Звёздные священники и космические церкви: различия между версиями
Mullanur (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 6 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
И ещё мы знаем, как случилось чудо — молодые поверили в Бога, хотя его забыли старые. Когда Ибсен говорил, что новое поколение стучится в двери, он и думать не мог, что оно стучится в церковные врата. | И ещё мы знаем, как случилось чудо — молодые поверили в Бога, хотя его забыли старые. Когда Ибсен говорил, что новое поколение стучится в двери, он и думать не мог, что оно стучится в церковные врата. | ||
Да, много раз — при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти. Каким полным и неожиданным бывало их поражение, мы можем убедиться на собственном нашем примере.|Гилберт Кит Честертон, «Вечный Человек»}} | Да, много раз — при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти. Каким полным и неожиданным бывало их поражение, мы можем убедиться на собственном нашем примере.|Гилберт Кит Честертон, «Вечный Человек»}} | ||
{{Q|Не коснулась оптимизиция, пожалуй, только церкви — храмов возникло столько, что от них стало не протолкнуться. Храмы на Южном полюсе, храмы в зонах и воинских частях, плавающие храмы, скоро храм запустят в космос, хотя, согласно догматам РПЦ, это просто-напросто невозможно.|Олег Верещагин, г. Кирсанов, Тамбовская обл.}} | {{Q|Не коснулась оптимизиция, пожалуй, только церкви — храмов возникло столько, что от них стало не протолкнуться. Храмы на Южном полюсе, храмы в зонах и воинских частях, плавающие храмы, скоро храм запустят в космос, хотя, [[не в ладах с богословием|согласно догматам РПЦ]], [[популярное заблуждение|это просто-напросто невозможно]].|Олег Верещагин, г. Кирсанов, Тамбовская обл.}} | ||
Кто-то считает, что в [[мы переросли эти глупые суеверия|будущем нет места религии]] —'' наука сможет дать ответ на любой вопрос мироздания, смерть станет настолько [[Дешёвая смерть|дешёвой]] или бессмертие — настолько доступным, что мы перестанем бояться умирать, а значит, верить в [[ад]], [[рай]] и [[Реинкарнация|реинкарнацию]] больше нет смысла. Ну а встреча с инопланетянами окончательно разуверит нас в том, что человек является венцом творения. | Кто-то считает, что в [[мы переросли эти глупые суеверия|будущем нет места религии]] —'' наука сможет дать ответ на любой вопрос мироздания, смерть станет настолько [[Дешёвая смерть|дешёвой]] или бессмертие — настолько доступным, что мы перестанем бояться умирать, а значит, верить в [[ад]], [[рай]] и [[Реинкарнация|реинкарнацию]] больше нет смысла. Ну а встреча с инопланетянами окончательно разуверит нас в том, что человек является венцом творения. | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
* Церковь Основания из одноимённого цикла Азимова сыграла важную роль в Плане Сэлдона. Правда, потом стала не нужна. | * Церковь Основания из одноимённого цикла Азимова сыграла важную роль в Плане Сэлдона. Правда, потом стала не нужна. | ||
* Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей» — аж два примера, хороший и плохой. Хороший — Церковь Адаманта, к которой принадлежат Саган и брат Фиделес, плохой — сектанты Абдиэля. Истинной религией является только Церковь Адаманта, Абдиэль просто промывает своим последователям мозги и подчиняет их. | * Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей» — аж два примера, хороший и плохой. Хороший — Церковь Адаманта, к которой принадлежат Саган и брат Фиделес, плохой — сектанты Абдиэля. Истинной религией является только Церковь Адаманта, Абдиэль просто промывает своим последователям мозги и подчиняет их. | ||
* Сергей Лукьяненко, цикл «Линия Грёз» — в описываемом мире существует церковь Единой Воли; её Патриарх формально является фигурой, равной Императору. Фактически, впрочем, «Церковь никогда не была значительной силой в Империи. Может быть, потому, что давнее слияние религий оттолкнуло от неё гораздо больше людей, чем привлекло; может быть, потому, что, подражая тактике Императора, Церковь допускала существование планетарных культов — действующих в её рамках… а может быть, просто из-за политики невмешательства в мирские дела, принятой много лет назад». | * [[Сергей Лукьяненко]], цикл «Линия Грёз» — в описываемом мире существует церковь Единой Воли; её Патриарх формально является фигурой, равной Императору. Фактически, впрочем, «Церковь никогда не была значительной силой в Империи. Может быть, потому, что давнее слияние религий оттолкнуло от неё гораздо больше людей, чем привлекло; может быть, потому, что, подражая тактике Императора, Церковь допускала существование планетарных культов — действующих в её рамках… а может быть, просто из-за политики невмешательства в мирские дела, принятой много лет назад». | ||
** «Спектр» — религии процветают у инопланетян. Особенно у геддаров, которые мало того, что вошли в контакт с ключниками из махрового теократического средневековья, так ещё и псевдооднополая раса с неразумными и негуманоидными женщинами, что тоже повлияло на религиозные взгляды. | ** «Спектр» — религии процветают у инопланетян. Особенно у геддаров, которые мало того, что вошли в контакт с ключниками из махрового теократического средневековья, так ещё и псевдооднополая раса с неразумными и негуманоидными женщинами, что тоже повлияло на религиозные взгляды. А разумные [[сумчатые]] дио-дао исповедуют занятную философию, согласно которой истинность той или иной религии определится (точнее, от[[реткон]]ится) в конце времён в зависимости от того, чьих адептов окажется больше — а потому исповедуют то, что ближе сердцу, и на страницах встречается как православный протопоп, так и культисты Тай’Геддара из этого народа. | ||
* Юлий Буркин, «Звёздный табор, серебряный клинок» — в далёком будущем сохранилось как минимум православие, и оно изображено достаточно [[Православие — это круто|крутым]]. | * Юлий Буркин, «Звёздный табор, серебряный клинок» — в далёком будущем сохранилось как минимум православие, и оно изображено достаточно [[Православие — это круто|крутым]]. | ||
* Гарри Гаррисон, «Смертные муки пришельца» — главгерой проповедовал туземцам науку. А потом заявился поп и стал проповедовать христианство. Обе системы не могут быть правильными, одна из них лжёт. Вот туземцы и решили проверить: воскреснет [[Иронический эрратив|отче]] или нет? | * [[Гарри Гаррисон]], «Смертные муки пришельца» — главгерой проповедовал туземцам науку. А потом заявился поп и стал проповедовать христианство. Обе системы не могут быть правильными, одна из них лжёт. Вот туземцы и решили проверить: воскреснет [[Иронический эрратив|отче]] или нет? | ||
* Станислав Лем, «Звёздные дневники Ийона Тихого» — в ходе своего двадцать второго путешествия Ийон Тихий встречается с отцом-доминиканцем Латимоном и выслушивает его рассказ о проблемах обращения инопланетян в католичество: то [[Причудливая чужая биология|биология у них трудносовместимая с христианством]], то излишне рьяные неофиты замучают миссионера (не со зла, просто [[Всё пошло слишком так|после рассказов о различных мучениках решили сделать так, чтобы их священник тоже в рай попал]]), но хуже всего одна из областей галактики, заселённая существами с необыкновенно высоким интеллектом: «[[Мы переросли эти глупые суеверия|Они не мучают, ни к чему не принуждают, не пытают, не вкручивают в голову винты, они просто учат, что такое Вселенная, как возникла жизнь, как рождается сознание и как применять науку на благо общества. У них есть аргументы, с помощью которых можно доказать, как дважды два — четыре, что весь мир исключительно материален.]] Из всех моих миссионеров сохранил веру один только отец Серваций, да и то лишь потому, что он глух как пень и не слышал, что ему говорили!..» | * Станислав Лем, «Звёздные дневники Ийона Тихого» — в ходе своего двадцать второго путешествия Ийон Тихий встречается с отцом-доминиканцем Латимоном и выслушивает его рассказ о проблемах обращения инопланетян в католичество: то [[Причудливая чужая биология|биология у них трудносовместимая с христианством]], то излишне рьяные неофиты замучают миссионера (не со зла, просто [[Всё пошло слишком так|после рассказов о различных мучениках решили сделать так, чтобы их священник тоже в рай попал]]), но хуже всего одна из областей галактики, заселённая существами с необыкновенно высоким интеллектом: «[[Мы переросли эти глупые суеверия|Они не мучают, ни к чему не принуждают, не пытают, не вкручивают в голову винты, они просто учат, что такое Вселенная, как возникла жизнь, как рождается сознание и как применять науку на благо общества. У них есть аргументы, с помощью которых можно доказать, как дважды два — четыре, что весь мир исключительно материален.]] Из всех моих миссионеров сохранил веру один только отец Серваций, да и то лишь потому, что он глух как пень и не слышал, что ему говорили!..» | ||
* Р. Желязны, «[[Isle of the Dead|Остров мёртвых]]». В космическом будущем христианство и прочие традиционные земные религии постепенно умирают, но их место уверенно занимает странти — политеистическая религия древней и мудрой расы пейанцев, в которой из-за каких-то её особенностей любой, даже [[агностицизм|агностик]], находит то, что ему нравится. {{spoiler|А ещё её боги реально существуют и вмешиваются в события нашего бренного мира.}} | * Р. Желязны, «[[Isle of the Dead|Остров мёртвых]]». В космическом будущем христианство и прочие традиционные земные религии постепенно умирают, но их место уверенно занимает странти — политеистическая религия древней и мудрой расы пейанцев, в которой из-за каких-то её особенностей любой, даже [[агностицизм|агностик]], находит то, что ему нравится. {{spoiler|А ещё её боги реально существуют и вмешиваются в события нашего бренного мира.}} | ||
* [[Александр Рудазов | * [[Александр Рудазов]] тоже не остался в стороне. | ||
** «[[Яцхен (серия книг)|Три глаза и шесть рук]]» — патриарх [[единая мировая религия|Объединённой Земной Церкви]] постоянно трётся при дворе [[имперская космоопера|императора Солнечной системы и Проксимы Центавра]], а в местной академии наук функционирует и кафедра теологии. Олег успел на неё поработать: возил исследователей с камерами в [[Рай]] (откуда их выпнули под зад коленкой, а все файлы засветили) и [[Ад]] (где уцелел один Олег, а сопровождающие вернулись обгорелыми тушками). | ** «[[Яцхен (серия книг)|Три глаза и шесть рук]]» — патриарх [[единая мировая религия|Объединённой Земной Церкви]] постоянно трётся при дворе [[имперская космоопера|императора Солнечной системы и Проксимы Центавра]], а в местной академии наук функционирует и кафедра теологии. Олег успел на неё поработать: возил исследователей с камерами в [[Рай]] (откуда их выпнули под зад коленкой, а все файлы засветили) и [[Ад]] (где уцелел один Олег, а сопровождающие вернулись обгорелыми тушками). | ||
** «[[Экипаж (А. Рудазов)|Экипаж]]» — [[имперская космоопера|Империя Сварог]] исповедует [[ислам — это круто!|ислам]]. Хотя и сильно реформированный — как-никак, двадцать мохнатый век за бортом. А верховный муфтий Константин Тосара по совместительству — {{spoiler|[[верховный маг|главный ментат]]}}. | ** «[[Экипаж (А. Рудазов)|Экипаж]]» — [[имперская космоопера|Империя Сварог]] исповедует [[ислам — это круто!|ислам]]. Хотя и сильно реформированный — как-никак, двадцать мохнатый век за бортом. А верховный муфтий Константин Тосара по совместительству — {{spoiler|[[верховный маг|главный ментат]]}}. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
** «[[Паргоронские байки]]» — Тостакор Великий [[Прогрессор]], молодой, но сильный бог науки и инженерии. Его [[небожители]] — роботы, его реликвии — божественные [[рельсотрон]] и [[верная бензопила|пиломеч]], а его адепты бороздят просторы <s>Большого театра</s> вселенной в поисках знаний. {{spoiler|Культ угас после того, как Тостакора [[смерть навсегда|сожрал]] [[великий пожиратель|Гламмгольдриг]], но в фандоме есть подозрения, что парифатское [[технорелигия|машинерие]] неосознанно работает на его возрождение.}} | ** «[[Паргоронские байки]]» — Тостакор Великий [[Прогрессор]], молодой, но сильный бог науки и инженерии. Его [[небожители]] — роботы, его реликвии — божественные [[рельсотрон]] и [[верная бензопила|пиломеч]], а его адепты бороздят просторы <s>Большого театра</s> вселенной в поисках знаний. {{spoiler|Культ угас после того, как Тостакора [[смерть навсегда|сожрал]] [[великий пожиратель|Гламмгольдриг]], но в фандоме есть подозрения, что парифатское [[технорелигия|машинерие]] неосознанно работает на его возрождение.}} | ||
** Ну и [[Lovecraft/Great Old Ones|Древние]] до обретения демоничности (а С’ньяком и [[Lovecraft/Yog-Sothoth|Йог-Сотхотхом]] и [[тёмные боги|божественности]]) были именно что высокотехнологичной сверхцивилизацией, обретшей [[истинное бессмертие]] техногенным путём. А после превратились в сабж. | ** Ну и [[Lovecraft/Great Old Ones|Древние]] до обретения демоничности (а С’ньяком и [[Lovecraft/Yog-Sothoth|Йог-Сотхотхом]] и [[тёмные боги|божественности]]) были именно что высокотехнологичной сверхцивилизацией, обретшей [[истинное бессмертие]] техногенным путём. А после превратились в сабж. | ||
* Ольга Громыко, «[[Космоолухи]]» — в первом томе присутствует колоритнейший эпизодический персонаж — [[Католичество — это круто!|ксёндз]]-расстрига Олаф [[известный иностранный иностранец|Мнишек]]. Служит в не очень законопослушном экипаже, [[пастырь нерадивый|злоупотребляет]] мухоморным самогоном, от которого периодически впадает в состояние [[берсерк]]а — но сан, тем не менее, носил, несмотря на то, что за бортом двадцать мохнатый век с давным-давно прошедшей космической экспансией. А значит, у него и паства была, и не [[рыбки плавали|так]], а на деле. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]» — вера в Силу и её волю, причём не только у джедаев, но и у нечувствительных к Силе существ. Кроме того, упоминаются другие многочисленные верования. | * «[[Star Wars|Звёздные войны]]» — вера в Силу и её волю, причём не только у джедаев, но и у нечувствительных к Силе существ. Кроме того, упоминаются другие многочисленные верования. | ||
* [[Mission to Mars (2000)]] — один из членов экипажа является священником, причём отнюдь не по совместительству с другими должностными обязанностями, а это единственное, чем он умеет заниматься. | * [[Mission to Mars (2000)]] — один из членов экипажа является священником, причём отнюдь не по совместительству с другими должностными обязанностями, а это единственное, чем он умеет заниматься. | ||
* [[Riddick|Picth Black]] — | * [[Riddick|Picth Black]] — хрисульманство. Часть пассажиров — это паломники, направляющиеся вместе с имамом в Новую Мекку. | ||
** В сиквеле появляется секта Некромонгеров. | ** В сиквеле появляется секта Некромонгеров (хотя она скорее эзотерическая, чем религиозная). | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 58: | Строка 59: | ||
{{q|noanon=1|Некоторые считают, что нам надлежит знать своё место: помнить, как малы мы и как мимолётны наши жизни в этой огромной безразличной вселенной… Что за чушь! Наше существование есть единственная истина. Вселенная же, во всём своём великолепии, — лишь сон, который нам дано разделить.}} | {{q|noanon=1|Некоторые считают, что нам надлежит знать своё место: помнить, как малы мы и как мимолётны наши жизни в этой огромной безразличной вселенной… Что за чушь! Наше существование есть единственная истина. Вселенная же, во всём своём великолепии, — лишь сон, который нам дано разделить.}} | ||
: А псионическое возвышение вместе с открытием Покрова — вполне сверхъестественного места, которое населяют существа, очень похожие на богов, — эту позицию только укрепит. | : А псионическое возвышение вместе с открытием Покрова — вполне сверхъестественного места, которое населяют существа, очень похожие на богов, — эту позицию только укрепит. | ||
* [[Mass Effect]] | * [[Mass Effect]]: | ||
** У [[Mass Effect/Asari|азари]] известно две религии. Есть традиционный политеистический культ, вдохновлённый протеанскими [[прогрессор]]ами — его главный храм Шепард(-у) предстоит посетить в третьей игре. И есть синкретический пантеизм сиари, смахивающий на [[нью-эйдж]]. | |||
** У [[Mass Effect/Hanar|ханаров]] религия тоже возникла в связи с контактом с протеанами aka Вдохновителями. Своё технологическое развитие розовые медузы считают их волей. А религия [[Mass Effect/Drell|дреллов]], в свою очередь, очень похожим образом завязана на самих ханарах. | |||
** [[Mass Effect/Turians|Турианцы]] — анимисты, верят в духов-покровителей, которые по описанию сродни японским [[ками]]. Из инопланетных религий популярны сиаризм и дзен-буддизм. | |||
** [[Mass Effect/Batarians|Многие батариане]] религиозны (один батарианский проповедник даже просит Шепарда вытащить с разоренной Жнецами планеты священные тексты) и считают, что после смерти душа покидает тело через глаза (из-за чего ранение в глаза считается у них самым страшным). | |||
** [[Mass Effect/Geth|Геты]], точнее, только геты-«еретики», даром, что роботы, считают богами Жнецов и испытывают к ним вполне религиозное благоговение. | |||
** [[Mass Effect/Ashley|Эшли]] — воцерковлённая христианка неуказанной конфессии (судя по характерной ксенофобии — вероятно, протестантка). А значит, ей, как минимум, есть у кого исповедоваться и причащаться. | ** [[Mass Effect/Ashley|Эшли]] — воцерковлённая христианка неуказанной конфессии (судя по характерной ксенофобии — вероятно, протестантка). А значит, ей, как минимум, есть у кого исповедоваться и причащаться. | ||
*** Далеко не все протестантские конфессии признают таинства исповеди и причастия. | *** Далеко не все протестантские конфессии признают таинства исповеди и причастия. | ||
* [[Space Station 13]] — священник — довольно важный член экипажа, который помогает нуждающимся в поддержке, помогает хоронить в открытом космосе, а также выявлять и обращать в лоно церкви опасных [[мраккультист]]ов. | * [[Space Station 13]] — священник — довольно важный член экипажа, который помогает нуждающимся в поддержке, помогает хоронить в открытом космосе, а также выявлять и обращать в лоно церкви опасных [[мраккультист]]ов. | ||
* [[Ground Control]] | * [[Ground Control]] — против мегакорпорации «Крейвен» выступает религиозный Орден Новой Зари. | ||
* [[Spore]] | * [[Spore]] | ||
* [[The Outer Worlds]] — Орден научного метода, заодно [[религия без веры в бога]]. Проповедует идею о Великом Уравнении, которому подчинена вселенная. Каждый отдельный человек в масштабах мира — лишь песчинка, маленькая шестерёнка, но он всё равно входит в уравнение и важен для вселенского замысла. В чём именно заключается этот самый вселенский замысел, как раз пытаются установить теологи Ордена, пока что к цели особо не приблизились. | * [[The Outer Worlds]] — Орден научного метода, заодно [[религия без веры в бога]]. Проповедует идею о Великом Уравнении, которому подчинена вселенная. Каждый отдельный человек в масштабах мира — лишь песчинка, маленькая шестерёнка, но он всё равно входит в уравнение и важен для вселенского замысла. В чём именно заключается этот самый вселенский замысел, как раз пытаются установить теологи Ордена, пока что к цели особо не приблизились. | ||
Строка 75: | Строка 81: | ||
