Справочник автора/Одежда средневековой Руси: различия между версиями
(Новая страница: «Эта статья о древнерусской одежде. == Базовые элементы древнерусского костюма == Базовым элементом является рубаха<ref>Имевшую такое название, как «срака» — неполногласный вариант слова «соро(ч)ка», а не то, что вы подумали…</ref>, е...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Эта статья о | Эта статья о древнерусской одежде. | ||
== Базовые элементы древнерусского костюма == | == Базовые элементы древнерусского костюма == | ||
Базовым элементом является рубаха<ref>Имевшую [[Эффект голубого щенка|такое]] название, как «срака» | Базовым элементом является рубаха<ref>Имевшую [[Эффект голубого щенка|такое]] название, как «срака» — неполногласный вариант слова «соро(ч)ка», а не то, что вы подумали…</ref>, её цвет и материал может быть любым и зависит только от достатка носителя, но она обязательно украшена вышивкой на воротнике, рукавах и на подоле — ведь это защита от тёмных сил. Мужская рубаха отличается от женской только длиной и меньшим количеством вышивки, но и мужская, и женская рубахи должны быть подпоясаны, иначе неприлично.<ref>Помните выражение «распоясаться» в значении «вести себя некультурно»?</ref> Как и в случае с кимоно, пояс завязывался только двумя узлами, а с одним — только на покойниках. До XV века у мужских рубах воротник был прямой, после появляются рубахи с воротником, скошенным в сторону. Такие рубахи называются косоворотками. | ||
Второй базовый элемент — штаны-порты, доходившие до щиколотки. Они, как правило, тёмного | Второй базовый элемент — штаны-порты, доходившие до щиколотки. Они, как правило, тёмного цвета — коричневого или синего. Чтобы штаны не спадали, их связывают верёвочкой-гашником. Если мужчина надевает обувь или наматывает на ноге онучи, то штаны заправляются в них. Как и в случае с рубахой, в штаны для удобства зашивается ластовица, но, ясное дело, между штанин. Разреза на штанах нет. Мальчики до восьми-десяти лет штаны не носили. Есть, правда, мнение, что древние русичи, как и в Западной Европе, носили шоссы. | ||
<gallery>Файл:Drevrus1.jpg|Горожанин, конец XIII века. | <gallery>Файл:Drevrus1.jpg|Горожанин, конец XIII века. | ||
Файл:Drevrus2.jpg|Он же в верхней рубахе… | Файл:Drevrus2.jpg|Он же в верхней рубахе… | ||
Строка 12: | Строка 10: | ||
== Верхняя одежда домонгольского периода (IX—XIII века) == | == Верхняя одежда домонгольского периода (IX—XIII века) == | ||
В принципе — то же, что и в [[Справочник_автора/Европейская_одежда|остальных Европах]], в особенности у викингов, так как они образовывали циркумбалтийский регион, куда помимо них и викингов, входили [[Янтарь и мызы|прибалты]] и финно-угры. На рубаху и мужчины, и женщины надевали свиту — лёгкий кафтан длиной до колен, сохранившуюся в украинском и белорусском народным костюмах. Вообще кафтан — одна из самых распространённых предметов верхней одежды, хотя само слово «кафтан» появилось лишь в XV веке. | |||
В | |||
Замужние женщины надевали на рубаху понёву, | Замужние женщины надевали на рубаху понёву — клетчатую юбку, которая не зашивалась, а оборачивалась вокруг бёдер и подвязывалась гашником. Девочки не носили понёвы, а девушки надевали их во время совершеннолетия. | ||
=== Княжеская одежда === | === Княжеская одежда === | ||
После крещения Руси княжеская одежда оказалась под очень сильным византийским влиянием. На кафтан с помощью фибулы крепилось корзно — украшенный мехом плащ-мантия, причём таким образом, чтобы на одном плече была видна фибула. Одним из главных княжеских регалий была шапка — округлой формы и с меховой опушкой. | После крещения Руси княжеская одежда оказалась под очень сильным византийским влиянием. На кафтан с помощью фибулы крепилось корзно — украшенный мехом плащ-мантия, причём таким образом, чтобы на одном плече была видна фибула. Одним из главных княжеских регалий была шапка — округлой формы и с меховой опушкой. | ||
== Верхняя одежда постмонгольского периода ( | == Верхняя одежда постмонгольского периода (XIV — начало XVIII века) == | ||
Несмотря на то, что базовые элементы костюма (рубаха-кафтан/понёва-штаны) сохранились после монголо-татарского ига, русский костюм сильно изменился под восточным влиянием. В нём появились новые элементы: тафья (тюбетейка, надевавшаяся знатью под шапку и носившуюся дома), душегреи, валенки, каблуки | Несмотря на то, что базовые элементы костюма (рубаха-кафтан/понёва-штаны) сохранились после монголо-татарского ига, русский костюм сильно изменился под восточным влиянием. В нём появились новые элементы: тафья (тюбетейка, надевавшаяся знатью под шапку и носившуюся дома), душегреи, валенки, каблуки на сапогах<ref>Что характерно, в это же самое время каблук появился и в Западной Европе, также под восточным влиянием.</ref>. На кафтанах появляются стоячие воротники и длинные рукава с вырезом, более широкое распространение получают лапти и сапоги. В каждом регионе начинают проявляться собственные особенности костюма, по большей части женского. Помимо азиатского, в костюме прослеживается и европейское влияние — в XVII в. в моде были польский и венгерский костюмы, откуда пришли кунтуш, жупан и бекеш (от него происходит гусарский доломан). Ну а в начале века XVIII Пётр I в ходе реформ, направленных на европеизацию страны, упразднил ношение русского костюма знатью. | ||
Во время и после монгольского ига свитка исчезла, зато возникло огромное количество разновидностей кафтанов: зипун («нижний» кафтан, одевавшийся под основной), однорядка, охабень, летник и другие. | |||
Часто встречающийся ляп — на кафтанах этого периода разговоры (петлицы, на которых держатся пуговицы) очень широкие, в три пальца ширину. На самом же деле их делали из тонких кусков ткани или шнуров: в XV веке, например ширина разговоров составляла 0,5-1,5 см. | |||
В XIV веке появляется сарафан<ref>Тем не менее, сарафаноподобное платье бытовало у скандинавов и финно-угров ещё раннем среднвековье и называлось хангерок и хурстут соответственно.</ref>, но изначально его носили мужчины; лишь два столетия спустя он прочно занимает место в русском женском костюме, вытеснив понёву в южнорусские области (Белгородчина, Курская, Воронежская области), где сохранилась до сих пор. | |||
=== Княжеская/царская одежда === | === Княжеская/царская одежда === | ||
Так как в XV веке началось объединение русских земель, а | Так как в XV веке началось объединение русских земель, а московский князь стал персоной более важной, чем правитель [[Крохотное королевство|маленького кусочка земли с парой городов и небольшим количеством деревень]], то княжеский, а позднее — царский костюм всё усложняется. Появляется платно — кафтан, шитый золотыми нитками, украшенный жемчугом и имевший атласную опушку. Плащ-корзно исчез, ему на смену пришла барма — воротник, тоже шитый золотом, украшенный драгоценными камнями и помимо этого имевший образа святых и меховую опушку. Княжеские шапки исчезают из списка регалий, им на смену приходит шапка Мономаха, которую царь надевал лишь во время венчания на царство. В остальных случаях царь носил корону, сделанную по образцу шапки Мономаха. На войне царь тоже носил регалии — так называемые ерихонские шапки, переделанные из восточных шишаков. Правда, царских из них всего лишь два — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. | ||
Гардероб цариц не сильно отличался от царских: в быту одевались, как и другие знатные люди, а на торжествах, как и домонгольские княгини, | Гардероб цариц не сильно отличался от царских: в быту одевались, как и другие знатные люди, а на торжествах, как и домонгольские княгини, — в расшитое золотом платье с венцом поверх белого убруса. | ||
== Нижнее бельё, оно же исподнее == | == Нижнее бельё, оно же исподнее == | ||
Насчёт нижнего белья (не считая рубахи) данные смутные, и больше о мужском костюме, так как женщины нижнего белья не носили. Судя по всему, исподние штаны у древних русичей существовали, но появились под византийским влиянием и больше походили на европейские брэ, разве что были до щиколоток, а не до колен или середины бедра | Насчёт нижнего белья (не считая рубахи) данные смутные, и больше о мужском костюме, так как женщины нижнего белья не носили. Судя по всему, исподние штаны у древних русичей существовали, но появились под византийским влиянием и больше походили на европейские брэ, разве что были до щиколоток, а не до колен или середины бедра. Зато известно, что нижнее бельё всегда было белым, неокрашенным. | ||
== Причёски и головные уборы == | == Причёски и головные уборы == | ||
