Десанты XX века
Таку
Да, я знаю что «новый ящик начинается с 21-й бутылки» (с), и формально 1900 год — это ещё XIX век. Тем не менее, было бы обидно из-за этой формальности не рассказать про весьма интересный десант.
В 1898 в Китае началось восстание против засилья иностранцев под лозунгом «ихэтуань» — «Кулак во имя справедливости и согласия». В Европе бунтовщиков назвали боксёрами, а восстание — кулацким боксерским. 20 июня 1900 ихэтуани атаковали европейские посольства в Пекине. Одновременно они заняли форты крепости Таку, в устье реки Пейхо, связывающей Пекин с морем — для недопущения помощи посольствам со стороны европейских флотов. На фортах имелось около 200 орудий, из них только 19 современных. Слабым местом фортов была сухопутная оборона.
Из-за мелководья крупные корабли не могли подойти к крепости. Было решено эскадрой из 12 мелкосидящих канонерок и миноносцев (3 из Англии, 5 из России, 1 из Франции, 1 из Германии и 2 из Японии — всего 43 орудия) бомбардировала форты, а затем высадить десант — 184 русских, 329 японцев, 250 англичан и 140 немцев — итого около 900 человек.
В утреннем артиллерийском бою 17 июня 1900 китайцы вынуждены были попрятаться за брустверы и ослабить огонь А из эскадры больше прочих пострадали 3 канонерки: немецкая «Илтис» и русские «Гиляк» и «Кореец».
« | В 4 часа утра союзники при поддержки нескольких японских десантных орудий двинулись тремя цепями на Северо-Западный форт. Прижав стрельбой китайских солдат на гребне вала, идущие в авангарде русские перешли по мосту водяной ров и выломали ворота форта, куда тут же ринулись шедшие до этого позади японцы, попав под картечный огонь стоявшей наискось к воротам китайской пушки. Японцы понесли наибольшие потери, погиб их командир капитан Хаттори. Не выдержав штыковой атаки, китайский гарнизон бежал. Над фортом был поднят английский флаг, а затем и флаги других держав-союзников. Десантный отряд двинулся в сторону Северного форта, который китайцы оставили без боя.
В 6 утра канонерки, кроме наиболее поврежденного «Гиляка», снялись с якоря и пошли вниз по реке для бомбардировки Южного и Нового фортов. Десантники повернули захваченные на Северном форте орудия в сторону Южного форта. Одним из первых выстрелов там был взорван пороховой погреб. Уцелевшие после взрыва китайцы бежали. Союзные войска на лодках под прикрытием двух подошедших с моря русских миноносцев переправились через р. Пейхо и заняли полуразрушенный Южный форт. В 6.45 был занят последний Новый форт. Китайский комендант крепости Ло Юнгуань покончил жизнь самоубийством. |
» |
О потерях десантного отряда данные противоречивы. Так, Вики сообщает о 138 убитых и раненых — видимо суммарно в командах канонерок и у десанта. Но по другим данным только на кораблях потеряли свыше 150 человек.
Так или иначе, для союзных войск был открыт прямой путь на Пекин.
Русско-Японская
Чемульпо
Судьба крейсера «Варяг» известна всем. Выдержал бой с многократно превосходящей эскадрой японцев и в конце концов был затоплен. А при чем тут десант ? А при том, что основной задачей японцев был не бой с русским крейсером, а… прикрытие своих транспортов с войсками. Задача была блестяще выполнена, войска высадились вовремя и без потерь, взяли под контроль корейскую железную дорогу и телеграф, подготовили порт для дальнейшего использования японской армией. И всё это — еще до боя, на глазах у русских моряков.
Было бы нечестно обвинять в чем-то каперанга Руднева: ситуация была неясная, между войной и миром, ни от флотского начальства ни от русского посланника в Корее указаний не было. Атаковать японские транспорты до объявления войны, да еще в нейтральном порту — тягчайшее преступление. Ничем не лучше того, на которое пошел 10 годами раньше командир крейсера «Нанива» каперанг Того: опять же до объявления войны он атаковал китайский крейсер, уничтожил два вооруженных парохода, а чуть позже потопил транспорт (под Британским флагом !) с китайскими войсками.
