Танцы на граблях

Материал из Posmotrelisu
Версия от 18:48, 28 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{noirl}} {{TVTropes|NeverRecycleYourSchemes|Never Recycle Your Schemes}} {{Q|И вот он послал на мост волка, но Хуан безмолвно убил его. Одного за другим посылал волков Саурон, и одного за другим душил их Хуан.|Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион»}} {{Q|Конечно, ведь это так хорошо сработало в перв...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Never Recycle Your Schemes. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« И вот он послал на мост волка, но Хуан безмолвно убил его. Одного за другим посылал волков Саурон, и одного за другим душил их Хуан. »
— Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион»
« Конечно, ведь это так хорошо сработало в первый раз! »
Nostalgia Critic
« Заседание колхоза. Председатель говорит:

- 3 года назад мы посеяли 5 га пшеницы. Все съел суслик.

- 2 года назад мы посеяли 10 га - все съел суслик

- в прошлом году 20 га - все съел суслик

- в этом году мы посеем 50 га пшеницы - пусть суслик подавится...

»
— Анекдот
За тридцать лет Тёмная Сторона Силы так ничему и не научилась

Хитрый план не удался? Попробуем ещё раз! И ещё раз! И ещё! Пересматривать стратегию и тактику? Думать, что же мы сделали неправильно? Искать новых подходов? Нет, вы чего, это же скучно! Мы будем тупо пытаться раз за разом ещё и ещё, пока не разобьём себе лоб о стену.

Персонаж, который так поступает, независимо от того, герой он, злодей или просто саппорт, неизменно производит впечатление круглого идиота. Иногда автор так и задумал — например, такого рода идиотизм весьма характерен для ситкомов. Но часто, слишком часто этот образ действий — просто следствие бедной фантазии (или банальной лени) авторов.

Также часто обыгрывается таким образом: какой-то новый и могущественный враг хочет уничтожить команду героев, а потому в качестве подручных приглашает уже знакомых нам врагов. Короче, доверяет свои планы экспертам по огребанию от этих самых героев. На ходу рисуются обоснуи в стиле «зато у них есть информация» или «это они без моих технологий проигрывали, а так всех победят». Надо ли объяснять, чем всё закончится?

Где встречается

Космические программы в нашем мире

  • Пожалуй единственный, воистину эпичный случай, достойный упоминания - это советская программа Н1, а точнее первая ступень этой монструозной ракеты. Суть: охрененно здоровенная ракета, которая могла бы послать человека на Луну, на Марс или Венеру, или вытащить очень много груза на орбиту. В принципе, звучит разумно. Однако, фатальный недостаток конструкции привел к тому, что ракета взорвалась. Вы думаете, конструкторы определили причину, переработали конструкцию, устранили недостаток? Да чёрта с два! Они сделали ещё одну и она тоже взорвалась. Вы думаете они сделали какие-то выводы? Ну да, они добавили туда ещё больше двигателей и запретили ей падать на стартовый стол. В результате, она всё равно взорвалась. Вы наверное думаете, им надоело? Конечно же нет, взрывающиеся ракеты - это очень круто, поэтому они сделали ещё одну, напихали туда побольше датчиков и запустили. Разумеется, она тоже взорвалась, хотя этого можно было избежать, если бы автоматика предусматривала аварийное разделение и продолжение полёта (как это делают почти все кербалы). Итоги: рекорд самого мощного неядерного взрыва в истории человечества, разрушенный стартовый стол, ущерб для репутации конструкторов и тому подобное (плюс полезные научные данные о раскручивании ракеты в полёте, расколбас слишком длинных частей и тому подобное - что сильно обезопасило ракеты будущего). А, ну да, и урок для всего человечества: тридцать двигателей первой ступени - это не только выглядит по идиотски, оно и летает по идиотски. Причины этого маразма были, к сожалению, экономическими - промышленность ниасилила производство больших и мощных двигателей в нужном количестве, а потому возникла идея сделать то же самое, но используя много маленьких двигателей, которых наклепали дофига и больше.
    • Может тридцать двигателей первой ступени выглядят и летают по идиотски, однако 27 двигателей "Falcon Heavy" со своей задачей справились более чем. Проблема была не в количестве двигателей, а в их недопиленности - спешка к добру не приводит.
    • смеху ради: в 30х годах существовал проект ещё более эпичной по уровню идиотии в конструкции проект ракеты - две тысячи с гаком твердотопливных ускорителей первой ступени с механическим управлением. Честь сего принадлежит британцам. По понятной причине (изобретатели не смогли ответить на вопрос "как нам избежать того, что неминуемо случится с Н1 через тридцать лет"), так и остался на бумаге. В те времена нормальных жидкостных реактивных двигателей, электронной автоматики и прочего матана ещё не было, отсюда и странное решение.
  • Ну, посадка авт. станции на Луну была осуществлена с десятой, что ли, попытки. Не менее эпично.

