Нищие босяки: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Про босоногость там вроде ничего не сказано?)
 
(Новая страница: «{{TVTropes|BarefootPoverty|Barefoot Poverty}} {{Q|Говорят, что мы лесные босяки.<br />Что босые мы — так это пустяки!<br />Кто давным-давно скитается по свету,<br />Тот, конечно же, износит башмаки!|К. Рыжов}} {{Q|О, койфен, койфен, койфен папиросен!<br />Подходи, пехота и матросы!<br />Подход...»)
Строка 2: Строка 2:
{{Q|Говорят, что мы лесные босяки.<br />Что босые мы — так это пустяки!<br />Кто давным-давно скитается по свету,<br />Тот, конечно же, износит башмаки!|К. Рыжов}}
{{Q|Говорят, что мы лесные босяки.<br />Что босые мы — так это пустяки!<br />Кто давным-давно скитается по свету,<br />Тот, конечно же, износит башмаки!|К. Рыжов}}


{{Q|Купите, койфт же, койфт же папиросы!<br />Подходи, пехота и матросы!<br />Подходите, не робейте, сироту меня согрейте,<br />Посмотрите, ноги мои босы!|Старая еврейская песня}}
{{Q|О, койфен, койфен, койфен папиросен!<br />Подходи, пехота и матросы!<br />Подходите, не робейте, сироту меня согрейте,<br />Посмотрите, ноги мои босы!|Старая еврейская песня}}
 


'''Нищие босяки''' — это люди «на дне», которым не на что купить обувь (даже если деньги найдутся, тратить придется на еду), и поэтому они ходят в сеттинге босиком. Иногда им даже запрещено носить обувь — по социальному статусу.
'''Нищие босяки''' — это люди «на дне», которым не на что купить обувь (даже если деньги найдутся, тратить придется на еду), и поэтому они ходят в сеттинге босиком. Иногда им даже запрещено носить обувь — по социальному статусу.
Строка 14: Строка 15:
== Почему именно босяки? ==
== Почему именно босяки? ==
В реальной Древней Руси босиком ходили не только нищие, но слово «босой» означало прежде всего их. В словаре Даля корень слова «босой» в разных вариациях означает именно нищету, бедность, иногда беду. Например, было слово «босеть» со значением «беднеть». «Босяк» — отсюда же. У этого слова тоже много вариаций — «босяк», «босок», «босонок», «босыня», «босопляс» и даже «босик». Они-то и стали основой замены двух слов «без обуви» на одно слово «босиком» (в вариациях «босяком», «боском», «босонком» и так далее). Поэтому и слово «босой» получило двойника — «босоногий» (то есть не нищий, но с ногами, как у нищего).
В реальной Древней Руси босиком ходили не только нищие, но слово «босой» означало прежде всего их. В словаре Даля корень слова «босой» в разных вариациях означает именно нищету, бедность, иногда беду. Например, было слово «босеть» со значением «беднеть». «Босяк» — отсюда же. У этого слова тоже много вариаций — «босяк», «босок», «босонок», «босыня», «босопляс» и даже «босик». Они-то и стали основой замены двух слов «без обуви» на одно слово «босиком» (в вариациях «босяком», «боском», «босонком» и так далее). Поэтому и слово «босой» получило двойника — «босоногий» (то есть не нищий, но с ногами, как у нищего).
Интересно, что в большинстве западноевропейских языков специального слова «босой» нет, вместо этого говорят «голоногий» (barefoot, barfuẞ, pieds nus и т. п.). Возможно, это связано с распространённостью деревянных сабо.<ref> А лапти чем не кломпы? Та же деревянная обувь, только из коры.</ref>
Интересно, что в большинстве западноевропейских языков специального слова «босой» нет, вместо этого говорят «голоногий» (barefoot, barfuẞ, pieds nus и т. п.). Возможно, это связано с распространённостью деревянных сабо.