А Вам следовало бы идти в своих предположениях так: положим, что есть разумные жители на других мирах; что ж, они соблюли ли заповеди, пребыли ли покорными воле Божией или преступили заповеди и оказались непокорными? Вы не можете сказать ни того, ни другого; а я думаю, что или согрешили, или не согрешили, ибо и у наших прародителей грех не был необходимостью, а зависел от их свободы. Они пали, но могли и не пасть. Так и жители других планет: могли сохранить заповедь, могли и не сохранить. Если они сохранили, то все дальнейшие мечты о способах их спасения прекращаются сами собою: они пребывают в первобытном общении с [[Единый Бог|Богом]] и святыми [[ангел]]ами и блаженствуют, находясь в [[непоколебимая чистота|том состоянии]], какого чаем и мы по воскресении. Но Вы признали их падение несомненным и пошли далее по этой дороге. Хорошо, положим, что и там было падение; но, не зная меры их греха, можем ли мы сказать что-нибудь и о способах восстановления их и спасения? Может быть, их грех так мал, что обошёлся [[оздоровительная порка|лёгкою мерою исправления]]; а может быть, так велик, что исключает всякую возможность поправить дело. Пример мы видим на [[демон|нечистых духах]]. Все такие случаи надлежало иметь Вам в виду и всё-таки не останавливаться ни на одном, так как они все лишь вероятны. | А Вам следовало бы идти в своих предположениях так: положим, что есть разумные жители на других мирах; что ж, они соблюли ли заповеди, пребыли ли покорными воле Божией или преступили заповеди и оказались непокорными? Вы не можете сказать ни того, ни другого; а я думаю, что или согрешили, или не согрешили, ибо и у наших прародителей грех не был необходимостью, а зависел от их свободы. Они пали, но могли и не пасть. Так и жители других планет: могли сохранить заповедь, могли и не сохранить. Если они сохранили, то все дальнейшие мечты о способах их спасения прекращаются сами собою: они пребывают в первобытном общении с [[Единый Бог|Богом]] и святыми [[ангел]]ами и блаженствуют, находясь в [[непоколебимая чистота|том состоянии]], какого чаем и мы по воскресении. Но Вы признали их падение несомненным и пошли далее по этой дороге. Хорошо, положим, что и там было падение; но, не зная меры их греха, можем ли мы сказать что-нибудь и о способах восстановления их и спасения? Может быть, их грех так мал, что обошёлся [[оздоровительная порка|лёгкою мерою исправления]]; а может быть, так велик, что исключает всякую возможность поправить дело. Пример мы видим на [[демон|нечистых духах]]. Все такие случаи надлежало иметь Вам в виду и всё-таки не останавливаться ни на одном, так как они все лишь вероятны. | ||
Наконец, способ восстановления у Вас один: воплощение Бога, [[жертвенный лев|Его крестная смерть]] и воскресение. Мы веруем, что и у нас домостроительство спасения было свободным делом Божественной благости, а не делом какой-либо вынужденной необходимости. Чрезвычайный образ восстановления у нас [[так было надо|приспособлен к обстоятельствам нашим]]: но всё же мы не можем сказать, чтоб он был актом необходимым. У Бога бездна премудрости. Церковь поёт: ''Пришел еси от Девы ни ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощься''. Стало быть возможно было и ходатаю, и ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а там, может быть, совершил дело спасения ходатай, или ангел, или ещё кто. Если Вы потрудитесь пройти всю эту цепь мечтаний, то, конечно, не придёте к вопросу: как же и там возможно спасение чрез Господа Иисуса Христа? Ужели и там Он воплощался? Если трудно решить этот вопрос, то признайте там уместность другого способа восстановления падших; ведь нет никакой необходимости стоять на одном. В нашей воле остановиться мысленно на том или другом предположении. Но и при этом держитесь той мысли, что все эти предположения, мечты, в которых нет ничего несомненно верного. Следовательно, и возражение, идущее от таких мыслей против святой веры, основанной на действительных фактах, состояться никак не может.|Святитель Феофан Затворник рубил фишку [[до того, как это стало мэйнстримом|ещё в XIX веке]].}} | Наконец, способ восстановления у Вас один: воплощение Бога, [[жертвенный лев|Его крестная смерть]] и воскресение. Мы веруем, что и у нас домостроительство спасения было свободным делом Божественной благости, а не делом какой-либо вынужденной необходимости. Чрезвычайный образ восстановления у нас [[так было надо|приспособлен к обстоятельствам нашим]]: но всё же мы не можем сказать, чтоб он был актом необходимым. У Бога бездна премудрости. Церковь поёт: ''Пришел еси от Девы ни ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощься''. Стало быть возможно было и ходатаю, и ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а там, может быть, совершил дело спасения ходатай, или ангел, или ещё кто. Если Вы потрудитесь пройти всю эту цепь мечтаний, то, конечно, не придёте к вопросу: как же и там возможно спасение чрез Господа Иисуса Христа? Ужели и там Он воплощался? Если трудно решить этот вопрос, то признайте там уместность другого способа восстановления падших; ведь нет никакой необходимости стоять на одном. В нашей воле остановиться мысленно на том или другом предположении. Но и при этом держитесь той мысли, что все эти предположения, мечты, в которых нет ничего несомненно верного. Следовательно, и возражение, идущее от таких мыслей против святой веры, основанной на действительных фактах, состояться никак не может.|Святитель Феофан Затворник рубил фишку [[до того, как это стало мэйнстримом|ещё в XIX веке]].}} | ||
Как уже было сказано выше, религии в | Как уже было сказано выше, религии в XXI веке успешно существуют, хотя в некоторых странах они занимают уже не столь важное место в жизни общества, но причины у этого по большей мере социокультурные и с развитием науки связаны мало. Отношения между религиями и прогрессом многообразны, но примеров тёплых отношений хватает: | ||
* В апреле 1961 года уполномоченный КССР по делам религий Степан Вохменин вызвал митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова) и в категоричной форме потребовал произнести проповедь о том, что Гагарин в космос летал и Бога не видал, угрожая в противном случае лишить регистрации (без которой советские [[клирик]]и служить не могли). В ближайшее воскресенье вышедший на амвон владыка сообщил пастве, что таки да, советский юноша Юрий Гагарин действительно в космос летал и Бога там не видал… [[в эту игру могут играть двое|а Бог Гагарина видел]] [[православие — это круто|и благословил]]. Был ли лично религиозен сам первый космонавт — вопрос дискуссионный, но к хрущёвскому беснованию с целью «показать народу последнего попа», по воспоминаниям знавших его, относился резко отрицательно. | |||