Вряд ли японо-китайская война пошла бы по-другому без этого случая, но сам капитан Того показал, что может ради своей страны рискнуть даже собственной репутацией — а что ещё есть у самурая ?…
Сахалин
В самом конце Русско-Японской войны, после Мукдена и Цусимы, японцы наконец-то решились оккупировать Сахалин — в основном в целях улучшения своих позиций на будущих переговорах о мире. Для высадки была выделена одна дивизия в составе 12 батальонов, 18 орудий и 1 пулемётного отделения, численность 14 000 человек. Транспортный флот — 10 пароходов, сопровождаемый японской эскадрой в 40 вымпелов.
Противостояли им только добровольческие «дружины», сформированные из местных охотников, каторжников и ссыльнопоселенцев. Общая численность около 2000 человек, за вычетом больных, дезертиров и прочих — от силы 1200. Офицеры для их обучения прибыли лишь в апреле 1905, до этого ими занимались бывшие начальники тюрем и надзиратели (интересно, чему они могли научить). Налицо было 12 пулеметов Максима на орудийных станках и 8 устаревших пушек образца 1877 г. Понимая, что сил недостаточно для открытого боя, губернатор Сахалина Ляпунов образовал из дружин 5 отрядов для ведения партизанских действий.
Две бригады японцев высадились 7 июля 1905 в заливе Анива и двинулись на пост Корсаковский. Их встретил отряд полк. Арцишевского (415 чел, включая команду потопленного крейсера «Новик»), который оборонялся до 17 часов, а затем отошёл. 10-го числа японцы заняли Владимировку (ныне Южно-Сахалинск). Отряд Арцишевского окопался у села Дальнего, однако японцы сумели обойти его с флангов, и Арцишевскому с частью отряда пришлось отойти в горы. Большая часть оставшихся (около 200) была захвачена в плен, японцы потеряли убитыми 19, ранеными 58 человек. 16 июля сдался и сам Арцишевский с остатками отряда. Небольшая группа во главе с капитаном военной юстиции Борисом Стерлиговым отказалась сдаваться и в тяжёлых условиях смогла добраться до материка.
Отряд капитана Быкова (225 чел), узнав о высадке японцев, организовал засаду у села Романовского. Японцы понеся потери отступили. Быков устроил новую засаду на этот раз у села Отрадна (ныне Быков), также успешно. Не дождавшись повторного наступления противника и узнав о капитуляции Ляпунова, отряд Быкова отправился к мысу Погиби, переправился через пролив Невельского и достиг Николаевска, потеряв в пути 54 человека.
Первая мировая
Антверпен
Поводом для вступления Великобритании в Первую мировую было нарушение немцами нейтралитета Бельгии. Как назло, пока собрали и переправили на континент Экспедиционный корпус — большая часть Бельгии была оккупирована. Держался только Антверпен. Да и войска оказались нужны в другом месте — в одной линии с отступающей французской армией. Но совсем бросить маленькое прибрежное королевство было как-то нехорошо.
И тогда вспомнили про Royal Naval Division — детище Первого лорда Адмиралтейства У. Черчилля. До этих пор Британские Морские Пехотинцы предназначались для службы на крупных кораблях, в основном в качестве корабельной полиции. Всерьез воевать на берегу им не приходилось со времен Наполеона. Максимум — высадиться на каком-то удаленном островке и накостылять тамошним неграм. Да, были пара случаев чуть посерьезнее — Александрия[1], Таку — но и там флот играл основную роль, и кроме как из корабельных экипажей десант взять было неоткуда.
Черчилль же предлагал несколько другое. Из частей Морской пехоты, флотских экипажей и береговых служб Royal Navy заранее формировалось крупное пехотное соединение. Оно высаживалось в Бельгии и удерживало за собой обширный плацдарм, оттягивая на себя крупные немецкие силы. Поддержка и снабжение десанта — за счет флота. Морская дивизия была создана, но в начале войны про десант не вспомнили и высадили ее вместе с прочими экспедиционными войсками.
