Jean Ray: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Перенаправление на Жан Рэй)
Метка: новое перенаправление
Строка 1: Строка 1:
{{DISPLAYTITLE:Жан Рэй}}
#перенаправление [[Жан Рэй]]
{{Q|Туманы, дожди, ланды, дюны, зыбучие пески, вампирические болота, неведомые гавани, моря, не обозначенные на картах, мёртвые корабли, сумасшедшие буссоли, тайфуны, мальстремы, подвалы, чердаки, обители бегинок с дьяволом-квартиросъёмщиком, невидимые улицы, блуждающие могилы, ствол тропического дерева, оживлённый разрушительной волей, обезьяны, карлики, инфернальные полишинели, пауки, спектры, гоулы, крысы, средневековые химеры, зомби, убийцы-эктоплазмы, входящие и выходящие через зеркало… Мир Жана Рэя… «Магический Гептамерон»: несуществующая (или существующая?) книга о входе в запретный, но такой манящий, такой притягательный, такой любезный усталой душе романтика, аристократа, авантюриста и матроса мир АБСОЛЮТНОГО УЖАСА…|Краткое введение в творчество сабжа}}
[[Файл:Jean Ray.jpg|thumb|right|Пират и авантюрист собственной персоной]]
 
'''Жан Рэй''' (также ''Рей'', а [[Устоявшийся неточный перевод|на самом деле]] ''Рэ''; также публиковался под псевдонимом ''Джон Фландерс''; 1887-1964) — [[Ювелиры с браунингами|бельгийский]] писатель, один из основоположников жанра «чёрной фантастики» наряду с [[Лавкрафт]]ом, [[Мейчен]]ом, [[Роберт Говард|Робертом Говардом]] и др. Больше всего известен циклом детективов про американского сыщика Гарри Диксона, сражавшегося с монстрами, древними богами, суперзлодеями и прочими неприятными личностями. Также написал повесть «Мальпертюи» (экранизированную Гарри Кюмелем в 1971) и целый ряд сюрреалистических рассказов.
 
Отличался [[Человек-миф|бурным полётом фантазии]]: утверждал, что был пиратом в Атлантике, контрабандистом, укротителем львов, гангстером в Чикаго и др. Произведения писал в том же духе: в отличие от замкнутых невротиков-интровертов из произведений Лавкрафта (списанных, как очевидно, с самого автора), многие герои Жана Рэя — частные детективы, авантюристы, моряки и «лихие люди». Русскому читателю его произведения могут парадоксальным образом напомнить гибрид из [[Гринландия|Александра Грина]] и [[Пионерский фольклор|пионерских страшилок про красную руку]].
 
Наряду с [[Майринк]]ом и [[Лотреамон]]ом был крайне популярен в [[Эстетика девяностых|российской контркультуре девяностых]]; в частности, [http://arctogaia.com/public/fm/finis11.htm ему посвящён один из выпусков] [https://rutube.ru/video/acdb9c649d246bcef8c932f4b1e96a78/ тогдашней радиопередачи «Finis Mundi»]. В 2010-х снова вошёл в моду: сейчас его произведения публикуются издательством «Престиж Букс».
 
== Сборники произведений на русском ==
* «Город Великого Страха» (1992)
* «Точная формула кошмара» (серия «Гарфанг», 2000)
* «Пять кругов ужаса» (2000)
* «Книга призраков» (2016)
* «Круги ужаса» (2016)
* «Гарри Диксон. Дорога богов» (2017)
* «Гарри Диксон. Чёрная каракатица» (2017)
* «Мой друг, покойник» (2018)
* «Семь замков морского царя» (2018)
* «Корабль палачей» (2018)
* «Гарри Диксон. Красноглазый вампир» (2019)
 
== Тропы, встречающиеся в его произведениях ==
* [[Бог во плоти]] — {{spoiler|жильцы особняка Мальпертюи оказались античными богами, заточенными в человеческом обличье.}}
* [[Вечная загадка]] — причины многих паранормальных событий не объясняются.
** [[Жёлтый теннисный мяч]]: «Семь Замков Морского Царя» — вдрызг пьяный юноша случайно проболтался в таверне про какие-то «семь Замков Морского Царя» и какую-то «безумную птицу с Сандвичевых островов». Один из моряков, который сам что-то про это знал, решил разузнать подробности: вначале он ждал, когда болтун проснётся после выпитого, потом давал ему пить, потом есть… Наконец молодой человек начал рассказывать, что он сидел в тюрьме и познакомился там с загадочным стариком, который пообещал ему баснословное богатство и хотел для этого призвать Морского Царя… Но в самый интересный момент повествования в таверну вломился грабитель и застрелил юношу. Рассказ заканчивается откровенно издевательски: грабитель угодил в ту же тюрьму, мечтает встретить там того самого старика, и если он его найдёт и разговорит, «нам придётся вернуться к этому рассказу, который мы были вынуждены так резко оборвать».
** [[Неизвестность пугает больше]]: «Конец улицы» — загадочная запертая каюта на корабле «Эндимион». Очень толсто намекается на то, что там проживает некая инфернальная сущность (возможно, метафорически обозначающая смерть), но ничего не объясняется и не показывается.
* [[Любовь после гроба]]: «Бог, ты и я» — главный герой влюбляется в очаровательную вампиршу Мартину Мессенджер.
* [[Морской волк]] — много таких героев.
* [[Непонятно — значит страшно]] — во все поля! Многие из мистических угроз абсурдны и вызывают в памяти [[Пионерский фольклор|пионерские страшилки про зелёный пистолет и чёрные шторы]]. Ожившая фигурка скакуна с карусели, пожирающая людей? Запросто! Ходячий зонтик размером с человека? Непременно! Блуждающее кладбище? А почему бы и нет?
* [[Нуар]] — Жан Рэй весьма любит эту стилистику; особенно это заметно в повестях про Гарри Диксона.
* [[Ожившая статуя]] — в рассказе «Марливекское кладбище».
* [[Странная альтернативная реальность]] — немало сюжетов посвящено тому, как главный герой свернул не на ту улицу, вышел не на той остановке и др. и оказался в странных местах, которых нет на карте. Некоторые из них [[Жуткая альтернативная реальность|весьма жуткие]].
* [[Тьма не есть зло]] — «Рейд Ансенк»: одноимённый персонаж оказался дьяволом и при этом вполне неплохим парнем.
* [[Это был только сон]] — {{spoiler|в рассказе «Владычица тигров» все детективно-мистические события были лишь сном главного героя.}}
 
{{Nav/Персоналии}}
{{Nav/Ужасы}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Зарубежное неангло-американское искусство}}
{{Nav/Литература ужасов}}

Версия 19:14, 1 апреля 2022

Перенаправление на: