Буржуазно-коричневая сволочь: различия между версиями
м (→Русскоязычная) |
Оракул (обсуждение | вклад) (Тоже из Неолурка) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Награждаю тебя высшим буржуинским орденом — Белым Крестом предателя первой степени | |||
Вымышленный государственный режим, представляющий собой смесь капитализма/либерализма и нацизма/фашизма. Как правило, имеется некий «золотой миллиард», который наслаждается всеми благами буржуазной «красивой жизни», и есть значительно более обширная прослойка «унтерменшей», которые этот «золотой миллиард» обслуживают и используются в качестве бесплатной рабочей силы. | Вымышленный государственный режим, представляющий собой смесь капитализма/либерализма и нацизма/фашизма. Как правило, имеется некий «золотой миллиард», который наслаждается всеми благами буржуазной «красивой жизни», и есть значительно более обширная прослойка «унтерменшей», которые этот «золотой миллиард» обслуживают и используются в качестве бесплатной рабочей силы. | ||
Этот троп очень любим [[Теория заговора|конспирологами]], антиглобалистами и публицистами левого толка, и часто фигурирует в связи со словосочетанием «Новый мировой порядок». Ведь что (во всяком случае, с точки зрения левых) делают капиталисты и буржуа? Правильно — угнетают рабочий класс. А что делают фашисты? Правильно — угнетают «низшие» расы, несогласную оппозицию и тех, кого считают «недостаточно патриотичными»/«предателями национальной идеи». И поэтому двух «угнетателей» очень легко объединить в одно лицо. | Этот троп очень любим [[Теория заговора|конспирологами]], антиглобалистами и публицистами левого толка, и часто фигурирует в связи со словосочетанием «Новый мировой порядок». Ведь что (во всяком случае, с точки зрения левых) делают капиталисты и буржуа? Правильно — угнетают рабочий класс. А что делают фашисты? Правильно — угнетают «низшие» расы, несогласную оппозицию и тех, кого считают «недостаточно патриотичными»/«предателями национальной идеи». И поэтому двух «угнетателей» очень легко объединить в одно лицо. | ||
См. также [[Ряженые под Запад]] и [[Хунта]]. | См. также [[Ряженые под Запад|Ряженые под Запад]] и [[Хунта|Хунта]]. | ||
Противоположные тропы — [[Красно-коричневая сволочь]] (смесь коммунизма и фашизма) и [[Красно-буржуазная сволочь]] (смесь капитализма и коммунизма). | Противоположные тропы — [[Красно-коричневая сволочь|Красно-коричневая сволочь]] (смесь коммунизма и фашизма) и [[Красно-буржуазная сволочь|Красно-буржуазная сволочь]] (смесь капитализма и коммунизма). | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература|Литература]] === | |||
==== Русскоязычная ==== | |||
* [[Александр Беляев (страница не существует)|Александр Беляев]] любил этот троп. | |||
** «[[Продавец воздуха|Продавец воздуха]]» — собственно продавец мистер Бейли и стоящие за ним нехорошие буржуины, стремящиеся укротить свой пролетариат путём превращения воздуха в платный товар. | |||
* [[Александр Беляев]] любил этот троп. | |||
** «[[Продавец воздуха]]» — собственно продавец мистер Бейли и стоящие за ним нехорошие буржуины, стремящиеся укротить свой пролетариат путём превращения воздуха в платный товар. | |||
** «Прыжок в ничто» — группа представителей капиталистической элиты [[Загнивающий Запад|Запада]], эвакуирующаяся на Венеру от революционной угрозы. Один из «первых космонавтов», Стормер, прямым текстом признаётся в симпатиях к «могиканам» (так во вселенной романа называют себя фашисты). | ** «Прыжок в ничто» — группа представителей капиталистической элиты [[Загнивающий Запад|Запада]], эвакуирующаяся на Венеру от революционной угрозы. Один из «первых космонавтов», Стормер, прямым текстом признаётся в симпатиях к «могиканам» (так во вселенной романа называют себя фашисты). | ||
** В рассказе «Гость из книжного шкафа» профессор Вагнер становится пленником подпольной антикоммунистической организации «Диктатор». Подчёркивается, что она объединяет представителей действующей правящей верхушки веймарской Германии, так что это явно не [[Нацист|НСДАП]]. | ** В рассказе «Гость из книжного шкафа» профессор Вагнер становится пленником подпольной антикоммунистической организации «Диктатор». Подчёркивается, что она объединяет представителей действующей правящей верхушки веймарской Германии, так что это явно не [[Нацист|НСДАП]]. | ||
Строка 24: | Строка 19: | ||
** То же касается экранизации 1964 г. (реж. Е. Шерстобитов). Буржуинские солдаты явно смахивают на стереотипных плакатных нацистов, только каски белого цвета (а форма всё равно чёрная). | ** То же касается экранизации 1964 г. (реж. Е. Шерстобитов). Буржуинские солдаты явно смахивают на стереотипных плакатных нацистов, только каски белого цвета (а форма всё равно чёрная). | ||
** Мультфильм Снежко-Блоцкой: солдаты «буржуинов» выглядят как смесь бойцов вермахта и рейхсвера. Генералы: стереотипный прусский, косящий под Геринга, стереотипный эсэсовец в форме и с моноклем и стереотипный японский. Однако Главный Буржуин — типичный карикатурный капиталист. Техника, что характерно — карикатурные немецкие броневики и не менее карикатурные британские «ромбы». | ** Мультфильм Снежко-Блоцкой: солдаты «буржуинов» выглядят как смесь бойцов вермахта и рейхсвера. Генералы: стереотипный прусский, косящий под Геринга, стереотипный эсэсовец в форме и с моноклем и стереотипный японский. Однако Главный Буржуин — типичный карикатурный капиталист. Техника, что характерно — карикатурные немецкие броневики и не менее карикатурные британские «ромбы». | ||
* Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]» — своеобразный мета-пример: в поздней редакции фашистскую Италию заменили на капиталистическую. Впрочем, много редактировать для этого не пришлось: и в изначальной редакции также подчёркивалось социальное расслоение и жадность тамошних злодеев до денег. | * Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч|Старик Хоттабыч]]» — своеобразный мета-пример: в поздней редакции фашистскую Италию заменили на капиталистическую. Впрочем, много редактировать для этого не пришлось: и в изначальной редакции также подчёркивалось социальное расслоение и жадность тамошних злодеев до денег. | ||
* К. [[Чуковский]], «Одолеем Бармалея» — с учётом времени написания и общего настроя, страна Свирепия — очевидная аллюзия на Германию. С другой стороны, мотивация, с которой Айболит в начале отказывается лечить злых зверей (что и приводит к конфликту), скорее напоминает типичное изображение презрения к буржуям. | * К. [[Чуковский|Чуковский]], «Одолеем Бармалея» — с учётом времени написания и общего настроя, страна Свирепия — очевидная аллюзия на Германию. С другой стороны, мотивация, с которой Айболит в начале отказывается лечить злых зверей (что и приводит к конфликту), скорее напоминает типичное изображение презрения к буржуям. | ||
* Ф. Кнорре, повесть-сказка «Капитан Крокус» — загнивающий Запад с фашистским фюрером. Правда, кампания против сказок скорее отсылает к СССР (т. н. «движение советской педологической школы»). | * Ф. Кнорре, повесть-сказка «Капитан Крокус» — загнивающий Запад с фашистским фюрером. Правда, кампания против сказок скорее отсылает к СССР (т. н. «движение советской педологической школы»). | ||
* Анатолий Днепров, «Глиняный бог» — Американская корпорация «Уэстерн биокемикал сервис», создающая биологическое оружие и суперсолдат в союзе с нацистами-учёными из Германии (те притворяются партнёром «сервис» — немецкой фирмой под названием «Хемише Централь»). | * Анатолий Днепров, «Глиняный бог» — Американская корпорация «Уэстерн биокемикал сервис», создающая биологическое оружие и суперсолдат в союзе с нацистами-учёными из Германии (те притворяются партнёром «сервис» — немецкой фирмой под названием «Хемише Централь»). | ||
** «200 % свободы» в ту же степь. | ** «200 % свободы» в ту же степь. | ||
* Илья Варшавский, цикл о государстве Дономага. | * Илья Варшавский, цикл о государстве Дономага. | ||
* Лев Давыдычев, «[[Руки вверх! или Враг №1]]» — некая контора, [[Ряженые под Рейх|ряженая под нацистов]] (одно приветствие «фиг майль!» чего стоит!) | * Лев Давыдычев, «[[Руки вверх! или Враг №1|Руки вверх! или Враг №1]]» — некая контора, [[Ряженые под Рейх|ряженая под нацистов]] (одно приветствие «фиг майль!» чего стоит!) | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Обитаемый остров]]» — зловещая хунта Неизвестных Отцов. Политику террора и этатизма сочетают с чудовищным социальным расслоением и крышеванием крупного капитала. | * [[Братья Стругацкие|Братья Стругацкие]], «[[Обитаемый остров|Обитаемый остров]]» — зловещая хунта Неизвестных Отцов. Политику террора и этатизма сочетают с чудовищным социальным расслоением и крышеванием крупного капитала. | ||
* Дмитрий Биленкин: | * Дмитрий Биленкин: | ||
** «Сила сильных» — Империя Плеяд. Вроде как буржуазное общество с лёгким намёком на мусульманский фундаментализм (правителя с давних пор именуют падишахом, а основатели империи называли себя фундаменталистами) и Римскую империю, но устраивается [[охота на людей]], а [[ | ** «Сила сильных» — Империя Плеяд. Вроде как буржуазное общество с лёгким намёком на мусульманский фундаментализм (правителя с давних пор именуют падишахом, а основатели империи называли себя фундаменталистами) и Римскую империю, но устраивается [[Охота на людей|охота на людей]], а [[Биоробот|биороботов]]-[[Раса слуг|слуг]] называют «нечками» от слова «недочеловек» (главгад Эль Шорр разъясняет своему сыну, что это слово придумано германскими нацистами в седой древности). | ||
** Более ранняя повесть «Космический бог» — банда Гюисманса. | ** Более ранняя повесть «Космический бог» — банда Гюисманса. | ||
** «Операция на совести» — капитализм плюс что-то тоталитарное. | ** «Операция на совести» — капитализм плюс что-то тоталитарное. | ||
* Юрий Коротков, «[[Стиляги]]» — саксофон, который купил Мэлс, оказался трофейным, из оркестра военно-воздушных сил [[ | * Юрий Коротков, «[[Стиляги|Стиляги]]» — саксофон, который купил Мэлс, оказался трофейным, из оркестра военно-воздушных сил [[Нацист|нацисткой]] Германии. К счастью, у него хватило ума сделать то, до чего у предыдущего владельца десять лет руки не доходили — сточить нафиг свастику напильником. | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Железная пята» — собственно, почти эталонный пример. Изображенный в романе строй можно по праву назвать олигархическим фашизмом, хотя последнего слова тогда даже не было. | * [[Jack London|Джек Лондон]], «Железная пята» — собственно, почти эталонный пример. Изображенный в романе строй можно по праву назвать олигархическим фашизмом, хотя последнего слова тогда даже не было. | ||
* Ян Вайсс, «[[Дом в тысячу этажей]]» — [[Город-здание|гигантское здание]] сверхбогача Огисфера Муллера построено по заветам ультрамонополитического капитализма, в котором все принадлежит ему лично. При этом книга предсказывает многое из будущей фашистской политики: рабский рабочий труд с клеймением рабов номерами на коже, ограбление и тайное сожжение обманутых людей под предлогом их переселения, культ личности, жестокая диктатура и поголовная слежка — не хуже, чем у Оруэлла… | * Ян Вайсс, «[[Дом в тысячу этажей|Дом в тысячу этажей]]» — [[Город-здание|гигантское здание]] сверхбогача Огисфера Муллера построено по заветам ультрамонополитического капитализма, в котором все принадлежит ему лично. При этом книга предсказывает многое из будущей фашистской политики: рабский рабочий труд с клеймением рабов номерами на коже, ограбление и тайное сожжение обманутых людей под предлогом их переселения, культ личности, жестокая диктатура и поголовная слежка — не хуже, чем у Оруэлла… | ||
