Авторский набор штампов/Телесериалы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Авторский набор штампов. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

Отечественные сериалы[править]

  • Творчество шоураннера Е. Любинского по сценарным схемам И. Куликова. Если это комедия — то она будет запредельно тупой (намеренно), она скопирует все худшие западные образцы; там будет пердёж, идиотничанье, петросянство и т. п. А если это не комедия, то, во-первых, разрядка смехом всё равно будет регулярной (и как правило, гораздо более талантливой); во-вторых, периодически будут случаться странные (и на первый взгляд мало имеющие касательства к делу) философские диалоги а-ля Тарантино; в-третьих, будут неоднократные и довольно тонкие отсылки к западным фильмам, сериалам и комиксам; в четвёртых, авторы постараются выстебать (или хотя бы просто в деталях показать) абсолютно каждую черту 2000-х — 2010-х годов, переберут по очереди все «знаки эпохи»; и в-пятых, время от времени зритель увидит, как кого-то долго, зверски и смачно избивают. А ещё — опять же в некомедийных образцах — авторам не будет давать покоя тема вигилантства.
    • Музыку к фильмам обязательно пишет Алексей Шелыгин.
    • Съёмки в Москве происходят на небольшой территории («Меч» — ВДНХ, «Бессонница» — Москва-Сити).
  • Творчество шоураннеров В. Опалёва, В. Ряшина, А. Тартакова, Ю. Осипова и В. Фишер: «Бомбила», «Братаны», «Дельта», «Легавый», «Лесник», «Марьина роща», «Ментовские войны», «Под прицелом», «Судья», «Учитель в законе». Дофига персонажей — если мы имеем дело не с минисериалом, как, например, «Судья». Ни один персонаж, даже эпизодический, не является совсем-то уж проходным — он непременно хоть чуть-чуть да раскрыт, прописан. В каждом сериале обязательно есть крутые ребята, умеющие грамотно дать в рыло. Умереть может каждый. Второстепенных, а иногда и первостепенных персонажей убивают направо и налево, прямо какой-то конвейер смерти! Действие чаще всего происходит в 2000-х или в 2010-х — но порой в сюжете начинается разборка буквально в стиле лихих 1990-х. Похоже, авторы опасаются, что в противном случае истории будут выглядеть «детскими», понарошечными, несерьёзными.
    • Заметен некоторый уклон в exploitation: могут очень затянуть сцену агонии персонажа, или его унижений, издевательств над ним. Подробно показывается сломанность женской психики после того, как женщина подверглась изнасилованию.
    • Также педалируется тема смерти, очень долго длятся сцены на кладбищах, а также сцены горя близких, оплакивания умерших. Эпизоды поминок тоже будут длинными, поминальные речи — пространными.
    • Регулярно кого-то похищают и принудительно держат взаперти. Подобным образом могут поступить как отрицательные, так и [условно] положительные персонажи.
    • Среди постоянных тем — криминал, а также оборотни в погонах.
    • Авторы любят троп «Кармическая справедливость» в варианте «Смерть от кармы» («зло пожралось злом»).
    • Некоторые имена персонажей — и нередко имена, легшие в основу их отчеств и фамилий, — что называется, «возвращают к корням»: Емельян, Захар, Игнат, Матвей, Прохор, Степан, Терентий и т. п.
    • В некоторых их сериалах часть сезонов — длинные (скажем, 32-серийные или 24-серийные), и каждый такой сезон стандартно разбивается на две официальные арки (скажем, по 16 серий; реже по 12), Такой сезон выходит в эфир не вдруг, не одним куском, а по частям, с паузой перед второй аркой — но при этом две его половинки всё равно считаются «двумя арками внутри одного и того же сезона», а не «двумя маленькими отдельными сезонами». Даже нумерация серий внутри каждого такого «разорванного надвое» сезона — единая, хотя в каждой арке рассказывается, в общем-то, отдельная история из жизни тех же главных героев. Характерные примеры: «Братаны», «Бомбила», «Учитель в законе».
    • А некоторые другие сериалы этих авторов целиком состоят из множества коротких фильмов, по две (реже по три или четыре) серии каждый. Эти фильмы идут один за другим и связаны общей канвой и главными героями. Примеры: «Лесник», «Дельта», «Ментовские войны».
  • Валерия Гай-Германика — фильмы и сериалы про школьную жизнь. Только буллинг, только хардкор! До абсурда, потому, что кроме драк, пьянок и беспорядочных половых связей ее школьникам вообще ничего не интересно.
    • Что характерно, из всех российских режиссёров именно она никогда не ходила в школу.
    • В промежутках между историями про школьников Германика выпустила две работы про женщин бальзаковского возраста — короткометражку «Сёстры» и сериал «Краткий курс счастливой жизни». И здесь всё сводилось к одному: в первом случае — к пьянкам, во втором — к сексу.
  • Олег Маловичко и внушительный выводок эпигонов по образу и подобию. "Метод", "Мажор", "Химера", "Хрустальный", "Нулевой Пациент" и "Троцкий". И "Притяжение" Бондарчука в двух частях, тоже он, что хорошо заметно.
    • Главный герой истории - неприкаянный психопат одиночка, с попёртым ногами чувством справедливости, находящейся в перманентном противостоянии с обществом. Общество и друзья никогда ему не помогают - главный герой всегда будет действовать один, вести себя как идиот. В конце скорее всего героически (или не очень героически) погибнет - закончив свою миссию, но с явным намёком что он ничего так по итогу и не поменял. Даже исторического персонажа Троцкого - Олежа умудрился сделать таким же, как все его персонажи, который к реальному Троцкому отношения едва ли не имел.
    • У Олега какие то большие психологические проблемы - потому что ВО ВСЕХ произведениях у нас имеется: а) отцовская фигура для героя, единственного кто его пытается понять и наставить на путь истинный, но как правило ничего не получается. б) мать героя либо мертва, либо повинна в каких то тяжких грехах и испортила герою жизнь, либо является несчастной жертвой каких ни будь абьюзивных отношений.
    • Все женские персонажи делятся на две категории. Либо распущенные до неприличия девушки не самых высоких стандартов скромности. Либо кремень бабы с железным стержнем. И те и другие обязательно с наличием золотого сердца. Но и те и другие скорее всего на протяжении всей истории будут страдать самым гнусным образом а потом их вообще убьют. Когда в конце "Метода" Есению Стеклову не убили - автор правки сильно удивился.
    • Достаточно приземлённые и от того жизненные персонажи и диалоги - через что по началу смотреть всегда интересно. Но ставятся они сугубо в вымышленные обстоятельства, нагнетаемые ради драматизма до уровня полнейшей чернухи. Из-за чего в конечном итоге смотреть происходящее становиться очень сложно из-за того что очевидно что всё закончиться плохо исключительно авторским произволом, который делает персонажей тупее и гаже, а обстоятельства намеренно драматичнее.
    • За исключением "Троцкого" и "Нулевого Пациента" - события происходят в современной России, и сюжеты ярко заигрывают именно с современной проблематикой. Криминал, коррупция, социальное неравенство, нигилизм, наркомания и так далее и тому подобное. Система практически ВСЕГДА против протагониста, даже если он её непосредственная часть. Проблема всегда в том, что сюжеты изначально стараются быть глубже, чем они есть на самом деле, а по итогу драматическое "отупление" историю только портит. Олежа вообще умеет классно начинать истории - и практически никогда не умеет их правильно заканчивать.

Зарубежные сериалы[править]

  • Творчество команды сценаристов «Стрелы» и «Флэша», а также других спин-оффов. Поток страдашек и непонимашек, много дешевой драмы, нескончаемый поток крутых злодеев, которых, однако, очень быстро сливают.
  • Джосс Уидон любит убить сюжетно важного героя «напрасной» смертью, лишенной всякого пафоса.
    • Фирменный джоссуидоновский стиль диалогов, когда персонажи разговаривают, как люди, которым диалоги писал этот тип, ну вы знаете, который пишет такие диалоги, как будто их написал Джосс Уидон.
    • А ещё, хоть это и не является собственно произведениями, Джосс любит рассказывать фэнам всяческие детали созданных им миров и тем опровергать фэнские теории. Это происходило настолько часто, что на TVTropes в честь этого даже создали троп «заджоссить» (Jossed).
    • Команда разнопёстрых раздолбаев из рук вон плохо ладит между собой, но все же спасает мир. У Джоссса есть только два фильма, где к этому не сводится сюжет: «Много шума из ничего» (Шекспир же!) и «Хижина в лесу» (мир не спасли).
  • «Бэтмен» 1960-х. Каждая двухсерийная арка начинается с бытовой сцены из жизни обыкновенного готэмского миллионера Брюса Уэйна и его воспитанника Дика Грейсона. После телефонного звонка по прямому бэтфону оба прыгают в потайную комнату, а затем после опенинга предстают как Бэтмен и Робин. В этих образах они едут на бэтмобиле в мэрию или на место преступления. Обычно у злодея не более 4-х подручных (хотя в 3 м сезоне и по 5-7, чтобы уравновесить силы, т. к. добавилась Бэтгёрл). Все первые серии арки завершаются на самом интересном месте. Обычно, когда Бэтмен и/или Робин попадают в ловушку, что обычно подсвечивает закадровый голос (в духе тогдашних сериалов). В каждой арке есть как минимум одна большая драка с мультяшно-комиксными подписями. Среди деталей все яркое, а везде, где можно, и где нельзя имеются поясняющие надписи. Также Бэтмен любит порассуждать на тему что такое хорошо и что такое плохо (обычно когда лезут в окно). А еще полиция всегда бессильна. Почти каждое дело начинается с разговора верхушки города о том, что без Бэтмена не обойтись. Перед этим (примерно через раз) кто-то из постоянных или одноразовых антагонистов совершает обычное преступление (в роде кражи), но в своем неповторимом стиле. А еще многие локации откровенно «игрушечные».
    • Ах, да, Бэтгёрл! Её постоянно захватывают и связывают. Иной раз она прямо запрыгивает на руки похитителям, чтобы удобнее было!
    • А в полнометражном фильме мультяшных подписей не было… до самого финала. Самопародия, не иначе.
    • Другие «Бэтмены» — 1943 (так и называется «Бэтмен») и 1949 гг («Бэтмен и Робин»). Главгад не из комиксов, а «авторский», т. е. придуманный авторами сериала. Одна серия — один этап хитрого плана главгада. Часто серия заканчивается попаданием Бэтмена в смертельную ловушку. Следующая же начинается с его чудесного спасения. В обоих сериалах Уэйн гримируется и внедряется к злодеям. В обоих кроме мордобития никаких чудес, с редкими исключениями. А еще при небольшом бюджете в кадре так и норовят что-то взорвать — чем чаще, тем лучше. В сериале 1943 г. все драки поставлены плохо. В сериале 1949 г. — уже лучше.
  • «Она написала убийство». Во-первых, чувствуется своего рода подражательство традициям Агаты Кристи. В каждой серии самым первым подозреваемым отыгрывается «это не я». При этом накануне в 90 % случаев он крепко ссорится с убитым, либо всегда испытывал к нему давнюю неприязнь. Иногда показывают даже псевдоубийство в духе: ссора, один из персонажей достает пистолет и целится в оппонента, звучит выстрел (либо за кадром, либо пистолет показан крупно). А потом миссис Флетчер выясняет, что тот пистолет был с холостыми патронами, а ссора и убийство произошли в разных комнатах. Преступником всегда оказывается кто-то «из своих» для данного места действия серии (исключений почти нет). Также убийца приводит в действие некий хитрый план и старается кого-то подставить. Но миссис Флетчер обычно находит в нем прорехи за счет мелочей. Также если миссис Флетчер куда-то приехала — ждите труп, т. е. она — магнит для неприятностей. С другой стороны, про поездку писательницы, которая обошлась без криминальных происшествий, не будут снимать серию детективного сериала. Кстати, если главным героем является не миссис Флетчер, а кто-то из ее друзей или родственников, то предыдущие штампы в том или ином виде тоже будут присутствовать. Плюс протагонист будет вести расследование, чтобы оправдаться в ложном обвинении. Кроме того, ближе к началу всегда будет сцена, выглядящая странной или нелепой, а ближе к концу, в свете новых фактов, миссис Флетчер неожиданно вспомнит об этой сцене, застынет с потрясённым лицом, произнесёт загадочную фразу — и следующая сцена уже будет посвящена разоблачению убийцы.
  • «Коломбо» — в самом начале серии нам раскрывают мотивацию убийцы и сам процесс. После чего на сцену выпускают Коломбо дабы он тонко троллил убийцу под видом «ещё одного вопроса для отчёта». В итоге, преступник неизбежно ошибается и доблестный лейтенант выводит его на чистую воду.
  • «Доктор Кто»:
    • Стивен Моффат очень любит обманывать смерть и воскрешать героинь средствами научной фантастики. А ещё фанаты иногда обвиняют его в том, что любая сильная женщина со временем превращается в Мэри-Сью, без которой рухнула бы вся вселенная. И все его протагонисты обязаны любить детей.
    • А Крис Чибнелл, как подметили зрители «Доктора» и «Убийства на пляже», любит «кидаться детьми».
    • Сериал обожает вводить односерийных спутников и делать активные намёки на то, что эти спутники отправятся вместе с Доктором исследовать вселенную… и умирают в той же серии, в которой появились(Путешествие проклятых, Дочь Доктора, Комплекс бога).
    • А ещё сериал узаконил Deus Ex Machina как сам собой разумеющийся сюжетный поворот. Доктор может всё.
  • Говард Гордон и Алекс Ганса. Герои обычно побитые жизнью люди, из-за своей работы в спецслужбах не могут наладить свою личную жизнь. Их близкие часто умирают. Враги чаще всего преследуют вполне добрые цели и у них есть веские основание не любить Америку. Среди американского правительства появляется группа недовольных политикой президента, но их лидер переходит на сторону героев когда его подчинённые решают убить лидера США. А в конце ГГ вынужден бежать из страны.
  • Эрик Крипке («Пацаны», «Сверхъестественное»):
  • Алекс Пина (создатель «Бумажного дома»): снятые им для Netflix «Причал» и «Белые линии» вообще во многом идентичны, но немало общего можно найти и в других работах (правда, в «Бумажном доме» в силу остросюжетности и большого количества персонажей это менее заметно).
    • Ключевые женские персонажи:
      • В центре повествования — женщина на грани кризиса среднего возраста, живущая скучной, но достойной жизнью. Она попадает в чуждую ей среду, пересматривает взгляды, в итоге посылает всё к чёрту и органично вливается в новую жизнь (Ракель и Моника в «Бумажном доме», Алехандра в «Причале», Зои в «Белых линиях», Макарена в «Визави»).
      • Для контраста есть строго противоположная героиня, которая всегда делает всё, что вздумается, не ориентируясь на мнение окружающих (Токио в «Бумажном доме», Вероника в «Причале», Зулема в «Визави»; а в «Белых линиях» в этой роли не женщина, а брат Зои).
    • «Причал» и «Белые линии»: завязкой служит таинственная смерть близкого главной героини. К середине поиск виновного начинает отходить на второй план, героине гораздо важнее становится узнать, чем жил и что чувствовал убитый. И чем больше выясняется, тем больше кажется, что так убитому и надо. К концу всё проясняется без особых «вот это поворотов», и транслируется мысль, что разгадка — не главное, главное — как изменилась в процессе героиня.