Редактирование: Фэнтези
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 2: | Строка 2: | ||
По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.<br/> | По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.<br/> | ||
Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.|Джордж Мартин}} | Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.|Джордж Мартин}} | ||
[[Файл:9ac3708d4e124da3ad3fdc3b2434cead.jpg|thumb|right|Дракон, замок, волшебники, | [[Файл:9ac3708d4e124da3ad3fdc3b2434cead.jpg|thumb|right|Дракон, замок, волшебники, рыцари — всё на месте]] | ||
'''Фэнтези''' (англ. ''fantasy'') | '''Фэнтези''' (англ. ''fantasy'') — [[жанр]] [[литература|литературы]], для которого основой [[сюжет]]а или [[сеттинг]]а является [[магия]]. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от [[научная фантастика|научной фантастики]] и [[ужасы|ужасов]]; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до вполне высоких технологий, если сюжет строится на противостоянии миров науки и магии. Либо же сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п. | ||
Сейчас фэнтези в основном представлено в своем | Сейчас фэнтези в основном представлено в своем «средневековом» варианте, сильно популяризованном после успеха «[[LotR|Властелина Колец]]», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние [[миф]]ы и [[легенд]]ы, и [[городское фэнтези]], и много чего ещё. | ||
[http://www.mirf.ru/worlds/chto-delat-esli-vy-popali-v-fentezi Что делать, если вы попали в фэнтези], Михаил Попов. | [http://www.mirf.ru/worlds/chto-delat-esli-vy-popali-v-fentezi Что делать, если вы попали в фэнтези], Михаил Попов. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
== Сеттинг == | == Сеттинг == | ||
Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый<ref>По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный | Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый<ref>По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.</ref> фантастический [[сеттинг]], вдохновленный мифологией и [[фольклор]]ом, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии. | ||
Характерные признаки произведений жанра: | Характерные признаки произведений жанра: | ||
* [[Другой мир]]. Часто действие происходит в иной вселенной, чье устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: | * [[Другой мир]]. Часто действие происходит в иной вселенной, чье устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом или, гораздо реже, будущем (в последнем случае техническая цивилизация там наверняка погибла, и мир вернулся в средневековье с невесть откуда взявшейся магией). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас, главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные). | ||
* [[:w:Пастораль]]. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают ([[Навозные века|не всегда, впрочем]]), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела. | * [[:w:Пастораль]]. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают ([[Навозные века|не всегда, впрочем]]), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела. | ||
* [[Магия]]. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целый [[магический университет]], а | * [[Магия]]. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целый [[магический университет]], а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра низкого фэнтези непосредственное использование магии не является строго обязательным. | ||
* [[Средневековый застой]] или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный | * [[Средневековый застой]] или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а [[Додревняя тьма|строго наоборот]] и [[разбудить Ктулху]]. | ||
[[Стандартный фэнтези сеттинг]]: | [[Стандартный фэнтези сеттинг]]: | ||
* | * Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть варварский народ, списанный с викингов или монголов. | ||
* Постоянное использование магии. | * Постоянное использование магии. | ||
* Другие | * Другие расы — [[эльфы]], [[гномы]], [[орки]], [[гоблины]]. | ||
* [[Дракон]]ы. (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам) | * [[Дракон]]ы. (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам) | ||
== Популярные поджанры фэнтези == | == Популярные поджанры фэнтези == | ||
* [[Героическое фэнтези]] | * [[Героическое фэнтези]] — «Магия и меч», [[Конан-варвар]]. | ||
* | * [[Высокое фэнтези]] (иногда — эпическое фэнтези) — похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с [[Тёмный властелин|Тёмным властелином]] идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец». | ||
* [[Историческое фэнтези]] | * [[Историческое фэнтези]] — версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии [[Король Артур|Короля Артура]], «Горец». | ||
* [[Женское фэнтези]] | * [[Женское фэнтези]] — находится на стыке фэнтези и любовных романов | ||
* [[Волшебная страна]] | * [[Волшебная страна]] — версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «Хроники Нарнии», цикл А. Волкова «[[Волшебник Изумрудного города]]». | ||
* [[Мифологическое фэнтези]] | * [[Мифологическое фэнтези]] — основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество [[Олди]]. | ||
* [[Тёмное фэнтези]] | * [[Тёмное фэнтези]] — мрачная и натуралистичная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «[[Prince of Nothing|Князь Пустоты]]». | ||
* [[Городское фэнтези]] | * [[Городское фэнтези]] — термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живет город, в котором магия — обыденность. | ||
* [[Низкое фэнтези]] | * [[Низкое фэнтези]] — фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш. | ||
* Фэнтезийный [[стимпанк]] | * Фэнтезийный [[стимпанк]] — в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия. | ||
* [[Попаданец|Попаданцы]] (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в [[Развесистая сакура|стране Восходящего солнца]]) | * [[Попаданец|Попаданцы]] (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в [[Развесистая сакура|стране Восходящего солнца]]) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — [[Мэри Сью|наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун]]. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов». | ||
* [[Уся]] | * [[Уся]] — традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези [[хлипкий маг|хлипкого мага]], китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим [[кунг-фу]]. Делает упор на боевых искусствах. | ||
* Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а | * Сянься (Сюаньхуа) — Аналогично Уся, но более магическое с упорном на использование китайской мифологии, даосизма и культивации (совершенствовании) внутренних сил человека, стремящегося стать «Сянем» — бессмертным, для чего необходимо достичь высокого ранга культивации, при этом обретая сверхчеловеческие силы. | ||
* Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в [[СФК]] Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара. | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_FoolFantasy.htm] Обязана ли фэнтази быть глупой. | * С.Переслегин [http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_FoolFantasy.htm] Обязана ли фэнтази быть глупой. | ||
* Ю.Нестеренко [http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/nestey61.htm?1/1] Фэнтези как диагноз. | |||
* Михаил Назаренко, цикл статей о происхождении фэнтези «За пределами ведомых нам полей». | * Михаил Назаренко, цикл статей о происхождении фэнтези «За пределами ведомых нам полей». | ||
* Майкл Суэнвик, «В традиции». | * Майкл Суэнвик, «В традиции». | ||
* [http://samlib.ru/t/tjanxshanxskij_s_s/dunsany.shtml О прото-тёмно-фэнтезийном цикле лорда Дансени «Боги Пеганы»]. | * [http://samlib.ru/t/tjanxshanxskij_s_s/dunsany.shtml О прото-тёмно-фэнтезийном цикле лорда Дансени «Боги Пеганы»]. | ||
* [http://moorcock.narod.ru Сайт, посвященный фэнтези Майкла Муркока] | * [http://moorcock.narod.ru Сайт, посвященный фэнтези Майкла Муркока] | ||
Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах». | * Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах». | ||
Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг». | * Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг». | ||
== Примечания == | == Примечания == |