Просвещенный деспот: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
(Переделал из романтической пропаганды в просветительскую... в смысле, в более нейтральную и равномерную статью. Теперь надо привести в порядок примеры.)
Строка 1: Строка 1:
Типаж правителя, [[инверсия]] [[Король-Солнце|Короля-Солнца]]. Если последний активно занимается окультуриванием вверенного ему народа, покровительствует поэтам, музыкантам, художникам и скульпторам, то герой нашей статьи строго придерживается идеи о том, что хороший химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Своего рода [[Технократия|феодальный технократ]].
Типаж правителя, [[инверсия]] [[Король-Солнце|Короля-Солнца]]. Если последний активно занимается окультуриванием вверенного ему народа, покровительствует поэтам, музыкантам, художникам и скульпторам, то герой нашей статьи строго придерживается идеи о том, что хороший химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Своего рода [[Технократия|феодальный технократ]].


По распространенному мнению, среднестатистическому [[Воинствующие мещане|филистеру]] для счастья вполне достаточно тарелки супа и гордости за родину, дающую миру самые забористые в мире заборы. Все это при просвещенном деспоте наличествует, и оттого его правление нередко входит в историю как [[золотой век]], какие бы там гадости государь-батюшка ни вытворял. [[Горлохват]]ы рады укомплектованным и хорошо оснащённым силовым структурам с широкими полномочиями. А, собственно, разные технари будут довольны тем, что им предоставлено максимальное количество возможностей самореализоваться: доступное техническое образование, много мест в НИИ с большими бюджетами, потребность общества в преподавателях соответствующих специальностей, наконец, обычные инженеры, врачи и прочие специалисты под властью сабжа статьи имеют высокий статус и материальное довольство.
Просвещённый деспот провозглашает вполне ясную и понятную массам цель — доступное образование, море возможностей для самореализации в общественно-полезном ключе, кучу рабочих мест, причем не батраков на плантациях, а ученых, инженеров, химиков и так далее, для чего потребно образование, а так как кадров нужно много — образование стремится быть доступным. Обилие образованных людей поднимает культурный уровень в целом — потому что кроме матана хочется ещё и чего-нибудь для души, а если у души запросы выше уровнем чем «хлеб и зрелища», читай порно и боевики… вот тут начинаются сложности.


Страдают при просвещённом деспоте представители гуманитарной интеллигенции. Начать с того, что искусство в целом такой персонаж готов признавать только в контексте государственной пользы, которую оно приносит, так что всё нетрадиционное, авангардное и элитарное творчество, как и вообще всё, что не проходит цензуру, автоматом попадает под запрет. Признанную классику наоборот, тиражируют сверх меры, но при этом нередко прикрепляют к ней тошнотворную нравоучительную трактовку, даже если автор ничего такого не имел в виду (особенно если он ничего такого не имел в виду!)<ref>Справедливости ради, таким образом эту классику могут спасать от полного забвения.</ref>. От произведений современников, даже вполне традиционных по форме, ещё и норовит оттяпать кусок вездесущая [[цензура]], а на особо взбалмошных ведёт охоту подвизающаяся у трона [[тайная полиция]]. Дабы знали своё место, не мутили воду и не мешали просвещенному деспоту вершить великие дела. Он лучше знает, как надо. А посему завсегда позаботится о том, чтобы инакомыслящий был голоден, презираем, ободран и признан психически нездоровым. В [[Педаль в пол|особо тяжёлых]] случаях от искусства остаётся только нечто очевидно-дидактичное, с [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]] в крайней форме и [[розовые сопли|приторным приукрашиванием реальности]], оно, конечно, будет бездарным, потому как при такой политике все талантливые творцы либо уйдут в подполье, либо вообще сбегут из владений героя статьи. [[Педаль в асфальт|В крайних случаях]] искусства не будет вообще, а любой, кто посмеет напевать под нос песенку на рабочем месте, будет там же и расстрелян.
Искусство в целом такой персонаж готов признавать только в контексте государственной пользы, которую оно приносит. Признанную классику при нём тиражируют сверх меры и превращают в инструмент пропаганды, нередко прикрепляя [[Увесистая басня|тошнотворную нравоучительную трактовку]], даже если автор ничего такого не имел в виду ([[Синдром поиска глубинного смысла|особенно если он ничего такого не имел в виду!]])<ref>Справедливости ради, таким образом эту классику могут спасать от полного забвения.</ref>. От произведений современников, даже вполне традиционных по форме, ещё и норовит оттяпать кусок вездесущая [[цензура]], а на особо взбалмошных ведёт охоту подвизающаяся у трона [[тайная полиция]].


Кроме них попадает так же и всяким сторонникам красивой жизни, золотой молодёжи, неформалам и прочим [[бездельник]]ам. Потому что тратить ценные ресурсы на роскошь — не надо, и самовыражаться тоже не надо (нашлись тут особенные!), а вот работать — надо, зря вас, что ли, кормим?
Если деспот адекватный, цензурой будут недовольны в основном те, кто пытается [[протащить под радарами]] деструктивные идеи, цензор же это заодно редактор, вполне способный сделать сносное произведение — хорошим, а плохое — сжечь к чертям ещё до премьеры, чему воспитанная публика будет только рада<ref>Вспомним, сколько раз мы выходили из кинотеатра матерясь, сколько макулатуры приходится отсеять в книжном, чтобы выбрать более-менее сносное чтиво, и как раздражают книги, запечатанные в пластик.</ref>. По истощении запасов классики расцветают деконструкция и сатира, рождаются производственные романы и научная фантастика в объемах, недостижимых для конкурентов. Правитель может даже [[Борьба нанайских мальчиков|сам озаботиться]] регулярным осмеянием своего режима или неугодных его элементов — пусть лучше выражают недовольство так, чем с оружием в руках.


С точки зрения [[Романтизм против просвещения|конфликта романтизма и просвещения]] этот персонаж, конечно, на стороне [[технократия|просветителей]]. На романтической стороне похоже ведут себя сторонники [[теократия|теократии]].
При таких государях народ бунтует крайне редко, или не бунтует вообще (особенно если из заграницы не помогают). И не потому что всех бунтарей давно заловили люди в чёрном, а потому что когда люди сыты, они бунтовать не любят, и [[Добро — это выгодно|правитель это прекрасно понимает]]. [[Госбезопасность]], впрочем, бдит всё равно, и армия укомплектована по последнему слову техники и военной науки. Общество, поднакопив силёнок, вполне может взяться за осуществление какого-нибудь мегапроекта, за который фанаты обскурантизма и высокой культуры избранных, скорее всего, не возьмутся. А даже если и нет, то по распространенному мнению, среднестатистическому [[Воинствующие мещане|филистеру]] для счастья вполне достаточно тарелки супа и гордости за родину, дающую миру самые забористые в мире заборы. Все это при просвещенном деспоте наличествует, и оттого его правление нередко входит в историю как [[золотой век]].


Иногда в мотивацию к такому персонажу прикручивают личную обиду на людей искусства. Впрочем, чаще он слишком безэмоциональный, чтобы всерьёз смешать личное и государственное.
Элита может быть недовольна, потому как деспот, [[Именно то, что написано на упаковке|будучи деспотом]], пытается строить её <s>к стенке</s> по струнке: феодальные войны и внутренние пошлины ему не нужны. Место ополчения занимает регулярная армия, починяющаяся лично самому, [[Младший сын|младшие сыновья]] без видов на наследство с радостью станут офицерами и чиновниками на зарплате, да и имеющие землю могут почуять перспективы грядущей модернизации и [[Деловой дворянин|вступить в ряды бизнесменов]]. С другой стороны в приличное общество подтягиваются [[Парвеню|новые люди]], обязанные своим положением полученному при государе-просветителе образованию и потому всецело одобряющие свои привилегии. Попадает всяким сторонникам красивой жизни, [[Золотая молодёжь|золотой молодёжи]], неформалам и прочим [[бездельник]]ам — чтобы не раздражали народ и не тратили почём зря ресурсы. По причине утилитарного отношения к искусству [[Чрезмерно раздутый королевский двор|толпы художников и музыкантов при дворе]] вы тоже не найдёте, как и вычурного церемониала. Бдительная госбезопасность с полицией оперативно карают как [[Смертоносный распущенный двор|политически недовольных]], так и [[коррупционер]]ов и даже чрезмерно рьяных карьеристов из интеллигенции, вместо дела занятых взаимным саботажем.


На [[Тёмный властелин|Тёмного Властелина]] и основного антагониста произведения сабж обычно не тянет. Обитает в основном в произведениях на вечную тему «Поэт и власть», но возможны и вариации.
Если же герой статьи с головой не дружит, всё вышеописанное выпячивается и утрируется. Нетрадиционное, авангардное и элитарное творчество, как и вообще всё, что не проходит цензуру, автоматом попадает под запрет, а от искусства остаётся только нечто очевидно-дидактичное, с [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]] в крайней форме и [[Пересластить пилюлю|приторным приукрашиванием реальности]], оно, конечно, будет бездарным, потому как при такой политике все талантливые творцы либо уйдут в подполье, либо вообще сбегут из владений героя статьи. [[Педаль в асфальт|В крайних случаях]] искусства не будет вообще, а любой, кто посмеет напевать под нос песенку на рабочем месте, будет там же и расстрелян. Народ такого правителя будет ненавидеть только если [[Свобода воли — корень всех зол|сохранит такую способность]]. Деспот закономерно никого не спрашивает и оценивает весь мир с точки зрения пользы для себя лично, а поскольку он всё ещё считает что проблему лучше вовсе не создавать, к образованию подключится [[пропаганда]] и вообще любые доступные средства [[Промывка мозгов|промывки мозгов]], обеспечивающие нужную степень организованности населения. Приближённых практически нет или их роль точно так же сведена к автоматам-исполнителям: государь считает себя самым умным и тем более достаточно умным чтобы решать в одиночку вообще всё. Иногда в мотивацию ему приписывают личную обиду на людей искусства, но чаще он слишком безэмоциональный, чтобы всерьёз смешать личное и государственное.