* В космос религию впервые принёс экипаж «Аполлона-8», прочитав отрывок из [[Библия|книги Бытия]] на орбите Луны, а [[Учёный и священник|астронавт Базз Олдрин]] из экипажа «Аполлона-11», впервые севшего на Луну, провёл на её поверхности таинство евхаристии. Религиозные космонавты существуют не только в Штатах: вы наверняка легко сможете найти фотографии российских космонавтов на фоне икон на стене космического шаттла и репортажи об освящении ракет. Космонавты-мусульмане тоже бывали, кстати, и таки да, они совершали намаз в космосе, а исламские учёные уже издавали предписания на тему того, как мусульманину стоит молиться на орбите. Так что существование космических церквей (или мечетей) в будущем вполне вероятно. | * В космос религию впервые принёс экипаж «Аполлона-8», прочитав отрывок из [[Библия|книги Бытия]] на орбите Луны, а [[Учёный и священник|астронавт Базз Олдрин]] из экипажа «Аполлона-11», впервые севшего на Луну, провёл на её поверхности таинство евхаристии. Религиозные космонавты существуют не только в Штатах: вы наверняка легко сможете найти фотографии российских космонавтов на фоне икон на стене космического шаттла и репортажи об освящении ракет. Космонавты-мусульмане тоже бывали, кстати, и таки да, они совершали намаз в космосе, а исламские учёные уже издавали предписания на тему того, как мусульманину стоит молиться на орбите. Так что существование космических церквей (или мечетей) в будущем вполне вероятно. | ||
* Отношение к эволюционизму следует осветить отдельно, так как в массовом сознании младоземельный креацион<s>ан</s>изм [[знают именно за это|ассоциируется]] с христианством так же крепко, как поза лотоса с буддизмом. Поэтому сообщения о том, что, к примеру, [[папа римский]] Франциск [https://ria.ru/20141029/1030810998.html в | * Отношение к эволюционизму следует осветить отдельно, так как в массовом сознании младоземельный креацион<s>ан</s>изм [[знают именно за это|ассоциируется]] с христианством так же крепко, как поза лотоса с буддизмом. Поэтому сообщения о том, что, к примеру, [[папа римский]] Франциск [https://ria.ru/20141029/1030810998.html в 2014 г. признал истинность теории эволюции], регулярно рвут [[не в ладах с богословием|не ладящие с богословием]] шаблоны. Что сделает с ними новость о том, что автор современной синтетической теории эволюции Феодосий Добржанский был [[верующий интеллектуал|воцерковлённым православным]] — подумать страшно. На самом деле эволюциоборчество — это традиция позднепротестантских деноминаций, которые в силу их распространённости не где-нибудь, а в Америке, имеют непропорционально больше возможностей [[перекричать оппонента|звучать из каждого утюга]]. В то же время православие и католичество никогда не возводили понимание книги Бытия буквально в ранг догмата (против этого предостерегал почитаемый теми и другими блаженный Августин в одноимённом трактате). {{q|pre=1| | ||
Ясная [[Библия|библейская]] картина постепенного вхождения в мир разных уровней бытия в Западной Европе оказалась заслонённой [[надмозг|неудачным латинским переводом]] Библии. В книге Сираха говорится, что «''[[Единый Бог|Живый во веки]] созда вся обще''» (Сир. 18,1, церковно-славянский перевод). Греческое ''koine'' означает «вместе», «соединённые воедино», но латинское ''simul'' — «одновременно» (современный русский перевод лишён обоих смыслов и просто неинтересен: он лишь утверждает, что «всё вообще создал» Бог). Именно с этим местом Вульгаты и было связано противление эволюционизму на Западе… | Ясная [[Библия|библейская]] картина постепенного вхождения в мир разных уровней бытия в Западной Европе оказалась заслонённой [[надмозг|неудачным латинским переводом]] Библии. В книге Сираха говорится, что «''[[Единый Бог|Живый во веки]] созда вся обще''» (Сир. 18,1, церковно-славянский перевод). Греческое ''koine'' означает «вместе», «соединённые воедино», но латинское ''simul'' — «одновременно» (современный русский перевод лишён обоих смыслов и просто неинтересен: он лишь утверждает, что «всё вообще создал» Бог). Именно с этим местом Вульгаты и было связано противление эволюционизму на Западе… | ||
Поэтому уже Августин был убеждён, что «Бог всё создал разом». Эту традиционную для западных богословских школ убеждённость наследовали и протестанты, правда, подзабыв, что базируется это убеждение прежде всего на особенности латинского перевода неканонической библейской книги.|Диакон Андрей Кураев, [https://scisne.net/a-265 «Может ли православный быть эволюционистом?»]}} | Поэтому уже Августин был убеждён, что «Бог всё создал разом». Эту традиционную для западных богословских школ убеждённость наследовали и протестанты, правда, подзабыв, что базируется это убеждение прежде всего на особенности латинского перевода неканонической библейской книги.|Диакон Андрей Кураев, [https://scisne.net/a-265 «Может ли православный быть эволюционистом?»]}} |
Текущая версия на 14:21, 19 февраля 2025
« | Хотя мы видим довольно чётко, как язычество Возрождения пыталось прикончить христианство, нам гораздо легче увидеть тот упадок веры, что начался в веке Просвещения. Ведь он ещё не кончился; мы сами воочию видим упадок того упадка. Двести последних лет не кажутся нам единым мигом, как IV и V или XII и XIII века. Мы знаем сами, как окончательно и полно утратило общество свою веру, не отменяя обрядов, как люди поголовно становятся агностиками, не смещая епископов. |
» |
— Гилберт Кит Честертон, «Вечный Человек» |
« | Не коснулась оптимизиция, пожалуй, только церкви — храмов возникло столько, что от них стало не протолкнуться. Храмы на Южном полюсе, храмы в зонах и воинских частях, плавающие храмы, скоро храм запустят в космос, хотя, согласно догматам РПЦ, это просто-напросто невозможно. | » |
— Олег Верещагин, г. Кирсанов, Тамбовская обл. |
Кто-то считает, что в будущем нет места религии — наука сможет дать ответ на любой вопрос мироздания, смерть станет настолько дешёвой или бессмертие — настолько доступным, что мы перестанем бояться умирать, а значит, верить в ад, рай и реинкарнацию больше нет смысла. Ну а встреча с инопланетянами окончательно разуверит нас в том, что человек является венцом творения.