Мужчина, если дело происходит после крещения Руси | Мужчина должен иметь бороду, так как, во-первых, это брутально, а во-вторых (если дело происходит после крещения Руси), так обязан делать каждый христианин, потому что так велел Бог. Если же мужчина не бородат, либо он отрок, либо католик, либо, прости Господи, содомит.<ref>Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии Ивановиче, отце Ивана Грозного</ref> Усы без бороды приветствуются, а если вместе с ними носится чуб — то перед нами славянский воин дохристианской Руси или запорожский [[казак]]. До крещения бородатыми и длинноволосыми ходили волхвы. Другие мужские причёски довольно просты: это как правило стрижка под горшок и её вариации. Хотя в XV веке новгородцы носили длинные волосы, заплетённые в косу. Такая прическа сохранилась у [[Пиво, кнедлики и Швейк|словаков]]. | ||
Женщина с распущенными | Женщина с распущенными волосами — тоже нонсенс, ибо такая женщина — ведьма; в крайнем случае пошла в баню, где нет икон, погадать. Она обязательно носит косу. Если женщина в девках (не замужем), то у неё должна быть одна коса, а если уже замужем — тогда две. Дома замужним женщинам вполне можно ходить с обнажённой головой, а при выходе на улицу они прячут обязательно косы под повойник или какой-нибудь другой головной убор (кику (головной убор с рогами), кокошник и другие), а на уже на них надевается шаль — убрус. В достаточно позднее время, в XIX-XX веках, им на смену приходит косынка, надеваемая прямо на волосы. Также вокруг убруса/платка/непокрытой головы может носиться очелье (букв. ''налобник'', ''то что одевается на лоб'') — полоска вышитой ткани или металлический обруч. Оно помогало придерживать волосы и не давало протекать поту на лицо. Мужчины, особенно ремесленники, тоже порой его носили. Замужняя женщина, вышедшая без головного убора, становилась опозоренной, а если с неё сорвали головной убор насильно, то виновника наказывали высоким штрафом. | ||
Мужчины на выходе тоже должны были обязаны носить головной убор. Чаще всего это была шапка, сделанная из войлока или ткани с меховой обивкой (мурмолка) или тканевый колпак, у крестьян были распространены соломенные<ref>Одна из таких, найденная в Новгороде, оказалась, внимание, крышкой из-под сосуда.</ref> (брыль) или валяные из шерсти шляпы (грешевник). Во время монголо-татарского ига заимствуется меховая шапка малахай, закрывающая уши и шею, которая в начале XX века превратилась в «традишнл рашн хэт» — ушанку. При встрече с высокопоставленными лицами мужчина был обязан «ломать шапку» — снять головной убор и полкониться в знак почтения. | |||
Мужчины на выходе тоже должны были обязаны носить головной убор. Чаще всего это была шапка, сделанная из войлока или ткани с меховой обивкой (мурмолка) или тканевый колпак | |||
Бояре постмонгольского периода носили узнаваемые горлатные шапки, похожие на трубу. Такое название дано потому что шапки делались из меха с горла лисиц и соболя. Но носить их на голове было тяжело, поэтому их чаще держали на руках. | Бояре постмонгольского периода носили узнаваемые горлатные шапки, похожие на трубу. Такое название дано потому что шапки делались из меха с горла лисиц и соболя. Но носить их на голове было тяжело, поэтому их чаще держали на руках. | ||
== Украшения == | == Украшения == | ||
Набор женских украшений был очень богатым. Самые знаменитые — височные кольца, носившиеся, как ясно из названия, в волосах возле висков. Часто они изготавливались из обычной проволоки. Чуть менее известен колт — полая подвеска, крепившаяся к очелью или головному убору. Часто на них изображались | Набор женских украшений был очень богатым. Самые знаменитые — височные кольца, носившиеся, как ясно из названия, в волосах возле висков. Часто они изготавливались из обычной проволоки. Чуть менее известен колт — полая подвеска, крепившаяся к очелью или головному убору. Часто на них изображались незатейлиыве сюжеты — жития святых, сценки из сказок и не сохранившихся мифах древних славян. Колт был популярен в XI-XIII веках. | ||
Мужчины, как всегда, довольствовались меньшим набором украшений. Они носили серьги или гривны — металлические обручи, надеваемые на шею. До крещения Руси гривна была этноопределяющим украшением, он отличала славянина от скандинава, носившего вместо гривны подвеску с молотом Тора. | Мужчины, как всегда, довольствовались меньшим набором украшений. Они носили серьги или гривны — металлические обручи, надеваемые на шею. До крещения Руси гривна была этноопределяющим украшением, он отличала славянина от скандинава, носившего вместо гривны подвеску с молотом Тора. | ||
Строка 72: | Строка 51: | ||
== Обувь == | == Обувь == | ||
* Лапти | * Лапти. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое. | ||
* Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно- | * Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угроские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны. | ||
* Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви. | * Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви. | ||
** Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками. | ** Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками. | ||
** Ноговицы — онучи для знати. | ** Ноговицы — онучи для знати. | ||
* Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в | * Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. | ||
* Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв. | * Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв. | ||
* Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету | * Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету, царь имел право ходить только в туфлях. (Хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги). | ||
* | * Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири. | ||
<gallery>Lapti.jpg|Лапти | <gallery>Lapti.jpg|Лапти (картинку вставляйте какую захотите) | ||
Porshen.jpg|Поршни | Porshen.jpg|Поршни | ||
Boot_before.jpg|Сапоги XI-XIII веков | Boot_before.jpg|Сапоги XI-XIII веков | ||
Строка 93: | Строка 72: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.tforum.info/forum//index.php?showtopic=27694 О древнерусском костюме более подробно на Тожефоруме.] ([https://web.archive.org/web/20170506015512/http://www.tforum.info/forum//index.php?showtopic=27694 архив на случай если основной сайт не работает]) | * [http://www.tforum.info/forum//index.php?showtopic=27694 О древнерусском костюме более подробно на Тожефоруме.] ([https://web.archive.org/web/20170506015512/http://www.tforum.info/forum//index.php?showtopic=27694 архив на случай если основной сайт не работает]) | ||
* [http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_femnovg Одежда и украшение древних новгородок.] | * [http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_femnovg Одежда и украшение древних новгородок.] | ||
* [https://swordmaster.org/2010/05/10/rekonstrukciya-drevnerusskoj-muzhskoj-odezhdy.html А вот что носили мужчины.] | * [https://swordmaster.org/2010/05/10/rekonstrukciya-drevnerusskoj-muzhskoj-odezhdy.html А вот что носили мужчины.] | ||
* [http://roc-il.com/site/kompleks_show.php?content_name=Минимальный%20комплекс%20одежды.%20Московская%20Русь,%20первая%20половина%2016в.&content_link=komplex_rus_odezhda/odezhda.html Базовый комплект на начало 16 века] | * [http://roc-il.com/site/kompleks_show.php?content_name=Минимальный%20комплекс%20одежды.%20Московская%20Русь,%20первая%20половина%2016в.&content_link=komplex_rus_odezhda/odezhda.html Базовый комплект на начало 16 века] | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | <references/> | ||
{{Nav/Справочник автора}} | {{Nav/Справочник автора}} | ||
[[Категория:Справочник автора]] | [[Категория:Справочник автора]] |
Версия 21:11, 28 марта 2022
Эта статья о древнерусской одежде.
Базовые элементы древнерусского костюма
Базовым элементом является рубаха[1], её цвет и материал может быть любым и зависит только от достатка носителя, но она обязательно украшена вышивкой на воротнике, рукавах и на подоле — ведь это защита от тёмных сил. Мужская рубаха отличается от женской только длиной и меньшим количеством вышивки, но и мужская, и женская рубахи должны быть подпоясаны, иначе неприлично.[2] Как и в случае с кимоно, пояс завязывался только двумя узлами, а с одним — только на покойниках. До XV века у мужских рубах воротник был прямой, после появляются рубахи с воротником, скошенным в сторону. Такие рубахи называются косоворотками.
Второй базовый элемент — штаны-порты, доходившие до щиколотки. Они, как правило, тёмного цвета — коричневого или синего. Чтобы штаны не спадали, их связывают верёвочкой-гашником. Если мужчина надевает обувь или наматывает на ноге онучи, то штаны заправляются в них. Как и в случае с рубахой, в штаны для удобства зашивается ластовица, но, ясное дело, между штанин. Разреза на штанах нет. Мальчики до восьми-десяти лет штаны не носили. Есть, правда, мнение, что древние русичи, как и в Западной Европе, носили шоссы.