* Натанаэл Уэст, повесть «Целый миллион, или Расчленения Лемюэла Питкина» (1934) — родобный сценарий реализуется в финале. | * Натанаэл Уэст, повесть «Целый миллион, или Расчленения Лемюэла Питкина» (1934) — родобный сценарий реализуется в финале. | ||
* Станислав Лем, «Группенфюрер Луи XIV» — [[педаль в пол]]: уже не буржуазно-коричневая, а феодально-коричневая сволочь. Псевдорецензия на несуществующий [[Типа я Кафка|кафкианский]] роман о том, как группа беглых [[ | * Станислав Лем, «Группенфюрер Луи XIV» — [[Педаль в пол|педаль в пол]]: уже не буржуазно-коричневая, а феодально-коричневая сволочь. Псевдорецензия на несуществующий [[Типа я Кафка|кафкианский]] роман о том, как группа беглых [[Нацист|нацистов]] на тайной базе в глубине [[Аргентина — Четвертый Рейх|джунглей Аргентины]] занимаются | ||
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — альтернатива о победе в США 1930-х президента Базза Уиндрипа, который устанавливает в стране фашистскими методами личную диктатуру, опираясь на армию и крупный капитал. Про расизм тоже неоднократно упоминается. | * Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — альтернатива о победе в США 1930-х президента Базза Уиндрипа, который устанавливает в стране фашистскими методами личную диктатуру, опираясь на армию и крупный капитал. Про расизм тоже неоднократно упоминается. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино|Кино]] === | ||
* | * Советский фильм «Секретная миссия» (1950) — накануне крушения рейха гитлеровцы ведут тайные переговоры с союзниками через американского сенатора Аллана, крупного спонсора немецкой промышленности и агента ЦРУ! | ||
* | * Советский фильм «Ночь без милосердия» (1961) — самый мерзкий персонаж, [[Белокурая арийская бестия|один из американских летчиков]], посидел в немецком плену, что не помешало ему стать оголтелым расистом и милитаристом, который без тени сожаления выдал советских товарищей, пытавшихся сбежать. Все его коллеги, кроме главного героя, а также лично командование базы, которое занимается шпионажем на советской территории, недалеко от него ушло. | ||
* «В тридевятом царстве» (1970) — в королевстве [[Франглиспания|Карликия]] зреет госпереворот под руководством магната, стереотипного буржуя в цилиндре и с сигарой. Местные военные уже повесили портрет Гитлера в Генштабе и даже непроизвольно зигуют. Кино, на минуточку, вышло аккурат после переворота черных полковников в Греции. | |||
* Советский фильм «Комитет 19-ти» (1971) — где-то в Африке недобитые нацисты делают биооружие по заказу американских капиталистов и, видимо, ЦРУ. | |||
* | |||
* «Мозг на миллиард долларов» — отставной американский генерал-милитарист устраивает ради уничтожения коммунистов нападение на Советскую Латвию личной армии, которая внешним видом и эмблемой косплеит немецких нацистов. | * «Мозг на миллиард долларов» — отставной американский генерал-милитарист устраивает ради уничтожения коммунистов нападение на Советскую Латвию личной армии, которая внешним видом и эмблемой косплеит немецких нацистов. | ||
* «[[Индиана Джонс]] и последний крестовый поход» — {{spoiler|[[Главгад]] Уолтер Донован, американский миллионер и член НСДАП.}} | * «[[Индиана Джонс|Индиана Джонс]] и последний крестовый поход» — {{spoiler|1=[[Главгад|Главгад]] Уолтер Донован, американский миллионер и член НСДАП.}} | ||
* «[[Starship Troopers/Starship Troopers 1|Звездный десант]]» — несомненно капиталистическое и милитаристическое общество, прямо срисованное с Америки, отсылает к Третьему Рейху стилизованной под вермахт формой и приемами, взятыми из фильма «Триумф воли». | * «[[Starship Troopers/Starship Troopers 1|Звездный десант]]» — несомненно капиталистическое и милитаристическое общество, прямо срисованное с Америки, отсылает к Третьему Рейху стилизованной под вермахт формой и приемами, взятыми из фильма «Триумф воли». | ||
* «Икона» по мотивам Фредерика Форсайта: кандидат в президенты России после [[Бесславные 90-е|бесславных 90-х]] Игорь Комаров — крупнейший олигарх и тайный националист, расист и практически русский нацист. Его тайный план после прихода к власти — установление однопартийной диктатуры и уничтожение либералов, гомосексуалистов, евреев, мусульман и чеченцев (которые чуть менее чем полностью мусульмане). | * «Икона» по мотивам Фредерика Форсайта: кандидат в президенты России после [[Бесславные 90-е|бесславных 90-х]] Игорь Комаров — крупнейший олигарх и тайный националист, расист и практически русский нацист. Его тайный план после прихода к власти — установление однопартийной диктатуры и уничтожение либералов, гомосексуалистов, евреев, мусульман и чеченцев (которые чуть менее чем полностью мусульмане). | ||
Строка 64: | Строка 54: | ||
* [[V for Vendetta (movie)|Экранизация «V значит Вендетта»]]: лидеры [[Ряженые под Рейх|партии Norsefire]] по совместительству были владельцами фармацевтической компании, создавшей лекарство от вируса… ими же и выведенного. В комиксе — фашисты чистейшей воды. | * [[V for Vendetta (movie)|Экранизация «V значит Вендетта»]]: лидеры [[Ряженые под Рейх|партии Norsefire]] по совместительству были владельцами фармацевтической компании, создавшей лекарство от вируса… ими же и выведенного. В комиксе — фашисты чистейшей воды. | ||
* «[[Iron Sky|Железное небо]]»: избирательная кампания президента США ведётся с помощью лунных нацистов и [[Ряженые под Рейх|в эстетике Третьего Рейха]]. | * «[[Iron Sky|Железное небо]]»: избирательная кампания президента США ведётся с помощью лунных нацистов и [[Ряженые под Рейх|в эстетике Третьего Рейха]]. | ||
* «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик и Крысиный Король]]» Кончаловского: крысы очевидно срисованы с нацистов (и уничтожение ими игрушек недвусмысленно отсылает к Холокосту), а вот их манерный король — карикатура на | * «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик и Крысиный Король]]» Кончаловского: крысы очевидно срисованы с нацистов (и уничтожение ими игрушек недвусмысленно отсылает к Холокосту), а вот их манерный король — карикатура на | ||
* «[[SnowPiercer|Сквозь снег]]» — зачастую относится именно сюда. Как смеют роскошествовать оплатившие билет, когда взятые бесплатно не видят ничего, кроме [[Пластиковая каша|протеиновых батончиков]] из [[Тараканище| | * «[[SnowPiercer|Сквозь снег]]» — зачастую относится именно сюда. Как смеют роскошествовать оплатившие билет, когда взятые бесплатно не видят ничего, кроме [[Пластиковая каша|протеиновых батончиков]] из [[Тараканище|тараканов]]? | ||
=== [[Мультсериалы|Мультсериалы]] === | |||
* Немного натянутый пример, но всё же… [[Avatar: The Last Airbender|Avatar: The Last Airbender]] — Империя Огня, в первую очередь [[СФК|СФК]] [[Ряженые под Японию|Японии]], также по-своему заменяет в этом мире США, как наиболее технически-развитая на тот момент страна, с [[Чёрные корабли (страница не существует)|Чёрными кораблями]], с которыми остальные мало что могут поделать, с агрессорской политикой, но с другой стороны, они немного и ряжены под Рейх, и в выборе агрессора наверняка не последнюю роль сыграла роль Японии во ВМВ, да и тоталитаризм, да и уничтожение всего народа Воздуха… | |||
=== [[ | === [[Комиксы|Комиксы]] === | ||
* Красный Череп, воскреснув в клонированном теле Капитана Америки, посчитал, что нацизм в чистом виде бесперспективен, а Соединенным Штатам всего-то нужен небольшой толчок в нужном направлении, и переквалифицировался в буржуазно-коричневую сволочь. | * Красный Череп, воскреснув в клонированном теле Капитана Америки, посчитал, что нацизм в чистом виде бесперспективен, а Соединенным Штатам всего-то нужен небольшой толчок в нужном направлении, и переквалифицировался в буржуазно-коричневую сволочь. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры|Видеоигры]] === | ||
* Если в первой части оригинальной игры Strider издевались над коммунизмом, то во второй — именно это. Миром правит «вернувшийся с того света» злодей Мейо через мафию и корпорации (самая крупная — «Кракен»), имеется [[Герр Доктор|немецкий учёный-аристократ]], создающий суперрасу для замены людей по плану Мейо, а почти все противники третьего уровня игры — [[Ряженые под Рейх|германские военные]]… | * Если в первой части оригинальной игры Strider издевались над коммунизмом, то во второй — именно это. Миром правит «вернувшийся с того света» злодей Мейо через мафию и корпорации (самая крупная — «Кракен»), имеется [[Герр Доктор|немецкий учёный-аристократ]], создающий суперрасу для замены людей по плану Мейо, а почти все противники третьего уровня игры — [[Ряженые под Рейх|германские военные]]… | ||
* Iron Storm: World War Zero — вместо Ленина революцию в России устроил барон Унгерн (в игре — Угенберг) и создал в России сабж (да ещё присоединил к ней Монголию, Японию и Восточную Германию). Впрочем, Империя Угенберга все же представляет собой [[ | * Iron Storm: World War Zero — вместо Ленина революцию в России устроил барон Унгерн (в игре — Угенберг) и создал в России сабж (да ещё присоединил к ней Монголию, Японию и Восточную Германию). Впрочем, Империя Угенберга все же представляет собой [[Субверсия|субверсию]], настоящая же буржуазно-коричневая сволочь — Консорциум, злобный синдикат, зарабатывающий деньги на оружейных поставках [[Борьба нанайских мальчиков|Угенбергу и его врагам]]. | ||
* Внезапно, серия [[Killzone]]. Внешне хэлгасты — это [[Красно-коричневая сволочь|противоположный троп]], но и Сколар Визари, и Йорхан Шталь — не только вожди хэлгастов, но и, внимание, крупнейшие оружейные магнаты, поделившие между собой всю индустрию планеты! | * Внезапно, серия [[Killzone (страница не существует)|Killzone]]. Внешне хэлгасты — это [[Красно-коричневая сволочь|противоположный троп]], но и Сколар Визари, и Йорхан Шталь — не только вожди хэлгастов, но и, внимание, крупнейшие оружейные магнаты, поделившие между собой всю индустрию планеты! | ||
* [[Mass Effect]] — Батарианская Гегемония. | * [[Mass Effect|Mass Effect]] — Батарианская Гегемония. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка|Музыка]] === | ||
<div class="thumb tright"><div class="thumbinner" style="width: 302px;"><div class='embedvideo autoResize' style=''><div class='embedvideowrap' style='width: 300px;'><iframe src="//www.youtube.com/embed/YV4oYkIeGJc?" width="300" height="169" frameborder="0" allowfullscreen="true"></iframe><div class="thumbcaption"><p style="font-size: 80%; float: right; border: none; background: none;">(<span class="plainlinks">[http://www.youtube.com/watch?v=YV4oYkIeGJc&fmt=18 link]</span>) | |||
* Клип Disturbed на [[Кавер-версия|кавер-версию]] Land of Confusion (в оригинале песня Genesis). Зловещий образ [[Омерзительный толстяк|Мирового Буржуя]] сделал и без того недобрую песню (в оригинале это было «[[На тебе!]]» в адрес политики Рейгана) ещё [[мрачнее и острее]]. | |||
* Клип Disturbed на [[Кавер-версия|кавер-версию]] Land of Confusion (в оригинале песня Genesis). Зловещий образ [[Омерзительный толстяк|Мирового Буржуя]] сделал и без того недобрую песню (в оригинале это было «[[На тебе!|На тебе!]]» в адрес политики Рейгана) ещё [[Мрачнее и острее|мрачнее и острее]]. | |||
* Бьёрн Афселиус — «Svarta gänget», прямое сравнение шведской партии «Умеренные» с фашистами прошлого. | * Бьёрн Афселиус — «Svarta gänget», прямое сравнение шведской партии «Умеренные» с фашистами прошлого. | ||
* Жозе Афонсу — постоянная тема творчества, но прежде всего «Os vampiros». | * Жозе Афонсу — постоянная тема творчества, но прежде всего «Os vampiros». | ||
* Карлос Пуэбла — «Ya que lo pregunta», «Y en eso llegó Fidel» и т.д. | * Карлос Пуэбла — «Ya que lo pregunta», «Y en eso llegó Fidel» и т.д. | ||
=== | === [[Реальная жизнь|Реальная жизнь]] === | ||
{{Q|1=<poem>Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала…<...> Фашизм — это власть самого финансового капитала.</poem>|2=«Димитровское» определение фашизма. | |||
}} | |||
* «Ортодоксальные» фашистские режимы с точки зрения левых (см. цитату). Сохранение института частной собственности | |||
* «Ортодоксальные» фашистские режимы с точки зрения левых (см. цитату). Сохранение института частной собственности | |||
* Национал-либеральные и национал-демократические партии. С фитильком, разумеется — при соответствии тропу и люди не поймут, и конкуренты сожрут. | * Национал-либеральные и национал-демократические партии. С фитильком, разумеется — при соответствии тропу и люди не поймут, и конкуренты сожрут. | ||
* Просто Национальная партия в [[Чёрный континент|ЮАС/ЮАР]], установившая апартеид (апартхейд). Эти без фитилька. По сути, весь режим апартеида был [[Светлее и мягче|лайт-версией]] Третьего рейха. Вместо однопартийной диктатуры — запрет на левые партии, вместо планов по завоеванию половины мира — посильная помощь [[Наш сукин сын|своим сукиным детям]] в сопредельных странах и изредка вылазки ''коммандос'' (ну, ещё война в Анголе), вместо истребления представителей низшей расы — жёсткая дискриминация, гетто и резервации. Недаром Брайен Бантинг назвал свою книгу «Становление южноафриканского рейха». И неудивительно: идеологи апартхейда во Вторую мировую занимали активную пронацистскую позицию, гармонично слитую с антибританской. | * Просто Национальная партия в [[Чёрный континент|ЮАС/ЮАР]], установившая апартеид (апартхейд). Эти без фитилька. По сути, весь режим апартеида был [[Светлее и мягче|лайт-версией]] Третьего рейха. Вместо однопартийной диктатуры — запрет на левые партии, вместо планов по завоеванию половины мира — посильная помощь [[Наш сукин сын|своим сукиным детям]] в сопредельных странах и изредка вылазки ''коммандос'' (ну, ещё война в Анголе), вместо истребления представителей низшей расы — жёсткая дискриминация, гетто и резервации. Недаром Брайен Бантинг назвал свою книгу «Становление южноафриканского рейха». И неудивительно: идеологи апартхейда во Вторую мировую занимали активную пронацистскую позицию, гармонично слитую с антибританской. | ||
** А более радикальные сторонники тех же идей, которые даже не пытались придать себе буржуазной респектабельности — это уже [[ряженые под Рейх]]. Они взаимно сотрудничали с предыдущим пунктом, но Нац. партия считала нацистов злобными отморозками, а нацисты «просто националистов» буржуазными позёрами и зажравшимися помещиками. | ** А более радикальные сторонники тех же идей, которые даже не пытались придать себе буржуазной респектабельности — это уже [[Ряженые под Рейх|ряженые под Рейх]]. Они взаимно сотрудничали с предыдущим пунктом, но Нац. партия считала нацистов злобными отморозками, а нацисты «просто националистов» буржуазными позёрами и зажравшимися помещиками. | ||
** [[Светлее и мягче]] — Родезия. Режим Яна Смита хотя и ввел избирательный ценз по уровня благосостояния и образования, отрезавший большую часть африканцев от политики, был гораздо мягче своего южного соседа. Никакой сегрегации, а африканцы имели шанс встроиться в систему. Итог — одна из наиболее развитых стран Африки, не только кормящая себя сама, но и худо-бедно продающая излишки. При этом построенная на частной инициативе, отсюда и | ** [[Светлее и мягче|Светлее и мягче]] — Родезия. Режим Яна Смита хотя и ввел избирательный ценз по уровня благосостояния и образования, отрезавший большую часть африканцев от политики, был гораздо мягче своего южного соседа. Никакой сегрегации, а африканцы имели шанс встроиться в систему. Итог — одна из наиболее развитых стран Африки, не только кормящая себя сама, но и худо-бедно продающая излишки. При этом построенная на частной инициативе, отсюда и | ||
* Генри Форд, [http://raven.theraider.net/showthread.php?t=21999 возможный прототип Уолтера Донована]. Знаменитый американский бизнесмен и промышленник и одна из легендарных «историй успеха» в США, также известен своим антисемитизмом и поддержкой НСДАП | * Генри Форд, [http://raven.theraider.net/showthread.php?t=21999 возможный прототип Уолтера Донована]. Знаменитый американский бизнесмен и промышленник и одна из легендарных «историй успеха» в США, также известен своим антисемитизмом и поддержкой НСДАП. | ||
* Патрик Бьюкенен, в прошлом советник трёх президентов США (Никсона, Форда и Рейгана). Отметился расистскими и антисемитскими высказываниями. | * Патрик Бьюкенен, в прошлом советник трёх президентов США (Никсона, Форда и Рейгана). Отметился расистскими и антисемитскими высказываниями. | ||
* Аугусто Пиночет, неолиберальный диктатор Чили и по совместительству ненавистник индейцев и коммунистов — стопроцентное попадание в троп. | * Аугусто Пиночет, неолиберальный диктатор Чили и по совместительству ненавистник индейцев и коммунистов — стопроцентное попадание в троп. | ||
** Как и его парагвайский коллега | ** Как и его парагвайский коллега | ||
** А также многие другие латиноамериканские «каудильо», десятки их! Самые значительные: | ** А также многие другие латиноамериканские «каудильо», десятки их! Самые значительные: | ||
** Рафаэль Леонидас Трухильо — президент Доминиканы, дедушка латиносского каудилизма и сферический в вакууме эталон тропа. | ** Рафаэль Леонидас Трухильо — президент Доминиканы, дедушка латиносского каудилизма и сферический в вакууме эталон тропа. | ||
Строка 105: | Строка 98: | ||
** Что и радостно подтвердил своим диктаторским режимом его достойный последователь Хорхе Рафаэль Видела. | ** Что и радостно подтвердил своим диктаторским режимом его достойный последователь Хорхе Рафаэль Видела. | ||
** Эмилиу Гаррастазу Медиси — президент Бразилии. Умудрился по уровню антикоммунистического движения приблизить страну если не к Аргентине, то хотя бы к Чили и Парагваю. | ** Эмилиу Гаррастазу Медиси — президент Бразилии. Умудрился по уровню антикоммунистического движения приблизить страну если не к Аргентине, то хотя бы к Чили и Парагваю. | ||
** Эфраин Риос | ** Эфраин Риос Монтт — диктатор Гватемалы, за полтора года правления «собравший» половину жертв многолетней гражданской войны, после чего [[Уволен из гестапо за жестокость|свергнут конкурировавшей фракцией правых]]. Успел впоследствии побывать председателем парламента и умереть, так и не понеся наказания — приговор (80 лет тюремного заключения) был отменен под давлением ассоциации ветеранов гражданской войны с правительственной стороны Авемильгуа. Также известен как [[Протестанты плохие|фанатичный протестант]]. | ||
** Хуан Мария | ** Хуан Мария Бордаберри — в то время, как даже военные хунты 1970-х обещали после «победы над марксистами» вернуть демократию, избранный президентом Уругвая гражданский политик при поддержке военных установил единоличную диктатуру и провозгласил создание корпоративного государства по рецептам Муссолини и Франко. Не вышло — не одобрили даже генералы из окружения, отстранившие его от власти. | ||
** Луис Гарсия Меса, в конце 1970-х попытавшийся не только установить в Боливии правый режим, но и собрать в ней «цвет» европейских ультраправых, и имевший в советниках настоящего гестаповца Клауса Барбье. Тоже долго не продержался. | ** Луис Гарсия Меса, в конце 1970-х попытавшийся не только установить в Боливии правый режим, но и собрать в ней «цвет» европейских ультраправых, и имевший в советниках настоящего гестаповца Клауса Барбье. Тоже долго не продержался. | ||
** Напоследок, президент Перу Альберто Фухимори. Не был так эпичен, как вышеупомянутые коллеги, но и ультраправый консерватизм в Перу не смог бы расцвести бы так при других, не менее радикальных политиках. | ** Напоследок, президент Перу Альберто Фухимори. Не был так эпичен, как вышеупомянутые коллеги, но и ультраправый консерватизм в Перу не смог бы расцвести бы так при других, не менее радикальных политиках. | ||
** В несколько более мягкой | ** В несколько более мягкой форме — современные правые политики в регионе, до восстановления порядков времен открытых диктатур не дошедшие, но числящие их в предшественниках: Жаир Болсонару (Бразилия), Марио Абдо (Парагвай), Альваро Урибе и Иван Дуке (Колумбия), Хуан Орландо Эрнандес (Гондурас), Джимми Моралес (Гватемала) и другие. | ||
* С латиноамериканскими диктатурами сравнима и диктатура Сухарто в Индонезии, начавшаяся с уничтожения минимум сотен тысяч коммунистов и сочувствующих. За экономику же отвечали выучившиеся в США | * С латиноамериканскими диктатурами сравнима и диктатура Сухарто в Индонезии, начавшаяся с уничтожения минимум сотен тысяч коммунистов и сочувствующих. За экономику же отвечали выучившиеся в США деятели — «мафия из Беркли», предшественники «чикагских мальчиков» Пиночета. | ||
* Южнокорейские диктаторы Ли Сын Ман (этот довел до ручки и экономику, а у власти усидел исключительно на штыках контингента ООН на американской основе), Пак Чжон Хи (при нем экономика стала расти, но порядки остались диктаторскими) и еще несколько из 1980-х. Недавних президентов Ли Мён Бака и Пак Кын Хе (дочь Пак Чжон Хи) критики слева тоже причисляют к тропу (оба ныне сидят в тюрьме, но не за установление диктаторского режима, а за коррупцию). | * Южнокорейские диктаторы Ли Сын Ман (этот довел до ручки и экономику, а у власти усидел исключительно на штыках контингента ООН на американской основе), Пак Чжон Хи (при нем экономика стала расти, но порядки остались диктаторскими) и еще несколько из 1980-х. Недавних президентов Ли Мён Бака и Пак Кын Хе (дочь Пак Чжон Хи) критики слева тоже причисляют к тропу (оба ныне сидят в тюрьме, но не за установление диктаторского режима, а за коррупцию). | ||
* Противники республиканцев США примерно так их и рассматривают. Милитаризм, расизм любого сорта и ценности либертарианства (свободный рынок и ношение оружия). Наиболее наглядно проявляется в критике Дональда Трампа. | * Противники республиканцев США примерно так их и рассматривают. Милитаризм, расизм любого сорта и ценности либертарианства (свободный рынок и ношение оружия). Наиболее наглядно проявляется в критике Дональда Трампа. | ||
== Примечание == | == Примечание == | ||
<references | <div class="mw-references-wrap"><ol class="references"> | ||
<li id="cite_note-1"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-1|[1]]]</span> <span class="reference-text">Де-факто крупные предприятия работали по госплану, под контролем чиновников и с учетом решений марионеточных профсоюзов, а в случае несогласия или невыполнения условий, их национализировали. Впрочем, это не мешало местным буржуинам получать баснословные прибыли, в том числе, благодаря переходу в их руки госпредприятий и принудительному тяжёлому труду немецких рабочих (по сути, главными бенефициарами нацистского режима были именно крупные корпорации Германии). | |||
Версия 01:41, 23 апреля 2022
Награждаю тебя высшим буржуинским орденом — Белым Крестом предателя первой степени Вымышленный государственный режим, представляющий собой смесь капитализма/либерализма и нацизма/фашизма. Как правило, имеется некий «золотой миллиард», который наслаждается всеми благами буржуазной «красивой жизни», и есть значительно более обширная прослойка «унтерменшей», которые этот «золотой миллиард» обслуживают и используются в качестве бесплатной рабочей силы.
Этот троп очень любим конспирологами, антиглобалистами и публицистами левого толка, и часто фигурирует в связи со словосочетанием «Новый мировой порядок». Ведь что (во всяком случае, с точки зрения левых) делают капиталисты и буржуа? Правильно — угнетают рабочий класс. А что делают фашисты? Правильно — угнетают «низшие» расы, несогласную оппозицию и тех, кого считают «недостаточно патриотичными»/«предателями национальной идеи». И поэтому двух «угнетателей» очень легко объединить в одно лицо.
См. также Ряженые под Запад и Хунта.
Противоположные тропы — Красно-коричневая сволочь (смесь коммунизма и фашизма) и Красно-буржуазная сволочь (смесь капитализма и коммунизма).
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Александр Беляев любил этот троп.
- «Продавец воздуха» — собственно продавец мистер Бейли и стоящие за ним нехорошие буржуины, стремящиеся укротить свой пролетариат путём превращения воздуха в платный товар.
- «Прыжок в ничто» — группа представителей капиталистической элиты Запада, эвакуирующаяся на Венеру от революционной угрозы. Один из «первых космонавтов», Стормер, прямым текстом признаётся в симпатиях к «могиканам» (так во вселенной романа называют себя фашисты).
- В рассказе «Гость из книжного шкафа» профессор Вагнер становится пленником подпольной антикоммунистической организации «Диктатор». Подчёркивается, что она объединяет представителей действующей правящей верхушки веймарской Германии, так что это явно не НСДАП.
- На иллюстрациях к «Мальчишу-Кибальчишу» «буржуи» изображаются очень похожими на нацистов. На руку играло то, что костюм стереотипного буржуя (смокинг и цилиндр) и форма стереотипного нациста — одинаково чёрные, и всё можно выдержать в одной цветовой гамме.
- То же касается экранизации 1964 г. (реж. Е. Шерстобитов). Буржуинские солдаты явно смахивают на стереотипных плакатных нацистов, только каски белого цвета (а форма всё равно чёрная).
- Мультфильм Снежко-Блоцкой: солдаты «буржуинов» выглядят как смесь бойцов вермахта и рейхсвера. Генералы: стереотипный прусский, косящий под Геринга, стереотипный эсэсовец в форме и с моноклем и стереотипный японский. Однако Главный Буржуин — типичный карикатурный капиталист. Техника, что характерно — карикатурные немецкие броневики и не менее карикатурные британские «ромбы».
- Л. Лагин, «Старик Хоттабыч» — своеобразный мета-пример: в поздней редакции фашистскую Италию заменили на капиталистическую. Впрочем, много редактировать для этого не пришлось: и в изначальной редакции также подчёркивалось социальное расслоение и жадность тамошних злодеев до денег.
- К. Чуковский, «Одолеем Бармалея» — с учётом времени написания и общего настроя, страна Свирепия — очевидная аллюзия на Германию. С другой стороны, мотивация, с которой Айболит в начале отказывается лечить злых зверей (что и приводит к конфликту), скорее напоминает типичное изображение презрения к буржуям.
- Ф. Кнорре, повесть-сказка «Капитан Крокус» — загнивающий Запад с фашистским фюрером. Правда, кампания против сказок скорее отсылает к СССР (т. н. «движение советской педологической школы»).
- Анатолий Днепров, «Глиняный бог» — Американская корпорация «Уэстерн биокемикал сервис», создающая биологическое оружие и суперсолдат в союзе с нацистами-учёными из Германии (те притворяются партнёром «сервис» — немецкой фирмой под названием «Хемише Централь»).
- «200 % свободы» в ту же степь.
- Илья Варшавский, цикл о государстве Дономага.
- Лев Давыдычев, «Руки вверх! или Враг №1» — некая контора, ряженая под нацистов (одно приветствие «фиг майль!» чего стоит!)
- Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — зловещая хунта Неизвестных Отцов. Политику террора и этатизма сочетают с чудовищным социальным расслоением и крышеванием крупного капитала.
- Дмитрий Биленкин:
- «Сила сильных» — Империя Плеяд. Вроде как буржуазное общество с лёгким намёком на мусульманский фундаментализм (правителя с давних пор именуют падишахом, а основатели империи называли себя фундаменталистами) и Римскую империю, но устраивается охота на людей, а биороботов-слуг называют «нечками» от слова «недочеловек» (главгад Эль Шорр разъясняет своему сыну, что это слово придумано германскими нацистами в седой древности).
- Более ранняя повесть «Космический бог» — банда Гюисманса.
- «Операция на совести» — капитализм плюс что-то тоталитарное.
- Юрий Коротков, «Стиляги» — саксофон, который купил Мэлс, оказался трофейным, из оркестра военно-воздушных сил нацисткой Германии. К счастью, у него хватило ума сделать то, до чего у предыдущего владельца десять лет руки не доходили — сточить нафиг свастику напильником.
На других языках
- Джек Лондон, «Железная пята» — собственно, почти эталонный пример. Изображенный в романе строй можно по праву назвать олигархическим фашизмом, хотя последнего слова тогда даже не было.
- Ян Вайсс, «Дом в тысячу этажей» — гигантское здание сверхбогача Огисфера Муллера построено по заветам ультрамонополитического капитализма, в котором все принадлежит ему лично. При этом книга предсказывает многое из будущей фашистской политики: рабский рабочий труд с клеймением рабов номерами на коже, ограбление и тайное сожжение обманутых людей под предлогом их переселения, культ личности, жестокая диктатура и поголовная слежка — не хуже, чем у Оруэлла…
- Натанаэл Уэст, повесть «Целый миллион, или Расчленения Лемюэла Питкина» (1934) — родобный сценарий реализуется в финале.
- Станислав Лем, «Группенфюрер Луи XIV» — педаль в пол: уже не буржуазно-коричневая, а феодально-коричневая сволочь. Псевдорецензия на несуществующий кафкианский роман о том, как группа беглых нацистов на тайной базе в глубине джунглей Аргентины занимаются
- Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — альтернатива о победе в США 1930-х президента Базза Уиндрипа, который устанавливает в стране фашистскими методами личную диктатуру, опираясь на армию и крупный капитал. Про расизм тоже неоднократно упоминается.
Кино
- Советский фильм «Секретная миссия» (1950) — накануне крушения рейха гитлеровцы ведут тайные переговоры с союзниками через американского сенатора Аллана, крупного спонсора немецкой промышленности и агента ЦРУ!
- Советский фильм «Ночь без милосердия» (1961) — самый мерзкий персонаж, один из американских летчиков, посидел в немецком плену, что не помешало ему стать оголтелым расистом и милитаристом, который без тени сожаления выдал советских товарищей, пытавшихся сбежать. Все его коллеги, кроме главного героя, а также лично командование базы, которое занимается шпионажем на советской территории, недалеко от него ушло.
- «В тридевятом царстве» (1970) — в королевстве Карликия зреет госпереворот под руководством магната, стереотипного буржуя в цилиндре и с сигарой. Местные военные уже повесили портрет Гитлера в Генштабе и даже непроизвольно зигуют. Кино, на минуточку, вышло аккурат после переворота черных полковников в Греции.
- Советский фильм «Комитет 19-ти» (1971) — где-то в Африке недобитые нацисты делают биооружие по заказу американских капиталистов и, видимо, ЦРУ.
- «Мозг на миллиард долларов» — отставной американский генерал-милитарист устраивает ради уничтожения коммунистов нападение на Советскую Латвию личной армии, которая внешним видом и эмблемой косплеит немецких нацистов.
- «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — Главгад Уолтер Донован, американский миллионер и член НСДАП.
- «Звездный десант» — несомненно капиталистическое и милитаристическое общество, прямо срисованное с Америки, отсылает к Третьему Рейху стилизованной под вермахт формой и приемами, взятыми из фильма «Триумф воли».
- «Икона» по мотивам Фредерика Форсайта: кандидат в президенты России после бесславных 90-х Игорь Комаров — крупнейший олигарх и тайный националист, расист и практически русский нацист. Его тайный план после прихода к власти — установление однопартийной диктатуры и уничтожение либералов, гомосексуалистов, евреев, мусульман и чеченцев (которые чуть менее чем полностью мусульмане).
- «Врождённый порок» — Микки Вулфман (Волчецки в вольном переводе), миллионер и строительный магнат, окружённый бандой байкеров-неонацистов.
- Экранизация «V значит Вендетта»: лидеры партии Norsefire по совместительству были владельцами фармацевтической компании, создавшей лекарство от вируса… ими же и выведенного. В комиксе — фашисты чистейшей воды.
- «Железное небо»: избирательная кампания президента США ведётся с помощью лунных нацистов и в эстетике Третьего Рейха.
- «Щелкунчик и Крысиный Король» Кончаловского: крысы очевидно срисованы с нацистов (и уничтожение ими игрушек недвусмысленно отсылает к Холокосту), а вот их манерный король — карикатура на
- «Сквозь снег» — зачастую относится именно сюда. Как смеют роскошествовать оплатившие билет, когда взятые бесплатно не видят ничего, кроме протеиновых батончиков из тараканов?
Мультсериалы
- Немного натянутый пример, но всё же… Avatar: The Last Airbender — Империя Огня, в первую очередь СФК Японии, также по-своему заменяет в этом мире США, как наиболее технически-развитая на тот момент страна, с Чёрными кораблями, с которыми остальные мало что могут поделать, с агрессорской политикой, но с другой стороны, они немного и ряжены под Рейх, и в выборе агрессора наверняка не последнюю роль сыграла роль Японии во ВМВ, да и тоталитаризм, да и уничтожение всего народа Воздуха…
Комиксы
- Красный Череп, воскреснув в клонированном теле Капитана Америки, посчитал, что нацизм в чистом виде бесперспективен, а Соединенным Штатам всего-то нужен небольшой толчок в нужном направлении, и переквалифицировался в буржуазно-коричневую сволочь.
Видеоигры
- Если в первой части оригинальной игры Strider издевались над коммунизмом, то во второй — именно это. Миром правит «вернувшийся с того света» злодей Мейо через мафию и корпорации (самая крупная — «Кракен»), имеется немецкий учёный-аристократ, создающий суперрасу для замены людей по плану Мейо, а почти все противники третьего уровня игры — германские военные…
- Iron Storm: World War Zero — вместо Ленина революцию в России устроил барон Унгерн (в игре — Угенберг) и создал в России сабж (да ещё присоединил к ней Монголию, Японию и Восточную Германию). Впрочем, Империя Угенберга все же представляет собой субверсию, настоящая же буржуазно-коричневая сволочь — Консорциум, злобный синдикат, зарабатывающий деньги на оружейных поставках Угенбергу и его врагам.
- Внезапно, серия Killzone. Внешне хэлгасты — это противоположный троп, но и Сколар Визари, и Йорхан Шталь — не только вожди хэлгастов, но и, внимание, крупнейшие оружейные магнаты, поделившие между собой всю индустрию планеты!
- Mass Effect — Батарианская Гегемония.