Саллах: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
''«Волшебный помощник»'' — функция в сюжете волшебной сказки по В. Проппу; некое существо, которое помогает сказочному персонажу ориентироваться в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», помогая ему решать задачи, спасая его из передряг, а то и попросту выполняя за него всю работу. Это Серый Волк для Ивана-Царевича, [[Конёк-горбунок]] для Ивана-дурака, куколка для Василисы и так далее.
Есть главный герой, он путешествует по [[Дороги и тропы|дорогам и тропам]], и, оказавшись, например, в [[Пустыня Смерти|Пустыне Смерти]], находит себе помощника из местных жителей. Этот помощник даёт различные полезные и не очень советы, помогает с решением проблем и, опционально, [[Разрядка смехом|шутит]]. Сражаться не любит и, как правило, [[Небоевой товарищ|не умеет]], так что, если в пустыню вдруг припрётся [[Главгад]] собственной персоной, помощник отступит в сторону или прикинется идиотом. Этот компаньон всегда находится на вторых ролях и не идёт за героем дальше в [[Мордор]], а остаётся в той самой пустыне, заниматься своими делами.


Когда же функцию волшебного помощника в [[приключения|приключенческом]] произведении выполняет представитель меньшинства, который почти весь к этой функции и сводится — это наш троп. Своих целей и желаний у такого персонажа обычно нет — он полностью живёт жизнью главного героя и решает его задачи. Когда наступает момент решительного противостояния со злыднем, он отступает в сторону, чтобы на передний план вышел герой.
Знакомьтесь, перед вами ''Саллах'', не приключенец и не герой, а всего лишь друг главного героя, который слегка помогает ему с решением той или иной проблемы где-нибудь на середине пути, после чего выпадает из повествования. Всякое древнее зло пусть усмиряют другие, у Саллаха и своих дел предостаточно.


Как правило, такой персонаж [[Малообразованный умник|не образован]] (это прерогатива главного героя — конечно, белого, и почти всегда мужчины), но зато наделён «[[Простая мудрость|народной мудростью]]», которую время от времени изрекает. Кроме того, он воплощает в себе [[Этнологический клюквосправочник|национальные и расовые стереотипы]]: «волшебный негр», как правило, [[силач|силён]], а если нет — то умеет пользоваться какой-то [[маг]]ией племени мумба-юмба (в современном сеттинге — «мудростью улицы»), «волшебный индеец» — непревзойдённый следопыт и охотник, «волшебный китаец» [[Мастер боевых искусств|владеет кун-фу]]. В [[супергерой]]ском сеттинге может обладать суперсилой.
Как правило, такой персонаж [[Малообразованный умник|не образован]], не интересуется происходящим в мире, но зато наделён «[[Простая мудрость|народной мудростью]]», которую время от времени изрекает. Кроме того, он часто воплощает в себе [[Этнологический клюквосправочник|национальные и расовые стереотипы]]: негр, как правило, [[силач|силён]], а если нет — то умеет пользоваться какой-то [[маг]]ией племени мумба-юмба (в современном сеттинге — «мудростью улицы»), индеец — непревзойдённый следопыт и охотник, «волшебный китаец» [[Мастер боевых искусств|владеет кун-фу]], араб отлично торгуется, знает всё про древние народы Ближнего Востока, умеет выживать в пустыне и может достать здорового взрослого верблюда, лошадь или хотя бы ишака чуть ли не из собственного кармана. В [[супергерой]]ском сеттинге Саллах может обладать суперсилой, но чаще является обычным смертным.


[[Персонаж одной черты|Персонаж, который сводится к функции]] — это вообще не есть хорошо. Но если к этому добавить ещё и расовые/национальные/гендерные/классовые стереотипы, то выйдет особенно… благоуханно.
Главное, не халтурить: [[Персонаж одной черты|Персонаж, который сводится к функции]] — это вообще не есть хорошо, особенно [[Клюква|клюквенный]]. Но вот если проработать характер и этого героя, выйдет [[чудо одной сцены]], и весь эпизод фильма будет ассоциироваться именно с «Саллахом».


Этим тропом, конечно же, полным-полна приключенческая литература, написанная с точки зрения народа-колонизатора, видящего в колонизируемых народах стереотипно-безликую массу. Но увы, он попадается также и во вполне современных произведениях. Впрочем, нередко этот троп постмодернистски обстёбывается.
Если персонаж не сводится к функции «помощника», а является полноценно прописанным героем, который ещё и покидает «приписанную» локацию, и против главного врага произведения не боится выступить лично — это не наш троп.''' Например, Чингачгук для Соколиного Глаза — это полноценный [[напарник]].
 
