к счастью настроенными не враждебно. Ничего не выходит.
* «Притяжение» — толпа разгневанных горожан с битами, арматурой и коктейлем Молотова пытается подраться с дистанционно-управляемыми экзокостюмами, к счастью настроенными не враждебно. Ничего не выходит.
* «[[Чебурашка (фильм)|Чебурашка]]» (2023) — в начале фильма работники апельсиновой плантации охотятся с вилами на Чебурашку, регулярно оную плантацию обносящего.
* «[[Чебурашка (фильм)|Чебурашка]]» (2023) — в начале фильма работники апельсиновой плантации охотятся с вилами на Чебурашку, регулярно оную плантацию обносящего.


Строка 67: Строка 72:
** В «Ван Хельсинге» тоже. Но там Чудовище — добрый малый, и от смерти отца получает сильную психологическую травму.
** В «Ван Хельсинге» тоже. Но там Чудовище — добрый малый, и от смерти отца получает сильную психологическую травму.
* «Я, робот» — пример современной толпы с <strike>вилами</strike> битами и арматурой. Как только дело дошло до ближнего боя с роботами, значительно превосходящими человека по всем физическим параметрам, толпа обратилась в бегство. Ну, кто ещё мог бегать.
* «Я, робот» — пример современной толпы с <strike>вилами</strike> битами и арматурой. Как только дело дошло до ближнего боя с роботами, значительно превосходящими человека по всем физическим параметрам, толпа обратилась в бегство. Ну, кто ещё мог бегать.
** А рассказе «Робот Л76 попадает не туда» действовали добровольные помощники шерифа. По сути такая же толпа, но с ружьями и пистолетами. Цель была та же, но роботов на несколько порядков меньше (т. е. один). Эффективность толпы также оказалась низкой.
** А рассказе «Робот Л76 попадает не туда» действовали добровольные помощники шерифа. По сути такая же толпа, но с ружьями и пистолетами. Цель была та же, но роботов на несколько порядков меньше (то есть один). Эффективность толпы также оказалась низкой.
* «Ночь охотника», классический триллер 1955 года — в финале возмущенная толпа с вилами хочет линчевать [[пастырь недобрый|преподобного Пауэлла]]. Любопытно, что толпа состоит ровно из тех же самых людей, которые раньше без сомнений отдали главных героев-детей во власть [[полное чудовище|полного чудовища]] Пауэлла.
* «Ночь охотника», классический триллер 1955 года — в финале возмущенная толпа с вилами хочет линчевать [[пастырь недобрый|преподобного Пауэлла]]. Любопытно, что толпа состоит ровно из тех же самых людей, которые раньше без сомнений отдали главных героев-детей во власть [[полное чудовище|полного чудовища]] Пауэлла.
* Итальянский пеплум 1960х «Геркулес против тиранов Вавилона» (Ercole contro i tiranni di Babilonia). В финальной битве участвуют освобожденные рабы — практически с голыми руками против бывших эксплуататоров, видно как накипело.
* Итальянский пеплум 1960х «Геркулес против тиранов Вавилона» (Ercole contro i tiranni di Babilonia). В финальной битве участвуют освобожденные рабы — практически с голыми руками против бывших эксплуататоров, видно как накипело.
* «Волынь» — толпа украинских крестьян с косами и топорами, в кульминации устраивающая грандиозный антипольский погром с подачи бандеровцев.
* «Волынь» — толпа украинских крестьян с косами и топорами, в кульминации устраивающая грандиозный антипольский погром с подачи бандеровцев.
* Star Wars же! Грозная и непобедимая галактическая Империя Палпатина позорно продула Эндор плюшевым мишкам.
* Star Wars же! Грозная и непобедимая галактическая Империя Палпатина позорно продула Эндор плюшевым мишкам.
* «Супермен и люди-кроты» (1951 г.). По сути антагонисты толпа с ружьями и палками, у которых заводила мистер Бенсон. А Супермен больше занят защитой двух «кротов» от вооруженных обывателей.
* «Супермен и люди-кроты» (1951 г.). По сути антагонисты толпа с ружьями и палками, у которых заводила мистер Бенсон. А Супермен больше занят защитой двух «кротов» от вооруженных обывателей.
* «[[Вой]] 7: Восход новой луны» (1995) когда наконец-таки раскрывший свою личность оборотень ({{spoiler|а если точнее — оборотниха}}) превратился в вервольфа и, [[А тут будет дверь|пробив дверь]], выпрыгнул из дома, его встретило всё население городка, вооружённое факелами и ружьями. Затемнение, выстрелы, и вот горожане уже поют, празднуя победу, а оборотня не видать.
* «[[Вой]] 7: Восход новой луны» (1995) — когда наконец-таки раскрывший свою личность оборотень ({{spoiler|а если точнее — оборотниха}}) превратился в вервольфа и, [[А тут будет дверь|пробив дверь]], выпрыгнул из дома, его встретило всё население городка, вооружённое факелами и ружьями. Затемнение, выстрелы, и вот горожане уже поют, празднуя победу, а оборотня не видать.
* Испанская комедия ужасов «Оборотни Арги» (2011) единственный способ избавить деревушку Аргу от оборотня — это в одну строго определённую ночь скормить ему протагониста Томаса. Поэтому накануне заветной ночи деревенские жители, которые ещё совсем недавно выпивали с Томасом в баре, заявились к нему домой пусть и не с вилами, но с двузубыми деревянными рогатинами. А на следующую ночь аргавичи вновь собрались в большую толпу, прихватив помимо рогатин ещё и ружья.
* Испанская комедия ужасов «Оборотни Арги» (2011) — единственный способ избавить деревушку Аргу от оборотня — это в одну строго определённую ночь скормить ему протагониста Томаса. Поэтому накануне заветной ночи деревенские жители, которые ещё совсем недавно выпивали с Томасом в баре, заявились к нему домой пусть и не с вилами, но с двузубыми деревянными рогатинами. А на следующую ночь аргавичи вновь собрались в большую толпу, прихватив помимо рогатин ещё и ружья.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 84: Строка 89:
* «[[Beauty and the Beast (Disney)|Красавица и Чудовище]]» — толпа с вилами и факелами атаковала замок Чудовища. Была позорно побита и обращена в бегство его слугами.
* «[[Beauty and the Beast (Disney)|Красавица и Чудовище]]» — толпа с вилами и факелами атаковала замок Чудовища. Была позорно побита и обращена в бегство его слугами.
* [[Шрек]] высмеивает троп. Пугать толпу с вилами, которая собирается напасть на него — любимое развлечение [[огр]]а. И он это еще и подсвечивает.
* [[Шрек]] высмеивает троп. Пугать толпу с вилами, которая собирается напасть на него — любимое развлечение [[огр]]а. И он это еще и подсвечивает.
* [[The Addams Family]] — в мультфильме 2019 года (Тим Бёртон) толпа с вилами появляется в начале и в конце.
* [[The Addams Family]] — в мультфильме 2019 года (Тим Бёртон) толпа с вилами появляется в начале и в конце.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 111: Строка 116:
* Urusei Yatsura. Обычный зачин серии — Атару опять накосячил в планетарном масштабе и в двери его дома вновь ломится толпа с факелами. Спасать его задницу приходится влюблённой в него Лин. Электрошок для «муженька» прилагается.
* Urusei Yatsura. Обычный зачин серии — Атару опять накосячил в планетарном масштабе и в двери его дома вновь ломится толпа с факелами. Спасать его задницу приходится влюблённой в него Лин. Электрошок для «муженька» прилагается.
* [[Hataraku Saibou]] — толпа разъярённых клеток собралась бить морду мастоциту и B-клетке после того, как они устроили натуральный разгром в организме в ответ на аллергическую реакцию.
* [[Hataraku Saibou]] — толпа разъярённых клеток собралась бить морду мастоциту и B-клетке после того, как они устроили натуральный разгром в организме в ответ на аллергическую реакцию.
* «[[Noir]]» (2001) «В конце пути» (22 серия). Кирику занесло в деревню, все жители которой являются членами «Солдат» (очень влиятельного и очень засекреченного тайного общества), всегда держат под рукой оружие и превосходно умеют с ним обращаться. Но когда на деревню напали враги (тоже «Солдаты», но из другой группировки) лишь единицы деревенских смогли дать более-менее достойный отпор. А все остальные скучковались в плотную толпу и, аки зомби, попёрли на супостатов с ружьями и, таки да, вилами. Архетип оказался настолько силён, что возобладал над элементарным здравым смыслом.
* «[[Noir]]» (2001) — «В конце пути» (22 серия). Кирику занесло в деревню, все жители которой являются членами «Солдат» (очень влиятельного и очень засекреченного тайного общества), всегда держат под рукой оружие и превосходно умеют с ним обращаться. Но когда на деревню напали враги (тоже «Солдаты», но из другой группировки) лишь единицы деревенских смогли дать более-менее достойный отпор. А все остальные скучковались в плотную толпу и, аки зомби, попёрли на супостатов с ружьями и, таки да, вилами. Архетип оказался настолько силён, что возобладал над элементарным здравым смыслом.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 142: Строка 147:
* [[Crusader Kings 3]] — натравить на соперника толпу с вилами — один из возможных способов убийства. При этом успех нападения зависит не от силы толпы и доблести телохранителей жертвы, а исключительно от хитрости заговорщиков.
* [[Crusader Kings 3]] — натравить на соперника толпу с вилами — один из возможных способов убийства. При этом успех нападения зависит не от силы толпы и доблести телохранителей жертвы, а исключительно от хитрости заговорщиков.
* [[Ancestors Legacy]] — в кампании нередко попадаются отряды крестьян. Вместо вил вооружены топорами, но проку от них всё равно мало: никаких способностей, а не ваншотят их только лучники, каким-то образом подпустившие этих вояк на расстояние рукопашной, и то для победы даже в таком сражении потребуется численное превосходство крестьян.
* [[Ancestors Legacy]] — в кампании нередко попадаются отряды крестьян. Вместо вил вооружены топорами, но проку от них всё равно мало: никаких способностей, а не ваншотят их только лучники, каким-то образом подпустившие этих вояк на расстояние рукопашной, и то для победы даже в таком сражении потребуется численное превосходство крестьян.
* Waxworks — толпа горожан-вигилантов на уровне Лондонской арки (стоит отметить, что для обитателей трущоб — а Уайтчепел конца XIX века был злачной дырой британской столицы — они одеты весьма прилично), ведущих охоту на Джека-Потрошителя. Поскольку в начале прохождения ГГ застают над трупом очередной жертвы, то подозрения, соответственно, падают на него. И если в случае попадания в руки полиции он сначала проходит через пародию на «справедливый» суд, после которого его вешают, то горожане устроят над ним именно то, чего и добивается типичная толпа с вилами.
* [[Darkest Dungeon]] — Предок доэкспериментировался с тёмными силами и вкрай заебал горожан, но когда они пришли вправлять ему мозги, оказалось, что с этой задачей он уже справился [[Самоубийство|самостоятельно]].