Но давайте ка разберёмся. Во-первых, при таких государях народ бунтует крайне редко, или не бунтует вообще (особенно если из заграницы не помогают). И не потому что всех бунтарей давно заловили люди в чёрном, а потому что когда люди сыты, они бунтовать не любят, и правитель это прекрасно понимает. Во-вторых, правитель провозглашает вполне ясную и понятную массам цель — доступное образование, море возможностей для самореализации в общественно-полезном ключе, кучу рабочих мест, причем не батраков на плантациях, а ученых, инженеров, химиков и так далее, для чего потребно образование, а так как кадров нужно много — образование стремится быть доступным. Обилие образованных людей поднимает культурный уровень в целом — потому что кроме матана хочется ещё и чего-нибудь для души, а если у души запросы выше уровнем чем «хлеб и зрелища», читай порно и боевики, то возникает спрос на ту самую классику и закосы под неё, а когда и они заканчиваются, начинается поиск, в ходе которого обнаруживаются новые жанры. Пышным цветом цветут сатира и деконструкция, рождаются производственные романы и научная фантастика в объемах, недостижимых для конкурентов. А цензурой недовольны в основном те, кто пытается протащить под радарами деструктивные идеи, цензор же, играющий также роль редактора вполне способен сделать сносное произведение — хорошим, а плохое — сжечь к чертям ещё до премьеры, чему воспитанная публика будет только рада (вспомним сколько раз мы выходили из кинотеатра матерясь, и сколько макулатуры приходится отсеять в книжном, чтобы выбрать более-менее сносное чтиво, и как раздражают книги, запечатанные в пластик). Ну и — «золотая молодёжь» никого не раздражает ввиду её отсутствия, равно как и порицаемых обществом понторезов и бездельников, а общество, поднакопив силёнок, вполне может взяться за осуществление какого-нибудь мегапроекта, на который фанаты обскурантизма и высокой культуры избранных скорее всего не возьмется. Иными словами, просвященный деспот, который работает в данном ключе — это скорее автократ<ref>Автократия — переходная ступень от демократии к тоталитарному режиму и наоборот, например президентская республика, или однопартийная республика</ref>, нежели чем тиран. В описанном же выше случае, речь идет скорее об антиутопической деконструкции, нежели чем о чём-то реальном. Оба случая встречаются в искусстве так же, как и хорошее королевство, управляемое искуссным государем, который заботится о подданных, и плохое королевство с королём-солнцем, которое на нужды подданных кладет болт и выжимает их до нитки, ради того, чтобы только у правящей элиты были театры, музыка, и прочее.
С точки зрения [[Шкала романтизма против просвещения|конфликта романтизма и просвещения]] этот персонаж, конечно, на стороне [[технократия|просветителей]], где является положительным персонажем. На романтической стороне более здравомыслящий представитель обитает в основном в произведениях на вечную тему «Поэт и власть», а более отмороженный возглавляет [[Антиутопия|антиутопию]].


== Разновидности сабжа ==
== Разновидности сабжа ==
 
* [[Искусный государь]]: он проводит подобную линию рационально, адекватно и мудро, что оборачивается для государства политической стабильностью, движением к гегемонии и материальным профитом, а для его народа — ростом благосостояния, безопасностью и возможностями для самореализации.
* [[Искусный государь]]: он проводит подобную линию рационально, адекватно и мудро, что оборачивается для государства политической стабильностью, движением к гегемонии и материальным профитом, а для его народа — ростом благосостояния, безопасностью и возможностями для самореализации.
* [[Технократия|Технократ]]: представитель непосредственных интересов технических специалистов и учёных, проводящий радикально наукоёмкую экономическую политику. В зависимости от сеттинга может быть как оторванным от реальности утопистом, чей режим падёт за полгода, так и умным успешным сторонником технологического прогресса.
* [[Технократия|Технократ]]: представитель непосредственных интересов технических специалистов и учёных, проводящий радикально наукоёмкую экономическую политику. В зависимости от сеттинга может быть как оторванным от реальности утопистом, чей режим падёт за полгода, так и умным успешным сторонником технологического прогресса.
* Фельдфебель: дисциплина — галочка, минимум творческих свобод — галочка, преференции техническим специалистам — галочка. С фундаментальной наукой, распространением образования и материальным благосостоянием не задалось.
* Фельдфебель: дисциплина — галочка, минимум творческих свобод — галочка, преференции техническим специалистам — галочка. С фундаментальной наукой, распространением образования и материальным благосостоянием не задалось.
* [[Безумный король|Психопат]]: Уличные музыканты? В расход! Заезжий художник устроил выставку? В концлагерь! Бабушка рассказала внуку сказку на ночь? На кол! Хотел бы править государством из одних роботов, но вот незадача, ему достались людишки. Ничего, им же хуже.
* [[Безумный король|Психопат]]: Уличные музыканты? В расход! Заезжий художник устроил выставку? В концлагерь! Бабушка рассказала внуку сказку на ночь? На кол! Хотел бы править государством из одних роботов, но вот незадача, ему достались людишки. Ничего, им же хуже.


С фитильком — если персонаж проводит такую политическую линию, но верховной диктаторской власти не имеет.
С фитильком — если персонаж проводит такую политическую линию, но верховной власти не имеет.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Цао Сюэцинь, «[[Сон в красном тереме]]» — Цзя Чжэн, хотя и не обладает императорской властью, а носит титул всего-навсего гуна (на наши деньги герцога), ведёт себя именно так.
* Цао Сюэцинь, «[[Сон в красном тереме]]» — Цзя Чжэн, хотя и не обладает императорской властью, а носит титул всего-навсего гуна (на наши деньги герцога), ведёт себя именно так.
* Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» — князь Пафнутий. Пародия на троп.
* Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» — князь Пафнутий. Пародия на троп.
* С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — штат помощников Льва. А сам Лев [[Король-Солнце|любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел]].
* С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — штат помощников Льва. А сам Лев [[Король-Солнце|любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел]].
* Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучелище отчаянно пытается закосить под сабж.
* Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучелище отчаянно пытается закосить под сабж.
* «[[Сварог]]», разумеется. Ставший королём ГГ преследует художника-авангардиста, более изящно по форме, чем Хрущёв, но так же по сути. Автором это ещё и подаётся как хихоньки-хахоньки: в качестве наказания неудачливому живописцу положено изгнание из земель под властью короля Сварога, а земель этих всё больше, и из [[Постоянная шутка|каждого нового королевства]] ему положено валить. При этом тот же Сварог пытается умеренно прогрессорствовать, подняв инженеров из Медных Гильдий аж в новоучереждённое Высокое Сословие (на Таларе среди городских ремесленников есть серьёзное иерархическое расслоение по роду занятий, Медные Гильдии — самый низший слой, достаточно сказать, что неклассифицированные Градские Обыватели — это уже Бронзовая Гильдия, а в Медных обретаются проститутки, нищие, уличные актёры и т. д., Высокие Сословия же — это косящие под патрициев торговых республик корпорации, объединяющие разных учёных и деловых людей, по факту — тоже гильдии, но называются иначе и по статусу выше даже Золотых Гильдий, к которым относятся ювелиры и оружейники, в Сословия входят в частности врачи, книжники, юристы и купцы).
* «[[Сварог]]», разумеется. Ставший королём ГГ преследует художника-авангардиста, более изящно по форме, чем Хрущёв, но так же по сути. Автором это ещё и подаётся как хихоньки-хахоньки: в качестве наказания неудачливому живописцу положено изгнание из земель под властью короля Сварога, а земель этих всё больше, и из [[Постоянная шутка|каждого нового королевства]] ему положено валить. При этом тот же Сварог пытается умеренно прогрессорствовать, подняв инженеров из Медных Гильдий аж в новоучереждённое Высокое Сословие (на Таларе среди городских ремесленников есть серьёзное иерархическое расслоение по роду занятий, Медные Гильдии — самый низший слой, достаточно сказать, что неклассифицированные Градские Обыватели — это уже Бронзовая Гильдия, а в Медных обретаются проститутки, нищие, уличные актёры и т. д., Высокие Сословия же — это косящие под патрициев торговых республик корпорации, объединяющие разных учёных и деловых людей, по факту — тоже гильдии, но называются иначе и по статусу выше даже Золотых Гильдий, к которым относятся ювелиры и оружейники, в Сословия входят в частности врачи, книжники, юристы и купцы).
** На самом деле у Бушкова тонкая отсылка к Дали, который своих потенциальных учеников заставлял рисовать лошадь в классической манере, ибо «сперва нужно научиться соблюдать правила, прежде чем их нарушать». Сварогова «жертва» не смогла нарисовать ничего, кроме пятен.
** На самом деле у Бушкова тонкая отсылка к Дали, который своих потенциальных учеников заставлял рисовать лошадь в классической манере, ибо «сперва нужно научиться соблюдать правила, прежде чем их нарушать». Сварогова «жертва» не смогла нарисовать ничего, кроме пятен.
** Кроме того, началась упомянутая история с художником с того, что тот просил денег из казны на открытие Академии искусств, и Сварог собирался эти деньги выделить, пока не узрел «шедевры» просителя. Так что пострадал тот не за творчество, а за попытку присосаться к госбюджету.
** Кроме того, началась упомянутая история с художником с того, что тот просил денег из казны на открытие Академии искусств, и Сварог собирался эти деньги выделить, пока не узрел «шедевры» просителя. Так что пострадал тот не за творчество, а за попытку присосаться к госбюджету.
* [[Плоский Мир]] патриций Витинари, [[с прикрученным фитильком]]. Все-таки за время его правления чуть не случилось аж две катастрофы на почве искусства, да и к технологии он тоже относится настороженно (у него в темнице заточен один [[невезучий изобретатель]], для всеобщей безопасности). Тем не менее, у него патологическое отвращение к мимам — любой мим, появившийся в черте города, оказывался в яме со скорпионами и табличкой «Учи слова». Горожане это горячо одобряют.
* [[Плоский Мир]] — патриций Витинари, [[с прикрученным фитильком]]. Все-таки за время его правления чуть не случилось аж две катастрофы на почве искусства, да и к технологии он тоже относится настороженно (у него в темнице заточен один [[невезучий изобретатель]], для всеобщей безопасности). Тем не менее, у него патологическое отвращение к мимам — любой мим, появившийся в черте города, оказывался в яме со скорпионами и табличкой «Учи слова». Горожане это горячо одобряют.
* Палтус, «Величайший диктатор» — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. В нашей истории — великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье, здесь — диктатор проигравшей мировую войну Франции, занимающий историческую нишу Гитлера. Утопист и технократ в режиме «педаль в пол». При этом, несмотря на беспощадный прагматизм в действиях (цель войны — победа), все же радеет за безопасную, комфортную, интересную и научно организованную жизнь для людей, поэтому создал методику неагрессивного, но тотального контроля над обществом («Теория морального эфира»). Немцам или сомалийским пиратам от того не легче. А вот его последователи, особенно президент-[[квислинг]] России Губарев, скорее, фанатики с топорными методами насаждения прогрессивных идей социал-авангардизма.
* Палтус, «Величайший диктатор» — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. В нашей истории — великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье, здесь — диктатор проигравшей мировую войну Франции, занимающий историческую нишу Гитлера. Утопист и технократ в режиме «педаль в пол». При этом, несмотря на беспощадный прагматизм в действиях (цель войны — победа), все же радеет за безопасную, комфортную, интересную и научно организованную жизнь для людей, поэтому создал методику неагрессивного, но тотального контроля над обществом («Теория морального эфира»). Немцам или сомалийским пиратам от того не легче. А вот его последователи, особенно президент-[[квислинг]] России Губарев, скорее, фанатики с топорными методами насаждения прогрессивных идей социал-авангардизма.
* Велимир Долоев, «Цветы прорастают сквозь кости» — товарищ Тэ, вождь и учитель большей части тропической Африки, объединённой им в государство [[Булунги|Азания]]. С одной стороны, установил личную диктатуру с милитаристскими замашками, афрорасистской идеологией и чистками непокорных племён. С другой — именно его режим покончил с основными бичами Чёрного Континента: голодом, СПИДом, гражданскими войнами, развивает в Азании собственные производства. И даже противники-политэмигранты относятся к Тэ с огромным и искренним уважением.
* Велимир Долоев, «Цветы прорастают сквозь кости» — товарищ Тэ, вождь и учитель большей части тропической Африки, объединённой им в государство [[Булунги|Азания]]. С одной стороны, установил личную диктатуру с милитаристскими замашками, афрорасистской идеологией и чистками непокорных племён. С другой — именно его режим покончил с основными бичами Чёрного Континента: голодом, СПИДом, гражданскими войнами, развивает в Азании собственные производства. И даже противники-политэмигранты относятся к Тэ с огромным и искренним уважением.
* Альфина и Корнел, «Чума в Бедрограде» — субверсия. Строй там именно такой, но самого деспота и нет — есть Бюро патентов. А в нём {{spoiler|сидят, вероятно, четыре человека — наследники (моральные — как минимум Ройш в Бюро не входит) «кружка отличников» из приквела}}.
* Альфина и Корнел, «Чума в Бедрограде» — субверсия. Строй там именно такой, но самого деспота и нет — есть Бюро патентов. А в нём {{spoiler|сидят, вероятно, четыре человека — наследники (моральные — как минимум Ройш в Бюро не входит) «кружка отличников» из приквела}}.


