Калечина-Малечина

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Калечина-Малечина» — роман современной писательницы Евгении Некрасовой о жизни десятилетней Кати. Но то, что героиня — маленькая девочка, вовсе не значит, что книга написана для детей — для юных читателей она слишком сурова и поднимает слишком много неприятных тем.

Книга примечательна необычным слогом, имитирующим детскую речь, появлением Кикиморы во второй части и тем, какое разное о ней впечатление у читателей: кому-то — шедевр с хорошей развязкой, кому-то — злая чернушная книга, а кто-то видит и много плюсов, и много минусов.

Сюжет[править]

Жила-была обычная девочка Катя в обычной небогатой семье в обычном маленьком городке, и жизнь у неё не сахар: родители целыми днями на работе, а вечером, когда домой приходят, папа только наказывает за оценки, а мама заплетает косу и кормит; в классе ребята, не считая подруги Лары, унижают; учительница считает глупой; программу никак не понять, и никому-никому до Кати дела нет. Однажды на литературе её засмеяли, потому что она не знает, что стихи пишутся в столбик; на перемене задира Дима Сомов снова унизил; Катя от злости разбила Ларин телефон, да так, что все это видели; по дороге домой Сомов с «подсомовцами» обстреливали снежками, а дома начали происходить странные вещи: крупы из банок сами собой перемешались, мамин шарф исчез, на столе построилась башня из посуды… В один момент Катю решили перевести в школу для отстающих на улице Савушкина, и это стало для неё последней каплей. Отчаявшись, она решила покончить с собой.

Но тут её спасла Кикимора — чуднóе созданьице, вылезшее из-за плиты. Сначала Катя её прогоняла, но потом, когда та связала ей варежки (из-за которых ранее её хотели отправить в школу для отстающих), постепенно помирилась с ней и отправилась в путешествие: сначала — в школу, показать учительнице варежки, чтобы та её никуда не переводила; потом — на дачу к дяде Юре, чтобы забрать у него деньги, которые тот должен отдать папе, но не хочет, и так порадовать и впечатлить родителей. После всех приключений вернувшаяся домой Катя хочет показать Кикимору родителям, но понимает, что та исчезла, и садится на окно с понятно какими намерениями, но мама её снимает и ставит на пол.

В эпилоге показано, что мама с Катей уехали от папы в счастливую жизнь, Катины обидчики получили по заслугам, а Кикимору все, кто с ней встречался, постепенно забыли.

Что тут есть[править]

  • Тропы, связанные с Катей:
    • Адский папаша — так можно назвать её папу, только и умеющего орать на дочь и называть её отсталой.
    • Драматическая смена причёски — в эпилоге Катя постриглась, что символизирует начало новой жизни.
    • Обнять и плакать — один из подходов к этому персонажу. Бедная, все подряд её обижают, никому до неё дела нет!
    • Одноногая собачка — второй подход к ней. Только и умеет страдать от тонны стереотипных бед. Пыталась бы лучше что-нибудь с этим делать, а не ждать, когда придёт Кикимора и всё исправит!
    • Тяжёлое детство, деревянные игрушки — то, как она жила до появления Кикиморы, и одна из главных тем книги.
  • Тропы, связанные с Кикиморой:
    • Воображаемый друг или Не такой уж воображаемый друг — всё зависит от того, решите вы, что она реально существует в этом мире (на что указывают некоторые признаки), или что её придумала Катя от одиночества.
    • Зло воздающее — многих Катиных врагов наказывает именно Кикимора.
    • Орлангур — некоторые читатели её таковым считают, ведь первая часть книги была написана в реалистичной манере, а Кикимора уничтожила всю реалистичность своим появлением.
    • Рояль в кустах или Бог из машины — одно из мнений о ней. Появилась ниоткуда и волшебным образом решила все Катины проблемы!
    • Ходячий спойлер — одно её существование является спойлером.
    • Шкажошные шушества — Кикимора является нечистью из русского фольклора.
  • Прочие:
    • Авторские неологизмы — способ передачи необычного детского мышления героини. Иногда работает, иногда только сбивает с толку.
    • История на день — а точнее, на несколько дней.
    • Нет, не тот — в школе Катю обижает Дима Сомов, но не тот, который дружил с Леной Бессольцевой, а просто тёзка-однофамилец.
    • Открытый финал — то, что могло бы получиться без эпилога. Есть мнение, что так история была бы куда лучше.
    • Педофил — дядя Юра, который не хотел отдавать деньги, заодно пытался изнасиловать Катю. Кикимора не позволила.
      • Для некоторых этот дядя — то ли губастый аллигатор, то ли игрок в мяч: на его интерес к маленьким девочкам никаких намеков ранее не было, пристал он "просто потому что", да так коротко (всего на маленький абзац), что вышел пшик: Кате не дали ни самой от него спастись, ни испугаться и начать избегать незнакомцев, в дальнейшем не показали, что связанный после попытки изнасиловать дядя кому-либо доставил проблем — зачем его сделали педофилом, раз его педофильство ни на что и ни на кого не повлияло, загадка.
    • Слитая концовка — часть читателей возмутил эпилог, потому что если Кикимора и могла решить Катины проблемы, то лишь частично: например, мама могла задуматься, что если дочь приносит какие-то непонятные деньги, чтобы её любили, значит, ей уделяют мало внимания, и попробовать общаться с Катей больше. А то, что на самом деле показали в эпилоге, выглядит слишком утопично.
    • Фальшивые друзья — Лара смотрит на Катю сверху вниз, а потом и вовсе отказывается с ней общаться из-за разбитого телефона.
    • Хэппи-энд нужно заслужить — часть читателей тронул эпилог, где после всех мучений и приключений Катя наконец-то стала счастливой.