Фальшивое алиби: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
common>Sharp |
Fox (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{spoilers ahoy}} | {{spoilers ahoy}} | ||
'''Фальшивое алиби''' | '''Фальшивое алиби''' — популярный [[сюжетный ход]] в [[детектив]]ах, при помощи которого злодей отмазывается от подозрений, а то и подставляет вместо себя кого-то другого. | ||
Самые распространённые способы организовать себе фальшивое алиби: | Самые распространённые способы организовать себе фальшивое алиби: | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* А. Дюма, «[[Три мушкетёра]] | * А. Дюма, «[[Три мушкетёра]]» — д’Артаньян ненадолго забегает в гости к де Тревилю, незаметно переводит часы назад, обращает на это внимание де Тревиля, чтобы в случае чего тот показал: в означенное время д’Артаньян никак не мог сопровождать Бэкингема. | ||
** В экранизации от Юнгвальд-Хилькевича этот момент опущен. Зато в экранизации от Жигунова на него можно полюбоваться во всей красе. | ** В экранизации от Юнгвальд-Хилькевича этот момент опущен. Зато в экранизации от Жигунова на него можно полюбоваться во всей красе. | ||
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]] обожает этот приём. | * [[Agatha Christie|Агата Кристи]] обожает этот приём. | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
** Во многих романах и рассказах («Зло под солнцем», «После похорон», «Берег удачи») убийца ради алиби меняет внешность. | ** Во многих романах и рассказах («Зло под солнцем», «После похорон», «Берег удачи») убийца ради алиби меняет внешность. | ||
*** Перевод часов в «Зле под солнцем» также наличествует. | *** Перевод часов в «Зле под солнцем» также наличествует. | ||
** [[Десять негритят]]: | ** [[Десять негритят]]: аверсия — цель убийцы в том, чтобы алиби не было ни у кого из присутствующих. | ||
* Артур Конан Дойл: | * Артур Конан Дойл: | ||
** «[[Шерлок Холмс|Москательщик на покое]] | ** «[[Шерлок Холмс|Москательщик на покое]]» — Джозия Эмберли утверждает, что взял билеты в театр Хэймаркет для себя и жены, но та не пошла с ним под предлогом головной боли, после чего похитила сбережения мужа и скрылась, пока тот не вернулся. Но он совершил глупость, перестарался с убедительностью, показав Уотсону женин неиспользованный билет на место номер 31 в ряду Б на балконе. Холмс выяснил, что в тот день билеты на места 30 и 32 проданы не были, так что ни в какой театр Эмберли не ходил. Он убивал свою жену и ее предполагаемого любовника. | ||
** «Долина | ** «Долина Ужаса» — местная ОПГ таким незатейливым способом борется с попытками привлечь ее членов к ответственности. Если кому-то из бандитов пытаются предъявить обвинение, сразу же вылезает десять человек его подельников и заявляет, что на момент совершения преступления этот человек [[Наглая ложь|совершенно точно]] играл с ними в покер. | ||
** «В сиреневой | ** «В сиреневой сторожке» — рассказ начинается с того, что с Холмсом связывается человек, приглашённый в гости ради именно такого алиби — часы перевели. Причём свидетеля подобрали с толком: несмотря на неувязки, полиция в его словах не усомнилась ни на секунду. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Star Wars: The Old | * Star Wars: The Old Republic — не раз и не два встречается в сюжетной линии Имперского Агента. Но один из наиболее ярких примеров находится в сюжетной линии Ситха-Инквизитора, где лорд Заш, наставница главного героя, приказывает ему совершить целенаправленное убийство её оппонента Дарта Скотии, пока сама будет рассекать полы на светском рауте, ей же и организованном. Когда герою удаётся это сделать, подозрения падают на Заш, а не на героя, но тут же развеиваются, ведь алиби работает идеально. Никто же в принципе не способен представить, что член Тёмного Совета ситхов может быть убит каким-то там учеником, потому герой оказывается вне подозрений. | ||
* Among | * Among Us — один из ключевых элементов игры. Смысл игры состоит в том, что игроки должны выполнить набор заданий, чтобы закончить раунд, но один (или более) из них — предатель, чего остальные не знают; предатель должен всех тайком убить, не вызвав подозрения. Как только кто-то находит очередного убитого игрока, начинается обсуждение, и вот тут-то троп и вступает в силу: чтобы предателя не раскрыли, ему требуется на ходу сочинять, где и с кем он все это время был и что делал. | ||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Сюжет}} | {{Nav/Сюжет}} |
Текущая версия на 17:06, 7 мая 2022
Фальшивое алиби — популярный сюжетный ход в детективах, при помощи которого злодей отмазывается от подозрений, а то и подставляет вместо себя кого-то другого.
Самые распространённые способы организовать себе фальшивое алиби:
- Сделать его почти настоящим: послать кого-то другого убивать жертву вместо себя, а самому пойти на светский раут, расточая улыбки и поклоны.
- Иным способом убедить свидетелей, что вы находились в одном месте, тогда как находились в другом.
- Обмануть свидетелей при помощи перевода часовых стрелок на другое время или как-нибудь ещё, убедив их в том, что вы пришли раньше/позже, чем на самом деле.
- Уговорить свидетелей солгать в свою пользу.
- Привести фальшивых свидетелей.
- Подстроить жертве некую ловушку, которая сработает, когда вы будете в другом месте.
- Совершить убийство не тем способом, на который подумает полиция. Полковник Себастьян Моран передает привет.
- Притвориться недееспособным.
- Притвориться мёртвым.
- Выставить и себя пострадавшим.
Примеры[править]
Литература[править]
- А. Дюма, «Три мушкетёра» — д’Артаньян ненадолго забегает в гости к де Тревилю, незаметно переводит часы назад, обращает на это внимание де Тревиля, чтобы в случае чего тот показал: в означенное время д’Артаньян никак не мог сопровождать Бэкингема.
- В экранизации от Юнгвальд-Хилькевича этот момент опущен. Зато в экранизации от Жигунова на него можно полюбоваться во всей красе.
- Агата Кристи обожает этот приём.
- «Убийство Роджера Экройда»: убийца организует себе ложное алиби при помощи диктофона, на который записан голос жертвы.
- «Смерть лорда Эджвера»: убийца нанимает актрису, которая во время убийства должна появиться в её образе на светском мероприятии.
- Во многих романах и рассказах («Зло под солнцем», «После похорон», «Берег удачи») убийца ради алиби меняет внешность.
- Перевод часов в «Зле под солнцем» также наличествует.
- Десять негритят: аверсия — цель убийцы в том, чтобы алиби не было ни у кого из присутствующих.
- Артур Конан Дойл:
- «Москательщик на покое» — Джозия Эмберли утверждает, что взял билеты в театр Хэймаркет для себя и жены, но та не пошла с ним под предлогом головной боли, после чего похитила сбережения мужа и скрылась, пока тот не вернулся. Но он совершил глупость, перестарался с убедительностью, показав Уотсону женин неиспользованный билет на место номер 31 в ряду Б на балконе. Холмс выяснил, что в тот день билеты на места 30 и 32 проданы не были, так что ни в какой театр Эмберли не ходил. Он убивал свою жену и ее предполагаемого любовника.
- «Долина Ужаса» — местная ОПГ таким незатейливым способом борется с попытками привлечь ее членов к ответственности. Если кому-то из бандитов пытаются предъявить обвинение, сразу же вылезает десять человек его подельников и заявляет, что на момент совершения преступления этот человек совершенно точно играл с ними в покер.
- «В сиреневой сторожке» — рассказ начинается с того, что с Холмсом связывается человек, приглашённый в гости ради именно такого алиби — часы перевели. Причём свидетеля подобрали с толком: несмотря на неувязки, полиция в его словах не усомнилась ни на секунду.
Телесериалы[править]
- «Детектив Монк» — чуть ли не в каждой серии. Естественно, Монк всегда найдёт зацепку. Несколько примеров:
- Бывшая девушка астронавта найдена повешенной в собственном доме. Экспертиза указывает на то, что смерть произошла в то время, когда астронавт был на орбите. С таким алиби трудно поспорить (в ЦУПе же не идиоты сидят), не так ли? Естественно, Монк находит аргумент.
- Женщина получает посылку с бомбой внутри. Бум! Главные подозреваемые — братья, с которыми она судилась из-за наследства. Вот только один из братьев уже несколько месяцев лежит в коме. Разумеется, он и оказывается убийцей.
- Главный подозреваемый в убийстве женщины у всех на глазах бежал марафон в то же время, где его было видно и на видеокамере и на маячке на номерке. Но что-то Монку не нравится в этом алиби.
- Жену известного телеактёра убивают в тот момент, когда он разговаривает с журналистами. Предсмертный крик слышали все, после которого актёр забежал в дом и выбежал через пару секунд с руками в крови.
- Коломбо — злодеи часто придумывают себе хитроумные алиби и Коломбо приходится ломать голову, чтобы их разоблачить.
Мультсериалы[править]
- В немецком мультсериале «Ник Кнаттертон» бандиты используют восковые куклы в натуральный рост, с помощью которых можно обеспечить себе фальшивое алиби: полиции просто предъявляется фотография, на которой чётко видны веселящиеся подозреваемые и часы с временем, когда было совершено преступление.
Видеоигры[править]
- Star Wars: The Old Republic — не раз и не два встречается в сюжетной линии Имперского Агента. Но один из наиболее ярких примеров находится в сюжетной линии Ситха-Инквизитора, где лорд Заш, наставница главного героя, приказывает ему совершить целенаправленное убийство её оппонента Дарта Скотии, пока сама будет рассекать полы на светском рауте, ей же и организованном. Когда герою удаётся это сделать, подозрения падают на Заш, а не на героя, но тут же развеиваются, ведь алиби работает идеально. Никто же в принципе не способен представить, что член Тёмного Совета ситхов может быть убит каким-то там учеником, потому герой оказывается вне подозрений.
- Among Us — один из ключевых элементов игры. Смысл игры состоит в том, что игроки должны выполнить набор заданий, чтобы закончить раунд, но один (или более) из них — предатель, чего остальные не знают; предатель должен всех тайком убить, не вызвав подозрения. Как только кто-то находит очередного убитого игрока, начинается обсуждение, и вот тут-то троп и вступает в силу: чтобы предателя не раскрыли, ему требуется на ходу сочинять, где и с кем он все это время был и что делал.