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
Строка 159: Строка 166:
=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Любое восстание как таковое, разумеется, за исключением мятежей членов корабельных команд и военных. Бесчисленное количество примеров просто не уместится в статье, ибо охватывает оно почти всю обозримую человеческую историю, начиная с восстаний рабов в древнем мире и заканчивая сегодняшними событиями в некоторых странах.
* Любое восстание как таковое, разумеется, за исключением мятежей членов корабельных команд и военных. Бесчисленное количество примеров просто не уместится в статье, ибо охватывает оно почти всю обозримую человеческую историю, начиная с восстаний рабов в древнем мире и заканчивая сегодняшними событиями в некоторых странах.
* Эпический пример — битва при Висбю на острове Готланд. Там были немного не типичные крестьяне, т. к. жили вольно и, для крестьян, очень богато. Многие из них имели кое-какие доспехи и боевое оружие средней паршивости. Когда на остров произошло нападение датчан, местные крестьяне достаточно оптимистично ополчились и дали полевой бой — как выяснилось, напрасно. Эпизод закончился разгромом и стало более-менее понятно, что вооруженные крестьяне против армии держаться не могут, ополченцы отступили к городу. Причин несколько — вооружение у них было разномастное, боевые навыки, вероятно, весьма посредственные, но главное — моральная слабость, не позволявшая им держать строй в полевом сражении. На стенах ополчение представляло бы собой вполне значимую силу, но в самый ответственный момент горожане проявили несовместимую с жизнью тупость и отказались впустить ополчение в город… У них был давний «конфликт города и деревни», взаимная неприязнь, преодолеть которую не удалось даже перед лицом общего врага. Случился второй бой, буквально под стенами, в котором ополчение было уничтожено, а горожане, видя расклад, решили сдать город без боя (как оказалось, с крайне болезненными для себя последствиями — все же надо было отбиваться…). Случай, возможно, не уникальный, но, из-за особенностей почвы, предметы неплохо сохранились, а ввиду масштабности разгрома далеко не всех погибших обобрали, многие оказались побросаны в братские могилы прямо в доспехах, на радость современным историкам-археологам. Последнее объясняется еще и тем, что захватчики в ближайшие дни были заняты куда более прибыльным разграблением богатого города, тогда как жаркое лето привело к тому, что тела погибших начали быстро портиться. Учитывая низкое качество доспехов, имевшихся у крестьян, на них не позарились.
* Одно из последних больших — восстание Тадеуша Костюшко в Польше в 1794 году. Поляки не сумели организовать свою армию, ударной силой оказались мобилизованные крестьяне, и добрый Суворов раскатал это мероприятие в блин.
* Эпический пример — битва при Висбю на острове Готланд. Там были немного не типичные крестьяне, так как жили вольно и, для крестьян, очень богато. Многие из них имели кое-какие доспехи и боевое оружие средней паршивости. Когда на остров произошло нападение датчан, местные крестьяне достаточно оптимистично ополчились и дали полевой бой — как выяснилось, напрасно. Эпизод закончился разгромом и стало более-менее понятно, что вооруженные крестьяне против армии держаться не могут, ополченцы отступили к городу. Причин несколько — вооружение у них было разномастное, боевые навыки, вероятно, весьма посредственные, но главное — моральная слабость, не позволявшая им держать строй в полевом сражении. На стенах ополчение представляло бы собой вполне значимую силу, но в самый ответственный момент горожане проявили несовместимую с жизнью тупость и отказались впустить ополчение в город… У них был давний «конфликт города и деревни», взаимная неприязнь, преодолеть которую не удалось даже перед лицом общего врага. Случился второй бой, буквально под стенами, в котором ополчение было уничтожено, а горожане, видя расклад, решили сдать город без боя (как оказалось, с крайне болезненными для себя последствиями — все же надо было отбиваться…). Случай, возможно, не уникальный, но, из-за особенностей почвы, предметы неплохо сохранились, а ввиду масштабности разгрома далеко не всех погибших обобрали, многие оказались побросаны в братские могилы прямо в доспехах, на радость современным историкам-археологам. Последнее объясняется еще и тем, что захватчики в ближайшие дни были заняты куда более прибыльным разграблением богатого города, тогда как жаркое лето привело к тому, что тела погибших начали быстро портиться. Учитывая низкое качество доспехов, имевшихся у крестьян, на них не позарились.
* Народное ополчение (милиция, ага) представляет собой троп в чистом виде.
* Народное ополчение (милиция, ага) представляет собой троп в чистом виде.