Однако, не всё так просто. По крайней мере, гибель религиям предрекали и ранее, но мечта атеистов прошлых веков ещё не сбылась — религия себя не видимо изжила, и исчезновение ей всё ещё не грозит. Специфическое в своей сущности религиозное мировоззрение заменить трудно, если возможно вообще. И неравнодушные к религиям авторы фантастики и космооперы будут ещё долго фантазировать на данную тему: может, религия просто не утратит своей популярности или значимости, а то и станет даже более востребованной по каким-то причинам; может, открытия будущего заставят нас задуматься о существовании чего-то сверхъестественного; в конце концов, инопланетяне тоже могут оказаться верующими! Ну а если в будущем человечество ждёт регресс, то сами понимаете.
Так что звёздные священники и космические церкви не заставят себя долго ждать, а религии вполне себе могут не только не оставить нас в будущем, но и преобразиться неожиданным для нас образом. Отдельная песня — технофэнтезийные сеттинги, в которых существование богов подтверждено.
Звёздный священник не без шансов может оказаться по совместительству учёным. Но может и техноварваром, обожествляющим технологию без понимания того, как она работает.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Дюна» — эталонный пример тропа. До Батлерианского джихада существовало много разных религий, являющихся некой смесью современных верований в разных пропорциях. После победы над машинами была написана Экуменическая Библия — как бы объединение всех религий с налётом научности и философии, а также возведением запрета на ИИ в статус священного догмата. Объединению человечества это в какой-то мере помогло, но настоящее религиозное единство было принесено Полом Муад’Дибом и его наследником Лето Вторым — под их властью были почти полностью уничтожены другие религии и установлено теократическое правление.
- При этом до времён Муад’Диба дошли и цитаты из настоящей Библии: например, Гурни Халлек поёт «ибо я подобен пустынной сове», а это стих из 101-го псалма (в церковнославянском языке — «уподобихся неясыти пустынней», в Синодальном переводе эту птицу перевели «пеликаном»).
- При всей «экуменичности» Оранжевой книжки имеются также махровые исламисты тлейлаксу, а в шестой книге обнаруживается и община иудеев.
- Братья Стругацкие, Мир Полудня:
- На коммунистической Земле религии нет. Упоминается профессия «исповедник», но он может быть кем-то вроде «жилетки для слёз». В повести «Волны гасят ветер» упоминается, хотя и как чрезвычайно редкий, отказ от фукамизации со ссылками на «религиозные обстоятельства».
- Религия есть на других планетах: подробно описана прогнившая церковь на Цурэнаку; мельком упоминается религия на Гиганде («Парень из преисподней») и Саракше. Но к тропу это вряд ли относится: все эти планеты находятся на более раннем уровне развития и в космос пока не вышли даже на уровне первого спутника. (Возможно, на Саракше и сумели бы, но мешают местные космологические представления.) То, что где-то на далёкой Земле — мир будущего, ещё не делает местных священников космическими.
- «Песни Гипериона» — как минимум христианство и иудаизм сохранились до времён «далёкого будущего». И Библию многие цитируют.
- Когда были открыты Гробницы времени и охраняющий их Шрайк, немедленно нашлись желающие его обожествить. Так сложилась Церковь Шрайка.
- Церковь Основания из одноимённого цикла Азимова сыграла важную роль в Плане Сэлдона. Правда, потом стала не нужна.
- Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей» — аж два примера, хороший и плохой. Хороший — Церковь Адаманта, к которой принадлежат Саган и брат Фиделес, плохой — сектанты Абдиэля. Истинной религией является только Церковь Адаманта, Абдиэль просто промывает своим последователям мозги и подчиняет их.
- Сергей Лукьяненко, цикл «Линия Грёз» — в описываемом мире существует церковь Единой Воли; её Патриарх формально является фигурой, равной Императору. Фактически, впрочем, «Церковь никогда не была значительной силой в Империи. Может быть, потому, что давнее слияние религий оттолкнуло от неё гораздо больше людей, чем привлекло; может быть, потому, что, подражая тактике Императора, Церковь допускала существование планетарных культов — действующих в её рамках… а может быть, просто из-за политики невмешательства в мирские дела, принятой много лет назад».
- «Спектр» — религии процветают у инопланетян. Особенно у геддаров, которые мало того, что вошли в контакт с ключниками из махрового теократического средневековья, так ещё и псевдооднополая раса с неразумными и негуманоидными женщинами, что тоже повлияло на религиозные взгляды. А разумные сумчатые дио-дао исповедуют занятную философию, согласно которой истинность той или иной религии определится (точнее, отретконится) в конце времён в зависимости от того, чьих адептов окажется больше — а потому исповедуют то, что ближе сердцу, и на страницах встречается как православный протопоп, так и культисты Тай’Геддара из этого народа.
- Юлий Буркин, «Звёздный табор, серебряный клинок» — в далёком будущем сохранилось как минимум православие, и оно изображено достаточно крутым.
- Гарри Гаррисон, «Смертные муки пришельца» — главгерой проповедовал туземцам науку. А потом заявился поп и стал проповедовать христианство. Обе системы не могут быть правильными, одна из них лжёт. Вот туземцы и решили проверить: воскреснет отче или нет?