'''Внимание! Если представитель меньшинства не сводится к функции «волшебного помощника», а является полноценно прописанным персонажем — это не наш троп.''' Например, Чингачгук для Соколиного Глаза — не «волшебный индеец», а полноценный [[напарник]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==
* Кодификатор — собственно Саллах из фильмов об Индиане Джонсе
* [[Соломон Кейн]] — Н’Лонга.
* [[Соломон Кейн]] — Н’Лонга.
* «[[Пятнадцатилетний капитан]]» — Геркулес.
* «[[Пятнадцатилетний капитан]]» — Геркулес.
Строка 17: Строка 16:
** Да ну, Ник полноценный персонаж со своей точкой зрения.
** Да ну, Ник полноценный персонаж со своей точкой зрения.
* [[Dresden Files]] — субверсия тропа: говорящий мудрыми загадками чёрный уборщик оказывается арх[[ангел]]ом под прикрытием.
* [[Dresden Files]] — субверсия тропа: говорящий мудрыми загадками чёрный уборщик оказывается арх[[ангел]]ом под прикрытием.
* «Одинокий рейнджер» — случай постмодернистского обстёбывания: Тонто прикидывается «волшебным индейцем», но именно что прикидывается. А вот в изначальной радиопостановке он таким и был.
* «Одинокий рейнджер» — случай постмодернистского обстёбывания: Тонто прикидывается таким, но именно что прикидывается. А вот в изначальной радиопостановке он таким и был.
* [[The Matrix]] — Тринити. Всё её предназначение, по словам Оракула, сводится с тому, чтобы полюбить Избранного.
* Французский фильм «1+1» — [[зигзаг]], чёрный силач там вроде как протагонист. Но тем не менее, он весь сводится к функции «быть простым весёлым парнем, который вдохновляет богатого и уважаемого мужчину жить». И да, он буквально делает за героя всё, потому что тот парализован.
* Французский фильм «1+1» — с фитильком, потому что чёрный силач там вроде как протагонист. Но тем не менее, он весь сводится к функции «быть простым весёлым чёрным парнем, который вдохновляет белого мужчину жить». И да, он буквально делает за героя всё, потому что тот парализован.


{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Амплуа и архетипы}}

Версия 23:23, 22 февраля 2023

Есть главный герой, он путешествует по дорогам и тропам, и, оказавшись, например, в Пустыне Смерти, находит себе помощника из местных жителей. Этот помощник даёт различные полезные и не очень советы, помогает с решением проблем и, опционально, шутит. Сражаться не любит и, как правило, не умеет, так что, если в пустыню вдруг припрётся Главгад собственной персоной, помощник отступит в сторону или прикинется идиотом. Этот компаньон всегда находится на вторых ролях и не идёт за героем дальше в Мордор, а остаётся в той самой пустыне, заниматься своими делами.

Знакомьтесь, перед вами Саллах, не приключенец и не герой, а всего лишь друг главного героя, который слегка помогает ему с решением той или иной проблемы где-нибудь на середине пути, после чего выпадает из повествования. Всякое древнее зло пусть усмиряют другие, у Саллаха и своих дел предостаточно.

Как правило, такой персонаж не образован, не интересуется происходящим в мире, но зато наделён «народной мудростью», которую время от времени изрекает. Кроме того, он часто воплощает в себе национальные и расовые стереотипы: негр, как правило, силён, а если нет — то умеет пользоваться какой-то магией племени мумба-юмба (в современном сеттинге — «мудростью улицы»), индеец — непревзойдённый следопыт и охотник, «волшебный китаец» владеет кун-фу, араб отлично торгуется, знает всё про древние народы Ближнего Востока, умеет выживать в пустыне и может достать здорового взрослого верблюда, лошадь или хотя бы ишака чуть ли не из собственного кармана. В супергеройском сеттинге Саллах может обладать суперсилой, но чаще является обычным смертным.

Главное, не халтурить: Персонаж, который сводится к функции — это вообще не есть хорошо, особенно клюквенный. Но вот если проработать характер и этого героя, выйдет чудо одной сцены, и весь эпизод фильма будет ассоциироваться именно с «Саллахом».

Если персонаж не сводится к функции «помощника», а является полноценно прописанным героем, который ещё и покидает «приписанную» локацию, и против главного врага произведения не боится выступить лично — это не наш троп. Например, Чингачгук для Соколиного Глаза — это полноценный напарник.

Где встречается

  • Кодификатор — собственно Саллах из фильмов об Индиане Джонсе
  • Соломон Кейн — Н’Лонга.
  • «Пятнадцатилетний капитан» — Геркулес.
  • Стивен Кинг, «Противостояние» — Матушка Абигайл, глухонемой Ник и умственно отсталый Том Каллен.
    • Да ну, Ник полноценный персонаж со своей точкой зрения.
  • Dresden Files — субверсия тропа: говорящий мудрыми загадками чёрный уборщик оказывается архангелом под прикрытием.
  • «Одинокий рейнджер» — случай постмодернистского обстёбывания: Тонто прикидывается таким, но именно что прикидывается. А вот в изначальной радиопостановке он таким и был.
  • Французский фильм «1+1» — зигзаг, чёрный силач там вроде как протагонист. Но тем не менее, он весь сводится к функции «быть простым весёлым парнем, который вдохновляет богатого и уважаемого мужчину жить». И да, он буквально делает за героя всё, потому что тот парализован.