Только 3 октября 1914, запоздало вняв призывам бельгийцев о помощи, одну бригаду моряков направили в Антверпен.
« | По дороге на север морскую пехоту привела в замешательство двигающаяся им навстречу бельгийская артиллерия – верный признак того, что союзники махнули рукой на Антверпен. Моряки не могли взять в толк, чего от них ждут – от 2500 человек без артиллерийской и интендантской поддержки, к тому же жутко голодных. Неожиданно перед ними предстал Первый лорд своей собственной круглолицей персоной, облаченной в ниспадающий адмиралтейский плащ и морскую фуражку. «Он посмотрел нашу колонну на марше и обещал накормить до отвала. Вид у него был возбужденный». В Антверпене к морским пехотинцам присоединилась другая бригада разномастной RND, и всех отправили на позиции, вскоре оказавшиеся под обстрелом, который с аэростатов корректировали немецкие наблюдатели. Черчиллю удалось раздобыть несколько бронированных роллс-ройсов и бронепоезд, управляли которыми снятые с флотской службы матросы, наконец побывавшие хоть в каком-то бою. Был отдан приказ стоять насмерть, до последнего... | » |
Запоздалая помощь ничего не изменила. Через неделю Антверпен был сдан. Большая часть морской пехоты смогла отступить вдоль еще не занятого побережья, но больше тысячи матросов остались либо в немецком плену, либо в Голландии в качестве интернированных. Это считали серьезным поражением Британии и лично У.Черчилля, инициатора всего этого безобразия. Так наверное оно и есть. Но вот другое мнение:
« | Бельгийские войска потеряли голову и отказываются даже близко подходить к немцам... Измотанные необходимостью все эти месяцы держать удар без передышки, теперь они в панике и бегут как зайцы. Но при виде британских солдат к нам возвращается уверенность – пока они тут, уничтожение нам не грозит | » |
Так или иначе, Антверпен был первой но далеко не последней наземной операцией британской Королевской Морской Пехоты.
Экипаж «Эмдена»
Знаменитый немецкий крейсер «Эмден» в 1914 захватил 19 судов противника и уничтожил 2 боевых корабля. Но любому везению приходит конец, и 9 ноября он был перехвачен и потоплен у Кокосовых островов[2] более мощным австралийским крейсером «Сидней». В момент начала боя группа из 50 немецких моряков[3] находилась на острове, занимаясь уничтожением радиостанции и прочего имущества. Они стали свидетелями неравного боя. Стало ясно, что «Эмдена» больше нет и всё зависит только от них самих. Из плавсредств на острове была только старая шхуна «Айша» (названная в честь любимой жены пророка Мухаммеда). Местные уже лет 10 ее не использовали — боялись что развалится. Но выбора не было — немцы погрузились на нее и отправились в путь. С кучей приключений добрались до нейтральной голландской Суматры, где через немецкого консула смогли назначить рандеву с немецким судном снабжения. За 36 дней «Айша» прошла под парусами свыше 1700 миль.
Но и это не всё. Фон Мюке задумал не много не мало как пробиться с отрядом в Германию. Немецкий пароход пересек Индийский Океан и высадил десантников на побережье Аравии. Последовали еще три месяца опаснейшего пути — переход через йеменские пустыни, отражение атак «самостийных» арабов, «тонкие восточные переговоры» с местными турецкими авторитетами, восстановление железной дороги, сплав по Красному морю на аборигенских самбуках. Были и потери. Но 23 мая 1915 поезд с отрядом фон Мюке достиг Константинополя и был встречен адмиралом Сушоном. Дальнейший путь в Германию представлял собой сплошной триумф. Впрочем, это уже другая песня…
Галлиполи
Началось всё опять же с Черчилля.
