Фэнтези
« | Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность, по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зелёные тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимо с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает на крыльях Икара, а реальность пользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются? |
» |
— Джордж Мартин |
« | Позор тому фэнтезийному автору, который не хочет жить в придуманном им мире! |
» |
— Чайна Мьевилль о том же самом, но короче[1] |
Фэнтези (англ. fantasy) — жанр литературы, для которого основой сюжета или сеттинга является магия. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от научной фантастики и ужасов; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до вполне высоких технологий. Либо же сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п.
Сейчас фэнтези в основном представлено в своем «средневековом» варианте, сильно популяризованном после успеха «Властелина Колец», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние мифы и легенды, и городское фэнтези, и много чего ещё.
Что делать, если вы попали в фэнтези, Михаил Попов.
Краткое содержание фэнтези в двух частях.
Сеттинг[править]
Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый[2] фантастический сеттинг, вдохновленный мифологией и фольклором, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии.
Характерные признаки произведений жанра:
- Другой мир. Часто действие происходит в иной вселенной, чье устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом или, гораздо реже, будущем (в последнем случае техническая цивилизация там наверняка погибла, и мир вернулся в средневековье с невесть откуда взявшейся магией). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас, главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные).
- w:Пастораль. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают (не всегда, впрочем), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела.
- Магия. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целый магический университет, а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра низкого фэнтези непосредственное использование магии не является строго обязательным.
- Средневековый застой или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а строго наоборот и разбудить Ктулху.
- Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть варварский народ, списанный с викингов или монголов.
- Постоянное использование магии.
- Другие расы — эльфы, гномы, орки, гоблины.
- Драконы. (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам)
Популярные поджанры фэнтези[править]
- Героическое фэнтези — «Магия и меч», Конан-варвар.
- Высокое, оно же эпическое фэнтези — похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с Тёмным властелином идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец».
- Историческое фэнтези — версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии Короля Артура, «Горец».
- Женское фэнтези — находится на стыке фэнтези и любовных романов
- Волшебная страна — версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «Хроники Нарнии», цикл А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
- Мифологическое фэнтези — основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество Олди.
- Тёмное фэнтези — мрачная и натуралистичная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «Князь Пустоты».
- Городское фэнтези — термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живет город, в котором магия — обыденность.
- Низкое фэнтези — фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш.
- Фэнтезийный стимпанк — в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия.
- Попаданцы (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в стране Восходящего солнца) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов».
- Уся — традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези хлипкого мага, китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим кунг-фу.
- Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в СФК Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара.
Ссылки[править]
- [1] Обязана ли фэнтази быть глупой.
- Михаил Назаренко, цикл статей о происхождении фэнтези «За пределами ведомых нам полей».
- Майкл Суэнвик, «В традиции».
- О прото-тёмно-фэнтезийном цикле лорда Дансени «Боги Пеганы».
- Сайт, посвященный фэнтези Майкла Муркока
Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах». Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг».
Примечания[править]
- ↑ Что как бы намекает на то, что автор думает о каких-нибудь вахе, Эарве и иже с ними — при том, что его Бас-Лаг тоже, знаете, не розовыми понями полнится.
- ↑ По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.