{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Амплуа и архетипы}}

Текущая версия на 08:58, 29 мая 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Torches and Pitchforks. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
В лицах.
И еще
«Ну, вы же знаете легенды, оборотню можно навредить только серебро…» «Мы знаем легенды! Тварей вроде тебя в них подымают на вилы!» «Упс…»
« С вилами вскоре подошли мужики,

Рогатый бросился от них наутек. Гнались за ним они до самой реки, А там под землю он с концами убег, убег…

»
— КняZz, «Пикник у бани»

Толпа с вилами — очень злые крестьяне или бедные горожане, которые решили, что хватит уже над ними измываться. Кто бы ни достал их до печёнок — убервальдский аристократ, заезжая колдунья с фаерболами, понаехавшая диаспора нелюдей, злой правитель или кто-то ещё более непонятный деревенскому уму — они больше не будут с этим мириться. Они хватают кто до чего дотянется — вилы, факелы, косы, дреколье, обрезы — собираются в толпу и идут разбираться по-взрослому.

Но насколько хорошо у них это получится — зависит от. Если против толпы с вилами — небоевые или не желающие крестьянам зла персонажи, ну или малочисленные боевики условного «злодея», то толпа с вилами успешно обратит своих противников в бегство или вовсе линчует их. Но вот против регулярной армии нормальной численности толпа с вилами — обычное панургово стадо, и ложится в землю в полном составе. Известен, впрочем, прецедент, когда группа слишком гордых рыцарей, считавших ниже своего достоинства скрещивать меч с крестьянскими вилами, была легко перебита такой толпой.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Толпа с вилами торжествует, охрана царя ранее упоминалась, но не в этой сцене (видимо, разбежалась, после того как генерал отказался повернуть силовые структуры против народа). «Фрол взял кол, Устин взял дрын, Игнат взял ухват, Егор взял топор…» А был там Кирилл, чтоб толпа не осталась без вил?
  • Он же, «Эликсир любви» — такая же толпа собралась под окнами волшебного алхимика Мишеля, когда сочла, что он «приворожил» их жён. Мишель сказал «Не выйду и не отопру» и стал демонстративно-громко звать стражу — и тогда толпа, поматюкавшись, разошлась, но кто-то из толпы (возможно, даже многие) настучал на учёного в Святую Инквизицию. Фискал Инквизиции (мирянин-следователь) потом говорил: «В моём столе скопилось столько жалоб, что я не замечать их не могу!».