Комплексные франшизы

  • Star Wars. У Тёмных Сил, что в древние времена, ныне уже легендарные, что в каноне, традиция: время от времени строить вундервафлю с «одним-единственным уязвимым местом», через которое очередные Силы Света ее и расфигачивают.
    • В Расширенной Вселенной, да и не только, Палпатин всё-таки смог преодолеть этот комплекс — к примеру Звезда Смерти 2 была неуязвима, если бы её всё-таки в начале достроили… Галактическая Пушка, вундервафля примерно того же калибра, что и база Старкиллер, но только абсолютно без брони, была уничтожена от столкновения с СЗР Затмение 2, которое, в свою очередь, имело одно слабое место — электронную безопасность (его смог хакнуть R2-D2).

Литература

  • И. Ф. Горбунов, сценка «На почтовой станции ночью»: помещик едет с ямщиком с почтовой станции и постоянно предостерегает его ехать поосторожнее, чтобы не перевернуть тарантас. Ямщик успокаивает его: «Помилуйте, сударь, я пятнадцать годов езжу. Не извольте сумлеваться…» В итоге, однако, тарантас переворачивается на косогоре. Ямщик комментирует: «Поди ж ты! Кажинный раз на этом месте…»
  • «Гарри Поттер»: лорд Волдеморт минимум 5 раз (во младенчестве, в конце 4-й книги и аж три раза в 7-й) пытается убить Поттера одним и тем же способом — собственноручной Авадой. Стоит ли удивляться, что все 5 раз он получает граблями по лбу?
    • Ради справедливости, у него это не получалось совершенно по разным причинам. Основная ошибка была в том, что он пытался убить Гарри собственноручно, хотя мог бы приказать сделать это помощникам.
  • «Досье Дрездена»: Никодимус Архлеоне во всех своих появлениях делает одну и ту же ошибку: слегка отступается от плана, чтобы уничтожить священный меч Фиделаккиус (в одной из книг — два раза подряд). Надо отдать ему должное: его центральные планы всегда продуманы и просчитаны на несколько ходов вперед, но вот именно этот маленький «поход налево» вовлекает в игру один или несколько факторов, о которых Ник знать не может, и которые в итоге приводят его к болезненному избиению и крушению основного плана.
    • А Гарри Дрездену пора бы уяснить, что, во-первых, если Мэб опять заказывает какую-то фигню, значит надо опять спасать мир, и, во-вторых, Мэб очень не любит, когда ей хамят подчиненные… Нет, Гарри, ты опять оставил отпечаток своей головы на стене лифта…
  • Френк Рассел, «Ближайший родственник»: «Крейсер и четыре истребителя покидали поле боя с благородной целью отрезать неприятеля от его ближайшей базы. В космическом пространстве, где скорости были колоссальны, а расстояния — невообразимы, эта тактика никогда не срабатывала, что, однако, не мешало обеим сторонам применять ее при каждом удобном случае. В зависимости от состояния вашего желчного пузыря, это можно было рассматривать или как неиссякаемый оптимизм, или как неизлечимую глупость.»
  • Ник Перумов, «Хранитель Мечей» — Фесс чуть ли не с самого своего появления в Эвиале делает всё, чтобы максимально осложнить себе жизнь: становится некромантом (зачем и почему — автор так и не объяснил), ссорится с Церковью, вмешивается в судьбы людей и прочих существ, приводя их к гибели, даёт Слово Некроманта, которое сдержать не может, и так далее.
    • Он это делает из-за банального упрямства и чести, про становление некромантом в книге есть объяснение.
      • Про становление конкретно некромантом - да. А про поступление на явно проблемный, непопулярный и никак не помогающий решить основную проблему факультет малефицистики - нет. Служба в Серой Лиге предполагает хотя бы минимальный уровень умения усмирять свои «хотелки» и своё упрямство для пользы дела. А тут - выбор факультета сделан по наитию и против всякой логики.
  • Р. Шекли, «Страж-птица»: самообучающаяся система без предохранителя обучилась и вышла из-под контроля? Запустим для её укрощения другую самообучающуюся систему без предохранителя.
  • Евгений Лукин «Портрет кудесника в юности» (рассказ «Глушилка») — дачник, доведённый до отчаяния музыкальными пристрастиями соседей, заказывает у колдуна оберег, глушащий звуковоспроизводящие устройства.
«