…и в свите с шапкой.[3]
Верхняя одежда домонгольского периода (IX—XIII века)
В принципе — то же, что и в остальных Европах, в особенности у викингов, так как они образовывали циркумбалтийский регион, куда помимо них и викингов, входили прибалты и финно-угры. На рубаху и мужчины, и женщины надевали свиту — лёгкий кафтан длиной до колен, сохранившуюся в украинском и белорусском народным костюмах. Вообще кафтан — одна из самых распространённых предметов верхней одежды, хотя само слово «кафтан» появилось лишь в XV веке.
Замужние женщины надевали на рубаху понёву — клетчатую юбку, которая не зашивалась, а оборачивалась вокруг бёдер и подвязывалась гашником. Девочки не носили понёвы, а девушки надевали их во время совершеннолетия.
Княжеская одежда
После крещения Руси княжеская одежда оказалась под очень сильным византийским влиянием. На кафтан с помощью фибулы крепилось корзно — украшенный мехом плащ-мантия, причём таким образом, чтобы на одном плече была видна фибула. Одним из главных княжеских регалий была шапка — округлой формы и с меховой опушкой.
Верхняя одежда постмонгольского периода (XIV — начало XVIII века)
Несмотря на то, что базовые элементы костюма (рубаха-кафтан/понёва-штаны) сохранились после монголо-татарского ига, русский костюм сильно изменился под восточным влиянием. В нём появились новые элементы: тафья (тюбетейка, надевавшаяся знатью под шапку и носившуюся дома), душегреи, валенки, каблуки на сапогах[4]. На кафтанах появляются стоячие воротники и длинные рукава с вырезом, более широкое распространение получают лапти и сапоги. В каждом регионе начинают проявляться собственные особенности костюма, по большей части женского. Помимо азиатского, в костюме прослеживается и европейское влияние — в XVII в. в моде были польский и венгерский костюмы, откуда пришли кунтуш, жупан и бекеш (от него происходит гусарский доломан). Ну а в начале века XVIII Пётр I в ходе реформ, направленных на европеизацию страны, упразднил ношение русского костюма знатью.
Во время и после монгольского ига свитка исчезла, зато возникло огромное количество разновидностей кафтанов: зипун («нижний» кафтан, одевавшийся под основной), однорядка, охабень, летник и другие.
Часто встречающийся ляп — на кафтанах этого периода разговоры (петлицы, на которых держатся пуговицы) очень широкие, в три пальца ширину. На самом же деле их делали из тонких кусков ткани или шнуров: в XV веке, например ширина разговоров составляла 0,5-1,5 см.
В XIV веке появляется сарафан[5], но изначально его носили мужчины; лишь два столетия спустя он прочно занимает место в русском женском костюме, вытеснив понёву в южнорусские области (Белгородчина, Курская, Воронежская области), где сохранилась до сих пор.
Княжеская/царская одежда
Так как в XV веке началось объединение русских земель, а московский князь стал персоной более важной, чем правитель маленького кусочка земли с парой городов и небольшим количеством деревень, то княжеский, а позднее — царский костюм всё усложняется. Появляется платно — кафтан, шитый золотыми нитками, украшенный жемчугом и имевший атласную опушку. Плащ-корзно исчез, ему на смену пришла барма — воротник, тоже шитый золотом, украшенный драгоценными камнями и помимо этого имевший образа святых и меховую опушку. Княжеские шапки исчезают из списка регалий, им на смену приходит шапка Мономаха, которую царь надевал лишь во время венчания на царство. В остальных случаях царь носил корону, сделанную по образцу шапки Мономаха. На войне царь тоже носил регалии — так называемые ерихонские шапки, переделанные из восточных шишаков. Правда, царских из них всего лишь два — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.
Гардероб цариц не сильно отличался от царских: в быту одевались, как и другие знатные люди, а на торжествах, как и домонгольские княгини, — в расшитое золотом платье с венцом поверх белого убруса.
Нижнее бельё, оно же исподнее
Насчёт нижнего белья (не считая рубахи) данные смутные, и больше о мужском костюме, так как женщины нижнего белья не носили. Судя по всему, исподние штаны у древних русичей существовали, но появились под византийским влиянием и больше походили на европейские брэ, разве что были до щиколоток, а не до колен или середины бедра. Зато известно, что нижнее бельё всегда было белым, неокрашенным.
Причёски и головные уборы
Мужчина должен иметь бороду, так как, во-первых, это брутально, а во-вторых (если дело происходит после крещения Руси), так обязан делать каждый христианин, потому что так велел Бог. Если же мужчина не бородат, либо он отрок, либо католик, либо, прости Господи, содомит.[6] Усы без бороды приветствуются, а если вместе с ними носится чуб — то перед нами славянский воин дохристианской Руси или запорожский казак. До крещения бородатыми и длинноволосыми ходили волхвы. Другие мужские причёски довольно просты: это как правило стрижка под горшок и её вариации. Хотя в XV веке новгородцы носили длинные волосы, заплетённые в косу. Такая прическа сохранилась у словаков.
Женщина с распущенными волосами — тоже нонсенс, ибо такая женщина — ведьма; в крайнем случае пошла в баню, где нет икон, погадать. Она обязательно носит косу. Если женщина в девках (не замужем), то у неё должна быть одна коса, а если уже замужем — тогда две. Дома замужним женщинам вполне можно ходить с обнажённой головой, а при выходе на улицу они прячут обязательно косы под повойник или какой-нибудь другой головной убор (кику (головной убор с рогами), кокошник и другие), а на уже на них надевается шаль — убрус. В достаточно позднее время, в XIX-XX веках, им на смену приходит косынка, надеваемая прямо на волосы. Также вокруг убруса/платка/непокрытой головы может носиться очелье (букв. налобник, то что одевается на лоб) — полоска вышитой ткани или металлический обруч. Оно помогало придерживать волосы и не давало протекать поту на лицо. Мужчины, особенно ремесленники, тоже порой его носили. Замужняя женщина, вышедшая без головного убора, становилась опозоренной, а если с неё сорвали головной убор насильно, то виновника наказывали высоким штрафом.
Мужчины на выходе тоже должны были обязаны носить головной убор. Чаще всего это была шапка, сделанная из войлока или ткани с меховой обивкой (мурмолка) или тканевый колпак, у крестьян были распространены соломенные[7] (брыль) или валяные из шерсти шляпы (грешевник). Во время монголо-татарского ига заимствуется меховая шапка малахай, закрывающая уши и шею, которая в начале XX века превратилась в «традишнл рашн хэт» — ушанку. При встрече с высокопоставленными лицами мужчина был обязан «ломать шапку» — снять головной убор и полкониться в знак почтения.
Бояре постмонгольского периода носили узнаваемые горлатные шапки, похожие на трубу. Такое название дано потому что шапки делались из меха с горла лисиц и соболя. Но носить их на голове было тяжело, поэтому их чаще держали на руках.
Украшения
Набор женских украшений был очень богатым. Самые знаменитые — височные кольца, носившиеся, как ясно из названия, в волосах возле висков. Часто они изготавливались из обычной проволоки. Чуть менее известен колт — полая подвеска, крепившаяся к очелью или головному убору. Часто на них изображались незатейлиыве сюжеты — жития святых, сценки из сказок и не сохранившихся мифах древних славян. Колт был популярен в XI-XIII веках.
Мужчины, как всегда, довольствовались меньшим набором украшений. Они носили серьги или гривны — металлические обручи, надеваемые на шею. До крещения Руси гривна была этноопределяющим украшением, он отличала славянина от скандинава, носившего вместо гривны подвеску с молотом Тора.
Ну а про бусы, перстни, кольца и ожерелья благоразумно промолчим.
Обувь
- Лапти. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
- Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угроские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
- Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
- Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
- Ноговицы — онучи для знати.
- Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками.
- Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
- Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету, царь имел право ходить только в туфлях. (Хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
- Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.
Ссылки
- О древнерусском костюме более подробно на Тожефоруме. (архив на случай если основной сайт не работает)
- Одежда и украшение древних новгородок.
- А вот что носили мужчины.
- Базовый комплект на начало 16 века
Примечания
- ↑ Имевшую такое название, как «срака» — неполногласный вариант слова «соро(ч)ка», а не то, что вы подумали…
- ↑ Помните выражение «распоясаться» в значении «вести себя некультурно»?
- ↑ Правда, такой фасон встречается лишь с XIV в.
- ↑ Что характерно, в это же самое время каблук появился и в Западной Европе, также под восточным влиянием.
- ↑ Тем не менее, сарафаноподобное платье бытовало у скандинавов и финно-угров ещё раннем среднвековье и называлось хангерок и хурстут соответственно.
- ↑ Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии Ивановиче, отце Ивана Грозного
- ↑ Одна из таких, найденная в Новгороде, оказалась, внимание, крышкой из-под сосуда.