Таблица Мейерхольда: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «В 1922 году в книге Аксёнова, Бебутова и Мейерхольда «Амплуа актёра» появилась таблица из 17 пар актёрских амплуа (мужское и женское). Этой таблицей они попытались охватить все амплуа в драматургии от античности до момента появления. Таблица приведена...»)
 
(Дубль)
Метка: новое перенаправление
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
В 1922 году в книге Аксёнова, Бебутова и Мейерхольда «Амплуа актёра» появилась таблица из 17 пар актёрских [[амплуа]] (мужское и женское). Этой таблицей они попытались охватить все амплуа в драматургии от античности до момента появления.
#перенаправление[[Амплуа/Таблица Мейерхольда]]
 
Таблица приведена немного не в том виде, как её обычно рисуют, а «шиворот-навыворот»: рядом мужчина и женщина. Таблица из далёкого 1922 года, так что поймут её до конца только те, [[никто не смотрит Шекспира|кто любит классическую драматургию]].
 
== 1. [[Герой]] / героиня ==
 
=== 1-й вариант ===
'''Функция.''' Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).
 
: Препятствия, возникающие на пути к осуществлению задуманного героями, вследствие их трагической виновности. Эта вина, не являясь по существу, а тем более в частностях нарушением каких-либо человечески этических норм, есть принятие на себя тем или иным лицом драмы задачи, превышающей пределы возможностей человеческой личности и связанных с этим ее прав. Препятствия, встречаемые трагическим героем, обязаны своим происхождением не злой воле заинтересованных лиц, но самой техникой выполнения задачи, выводящей человека из человеческого ряда действий и чувств.
 
'''Мужчина.''' Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бёдер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.
* Примеры: [[Эдип-царь]], [[Разбойники|Карл Моор]], [[Макбет]], Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, [[Дон Жуан]] (Пушкин), [[Борис Годунов]].
 
'''Женщина.''' Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бёдер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.
* Примеры: Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д’Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис.
 
=== 2-й вариант ===
 
'''Мужчина.''' Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчёркнутость требований, чем к первому герою.
* Функция: Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).
* Примеры: Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов.
 
'''Женщина.''' Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований первого.
* Функция: Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
* Примеры: Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда.
 
== 2. [[Влюблённый]] / влюблённая ==
=== 1-й вариант ===
'''Функция.''' Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
 
'''Мужчина.''' Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.
* Примеры: [[Ромео и Джульетта|Ромео]], [[Горе от ума|Молчалин]], Альмавива, [[Турандот|Калаф]].
 
'''Женщина.''' Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.
* Примеры: [[Othello|Дездемона]], [[Ромео и Джульетта|Джульетта]], Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (из пьесы Островского «Последняя жертва»), Нина («[[Маскарад (Лермонтов)|Маскарад]]»).
 
=== 2-й вариант ===
 
'''Функция.''' Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
 
'''Мужчина.''' Меньшая подчёркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.
* Примеры: Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, [[Бесприданница|Карандышев]], Освальд, Треплев, царь Фёдор, Алёша Карамазов.
 
'''Женщина.''' Меньшая подчёркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты.
* Примеры: Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюблённые.
 
== 3. [[Трикстер|Проказник]] (затейник) / Проказница ==
=== 1-й вариант ===
'''Функция.''' Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.
 
'''Внешность.''' Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия).
* Мужские примеры: [[Ревизор|Хлестаков]], Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша-лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов.
* Женские примеры: Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, [[Турандот]], Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, [[Пигмалион (Шоу)|Лиза Дулиттль]], Лизистрата, Катарина, Мисс Форд.
 
=== 2-й вариант ===
'''Функция.''' Игра препятствиями, не им созданными.
 
'''Мужчина.''' Меньшая подчёркнутость требований, чем к первому.
* Примеры: Епиходов, [[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Санчо Панса]], [[Тиль Уленшпигель|Ламме Гоодзак]], [[Тартарен из Тараскона|Тартарен]], Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус.
 
'''Женщина.''' Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования.
* Примеры: М-с Пэдж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу.
 
== 4. [[Клоун]], [[шут]], [[дурак]], эксцентрик / Клоунесса, шутиха, дура, эксцентрик ==
'''Функция.''' Умышленное задержание развития действия [[визит в племя чудаков|разбиванием сценической формы]] (выведением из плана).
 
'''Внешность.''' Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики.
* Мужские примеры: Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума.
* Женские примеры: Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell'arte, слуги просцениума.
 
== 5. [[Злодей]] и [[интриган]] / Злодейка и интриганша ==
=== 1-й вариант ===
'''Функция.''' Игра губительными препятствиями, им же созданными.
 
'''Мужчина.''' Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот — «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.
* Примеры: Яго, Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер.
 
'''Женщина.''' Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.
* Примеры: Регана, Клитемнестра, [[Гроза|Кабаниха]], Иродиада, Ортруда.
 
=== 2-й вариант ===
'''Функция.''' Игра губительными препятствиями, не им созданными.
 
'''Мужчина.''' Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.
* Примеры: [[Борис Годунов|Василий Шуйский]], Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин.
 
'''Женщина.''' Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.
* Примеры: Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина).
 
== 6. Неизвестный (инозримый) / Неизвестная (инозримая) ==
'''Функция.''' Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
 
'''Внешность.''' Требования приблизительно те же, что и к первому герою/героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями.
* Мужские примеры: Неизвестный («Маскарад» и «Дочь моря»), [[Le Comte de Monte-Cristo|Монте-Кристо]], Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис.
* Женские примеры: Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, [[Notre-Dame de Paris|Эсмеральда]], М-с Эрлино.
 
== 7. [[Неприкаянный]], [[отщепенец]] (инодушный) / Неприкаянная, отщепенка (инодушная) ==
'''Функция.''' Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.
 
'''Мужчина.''' Требования голоса те же, что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою.
* Примеры: [[Евгений Онегин|Онегин]], Арбенин, [[Герой нашего времени|Печорин]], Ставрогин, [[Бесприданница|Паратов]], Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Солёный, [[Гамлет]], Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, [[Братья Карамазовы|Иван Карамазов]], Карено.
 
'''Женщина.''' Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера.
* Примеры: Электра (Гофмансталя), [[Евгений Онегин|Татьяна]], Нина Заречная, [[Гроза_(пьеса)|Катерина]], Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна.
 
== 8. [[Фат]] / [[Куртизанка]] ==
'''Функция.''' Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
 
'''Мужчина.''' Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение [[фальцет]]ом.
* Примеры: Люцио, Осрик, [[Маленькие трагедии|Моцарт]], [[Ромео и Джульетта|Меркуцио]], [[Горе от ума|Репетилов]], Барон.
 
'''Женщина.''' Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен.
* Примеры: Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева ([[Гамлет]]), Бьянка («[[Отелло]]»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли.
 
== 9. [[Моралист]] / [[Матрона]] ==
'''Функция.''' Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
 
'''Мужчина.''' Глубокий бас. Сложение безразлично.
* Примеры: Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), [[Борис Годунов|Иван Шуйский]], Клотальдо.
 
'''Женщина.''' Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой.
* Примеры: Хлестова, Екатерина II («[[Капитанская дочка]]»), Огудалова («[[Бесприданница]]»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния.
 
== 10. [[Опекун]] (Панталеоне) / Опекунша ==
'''Функция.''' Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.
 
'''Мужчина.''' Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен.
* Примеры: Шейлок, [[Скупой рыцарь]], [[Горе от ума|Фамусов]], [[Гамлет|Полоний]], Арнольф, [[Король Лир|Лир]], Мельник, [[Риголетто]], [[Victor Hugo|Трибуле]].
 
'''Женщина.''' Рост, фигура и характер голоса безразличны.
* Примеры: Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор).
 
== 11. [[Напарник|Друг (наперсник)]] / Подруга (наперсница) ==
'''Функция.''' Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.
 
'''Мужчина.''' Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан.
* Примеры: Горацио, Артемида (см. § 16<ref>То есть [[травести]]</ref>), Банко.
 
'''Женщина.''' Общих требований нет.
* Примеры: Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги.
 
== 12а. Хвастливый воин (капитан) — только мужчина ==
'''Функция.''' Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).
 
'''Внешность.''' Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом.
* Примеры: Фальстаф, Боабдил, [[Горе от ума|Скалозуб]], воин Плавта.
 
== 12б. Сводня (сваха) — только женщина ==
'''Функция.''' Моралистическая защита аморальных поступков.
 
'''Внешность.''' Общих требований нет.
* Примеры: Все сводни, свахи, кроме клоунесс.
 
== 13. Блюститель порядка (Скарамуш) / Блюстительница порядка ==
'''Функция.''' Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
 
'''Внешность.''' Общих требований нет.
* Мужские примеры: Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, [[Мёртвые души|Плюшкин]], Медведев («[[На дне]]»).
* Женские примеры: Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, тёток, [[Старая дева|старых дев]], тёщ (предпочтительнее эксцентрик).
 
== 14. [[Умник|Учёный]] (доктор, маг) / Учёная ([[суфражистка]]) ==
'''Функция.''' Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
 
'''Внешность.''' Общих требований нет.
* Мужские примеры: Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, [[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]].
* Женские примеры: Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам.
 
== 15. [[Вестник]] / Вестница ==
'''Функция.''' Передача событий, протекающих вне сцены.
 
'''Внешность.''' Общих требований нет.
* Мужские примеры: Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («[[Гамлет]]»).
* Женские примеры: не указаны
 
== 16. [[Травести]] ==
 
'''Внешность.''' Общих требований нет.
* Мужские примеры ''(мужчина, играющий женскую роль)'': Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).
* Женские примеры ''(женщина, играющая мужскую роль)'': Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.
 
== 17. Со-действующие ==
'''Функция.''' Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.
 
'''Внешность.''' Общих требований нет.
* Мужские примеры: Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости.
* Женские примеры: Гости, гуляющие, подруги и т. д.
 
== Примечания ==
<references />
 
{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Списки штампов}}

Текущая версия на 13:13, 13 апреля 2024

Перенаправление на: