Приглаженная помойка: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|CrapsaccharineWorld|Crapsaccharine World|FalseUtopia|False Utopia}}
{{spoilers ahoy}}
{{noirl}}
{{Q|Ужас столь же успешно процветает и среди порядка.|«[[Малазанская Книга Павших]]», книга «Врата мёртвого дома»}}
{{Q|Раньше ей не доводилось бывать в космопорту Абрегадо-рэй, но, шагая по закоулкам, Мара пришла к выводу, что он до последней выбоины на камне достоин своей репутации. Что на первый взгляд и не скажешь. Наоборот, аккуратное такое, чистенькое местечко, хотя антисептиком воняет так, что становится ясно: чистота здесь явление, насаждаемое сверху, а не результат стремлений обитателей. Вокруг все удивительно спокойно, переходы и посадочные площадки патрулируются службой безопасности, которую видно за стандартный километр, несмотря на то что они не утруждают себя униформой.
Но под внешним лоском запашок не скроешь. Он прорывается в вороватых повадках местных завсегдатаев, в добросердечии охранников, в жадных взглядах вроде бы простых прохожих, а на самом деле точно таких же охранников, как те, кто носит форму. Космопорт — а может, и вся планета — держится лишь на силе бластера.
Маленький тоталитарный режим, а значит, население мечтает лишь о том, как отсюда сбежать. Как раз то самое место, где все продают друг друга по цене билета на волю. То есть если хоть кто-то пронюхает, что под самым носом охраны находится контрабандистская шаланда, то Мара сумеет пройти лишь десять шагов, прежде чем окажется в самом центре событий. Приближаясь к потрепанной двери с полустершейся надписью «Посадочный док 21», Джейд надеялась, что здесь нет ловушки. Глядя с оптимизмом в будущее, она могла бы сказать, что эта планета — последнее место в Галактике, где она хотела бы умереть.|[[Star Wars/The Thrawn Trilogy|Трилогия Трауна — Темное воинство]]}}
На первый взгляд в этом мире все хорошо — травка зеленеет, солнышко блестит, [[Прятаться за улыбкой|люди ходят и улыбаются]]…<br />
Ходят и улыбаются…<br />
Ходят и улыбаются…<br />
Стоп-стоп-стоп, а где причины для такого повального веселья? Мы присматриваемся получше — Матерь Божья! Да тут на самом деле все плохо. Травка подкрашена. Или ядовита. Или пластиковая. Или, ну, знаете, [[Увеселительная травка|такая особенная травка]], [[Бетризация|после которой люди ходят и улыбаются]]. И солнышко тоже не просто блестит, а поливает всех радиацией. Или оно искусственное. Или еще какая-нибудь гадость. А люди… про людей и говорить нечего — ходить и улыбаться при таком раскладе будет только человек с [[Промывание мозгов|промытыми мозгами]]. Или законченный [[лицемер]]. Или [[робот]].
Словом, перед нами на самом деле ''[[мир-помойка]], рядящийся в декорации [[утопия|утопии]]''.
'''Приглаженная помойка''' (она же иногда — ''ложная утопия'') может распространяться на весь мир или же быть [[Последний город|оазисом]] посреди помойки обыкновенной (или вообще [[Мертвые земли|мертвых земель]]). (Возможная субверсия: в это верят жители оазиса, [[Ложный постапокалипсис|а на самом деле это не так]].)
Стоит отметить, что на самом деле граница между приглаженной помойкой и ''действительной'' утопией довольно размыта, и [[Проблема противоположных оценок|позиция автора и конкретного читателя/зрителя по этому поводу может и не совпасть]]. Все зависит от системы ценностей. Скажем, многие классические утопии типа «Города Солнца» Кампанеллы сейчас воспринимаются как та еще помойка. И наоборот — в «Дивном новом мире», где все счастливы и довольны своим положением, вероятно, согласились бы пожить многие (ну и что, что это достигается химическим и гипнотическим путем — главное ведь результат?)
'''Внимание''', из спойлеров здесь замаскированы только особо серьёзные!
== Примеры ==
=== [[Литература]] ===
==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====


Строка 49: Строка 23:
** С другой стороны, строить светлое будущее «в мире, где половина планеты — ничья земля, где натурально жрут человечину, насилуют и сдирают живьём шкуру со всех подряд, где в лучшем случае правят просто хорошо организованные банды уродов», избегая драконовских мер — трудновато, пацифисты и гуманисты в окружении организованных банд уродов долго не продержатся. Все познаётся в сравнении, и жители Воронежа, возможно, искренне считают тамошние порядки прогрессивными и демократическими.
** С другой стороны, строить светлое будущее «в мире, где половина планеты — ничья земля, где натурально жрут человечину, насилуют и сдирают живьём шкуру со всех подряд, где в лучшем случае правят просто хорошо организованные банды уродов», избегая драконовских мер — трудновато, пацифисты и гуманисты в окружении организованных банд уродов долго не продержатся. Все познаётся в сравнении, и жители Воронежа, возможно, искренне считают тамошние порядки прогрессивными и демократическими.
*** В этом в общем то основной конфликт книги и заключается. С одной стороны, протагонист и его карманная армия, те ещё головорезы. С другой — вешать людей за гомосексуализм даже он считает явным перебором, и это не полный перечень того за что Крылья могут прикончить человека на месте. Но в конечном итоге — проблема заключается в том что похоже кроме как Крыльям, бывшая федерация вообще больше никому не нужна ни в каком виде. И именно поэтому в Крылья идут бывшие силовики, их потомки, и просто тех кого уже достало.
*** В этом в общем то основной конфликт книги и заключается. С одной стороны, протагонист и его карманная армия, те ещё головорезы. С другой — вешать людей за гомосексуализм даже он считает явным перебором, и это не полный перечень того за что Крылья могут прикончить человека на месте. Но в конечном итоге — проблема заключается в том что похоже кроме как Крыльям, бывшая федерация вообще больше никому не нужна ни в каком виде. И именно поэтому в Крылья идут бывшие силовики, их потомки, и просто тех кого уже достало.
* Пётр Бормор. Цитата:
* Пётр Бормор выдал развёрнутый фрагмент о предмете статьи [[непреднамеренное совпадение|за год до]] пятого сезона [[MLP]]. Цитата:
{{#spoiler:show=Показать|hide=Скрыть|
{{#spoiler:show=Показать|hide=Скрыть|
{{q|pre=1|Я видел удивительно красивый, чистый и нежный сон о [[утопия|светлом будущем]], в которое каким-то странным образом попал. Город Москва, [[красное будущее|эпоха победившего коммунизма]]. Я не шучу.
Я видел удивительно красивый, чистый и нежный сон о [[утопия|светлом будущем]], в которое каким-то странным образом попал. Город Москва, [[красное будущее|эпоха победившего коммунизма]]. Я не шучу.
Там было поразительно хорошо. Люди все как один со счастливыми лицами. Нет ни войн, но голода, ни преступности. Улицы чисто убраны и хорошо освещены. В магазинах изобилие. Всё бесплатно. Безработицы нет, а любой труд почётен. У детей весёлый смех и ясные глаза. Да что говорить, хорошо там было. Очень хорошо. Настолько, что мучительно хотелось жить в этом светлом будущем. Я провёл там почти сутки и всё это время был без дураков счастлив, наблюдая полное совершенство всего и вся вокруг меня.
Там было поразительно хорошо. Люди все как один со счастливыми лицами. Нет ни войн, но голода, ни преступности. Улицы чисто убраны и хорошо освещены. В магазинах изобилие. Всё бесплатно. Безработицы нет, а любой труд почётен. У детей весёлый смех и ясные глаза. Да что говорить, хорошо там было. Очень хорошо. Настолько, что мучительно хотелось жить в этом светлом будущем. Я провёл там почти сутки и всё это время был без дураков счастлив, наблюдая полное совершенство всего и вся вокруг меня.
Вплоть до самого утра, которое в полном соответствие с песней красило нежным цветом стены древнего Кремля за моим окном. Когда ко мне в комнату вошли милые и доброжелательные люди будущего, давшие мне по милосердию своему целый день счастливой жизни, и увели меня на расстрел.
Вплоть до самого утра, которое в полном соответствие с песней красило нежным цветом стены древнего Кремля за моим окном. Когда ко мне в комнату вошли милые и доброжелательные люди будущего, давшие мне по милосердию своему целый день счастливой жизни, и увели меня на расстрел.
Строка 59: Строка 33:
Я ведь тоже поинтересовался, за что меня так? Ни за что, — ответили потомки. Но тогда зачем? А во избежание.
Я ведь тоже поинтересовался, за что меня так? Ни за что, — ответили потомки. Но тогда зачем? А во избежание.
Понимаешь, — втолковывали они мне, — человек — это ведь не только биологический объект, это ещё сумма знаний, морали, общественного сознания, воспитания. И в этой области, как и в области биологии, тоже происходит эволюция. Коммунистическое сознание, естественно (и даже ты не станешь с этим спорить, а если станешь, то будешь неправ), является высшей ступенью разумной деятельности. Поэтому было бы ошибкой даже предполагать, будто тебя казнят за инакомыслие. Чушь! [[неудобных точек зрения нет|Инакомыслие невозможно в принципе]]. Потому что лишь коммунистическое мышление является настоящим мышлением, а любое иное называться мышлением не может. Так что ни о каком убийстве и речи нет, мы лишь исправляем эволюционный сбой, ликвидируя больную, устаревшую, неразумную особь.
Понимаешь, — втолковывали они мне, — человек — это ведь не только биологический объект, это ещё сумма знаний, морали, общественного сознания, воспитания. И в этой области, как и в области биологии, тоже происходит эволюция. Коммунистическое сознание, естественно (и даже ты не станешь с этим спорить, а если станешь, то будешь неправ), является высшей ступенью разумной деятельности. Поэтому было бы ошибкой даже предполагать, будто тебя казнят за инакомыслие. Чушь! [[неудобных точек зрения нет|Инакомыслие невозможно в принципе]]. Потому что лишь коммунистическое мышление является настоящим мышлением, а любое иное называться мышлением не может. Так что ни о каком убийстве и речи нет, мы лишь исправляем эволюционный сбой, ликвидируя больную, устаревшую, неразумную особь.
Коммунизм, — объяснили мне также, — есть счастье для всех. А как такое возможно, если люди все разные? Значит, первой задачей на пути к коммунизму является сведение человечества к единому стандарту. Так, чтобы у всех была одна система ценностей, одно мировоззрение, одна мораль. И это вполне естественно и хорошо, потому что человек при коммунизме — [[люди-плюс|существо высшее, идеальное, совершенное]], а идеал, по определению, может быть только один. Ты хоть приблизительно представляешь себе, скольких усилий потребовалось, чтобы добиться наконец такого результата? Полное и повсеместное единообразие, не хухры-мухры. И тут вдруг ты, не от мира сего, иной. А вдруг это заразно? Оно нам надо?!|[[Пётр Бормор]] [[непреднамеренное совпадение|за год до]] пятого сезона [[MLP]]}}
Коммунизм, — объяснили мне также, — есть счастье для всех. А как такое возможно, если люди все разные? Значит, первой задачей на пути к коммунизму является сведение человечества к единому стандарту. Так, чтобы у всех была одна система ценностей, одно мировоззрение, одна мораль. И это вполне естественно и хорошо, потому что человек при коммунизме — [[люди-плюс|существо высшее, идеальное, совершенное]], а идеал, по определению, может быть только один. Ты хоть приблизительно представляешь себе, скольких усилий потребовалось, чтобы добиться наконец такого результата? Полное и повсеместное единообразие, не хухры-мухры. И тут вдруг ты, не от мира сего, иной. А вдруг это заразно? Оно нам надо?!}}
}}
 
==== На других языках ====
* «Вокзал потерянных снов» Чайна Мьёвилля. Нью-Кробюзон выглядит красиво, но несогласных жёстко прессуют.
** Менее приглаженная помойка у него же — НонЛонДон.
* Классика антиутопии — «[[Brave New World|Дивный новый мир]]» Хаксли.
* Рэй Брэдбери, «[[451 градус по Фаренгейту]]» — тоже классика.
* Клиффорд Саймак, «Я весь внутри плачу» — безмятежная пастораль «вкалывают роботы, счастлив человек»… Вот только появилась она после того как все умные и работящие улетели к звёздам, оставив на Земле старых роботов и никчёмных неудачников, которых ничего, кроме кукурузной самогонки, не интересует.
* Третья часть болгарской тетралогии о лисёнке Лиско — «Лиско в стране квадратных существ» — решена в жанре пародийной антиутопии. Страна Квадратия — эталонная Приглаженная помойка. Повсюду реклама, автоматизированные фабрики работают как часы, никто не голодает и не лишён жилья, каждый житель обеспечен всем необходимым (это как минимум). Но. Всё отравлено промышленными отходами. Зеленые растения есть, но в них поддерживается подобие жизни с помощью какой-то химии, а на самом деле зелень скорее мертва, чем жива. Пища синтетическая. Все жители страны мутировали, приобретя квадратную фигуру. Они озабочены исключительно потреблением (и тем, как бы расправиться с соседней беззаботной Жестянией и подчинить ее себе). Кроме хлеба, полно и зрелищ — но на высокое искусство квадратийцам плевать, они и к кино относятся исключительно потребительски, а художественных книг не читают вовсе (в некоторых семьях собраны впечатляющие библиотеки, но только «для престижу», в качестве декорации: книг никто никогда не открывает). Автомобиль есть у каждого — и в результате этого на шоссе всегда хроническая мега-«пробка»: есть только одно «окошко» размером с автомобиль, и [[педаль в асфальт|благодаря этому зазору всё дорожное движение и происходит]] (машины смещаются по очереди), а ВСЁ остальное шоссе всегда занято машинами, и очень плотненько.
** Нюанс: квадратийцы редко улыбаются — чаще у них сосредоточенные, насупленные физиономии. Но выражение удовлетворённости и самодовольства на них появляется регулярно.
* «Футурологический конгресс» Станислава Лема. Что интересно, [[мир-помойка]], обнаруживающийся под маскировкой, в свою очередь тоже оказывается маскировкой еще худшей помойки.
* [[The Hunger Games]] — Капитолий (Дистрикты же — помойка обыкновенная; в чем-то схоже со SNUFF Пелевина, см. выше). С одной стороны, роскошь, пирушки и жизнь без забот, с другой (даже если не брать в расчёт эксплуатацию дистриктов) — диктатура (причём, судя по всему, [[Безумный король|диктатор определённо с серьёзными психическими отклонениями]]) и тотальная слежка.
* «[[Crashing Heaven|Рушащиеся Небеса]]» (в локализации «Взломанные Небеса») — педаль в пол: вкус и запах у еды существует лишь в [[дополненная реальность|дополненной реальности]]; тот, кто off-line, ни вкуса ни запаха еды не почувствует, и вместо изысканных вкусных блюд будет вкушать безвкусную [[пластиковая каша|пластиковую кашу]]. А ещё дополненная реальность позволяет… развидеть просящих подаяние наркоманов, изуродованных местным наркотиком.
* Д. Абнетт:
** «Вечный» — город времён Тёмной эры технологий, половину которого сожрали (буквально) машины, а вторая представляет собой обломки, по которой жители ходят в очках дополненной реальности и живут как в лучшие времена.
** «Не зная страха» — Калт в начале представляет собой именно это — неплохую, в принципе, планету, ''где все ходят строем''. По ходу действия стараниями Несущих Слово превращается, последовательно, в помойку, мордор, а потом и [[мёртвые земли]].
** «Легион» — планета Нуртия. Живописный феодальный мир в ближневосточном антураже, жители которого поклоняются Хаосу. Даже выражение «Бог любит тебя» в прямом переводе значит «Твоя душа принадлежит Изначальному Разрушителю».
** Планета Гудрун из циклов «[[Эйзенхорн (книжный цикл)|Эйзенхорн]]» и «[[Рейвенор (книжный цикл)|Рейвенор]]». Развитая, спокойная планета, с нормальной экологией и вполне адекватным управлением. Но стоит чуть копнуть, как вылезает такое…
* М. Скэнлон, «Сошествие Ангелов» — мир Сарош, мирная планета фестивалей и карнавалов, в гротах и пещерах которой обитают демоны, которым сарошийцы уже принесли в жертву пятьдесят миллионов своих сограждан и вовсе не собираются останавливаться. Там же — таким для имперцев предстал Калибан, внешне мрачноватый мир феодальный чистой природы и огромных лесов, а на деле мир смерти. Более того: планета заражена варпом и если бы Эль Джонсон вовремя не уничтожил Великих Зверей, то имперцы бы попросту экстерминировали мир с орбиты. Педаль в пол: это ещё и огромная заражённая варпом тюрьма для колдовской машины Уробороса.
* Трилогия «Прелюдия к Дюне» — планета Кайтайн, столица падишах-императоров.
* Роберт Шекли — очень многое. В частности:
** «Билет на Транай» — [[педаль в пол|тапка в пол]]. Очень приглаженная. Очень помойка.
** «Цивилизация статуса» — земное общество.
** «Координаты чудес» — та самая «правильная» Земля, родина Кармоди {{spoiler|оказывается ничуть не менее абсурдной, чем «неправильные» Земли.}} Город Бэллуэзер оттуда же тоже.
* Мюррей Лейнстер, «Данайцы, дары приносящие», Уильям Тенн «Мост Бетельгейзе» — дружелюбные инопланетяне дарят человечеству очень полезные техноигрушки, взамен берут немножко сырья (весь уран, например. Зачем нужен уран, если тебе даровали неограниченное омоложение?). Однако, после отлёта инопланетян игрушки перестают работать {{spoiler|(батарейки-то омолаживателей как раз урановые)}}. Кое-как оклемавшись, земляне летят в Галактику [[Медведь_снова_зол|побалакать за жизнь и за коммерцию]]…
* Д. Пейдж, «Дороти должна умереть» — [[Страна Оз]] после воцарения Дороти. Особую пикантность ситуации придаёт фирменная вечноулыбка Глинды.
* Скотт Вестерфельд, трилогия «Мятежная» — дети до совершеннолетия воспитываются в отдельных интернатах-резервациях без права самостоятельного выхода в мир и лишь по совершении операции красоты становятся все как один красавцами и красавицами и могут посвятить жизнь необременительной работе и всевозможным вечеринкам и увеселениям. Вот только в ходе этой операции меняют и психику человека, удаляя побуждения к сопротивлению режиму и превращая в покорных трусливых существ. Кроме того, существует отдельная скрытая группа «чрезвычайнков». К счастью, эффект обратимый, а главная героиня Тэлли Янгблад и вовсе сумела исцелиться эффектом плацебо.
* Кристель Дабо, «Сквозь зеркала» — такой помойкой является королевский двор Полюса. Стоит Офелии увидеть прекрасный дворец без чар иллюзии, как оказывается, что стены заплесневели, всюду мусор и грязь.
* Пол Андерсон, «Коридоры времени» — если Патруль выглядит как типовая «помойка по Оруэллу», то вот Хранители первоначально производят впечатление [[Блестящие башни и тоги|«блестящих башен и тог»]]. Пока не прислушаешься к [[Смертоносный распущенный двор|разговорам обитателей]] и не поинтересуешься их [[Охота на людей|развлечениями]] в [[Навозные века|мире за пределами дворца]].
 
=== [[Кино]] ===
* «[[Metropolis|Метрополис]]» — классика: безмятежная жизнь богачей обеспечивается ежедневным тяжёлым и опасным трудом рабочих.
* «Секс-миссия» («Новые амазонки»).
* «[[Demolition Man|Разрушитель]]» — Лос-Анджелес (вернее, Сан-Анджелес) будущего. Хотя, вообще-то, в «утопию» превратили весь мир.
* «Плезантвиль» — деконструкция эстетики «[[белый заборчик|белого заборчика]]». На первый взгляд, жизнь в нем — сущее удовольствие: ни нищеты, ни враждебности, ни бедствий… Однако вскоре вскрывается бессмысленность и пустота его обитателей из-за отсутствия у них культуры и искренности. А с появлением перемен появляется и враждебность.
* «Особое Мнение» — нет убийств говорите? Убийств нет только в округе Колумбия. Зато всё остальное, за вычетом высокого уровня технологий, выглядит мягко говоря неприглядно. Везде идентификация через сетчатку глаза, и в результате реклама на улице гадить тебе прямо в мозг называя тебя по имени. В трущобах чудовищная нищета, и ощущение такое что не меньше половины населения Вашингтона будущего сидит на наркоте. Не говоря уже про местную «замечательную» судебную систему, согласно которой дела рассматриваются за считанные часы, а человека не совершившего убийство отправляют не на лечение в психушку или хотя бы руковички шить — а кладут в анабиоз на десятки лет.
** Не говоря уже о том, чем на деле оказалась вся система построенная на профилактории — оказалось в лучшем случае построена с пренебрежением законодательства и конституции страны и на утаивании правды. А опергруппы профилактория спокойно шлют в пень конституционные права не только подозреваемых, но и вообще всех встречных поперечных, спасибо что оружие нелетальное, а то бы эти кретины наделали делов…
** После введения системы профилактория, полицию в ДиСи вообще отменили. Просто вдумайтесь в это дерьмо.
* [[Equilibrium]] — всем колют прозиум (недвусмысленно намекающий на психиатрическое успокоительное «прозак»). Что особенно характерно, {{spoiler|сами вожди Либрии прозиума не принимают}}.
* [[The Giver]] (в прокате «Посвящённый») — аналогично, всем жителям делают обязательные уколы.
* «[[Nightmare City 2035|2035: Город-призрак]]» — постапокалиптические руины, на которые натянули [[дополненная реальность|дополненную реальность]], придающую городу облик настоящей утопии.
* «[[The Matrix|Матрица]]» же!
* «[[V for Vendetta/Film|V значит Вендетта]]» — в отличие от просто помойки в комиксе.
* «Остров» (The Island, 2005).
* «КША: Конфедеративные Штаты Америки» (CSA: The Confederate States of America) — [[деконструкция]] романтизации образа [[Довоенный Юг|довоенного Юга США]]. На первый взгляд всё прекрасно: Конфедерация даже могущественнее нынешней Федерации (сначала разбила Союз и присоединила его, потом — большую часть Латинской Америки, а позднее — вступила во Вторую мировую на стороне Оси, попутно ''первой'' напав на Японию). Однако: во-первых, рабство распространяется не только на негров, но и на азиатов и всех не-«чисто белых». Во-вторых, для латиноамериканцев и евреев действует сегрегация (последних даже выселили в огромное гетто на Лонг-Айленд). В-третьих, эмансипации женщин не было и не предвидится, — короче, [[Неполиткорректный злодей|расизм, сексизм и национализм]] во все поля. Неудивительно, что все продвинутые люди, а также беглые рабы перебираются в Канаду…
* [[Avatar (2004)|«Аватар» (киберпанковский фильм)]] — благодаря [[дополненная реальность|дополненной реальности]] помещения трущобного вида выглядят как роскошные апартаменты в китайском стиле.
* «Облачный атлас» («Откровение Сонми-451») — аналогично вышеприведенному примеру. Пустая комнатушка шикарно декорируется (настенными экранами?). В литературном первоисточнике помойка ещё менее приглаженная, чем в фильме.
** Плюс фабрикантов убеждают, что отпахав 12 лет по 18 часов в сутки они возвратили долг Корпорации, и дальше отправляются отдыхать на райские острова {{spoiler|(на деле — перерабатываются в пищу фабрикантов [[Надмозг|«энергомыло»]])}}.
* «[[Степфордские жены]]», экранизация одноимённого романа Айры Левина — местом действия является небольшой тихий городок, где всегда чистые улицы, низкий уровень преступности и приветливые милые жители… А ещё неестественно идеальные и покорные жёны, ведущие себя как [[робот]]ы (причём и в буквальном смысле тоже).
* «Стражи Галактики. Часть 2» — планета Эго.
* «[[Hot Fuzz|Типа крутые легавые]]» — деревня Сэндфорд в Глостершире. Вроде бы очень приятная деревушка с приветливыми гражданами, вот только почему-то очень много несчастных случаев. {{spoiler|На самом деле — группа граждан убивает всех, кто, по их мнению, портит имидж деревни, ведь все помешаны на том, чтобы продолжать держать титул «Деревни года».}}
* «Страна хороших деточек» — «Что было вам противно — то станет вам смешно! Всё будет позитивно… точнее, всё равно!»
* «[[Субурбикон]]» — еще одна жесткая деконструкция «[[Белый заборчик|белого заборчика]]». Тихий, спокойный пригород на проверку оказывается тем еще местечком. Расизм, убийства, мошенничества в ассортименте.
 
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Miami_Vice|Полиция Майами: отдел нравов]]» — Майами конца 1980-х. Иные кварталы были просто помойкой, и их приходилось вручную приглаживать съёмочной группе ради красивых кадров.
* «Sliders», особенно в ранних сезонах. Среди параллельных миров очень много таких приглаженных помоек. Только герои найдут такой симпатичный, приятный мир и начнут задумываться: а не остаться ли тут навсегда? — как вдруг с ужасом обнаруживают: да они же тут просто убивают «лишних» (то есть бедных) людей, поэтому у остальных такое изобилие! Или отрубают конечности тем, кто хоть чем-то недоволен, поэтому-то тут все ходят и улыбаются! Или это вообще виртуальная реальность, за пределами которой по руинам бродят пустые оболочки людей. Или мир, где наркотическая зависимость обязуется законом, чтобы быдло не задумывалось о реальной ситуации. Или юриспруденцию заменили на телешоу, коррумпированные сотрудники которого подставляют невиновных ради рейтингов.
