Буржуазно-коричневая сволочь
Награждаю тебя высшим буржуинским орденом — Белым Крестом предателя первой степени Вымышленный государственный режим, представляющий собой смесь капитализма/либерализма и нацизма/фашизма. Как правило, имеется некий «золотой миллиард», который наслаждается всеми благами буржуазной «красивой жизни», и есть значительно более обширная прослойка «унтерменшей», которые этот «золотой миллиард» обслуживают и используются в качестве бесплатной рабочей силы.
Этот троп очень любим конспирологами, антиглобалистами и публицистами левого толка, и часто фигурирует в связи со словосочетанием «Новый мировой порядок». Ведь что (во всяком случае, с точки зрения левых) делают капиталисты и буржуа? Правильно — угнетают рабочий класс. А что делают фашисты? Правильно — угнетают «низшие» расы, несогласную оппозицию и тех, кого считают «недостаточно патриотичными»/«предателями национальной идеи». И поэтому двух «угнетателей» очень легко объединить в одно лицо.
См. также Ряженые под Запад и Хунта.
Противоположные тропы — Красно-коричневая сволочь (смесь коммунизма и фашизма) и Красно-буржуазная сволочь (смесь капитализма и коммунизма).
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Александр Беляев любил этот троп.
- «Продавец воздуха» — собственно продавец мистер Бейли и стоящие за ним нехорошие буржуины, стремящиеся укротить свой пролетариат путём превращения воздуха в платный товар.
- «Прыжок в ничто» — группа представителей капиталистической элиты Запада, эвакуирующаяся на Венеру от революционной угрозы. Один из «первых космонавтов», Стормер, прямым текстом признаётся в симпатиях к «могиканам» (так во вселенной романа называют себя фашисты).
- В рассказе «Гость из книжного шкафа» профессор Вагнер становится пленником подпольной антикоммунистической организации «Диктатор». Подчёркивается, что она объединяет представителей действующей правящей верхушки веймарской Германии, так что это явно не НСДАП.
- На иллюстрациях к «Мальчишу-Кибальчишу» «буржуи» изображаются очень похожими на нацистов. На руку играло то, что костюм стереотипного буржуя (смокинг и цилиндр) и форма стереотипного нациста — одинаково чёрные, и всё можно выдержать в одной цветовой гамме.
- То же касается экранизации 1964 г. (реж. Е. Шерстобитов). Буржуинские солдаты явно смахивают на стереотипных плакатных нацистов, только каски белого цвета (а форма всё равно чёрная).
- Мультфильм Снежко-Блоцкой: солдаты «буржуинов» выглядят как смесь бойцов вермахта и рейхсвера. Генералы: стереотипный прусский, косящий под Геринга, стереотипный эсэсовец в форме и с моноклем и стереотипный японский. Однако Главный Буржуин — типичный карикатурный капиталист. Техника, что характерно — карикатурные немецкие броневики и не менее карикатурные британские «ромбы».
- Л. Лагин, «Старик Хоттабыч» — своеобразный мета-пример: в поздней редакции фашистскую Италию заменили на капиталистическую. Впрочем, много редактировать для этого не пришлось: и в изначальной редакции также подчёркивалось социальное расслоение и жадность тамошних злодеев до денег.
- К. Чуковский, «Одолеем Бармалея» — с учётом времени написания и общего настроя, страна Свирепия — очевидная аллюзия на Германию. С другой стороны, мотивация, с которой Айболит в начале отказывается лечить злых зверей (что и приводит к конфликту), скорее напоминает типичное изображение презрения к буржуям.
- Ф. Кнорре, повесть-сказка «Капитан Крокус» — загнивающий Запад с фашистским фюрером. Правда, кампания против сказок скорее отсылает к СССР (т. н. «движение советской педологической школы»).
