Серая слизь: различия между версиями
Izanami (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{q|— Да, Альдермот говорил мне, — сказал мужчина в плаще.<br />— Что?<br />— Что бактерии будут размножаться и пожирать все — стены, людей, железо.<br />— Верно.<br />— И что это уже невозможно будет остановить.<br />— Да.<br />— Но к чему тогда такое оружие?!|Лем, «Темн...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{ | {{q|— Да, Альдермот говорил мне, — сказал мужчина в плаще.<br />— Что?<br />— Что бактерии будут размножаться и пожирать все — стены, людей, железо.<br />— Верно.<br />— И что это уже невозможно будет остановить.<br />— Да.<br />— Но к чему тогда такое оружие?!|Лем, «Темнота и плесень»}} | ||
{{video|CLDlDG1q0_o|width=240|Серая слизь}} | {{video|CLDlDG1q0_o|width=240|Серая слизь}} | ||
'''Серая слизь''' | '''Серая слизь''' — ужастик о бесконтрольно размножающихся наноботах. | ||
Если у нас есть микроскопические машины, которые могут использовать все что угодно в качестве строительного материала, которые [[автомат фон Неймана|могут строить копии самих себя]], то их можно применять для лечения всех болезней и наступления [[технологическая_сингулярность|Сингулярности]]. Но что будет, если они выйдут из-под контроля? | Если у нас есть микроскопические машины, которые могут использовать все что угодно в качестве строительного материала, которые [[автомат фон Неймана|могут строить копии самих себя]], то их можно применять для лечения всех болезней и наступления [[технологическая_сингулярность|Сингулярности]]. Но что будет, если они выйдут из-под контроля? | ||
Строка 8: | Строка 7: | ||
Грубо говоря, колония микроорганизмов, могущая из ''всего'' изготавливать копии себя и не занимающиеся ничем другим, превратят ''все'' в копии себя. Металл, стекло, здания, асфальт, людей, земную кору, всю планету. В конце останется лишь огромный сгусток этих самых микроорганизмов. Вслед за Эриком Дрекслером мы называем получившийся шмат микробов размером с Землю '''серой слизью'''. | Грубо говоря, колония микроорганизмов, могущая из ''всего'' изготавливать копии себя и не занимающиеся ничем другим, превратят ''все'' в копии себя. Металл, стекло, здания, асфальт, людей, земную кору, всю планету. В конце останется лишь огромный сгусток этих самых микроорганизмов. Вслед за Эриком Дрекслером мы называем получившийся шмат микробов размером с Землю '''серой слизью'''. | ||
Откуда может взяться такой ужас? Вариант 1: его могут создать искусственно какие-то апокалиптические маньяки. Вариант 2: серая | Откуда может взяться такой ужас? Вариант 1: его могут создать искусственно какие-то апокалиптические маньяки. Вариант 2: серая слизь — это своего рода рак нанороботов. Знаете, как называется, когда в обычной живой клетке случайно сбивается какая-то программа и она начинает вести себя как болезнетворный паразит? Правильно, это называется злокачественной опухолью. А теперь представьте, что программа сбивается не у скромной человеческой клетки, а у универсального нанита, который может разбирать и собирать любую материю. И чем более сложны и вариативны программы у этих нанороботов, и чем больше их самих, тем выше вероятность, что случайная неправильная инструкция запустит «нанорак». Введение такого сценария помогает добавить сбалансированности технологии, которая без него кажется манчкински-волшебной — активным программируемым нанороботам. С вероятностью спонтанного возникновения «серой слизи» такие нанороботы превращаются в [[опасный и запретный приём]], который может сделать всё, но который допустимо использовать только в крайних случаях. Также такой сценарий помогает автору объяснить, почему нанороботы в сеттинге существуют, но сингулярность ещё не наступила: их искусственно ограничивают, чтобы свести риск к абсолютному минимуму. | ||
Вариант серой | Вариант серой слизи — наномашины или микроорганизмы, умеющие перерабатывать в себя только живую органическую материю — более правдоподобен и более осмыслен в военном отношении (материальные ценности оставляет нетронутыми). Но менее ужасным он от этого не становится. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Александр Беляев, «Вечный | * Александр Беляев, «Вечный хлеб» — одноименная питательная биомасса. В результате утечки куска «хлеба» из лаборатории разные ушлые личности наладили его самопальное «выращивание», а затем и торговлю им по всему миру. Но выяснилось, что недоработанный продукт имеет тенденцию бесконтрольно разрастаться и реально давить людей. | ||
* «Зона | * «Зона смерти» — скорги являются вышедшими из под контроля нанороботами, чьё предназначение — терраформировать Марс. Они просто не знают что делать с планетой, на которой уже есть жизнь. Плюс к этому можно добавить аномальную энергию Пятизонья, и вот вам результат. Если неосторожный человек позволит себе заразиться скоргами, то в скором порядке станет сталтехом — киборгом-зомби. Автомобили превратились в механоидов — роботов с повадками животных. А растения производят всё новых скоргов. Единственное спасение для человечества — скорги не могут функционировать за пределами Пятизонья, так как им нужна та самая аномальная энергия. | ||
* Майкл Крайтон | * Майкл Крайтон «Рой» — собственно, нанороботы на свободе. | ||
* Станислав Лем | * Станислав Лем «Непобедимый» — не так чтоб «нано», но мелкие роевые роботы, эволюционно специализированные на уничтожение крупных механизмов или организмов. | ||
* Грег Бир «Музыка, звучащая в крови» — учёный экспериментирует с созданием разумных бактерий, а в качестве резервуара использует себя. У него получилось. Сначала бактерии дают своей «вселенной» сверхспособности (с точки зрения окружающих), перестраивая её по своему разумению. Однако затем приходят к выводу, что их «вселенная» тоже жива и разумна — тогда почему бы не взять её под полный контроль? | |||
* Грег Бир «Музыка, звучащая в | * Евгений Лукин «Юность кудесника». В одной из новелл выясняется, что стальная блоха — вражеский наноробот, ловко нейтрализованный Левшой. В другой новелле вся наша Вселенная — раковая опухоль в некоем мегаорганизме. Хэппи-энд — опухоль неоперабельная, так что ещё поживём. | ||
* У него же «Сталь разящая» — унылая вариация на тему лемовского «Непобедимого». Нанороботы калечат или убивают всякого, кто возьмёт в руки металл. | |||
* Евгений Лукин «Юность кудесника». В одной из новелл выясняется, что стальная | ** Во-первых роботы там ни разу не "нано", а во вторых - это сошедшие с ума противопехотные комплексы, воспринимающие любого человека с металлическим предметом в руках (или на теле) как вооружённого солдата. | ||
* У него же «Сталь | * Шуваев в «Цветке Камнеломки» обосновывает принципиальную невозможность выживания «вольных» наномашин — и тут же демонстрирует целое сообщество таковых. А потом ещё и упоминает некую «шипучую язву» как вид нанотех-оружия. | ||
* Шуваев в «Цветке Камнеломки» обосновывает принципиальную невозможность выживания «вольных» | |||
* Олег Дивов «Симбионты». Медицинские самособирающиеся наноботы. Довольно подробно описана опасность gray goo. | * Олег Дивов «Симбионты». Медицинские самособирающиеся наноботы. Довольно подробно описана опасность gray goo. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «День, когда Земля остановилась» (современный римейк) | * «День, когда Земля остановилась» (современный римейк) — пришельцы намереваются [[Убить всех людей|уничтожить человечество]] [[Неадекватное возмездие|за то, что оно плохо обращается]] [[Экотеррорист|с животными и растениями]]. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «Звёздные врата: первый | * «Звёздные врата: первый отряд» — низшие формы репликаторов. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Duck Tales|«Утиные истории»]] | * [[Duck Tales|«Утиные истории»]] — серия «Атака металлических клещей». Клещи, способные есть только металл и [[Лавинообразное размножение|неконтролируемо размножаться]], съедают всё золото Скруджа и боевую оболочку Уткоробота. | ||
* [[Futurama]]. Микроскопические копии [[Futurama/Bender_Rodriguez|Бендера]] в эпизоде «Бендерама». | * [[Futurama]]. Микроскопические копии [[Futurama/Bender_Rodriguez|Бендера]] в эпизоде «Бендерама». | ||
* [[Гаргульи]] | * [[Гаргульи]] — сабж сбегает из австралийского филиала корпорации Ксанатоса, однако потом находит общий язык с исправившимся Динго. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Tasty Planet|Вкусная планета]]» — играем за комок серой слизи с глазками. Игра начинается с поедания рисовых зернышек, а заканчивается пожиранием Вселенной. Как вариант (во второй части), начинается с поедания бактерий, кончается поеданием черепах на которых Вселенная (уже новая) стоит. | |||
* «[[Tasty Planet|Вкусная планета]] | * «Космические рейнджеры 2: Доминаторы» — доминатор Террон. «Я превращаю всю материю, живую и неживую, разумную и неразумную, в свой вид». | ||
* «Космические рейнджеры 2: | |||
* [[Horizon: Zero Dawn]]. Просто [[Horizon: Zero Dawn]]. Дальше спойлеры. | * [[Horizon: Zero Dawn]]. Просто [[Horizon: Zero Dawn]]. Дальше спойлеры. | ||
== Нестандартные примеры == | == Нестандартные примеры == | ||
* [[Grey Goo]]: местная | * [[Grey Goo]]: местная слизь — разведывательная система людей, заброшенная и забытая, которая внезапно заявила о себе. Однако, как выясняется в кампании за слизь, её цель — не сожрать всё, а воссоединиться со своими частями в других мирах, чтобы дать отпор уничтожающей всё на своём пути Тишине. | ||
* | * xkcd — в одном из комиксов наноботы сожрали 40 % Земли, и тупо остановились. {{spoiler|Оказалось, что у них просто кончились IP-адреса.}} | ||
* [[Ashes of Singularity]]: еще круче, ибо здесь в роли серой слизи выступают… сами люди. Если коротко: люди изобрели ИИ по имени Гелия, с её помощью быстро развились и вскоре расстались с материальной оболочкой, загрузившись на компьютрониумную матрицу. И как оказалось, чем больше компьютрониума, тем шире границы сознания, а жадность людская, как известно, величина бесконечная. Люди перемололи Землю, потом Луну, в итоге начали пожирать галактику. Гелия попросила людей на время прекратить, пока она не найдёт способ покинуть галактику, на что большинство её, вполне закономерно, послало подальше. Где-то с этого момента и начинается игра. | * [[Ashes of Singularity]]: еще круче, ибо здесь в роли серой слизи выступают… сами люди. Если коротко: люди изобрели ИИ по имени Гелия, с её помощью быстро развились и вскоре расстались с материальной оболочкой, загрузившись на компьютрониумную матрицу. И как оказалось, чем больше компьютрониума, тем шире границы сознания, а жадность людская, как известно, величина бесконечная. Люди перемололи Землю, потом Луну, в итоге начали пожирать галактику. Гелия попросила людей на время прекратить, пока она не найдёт способ покинуть галактику, на что большинство её, вполне закономерно, послало подальше. Где-то с этого момента и начинается игра. | ||
* «Серая слизь» Гарроса- | * «Серая слизь» Гарроса-Евдокимова — серой слизью секта «Новый ковчег» называет людей, утонувших в море информации, рекламы и общество в целом. Один из них {{spoiler|совершает самоубийство, оставив предсмертную записку: «Жить в серой слизи и быть серой слизью полагаю недостойным и противоестественным»}}. | ||
* | * [[Метавселенная Рудазова]] — плонетская сконь. Сама не воспроизводится — но и не разлагается, не уничтожима вообще ничем {{spoiler|кроме магии и божественного чуда}}, тогда как органику разъедает в ударном темпе. А под влиянием демонических эманаций в ней заводится ещё и жутковатая псевдожизнь. | ||
== См. также == | == См. также == |
Версия 13:14, 31 марта 2022
« | — Да, Альдермот говорил мне, — сказал мужчина в плаще. — Что? — Что бактерии будут размножаться и пожирать все — стены, людей, железо. — Верно. — И что это уже невозможно будет остановить. — Да. — Но к чему тогда такое оружие?! |
» |
— Лем, «Темнота и плесень» |
(link)
Серая слизьСерая слизь — ужастик о бесконтрольно размножающихся наноботах.
Если у нас есть микроскопические машины, которые могут использовать все что угодно в качестве строительного материала, которые могут строить копии самих себя, то их можно применять для лечения всех болезней и наступления Сингулярности. Но что будет, если они выйдут из-под контроля?
Грубо говоря, колония микроорганизмов, могущая из всего изготавливать копии себя и не занимающиеся ничем другим, превратят все в копии себя. Металл, стекло, здания, асфальт, людей, земную кору, всю планету. В конце останется лишь огромный сгусток этих самых микроорганизмов. Вслед за Эриком Дрекслером мы называем получившийся шмат микробов размером с Землю серой слизью.
Откуда может взяться такой ужас? Вариант 1: его могут создать искусственно какие-то апокалиптические маньяки. Вариант 2: серая слизь — это своего рода рак нанороботов. Знаете, как называется, когда в обычной живой клетке случайно сбивается какая-то программа и она начинает вести себя как болезнетворный паразит? Правильно, это называется злокачественной опухолью. А теперь представьте, что программа сбивается не у скромной человеческой клетки, а у универсального нанита, который может разбирать и собирать любую материю. И чем более сложны и вариативны программы у этих нанороботов, и чем больше их самих, тем выше вероятность, что случайная неправильная инструкция запустит «нанорак». Введение такого сценария помогает добавить сбалансированности технологии, которая без него кажется манчкински-волшебной — активным программируемым нанороботам. С вероятностью спонтанного возникновения «серой слизи» такие нанороботы превращаются в опасный и запретный приём, который может сделать всё, но который допустимо использовать только в крайних случаях. Также такой сценарий помогает автору объяснить, почему нанороботы в сеттинге существуют, но сингулярность ещё не наступила: их искусственно ограничивают, чтобы свести риск к абсолютному минимуму.
Вариант серой слизи — наномашины или микроорганизмы, умеющие перерабатывать в себя только живую органическую материю — более правдоподобен и более осмыслен в военном отношении (материальные ценности оставляет нетронутыми). Но менее ужасным он от этого не становится.
Примеры
Литература
- Александр Беляев, «Вечный хлеб» — одноименная питательная биомасса. В результате утечки куска «хлеба» из лаборатории разные ушлые личности наладили его самопальное «выращивание», а затем и торговлю им по всему миру. Но выяснилось, что недоработанный продукт имеет тенденцию бесконтрольно разрастаться и реально давить людей.
- «Зона смерти» — скорги являются вышедшими из под контроля нанороботами, чьё предназначение — терраформировать Марс. Они просто не знают что делать с планетой, на которой уже есть жизнь. Плюс к этому можно добавить аномальную энергию Пятизонья, и вот вам результат. Если неосторожный человек позволит себе заразиться скоргами, то в скором порядке станет сталтехом — киборгом-зомби. Автомобили превратились в механоидов — роботов с повадками животных. А растения производят всё новых скоргов. Единственное спасение для человечества — скорги не могут функционировать за пределами Пятизонья, так как им нужна та самая аномальная энергия.
- Майкл Крайтон «Рой» — собственно, нанороботы на свободе.
- Станислав Лем «Непобедимый» — не так чтоб «нано», но мелкие роевые роботы, эволюционно специализированные на уничтожение крупных механизмов или организмов.
- Грег Бир «Музыка, звучащая в крови» — учёный экспериментирует с созданием разумных бактерий, а в качестве резервуара использует себя. У него получилось. Сначала бактерии дают своей «вселенной» сверхспособности (с точки зрения окружающих), перестраивая её по своему разумению. Однако затем приходят к выводу, что их «вселенная» тоже жива и разумна — тогда почему бы не взять её под полный контроль?
- Евгений Лукин «Юность кудесника». В одной из новелл выясняется, что стальная блоха — вражеский наноробот, ловко нейтрализованный Левшой. В другой новелле вся наша Вселенная — раковая опухоль в некоем мегаорганизме. Хэппи-энд — опухоль неоперабельная, так что ещё поживём.
- У него же «Сталь разящая» — унылая вариация на тему лемовского «Непобедимого». Нанороботы калечат или убивают всякого, кто возьмёт в руки металл.
- Во-первых роботы там ни разу не "нано", а во вторых - это сошедшие с ума противопехотные комплексы, воспринимающие любого человека с металлическим предметом в руках (или на теле) как вооружённого солдата.
- Шуваев в «Цветке Камнеломки» обосновывает принципиальную невозможность выживания «вольных» наномашин — и тут же демонстрирует целое сообщество таковых. А потом ещё и упоминает некую «шипучую язву» как вид нанотех-оружия.
- Олег Дивов «Симбионты». Медицинские самособирающиеся наноботы. Довольно подробно описана опасность gray goo.
Кино
- «День, когда Земля остановилась» (современный римейк) — пришельцы намереваются уничтожить человечество за то, что оно плохо обращается с животными и растениями.
Телесериалы
- «Звёздные врата: первый отряд» — низшие формы репликаторов.
Мультсериалы
- «Утиные истории» — серия «Атака металлических клещей». Клещи, способные есть только металл и неконтролируемо размножаться, съедают всё золото Скруджа и боевую оболочку Уткоробота.
- Futurama. Микроскопические копии Бендера в эпизоде «Бендерама».
- Гаргульи — сабж сбегает из австралийского филиала корпорации Ксанатоса, однако потом находит общий язык с исправившимся Динго.
Видеоигры
- «Вкусная планета» — играем за комок серой слизи с глазками. Игра начинается с поедания рисовых зернышек, а заканчивается пожиранием Вселенной. Как вариант (во второй части), начинается с поедания бактерий, кончается поеданием черепах на которых Вселенная (уже новая) стоит.
- «Космические рейнджеры 2: Доминаторы» — доминатор Террон. «Я превращаю всю материю, живую и неживую, разумную и неразумную, в свой вид».
- Horizon: Zero Dawn. Просто Horizon: Zero Dawn. Дальше спойлеры.
Нестандартные примеры
- Grey Goo: местная слизь — разведывательная система людей, заброшенная и забытая, которая внезапно заявила о себе. Однако, как выясняется в кампании за слизь, её цель — не сожрать всё, а воссоединиться со своими частями в других мирах, чтобы дать отпор уничтожающей всё на своём пути Тишине.
- xkcd — в одном из комиксов наноботы сожрали 40 % Земли, и тупо остановились. Оказалось, что у них просто кончились IP-адреса.
- Ashes of Singularity: еще круче, ибо здесь в роли серой слизи выступают… сами люди. Если коротко: люди изобрели ИИ по имени Гелия, с её помощью быстро развились и вскоре расстались с материальной оболочкой, загрузившись на компьютрониумную матрицу. И как оказалось, чем больше компьютрониума, тем шире границы сознания, а жадность людская, как известно, величина бесконечная. Люди перемололи Землю, потом Луну, в итоге начали пожирать галактику. Гелия попросила людей на время прекратить, пока она не найдёт способ покинуть галактику, на что большинство её, вполне закономерно, послало подальше. Где-то с этого момента и начинается игра.
- «Серая слизь» Гарроса-Евдокимова — серой слизью секта «Новый ковчег» называет людей, утонувших в море информации, рекламы и общество в целом. Один из них совершает самоубийство, оставив предсмертную записку: «Жить в серой слизи и быть серой слизью полагаю недостойным и противоестественным».
- Метавселенная Рудазова — плонетская сконь. Сама не воспроизводится — но и не разлагается, не уничтожима вообще ничем кроме магии и божественного чуда, тогда как органику разъедает в ударном темпе. А под влиянием демонических эманаций в ней заводится ещё и жутковатая псевдожизнь.