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Ю. Олеша, «Три Толстяка» (и фильм, и оба мультфильма, и все прочее) — на сторону толпы с вилами перешла, предав Трех Толстяков, почти вся их собственная гвардия. И после этого шило не поменялось на мыло!
  • Михаил Булгаков, «Роковые яйца» — обезумевшая толпа москвичей убила Персикова, посчитав его виновников всех проблем. Под их горячую руку попали ещё экономка профессора Марья Степановна и сторож института Панкрат, которые даже не были причастны к опытам.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — аверсия. «Казалось — еще минута, и они все поднимутся, возьмут вилы, топоры, мотыги, пойдут приступом на Агабеково логово, разнесут и размечут его! Но так не случилось. В жилах у каждого чоракца нашлась трусливо-рассудительная капля, и она взяла верх».
  • Евгений Пермяк, «Фока — на все руки дока». Толпа с вилами торжествует — после смерти царя от злости никто уже не смеет узурпировать власть.
  • «Королевство кривых зеркал» (книга, не фильм) — толпа с вилами точно так же свергает короля, но только после того, как советская пионерка-попаданка ликвидирует особо страшного министра.
  • А. Говоров, «Последние Каролинги» — узнав, что гнусный дворянчик Тьерри держит трёх «свободных» крестьянок в своём замке на положении рабынь, толпа выкурила его из замка и растерзала. А после лёгкой победы каждый ринулся в свои земли избивать господ, и, разумеется, ничем хорошим это не кончилось…
  • Андрей Белянин, «Летучий корабль» — толпа, недовольная арестом сыскного воеводы и произволом боярских прихвостней из «альтернативной» следственной комиссии, идёт ко дворцу Гороха разбираться. Но царь зело эффективно уговаривает её разойтись.
  • «Меганезия» — агрессивно настроенная мусульманская демонстрация. Умные и добрые нези шутку оценили и выслали штурмовики с пулемётами. А потом сбросили трупы в море. Бульдозерами.
  • Иван Матвеев, «Ахиллес и черепаха», рассказ «Дамокл» — шутки ради. Тяжко жить правителю: над головой Дамоклова Люстра висит, на полу в углу Дамоклова Банановая кожура лежит, в каждой жареной рыбе — Дамокловы Кости своего часа ждут. И гости вдруг почему-то куда-то ушли… «Он-то к риску привычный, — пояснила Ахиллесу Черепаха, — А мы лучше пойдем отсюда. Там Дамоклов Народ уже ворота выламывает».
  • «Сварог: Нечаянный король». Благородная Миала, уверенная, что король собирается принуждать её к браку с постылым и опасным, объявляет против короля рокош и собирает себе в подмогу толпу крестьян с вилами (дружины у неё нет ввиду крайней бедности). Крестьяне не очень-то и горят желанием лезть на короля (который лично явился в имение Миалы, один, но с оружием) — однако какой-то мужичок, то ли самый храбрый, то ли самый глупый, всё же метнул в государя вилы. На которые государю было всё равно: у него особые способности.
    • «Сварог: Чертова мельница» — именно такие толпы пытаются поймать или уничтожить пса (на самом деле — заколдованного злодеями короля), за шкуру которого местный гадский гад назначил награду, объявив кобеля «бешеным».
  • Алексей Пехов «Хроники Сиалы». В «Джанге с тенями» героям приходится пробиваться сквозь враждебую деревеньку. Крестьяне с вилами прилагаются.
  • Ольга Громыко, «Верные враги» — даже подсвечено: «…не дослушав, рокотом прибоя вдохнула толпа, в качестве барашков волн используя неметь откуда взявшиеся цепы и вилы. Под тулупами, что ли, в разобранном виде прятали, а сейчас быстренько свинтили?!».
    • Известнейшая героиня Громыко, Вольха Редная, периодически (особенно под нехватку денег, так как там всегда находится и нечисть для платного усмирения) развлекается троллением такой толпы, вооружённой преимущественно рогатинами и возглавляемой местным дайном (священником), в селении Верхние Россохи.

Зарубежная[править]

  • В. Скотт, «Айвенго» — крестьяне с вилами приходят на помощь разбойникам Робин Гуда при осаде замка Торкилстон, в котором засели похитители их господина Седрика Ротервудского — норманнские рыцари де Буагильбер, де Браси и Фрон де Беф. Крайняя малочисленность защитников (почти всех своих лучших людей Фрон де Беф очень некстати отослал в Йорк для поддержки принца Джона) плюс поджог замка Ульрикой позволила толпе с вилами отпраздновать успех.
    • Тут не очень толпа с вилами — профессиональные разбойники все же вполне боеспособны, к тому же они были усилены одним рыцарем, крестьяне там скорее служили массовкой. Хотя у защитников замка рыцарей было три, все остальные бойцы были примерно равны осаждающим по уровню.
  • Марк Твен описывает такую толпу, пришедшую арестовать полковника («Приключения Гекльберри Финна»). Ну, правда, у них ничего не получилось.
  • Герберт Уэллс, «Человек-невидимка» — потерявшего окончательно берега Гриффина усмиряют (посредством лопаты по голове) простые местные рабочие, доведенные до отчаянья.
  • Р. Сабатини:
    • «Одиссея капитана Блада», участники восстания Монмута. «…У некоторых, правда, были охотничьи ружья, а кое у кого даже мечи. Многие были вооружены только дубинками; большинство же тащили огромные пики, сделанные из кос, страшные на вид, но мало пригодные в бою. Среди этих импровизированных воинов были ткачи, пивовары, плотники, кузнецы, каменотёсы, каменщики, сапожники и представители других мирных профессий».
      • Сабатини не знал о движении косинеров, иначе не бросался бы столь легкомысленными выводами. В умелых руках коса, нужным образом «модифицированная» деревенским кузнецом — страшное оружие.
      • С другой стороны, в умелых руках и палка стреляет, а Сабатини подчеркивает, что на восстание поднялось неорганизованное стадо, участники которого до этого максимум нос соседу по пьяни расквасить могли.
    • «Удачи капитана Блада», глава «Самозванец». Губернатор по глупости вооружил всех жителей Пуэрто-Рико, способных носить оружие. Они не только понесли потери в схватке с пиратами, но и помешали стрелять по головорезам лже-Блада.
  • А. Сапковский, «Сага о ведьмаке»:
    • Решительно мотивированная толпа с вилами вынесла легендарный оплот ведьмаков Школы Волка Каэр-Морхен. Из взрослых защитников крепости выжил один лишь Весемир. Ну и ещё немножко ребятишек. Хотя, конечно, тут возникает резонный вопрос — что это за толпа такая, которая перебила защищающий первоклассную крепость отряд элитных бойцов-убийц. Не исключено, что в толпу с вилами затесались и кто-то немного круче.
    • «Года два назад дракон повадился пожирать овец у крестьян в каком-то захолустье под Махакамом — крестьяне пошли на него толпой, прикончили дубинами, и никто из них не подумал этим хвалиться».
    • Армия попросту боялась связываться с буйной толпой, громящей квартал краснолюдов, и для прекращения резни потребовался асимметричный ответ в виде AoEшной магии.
  • Терри Пратчетт любил этот троп. Толпа с факелами и вилами регулярно появляется (или упоминается) в разных его произведениях, пытаясь разобраться то с драконами, то с вампирами, то с големами, но обычно успеха не имеет.
    • И в настольной игре «Анк-Морпорк» есть такой форс-мажор. При определённых условиях игра заканчивается, все подсчитывают очки. Главный кошмар игрока «колода закончилась, никто не выполнил свою задачу». И кредиты брать мешает: берёшь 10 монет, но когда наступит час расчёта, возвращать уже 12.
  • «Меч истины» — в первой книге к дому мага подходит такая толпа. Он с ними вежливо здоровается, потом спрашивает, в чём его обвиняют, потом — что, по их мнению, колдун может сделать… получив исчерпывающий ответ, указывает, что они, наверное, очень смелые люди, раз с вилами на такого колдуна попёрлись.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Пока бьют часы» (фильм, не книга) — толпа с вилами свергает короля. В общем-то, для этого им не хватало только советской пионерки-попаданки: охрана у короля настолько мизерная, что его власть и без того держалась на соплях.
  • «Притяжение» — толпа разгневанных горожан с битами, арматурой и коктейлем Молотова пытается подраться с дистанционно-управляемыми экзокостюмами, к счастью настроенными не враждебно. Ничего не выходит.
  • «Чебурашка» (2023) — в начале фильма работники апельсиновой плантации охотятся с вилами на Чебурашку, регулярно оную плантацию обносящего.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Семь самураев» незабвенного Куросавы. Место вил заняли бамбуковые копья — Япония-с! Но пример точный. Сами самураи не так часто вступают в битву, ведь без огнестрела до противника надо ещё успеть добежать. Лидер группы Камбэй вообще начал постреливать разбойников из лука только к концу фильма, а до этого только планировал операции, проводил обучение да бегал туда-сюда со своим учеником (когда прибегал — веселье кончалось). В случаях, когда соперник притаскивал ружья, проблему решали, конечно, мастер меча Кёндзо и безбашенный Кикутиё. Но в остальное время большую часть разбойников забивали всё теми же бамбуковыми копьями, тяпками и прочим.
  • «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи: фильм начинается с того, что толпа с вилами преследует пожилых и потрепанных мужчину и женщину. Затем мы видим предысторию, и оказывается, что эта пара — бывший фашист, садист и убийца со своей подругой-сообщницей, и расправу от гнева толпы они более чем заслужили многолетним и добросовестным трудом.
  • Чудовище Франкенштейна в классическом чёрно-белом фильме (обладателя мозга психопата-убийцы) такая толпа загнала на мельницу и сожгла.
    • В «Ван Хельсинге» тоже. Но там Чудовище — добрый малый, и от смерти отца получает сильную психологическую травму.
  • «Я, робот» — пример современной толпы с вилами битами и арматурой. Как только дело дошло до ближнего боя с роботами, значительно превосходящими человека по всем физическим параметрам, толпа обратилась в бегство. Ну, кто ещё мог бегать.
    • А рассказе «Робот Л76 попадает не туда» действовали добровольные помощники шерифа. По сути такая же толпа, но с ружьями и пистолетами. Цель была та же, но роботов на несколько порядков меньше (то есть один). Эффективность толпы также оказалась низкой.
  • «Ночь охотника», классический триллер 1955 года — в финале возмущенная толпа с вилами хочет линчевать преподобного Пауэлла. Любопытно, что толпа состоит ровно из тех же самых людей, которые раньше без сомнений отдали главных героев-детей во власть полного чудовища Пауэлла.
  • Итальянский пеплум 1960х «Геркулес против тиранов Вавилона» (Ercole contro i tiranni di Babilonia). В финальной битве участвуют освобожденные рабы — практически с голыми руками против бывших эксплуататоров, видно как накипело.
  • «Волынь» — толпа украинских крестьян с косами и топорами, в кульминации устраивающая грандиозный антипольский погром с подачи бандеровцев.
  • Star Wars же! Грозная и непобедимая галактическая Империя Палпатина позорно продула Эндор плюшевым мишкам.
  • «Супермен и люди-кроты» (1951 г.). По сути антагонисты толпа с ружьями и палками, у которых заводила мистер Бенсон. А Супермен больше занят защитой двух «кротов» от вооруженных обывателей.
  • «Вой 7: Восход новой луны» (1995) — когда наконец-таки раскрывший свою личность оборотень (а если точнее — оборотниха) превратился в вервольфа и, пробив дверь, выпрыгнул из дома, его встретило всё население городка, вооружённое факелами и ружьями. Затемнение, выстрелы, и вот горожане уже поют, празднуя победу, а оборотня не видать.
  • Испанская комедия ужасов «Оборотни Арги» (2011) — единственный способ избавить деревушку Аргу от оборотня — это в одну строго определённую ночь скормить ему протагониста Томаса. Поэтому накануне заветной ночи деревенские жители, которые ещё совсем недавно выпивали с Томасом в баре, заявились к нему домой пусть и не с вилами, но с двузубыми деревянными рогатинами. А на следующую ночь аргавичи вновь собрались в большую толпу, прихватив помимо рогатин ещё и ружья.

Телесериалы[править]

  • «Лесник», второй сезон, глава «Чужие». Именно такая толпа — буквально, с вилами! — собралась у дома наркоторговца Краснопёрова…

Мультфильмы[править]