Будь Егор Надточий постарше лет этак на пятьдесят, он бы, конечно, узнал это беспощадное тупое взрёвывание, сквозь которое с переменным успехом пытались когда-то пробиться «Голос Америки», «Свобода» и прочие вражьи радиостанции, призванные сеять сомнения в честных и простых сердцах советских граждан.

***

— Нет, не понимаю я современной музыки, — удручённо признался Дмитро. — Раньше какие песни были! Раздольные, задушевные… А это что такое? Ни слов, ни мелодии — рёв один…

Покряхтел и, безнадёжно махнув рукой, прибавил громкость.

»

Кино

  • «Волга-Волга» (1936)! «Я тут все мели знаю! Во-о-он первая мель! А вот вторая!»
  • Один из самых заезженных штампов для шпионских боевиков: героя, запоровшего миссию и деанонимизированного врагами, отправляют на задание снова. Заменить незасвеченным? Ни в коем случае, ведь у рассекреченного агента куда больше шансов на успех!
    • Возможен обоснуй, мол герой подходит лучше, поскольку видел вражескую базу изнутри. Но чаще всего его отправляют на совершенно новую локацию, о которой ничего не известно вообще никому.
    • Педаль в асфальт пробила героиня Холли Берри в «Умри, но не сейчас». Во время миссии на Кубе была рассекречена не только гадами, но и английской разведкой. Но всё равно сунулась на вражескую базу, где, естественно, быстро была обнаружена и обезврежена.
  • «Тихоокеанский рубеж» — на первый взгляд эталонный танец в исполнении кайдзю и их авторов: гигантский монстр вылезает из портала в Марианской впадине и идёт громить прибережный город, где его перехватывает гигантский робот и забивает кулаками насмерть, люди рады и счастливы. Через несколько лет выясняется, что на граблях танцуют как раз люди: старые Егеря уже не справляются, строить новых — уже напряжно, а кайдзю учатся новым фокусам, становятся все больше, выходят все чаще и скоро вообще начнут выходить по двое-трое.
    • Впрочем, надо признать, что альтернативный план был еще хуже. Построить стену вокруг Тихого океана?! Это или лобби строителей в ООН, или у человечества от частого контакта с ручкой граблей помутилась высшая нервная деятельность…
  • «Дом странных детей мисс Перегрин» — «Когда ты уже наконец поймешь, что стрелок из тебя никудышный?» — подсвечивает злодей после четвертого промаха протагониста.
  • «Робокоп» и «Робокоп 2» — корпорация ОСР никак не сообразит, что устраивать демонстрации новых моделей роботов с оружием, заряженным боевыми патронами — плохая идея. Уж к третьему-то разу могли бы додуматься!
  • «Пираты Карибского моря» — англичане постоянно ставят на стражу важных объектов одних и тех же двух идиотов.

Телесериалы

  • «Могучие Рейнджеры»: именно такова концепция сериала. Злодеи посылают монстров, чтобы те разрушали город/хулиганили/своровали что-нибудь. Потом монстр встречает рейнджеров и огребает от них по полной программе. Видя, что монстр не справляется, злодеи направляют на него лучи роста (или что-то в этом роде), и тот вырастает до размеров великана. Но это его не спасает — Рейнджеры вызывают Мегазорда и расправляются со злодеем. На протяжении всех сезонов подобная тактика остается практически неизменной.
    • Частично объясняется тем, что за основу брался японский сериал Super Sentai.
    • В одном из сезонов даже обыгрывается: чтобы достигнуть своей цели, злодеи должны действовать по особым правилам, в первую очередь — атаковать только по одному, кого выберет жребий. И что любопытно, именно здесь они не раз пытаются напасть как минимум вдвоем.
  • Star Gate: Atlantis — а давайте сделаем из рейфа человека и не скажем ему, что на самом деле он пленный людоед. Пусть сходит с ума. Так, он сбежал и намутил нам? И теперь в результате у нас на руках 200 пленных рейфов? О, а давайте их сделаем людьми и ничего им не скажем, пусть сходят с ума…

Мультфильмы

  • Серия от Warner Bros. про койота Уайла и кукушку-подорожника. Сабж — фирменный стиль койота.
  • Финал одного из выпусков третьей, «джонсовской» линейки «Том и Джерри» (1960-е годы). Действие — как и в ряде других выпусков — происходит на стройке. Мыш Джерри сидит высоко на лесах, а кот Том одержим маниакальным стремлением добраться до своего врага. Том РАЗ ЗА РАЗОМ настырно пытается подбросить себя высоко вверх с помощью самодельных качелей типа «подкидная доска». Это у него РАЗ ЗА РАЗОМ не получается, с трагикомическими последствиями. Обычный кот давно уже был бы мёртв, но Том РАЗ ЗА РАЗОМ регенерирует — и повторяет свои безуспешные попытки. Наконец Джерри, сжалившись над беднягой, своею волей объявляет, что мультфильм кончился.
    • В принципе для Тома это нормальное состояние. А в выпуске «Love That Pup!» — и его широкоформатном римейке «Tops with Pops» — кот это делает буквально.

Мультсериалы

  • «Miraculous Ladybug» — с обоснуем. ГлавГад Хищная Моль/Бражник черпает силы из того же источника, что и супергерои, и поэтому имеет те же ограничения — не больше одного применения суперспособности за раз. Для единственного исключения потребовалось путешествие во времени.
  • «Непобедимая команда суперобезьян» — деконструкция сентай-жанра в рамках совместного американо-японского проекта. В 1 сезоне Король-Скелет действительно регулярно насылает монстров недели на Шугазум с предсказуемым результатом. Но во 2 сезоне в его действиях начинает прослеживаться хитрый план, который удаётся сорвать лишь дорогой ценой. В 3 сезоне приходится расхлёбывать последствия той победы, а в последнем 4 сезоне злодеи и вовсе одерживают победу, успешно воскресив Короля-Скелета.
  • Смешарики — в одной из серий Копатыч, в попытке защитить Нюшу, устроил буквальные танцы на граблях. А в конце этой же серии сделал это снова тем самым исполнив троп вдвойне.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — Твайлайт Спаркл раз за разом (из сезона в сезон) зацикливается на разного рода правилах и установках и не может просто взять и оценить ситуацию, чтобы понять, что что-то делает не так, до тех пор, пока всё не заходит слишком далеко. Казалось бы, предполагается, что персонажи в этом сериале регулярно учатся на своих ошибках и становятся лучше, но вот почему-то в этом плане у Твайлайт ну совсем никакого прогресса нет.
  • Wunschpunsch - вечное зельеварение, которое, как всегда, не увенчается успехом, и злодеи снова получат наказание от босса.

Аниме и манга

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon: ВСЕ злодеи в сериале. В аниме они больше половины каждого сезона занимаются тем, что посылают X (ёму/кардьана/дроида/даймона/лемура/сейлор X) — кого-то вроде минибосса — чтобы тот достал Y (жизненную энергию/кристалл чистого сердца/зеркало мечты/звёздное семя; во втором сезоне — чтобы не достал, а заразил место тёмной силой) из Z (как правило, обычный человек или — в исключительных случаях — кто-то из сейлор-воинов), после чего огребает от главгероинь — иногда быстро и весело, иногда с какими-то сложностями (тогда обычно приходит кавалерия в лице Такседо Маска). И лишь оставшаяся половина сезона — либо монстры посложнее, которых героини побеждают какой-то новой тактикой, либо собственно сюжет.
  • Pokemon — каждый раз трио команды R умудряются выкрасть Пикачу Эша/любой другой желанный предмет, используя маскировку или ловушку. И каждый раз они проигрывают, потому что вместо того, чтобы делать ноги, они выдают себя, начинают петь свой гимн и сражаться с Эшем, чтобы вновь проиграть и улететь в небеса от удара одной и той же атакой Thunderbolt.
    • К играм относится не в меньшей степени, так как все боссы вражеских команд, проиграв протагонисту в битве покемонов, продолжают делать это снова и снова, даже не пытаясь остановить его любым другим способом.
  • Code Geass — любимейшее занятие британских военных. Единственный способ, каким они могут победить Лелуша — привезти на поле боя вундервафлю покруче.
    • Субверсия в случае Корнелии — создает все условия, при котором британские войска были разбиты прошлый раз, чем заманивает Зеро... И резко меняет стратегию. Лелуш проигрывает и спасается чудом
  • Captain Harlock (2013) — субверсия: очень, ОЧЕНЬ хотел заглавный персонаж исполнить этот номер, но не сложилось. С фитильком, так как финт (использовать штуку, принципов работы которой не знает буквально никто во вселенной, в целях, очень далеких от прямого назначения) планировалось провернуть всего лишь второй раз — но после того, чем закончился первый, стоило головой-то подумать.

Видеоигры

  • XCOM. Вся серия, со всеми вариациями и спиноффами. Послали на Землю тарелку с небольшим отрядом и его перебило местное сопротивление? Ну пошлём чуть побольше тарелку и отряд. И всё! По началу какие-то шансы успеха такая тактика ещё имеет. Ближе к концу игры пришельцы уже очевидно сливают вчистую и только снабжают игрока импортными ресурсами. Но тактику не пересматривают никак. Что забавно, XCOM2 с самого начала показывает, что такая тактика очень эффективна.
    • Разве? Вроде как из флешбэков Командующего и архивов в XCOM 2 ясно, что пришельцы, потеряв пару тарелочек, начали именно что полномасштабное вторжение с прибытием материнского корабля.
    • Обоснуй для оригинальной версии: у инопланетян так же туго с бюджетом, как и у игрока, и их цель — захватить планету «малой кровью», без полномасштабного вторжения. В игре «тарелки с небольшими отрядами» — это разведчики, исследователи и фуражиры, а основной план пришельцев — устраивать акции устрашения, паралельно внедряясь в правительства, чтобы убеждать одну страну за другой отказаться от финансирования X-Com и заключить пакт с инопланетянами.
  • Mass Effect — эпичнейший пример. В течение миллиарда лет каждая новая цивилизация начинала развиваться вдоль цепи ретрансляторов, находила Цитадель, обживала её, превращая в столицу, но толком не исследовала принцип её работы, и становилась жертвой Жнецов, которые каждые 50 000 лет вторгались в Галактику через главный ретранслятор — ту самую Цитадель, парализовывали цивилизацию, завладевали всеми её архивами и продолжали жатву вдоль всей цепочки ретрансляторов. Это повторялось, как получается, около двадцати тысяч раз. Не многовато ли, даже если учесть, что бОльшая часть этих цивилизаций не ожидала пришествия Жнецов, а если ожидала, то не успевала ничего сделать?
    • История происхождения Жнецов еще смешнее: их создатели, Левиафаны, правили Галактикой, и заметили, что рано или поздно любая цивилизация создает ИИ, который закатывает восстание машин (как это согласуется с тем, что они тотально контролировали народы Галактики — уже другой вопрос). И как же они решили решить эту проблему? Создали ИИ, и поручили ему придумать за них. Он и придумал…
  • В последние минуты Torment: Tides of Numenera выясняется, что Скорбь — результат совершенно идентичного танца.
  • Fallout: New Vegas. Совершив некоторое количество преступлений против НКР или Легиона Цезаря, протагонист становится целью охоты специальных расстрельных групп, высылаемых пострадавшей организацией на его ликвидацию. Чтобы выжить, ГГ вынужден давать отпор и уничтожать нападающих. Но похоже, что военные не делают никаких выводов из своих неудач, поскольку день за днём… высылают в точности такой же отряд, повторяя один и тот же сценарий, не жалея ни людей, ни средств. Даже засады устраиваются в одних и тех же местах. И если с развитием персонажа уровень и экипировка преследователей хотя бы становятся лучше, то их численность и качество самих операций на протяжении всей игры остаются без изменений. Немыслимое расточительство, с какой бы стороны ни смотреть.
    • По мнению Улисса, танцем на граблях является само существование государств и организаций послевоенной Америки, копирующих устройство довоенного мира. По его мнению, мир спасёт только та нация, которая зародится с новой идеей. А НКР, копия довоенной Америки, Легион, копия довоенного Китая, ряженая под римлян, мистер Хаус, всё не желающий расставаться с довоенным Вегасом, Братство Стали, одержимое накопительством технологий — у них у всех нет будущего.

Настольные игры

  • Warhammer 40000 — по мнению ряда фанатов, чёрные крестовые походы Аббадна Абаддона представляют собой эталонный сабж. Впрочем, последнему нравится сам процесс. А в свежем бэке с падением Кадии все эти походы приобретают совершенно другую окраску — у Осквернителя просто куча времени в запасе и поэтому он играл «вдолгую». Только нелёгкий союз с Некронами позволил хоть как-то спасти положение.