Парето-оптимальность: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Строка 22: Строка 22:


=== [[Аниме]] ===
=== [[Аниме]] ===
* [[KonoSuba]] — иллюстрация из палаты мер и весов. Причем если главный герой там еще и Парето-эффективен, то его спутницы — [[Жертва сверхспециализации|жертвы сверхспециализации]].
* [[Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku o!]] — иллюстрация из палаты мер и весов. Причем если главный герой там еще и Парето-эффективен, то его спутницы — [[Жертва сверхспециализации|жертвы сверхспециализации]].


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* [[Закон квадрата-куба]] — одна из главных причин сабжа в реальности.
* [[Закон квадрата-куба]] — одна из главных причин сабжа в реальности.
* [[Волшебные ускорения]] — нельзя просто так взять и заставить космический корабль ускоряться на 100500 g.
* [[Волшебные ускорения]] — нельзя просто так взять и заставить космический корабль ускоряться на 100500 g.

Версия 17:45, 25 января 2023

Оптимальность по Парето (не путать с законом Парето) — встроенный в реальность механизм защиты от Мэри Сью и реактивных громил. Встречается также в играх, особенно стратегических и ролевых и, реже, в не-интерактивных произведениях (книгах, комиксах, кино и т. п.).

Парето-оптимальностью называют такое состояние чего-либо (от персонажа до государств) когда увеличение одного неизбежно ведет к уменьшению чего-то другого. Например, любой здоровый человек может улучшить свои навыки в какой-либо профессии или виде спорта, но за счет своего свободного времени потраченного на учебу и тренировки. А государство — увеличивать производство пушек только за счет, к примеру, производства масла.

Частным случаем Парето-оптимальности является эффективность по Парето при котором все характеристики объекта прокачаны равномерно — без перекосов в ту или иную сторону.

Нюансы

В играх Паретто-оптимальность, как правило, задается простыми правилами вроде распределения ограниченного количества очков прокачки между параметрами. В реальности связь между характеристиками системы, как правило, значительно сложнее — степенные функции далеко не предел.

Но в тех же играх часто оказывается что ценность параметра при генерации персонажа не совпадает с его ценностью в игре. Что активно используется манчкинами. Что самое интересное, подобное явление встречается и в реальной жизни — мы все принадлежим к виду-манчкину, прокачавшему интеллект ценой физической силы и безопасности размножения.

Примеры

Фольклор

  • Поговорка про «быстро, качественно, дёшево» — выбирать приходится два пункта из трёх.

Видеоигры

  • Game Dev Tycoon — Вы можете лишь выбрать как будете распределять силы в производстве, уделив больше времени тем аспектам, которые будут более важны в данном жанре. Конечно, если не предоставить другим аспектам времени вообще не ждите хороших оценок, но и полный «середняк» журналисты раскритикуют.
  • Spore — Любая техника на этапе «Цивилизация» создаётся именно так. Есть три параметра — прочность, скорость и эффективность (военная, экономическая или пропагандистская) — и увеличение одного из ведёт к уменьшению других.
  • Need for Speed: Underground 2 настройка турбо.

Аниме

Реальная жизнь