  • «Жил-был пёс» — обнаружив под столом Волка, гости на свадьбе моментально превратились в сабж.
  • Мрачное «Краденое солнце» (1978, ТО «Экран», по одноименной сказке К. Чуковского) — ёжик собирает такую толпу против крокодила, потом приходит к выводу, что без медведя не обойтись.
  • «Красавица и Чудовище» — толпа с вилами и факелами атаковала замок Чудовища. Была позорно побита и обращена в бегство его слугами.
  • Шрек высмеивает троп. Пугать толпу с вилами, которая собирается напасть на него — любимое развлечение огра. И он это еще и подсвечивает.
  • The Addams Family — в мультфильме 2019 года (Тим Бёртон) толпа с вилами появляется в начале и в конце.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» высмеивают троп. В момент острого социального напряжения кто-то (обычно Мо Сизлак) кричит «Хватай ведьму!» и у приличных горожан прямо посреди заседания в мэрии появляются вилы и факелы, с которыми они бегут на врага общественного порядка.
  • «Байки хранителя склепа» (1993)
    • 1 сезон, 6 серия. Прикоснувшись к восковой фигуре, изображающей чудовище Франкенштейна, мальчик Крэйг попал в связанный с ней сюжет и спас означенного монстра от толпы горожан, вооружённой факелами и вилами, которая хотела сжечь его на водяной мельнице.
    • 2 сезон, 2 серия. На правах визуальной отсылки. Жители небольшого городка, выгнанные из своих домов стаей вездесущих пауков, собрались в большую толпу, не собираясь ничего громить и никого линчевать. При этом в ней есть один фермер, который зачем-то прихватил с собой вилы. Так что формально это толпа с вилами, пусть и с одними единственными на всю толпу.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — жителей Бикини Боттома хлебом не корми, дай только вооружиться вилами, факелами и прочими штуками, чтобы защитить родной город. Но чаще всего, они это делают, чтобы наброситься на ни в чём неповинных героев мультсериала.
  • «Звёздные войны. Войны клонов» (1-й сезон, 20 серия) Толпа тви’леков (бывшие заложники) успешно атакует дроида-командира на танке.
    • 2 сезон, 17 серия «Охотники за головами» — прямой пересказ «Семи самураев» с посвящением эпизода А. Куросаве. Трое джедаев и четверо наемников помогают деревне отбиться от пиратов.
      • Пираты в сериале еще относительно благородные. Настоящие отморозки атаковали бы поселение с воздуха.
    • Аналогичная толпа на планете Ондерон чуть не намяла бока королю-узурпатору Санджаю Рашу (в 4-й серии 5-го сезона).
  • «Финеас и Ферб» — на родине доктора Фуфелшмертца это нормальное явление.
  • «Охотники на драконов» — толпа с вилами как закономерная часть сеттинга. Обычно атакует своих же спасителей, если те во время работы допускают какой-то урон крестьянскому имуществу. Неблагодарное быдло здесь вообще редко задумывается, что в случае неубиения дракона деревенский пейзаж мог бы выглядеть намного хуже.
  • «Гравити Фолз» — такую собирает местный фермер в серии про путешествия во времени, чтобы разобраться с «ведьмой» Мэйбл, но они разминулись.
    • Такая преследовала Стэна во время первой из его торговых авантюр, но допустила ошибку — вилы они покупали у него же. Дальше скорее всего было примерно то же самое.
  • «Чёрный плащ» — деконструкция: толпа с вилами, когда дело доходит до драки, оказывается вооружена как повстанческая армия и дает монстрам прикурить. Ах да, ЧП сейчас за монстров и получает больше всех.

Комиксы[править]

  • Girl Genius — толпа с вилами просто-таки бич всякой начинающей Искры не из династий. А для особо одиозных династий типа Гетеродинов (которые даже в среде психопатов и отморозков имеют дурную славу), судя по флэшбэкам стандартной процедуры вступления на престол очередного наследника — любимое развлечение. Пошумят, пар спустят и разойдутся, а из окна посмотреть забавно.

Аниме и Манга[править]

  • Slayers — традиционный финал очередных приключений Лины и Ко. Угроза устранена Драгу-слейвом, город/деревня в руинах, жители требуют компенсации или хотя бы головы «спасителей».
  • Trinity Blood — жену графа Дьюла Иштванского линчевала толпа горожан, когда она раздавала им продукты в голодный период.
  • Project ARMS: в седьмой серии на героев натравили зомбированных крестьян с вилами и факелами.
  • Urusei Yatsura. Обычный зачин серии — Атару опять накосячил в планетарном масштабе и в двери его дома вновь ломится толпа с факелами. Спасать его задницу приходится влюблённой в него Лин. Электрошок для «муженька» прилагается.
  • Hataraku Saibou — толпа разъярённых клеток собралась бить морду мастоциту и B-клетке после того, как они устроили натуральный разгром в организме в ответ на аллергическую реакцию.
  • «Noir» (2001) — «В конце пути» (22 серия). Кирику занесло в деревню, все жители которой являются членами «Солдат» (очень влиятельного и очень засекреченного тайного общества), всегда держат под рукой оружие и превосходно умеют с ним обращаться. Но когда на деревню напали враги (тоже «Солдаты», но из другой группировки) лишь единицы деревенских смогли дать более-менее достойный отпор. А все остальные скучковались в плотную толпу и, аки зомби, попёрли на супостатов с ружьями и, таки да, вилами. Архетип оказался настолько силён, что возобладал над элементарным здравым смыслом.

Видеоигры[править]

  • MMORPG. Находится какой-то игрок/клан который всем мешает, речами в чате дается искра и случайные игроки начинают собираться в рейд под вашим командованием. Далее панургово стадо собирается в одной точке (иначе их запинают по одному) и наваливается всей гурьбой на противника. Очень неэффективно: во первых вы прослывете «агитатором» в глазах других. Во вторых игроки будут, как правило уровня где-то от «тока начал играть» до «выше среднего» и их будет не очень много, это может заставить противника перестать расслабляться, что бы вышел успех нужно найти совсем уж ненавистного человека. В третьих вы со скоростью света наживете врагов. В четвертых этой кучей почти невозможно командовать. В пятых противник, если толпа таки покажет кузькину мать, вызовет подкрепления большей силы и размера, и влепит вам по перваое число. Не рекомендую.
  • Command and Conquer: Generals — злая толпа афганских крестьян с китайскими автоматами (до улучшения — с какими-то паршивыми наганами) и коктейлями Молотова является довольно мощным оружием в арсенале ГОА. Жаль только, что стойкость к светошоковым гранатам/напалму/токсинам у неё никакая.
  • Tropico 5 — толпы недовольных тропиканцев могут быть пострашнее повстанцев, иностранных армий и собственных вояк-путчистов, вместе взятых. Просто потому, что и в отрядах больше юнитов, и самих отрядов может быть больше.
  • Heroes of Might and Magic I и II — базовыми войсками замка Рыцаря являются крестьяне с вилами (во второй части — с серпами). По характеристикам являются прямо-таки эталоном никчёмности, что не компенсирует даже их многочисленность. Зато такая толпа — лакомый кусочек для некромантов и призраков, конвертирующих толпу «в свою веру» в отношении 1:1.
    • Иногда компенсирует. Если крестьян удастся накопить в количестве нескольких сотен, то эта толпа становится вполне опасной. Хотя да, с некромантами все равно лучше не встречаться.
    • В третьей и четвертой частях крестьяне существуют как юнит, но не занимают ценное место в рыцарском замке. Их можно нанять только в нейтральных строениях.
    • В Четвертой части им добавили небольшую плюшку — все крестьяне «платят налоги», то есть, приносят владельцу определенную сумму денег в день. Всё равно остались бесполезными, потому что игра, скорее всего, закончится раньше, чем они себя хотя бы окупят. Крестьяне активно используются в сценариях.
    • В пятой части крестьян в рыцарский замок вернули, но теперь они стали вполне боеспособными войсками. Главное — теперь из них можно натренировать еще более боеспособных ребят.
  • WarCraft II — крестьянами можно устроить неожиданный раш, сбив врага с мозгов, или спасти положение, когда на пятерых ваших напали десять орков. Только дерутся они не вилами, а топорами. В первой части крестьяне не решались ударить топорами никого страшнее дерева, а в третьей получили возможность перестраиваться в мощное ополчение.
  • Mount & Blade — нарваться на толпу с вилами можно, грабя деревню или собирая с неё подати со слишком маленьким отрядом солдат (если на помощь деревне выезжает её хозяин, то толпа генерируется ему в подмогу вне зависимости от численности вашего отряда). Если отряд ещё и необученный — можно от толпы с вилами огрести, но более-менее прокачанные солдаты раскатывают толпу в соотношении 1:4 и более. А если вы спасаете деревню от разбойников или грабящего её вражеского лорда — толпа будет драться на вашей стороне и возьмет на себя большую часть потерь.
  • Ведьмак — в финале первого эпизода первой части Геральту приходится столкнуться с толпой крестьян, желающей сжечь ведьму. В зависимости от действий героя они или преуспеют или успокоятся. Навечно.
  • Age of Mythology — у каждой фракции есть свои юниты, отвечающие за хозяйство. У Греции и Египта всё делают крестьяне, и в случае чего в нужном количестве они вполне могут показать, где раки зимуют. Скандинавские собиратели могут быть перекованы в хорошую пехоту прямо на месте в случае необходимости (при наличии ресурсов), а строит у них по умолчанию как раз пехота. Добавленная в дополнении Атлантида имеет очень боеспособных и имеющих атаку на расстоянии «граждан», которых можно по желанию еще усилить особым ресурсом.
  • Stronghold 2 — в этой средневековой стратегии можно создать именно эту толпу.
  • Two Worlds — главный злодей Гандохар встречается герою в первой деревне, где он герою еще не по зубам, однако если напасть на него и спрятаться за крестьянина так, чтобы огненный шар от Гандохара попал в мужика, сбежится разъяренная толпа с вилами и заколет Гандохара на месте. Победный ролик и титры без прохождения игры.
  • Empire Earth — юнит работник имеет какую-никакую атаку и может использоваться в бою. В первой (до)исторической эпохе они даже эффективней профессиональных военных — те требуют особых ресурсов, а разница в атаке минимальна. В дополнении появилась возможность после получения особой технологии превращать работников в слабый, но зато атакующий всех, кроме подводных лодок юнит партизан. А ещё в одной из кампаний таки будет настоящая толпа атакующих крестьян. Правда, без вил — эпоха уже не та.
  • Mega-Lo-Mania (старая игра для Sega Megadrive). До какой бы эпохи вы ни дошли, стандартные человечки, не отправленные в обучение на воинов, представляют из себя толпу, правда, не с вилами, а с рогатками. Но все равно остаются внушительной силой (пара сотен таких рогаточников способна с некоторыми потерями сбить НЛО). Правда, против атомной бомбы по очевидным причинам бесполезны.
  • Skyrim — в Морфале Довакин может возглавить такую толпу, правда когда дойдет до дела, из толпы останутся только сам Довакин и мужик, которому нечего терять.
    • Среди толпы находится и самопровозглашенный «лучший воин Морфала», который может стать напарником Довакина, если его побить на кулаках. Поэтому, если тот еще не присоединился к Довакину, то, при попытке смыться, его можно будет «переубедить».
  • Rise of Nations — рабочих и ученых можно, в зависимости от эпохи и технологий, превращать в ополчение (с вилами!), минитменов или партизан. Зачем, неясно — с большей эффективностью их можно понасажать по городам и башням, что бы они отстреливались. Разве что враг вторгнется в совсем уж глухой закоулок вашей империи, где городов и башен нет. В миссии в Колумбии в кампании «Холодная война» партизаны дадут прикурить неопытному игроку даже на легком уровне. Проще всего их перебить истощением, расширяя границы.
    • Уникальный по цинизму финт можно провернуть в поздних эпохах. Бежит себе вражеский разведчик/спецназовец по вашим землям, пробегает мимо фермы, где ковыряется одинокий селянин. Шустро превращаем крестьянина в партизана (здесь, в отличие от Age of Empires, можно объявлять тревогу для каждого рабочего по отдельности), палим по лазутчику. Тот останавливается, начинает применять ваншотящую способность «Снайпер». Когда шкала прогресии у диверсанта заполнится где-то на 2/3, превращаем партизана обратно в пролетария. «Снайпера» можно применять только по боевым юнитам, бедный диверсант (мысленно нещадно матерясь) встаёт и собирается бежать дальше, снова превращаем фермера в партизана, снова стреляем, снова вражине начинать всё с начала… Требует хорошего микроконтроля и концентрации лишь на происходящем, но ощущения бесценны.
  • Bloodborne. Элементарнейшие противники, аналог полых из Dark Souls носит название «Толпа охотящихся». Ходят по улицам Ярнама компаниями от 2-3 штук, опасности как таковой не представляют (только для новичков). Поголовно вооружены факелами, и разными с/х инструментами (в том числе и вилами)
  • Resident Evil 4 — толпы зараженных крестьян с вилами, серпами и прочим сельхозинвентарем являются врагами как минимум в трети игры. Как становится ясно из бонусных миссий, им, в лучших традициях сабжа, было приказано атаковать всех новых лиц
  • Времена Раздора — встречаются почти на всех картах, кроме «Тихой пристани».
  • We Happy Few — если сделать хоть что-то выходящее за рамки, как все люди вокруг похватают дубинки, скалки, сковородки или топоры и попытаются сделать из нарушителя котлету. Собственно бегство от толпы здесь обычное дело, оно изображено даже на обложке игры.
  • Total War — встречается у разных фракций по всей серии, с национальным колоритом, конечно же. Но тактическая роль у подобных «подразделений» всегда одна — гумба.
  • TABS — Тут у крестьян целая фракция, которая способна навешать и наглым феодалам, и свирепым викингам, и гордым греко-римлянам и всем остальным.
  • Crusader Kings 3 — натравить на соперника толпу с вилами — один из возможных способов убийства. При этом успех нападения зависит не от силы толпы и доблести телохранителей жертвы, а исключительно от хитрости заговорщиков.
  • Ancestors Legacy — в кампании нередко попадаются отряды крестьян. Вместо вил вооружены топорами, но проку от них всё равно мало: никаких способностей, а не ваншотят их только лучники, каким-то образом подпустившие этих вояк на расстояние рукопашной, и то для победы даже в таком сражении потребуется численное превосходство крестьян.
  • Waxworks — толпа горожан-вигилантов на уровне Лондонской арки (стоит отметить, что для обитателей трущоб — а Уайтчепел конца XIX века был злачной дырой британской столицы — они одеты весьма прилично), ведущих охоту на Джека-Потрошителя. Поскольку в начале прохождения ГГ застают над трупом очередной жертвы, то подозрения, соответственно, падают на него. И если в случае попадания в руки полиции он сначала проходит через пародию на «справедливый» суд, после которого его вешают, то горожане устроят над ним именно то, чего и добивается типичная толпа с вилами.
  • Darkest Dungeon — Предок доэкспериментировался с тёмными силами и вкрай заебал горожан, но когда они пришли вправлять ему мозги, оказалось, что с этой задачей он уже справился самостоятельно.

