Шаблон:Главная/СтатьяМесяца: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 13 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Pirates2011strangertides.jpg|мини|Поднять паруса!]]
{{q|pre=1|А всего иного пуще
'''Пираты Карибского моря: На странных берегах''' — четвёртый фильм франшизы «Пираты Карибского моря», и в отличие от трёх предыдущих фильмов на этот раз посвящён именно капитану Джеку Воробью (ибо в первой трилогии главными героями таки числились Элизабет и Уилл).
Не прожить наверняка —
Увы, несмотря на огромный кассовый успех, на фильме начали проглядывать первые родимые пятна медленного, но верного скатывания франшизы в бездну. Многие связывают это с покиданием бессменным Гором Вербински режиссёрского кресла, которое в скорости занял главный экранизатор бродвейских мюзиклов Роб Маршал. Другой проблемой считалась неважная адаптация штатными сценаристами фэнтези-романа Тима Пауэрса «На неведомых волнах», в сюжетную основу которой и была имплантирована стандартная для франшизы история. Ну и третьей проблемой стала минимизация присутствия в повествовании, собственно, моря. Тем не менее, [[инерция бренда]] оказалась весьма мощной, что и позволило не только собрать внушительную кассу, несмотря на шквал критики, но и получить зелёный свет на выпуск… сиквела, разрази его гром.
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.|из пролога}}
[[Файл:ВАСИЛИЙ ТЁРКИН.jpg|thumb|right|400px]]
'''«Василий Тёркин. Книга про бойца»''' — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на [[Вторая мировая война|Великой Отечественной войне]] глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне [[Точку ставит смерть|случается]]. Заслуженная и [[проверено временем|проверенная временем]] [[классика школьной программы]]: такую [[художественная правда|художественную правду]] мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.


Ах да, именно с этой части на роли сюжетных антагонистов пробралось [[Творческая пара|семейство Крус-Бардем]].
Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения, предположительно беспартийный. [[Неприметной незапоминающейся внешности]], характер — [[русский богатырь|русский]], [[хороший парень|сердечный]], [[вечный оптимист|неунывающий]]. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на [[:w:Карельский фронт|Карельском фронте]], впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на [[:w:Борки|список населённых пунктов под таким именем]] в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.


== Сюжет ==
Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ [[маленький человек|среднего рядового красноармейца]], отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности [[политрук]]а, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет [[божественный музыкант|так сыграть]], [[свадьба в Малиновке|чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась]]. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время [[Справочник автора/Вторая мировая война/Зимняя война|Талвисоты]] в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый [[Самуил Маршак]] — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте [[поручик Киже|считали реальным человеком]] и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — [[реальность нереалистична|не верили]]).
Богатство, слава и власть. Найдётся ли из пиратов кто-нибудь, кто не желал бы покорить эти вершины? Конечно же, ибо по опыту предыдущих фильмов вы мы знаем есть куда более важная вершина, вожделенная для большинства джентльменов удачи, бороздящих просторы морей. Это бессмертие, и известный мореплаватель [[Конкистадор|Хуан Понсе де Леон]] эту вершину таки покорил (причём [[Дефективное бессмертие|не так]], как [[Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца|Дэйви Джонс]] или [[Пираты Карибского моря: Проклятие «Чёрной жемчужины»|позарившаяся на ацтекское золото команда Барбоссы]]), открыв путь к Источнику Вечной Молодости, и выбил его на [[Пираты Карибского моря: На краю света|небезызвестной карте]], как бы говоря нашёдшим её «Моё главное сокровище — берите его, если сможете! Теперь вы знаете, где я его оставил!». Как мы помним, в конце [[Задел на сиквел|предыдущей части]] карту эту старательно оприходовал капитан наш Джек Воробей, вырезав центр с изображённым на нём путём к сокровищу испанского морехода.


А между тем, с момента смерти Понсе де Леона прошло двести лет. Тёмной ночью где-то в Атлантике в сети испанского рыбачьего баркаса вместе с косяком тунца попадается странный улов: какой-то поросший водорослями бородатый мужик в лохмотьях, держащий в руках странный свёрток пергамента. К ужасу рыбаков, позарившихся на добро неудачливого пловца, утопленник оказывается ещё живым, и расставаться с добром не намерен. Рыбаки, ничтоже сумняшеся, гребут к берегу, аккурат в окрестностях Кадиса, и сдают нового знакомого властям, которые уже в свою очередь, отвозят всю честную компанию во дворец короля [[w: Фердинанд VI (король Испании)|Фердинанда VI де Бурбона]]. Добившись аудиенции у уважаемого самодержца, они привозят с собой и нового знакомого. Утопленник, постоянно говорящий об экспедиции Понсе де Леона, отдаёт королю дневник мореплавателя. Фердинанд, пролистав дневник, осознаёт, что прославленный губернатор Пуэрто-Рико таки открыл путь к Источнику Вечной Молодости, и тотчас требует у своего адмирала готовить экспедицию.
Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и [[детям это смотреть нельзя!|на пионерской линейке не процитируешь]]) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог [[музыкальный триппер|застревает в мозгах с первого прочтения]], как ничто другое способствуя [[растаскано на цитаты|растаскиванию на цитаты]].


Тем временем на улицах [[Великий Смог|зе кэпитал оф Грейт Британ]] идёт простая размеренная жизнь. Глашатаи из [[Анахронизм|уже построенного Олд-Бэйли]] приглашают уличных зевак на казнь пиратов, а подрастающее поколение… [[Болеть за Империю|в них играет]], фехтуя на деревянных саблях и покупая тряпичных солдатиков, а некоторые юнцы так и вообще [[Изменившаяся мораль|всей душой желают взглянуть на процесс]] над прославленными «джентльменами семи морей». Тут же нас переносят в зал суда, куда из сырых застенков британского правосудия приводят закованного в кандалы пирата с мешком на голове. Под крики зевак достопочтенный председатель объявляет прибывшего подсудимого овеянным дурной славой капитаном Джеком Воробьём. Охранник стягивает с подсудимого мешок…
== Основной цикл ==
Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, [[снайпер|сбивает]] немецкий самолёт из [[винтовки — это круто|трёхлинейной винтовки]] бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть [[посиделки со Смертьюимела с ним довольно продолжительную дискуссию]]. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.


Вы, конечно же, и так знаете, что было дальше. Но если вдруг захотите освежить воспоминания и поглубже погрузиться в тропы, то читайте '''[[Пираты Карибского моря/Пираты Карибского моря: На странных берегах|соответствующую статью]]'''. И конечно же, пересматривайте время от времени «Пиратов».
Характерная черта «Тёркина», [[переосмыслить с возрастом|которую при изучении его в школе не замечаешь]] — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «[[солдат]]», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным».
 
 
Хотите узнать больше? Тогда читайте статью «[[Василий Тёркин]]» и книгу «Василий Тёркин», разумеется, тоже.

Текущая версия на 11:01, 11 июня 2025

«

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

»
— из пролога
ВАСИЛИЙ ТЁРКИН.jpg

«Василий Тёркин. Книга про бойца» — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на Великой Отечественной войне глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне случается. Заслуженная и проверенная временем классика школьной программы: такую художественную правду мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.

Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения, предположительно беспартийный. Неприметной незапоминающейся внешности, характер — русский, сердечный, неунывающий. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на Карельском фронте, впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на список населённых пунктов под таким именем в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.

Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ среднего рядового красноармейца, отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности политрука, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет так сыграть, чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время Талвисоты в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый Самуил Маршак — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте считали реальным человеком и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — не верили).

Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и на пионерской линейке не процитируешь) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог застревает в мозгах с первого прочтения, как ничто другое способствуя растаскиванию на цитаты.

Основной цикл

Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, сбивает немецкий самолёт из трёхлинейной винтовки бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть и имела с ним довольно продолжительную дискуссию. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.

Характерная черта «Тёркина», которую при изучении его в школе не замечаешь — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «солдат», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным».


Хотите узнать больше? Тогда читайте статью «Василий Тёркин» и книгу «Василий Тёркин», разумеется, тоже.