* «[[Stargate|Звёздные врата]]: Первый отряд» — в серии «2010» 4-го сезона, описывается «плодотворное» сотрудничество землян с расой неких Ашенов, за 10 лет сильно прокачавшее нашу цивилизацию. Да вот только, за этот же период, благообразные инопланетники потихоньку стерилизовали большую часть людей, чтобы дождаться [[Окончательное решение|окончательного исчезновения]] их, как вида, и забрать планету себе. Но единственными, кто догадался, в чем дело, оказались, конечно же, члены ЗВ-1, и пофиксили сей глобальный фейл {{spoiler|путем отправки записки в свое прошлое для предотвращения контакта с Ашенами}}.
* «Стрела» — подземный город Дэмиена Дарка в 4-м сезоне.
* «Легенды завтрашнего дня» — Каснийский конгломерат в будущем. Высокие технологии — плюс. Вот только недовольных отслеживают и хватают летающие роботы с бластерами, а за стенами Конгломерата — миллиарды голодающих. Да и правят Конгломератом те ещё выродки, правда в этом — отчасти вина Вандала Сэвиджа. После того, как Сэвидж насылает на мир чуму, он превращается в реальную помойку.
* «[[Звёздный путь]]» — Земля незадолго до Третьей мировой. Все живут в роскоши, кроме тех, которые живут в гетто. А в гетто попадают бедные и другие «нежелаемые» граждане, или просто кто-то вышел погулять и забыл дома документы.
* «Удивительные странствия Геракла» — Греция при правлении Дахака.
* «Орвилл» — планета Регор-2. Аборигены находятся на нашем уровне развития и всё выглядит утопией, однако они помешаны на астрологии. Всякий индивид, рождённый под знаком «джилиак», считается опасным преступником и подлежит немедленному аресту и помещению в концлагерь. То же самое касается и новорожденных. А у «джилиаков» наоборот отбирают детей, рождённых под другим знаком. Когда Келли и Бортус ненароком обмолвляются, что у них скоро день рождения, местные власти тут же берут их под арест и возмущённо требуют, чтобы «Орвилл» покинул их планету. Первым признаком сабжа можно считать вездесущие серые униформы, живо напоминающие фашистские.
** Покопавшись в их истории, выяснили, что когда-то давно звезда в знаке «джилиак» погасла. {{spoiler|Экипаж «Орвилл» смог установить обманку, чтобы местные подумали, что звезда снова загорелась.''(написать: звезда взорвалась или отбросила оболочку, как именно обманули планету)''.}}
 
=== [[Мультфильмы]] ===
* «История игрушек-3» — детсад Саннисайд, где медведь Лотсо «крышует» всех игрушек.
* [[WALL-E]] — «Аксиома», где «вкалывают роботы — счастлив человек» (с). Уже почти семь веков, за которые люди успели конкретно разжиреть и облениться. Причём возвращение на Землю не предвидится.
* «[[Wreck-It Ralph|Ральф]]» — мир игры Sugar Rush {{spoiler|после захвата его Турбо}}.
** Хотя в данном случае — спорно. Если смотреть в глобальном масштабе, то перед нами банальнейший государственный переворот без признаков особых изменений режима. В пользу принадлежности к тропу говорит только то, что успех переворота был обеспечен массовым промыванием мозгов населению.
** Назовите навскидку хоть одно действие (до вторжения Ральфа с занесенной кибер-заразой и ПОМИМО удаления из игрового кода Ваниллопы), характеризующее Турбо/короля Карамеля как дрянного правителя или организатора? А его нет.
* «[[Иван Царевич и Серый волк]]-3» — похоже на «Футурологический конгресс», в качестве галлюциногена — {{spoiler|повидло}}.
* «Фитиль» мультик «На природе». Главные герои «пригладили помойку» ненадолго. Как могли. Насколько им было нужно для отдыха.
* Lorax — Всемнужкоград. Счастливые лица, пластиковые деревья, камеры повсюду и платный воздух. А за пределами городка всё [[Мёртвые земли|загрязнено до невозможности]].
 
=== [[Комиксы]] ===
* Everything Is Fine — опять камеры повсюду, да ещё и [[Жутко мило|маски котиков на лицах]]. Маски не снимаются даже во время сна и еды.
* «Клиника кошмаров» — помойка приглажена, правда, плохо. Трудно делать вид, что всё в порядке, когда люди то и дело спонтанно мутируют, а по улицам шастают монстры. Педаль в пол выжимает Игровое Кафе.
* «[[Transmetropolitan]]» — субверсия. Город — это еще та помойка. Даже в элитных районах всевозможная дичь встречается на каждом шагу. А про трущобы и речи не идет. Зато любой может насладиться клонированной плотью эскимоса или маринованными тюленьими глазами. И да, мир Трансметрополитена Городом не ограничивается.
** Да и стоит заметить, что во времена детства-юности Спайдера, по его рассказам жизнь была ''гораздо хуже''. Например он помнит годы, когда никакого дождя с неба кроме кислотного, в принципе не выпадало. А в бытность событий комикса, по улицам можно спокойно ходить без противогаза.
* [[Undiscovered country]]-сектор Единства. Это Сивилла на максималках. Весь сектор заполнен нанитами, силой мысли можно создавать любые веши, порядок (в отличие от сектора Судьба) и нет эпидемии (в отличие от мира за пределами США). Но постепенно вы станете частью единого разума, а у каждого второго ребенка вырезают мозг для управлением системой. В прочем весь остальной мир еще та помойка.
* [[Marvel universal]] - да собственно земля-616. С виду он такой же как наш, но там есть мутанты, высокие технологии и магия. Но кучу разных злодеев, которые действуют в различных городах. Полиция ничего не может с ними сделать, а герои так до конца их не победили. Многие мутанты - это бомба замедленногно действия, иногда и в прямом смысле. А обладать сверхспостобностями тоже опасно: простой народ по вышеописанным причином не любит мутантов. некоторые правительственные группы пытаются решить эту проблему радикально, а также есть кучу террористических организаций, которые ненавидят мутантов. Ох и большинство будущих таймлайнов тоже не радостные.
** Особенно выделяется мутантская нация Кракоа. С одной стороны это единственное место, где мутанта не будут преследовать, пытаться убить. Если же вы (конечно же при наличии гена Х) находитесь в другой стране, то группа Китти Прайд вам поможет. Для дружественных стран есть система порталов. Да и главный плюс: в случае смерти вас воскресят, правды вы можете забыть пару дней. Но с другой - на кракоа впускают лишь мутантов, многие разлучены со своими близкими. Управляют ей тихий совет, состоящий в основном из бывших врагов людей икс. Да и часть икс-менов пошла по темной дорожке . Пропагадируется превосходство мутанта над человеком и роботами. Да и хорошие отношения с другими странами возможны только из-за производства лекарств. Да кучу врагов хотят уничтожить Кракоа.