- Анатолий Днепров, «Глиняный бог» — Американская корпорация «Уэстерн биокемикал сервис», создающая биологическое оружие и суперсолдат в союзе с нацистами-учёными из Германии (те притворяются партнёром «сервис» — немецкой фирмой под названием «Хемише Централь»).
- «200 % свободы» в ту же степь.
- Илья Варшавский, цикл о государстве Дономага.
- Лев Давыдычев, «Руки вверх! или Враг №1» — некая контора, ряженая под нацистов (одно приветствие «фиг майль!» чего стоит!)
- Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — зловещая хунта Неизвестных Отцов. Политику террора и этатизма сочетают с чудовищным социальным расслоением и крышеванием крупного капитала.
- Дмитрий Биленкин:
- «Сила сильных» — Империя Плеяд. Вроде как буржуазное общество с лёгким намёком на мусульманский фундаментализм (правителя с давних пор именуют падишахом, а основатели империи называли себя фундаменталистами) и Римскую империю, но устраивается охота на людей, а биороботов-слуг называют «нечками» от слова «недочеловек» (главгад Эль Шорр разъясняет своему сыну, что это слово придумано германскими нацистами в седой древности).
- Более ранняя повесть «Космический бог» — банда Гюисманса.
- «Операция на совести» — капитализм плюс что-то тоталитарное.
- Юрий Коротков, «Стиляги» — саксофон, который купил Мэлс, оказался трофейным, из оркестра военно-воздушных сил нацисткой Германии. К счастью, у него хватило ума сделать то, до чего у предыдущего владельца десять лет руки не доходили — сточить нафиг свастику напильником.
На других языках
- Джек Лондон, «Железная пята» — собственно, почти эталонный пример. Изображенный в романе строй можно по праву назвать олигархическим фашизмом, хотя последнего слова тогда даже не было.
- Ян Вайсс, «Дом в тысячу этажей» — гигантское здание сверхбогача Огисфера Муллера построено по заветам ультрамонополитического капитализма, в котором все принадлежит ему лично. При этом книга предсказывает многое из будущей фашистской политики: рабский рабочий труд с клеймением рабов номерами на коже, ограбление и тайное сожжение обманутых людей под предлогом их переселения, культ личности, жестокая диктатура и поголовная слежка — не хуже, чем у Оруэлла…
- Натанаэл Уэст, повесть «Целый миллион, или Расчленения Лемюэла Питкина» (1934) — родобный сценарий реализуется в финале.
- Станислав Лем, «Группенфюрер Луи XIV» — педаль в пол: уже не буржуазно-коричневая, а феодально-коричневая сволочь. Псевдорецензия на несуществующий кафкианский роман о том, как группа беглых нацистов на тайной базе в глубине джунглей Аргентины занимаются
- Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — альтернатива о победе в США 1930-х президента Базза Уиндрипа, который устанавливает в стране фашистскими методами личную диктатуру, опираясь на армию и крупный капитал. Про расизм тоже неоднократно упоминается.
Кино
- Советский фильм «Секретная миссия» (1950) — накануне крушения рейха гитлеровцы ведут тайные переговоры с союзниками через американского сенатора Аллана, крупного спонсора немецкой промышленности и агента ЦРУ!
- Советский фильм «Ночь без милосердия» (1961) — самый мерзкий персонаж, один из американских летчиков, посидел в немецком плену, что не помешало ему стать оголтелым расистом и милитаристом, который без тени сожаления выдал советских товарищей, пытавшихся сбежать. Все его коллеги, кроме главного героя, а также лично командование базы, которое занимается шпионажем на советской территории, недалеко от него ушло.
- «В тридевятом царстве» (1970) — в королевстве Карликия зреет госпереворот под руководством магната, стереотипного буржуя в цилиндре и с сигарой. Местные военные уже повесили портрет Гитлера в Генштабе и даже непроизвольно зигуют. Кино, на минуточку, вышло аккурат после переворота черных полковников в Греции.
- Советский фильм «Комитет 19-ти» (1971) — где-то в Африке недобитые нацисты делают биооружие по заказу американских капиталистов и, видимо, ЦРУ.
- «Мозг на миллиард долларов» — отставной американский генерал-милитарист устраивает ради уничтожения коммунистов нападение на Советскую Латвию личной армии, которая внешним видом и эмблемой косплеит немецких нацистов.
- «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — Главгад Уолтер Донован, американский миллионер и член НСДАП.
- «Звездный десант» — несомненно капиталистическое и милитаристическое общество, прямо срисованное с Америки, отсылает к Третьему Рейху стилизованной под вермахт формой и приемами, взятыми из фильма «Триумф воли».
- «Икона» по мотивам Фредерика Форсайта: кандидат в президенты России после бесславных 90-х Игорь Комаров — крупнейший олигарх и тайный националист, расист и практически русский нацист. Его тайный план после прихода к власти — установление однопартийной диктатуры и уничтожение либералов, гомосексуалистов, евреев, мусульман и чеченцев (которые чуть менее чем полностью мусульмане).
- «Врождённый порок» — Микки Вулфман (Волчецки в вольном переводе), миллионер и строительный магнат, окружённый бандой байкеров-неонацистов.
- Экранизация «V значит Вендетта»: лидеры партии Norsefire по совместительству были владельцами фармацевтической компании, создавшей лекарство от вируса… ими же и выведенного. В комиксе — фашисты чистейшей воды.
- «Железное небо»: избирательная кампания президента США ведётся с помощью лунных нацистов и в эстетике Третьего Рейха.
- «Щелкунчик и Крысиный Король» Кончаловского: крысы очевидно срисованы с нацистов (и уничтожение ими игрушек недвусмысленно отсылает к Холокосту), а вот их манерный король — карикатура на
- «Сквозь снег» — зачастую относится именно сюда. Как смеют роскошествовать оплатившие билет, когда взятые бесплатно не видят ничего, кроме протеиновых батончиков из тараканов?
Мультсериалы
- Немного натянутый пример, но всё же… Avatar: The Last Airbender — Империя Огня, в первую очередь СФК Японии, также по-своему заменяет в этом мире США, как наиболее технически-развитая на тот момент страна, с Чёрными кораблями, с которыми остальные мало что могут поделать, с агрессорской политикой, но с другой стороны, они немного и ряжены под Рейх, и в выборе агрессора наверняка не последнюю роль сыграла роль Японии во ВМВ, да и тоталитаризм, да и уничтожение всего народа Воздуха…
Комиксы
- Красный Череп, воскреснув в клонированном теле Капитана Америки, посчитал, что нацизм в чистом виде бесперспективен, а Соединенным Штатам всего-то нужен небольшой толчок в нужном направлении, и переквалифицировался в буржуазно-коричневую сволочь.
Видеоигры
- Если в первой части оригинальной игры Strider издевались над коммунизмом, то во второй — именно это. Миром правит «вернувшийся с того света» злодей Мейо через мафию и корпорации (самая крупная — «Кракен»), имеется немецкий учёный-аристократ, создающий суперрасу для замены людей по плану Мейо, а почти все противники третьего уровня игры — германские военные…
- Iron Storm: World War Zero — вместо Ленина революцию в России устроил барон Унгерн (в игре — Угенберг) и создал в России сабж (да ещё присоединил к ней Монголию, Японию и Восточную Германию). Впрочем, Империя Угенберга все же представляет собой субверсию, настоящая же буржуазно-коричневая сволочь — Консорциум, злобный синдикат, зарабатывающий деньги на оружейных поставках Угенбергу и его врагам.
- Внезапно, серия Killzone. Внешне хэлгасты — это противоположный троп, но и Сколар Визари, и Йорхан Шталь — не только вожди хэлгастов, но и, внимание, крупнейшие оружейные магнаты, поделившие между собой всю индустрию планеты!
- Mass Effect — Батарианская Гегемония.