- Станислав Лем, «Звёздные дневники Ийона Тихого» — в ходе своего двадцать второго путешествия Ийон Тихий встречается с отцом-доминиканцем Латимоном и выслушивает его рассказ о проблемах обращения инопланетян в католичество: то биология у них трудносовместимая с христианством, то излишне рьяные неофиты замучают миссионера (не со зла, просто после рассказов о различных мучениках решили сделать так, чтобы их священник тоже в рай попал), но хуже всего одна из областей галактики, заселённая существами с необыкновенно высоким интеллектом: «Они не мучают, ни к чему не принуждают, не пытают, не вкручивают в голову винты, они просто учат, что такое Вселенная, как возникла жизнь, как рождается сознание и как применять науку на благо общества. У них есть аргументы, с помощью которых можно доказать, как дважды два — четыре, что весь мир исключительно материален. Из всех моих миссионеров сохранил веру один только отец Серваций, да и то лишь потому, что он глух как пень и не слышал, что ему говорили!..»
- Р. Желязны, «Остров мёртвых». В космическом будущем христианство и прочие традиционные земные религии постепенно умирают, но их место уверенно занимает странти — политеистическая религия древней и мудрой расы пейанцев, в которой из-за каких-то её особенностей любой, даже агностик, находит то, что ему нравится. А ещё её боги реально существуют и вмешиваются в события нашего бренного мира.
- Александр Рудазов тоже не остался в стороне.
- «Три глаза и шесть рук» — патриарх Объединённой Земной Церкви постоянно трётся при дворе императора Солнечной системы и Проксимы Центавра, а в местной академии наук функционирует и кафедра теологии. Олег успел на неё поработать: возил исследователей с камерами в Рай (откуда их выпнули под зад коленкой, а все файлы засветили) и Ад (где уцелел один Олег, а сопровождающие вернулись обгорелыми тушками).
- «Экипаж» — Империя Сварог исповедует ислам. Хотя и сильно реформированный — как-никак, двадцать мохнатый век за бортом. А верховный муфтий Константин Тосара по совместительству — главный ментат.
- «Зверолов» — на местной гипергуманистической Земле наличие у биологического вида религии считается однозначным признаком разумности, а экипажи кораблей-пионеров в обязательном порядке комплектуются капелланами из Мультиконфессиональной Земной Церкви, по совместительству высококлассными психотерапевтами.
- «Паргоронские байки» — Тостакор Великий Прогрессор, молодой, но сильный бог науки и инженерии. Его небожители — роботы, его реликвии — божественные рельсотрон и пиломеч, а его адепты бороздят просторы
Большого театравселенной в поисках знаний. Культ угас после того, как Тостакора сожрал Гламмгольдриг, но в фандоме есть подозрения, что парифатское машинерие неосознанно работает на его возрождение. - Ну и Древние до обретения демоничности (а С’ньяком и Йог-Сотхотхом и божественности) были именно что высокотехнологичной сверхцивилизацией, обретшей истинное бессмертие техногенным путём. А после превратились в сабж.
- Ольга Громыко, «Космоолухи» — в первом томе присутствует колоритнейший эпизодический персонаж — ксёндз-расстрига Олаф Мнишек. Служит в не очень законопослушном экипаже, злоупотребляет мухоморным самогоном, от которого периодически впадает в состояние берсерка — но сан, тем не менее, носил, несмотря на то, что за бортом двадцать мохнатый век с давным-давно прошедшей космической экспансией. А значит, у него и паства была, и не так, а на деле.
Кино[править]
- «Звёздные войны» — вера в Силу и её волю, причём не только у джедаев, но и у нечувствительных к Силе существ. Кроме того, упоминаются другие многочисленные верования.
- Mission to Mars (2000) — один из членов экипажа является священником, причём отнюдь не по совместительству с другими должностными обязанностями, а это единственное, чем он умеет заниматься.
- Picth Black — хрисульманство. Часть пассажиров — это паломники, направляющиеся вместе с имамом в Новую Мекку.
- В сиквеле появляется секта Некромонгеров (хотя она скорее эзотерическая, чем религиозная).
Телесериалы[править]
- «Вавилон-5» — религии сохранились у людей и существуют у инопланетян; зачастую это важно для сюжета.
- «Орвилл» — раса криллов, религиозные фанатики, считающие, что всё во Вселенной было создано их божеством для них, а все, кроме криллов, не имеют души. На звездолёте криллов вторым лицом, после капитана, является священнослужитель.
Мультсериалы[править]
- «Футурама»: в 3000-м году особую популярность имеет Первая объединённая церковь — сборная солянка всех религий; у роботов есть свой робо-католицизм и робо-иудаизм. Помимо этого, встречаются и упоминаются и более экзотические верования будущего, включая технорелигию и поклонение Чу-Чу.
Аниме и манга[править]
- «Легенда о героях Галактики» — Культ Земли считает, что все проблемы человечества происходят оттого, что люди оставили свою родину — Землю. А династия Гольденбаумов, помимо создания фактически Четвёртого Рейха галактических масштабов, популяризовала в своей новой империи веру в скандинавских богов. Но в целом троп в аниме отыгрывается зигзагом — во времена Федерации человечество сильно разочаровалось в религиях, да и демократический Союз Свободных Планет, стремящийся восстановить старые ценности, к религиозности не тяготеет. Впрочем, в обыденной жизни понятия типа «за такие поступки попадают в ад» как раз среди жителей Союза и распространены. Да и Культ Земли там имел немало приверженцев. А в Рейхе людей (особенно военных) больше заботит, как бы не умереть в своей постели от болезни, ибо позор.
Видеоигры[править]
- Stellaris — этика «спиритуализм»:
« | Некоторые считают, что нам надлежит знать своё место: помнить, как малы мы и как мимолётны наши жизни в этой огромной безразличной вселенной… Что за чушь! Наше существование есть единственная истина. Вселенная же, во всём своём великолепии, — лишь сон, который нам дано разделить. | » |
- А псионическое возвышение вместе с открытием Покрова — вполне сверхъестественного места, которое населяют существа, очень похожие на богов, — эту позицию только укрепит.
- Mass Effect:
- У азари известно две религии. Есть традиционный политеистический культ, вдохновлённый протеанскими прогрессорами — его главный храм Шепард(-у) предстоит посетить в третьей игре. И есть синкретический пантеизм сиари, смахивающий на нью-эйдж.
- У ханаров религия тоже возникла в связи с контактом с протеанами aka Вдохновителями. Своё технологическое развитие розовые медузы считают их волей. А религия дреллов, в свою очередь, очень похожим образом завязана на самих ханарах.
- Турианцы — анимисты, верят в духов-покровителей, которые по описанию сродни японским ками. Из инопланетных религий популярны сиаризм и дзен-буддизм.