 
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Berserk]] — Фалькония, королевство, возникшее на руинах Мидланда, разрушенного войной с кушанами. Выглядит там всё красиво, величественно и благополучно, но по факту находится под управлением [[Свет не есть добро|Ястреба Света]], он же пятый [[Архидемоны и архидьяволы|Апостол Руки Бога]] и просто [[Полное чудовище|Гриффит]].
* [[Gunnm]] — Салем, он же Тифарес. У всех жителей этого летающего «города счастья» мозги заменены на микрочипы.
* [[One Piece]] — небесный город Скайпия. На первый взгляд — буквальный рай: тишина, покой, уникальная красота облачных пляжей, добрые и миролюбивые жители, не знающие даже слова «золото», магические ракушки вместо современных бытовых приборов… По факту же город контролирует [[Злой Яхве|злое божество]], наблюдающее [[Большой Брат следит за тобой|всегда и за всеми]], за неповиновение следует кара [[Неадекватное возмездие|до смертной казни включительно]], прибывшие в город чужаки почти наверняка отправляются на жертвенный алтарь, а местных жителей вынуждают этому способствовать, благодаря чему очень удобно манипулировать их чувством вины. Ах да, а ещё, несмотря на кажущееся миролюбие этого мирка, в нём уже сотни лет безостановочно идёт война с людьми, которые всего-то [[Вас здесь не стояло!|хотят вернуть отобранную у них землю]]. [[Свет не есть добро|Рай, что уж тут скажешь]].
** Дресс-Роза под управлением Дофламинго. Как выразился один из персонажей, «эта страна пытается казаться лучше, чем она есть». Живописный остров, похожий на цветущий сад, с добродушными жителями, забавными живыми игрушками, милыми шалостями фей… традицией [[гладиатор]]ских боёв на смерть в качестве любимого развлечения публики, {{spoiler|превращением несогласных в игрушки и [[Манипуляция воспоминаниями|стиранием о них памяти всем остальным]], эксплуатацией рабского труда игрушек и тех самых фей — а уж о том, как пришёл к власти нынешний правитель, лучше вообще не спрашивайте…}}
** Тотлэнд. Просто Тотлэнд…
* [[Psycho-Pass|«Психопаспорт»]] — за недостаток счастья и хорошего настроения (даже если вас пытались перед этим изнасиловать или убить) вас отправят на принудительное лечение (и не спрашивайте, насколько велик шанс вылечиться). А могут даже и убить.
* [[Sekai Seifuku: Bouryaku no Zvezda]] — из-за «[[Гражданская война|Сэнгоку Дзидай 2.0]]» множество городов и сел Японии лежат в руинах (исключение — {{spoiler|Западная Удогава, сохранившая свой опрятный вид только из-за политики нейтралитета, и в которой разворачивается действие аниме}}), страна в изоляции ({{spoiler|притом выродилась в полицейское государство}}), действует комендантский час, патрулирующие улицы танки и броневики там — обычное явление. На фоне всего этого действия «Звезды» еще хоть как-то делают франшизу комедией.
* Лейдживёрс. Особенно ярко в первом сериале про Харлока
* [[Higurashi no Naku Koro ni|Higurashi no Naku Koro ni: Gou]] — академия св. Лилии. Так-то все хорошо: старинное здание, хорошее общежитие, сильная учебная программа, клуб для сливок общества с чаем и тортиками…А вот для отстающих приготовлены особые классы — где, кроме учебы, в графике только сон и еда. А уж если в чем-то провинился, без суда и следствия по одному слову учителя сажают в натуральный подземный карцер. И камер там не одна и не две, а штук десять — с запасом…
* «Sidonia no Kishi» — а что вы хотели от корабля поколений, который летит гауна знает сколько веков? Почти все ресурсы исчерпаны и регулярно переиспользуются. Неудивительно, что все выглядит таким старым. Но с другой стороны — на «Сидонии» относительный порядок и вполне нормальная жизнь.
 
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Fallout/Fallout|Fallout]] — Адитум. Поселение на руинах Лос-Анджелеса, в котором вроде бы все сыты, в достатке и безопасности, благодаря Регуляторам. Да только Регуляторы ради «общего блага» установили тяжёлую трудовую повинность, а банда Клинков, которой Регуляторы пугают жителей — не такие уж и преступники, а, скорее, козлы отпущения, на которых сваливают делишки самих Регуляторов.
* [[Fallout/Fallout 2|Fallout 2]] — Город Убежища. Зеленеющее и обеспеченно выглядящее поселение посреди радиоактивной пустыни, которое представляют утопией, свободной от преступлений и социальных проблем. Но благосостояние города зависит от труда рабов (которых ханжески [[Шантаж — гадкое слово|называют слугами]]), свободные жители отличаются [[шовинизм]]ом и, хотя сыты и здоровы, всё же ведут скучноватую жизнь.
* [[Fallout/Fallout 3|Fallout 3]]. Милое поселение Андейл, где все так аккуратны и улыбчивы… [[Каннибализм|И где всегда есть мясо! Много мяса!]]
** Там же: виртуальная утопия [[Белый заборчик|Транквилити-Лейн]].
* [[Fallout/Fallout_4|Fallout 4]] — поселение Альянс, оформленное в том духе.
** В оправдание стоит отметить, что [[Параноик был прав|их страхи на предмет замены людей синтами полностью оправданы]].
* Command&Conquer — Синие Зоны, места обитания пресловутого «золотого миллиарда». Впрочем, к развязке тибериевой саги приглаженные помойки превращаются в обычные.
* [[XCOM/2]] — таковы мегаполисы после захвата Земли пришельцами. Внешне красота и порядок, генетическая терапия для людей, но вот плата за это — тотальный контроль и слежка, да и городские трущобы никуда не делись. Любое поселение не находящееся под контролем «Адвента», и жители которого не собираются переселятся в городские центры, подлежит уничтожению со всеми жителями, независимо от того связанно оно Сопротивлением или нет.
* [[We Happy Few]] — большинство жителей Веллингтон-Уэллс кушает мощные антидепрессанты, чтобы забыть, что творится вокруг. Правда, за пределами изолированного острова с городом жизнь идет как обычно.
* [[BioShock]] — именно так, по второй части, выглядит Восторг для [[BioShock/Little Sister|Маленьких Сестричек]].
* [[BioShock Infinite]] — летающий город Колумбия.
* Saints Row 4 — пресловутый [[белый заборчик]] из виртуальной реальности Императора Зиньяка.
* [[Mirror's Edge|Mirror’s Edge]] и особенно Mirror’s Edge: Catalyst.
* Серия [[Mass Effect]] — Цитадель: в Президиуме мошенники, главари преступных банд и агенты Серого Посредника прилично одеты и исключительно вежливы, в Жилом секторе можно и на пулю наткнуться, но всё так же красиво и прибрано.
** Бекенштейн, где коротают пенсию криминальные авторитеты.
** Иллиум — самое безопасное место во вселенной, пока ты не сходишь с дороги и внимательно следишь за тем, что подписываешь.
** Вообще все территории юрисдикции Совета Цитадели: коррупции и бандитизма хватает, но простые обыватели от этого неплохо экранированы. А территории вне юрисдикции Совета — уже помойка в самом прямом смысле этого слова. Зачастую буквальном.
** Ну и для тех кто совсем не понял — ячейка «Лазарь» на фоне остального «Цербера». Да, Шепард получает, можно сказать, сильно отцензуренную версию этой организации.
* Серия [[Dead Space]] — весь космос целиком. Человечество живет в условиях жесткого ресурсодефицита, других рас, кроме некроморфов нет, как таковых. Показателем является повсеместное распространение юнитологии, слизанной с секты «Небесные врата» почти один к одному, от саентологии там, на самом деле, немного.
* [[Sine Mora]] — пейзажи в игре восхитительно красивы, и если не вникать в сюжет, даже мысли не возникнет, что в этом мире идёт геноцид.
* [[Dark Souls]] — на Анор Лондо в первой части и Город за стеной в третьей части были наложены иллюзии, скрывающие истинное положение дел.
* Culpa Innata — либертарианская утопия Мирового Союза, где достигнут высочайший уровень жизни, дети воспитываются в интернатах, секс стал не более чем необременительным развлечением, а положение человека определяется исключительно его HDI (Human Development Index, индексом соответствия ценностям общества Союза), заставляет рваться в него мигрантов из стран-изгоев (включая Россию), о которых, правда, известно в рамках игры почти ничего. Вот только и в этой утопии есть грязные дела и тайны — контрабанда военными запрещённых товаров, например, или даже целое тайное элитистское общество, рассчитавшее скорый конец света.
* [[Cyberpunk 2077]] — Найт-Сити манит красивой картинкой и рекламными плакатами, но под этой обёрткой скрывается повальная преступность, отравленная экология и жуткая перенаселённость. {{Q|Телеведущий:(весело) мы прое…ли Америку (более серьёзным тоном), и я не знаю, как мы это исправим.|}}
 
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Красная земля]]: вообще, мир разорённой Революцией и Переломом России представляет из себя обыкновенную помойку (разорённые войной земли, полные бандитов и оживших мертвецов, где население выживает кое-как, голодая и подвергаясь террору от всех сторон конфликта), но в ней нашлось место и для сабжа статьи: неестественно прекрасные места, вроде Красной Москвы (небоскрёбы в конструктивистском стиле, парящие дирижабли, марширующие и поющие радостные песни комсомольцы, живущие в домах-коммунах) или Южного берега Крыма (изящные усадьбы, где живут сливки высшего общества, полный благородных господ-офицеров Севастополь и Ялта с её поэтами Серебряного века и театрами). У таких мест есть свои тёмные стороны, а ещё они умеют обращать человека на свою сторону.
 
=== [[Музыка]] ===
* «Мы, XXII век» от [[Complex Numbers]] — субверсия: общество двадцать второго века, в которое попал герой — это буквально мир, где все ходят и улыбаются по неестественной причине. Вот только его жители это полностью осознают и не пытаются скрыть это от героя, напротив, посвещают в подробности ситуации и дают её идейное обоснование. Им так жить удобно и привычно. {{spoiler|Тем более, что итог такой жизни заранее известен и желанен — растворение в озёрах абсолютно счастливой жидкости.}}
 
{{Nav/Место действия}}

Версия 18:05, 7 марта 2024

Русскоязычная

  • Кир Булычев:
  • Сергей Лукьяненко, дилогия «Звёзды — холодные игрушки» — Мир Геометров. Вроде бы идиллия прямо со страниц Стругацких, однако на поверку оказывается тоталитарной культурой, населению которой промывают мозги ещё в детстве и которых постоянно держат на наркотиках, чтобы постоянно улыбались и не слишком думали. Всех недовольных признают умственно больными и сажают в «санаторий», где люди «лечатся трудом» — по сути, обычная каторга. Один туда вообще попал из-за того, что узнал то, что местные власти давным-давно стёрли из учебников истории. Да, их корабли — совершенно безоружны. Вот только они очень быстро могут разворотить вражескую армаду с помощью «мирных инструментов» — мощных лазеров (резаки), силовых полей (антиметеоритных щитов), ядерных ракет (сейсмических зондов) и т. п. А как они любят создавать вирусы…
  • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.» — офшар Биг Биз. Уркаина (sic!) внизу — мир-помойка обыкновенная.
  • «Антираспад» — раглоссиане считают самих себя образцом миролюбия и пацифизма, и потому они сначала истребили у себя всех хищников (включая всех кошек, от чего страдают из-за расплодившихся крыс). А теперь заняты поиском аналога местной звезды смерти чтобы… уничтожить всех непацифистов, то есть практически все населённые планеты за «недостаточное миролюбие», включая и тех, что населены дикарями.
  • М. и С. Дяченко, «Мигрант» — на Раа вроде бы все хорошо, пост-пост-индустриальное общество, где все живут счастливо, не хочешь работать — не работай, государство позаботится… Вот только вскоре ГГ выясняет, что есть подвох.
  • Татьяна Леванова, «Сквозняки: Аквамариновая звезда» — яркий, красивый мир-курорт… в котором, если вы просрочите выплату по кредиту, из вас выкачают почти всю жизненную энергию и перельют её престарелому богатею, приехавшему подлечиться.
  • Евгений Прошкин:
    • «Загон». Вроде бы (по мнению Всемирного Совета) утопия. Но протагонисту не посчастливилось иметь «интеллектуальный уровень» на самом деле — коэффициент полезности для общества на уровне «частично разумный».
    • «Истребитель „Родина“». Объединённая Земля процветает и движется к ещё большему процветанию. Скоро к звезде с землеподобными планетами должны отправиться два космолёта с колонистами. Потомки тех самых колонистов вернулись в прошлое, чтобы убедиться, что корабль запущен в срок. Только ли в доброжелательности дело и из любознательности ли потомки вернулись в прошлое? Планета Родина проиграла войну и последняя надежда — переиграть прошлое, чтобы планета Сфера осталась незаселённой. Один из космолётов должен быть уничтожен после старта. Но не пошла ли Сфера на аналогичные шаги?
    • «Война мёртвых». В ласковый, уютный Мир Полудня вплетаются гайдаровские нотки: где-то там на границах Ойкумены грохочет война. Не все подростки в лагере радуются лету, готовятся к труду и размножению — Тихон хочет поскорее расстаться с лагерем, а может, и с жизнью.
  • Сволочь и иноагент Юрий Нестеренко, рассказ «Возвращение в Утопию» — инверсия и зигзаг. Астронавт, покинувший Землю, когда она представляла собой классический мир-помойку, и вернувшийся через 300 лет, убеждён, что ему демонстрируют именно приглаженную помойку, и изо всех сил пытается разоблачить жителей новой Земли. Но все его попытки терпят неудачу — на Земле действительно теперь все хорошо и благополучно (да вот только населена она уже отнюдь не людьми).
  • С точки зрения деконструкторов (Ю. Нестеренко, М. Харитонов, А. Лазарчук и др.), такой приглаженной помойкой является Мир Полудня Стругацких.
    • Да и сами авторы, судя по финалу так и не написанного романа «Белый ферзь», в конце концов пришли к тому же выводу.
  • «Чёрная книга Арды» — Валинор.
  • Лилия Курпатова Ким трилогия «Максимус Гром» — вся планета, но в особенности именно что хай-тек пространство «победителей» в последней мировой войне. Да, у лотеков всё плохо, их часть планеты загнали не то что в доиндустриальную эпоху, почти что в средневековье. Только вот они сами себе жратву выращивают, натуральным способом, живут в местах где экология постепенно выправляется, есть чистые воздух и вода. 80 процентов жителей хай-тек пространства в этой же самое время, проводят две трети жизни в виртуальной реальности, живут в семидесятиэтажных склепах из шлакоблоков, и питаются протеиново-синтетическим дерьмом с кучей ароматизаторов вкуса. У хайтеков чудовищное падение рождаемости, и хотя они сумели поставить процесс образования на поток, уже в 14 лет выпуская в профессию настоящих хороших специалистов (нейролингвистика, все дела), а живут хайтеки долго (медицина как не крути). То что это уже закат человечества, очевидно всем людям мало мальски умеющим думать, у высокотехнологичного огрызка «золотого миллиарда», уже давно под рукой даже источников натуральной природной руды нет, весь металл уже переработан по десять раз. И мысль о том что бы отменить весь этот бред с разделением, и тупо идти к лотекам на поклон со своими технологиями, за жратвой — уже перестаёт быть каким то общественным табу.
    • Естественно всё вышеперечисленное касается обычного народонаселения. У топ-менеджеров корпораций-монополистов, выращенных суперзвёзд и купленных политиков, и в особенности у руководства ВТО (которые выбрали себе официальный лозунг «Конкуренция это грех») всё не просто хорошо а очень хорошо.
  • «Лучший Экипаж Солнечной» Олега Дивова — западное сообщество так же «победивших» в последней мировой войне. Формальные (да и фактические) победители в мировой ядерной войне, вышли в космос и уверенно покоряют солнечную систему, располагая обширными колониями во внутреннем кольце, внушительными технологическими мощностями. А по факту, ситуация такая же как описана пунктом выше — огрызки былого величия человечества. Общество уже не то что разлагается, заживо гниёт, уровень «доверия» между флотом и остальным правительством ниже плинтуса. Хорошая новость — за пределами «цивилизации», те же русские, ни черта не вымерли и ещё готовы навалять всем, и могут оказаться ценным союзником если их переманить. Плохая — правительство постановило всех флотских отправить в утиль, а к солнечной системе уже движется армада инопланетных захватчиков…
  • Дмитрий Лекух «Чёрные Крылья Бога» — с прикрученным фитильком. В мире где половина планеты, ничья земля где натурально жрут человечину, насилуют и сдирают живьём шкуру со всех подряд, где в лучшем случае правят просто хорошо организованные банды уродов. Стоит Воронеж — образцово показательный город «крыльев», их главный форпост по дороге на юг России, их крепость и маяк цивилизации. В городе нет нищеты, нет банд и наркоманов, да повсюду военные патрули на броневиках. Зато тут даже делают вино, никогда никто не голодает, везде чистые улицы и даже (что вообще невероятно по местным меркам) всеобщее уличное освещение. В городе даже есть светская жизнь! Званные балы, уличные кафешки под каштанами, условное всеобщее равенство… А ещё, за любую провинность здесь вешают за шею. И не только за мародёрство или убийство, но и за гомосексуализм, а заезжих тут могут убить просто потому что местному начальству моча в голову ударила (героев спас исключительно высокий статус и сопровождении второго лица в Крыльях, иначе бы тоже повесили за шею). И с таким подходом, стоит только «порадоваться», что Крылья не являются полными идейными наследниками нацистов, и национальный вопрос их слабо интересует. Ибо с их стремлением загнать всех в светлое будущее и методичностью с которой они это делают, они бы всем жизнь сделали весёлой.
    • С другой стороны, строить светлое будущее «в мире, где половина планеты — ничья земля, где натурально жрут человечину, насилуют и сдирают живьём шкуру со всех подряд, где в лучшем случае правят просто хорошо организованные банды уродов», избегая драконовских мер — трудновато, пацифисты и гуманисты в окружении организованных банд уродов долго не продержатся. Все познаётся в сравнении, и жители Воронежа, возможно, искренне считают тамошние порядки прогрессивными и демократическими.
      • В этом в общем то основной конфликт книги и заключается. С одной стороны, протагонист и его карманная армия, те ещё головорезы. С другой — вешать людей за гомосексуализм даже он считает явным перебором, и это не полный перечень того за что Крылья могут прикончить человека на месте. Но в конечном итоге — проблема заключается в том что похоже кроме как Крыльям, бывшая федерация вообще больше никому не нужна ни в каком виде. И именно поэтому в Крылья идут бывшие силовики, их потомки, и просто тех кого уже достало.
  • Пётр Бормор выдал развёрнутый фрагмент о предмете статьи за год до пятого сезона MLP. Цитата: