Добрый безумец: различия между версиями
Кейн (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{TVTropes|LoonWithAHeartOfGold|Loon With A Heart Of Gold}} У талантливых писателей (не МТА) принадлежность персонажа к силам Добра или Зла так или иначе следует из его личностных качеств (соответственно, в ходе развития характера героя может произойти поворот Направо круго...») |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
При этом их сумасшествие может сочетаться с высокими идеалами самым разнообразным образом. Некоторые из них в минуты просветления тяготятся им, и у них присутствует раздрай между личными моральными установками и тем, что им говорят голоса в голове. В то же время, другие именно благодаря безумию сохранили детскую непосредственность и открытость миру; такой персонаж может ВНЕЗАПНО оказаться «самым светлым среди светлых» (ибо более нормальные герои уже успели ожесточиться за время битв с силами Зла). | При этом их сумасшествие может сочетаться с высокими идеалами самым разнообразным образом. Некоторые из них в минуты просветления тяготятся им, и у них присутствует раздрай между личными моральными установками и тем, что им говорят голоса в голове. В то же время, другие именно благодаря безумию сохранили детскую непосредственность и открытость миру; такой персонаж может ВНЕЗАПНО оказаться «самым светлым среди светлых» (ибо более нормальные герои уже успели ожесточиться за время битв с силами Зла). | ||
Часто сочетается с тропами [[Житель Страны Эльфов]], [[Обыкновенный Дон Кихот]] и/или [[Офелия]] (один из способов романтизации безумия — сделать такую героиню [[Непоколебимая чистота|сентиментальной идеалисткой]], в отличие от циничных «нормальных»). | Часто сочетается с тропами [[Житель Страны Эльфов]], [[Обыкновенный Дон Кихот]] и/или [[Офелия]] (один из способов романтизации безумия — сделать такую героиню [[Непоколебимая чистота|сентиментальной идеалисткой]], в отличие от циничных «нормальных»). Родственный троп — [[Эксцентричный мудрец]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — аббат Фариа. Он всё-таки не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен (что неудивительно после стольких лет заточения). А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать. | |||
* Дженни Рен из романа Диккенса «[[Наш общий друг]]». Отличается эксцентричностью на грани с безумием, при этом она один из самых светлых и положительных персонажей в романе. | |||
* А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — аббат Фариа. Он | * «Хроники Амбера» Желязны. Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье {{spoiler|своего сына}} Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью,--ну ещё разок попробуем. Он-то фактически бессмертный, ему-то что? | ||
* | * [[Безумная художница]] Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «[[The Gargoyle|Горгулья]]». Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии. | ||
* Безумная Лори из повести «Томасина» (и ее советской экранизации). | |||
* | * «Поединок» А. И. Куприна — поручик Назанский. Образованный, думающий и с сердцем, но пьёт «до подушки» и в какой-то момент уже трудно отличить его от настоящего сумасшедшего, даже когда он трезв (в черновиках это видно сильнее, чем в известной всем версии). | ||
* «[[Сага о Форкосиганах]]» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра Франкенштейна с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с демонами и видеть ад, потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося о()нейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» [[ПТСР]]. Ах да, ещё до всего этого он был угрюмым козлом. И всё-таки в душе он добрый, честный и преданный солдат. Как показывают события — ещё и далеко не глупый. | |||
* [[Волкодав|«Волкодав. Право на поединок»]] — сумасшедшая Сигина. Производит впечатление доброй, тихо помешанной женщины, говорит загадками и повсюду ищет своих детей, {{spoiler|на самом деле является богиней - Матерью Богов-Близнецов}}. Соответственно её дети {{spoiler|— это сами Боги-Близнецы}}. | |||
* А. И. | * [[Harry Potter|Полумна Лавгуд]]. Просто Полумна Лавгуд. | ||
* «[[Сага о Форкосиганах]]» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра | |||
* [[Волкодав|«Волкодав. Право на поединок»]] — сумасшедшая Сигина. Производит впечатление доброй, тихо помешанной женщины, говорит загадками и повсюду ищет своих детей, {{spoiler|на самом деле является богиней | |||
* [[Harry Potter| | |||
* [[A Song of Ice and Fire| ПЛИО]] — король Бейлор Таргариен. Закончил кровопролитную войну, на этом пожалуй все. | * [[A Song of Ice and Fire| ПЛИО]] — король Бейлор Таргариен. Закончил кровопролитную войну, на этом пожалуй все. | ||
* | * Forgotten Realms: Тиббледворф Пуэнт и Харкл Харпелл. Оба весьма по-разному не в себе, но стоит этим двум по-настоящему взяться за дело — и ни смертоносные дроу, ни демоны, ни сам морской чёрт их не остановят. | ||
* «Крошка Цахес» Гофмана — зигзаг. Бальтазар — не безумец, но [[Житель Страны Эльфов]] тот еще, при этом, считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «[[обнять и плакать]]», а Бальтазар очень раздражает. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* | * «Алиса в Стране Чудес» (2010). Там вообще половина героев в той или иной мере подходят под троп, но самым мягким, дружелюбным и склонным к пацифизму получился Чеширский Кот. | ||
* «Босиком по мостовой» — Лайла, главная героиня. Правда, безумием её диагноз назвать трудно: скорее, нервное заболевание пополам с полной неосведомлённостью о реальной жизни (мать до 18 лет держала её взаперти, никуда не выпуская из дома). | * «Босиком по мостовой» — Лайла, главная героиня. Правда, безумием её диагноз назвать трудно: скорее, нервное заболевание пополам с полной неосведомлённостью о реальной жизни (мать до 18 лет держала её взаперти, никуда не выпуская из дома). | ||
* «Женщина под влиянием» — главная героиня. | * «Женщина под влиянием» — главная героиня. | ||
* | * Экранизация «[[Hobbit|Хоббита]]» — именно таким и предстаёт Радагаст. | ||
* «[[Зелёный слоник]]» — Пахом. Он же [[Именно то, что написано на упаковке|«поехавший»]]. | * «[[Зелёный слоник]]» — Пахом. Он же [[Именно то, что написано на упаковке|«поехавший»]]. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[Fringe]] — доктор Уолтер Бишоп. | * [[Fringe]] — доктор Уолтер Бишоп. Безумный учёный, который несколько лет провёл в психушке, но при этом очень добрый и обаятельный человек, способный найти контакт с кем угодно. | ||
* [[Firefly]] — Ривер Тэм. После секретного эксперимента Альянса у неё явно не в порядке с головой, и {{spoiler|до полного обретения рассудка}} она не умела контролировать приступы, становясь опасной для окружающих. При этом милая, добрая девочка. Оттуда же: Айрис, ещё одна жертва эксперимента. | * [[Firefly]] — Ривер Тэм. После секретного эксперимента Альянса у неё явно не в порядке с головой, и {{spoiler|до полного обретения рассудка}} она не умела контролировать приступы, становясь опасной для окружающих. При этом милая, добрая девочка. Оттуда же: Айрис, ещё одна жертва эксперимента. | ||
* «По ту сторону волков» — местный юродивый. | * «По ту сторону волков» — местный юродивый. | ||
=== [[Мультсериал]]ы === | === [[Мультсериал]]ы === | ||
* Spider-Man Unlimited — Зелёный Гоблин из параллельного мира. | * Spider-Man Unlimited — Зелёный Гоблин из параллельного мира. | ||
* [[My Little Pony]] — Дискорд после перевоспитания, хотя полностью добрым его назвать язык не | * [[My Little Pony]] — Дискорд после перевоспитания, хотя полностью добрым его назвать язык не повернется. Также очень популярная трактовка Пинки Пай как таковой. | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
Строка 62: | Строка 48: | ||
** В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы. | ** В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы. | ||
*** Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем. | *** Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем. | ||
** Пелинал Вайтстрейк, один из лидеров Алессианского восстания против эльфов, поработивших людей. Он рыцарь добра для людей — его даже зовут Рыцарем Света, — но предания гласят, что порой его одолевало неистовое безумие, впав в которое, Пелинал мог уничтожать целые пласты земли. Особенно в такие моменты не везло, конечно, эльфам. Тяготились этим безумием как сам Пелинал, так и его соратники. [[С прикрученным фитильком]] — Пелинал всё же скорее [[антигерой]]. | ** Там же Пелинал Вайтстрейк, один из лидеров Алессианского восстания против эльфов, поработивших людей. Он рыцарь добра для людей — его даже зовут Рыцарем Света, — но предания гласят, что порой его одолевало неистовое безумие, впав в которое, Пелинал мог уничтожать целые пласты земли. Особенно в такие моменты не везло, конечно, эльфам. Тяготились этим безумием как сам Пелинал, так и его соратники. [[С прикрученным фитильком]] — Пелинал всё же скорее [[антигерой]]. | ||
* Guilty | * Guilty Gear: Доктор Фауст (он же Лысая Голова) сначала был злым безумцем, потом отсидел в тюрьме и снова лечит людей (но безумным быть не перестал). | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Многие святые, особенно прославленные | * Многие святые, особенно прославленные как блаженные (юродивые), были замечены в, мягко говоря, странных поступках (по крайней мере, с точки зрения современного человека). | ||
{{Nav/Crazy}} | {{Nav/Crazy}} | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} | ||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} |
Версия 16:41, 9 апреля 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Loon With A Heart Of Gold. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
У талантливых писателей (не МТА) принадлежность персонажа к силам Добра или Зла так или иначе следует из его личностных качеств (соответственно, в ходе развития характера героя может произойти поворот направо или налево). А как быть, если в произведение вводится персонаж «с головой набекрень»? Часто они вообще не принимают ничью сторону (в силу слабого контакта с реальностью) и бывают нейтралами или чисто декоративными персонажами. Второй каноничный вариант — буйно помешанный маньяк с топором или сумасшедший доктор, мечтающий захватить мир. Но можно сломать шаблон читателю/зрителю и сделать безумца представителем сил Добра с большой буквы Д.
При этом их сумасшествие может сочетаться с высокими идеалами самым разнообразным образом. Некоторые из них в минуты просветления тяготятся им, и у них присутствует раздрай между личными моральными установками и тем, что им говорят голоса в голове. В то же время, другие именно благодаря безумию сохранили детскую непосредственность и открытость миру; такой персонаж может ВНЕЗАПНО оказаться «самым светлым среди светлых» (ибо более нормальные герои уже успели ожесточиться за время битв с силами Зла).
Часто сочетается с тропами Житель Страны Эльфов, Обыкновенный Дон Кихот и/или Офелия (один из способов романтизации безумия — сделать такую героиню сентиментальной идеалисткой, в отличие от циничных «нормальных»). Родственный троп — Эксцентричный мудрец.
Примеры
Литература
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — аббат Фариа. Он всё-таки не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен (что неудивительно после стольких лет заточения). А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать.
- Дженни Рен из романа Диккенса «Наш общий друг». Отличается эксцентричностью на грани с безумием, при этом она один из самых светлых и положительных персонажей в романе.
- «Хроники Амбера» Желязны. Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье своего сына Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью,--ну ещё разок попробуем. Он-то фактически бессмертный, ему-то что?
- Безумная художница Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «Горгулья». Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии.
- Безумная Лори из повести «Томасина» (и ее советской экранизации).
- «Поединок» А. И. Куприна — поручик Назанский. Образованный, думающий и с сердцем, но пьёт «до подушки» и в какой-то момент уже трудно отличить его от настоящего сумасшедшего, даже когда он трезв (в черновиках это видно сильнее, чем в известной всем версии).
- «Сага о Форкосиганах» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра Франкенштейна с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с демонами и видеть ад, потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося о()нейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» ПТСР. Ах да, ещё до всего этого он был угрюмым козлом. И всё-таки в душе он добрый, честный и преданный солдат. Как показывают события — ещё и далеко не глупый.
- «Волкодав. Право на поединок» — сумасшедшая Сигина. Производит впечатление доброй, тихо помешанной женщины, говорит загадками и повсюду ищет своих детей, на самом деле является богиней - Матерью Богов-Близнецов. Соответственно её дети — это сами Боги-Близнецы.
- Полумна Лавгуд. Просто Полумна Лавгуд.
- ПЛИО — король Бейлор Таргариен. Закончил кровопролитную войну, на этом пожалуй все.
- Forgotten Realms: Тиббледворф Пуэнт и Харкл Харпелл. Оба весьма по-разному не в себе, но стоит этим двум по-настоящему взяться за дело — и ни смертоносные дроу, ни демоны, ни сам морской чёрт их не остановят.
- «Крошка Цахес» Гофмана — зигзаг. Бальтазар — не безумец, но Житель Страны Эльфов тот еще, при этом, считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «обнять и плакать», а Бальтазар очень раздражает.
Кино
- «Алиса в Стране Чудес» (2010). Там вообще половина героев в той или иной мере подходят под троп, но самым мягким, дружелюбным и склонным к пацифизму получился Чеширский Кот.
- «Босиком по мостовой» — Лайла, главная героиня. Правда, безумием её диагноз назвать трудно: скорее, нервное заболевание пополам с полной неосведомлённостью о реальной жизни (мать до 18 лет держала её взаперти, никуда не выпуская из дома).
- «Женщина под влиянием» — главная героиня.
- Экранизация «Хоббита» — именно таким и предстаёт Радагаст.
- «Зелёный слоник» — Пахом. Он же «поехавший».
Телесериалы
- Fringe — доктор Уолтер Бишоп. Безумный учёный, который несколько лет провёл в психушке, но при этом очень добрый и обаятельный человек, способный найти контакт с кем угодно.
- Firefly — Ривер Тэм. После секретного эксперимента Альянса у неё явно не в порядке с головой, и до полного обретения рассудка она не умела контролировать приступы, становясь опасной для окружающих. При этом милая, добрая девочка. Оттуда же: Айрис, ещё одна жертва эксперимента.
- «По ту сторону волков» — местный юродивый.
Мультсериалы
- Spider-Man Unlimited — Зелёный Гоблин из параллельного мира.
- My Little Pony — Дискорд после перевоспитания, хотя полностью добрым его назвать язык не повернется. Также очень популярная трактовка Пинки Пай как таковой.
Манга и аниме
- Kakegurui — Любой положительный персонаж, кроме Рёты Сузуи. Нет, серьёзно, вы посмотрите, как колбасит во время азартных игр даже тех, кто кажется абсолютно вменяемым и благоразумным. Хотя, тут есть и те, для кого азартные игры это не фетиш, но все они (кроме того же Рёты) служат исключительно антагонистами.
Видеоигры
- Шеогорат в The Elder Scrolls, по крайней мере в Скайриме. Намекается, что внезапная смена характера Шеогората со взбалмошного нейтрала на доброе божество, которое (вот это поворот!) пытается исцелить обитающего в его царстве императора Пелагия, связана с тем, что это не тот самый дядя Шео, а главгерой Обливиона. Да и если вспомнить того самого дядю Шео, то он вполне себе добрый, а то, что он строит из себя нехорошего даэдру — он просто прикалывается, амплуа у него такое.
- Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую оторопь. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять.
- Тут следует добавить, что «плохими» Храм зовёт тех Принцев даэдра, что просто не признали главенство Трибунала, а в число «хороших» записывает мастеров предательства и интриг Боэтию и Мефалу(за то, что те такими вот грязными методами помогли уцелеть зарождающейся нации тогда ещё кимеров). Кроме того, Шеогорат не может не быть врагом Храма, поскольку его дико раздражают, во-первых, предельная косность и зубодробительная серьёзность доктрины Храма(вплоть до того, что Храм не одобряет иного выражения лица, кроме «каменная морда кирпичом» и сопутствующего ему настроения и может за «излишнюю», с его точки зрения, весёлость объявить прихожанина душевнобольным), а во-вторых, почитание Храмом Азуры, с которой он расходится во взглядах на краеугольный для них обоих вопрос Предначертания и Свободной Воли(Азура отстаивает позицию абсолютной силы Предначертаний и Пророчеств, а Шеогорат отвечает на это, что все и всяческие Предначертания и Пророчества — не более, чем пустые слова до тех пор, пока не отыщется человек, который САМ, по СОБСТВЕННОМУ желанию, не согласится достичь указанной в них цели, на основе СОБСТВЕННЫХ мотивов, а не потому, что ему что-то там наплёл «говорящий с богами» хрен с горы). В общем, образно выражаясь, «Мне вас, ханжей унылых, сам Падомай пинать велит».
- В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы.
- Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем.
- Там же Пелинал Вайтстрейк, один из лидеров Алессианского восстания против эльфов, поработивших людей. Он рыцарь добра для людей — его даже зовут Рыцарем Света, — но предания гласят, что порой его одолевало неистовое безумие, впав в которое, Пелинал мог уничтожать целые пласты земли. Особенно в такие моменты не везло, конечно, эльфам. Тяготились этим безумием как сам Пелинал, так и его соратники. С прикрученным фитильком — Пелинал всё же скорее антигерой.
- Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую оторопь. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять.
- Guilty Gear: Доктор Фауст (он же Лысая Голова) сначала был злым безумцем, потом отсидел в тюрьме и снова лечит людей (но безумным быть не перестал).
Реальная жизнь
- Многие святые, особенно прославленные как блаженные (юродивые), были замечены в, мягко говоря, странных поступках (по крайней мере, с точки зрения современного человека).