- Многие батариане религиозны (один батарианский проповедник даже просит Шепарда вытащить с разоренной Жнецами планеты священные тексты) и считают, что после смерти душа покидает тело через глаза (из-за чего ранение в глаза считается у них самым страшным).
- Геты, точнее, только геты-«еретики», даром, что роботы, считают богами Жнецов и испытывают к ним вполне религиозное благоговение.
- Эшли — воцерковлённая христианка неуказанной конфессии (судя по характерной ксенофобии — вероятно, протестантка). А значит, ей, как минимум, есть у кого исповедоваться и причащаться.
- Далеко не все протестантские конфессии признают таинства исповеди и причастия.
- Space Station 13 — священник — довольно важный член экипажа, который помогает нуждающимся в поддержке, помогает хоронить в открытом космосе, а также выявлять и обращать в лоно церкви опасных мраккультистов.
- Ground Control — против мегакорпорации «Крейвен» выступает религиозный Орден Новой Зари.
- Spore
- The Outer Worlds — Орден научного метода, заодно религия без веры в бога. Проповедует идею о Великом Уравнении, которому подчинена вселенная. Каждый отдельный человек в масштабах мира — лишь песчинка, маленькая шестерёнка, но он всё равно входит в уравнение и важен для вселенского замысла. В чём именно заключается этот самый вселенский замысел, как раз пытаются установить теологи Ордена, пока что к цели особо не приблизились.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — весь сеттинг этой настолки — один из популярнейших примеров космофэнтези с храмами и богами. Фанаты даже шутят про типичный космический корабль в виде летающего католического собора.
- Emperor of the Fading Suns — внешне очень смахивает на Ваху, но никаких богов Хаоса там нет, а вот Церковь с инквизицией там есть.
Реальная жизнь[править]
« | Так как существование жителей на планетах есть только вероятность, а область вероятности неизмерима, то относительно их открывается охотникам мечтать широкий простор. Вот и Вы сам, может быть, не замечая того, пустились в мечты, лишь только дали силу предположению. Предположив, что есть разумные твари на других мирах, Вы начинаете рисовать их быт, не имея к тому никаких данных. Вам следовало остановиться на предположении о существовании, на которое есть намёки, и сказать, что далее идти нельзя по недостатку данных; а Вы пошли далее. Дух пытливый покою Вам не давал и увлёк Вас. Но пусть и так — беды ещё нет большой — помечтать, но поддаваться влиянию мечты — опасно. Следовало бы, по крайней мере, правильно вести свои мечты. Сказали бы себе, примером, так: существование разумных тварей на планетах очень вероятно, но что бы такое они были и каково им там?.. Решая это, Вам следовало придумывать разные предположения, не останавливаясь ни на одном, а считая вероятным и то, и другое, и третье, потому что нет никакого основания останавливаться на одном каком-либо. А Вы взяли одно предположение, заимствовав его от нас, да и стали на нём. У нас было падение — ну и там, мы склонны ко греху — ну и те; у нас нужно домостроительство спасения — нужно и там; у нас Единородный Сын Божий благоволил воплотиться — и там уместен только этот способ спасения. |
» |
— Святитель Феофан Затворник рубил фишку ещё в XIX веке. |
Как уже было сказано выше, религии в XXI веке успешно существуют, хотя в некоторых странах они занимают уже не столь важное место в жизни общества, но причины у этого по большей мере социокультурные и с развитием науки связаны мало. Отношения между религиями и прогрессом многообразны, но примеров тёплых отношений хватает:
- В апреле 1961 года уполномоченный КССР по делам религий Степан Вохменин вызвал митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова) и в категоричной форме потребовал произнести проповедь о том, что Гагарин в космос летал и Бога не видал, угрожая в противном случае лишить регистрации (без которой советские клирики служить не могли). В ближайшее воскресенье вышедший на амвон владыка сообщил пастве, что таки да, советский юноша Юрий Гагарин действительно в космос летал и Бога там не видал… а Бог Гагарина видел и благословил. Был ли лично религиозен сам первый космонавт — вопрос дискуссионный, но к хрущёвскому беснованию с целью «показать народу последнего попа», по воспоминаниям знавших его, относился резко отрицательно.
- В космос религию впервые принёс экипаж «Аполлона-8», прочитав отрывок из книги Бытия на орбите Луны, а астронавт Базз Олдрин из экипажа «Аполлона-11», впервые севшего на Луну, провёл на её поверхности таинство евхаристии. Религиозные космонавты существуют не только в Штатах: вы наверняка легко сможете найти фотографии российских космонавтов на фоне икон на стене космического шаттла и репортажи об освящении ракет. Космонавты-мусульмане тоже бывали, кстати, и таки да, они совершали намаз в космосе, а исламские учёные уже издавали предписания на тему того, как мусульманину стоит молиться на орбите. Так что существование космических церквей (или мечетей) в будущем вполне вероятно.
- Отношение к эволюционизму следует осветить отдельно, так как в массовом сознании младоземельный креацион
анизм ассоциируется с христианством так же крепко, как поза лотоса с буддизмом. Поэтому сообщения о том, что, к примеру, папа римский Франциск в 2014 г. признал истинность теории эволюции, регулярно рвут не ладящие с богословием шаблоны. Что сделает с ними новость о том, что автор современной синтетической теории эволюции Феодосий Добржанский был воцерковлённым православным — подумать страшно. На самом деле эволюциоборчество — это традиция позднепротестантских деноминаций, которые в силу их распространённости не где-нибудь, а в Америке, имеют непропорционально больше возможностей звучать из каждого утюга. В то же время православие и католичество никогда не возводили понимание книги Бытия буквально в ранг догмата (против этого предостерегал почитаемый теми и другими блаженный Августин в одноимённом трактате).
« | Ясная библейская картина постепенного вхождения в мир разных уровней бытия в Западной Европе оказалась заслонённой неудачным латинским переводом Библии. В книге Сираха говорится, что «Живый во веки созда вся обще» (Сир. 18,1, церковно-славянский перевод). Греческое koine означает «вместе», «соединённые воедино», но латинское simul — «одновременно» (современный русский перевод лишён обоих смыслов и просто неинтересен: он лишь утверждает, что «всё вообще создал» Бог). Именно с этим местом Вульгаты и было связано противление эволюционизму на Западе… |
» |
— Диакон Андрей Кураев, «Может ли православный быть эволюционистом?» |