Настольные игры[править]

Кому тут все неймется?
  • «Ужас Аркхема». В дополнении «Король в жёлтом», при (не)выполнении определённых условий, на улицы Аркхема могут выйти окончательно уставшие от того, что сыщики так и норовят разбудить Лихо, аркхемцы, вооружённые чем попало. В игре такие стихийные толпы горожан изображаются в виде карт монстров-отродий «Бунт» (с которой на игрока смотрят психи с топорами, а не с вилами, но смысл сильно не меняется).
    • В оригинальной игре, при определенных обстоятельствах, такая толпа (в виде события, а не монстра) выходит на определенную улицу и выносит всех встреченных монстров.
  • Magic: The Gathering — в сеттинге Иннистрада есть карта существа под названием Неуправляемая Толпа. Она тем сильнее, чем больше союзных существ погибло. И да, на иллюстрации карты толпа вооружена вилами, топорами и факелами.
  • Warhammer Fantasy — бретонские господа тащат толпы с вилами на поле боя, не удосуживаясь их даже вооружить чем-то другим. А графы-вампиры используют аналогичного вида войска в виде зомби (вполне возможно что как раз свежеупокоенную восставшую против них живую толпу).

Музыка[править]

  • «Король и шут»
    • Толпа с топорами и вилами пытается одолеть зомбопанков в «Мёртвом анархисте», ещё какая-то толпа крестьян (небось, тоже с вилами) досаждала заглавному герою песни «Некромант».
    • В Князевском «Пикнике у бани» мужики с вилами преследовали чёрта с рогами, который напал в бане на парня, но и здесь не преуспели — рогатый от них «под землю с концами убёг».
    • Субверсия: Не толпа, а всего лишь один взбесившийся дед, но зато настолько суровый, что в одиночку вызвал «Панику в селе».
  • Rainbow — Sixteenth Century Greensleeves.

Реальная жизнь[править]

  • Любое восстание как таковое, разумеется, за исключением мятежей членов корабельных команд и военных. Бесчисленное количество примеров просто не уместится в статье, ибо охватывает оно почти всю обозримую человеческую историю, начиная с восстаний рабов в древнем мире и заканчивая сегодняшними событиями в некоторых странах.
  • Одно из последних больших — восстание Тадеуша Костюшко в Польше в 1794 году. Поляки не сумели организовать свою армию, ударной силой оказались мобилизованные крестьяне, и добрый Суворов раскатал это мероприятие в блин.
  • Эпический пример — битва при Висбю на острове Готланд. Там были немного не типичные крестьяне, так как жили вольно и, для крестьян, очень богато. Многие из них имели кое-какие доспехи и боевое оружие средней паршивости. Когда на остров произошло нападение датчан, местные крестьяне достаточно оптимистично ополчились и дали полевой бой — как выяснилось, напрасно. Эпизод закончился разгромом и стало более-менее понятно, что вооруженные крестьяне против армии держаться не могут, ополченцы отступили к городу. Причин несколько — вооружение у них было разномастное, боевые навыки, вероятно, весьма посредственные, но главное — моральная слабость, не позволявшая им держать строй в полевом сражении. На стенах ополчение представляло бы собой вполне значимую силу, но в самый ответственный момент горожане проявили несовместимую с жизнью тупость и отказались впустить ополчение в город… У них был давний «конфликт города и деревни», взаимная неприязнь, преодолеть которую не удалось даже перед лицом общего врага. Случился второй бой, буквально под стенами, в котором ополчение было уничтожено, а горожане, видя расклад, решили сдать город без боя (как оказалось, с крайне болезненными для себя последствиями — все же надо было отбиваться…). Случай, возможно, не уникальный, но, из-за особенностей почвы, предметы неплохо сохранились, а ввиду масштабности разгрома далеко не всех погибших обобрали, многие оказались побросаны в братские могилы прямо в доспехах, на радость современным историкам-археологам. Последнее объясняется еще и тем, что захватчики в ближайшие дни были заняты куда более прибыльным разграблением богатого города, тогда как жаркое лето привело к тому, что тела погибших начали быстро портиться. Учитывая низкое качество доспехов, имевшихся у крестьян, на них не позарились.
  • Народное ополчение (милиция, ага) представляет собой троп в чистом виде.