=== Другое ===
=== Другое ===
* ''(Фильм 1927?)'' «Поэт и царь» — таким изображен Николай I.
* ''(Фильм 1927?)'' «Поэт и царь» — таким изображен Николай I.
* «[[Не покидай...]]» — канцлер Давиль.
* «[[Не покидай...]]» — канцлер Давиль.
* Фильм «Малефисента» — если понимать мир Болот как метафору мира творчества, воображения и свободы мысли, то Стефан сознательно отрекся от него ради власти. И этим предал не только Малефисенту, но и себя. Начинал как просвещенный деспот, закончил [[Безумный король|безумным королём]].
* Фильм «Малефисента» — если понимать мир Болот как метафору мира творчества, воображения и свободы мысли, то Стефан сознательно отрекся от него ради власти. И этим предал не только Малефисенту, но и себя. Начинал как просвещенный деспот, закончил [[Безумный король|безумным королём]].
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] высмеивает сходный американский троп «czar», который подразумевает члена исполнительной ветви власти, профессионала с неограниченными полномочиями в узкой сфере. Здесь Мисс Харшвини надзирает за организацией игр дружбы и постоянно заставляет делать по-своему, ссылаясь на то, что она-то профессионал и знает, как лучше.
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] — высмеивает сходный американский троп «czar», который подразумевает члена исполнительной ветви власти, профессионала с неограниченными полномочиями в узкой сфере. Здесь Мисс Харшвини надзирает за организацией игр дружбы и постоянно заставляет делать по-своему, ссылаясь на то, что она-то профессионал и знает, как лучше.
* Комикс [[Girl Genius]] барон Вульфенбах. Какие там у него отношения с искусством — неизвестно (вернее, известно, что ему не нравятся пьесы о Гетеродинах, в которых он сам обычно присутствует в роли [[Разрядка смехом|разрядки смехом]], но эти пьесы он не запрещал), но однозначно просвещённый: у других правителей-Искр в лучшем случае инженеры и исследователи-не-Искры на подхвате, а этот на своей передвижной базе устроил целый НИИ с участием множества Искр. И деспот тот ещё, конечно.
* Комикс [[Girl Genius]] — барон Вульфенбах. Какие там у него отношения с искусством — неизвестно (вернее, известно, что ему не нравятся пьесы о Гетеродинах, в которых он сам обычно присутствует в роли [[Разрядка смехом|разрядки смехом]], но эти пьесы он не запрещал), но однозначно просвещённый: у других правителей-Искр в лучшем случае инженеры и исследователи-не-Искры на подхвате, а этот на своей передвижной базе устроил целый НИИ с участием множества Искр. И деспот тот ещё, конечно.
* Аниме [[Ginga Eiyuu Densetsu]] Райнхард Лоэнграмм, он же фон Мюзель, сначала теоретизировал о пользе переворотов и деспотии, потом применил теорию на практике.
* Аниме [[Ginga Eiyuu Densetsu]] — Райнхард Лоэнграмм, он же фон Мюзель, сначала теоретизировал о пользе переворотов и деспотии, потом применил теорию на практике.
* [[Stellaris]] имперская форма правления у материалистов с технократией называется «Просвещенной автократией» и подразумевает именно это. Диктаторская ака «Технократическая диктатура», в общем-то, тоже.
* [[Stellaris]] — имперская форма правления у материалистов с технократией называется «Просвещенной автократией» и подразумевает именно это. Диктаторская ака «Технократическая диктатура», в общем-то, тоже.
** А вот у обычных материалистов без технократии аналогичные формы правления будут называться деспотической гегемонией и тоталитарным режимом соответственно. Это уже что-то вроде общества а-ля замятинское «[[Мы]]».
** А вот у обычных материалистов без технократии аналогичные формы правления будут называться деспотической гегемонией и тоталитарным режимом соответственно. Это уже что-то вроде общества а-ля замятинское «[[Мы]]».
* Электронная опера/техноопера «2032: легенда о несбывшемся грядущем» — генсек Милиневский. Сценарий намекает на то, что его беда в том, что он был ''недостаточно'' просвещённым: если бы он послушал [[искусственный интеллект]] АСГУ и просто позволил ей продолжать свой курс на автоматизацию, сокращение рабочего дня и общее благосостояние, то ничего ужасного бы не случилось, но романтический идеал советского человека-труженика, несовместимый с предлагаемым машиной бездуховным обществом, заставил его принять ряд неразумных решений, последнее из которых оказалось [[Большая ошибка|фатальным]].
* Электронная опера/техноопера «2032: легенда о несбывшемся грядущем» — генсек Милиневский. Сценарий намекает на то, что его беда в том, что он был ''недостаточно'' просвещённым: если бы он послушал [[искусственный интеллект]] АСГУ и просто позволил ей продолжать свой курс на автоматизацию, сокращение рабочего дня и общее благосостояние, то ничего ужасного бы не случилось, но романтический идеал советского человека-труженика, несовместимый с предлагаемым машиной бездуховным обществом, заставил его принять ряд неразумных решений, последнее из которых оказалось [[Большая ошибка|фатальным]].
* Таким описан [[Killzone|Сколар Визари]] в фанфике-кроссовере «Mass Killzone». Действительно искусный государь, экстремист, который прав и потенциально неплохой ученый, зарубивший свою карьеру работой политика. В остальном — напоминает лидеров Северной Кореи, с поправкой на то, что Хеллган действительно желали раскатать по камушку и выбор был «или диктатура или рабство». Тем более, что Визари отлично понимает все недостатки диктатуры и старается уравновесить её «банкой пауков» Верховного Совета и корпоркратами во главе со Шталем.
* Таким описан [[Killzone|Сколар Визари]] в фанфике-кроссовере «Mass Killzone». Действительно искусный государь, экстремист, который прав и потенциально неплохой ученый, зарубивший свою карьеру работой политика. В остальном — напоминает лидеров Северной Кореи, с поправкой на то, что Хеллган действительно желали раскатать по камушку и выбор был «или диктатура или рабство». Тем более, что Визари отлично понимает все недостатки диктатуры и старается уравновесить её «банкой пауков» Верховного Совета и корпоркратами во главе со Шталем.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}
{{Nav/Аристократы и дегенераты}}
{{Nav/Аристократы и дегенераты}}