== Где встречается ==
== Где встречается ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Виктор Гюго, «[[Отверженные]]» и «[[Собор Парижской Богоматери]]» — таких очень много, некоторые из них даже играют важную роль в сюжете. Отдельная их прослойка — гамены (дети-беспризорники), которым автор особенно симпатизирует.
* Виктор Гюго, «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» — таких очень много, некоторые из них даже играют важную роль в сюжете. Отдельная их прослойка — гамены (дети-беспризорники), которым автор особенно симпатизирует.
* Тарас Шевченко любил о таких писать. Например, его знаменитая Катерина — из этой категории.
* Тарас Шевченко любил о таких писать. Например, его знаменитая Катерина — из этой категории.
* У [[Марк Твен|Марка Твена]] к категории нищих босяков можно отнести Гекльберри Финнa — башмаки у парнишки были, но надевал он их только зимой. А вот у Тома Сойера и других «приличных» мальчишек — скорее выраженная [[Не любит обувь|нелюбовь к обуви]], чем бедность. В то время даже в зажиточных семьях ребёнку полагалась одна пара ботинок на два-три года. Том надевает свои ботинки только под принуждением, по воскресеньям, когда заставляют идти в церковь и воскресную школу. «Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается… Весной он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной. Так думали в Санкт-Петербурге все изнурённые, скованные по рукам и ногам „хорошо воспитанные“ мальчики из почтенных семейств…»
* У Марка Твена к категории нищих босяков можно отнести Гекльберри Финнa (правда, башмаки у парня были, но надевал он их только зимой). А вот у Тома Сойера и других мальчишек — скорее выраженная [[Не любит обувь|нелюбовь к обуви]], чем бедность. В то время даже в зажиточных семьях ребёнку полагалась одна пара ботинок на два-три года. Том надевает свои ботинки только под принуждением, по воскресеньям, когда заставляют идти в церковь и воскресную школу. «Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается… Весной он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной. Так думали в Санкт-Петербурге все изнурённые, скованные по рукам и ногам „хорошо воспитанные“ мальчики из почтенных семейств…»
** В продолжениях «Приключений Тома Сойера» Гекльберри Финн поправляет дела с финансами, но [[не любит обувь]] по-прежнему. И «Том Сойер — сыщик», и «Заговор Тома Сойера» начинаются с его монологов на тему «наступает весна, будет тепло, можно будет ходить босиком…»
** В продолжениях «Приключений Тома Сойера» Гекльберри Финн поправляет дела с финансами, но [[не любит обувь]] по-прежнему. И «Том Сойер — сыщик», и «Заговор Тома Сойера» начинаются с его монологов на тему «наступает весна, будет тепло, можно будет ходить босиком…»
** У него же в «Принце и нищем» — бедняки Англии вроде Тома Кенти и принц (а потом король) Эдуард VI, который ради развлечения меняется с Томом одеждой (подчеркивая свое желание не только «поваляться в грязи», но и «походить босиком»).
** У него же в «Принце и нищем» — бедняки Англии вроде Тома Кенти и принц (а потом король) Эдуард VI, который ради развлечения меняется с Томом одеждой (подчеркивая свое желание не только «поваляться в грязи», но и «походить босиком»).
* [[Кодификатор]] — рассказы Максима Горького, где они постоянно называют себя «босяки» или «босые». Хотя нередко этот термин выражает именно бедность, а не отсутствие обуви, которая у городского «дна» той эпохи (особенно у мужчин) часто пусть плохонькая, но имелась.
* М. Горький, «Челкаш» — заглавный герой.
** «Челкаш» — заглавный герой.
* Николай Носов «[[Незнайка на Луне]]» — зигзаг: у многих лунных бедняков не хватает денег чтобы купить обувь (в лучшем случае ходят в паре башмаков без подошв). Но, при этом, тех кто ходит босиком — арестовывает полиция.
** И, конечно, пьеса «На дне» — как же без нее? Но там босоногость подчеркивается только у девушки Насти. «Уйду… пойду куда-нибудь… на край света!» «Без башмаков, леди?»
* Кодификатор — рассказы Максима Горького, где они постоянно называют себя «босяки» или «босые». Хотя нередко этот термин выражает именно бедность, а не отсутствие обуви, которая у городского «дна» той эпохи (особенно у мужчин) часто пусть плохонькая, но имелась.
** И, конечно, его пьеса «На дне» — как же без нее? Но там босоногость подчеркивается только у девушки Насти. «Уйду… пойду куда-нибудь… на край света!» «Без башмаков, леди?»
* О. Генри, «Короли и капуста» — граждане «банановой республики» Анчурии. Они не только нищие, но и [[не любит обувь|не любят обувь как таковую]].
* О. Генри, «Короли и капуста» — граждане «банановой республики» Анчурии. Они не только нищие, но и [[не любит обувь|не любят обувь как таковую]].
* [[Аркадий Гайдар]], «Р. В. С.» — Димкино алиби, что не мог он ударить Головня каблуком по лбу, заключается в том, что нет у Димки башмаков. Зимой он носит валенки, а с весны бегает босой.
* В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Гаврик Черноиваненко. «Где те башмаки, что я тебе на Пасху справил?» — спрашивает его старший брат.
* В. Катаев, «[[Белеет парус одинокий]]» — Гаврик Черноиваненко. «Где те башмаки, что я тебе на Пасху справил?» — спрашивает его старший брат. Терентий купил Гаврику ботинки в конце апреля—начале мая, а справляется об их судьбе в конце августа того же года, причём по ответу Гаврика («Эге-э-э, где теи башмаки-и-и…») понятно, что он уже давно «убил» их или куда-то дел. Следовательно, они продержались у мальчика не более трёх месяцев. Возможно, он предпочёл продать их, учитывая серьёзные денежные проблемы — летом в [[Жемчужина у моря|Одессе]] можно и босиком ходить, а жрать всё равно каждый день надо.
* «Сага о Форкосиганах» (роман «Границы бесконечности»). На Барраяре в 2890-х годах босая крестьянка — вполне обыденное явление.
* Николай Носов, «[[Незнайка на Луне]]» — [[зигзаг]]: у многих лунных бедняков не хватает денег, чтобы купить обувь (в лучшем случае ходят в паре башмаков без подошв). Но при этом тех, кто ходит босиком, арестовывает полиция.
* Многие несовершеннолетние жители Портового Городка (The Port Town) в «The lost Island of Tamarind» Нади Агуар, притом обувь любят, но купить не на что. Ботинки являются статус-символом. Когда появляется возможность отобрать обувь у главгероев, гнались долго и настойчиво.
* «[[Сага о Форкосиганах]]» (роман «Границы бесконечности»). На Барраяре в 2890-х годах босая крестьянка — вполне обыденное явление.
* Михаил Стельмах в своей художественной автобиографии «Гуси-лебеди летят»/«Щедрый вечер» именно так описывает свое детство: обуви у него не было совсем, и зимой он практически не мог выйти из дома (в раннем детстве еще ничего, но когда он пошел в школу, то вначале ему приходилось бегать по первому снегу босиком, а потом отец стал носить его на руках). Обретение ботинок показано, практически, как перерождение.
* Михаил Стельмах в своей художественной автобиографии «Гуси-лебеди летят»/«Щедрый вечер» именно так описывает свое детство: обуви у него не было совсем, и зимой он практически не мог выйти из дома (в раннем детстве это было ещё терпимо, но когда он пошёл в школу, то вначале ему приходилось бегать туда до первого снега босиком, а потом отец стал носить его на руках). Обретение Мишей сапог с подковками показано практически как второе рождение.
** Вроде бы носил обувь матери, пока из неё не вырос.
** Петро Козланюк, «Юрко Крук» — та же история. Дошкольник Юрко вынужден всю зиму сидеть на печи не только без обуви, но и без штанов! Как пишет автор: «Юрко на печи заскучал». Да уж, тут заскучаешь. Подробно описано, как родители пытались справить сыну башмаки, которые в итоге обул сын местного кулака.
* Надя Агуар, The lost Island of Tamarind — многие несовершеннолетние жители Портового Городка (The Port Town) обувь любят, но купить не на что. Ботинки являются статус-символом. Когда появляется возможность отобрать обувь у главгероев, гнались долго и настойчиво.
 
=== [[Кино]] ===
* «Новые времена» с Чаплином. Его подруга и её сёстры бегают босиком явно не от любви к процессу: едва у девушки заводятся деньги, она приобретает туфли.
* «[[Seeta Aur Geeta|Зита и Гита]]» — Гита и её семья.
** Зита, оказавшись в этой обстановке вместо Гиты, спокойно чувствует себя без обуви. А Гита вообще нередко показана как [[босоногий ангел]].


=== [[Мультипликация]] ===
=== [[Мультипликация]] ===
Строка 49: Строка 44:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «Босоногий Гэн». Даже в заглавии отражено. Что интересно, [[Сапожник ходит без сапог|отец Гэна зарабатывает (вернее-зарабатывал) изготовлением гэта]].
* «Босоногий Гэн». Даже в заглавии отражено. Что интересно, [[Сапожник ходит без сапог|отец Гэна зарабатывает изготовлением гэта]].
* [[Волчица и пряности]]: в манге Нора носит обувь только в городе, Лоуренс потом символически продает ей сандалии.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===

Версия 13:05, 18 апреля 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Barefoot Poverty. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Говорят, что мы лесные босяки.
Что босые мы — так это пустяки!
Кто давным-давно скитается по свету,
Тот, конечно же, износит башмаки!
»
— К. Рыжов
« О, койфен, койфен, койфен папиросен!
Подходи, пехота и матросы!
Подходите, не робейте, сироту меня согрейте,
Посмотрите, ноги мои босы!
»
— Старая еврейская песня


Нищие босяки — это люди «на дне», которым не на что купить обувь (даже если деньги найдутся, тратить придется на еду), и поэтому они ходят в сеттинге босиком. Иногда им даже запрещено носить обувь — по социальному статусу.

А иногда они, улучшив свою жизнь, могут позволить себе носить обувь, но в фэнтезийном сеттинге все равно ходят босиком — по привычке, а в реалистичном… даже сейчас многие профессиональные танцовщицы в ближневосточных странах категорически наотрез отказываются танцевать танец живота босиком, потому что так делают бедные — берегут единственную обувь. Но первопричиной их босоногости всегда является нищета.

Некоторые из нищих босяков считаются святыми или блаженными — это уже троп Босоногий верующий.

Внимание! Персонажи, которых называют босяками по бедности или незнатному происхождению, но не по отсутствию обуви, тропу не соответствуют!

Почему именно босяки?

В реальной Древней Руси босиком ходили не только нищие, но слово «босой» означало прежде всего их. В словаре Даля корень слова «босой» в разных вариациях означает именно нищету, бедность, иногда беду. Например, было слово «босеть» со значением «беднеть». «Босяк» — отсюда же. У этого слова тоже много вариаций — «босяк», «босок», «босонок», «босыня», «босопляс» и даже «босик». Они-то и стали основой замены двух слов «без обуви» на одно слово «босиком» (в вариациях «босяком», «боском», «босонком» и так далее). Поэтому и слово «босой» получило двойника — «босоногий» (то есть не нищий, но с ногами, как у нищего). Интересно, что в большинстве западноевропейских языков специального слова «босой» нет, вместо этого говорят «голоногий» (barefoot, barfuẞ, pieds nus и т. п.). Возможно, это связано с распространённостью деревянных сабо.

Где встречается

Литература

  • Виктор Гюго, «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» — таких очень много, некоторые из них даже играют важную роль в сюжете. Отдельная их прослойка — гамены (дети-беспризорники), которым автор особенно симпатизирует.
  • Тарас Шевченко любил о таких писать. Например, его знаменитая Катерина — из этой категории.
  • У Марка Твена к категории нищих босяков можно отнести Гекльберри Финнa (правда, башмаки у парня были, но надевал он их только зимой). А вот у Тома Сойера и других мальчишек — скорее выраженная нелюбовь к обуви, чем бедность. В то время даже в зажиточных семьях ребёнку полагалась одна пара ботинок на два-три года. Том надевает свои ботинки только под принуждением, по воскресеньям, когда заставляют идти в церковь и воскресную школу. «Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается… Весной он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной. Так думали в Санкт-Петербурге все изнурённые, скованные по рукам и ногам „хорошо воспитанные“ мальчики из почтенных семейств…»
    • В продолжениях «Приключений Тома Сойера» Гекльберри Финн поправляет дела с финансами, но не любит обувь по-прежнему. И «Том Сойер — сыщик», и «Заговор Тома Сойера» начинаются с его монологов на тему «наступает весна, будет тепло, можно будет ходить босиком…»
    • У него же в «Принце и нищем» — бедняки Англии вроде Тома Кенти и принц (а потом король) Эдуард VI, который ради развлечения меняется с Томом одеждой (подчеркивая свое желание не только «поваляться в грязи», но и «походить босиком»).
  • М. Горький, «Челкаш» — заглавный герой.
  • Николай Носов «Незнайка на Луне» — зигзаг: у многих лунных бедняков не хватает денег чтобы купить обувь (в лучшем случае ходят в паре башмаков без подошв). Но, при этом, тех кто ходит босиком — арестовывает полиция.
  • Кодификатор — рассказы Максима Горького, где они постоянно называют себя «босяки» или «босые». Хотя нередко этот термин выражает именно бедность, а не отсутствие обуви, которая у городского «дна» той эпохи (особенно у мужчин) часто пусть плохонькая, но имелась.
    • И, конечно, его пьеса «На дне» — как же без нее? Но там босоногость подчеркивается только у девушки Насти. «Уйду… пойду куда-нибудь… на край света!» «Без башмаков, леди?»
  • О. Генри, «Короли и капуста» — граждане «банановой республики» Анчурии. Они не только нищие, но и не любят обувь как таковую.
  • В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Гаврик Черноиваненко. «Где те башмаки, что я тебе на Пасху справил?» — спрашивает его старший брат.
  • «Сага о Форкосиганах» (роман «Границы бесконечности»). На Барраяре в 2890-х годах босая крестьянка — вполне обыденное явление.
  • Многие несовершеннолетние жители Портового Городка (The Port Town) в «The lost Island of Tamarind» Нади Агуар, притом обувь любят, но купить не на что. Ботинки являются статус-символом. Когда появляется возможность отобрать обувь у главгероев, гнались долго и настойчиво.
  • Михаил Стельмах в своей художественной автобиографии «Гуси-лебеди летят»/«Щедрый вечер» именно так описывает свое детство: обуви у него не было совсем, и зимой он практически не мог выйти из дома (в раннем детстве еще ничего, но когда он пошел в школу, то вначале ему приходилось бегать по первому снегу босиком, а потом отец стал носить его на руках). Обретение ботинок показано, практически, как перерождение.
    • Вроде бы носил обувь матери, пока из неё не вырос.

Мультипликация

  • Мультфильм и мультсериал «Аладдин» — протагонист. И в родных трущобах, и во дворце почти всегда ходит в лохмотьях и не носит обуви. При этом всегда чистый. Слабенький обоснуй последнего — Джинн позаботился (а до нахождения лампы почему чистым был?).
    • Там же — некоторые нищие, в том числе хитрая и амбициозная Садира. И Жасмин, когда они с Садирой меняются местами.
  • Мультфильмы «Золотая антилопа» и «Дракон» — бедняки Индии и Китая, включая мальчиков-протагонистов. Они тоже всегда чистые.
  • Мультфильм «Волшебная серна» — инверсия. Бедняк Хасан поет песню: «Пусть я беден, весь в заплатах и босой…» Но потом его показывают ближе, и видно, что он всё-таки в туфлях.
  • Wreck-It Ralph — Ральф выглядит именно так: всегда босой и живёт на свалке. Впрочем, он персонаж видеоигры с мультяшной физикой, так что нищета и босоногость никогда и никак его не напрягают.

Аниме и манга

Музыка

  • Еврейская песня «Папиросен» (см. эпиграф) — исполняется от лица босого и слепого мальчика-сироты, зарабатывающего себе на кусок хлеба, торгуя папиросами.

Живопись

  • Виктор Васнецов и его «Аленушка». А вот на иллюстрациях и в экранизациях она обута чаще, чем братец Иванушка.
    • И другие картины того же художника, изображающие крестьянок.
  • Тарас Шевченко любил не только писать о них стихи, но и писать их портреты.

Реальная жизнь

  • Бедняки, в первую очередь крестьяне, в странах с теплым климатом. Обувь не обязательна — не покупаем.
    • В странах с холодным климатом, в том числе в России, возможен промежуточный вариант — обувь носится только зимой. Хотя нередко бывало, что дети самых бедных родителей всю зиму сидели дома из-за отсутствия обуви (в России такое было даже и во второй половине XX века, возможно, где-то встречается до сих пор).
    • На Карибских островах вместо «white trash» («белый мусор») используется название «red legs» («красноногие») — по цвету обгоревших на тропическом солнце ног (вообще-то legs — это ноги целиком, а не ступни (feet), так что такое прозвище свидетельствует об отсутствии нормальных штанов, а не обуви — но кто не мог себе позволить даже самых дешевых штанов, у того обычно и с обувью были проблемы). Причём изначально этим словом назвали белых рабов, которым обувь была просто не положена, а после освобождения бывшие рабы стали нищими босяками.
  • Босоногое детство, ставшее отдельным штампом, обусловлено именно этим: взрослый может аккуратно носить одну пару обуви несколько лет, а на постоянно растущих (да еще и постоянно где-то бегающих) детей не напасешься.
  • Цыганки и цыганские дети. Цыгане-мужчины по возможности обувь носят. Впрочем, тут босоногость скорее часть имиджа попрошайки, чем реальная невозможность купить обувь (босая цыганка может быть увешана не такими уж дешевыми украшениями, например).
    • А вот бомжи российских городов, независимо от пола и возраста, босиком стараются никогда не ходить. Это одно из их внутренних правил, поэтому обзывать босоногих людей «бомжами» и неприлично, и неправильно.