« | Казалось бы, должен быть предел тяге мистера Черчилля к лихачеству и сенсационным попыткам явить свой гений. Однако не прошло и нескольких месяцев после Антверпена, как он снова что-то затеял – на этот раз на Дарданеллах ! | » |
— Морис Фестинг |
На самом деле про Дарданеллы никогда не забывали — ни русские, ни англичане.
В начале 1915 г договорились о деталях операции. Русские готовили десант на Константинополь. Союзный флот прорывался навстречу через Дарданеллы, высадка с его стороны на тот момент не планировалась. Но попытка реализации прорыва принесла серьезные потери: 3 броненосца погибли и 3 получили повреждения от мин и огня артиллерии. План не сработал, его переписали.
По новой версии, 80 тыс. войск союзников высаживались на п-ов Галлиполи (западный берег Дарданелл), уничтожали береговые батареи турок и наступали на Константинополь. 25 апреля 1915 десант был высажен, но сразу же встретил мощное турецкое сопротивление. Высадка производилась с корабельных шлюпок и лихтеров. Да и тех было мало, поэтому войска высаживались очень медленно, а концентрированный турецкий огонь наносил большие потери: 18 тыс. — почти четверть контингента.
При высадке был применен специально подготовленный корабль — переоборудованый угольщик «Ривер Клайд». Его задачей было выброситься на прибрежную мель и навести разборный мост до берега из находящихся в трюме лихтеров. Толстые стальные борта защищали от пуль. На палубе было установлено несколько пулеметов со щитами. В бортах прорезаны широкие порты для десанта. Другие суда должны были использовать угольщик как пристань. В процессе «Ривер Клайд» сел на мель слишком далеко от берега. Мост нормально навести не удалось. Десант высаживался в воду и нес большие потери. Но зато пулеметы сыграли огромную роль — без них высадка вообще провалилась бы. С тех пор Close Support — это то без чего англичане в десант не ходят.
На азиатском берегу, как отвлекающий десант, высадились французские войска при активном участии русской десантной команды крейсера «Аскольд». Командир этой команды лейтенант С. Корнилов за мужество был награждён орденом Святого Георгия, а также французским Почетного легиона и английским — Королевы Виктории. Но и тут успеха не было, и вскоре отвлекающий десант был эвакуирован.
Надо сказать, что еще до этого десанта Германия приложила много усилий для усиления боеспособности своей союзницы Турции (которую, собственно, и в войну-то втравил немецкий адмирал Сушон, командовавший «Гебеном» и «Бреслау»). Турки получали немецкое вооружение, немецкие инструкторы обучали войска, немецкие инженеры руководили строительством дорог, линий связи и укрепработами — в том числе и в Дарданеллах. Успешная минная война в Проливах — тоже их рук дело. Когда союзники произвели высадку, мелкие немецкие отряды (саперные и пулеметные команды, отряды моряков) были отправлены на помощь пехоте и играли роль цемента в турецкой обороне.
Неудивительно, что такую оборону союзникам прорвать не удалось. Одной из причин было отсутствие поддержки флота: как оказалось, крупные корабли не могут постоянно находиться у берега из-за минной и подводной опасности (одна чудом прорвавшаяся в Дарданеллы немецкая подлодка и один устаревший турецкий миноносец наделали такого шуму, что союзники отвели свои броненосцы).
В августе случилось очередное обострение: англичане высадили десант в другом месте (около 10 тыс.). Весь месяц велись яростные атаки. Но турки удержались и на этот раз. Стало ясно, что операция провалилась. К концу года десант эвакуировали. Великобритания с доминионами потеряла около 120 тыс. убитыми и ранеными, Франция — 26 тыс., Турция — 186 тыс. Черчилль как инициатор операции был вынужден уйти в отставку.
Черное море
Война на Черном море в Первую мировую четко делится на два периода: «эра Эбергарда» и «эра Колчака». При Эбергарде не то чтоб всё было плохо, но инициативу отдали противнику. «Гебен» и «Бреслау» разгуливали по Черному морю. Обе их встречи с нашей эскадрой (5 броненосцев, два крейсера и десяток эсминцев) кончились ничем: ни попасть в супостата[4], ни догнать его не получалось. Турки спокойно возили уголь в Стамбул вдоль южного побережья.
Пришел Колчак. Завалил Босфор минами — на коих и «Гебен» и «Бреслау» и много кто еще пострадали. Прекратил угольные перевозки по морю (из-за чего «Гебен», даже отремонтированный, не мог активно действовать из-за отсутствия угля). И совместно с Кавказкой Армией провел ряд десантов. Кто знает, не случись бардака 1917 года — может и до Проливов бы добрался[5].
Базные транспорты
С началом войны для обеспечения планируемых десантных операций в состав Черноморского флота были введены два базных транспорта: пароходы «Тревориан» и «Бурдейль». Каждый из них нёс по 10 катеров на шлюпбалках и палубных блоках, а также по 40 ботов в трюмах. Кроме того, на них находился личный состав подразделений, обслуживающих высадку, со всем их инвентарём и материалами:
- Личный состав плавучих высадочных средств
- Партии оборудования побережья:
- по сооружению и оборудованию пристаней («морские сапёры»);
- по приведению в порядок пляжа и берега;
- разгрузочная
- Спасательная партия (с водолазным оборудованием)
- Пожарная партия (для борьбы с пожарами как на судах, так и на берегу)
- Партия средств связи и наблюдения
- Разведочно-гидрографическая партия
- Санитарный отряд
Не исключалось, что базным транспортам также придётся снабжать берег пищей и водой, для чего могли быть использованы располагаемые на кораблях специальные склады и наливные ёмкости.
Фактически получился прообраз современных универсальных десантных кораблей-доков.
Тактика применения: базные транспорты заблаговременно под охраной боевых кораблей прибывали в район высадки, спускали на воду свои высадочные средства (что требовало порядка 3 часов) и распределяли их непосредственно по прибывающим транспортам с десантом.
Во время Трапезундской операции базные транспорты обеспечивали высадку 2 бригад пластунов и артиллерийского дивизиона (18000 человек на 22 транспортах).
Эльпидифоры
Суда типа Эльпидифор представляли собою общеупотребительный тип мелкосидящего коммерческого судна. Этот тип особенно привился на черноморских речных лиманах и в Азовском море в качестве паровой шаланды для подвоза зерна с рек, через мелководные бары, для перегрузки его на морские транспорты. Якобы такие суда первым заказал купец Эльпидифор Парамонов.
Эти суда обладали тоннажем от 500 до 1200 т, с грузоподъемностью до 1000—1300 т. Машины в кормовой части судна, вся же передняя часть, приблизительно на две трети длины, была занята вместительными трюмами. Вследствие этого судно без груза сидело носом менее метра, осадка кормы 1,5-2,4 м. Эта особенность, т. е. малая осадка носа, наделяла Эльпидифоры неоценимым качеством и для мирного и для военного времени — работать без пристаней, прямо подходя к берегу, почти выскакивая на него. Как только судно притыкалось к берегу, с носа спускались сходни, по которым сходил десант или подавался груз.
Обычное вооружение Эльпидифоров в Первую мировую состояло из 75-мм орудия на носу и 2 — 4 47- и 37-мм пушек по бортам. Обладая способностью принимать значительное количество десанта (от 500 до 1 000 чел) Эльпидифоры были неоценимыми помощниками при больших десантных операциях. В 1916 было заказано несколько увеличенных судов типа «Эльпидифор» специально для военных надобностей. Достраивались уже при СССР как тральщики и десантные корабли. Уцелевшие к началу 1930-х были перестроены в канонерские лодки «Красная Грузия», «Красная Армения» «Красная Абхазия» и «Красный Аджаристан».
З. Ы. Тем кто знаком с американскими десантами Второй мировой, название «Эльпидифор» будет что-то напоминать. Эль-пи-ди-фор. LPD-4. Не лучше и не хуже чем LSV-1, LVT-4, LCМ-2 и прочая высадочная техника янки. Выдвигалась куча предположений, почему наша шаланда оказалась в этом ряду. От «Россия — родина слонов» (т. е. всё изобрели у нас) до попадания американских десантников в начало XX века.
Кстати, именно в первую мировую существовала традиция такого прочтения буржуйских имен. К примеру самолет RE.8 именовался «Ариэйт».
Но пока что купец Эльпидифор считается более вероятной версией происхождения.
Болиндеры
Это заграничное название принадлежало десантным моторным баржам, строившимся на Черном море в 1916[6] и оснащенным полудизельным (калильным) двигателем шведской фирмы «Болиндер». Использовались в частности в Трапезундском десанте. Дожили до Второй мировой (конечно уже без двигателей) и последний раз использовались как несамоходные танкодесантные баржи в Новороссийском десанте 1943 г.
Трапезундская операция
Как было уже сказано, в январе-апреле 1916 русская Кавказская армия (генерал Юденич) провела наступление вдоль южного берега Черного моря, сопровождавшегося несколькими десантными операциями, таких как у Ризе (две бригады) и у Трапезонда (2 дивизии). Характерной их особенностью было широкое использование специальных средств (см. выше) — видимо не зря готовились и Босфор так же брать.
План операции на Босфоре
Подготовка к десантам на Черном море велась еще до войны — готовили атаку на Босфор. В Одессе создали «особый запас» — пушки, запасы снарядов, мины и протчая — для быстрой переброски в Проливы и организации там обороны против английской эскадры.
В июле 1913 года сотрудники министерства иностранных дел совместно с офицерами Морского генерального штаба разрабатывали проект доклада императору «О цели отечества на ближайшие годы, которая должна лечь в основание всей нашей военной подготовки на море в ближайшие годы». В нём было указано, что «определенно, вплоть до конечного решения задачи, нерушимо предпринимается для всех дипломатических усилий России следующая политическая цель: в ближайшие годы — 1918—1919 — овладеть Босфором и Дарданнелами».
В конце ноября 1916 года командование спланировало «Босфорскую операцию».
Предполагалось, что первый эшелон десантной армии должен высадиться одновременно и составлять от 30 до 50 тыс. человек. Для проведения операции создали Отдельную Черноморскую морскую дивизию, укомплектованную опытными фронтовиками, георгиевскими кавалерами. Эта дивизия готовилась под непосредственным наблюдением Колчака и должна была быть выброшена первым десантом на неприятельский берег, для того, чтобы сразу на нём обосноваться и обеспечить место высадки для следующих войск.
Но операцию пришлось отложить в связи с тем, что два армейских корпуса пришлось отправить на Румынский фронт, так как румынская армия оказалась абсолютно не готова к ведению боевых действий и при этом были задействованы транспортные суда, предназначенные для операции. Решающий удар планировался на апрель 1917 года, но из-за Февральской революции операция не состоялась.
Моонзунд-17
Осенью 1917 Россия продолжала находиться в состоянии войны с Германией. Но реально бывшая царская армия была уже не боеспособна. Видя это, немцы решились на крупнейшую (для Германии) десантную операцию — захват Моонзундских островов. Основые бои шли на о. Эзель (Сааремаа).
В десанте участвовали: 5 пехотных полков, артполк, 5 тяжелых батарей, самокатная бригада (33 роты велосипедистов !!!), саперы, связисты и прочие. Итого 24600 чел, 40 орудий, 80 минометов, 22 пулеметов. Флот прикрытия включал 10 современных линкоров, 8 крейсеров, свыше 60 миноносцев, около 100 тральщиков, 19 десантных транспортов, 6 цеппелинов, 94 самолета.
С русской стороны Эзель обороняла одна пехотные дивизия, а также ряд береговых батарей. С запада и юга берега были прикрыты плотными минными заграждениями — правда, карты минных полей у немцев имелись. Те самые которые пропали при разгроме русскими ррреволюционными матросами штабного судна «Кречет». Корабельный состав Сил Рижского залива включал два старых броненосца: «Слава» и «Гражданин» (ex-Цесаревич), 3 крейсера, 12 эсминцев типа «Новик», 13 типа «Доброволец», до 30 старых миноносцев, тральщиков и сторожевиков, 3 канонерских лодки. [7]
В общем, даже если бы весь Балтфлот принял участие в бою, и дисциплина на нем была какая положено — все равно немцы имели как минимум двойной перевес. В реальности же немцы обладали подавляющим преимуществом в кораблях, а действия на суше облегчались полным разложением большинства армейских частей. Так что результат операции был предрешен.
Высадку немцы произвели 12 октября в бухте Тагга-Лахт на севере о. Эзель. Русские береговые батареи, построенные на мысах у входа в бухту, никакой роли не сыграли: ясно видимые с моря, они были мгновенно уничтожены огнем немецких кораблей. Высадившиеся в первых рядах самокатчики разделились на два отряда: один двинулся на юг к «столице» Эзеля — Аренсбург, другой на восток к Ориссарской дамбе — перемычке между островами Эзель и Моон. Вообще, эта операция — наверное единственная в истории, где самокатчики сыграли столь важную роль. Пехота стала не торопясь зачищать территорию вокруг места высадки, а один полк отправили на полуостров Сворбе для ликвидации самой мощной русской 12-дюймовой батареи на мысе Церель.
Русские пехотные части, не имея единого командования, почти не оказали сопротивления: после коротких стычек в районе бухты Тагга-Лахт находившиеся там полки стали отступать — кто на Сворбе, кто к Аренсбургу, кто к Ориссару — собственно, только там можно было надеяться на эвакуацмю. Но в последних двух пунктах уже заняли оборону немецкие самокатчики. Если у Аренсбурга всё было более-менее спокойно, то плацдарм у Ориссарской дамбы многократно но беспорядочно атаковали, пытаясь очистить проход на дамбу.
Прорваться не удавалось до тех пор пока с о. Моон не ударил Ревельский морской батальон смерти во главе с капитаном первого ранга Шишко. Он отогнал немцев от дамбы и сам занял оборону на подходе к ней. Деморализованная русская пехота получила возможность отойти на о. Моон и избежать плена (там ее кораблями перевозили на материк). Спасено было до 3-4 тысяч человек. Но один батальон не мог долго держаться против постепенно подходящих частей немецкой пехоты. В ходя яростных боев Шишко получил 5 ранений и попал в плен. От батальона осталось менее ста человек. Немцы взяли Ориссар. Дамба была взорвана.
Части отошедшие на полуостров Сворбе оказались в ловушке: флот и без того имел большие проблемы, и эвакуировать пехоту оттуда просто не имел возможности. Личный состав Церельской батареи, на которую так надеялись, разложился не меньше пехотинцев и не смог защитить ни Ирбенский пролив, ни пехоту, ни себя: узнав что они блокированы немецким десантом, матросы покинули орудия и потребовали эвакуации. Ночью с этой целью к батарее подошел броненосец «Гражданин», но взять смог немногих. Остальные вместе с пехотой попали в плен.
Всего на острове сдалось свыше 20 тыс. чел, немцы захватили 141 орудие (47 тяжелых), 130 пулеметов, 2 броневика, большие запасы боеприпасов и прочего. Операция им обошлась в 54 убитых и 140 раненых в армии и 130 убитых и 61 раненый на флоте, итого около 400 чел.
Зеебрюгге
В 1918 англичане сделали попытку заблокировать бельгийские порты Остенде и Зеебрюгге, которые немцы использовали в качестве баз для своих подводных лодок. Чтобы провести брандеры через узкий канал и затопить их на фарватере, необходимо было уничтожить германские батареи, находившиеся на огромном молу вокруг гавани Зеебрюгге, а сделать это мог только десант.
В качестве основной ударной силы выбрали старый бронепалубный крейсер «Виндиктив», который должен был подойти к молу и высадить людей прямо на набережную. Для этого крейсер оборудовали специальными мощными крюками для крепления корпуса у мола, дополнительной палубой по левому борту и 18 сходнями, удерживаемыми стрелами. Пользуясь сходнями, батальон рассчитывал оказаться на набережной в течение считанных секунд. Для огневой поддержки вместо штатной 6-дюймовой артиллерии установили пулеметы, пару огнеметов, одну 280-мм и две 190-мм гаубицы, два 40-мм автомата и два миномета.
Операция удалась только частично. Хотя массивный крейсер получил от германских батарей лишь незначительные повреждения, в то время как его орудия стреляли в противника практически в упор, и десант, и экипаж понесли тяжелые потери. Из 18 сходен невредимыми остались только четыре. Тем не менее <Виндиктив> уцелел и с остатками десанта вернулся в Англию. Единственным трофеем операции был огромный обломок мола, застрявший на выступе борта необычного десантного корабля. Несмотря на то, что британцы потеряли свыше 600 человек убитыми и ранеными, они временно заблокировали порт, осуществив одну из самых смелых морских диверсионных операций, достойно увенчавшую первую мировую войну.
Вторая мировая
Десанты Европы
Норвегия
Дюнкерк
Дьепп
Сент-Назер
Западная Африка
Сицилия
Италия
1800 далматинцев
В апреле 1944 состоялась крупнейшая десантная операция Югославской Народной Армии: 1800 бойцов Далматинской дивизии высадились на остров Корчула и в тяжелом бою практически с равными силами добились победы. Справедливости ради скажем, что десант как таковой представлял скрытную переправу на лодках с соседнего острова Вис (бывш. Лисса). Укрепившись на северной и южной оконечностях острова, партизаны внезапно атаковали немецкие позиции и в ходе двухдневного ожесточенного боя заставили сдаться остатки гарнизона. Цифры потерь говорят сами за себя.
Югославы | Немцы | |
Общая численность | 1800 чел (6 батальонов 26-й далматинской дивизии НОАЮ) | 1600 чел (2 батальона 118-й егерской дивизии вермахта) |
Вооружение | 4 горных 75-мм орудия, минометная батарея, 3 минометные роты, 2 канонерские лодки |
8 105-мм гаубиц |
Потери | 1100 убитых и раненых | 400 убитых, 500 раненых, 700 пленных |
Нормандия
Южная Франция
Тихий Океан
Японские десанты
Гуадалканал
От пальмы к пальме
Зрелость
Филиппины
Иводзима
Окинава
Планы на Японию
Десанты СССР
Описаны в отдельной статье
После 1945
Корея
Инчхон 1950
Египет
Порт-Саид 1956
Куба
«Гранма»
1956
Залив Свиней
1961
Фолкленды
1982
Примечания
- ↑ В 1882 британская средиземноморская эскадра вела бой с фортами Александрии (Египет). После того как форты были подавлены и покинуты египтянами, британский десант уничтожил оставшиеся орудия.
- ↑ Группа небольших атоллов юго-западнее о. Суматра
- ↑ 3 офицера, 6 унтеров, 41 матрос под командованием лейтенанта Гельмута фон Мюке (старпома крейсера).
- ↑ Нет, конечно, по паре попаданий с каждой стороны имело место быть…
- ↑ Справедливости ради, стоит заметить, что активизация Черноморского флота произошла ещё при Эбергарде, летом-осенью 1915-го года, когда в строй наконец вошли линкоры типа «Императрица Мария». Да и его осторожность до этого тоже можно было понять — «Гебен» в одиночку мог отправить на дно любые два из броненосцев Черноморского флота из-за чего их и приходилось гонять всей эскадрой. Впрочем того, что при Колчаке флот стал действовать гораздо решительнее это, безусловно, не отменяет.
- ↑ Всего построено 50, но больше половины без двигателей
- ↑ В Гельсингфорсе стояли еще 4 линкора, 4 додредноута и несколько крейсеров, но их команды предпочли митинговать, а не воевать.