Версия 13:42, 14 января 2023

Типаж правителя, инверсия Короля-Солнца. Если последний активно занимается окультуриванием вверенного ему народа, покровительствует поэтам, музыкантам, художникам и скульпторам, то герой нашей статьи строго придерживается идеи о том, что хороший химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Своего рода феодальный технократ.

Просвещённый деспот провозглашает вполне ясную и понятную массам цель — доступное образование, море возможностей для самореализации в общественно-полезном ключе, кучу рабочих мест, причем не батраков на плантациях, а ученых, инженеров, химиков и так далее, для чего потребно образование, а так как кадров нужно много — образование стремится быть доступным. Обилие образованных людей поднимает культурный уровень в целом — потому что кроме матана хочется ещё и чего-нибудь для души, а если у души запросы выше уровнем чем «хлеб и зрелища», читай порно и боевики… вот тут начинаются сложности.

Искусство в целом такой персонаж готов признавать только в контексте государственной пользы, которую оно приносит. Признанную классику при нём тиражируют сверх меры и превращают в инструмент пропаганды, нередко прикрепляя тошнотворную нравоучительную трактовку, даже если автор ничего такого не имел в виду (особенно если он ничего такого не имел в виду!)[1]. От произведений современников, даже вполне традиционных по форме, ещё и норовит оттяпать кусок вездесущая цензура, а на особо взбалмошных ведёт охоту подвизающаяся у трона тайная полиция.

Если деспот адекватный, цензурой будут недовольны в основном те, кто пытается протащить под радарами деструктивные идеи, цензор же это заодно редактор, вполне способный сделать сносное произведение — хорошим, а плохое — сжечь к чертям ещё до премьеры, чему воспитанная публика будет только рада[2]. По истощении запасов классики расцветают деконструкция и сатира, рождаются производственные романы и научная фантастика в объемах, недостижимых для конкурентов. Правитель может даже сам озаботиться регулярным осмеянием своего режима или неугодных его элементов — пусть лучше выражают недовольство так, чем с оружием в руках.

При таких государях народ бунтует крайне редко, или не бунтует вообще (особенно если из заграницы не помогают). И не потому что всех бунтарей давно заловили люди в чёрном, а потому что когда люди сыты, они бунтовать не любят, и правитель это прекрасно понимает. Госбезопасность, впрочем, бдит всё равно, и армия укомплектована по последнему слову техники и военной науки. Общество, поднакопив силёнок, вполне может взяться за осуществление какого-нибудь мегапроекта, за который фанаты обскурантизма и высокой культуры избранных, скорее всего, не возьмутся. А даже если и нет, то по распространенному мнению, среднестатистическому филистеру для счастья вполне достаточно тарелки супа и гордости за родину, дающую миру самые забористые в мире заборы. Все это при просвещенном деспоте наличествует, и оттого его правление нередко входит в историю как золотой век.

Элита может быть недовольна, потому как деспот, будучи деспотом, пытается строить её к стенке по струнке: феодальные войны и внутренние пошлины ему не нужны. Место ополчения занимает регулярная армия, починяющаяся лично самому, младшие сыновья без видов на наследство с радостью станут офицерами и чиновниками на зарплате, да и имеющие землю могут почуять перспективы грядущей модернизации и вступить в ряды бизнесменов. С другой стороны в приличное общество подтягиваются новые люди, обязанные своим положением полученному при государе-просветителе образованию и потому всецело одобряющие свои привилегии. Попадает всяким сторонникам красивой жизни, золотой молодёжи, неформалам и прочим бездельникам — чтобы не раздражали народ и не тратили почём зря ресурсы. По причине утилитарного отношения к искусству толпы художников и музыкантов при дворе вы тоже не найдёте, как и вычурного церемониала. Бдительная госбезопасность с полицией оперативно карают как политически недовольных, так и коррупционеров и даже чрезмерно рьяных карьеристов из интеллигенции, вместо дела занятых взаимным саботажем.

Если же герой статьи с головой не дружит, всё вышеописанное выпячивается и утрируется. Нетрадиционное, авангардное и элитарное творчество, как и вообще всё, что не проходит цензуру, автоматом попадает под запрет, а от искусства остаётся только нечто очевидно-дидактичное, с чёрно-белой моралью в крайней форме и приторным приукрашиванием реальности, оно, конечно, будет бездарным, потому как при такой политике все талантливые творцы либо уйдут в подполье, либо вообще сбегут из владений героя статьи. В крайних случаях искусства не будет вообще, а любой, кто посмеет напевать под нос песенку на рабочем месте, будет там же и расстрелян. Народ такого правителя будет ненавидеть только если сохранит такую способность. Деспот закономерно никого не спрашивает и оценивает весь мир с точки зрения пользы для себя лично, а поскольку он всё ещё считает что проблему лучше вовсе не создавать, к образованию подключится пропаганда и вообще любые доступные средства промывки мозгов, обеспечивающие нужную степень организованности населения. Приближённых практически нет или их роль точно так же сведена к автоматам-исполнителям: государь считает себя самым умным и тем более достаточно умным чтобы решать в одиночку вообще всё. Иногда в мотивацию ему приписывают личную обиду на людей искусства, но чаще он слишком безэмоциональный, чтобы всерьёз смешать личное и государственное.

С точки зрения конфликта романтизма и просвещения этот персонаж, конечно, на стороне просветителей, где является положительным персонажем. На романтической стороне более здравомыслящий представитель обитает в основном в произведениях на вечную тему «Поэт и власть», а более отмороженный возглавляет антиутопию.

Разновидности сабжа

  • Искусный государь: он проводит подобную линию рационально, адекватно и мудро, что оборачивается для государства политической стабильностью, движением к гегемонии и материальным профитом, а для его народа — ростом благосостояния, безопасностью и возможностями для самореализации.
  • Технократ: представитель непосредственных интересов технических специалистов и учёных, проводящий радикально наукоёмкую экономическую политику. В зависимости от сеттинга может быть как оторванным от реальности утопистом, чей режим падёт за полгода, так и умным успешным сторонником технологического прогресса.
  • Фельдфебель: дисциплина — галочка, минимум творческих свобод — галочка, преференции техническим специалистам — галочка. С фундаментальной наукой, распространением образования и материальным благосостоянием не задалось.
  • Психопат: Уличные музыканты? В расход! Заезжий художник устроил выставку? В концлагерь! Бабушка рассказала внуку сказку на ночь? На кол! Хотел бы править государством из одних роботов, но вот незадача, ему достались людишки. Ничего, им же хуже.

С фитильком — если персонаж проводит такую политическую линию, но верховной власти не имеет.

Примеры

Литература

  • Цао Сюэцинь, «Сон в красном тереме» — Цзя Чжэн, хотя и не обладает императорской властью, а носит титул всего-навсего гуна (на наши деньги герцога), ведёт себя именно так.
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» — князь Пафнутий. Пародия на троп.
  • С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — штат помощников Льва. А сам Лев любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел.
  • Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучелище отчаянно пытается закосить под сабж.
  • «Сварог», разумеется. Ставший королём ГГ преследует художника-авангардиста, более изящно по форме, чем Хрущёв, но так же по сути. Автором это ещё и подаётся как хихоньки-хахоньки: в качестве наказания неудачливому живописцу положено изгнание из земель под властью короля Сварога, а земель этих всё больше, и из каждого нового королевства ему положено валить. При этом тот же Сварог пытается умеренно прогрессорствовать, подняв инженеров из Медных Гильдий аж в новоучереждённое Высокое Сословие (на Таларе среди городских ремесленников есть серьёзное иерархическое расслоение по роду занятий, Медные Гильдии — самый низший слой, достаточно сказать, что неклассифицированные Градские Обыватели — это уже Бронзовая Гильдия, а в Медных обретаются проститутки, нищие, уличные актёры и т. д., Высокие Сословия же — это косящие под патрициев торговых республик корпорации, объединяющие разных учёных и деловых людей, по факту — тоже гильдии, но называются иначе и по статусу выше даже Золотых Гильдий, к которым относятся ювелиры и оружейники, в Сословия входят в частности врачи, книжники, юристы и купцы).
    • На самом деле у Бушкова тонкая отсылка к Дали, который своих потенциальных учеников заставлял рисовать лошадь в классической манере, ибо «сперва нужно научиться соблюдать правила, прежде чем их нарушать». Сварогова «жертва» не смогла нарисовать ничего, кроме пятен.
    • Кроме того, началась упомянутая история с художником с того, что тот просил денег из казны на открытие Академии искусств, и Сварог собирался эти деньги выделить, пока не узрел «шедевры» просителя. Так что пострадал тот не за творчество, а за попытку присосаться к госбюджету.
  • Плоский Мир — патриций Витинари, с прикрученным фитильком. Все-таки за время его правления чуть не случилось аж две катастрофы на почве искусства, да и к технологии он тоже относится настороженно (у него в темнице заточен один невезучий изобретатель, для всеобщей безопасности). Тем не менее, у него патологическое отвращение к мимам — любой мим, появившийся в черте города, оказывался в яме со скорпионами и табличкой «Учи слова». Горожане это горячо одобряют.
  • Палтус, «Величайший диктатор» — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. В нашей истории — великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье, здесь — диктатор проигравшей мировую войну Франции, занимающий историческую нишу Гитлера. Утопист и технократ в режиме «педаль в пол». При этом, несмотря на беспощадный прагматизм в действиях (цель войны — победа), все же радеет за безопасную, комфортную, интересную и научно организованную жизнь для людей, поэтому создал методику неагрессивного, но тотального контроля над обществом («Теория морального эфира»). Немцам или сомалийским пиратам от того не легче. А вот его последователи, особенно президент-квислинг России Губарев, скорее, фанатики с топорными методами насаждения прогрессивных идей социал-авангардизма.
  • Велимир Долоев, «Цветы прорастают сквозь кости» — товарищ Тэ, вождь и учитель большей части тропической Африки, объединённой им в государство Азания. С одной стороны, установил личную диктатуру с милитаристскими замашками, афрорасистской идеологией и чистками непокорных племён. С другой — именно его режим покончил с основными бичами Чёрного Континента: голодом, СПИДом, гражданскими войнами, развивает в Азании собственные производства. И даже противники-политэмигранты относятся к Тэ с огромным и искренним уважением.
  • Альфина и Корнел, «Чума в Бедрограде» — субверсия. Строй там именно такой, но самого деспота и нет — есть Бюро патентов. А в нём сидят, вероятно, четыре человека — наследники (моральные — как минимум Ройш в Бюро не входит) «кружка отличников» из приквела.

Другое

  • (Фильм 1927?) «Поэт и царь» — таким изображен Николай I.
  • «Не покидай...» — канцлер Давиль.
  • Фильм «Малефисента» — если понимать мир Болот как метафору мира творчества, воображения и свободы мысли, то Стефан сознательно отрекся от него ради власти. И этим предал не только Малефисенту, но и себя. Начинал как просвещенный деспот, закончил безумным королём.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — высмеивает сходный американский троп «czar», который подразумевает члена исполнительной ветви власти, профессионала с неограниченными полномочиями в узкой сфере. Здесь Мисс Харшвини надзирает за организацией игр дружбы и постоянно заставляет делать по-своему, ссылаясь на то, что она-то профессионал и знает, как лучше.
  • Комикс Girl Genius — барон Вульфенбах. Какие там у него отношения с искусством — неизвестно (вернее, известно, что ему не нравятся пьесы о Гетеродинах, в которых он сам обычно присутствует в роли разрядки смехом, но эти пьесы он не запрещал), но однозначно просвещённый: у других правителей-Искр в лучшем случае инженеры и исследователи-не-Искры на подхвате, а этот на своей передвижной базе устроил целый НИИ с участием множества Искр. И деспот тот ещё, конечно.
  • Аниме Легенда о героях Галактики — Райнхард Лоэнграмм, он же фон Мюзель, сначала теоретизировал о пользе переворотов и деспотии, потом применил теорию на практике.
  • Stellaris — имперская форма правления у материалистов с технократией называется «Просвещенной автократией» и подразумевает именно это. Диктаторская ака «Технократическая диктатура», в общем-то, тоже.
    • А вот у обычных материалистов без технократии аналогичные формы правления будут называться деспотической гегемонией и тоталитарным режимом соответственно. Это уже что-то вроде общества а-ля замятинское «Мы».
  • Электронная опера/техноопера «2032: легенда о несбывшемся грядущем» — генсек Милиневский. Сценарий намекает на то, что его беда в том, что он был недостаточно просвещённым: если бы он послушал искусственный интеллект АСГУ и просто позволил ей продолжать свой курс на автоматизацию, сокращение рабочего дня и общее благосостояние, то ничего ужасного бы не случилось, но романтический идеал советского человека-труженика, несовместимый с предлагаемым машиной бездуховным обществом, заставил его принять ряд неразумных решений, последнее из которых оказалось фатальным.
  • Таким описан Сколар Визари в фанфике-кроссовере «Mass Killzone». Действительно искусный государь, экстремист, который прав и потенциально неплохой ученый, зарубивший свою карьеру работой политика. В остальном — напоминает лидеров Северной Кореи, с поправкой на то, что Хеллган действительно желали раскатать по камушку и выбор был «или диктатура или рабство». Тем более, что Визари отлично понимает все недостатки диктатуры и старается уравновесить её «банкой пауков» Верховного Совета и корпоркратами во главе со Шталем.

Примечания

  1. Справедливости ради, таким образом эту классику могут спасать от полного забвения.
  2. Вспомним, сколько раз мы выходили из кинотеатра матерясь, сколько макулатуры приходится отсеять в книжном, чтобы выбрать более-менее сносное чтиво, и как раздражают книги, запечатанные в пластик.